Научная статья на тему 'ЛИНГВОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПОКОЛЕНИЯ 3++'

ЛИНГВОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПОКОЛЕНИЯ 3++ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / LINGUA-PEDAGOGICS / PROFESSIONAL COMMUNICATION / BUSINESS COMMUNICATION / FOREIGN LANGUAGE / COGNITIVE-DISCURSIVE APPROACH / INTERDISCIPLINARY APPROACH / PROFESSIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермоленко Оксана Владимировна

В статье рассматриваются лингвопедагогические особенности обучения деловой иноязычной профессиональной коммуникации на неязыковых направлениях подготовки согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования поколения 3++; особое внимание уделяется иноязычной коммуникативной компетенции (УК-4) как одной из базовых компетенций современного выпускника вуза, способствующей квалифицированному профессиональному общению, а также возможности социального и профессионально-личностного развития индивида на протяжении всей жизни (модель «образование через всю жизнь»). В работе был использован когнитивно-дискурсивыный подход как наиболее перспективный междисциплинарный подход в обучении иностранному языку, поскольку он объединяет когницию и коммуникацию, актуализируя исследования лингвопедагогического дискурса.The article deals with the linguistic and pedagogical features of foreign language business professional communication teaching at non-linguistic Departments in accordance with the Federal state educational standard of higher education «generation 3++»; special attention is paid to the foreign language communicative competence (UC-4) as one of the basic competencies of a modern High School graduate, contributing to a qualified professional communication, as well as the possibility of a social and professional-personal throughout the life individual development ("education through life" model). The cognitive-discursive approach is used as the most promising interdisciplinary foreign language teaching approach, as it combines cognition and communication, stressing the actuality of the linguistic-pedagogical discourse researches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермоленко Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПОКОЛЕНИЯ 3++»

Педагогика

УДК 37.026. 372.881.1

кандидат филологических наук, доцент Ермоленко Оксана Владимировна

Институт иностранной филологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ЛИНГВОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПОКОЛЕНИЯ 3++

Аннотация. В статье рассматриваются лингвопедагогические особенности обучения деловой иноязычной профессиональной коммуникации на неязыковых направлениях подготовки согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования поколения 3++; особое внимание уделяется иноязычной коммуникативной компетенции (УК-4) как одной из базовых компетенций современного выпускника вуза, способствующей квалифицированному профессиональному общению, а также возможности социального и профессионально-личностного развития индивида на протяжении всей жизни (модель «образование через всю жизнь»). В работе был использован когнитивно-дискурсивыный подход как наиболее перспективный междисциплинарный подход в обучении иностранному языку, поскольку он объединяет когницию и коммуникацию, актуализируя исследования лингвопедагогического дискурса.

Ключевые слова: лингвопедагогика, профессиональная коммуникация, деловая коммуникация, иностранный язык, когнитивно-дискурсивный подход, междисциплинарность, профессиональная среда.

Annotation. The article deals with the linguistic and pedagogical features of foreign language business professional communication teaching at non-linguistic Departments in accordance with the Federal state educational standard of higher education «generation 3++»; special attention is paid to the foreign language communicative competence (UC-4) as one of the basic competencies of a modern High School graduate, contributing to a qualified professional communication, as well as the possibility of a social and professional-personal throughout the life individual development ("education through life" model). The cognitive-discursive approach is used as the most promising interdisciplinary foreign language teaching approach, as it combines cognition and communication, stressing the actuality of the linguistic-pedagogical discourse researches.

Keywords:lingua-pedagogics, professional communication, business communication, foreign language, cognitive-discursive approach, interdisciplinary approach, professional environment.

