Научная статья на тему 'Роль лингвориторической компетенции в формировании языковой личности школьника в условиях ФГОС'

Роль лингвориторической компетенции в формировании языковой личности школьника в условиях ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль лингвориторической компетенции в формировании языковой личности школьника в условиях ФГОС»

ления, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, его жизненных ритмов, пространства деятельности, структуры отношений, душевных переживаний, этических и ценностных аспектов бытия.

Для того чтобы формирование личностной идентичности молодого поколения было продуктивным и отражало историческую необходимость воспитания прогрессивного, образованного, духовно обогащенного генофонда нации, необходимо детально изучить потребности, стремления и смысложизненные ценности современной молодежи, и на основе полученных данных построить образовательный процесс с учетом современных реалий.

Вузовская среда, вся система высшего образования может оказывать и оказывает огромное влияние на формирование у молодежи духовности, ценностных ориентиров, гражданственности. Академическое образование по своей сути составляет тот культурный стержень, в котором конденсируется вся культурная память социума, элементом которого является система идеалов и ценностей народа. Следовательно, студенчество несет в себе историю социального мира в виде совокупности теоретических знаний и перспективы его развития в качестве потенциала реализации этих знаний на практике.

Но возникает противоречие между острой необходимостью внедрения в образовательный процесс вуза программы по становлению и развитию ценностных ориентации молодых людей и фактическим уровнем разработанности данной тематики в психологической науке.

В настоящее время в Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина проводятся исследования по изучению формирования и трансформации у студентов в процессе обучения в вузе системы ценностных и смысложизненных ориентаций, связанных как с изменениями в российском обществе, так и с изменениями, происходящими в системе высшего образования.

Р. Н. Щетникова

Роль лингвориторической компетенции в формировании языковой личности школьника в условиях ФГОС

Современная система образования в России направлена на внедрение ФГОС. Новые стандарты ориентированы на преобразование процесса обучения, который понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

79

Задача современной школы - воспитать человека высококультурной, творческой личностью, способной оценивать и совершенствовать себя и окружающий социум с учётом высоких критериев и приоритетов. Реализация этой задачи определила тенденцию усиления роли компетенции в образовании, где степень компетенции представляется тем понятием, которое призвано регулировать как успехи, так и неудачи в процессе коммуникации1.

Своё знакомство с духовным опытом общества школьник начинает с овладения богатствами художественной литературы - отечественной и зарубежной, где обучение восприятию художественного произведения становится важнейшим педагогическим процессом. Процесс этот обеспечивает формирование развитой языковой личности школьника. На современном этапе развития общества приоритет воспитания сильной языковой личности может быть реализован при помощи активного развития и совершенствования лингвориторической компетенции учащихся в процессе обучения всем предметам учебного цикла, в частности, на уроках русского языка.

Решение проблем, связанных с языковой личностью, в настоящий момент ориентировано на необходимость учёта роли человеческого фактора в языке. Современный этап развития методики преподавания русского языка призван расширить область компетенции языковой личности. От современного школьника требуется следовать тем или иным принципам не только словоупотребления, но и речеупотребления, и далее мыслеупотребления.

Введение понятия «компетенция» в методику преподавания русского языка в школе связано с поисками более точного, строгого определения целей обучения, с выявлением уровней владения языком, иначе говоря, с ответом на вопрос, каков уровень владения языком у учащегося. Под компетенцией в современной педагогике понимается отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере. Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере2.

Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащего-

1 Тхорик В.И., Фанян Н.Ю. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. 2-е изд. М.: ГИС, 2006. 260 с.

2 Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2005/1212.htm.

80

ся. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. В целом предметное содержание отличается от деятельностного тем, что первое ориентировано на формирование предметных знаний, а второе - на формирование компетенций.

Целью обучения становится не просто усвоение знаний и формирование умений, а развитие личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций. Поэтому рассмотрение компетенций в преподавании русского языка в школе обязательно предполагает постановку целей, которые должны быть достигнуты в развитии личности школьника. При обращении к языку как способу социокультурного бытия языковой личности, как среде «языкового существования», т. е. «никогда не прекращающейся жизни «с языком» и «в языке»1, мы с объективной неизбежностью покидаем уровень «чистой лингвистики» и выходим на уровень лингвориторики, которая рассматривает язык как средство речевой деятельности, осуществляемой языковой личностью в рамках совокупности речевых событий посредством механизмов реализации её интегральной лингвориторической компетенции.

Проблема заключается не в том, что должен знать ученик, чтобы стать коммуникативной личностью, а как построить процесс овладения словом. Задача состоит не в том, чтобы внести в память учащегося нормы литературного языка, жанрово-стилистические признаки высказывания, а главным образом в том, чтобы научить его пользоваться хорошей, правильной речью в повседневной жизни. Учитель должен обеспечить формирование умения свободно ориентироваться в действительных речевых ситуациях реальной жизни, переносить приемы умственной деятельности на новый познавательный материал.

Обучение лингвистическим дисциплинам должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания - слушание; навыков изучающего чтения; умений ведения диалога и построения монологического высказывания - говорение; умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле,

1 Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996.

81

отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание -письмо, говорение.

Перечисленные умения и навыки возможно формировать, опираясь на теорию речевой деятельности, с точки зрения которой речь - «деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и т. д.»1.

Устная и письменная речь как типы речевой деятельности реализуются во взаимосвязанных речемыслительных процессах - восприятии и воспроизведении высказывания, обусловленных ситуацией общения. Созданная на уроке при активном привлечении межпредметных связей речевая среда становится стимулом для порождения речевой деятельности разных типов и видов. В этой деятельности, максимально приближенной к условиям протекания естественной коммуникации, формируются коммуникативные умения, обеспечивающие как восприятие, так и создание высказываний.

Лингвориторическая компетенция формируется в процессе обучения и самообразования - интуитивно или осознанно, но всегда исключительно для нужд адаптации в конкретном этносоциуме. Категории «язык - речь - речевая деятельность» дидактически преломляются в трёх субкомпетенциях интегральной лингвориторической компетенции - языковой, текстовой и коммуникативной. Причём языковая компетенция непосредственно соотносится с лингвистикой, а текстовая и коммуникативная - с риторикой2. В соответствии с этим можно выделить три уровня реализации лингвориторической компетенции, т. е. самореализации языковой личности: коммуникативная (лингвориторическая) деятельность, текстовые действия, языковые операции. Коммуникативный подход к преподаванию русского языка определил использование различных видов работ на уроках, которые, развивая у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру поведения в целом.

Следует отметить, что организация на уроках речевых ситуаций и выполнение учащимися различных видов ситуативных упражнений - не самоцель, а средство формирования коммуникативных умений и навыков школьников.

Современными лингвистами и филологами ведется работа над программой речевого - вербально-коммуникативного - развития

1 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.

2 Ворожбитова А.А. Теория текста: Антропоцентрическое направление, 2005. 368 с.

82

школьников на межпредметном уровне, создающая единые методические подходы к развитию и совершенствованию коммуникативной компетенции школьников. Цель её заключается в том, чтобы формировать и развивать коммуникативные умения и способности учащихся, их стилистическое мышление и рефлекторноконтролирующие текстовые умения, что, в конечном счете, обеспечит взаимосвязь речевого и личностного развития учащихся.

Своеобразие, оригинальность и неповторимость каждой из форм работы по развитию речи - задача самого педагога, который сможет решить ее творчески, успешно овладев основами интегративного лингвориторического подхода, позволяющего на новом уровне рассмотреть компетенцию языковой личности в рамках социокультурно значимой речевой деятельности в условиях новых стандартов.

Е. Г. Ямщикова

Особенности модернизации непрерывного профессионального

педагогического образования в современных условиях

В условиях происходящей модернизации системы образования чрезвычайно значимым является вопрос профессиональной готовности педагога реализовывать поставленные перед ним учебновоспитательные задачи. Профессиональная готовность формируется на протяжении всего периода обучения, и педагогическая деятельность рассматривается через призму компетентностного подхода, который составляет одно из оснований обновления системы образования. Процесс развития готовности продолжается на протяжении всего периода профессиональной педагогической деятельности и приобретает различное содержание на разных этапах непрерывного педагогического образования, развития и саморазвития педагога.

Компонент профессиональных ценностей играет одну из ключевых ролей в формировании готовности студентов, а затем и специалистов к педагогической деятельности. В целом ряде исследований подчеркивается значимость мотивационной сферы личности педагога в структуре его готовности к профессиональной деятельности (Н. Н. Демиденко, 1996; М. М. Поташник, 1997, Л. А. Одинцова, С. В. Завицкая, 2000 и др.).

Непрерывным образованием занимаются не только выпускники педагогических колледжей и вузов, но и педагоги, уже работающие по специальности. Парадигма непрерывного педагогического развития опирается не идею о функциональной специфике знаний и не-

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.