Введение. Лигвопедагогический аспект в обучении и получении индивидом образования в высшей школе приобретает все большее практическое значение и не теряет своей актуальности, оставаясь, тем не менее, по-прежнему мало изученным направлением педагогической науки. Вопросам развития лингвопедагогического направления в педагогике посвящен ряд научных работ. Диссертационное исследование С.В. Миловановой [111 делает акцент на обучении студентов иностранному языку на базе личностно-ориентированного подхода, способствующего результативности обучения иностранному языку на основе самоорганизации студента, построению индивидуальной траектории развития и «формированию профессионально-значимых качеств личности будущего специалиста, становлению учебно-познавательных и профессиональных мотивов, культуры общения в процессе овладения им системой лингвистических знаний, умений, навыков» [11, с. 181. Различные аспекты лингвопедагогических проблем находятся в поле зрения таких исследователей как А.Н. Яковлева [201, Н.В. Самсонова [141, Л.А. Халилова [171, Л.А. Калямова [71, Н.Ю. Буряк [11, З.Х. Шафикова [181, Г.Х. Зиганшина [181, Р Р. Девлетов [31, Е.В. Клименко [81. Внедрение в учебно-педагогический процесс Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования поколения 3++ делает наше исследование достаточно злободневным, поскольку научных исследований по вопросу внедрения стандарта 3++ по иностранному языку нами не выявлено.

Перспективность развития лингвопедагогического направления в науке обусловлена, на наш взгляд, в первую очередь, его междисциплинарностью, охватывающей различные сферы развития научной мысли: лингвистика, педагогика в широком значении этого понятия, педагогическая психология, лингвопсихология, психология развития личности, акмеология и другие науки. На сегодняшний день развитие лингвопедагогики, по нашему мнению, невозможно без задействования базовых аспектов когнитивной науки, т.к. когнитивно-дискурсивный подход рассматривается лингвистами в качестве одного из перспективных направлений современной лингвистики, а объединение когнитивного и коммуникационного подходов дает возможность актуализировать исследования в области лингвопедагогического дискурса. Целью исследования является выявление и характеристика лингвопедагогических аспектов в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе, в частности, проблемам обучения иноязычной профессиональной коммуникации на неязыковых направлениях подготовки, что, в свою очередь, предопределяет решение задачи нашей работы по определению лингвопедагогических условий обучения иноязычной профессиональной коммуникации в рамках образовательного стандарта поколения 3++. Для решения поставленной задачи в работе использован метод теоретического анализа педагогических идей и моделирования управления учебно-воспитательным процессом в ходе формирования универсальной компетенции уровня УК-4. Объектом данного исследования послужили исследования в области лингвопедагогики, в частности, лингвопедагогические условия обучения иноязычной профессиональной коммуникации. В качестве предмета исследования рассматривается специфика универсальной компетенции (УК-4) по осуществлению деловой коммуникации на иностранном языке в рамках Федерального государственного образовательного стандарта поколения 3++.

Научная новизна исследования заключается в попытке анализа Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования поколения 3++ по иностранному языку (языкам) на базе когнитивно-дискурсивного подхода и определения лингвопедагогических условий обучения иноязычной профессиональной коммуникации в рамках образовательного стандарта поколения 3++, что, в свою очередь, обусловливает теоретическую и практическую значимость данного исследования.

Изложение основного материала статьи. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов поколения 3++ актуализируют вопрос выбора и реализации определенных подходов и педагогических условий к организации деятельности субъектов образовательной среды высшей школы.

Подготовка высшим образовательным учреждением конкурентоспособных выпускников в рамках образовательных стандартов поколения 3++, способных успешно решать профессиональные задачи в современных условиях, невозможна без владения выпускниками определенными универсальными компетенциями, к числу которых относится коммуникативная компетенция, реализующая потребность благополучного преодоления коммуникативных барьеров профессиональной среды. Одним из способов преодоления подобных барьеров является, по нашему мнению, владение выпускниками высшей школы одним или несколькими иностранными языками, следовательно, иноязычная коммуникативная компетенция может рассматриваться сегодня в числе наиболее значимых и востребованных компетенций в вузе.

Очевиден факт, что функциональное использование иностранного языка в профессиональной деятельности будущего выпускника неязыкового вуза видится на сегодняшний день как возможность быстрого интегрирования молодого специалиста в международную и внутреннюю профессиональную среду и использование иностранного языка (в основном, английского) не столько в качестве средства межкультурного и межличностного общения (ОК-5, ФГОС ВО 3+), но в большей степени в качестве средства изучения зарубежного или международного опыта соответствующей направлению подготовки профессиональной сферы. Более того, серьезное детальное изучение не только базовых профилирующих, но и смежных научных и технических областей знаний и дисциплин, а также возможность последующего перепрофилирования индивида на рынке труда в связи с изменениями границ пенсионного возраста, дефицита тех или иных профессий (непрерывное индивидуализированное образование) невозможны без достаточно глубоких знаний иностранного языка. Высокая конкурентоспособность, подразумевающая владение выпускниками не только профильными знаниями, но и свободное владение иностранным языком, позволит стать востребованным на рынке труда, успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач.

Согласно новейшему Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования поколения 3++ выпускник, освоивший программу бакалавриата по неязыковой специальности, должен обладать следующей универсальной компетенцией, которая, в соответствии данному стандарту, рассматривается в качестве базовой и, заметим, единственной (раздел «Коммуникация»), УК-4: «Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном и иностранном(ых) языке» [22]. Поскольку формирование иноязычной коммуникативной компетенции в практике современного высшего образования видится чрезвычайно актуальным, очевидна необходимость организации учебного процесса по обучению иностранным языкам и создание лингвопедагогических условий с учетом специфики будущей практической работы выпускников, возможность максимальной вовлеченности обучающихся в условия, приближенные к естественным профессиональным.

Обратимся в качестве примера к Федеральному государственному образовательному стандарту 3++ по направлению подготовки 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» (уровень бакалавриат) п.1.13. [21], который определяет последующую профессиональную деятельность бакалавров. Наполнение нового образовательного стандарта, на наш взгляд, обусловливает необходимость обучения деловой коммуникации на иностранном языке не только в сфере профессионального, но и междисциплинарного общения будущих специалистов (направление подготовки «прикладная математика и информатика», к примеру, подразумевает возможную сферу деятельности специалиста не только в отрясли связи, информационных и коммуникационных технологий, образовании, научных исследованиях, а также в ракетно-космической промышленности или авиастроении). Освоение иностранного языка как средства хранения информации, обретения набора знаний и информации по профилирующему предмету (когнитивная компетенция) напрямую соотносится с образовательной целью, на что указывает исследователь Н.В. Самсонова [14]. К слову скажем, что термин «когнитивность» используется в нескольких отличающихся друг от друга контекстах. Когнитивность может рассматривается в качестве способности индивида к ментальному восприятию и переработке информации (психическое состояние), а также как познание или знание (культурно-социальная составляющая). «Коммуникативно-познавательный, или уровень общения, соотносится, в первую очередь», - полагает исследователь, - «с практической целью овладения языком как средством коммуникации, как средством обмена информацией на любом предмете или учебном предмете» [14, с. 40]. Далее Н.В. Самсонова говорит об уровне культурных и знаниевых ценностей, духовно-познавательном уровне, соотнесенном с воспитанием личности с помощью изучения иностранного языка как средства хранения и обмена информацией. Таким образом реализуются не только лингвистические, но и педагогические условия обучения иностранному языку в высшей школе.

Согласно образовательным стандартам нового поколения, студенты современных образовательных учреждений должны уметь работать с большим объемом научной и профессиональной литературы по направлению подготовки, уметь оценивать качество и степень ее достоверности, что невозможно без знания иностранного языка, а развитие междисциплинарных связей определяет возможный уровень как образовательной мобильности, так и мобильности в последующем трудоустройстве выпускника. Формированию иноязычных языковых навыков по профессионально ориентированному чтению, письму, говорению, восприятию на слух способствует когнитивно-коммуникативная методика, которая дает возможность, с одной стороны, обучить студента иностранному языку как форме коммуникации, и, с другой, - дать возможность познакомиться и понять культурную парадигму иного социума, подготовить к межличностному и межкультурному общению будущих специалистов.

Личностно-ориентированное обучение позволяет студенту сформировать собственную, «индивидуальную образовательную траекторию» [11, с. 9], а личностно-ориентированный подход должен быть обеспечен рядом лингвопедагогических условий («центрированность на личности», на взрослой личности, лежит в основе акмеологического подхода, значительное внимание которому уделяет ученый-психолингвист И.М. Румянцева [13]). Заметим, что под лингвопедагогическими условиями понимаются «составные части образовательной среды, в которой изменение организации, содержания и технологии способствует самоорганизации студента, оптимальному использованию лингвистических способностей, что приводит к развитию языковой личности будущего специалиста в процессе овладения им системой лингвистических знаний, умений, навыков» [11, с. 8]. Одной из важнейших составляющих лингвопедагогических условий, на наш взгляд, является создание качественного образовательного контента в рамках минимального количества аудиторных часов в рамках подготовки курса «иностранный язык» (уровень подготовки «бакалавриат») или «профессионально ориентированный курс иностранного языка»

(уровень подготовки «магистратура») для неязыковых специальностей. Эффективность обучения напрямую зависит от продуктивного взаимодействия преподавателя и обучаемого, используемых лингводидактических технологий, в том числе продуктивно задействованных интернет-ресурсов, актуальных методических материалов, эффективности обратной связи. Грамотно созданные лингвопедагогические условия обучения иностранному языку помогут обеспечить естественный переход от учебной к профессиональной деятельности.

Основные задачи деловой коммуникации заключаются, как известно, в продуктивном деловом сотрудничестве, стремлении к максимальному сближению или объединению профессиональных целей, улучшению партнерских отношений. Деловая коммуникация реализуется в трех основных коммуникативных формах: монологической с преобладанием коммуникативных действий на уровне высказывания личности как субъекта-организатора процесса слушания других субъектов-участников общения, диалогической, в которой субъекты взаимодействуют и взаимно активны, и полилогической с преобладанием многостороннего общения. Анализ стиля речи делового человека с точки зрения языковых форм и средств определяется рядом исследователей (З.Н. Зангиева [16], А.В. Тадтаева [16], С.А. Цирихова [l6]) как официально-деловой или научно-деловой. Соответственно формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста должно проходить с учетом данных лингвистических особенностей (сложные речевые конструкции и обороты, высокая информативность и точность, наличие профессиональных терминов, отсутствие лексических конструкций, направленных на получение экспрессивного эффекта, нейтрально окрашенная лексика). Овладение основами деловой коммуникации на иностранном языке в сфере профессионального общения различных направлений подготовки в образовательных учреждениях на неязыковых специальностях с учетом обновленных образовательных стандартов поколения 3++ возможно на базе продуманных учебных программ и учебных пособий, что, несомненно, позволит будущим специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя коммуникативную компетентность как составную часть компетентности профессиональной.

Таким образом, использование лингвопедагогической модели способствует формированию и воспитанию иноязычной коммуникативной личности студентов и «их переходу на более высокий уровень профессиональной подготовки, в процессе которой меняются ценностные ориентации и происходит сдвиг мотивов в поведении, отношении к изучению иностранного языка и будущей профессии» [8, с. 60].

Выводы. Уровень сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности будущих специалистов неязыковых направлений подготовки определяется рядом заданных лингвистических и педагогических факторов. Очевидны междисциплинарные основы формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей - социолингвистическая, психолингвистическая, психолого-педагогическая составляющие базового лингвопедагогического подхода. Формированию интегративных качеств личности, «согласующихся с эталонным профилем идеального коммуниканта» [5] способствует, на наш взгляд, в не меньшей степени наличие профессиональных компетенций индивида, способного успешно решать необходимые профессиональные задачи, а грамотно созданные лингвопедагогические условия обучения иностранному языку обеспечивают естественный переход от учебной к профессиональной деятельности будущего выпускника.

Литература:

1. Буряк Н.Ю. Лингвопедагогическая культура [Текст]: учебное пособие для студентов направления подготовки бакалавриата / Н.Ю. Буряк. - Краснодар: ХОРС, 2013. - 403 с.: табл.; 21 см.; ISBN 978-5-91084-043-4.

2. Давлетбаева Р.Г. Инклюзивное образование в средних профессиональных организациях: личностно ориентированный и лингвопедагогический подходы / Р.Г. Давлетбаева // Педагогический журнал Башкортостана. - Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. 2016. -№ 3 (64). - С. 91-95.

3. Девлетов Р.Р. Нанолингвистический подход к преподаванию филологических дисциплин: становление, содержание и перспективы / Р.Р. Девлетов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология.

- Симферополь, 2014. - №1 (16). - С. 63-66.

4. Дудиков М.Ю. Квантитативные характеристики профессиональной коммуникации / М.Ю. Дудиков // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - Челябинск, 2009.

- Вып. 37. - № 35 (173). - С. 63-67.

5. Зайцева С.Е. Исследование феномена коммуникативной компетентности будущих юристов / С.Е. Зайцева. - Saarbucken: Lambert acad. publ., 2013. - 132 с.

6. Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов [Текст]: дис... канд. пед. наук / Иванова Оксана Юрьевна. - Курск, 2005. - 245 с.

7. Калямова Л.А. Формирование языковой компетенции как одна из важнейших целей современной системы образования / Л.А. Калямова // Новый филологический вестник, 2010. https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-yazykovoy-kompetentsii-kak-odna-iz-vazhneyshih-tseley-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya // (дата обращения: 07.08.2019.).

8. Клименко Е.В. Лингвометодические аспекты профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: традиции и инновации. // Е.В. Клименко / Лингвометодические аспекты профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: традиции и инновации: монография / коллектив авторов под ред. В.П. Барбашова, И.И. Климовой, М.В. Мельничук, Л.С. Чикилёва. — М.: Финансовый университет, 2014. — С. 54-60. ISBN 978-5-7942-1234-1.

9. Колесник Л.И., Микитченко С.П., Осипова Н.Н. Проблемное обучение иностранным языкам на основе лингво-педагогических моделей / Л.И. Колесник, С.П. Микитченко, Н.Н. Осипова. Традиции и инновации в обучении иностранным языкам и культурам: гармонизация или противоборство?: Коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения -XVIII» под общ. ред. Н.В. Барышникова (19-20 мая 2016 г.) - Пятигорск, 2016. - с. 164-171.

10. Крылов Э.Г. Профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция будущего инженера / Э.Г. Крылов // Вестник пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания. - Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2013. - №7. - С. 51-58.

11. Милованова С.В. Лингвопедагогические условия обучения студентов медицинского университета иностранному языку на основе личностно-ориентированного подхода: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / Милованова Светлана Васильевна. - Барнаул, 2005. - 20 с.

12. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее. Лингвопедагогические категории проблемного обучения / Под. ред. д-ра пед. наук, проф. Е.В. Ковалевской. Книга 1. - Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2010. - (авторский коллектив: Е.В. Ковалевская, Н.В. Самсонова, С.П. Микитченко, Л.И. Колесник) - 300 с.

13. Румянцева И.М. Психология речи и лингводидактическая психология. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2004. -319 с.: ил.

14. Самсонова Н.В. Лингвопедагогические исследования в контексте обучения иностранному языку // Культура, Наука, Образование: проблемы и перспективы. Материалы V Международной научно-практической конференции. Отв. ред. А.В. Коричко. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2016. - С. 295-298.

15. Савинова Т.А. Обучение студентов университета иностранному языку на основе комплекса научных подходов / Т.А. Савинова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXIX междунар. науч.-практ. конф. № 10 (67). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 18-23.

16. Тадтаева А.В., Зангиева З.Н., Цирихова С.А. National and Cultural Specific Character of the Verbal Communication / А.В. Тадтаева, З.Н. Зангиева, С.А. Цирихова // Гуманитарные и социальные науки. - Ростов-на-Дону: Северо-Кавказский научный центр высшей школы ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», 2015. - №2. - С. 78-86.

17. Халилова Л.А., Калямова Л.А., Баранова Т.В. Лингвопедагогические основы концепции преподавания иностранного языка в свете разработки программ поколения «три плюс» бакалавриата / Л.А. Халилова, Л.А. Калямова, Т.В. Баранова // История и архивы. - 2016. - №2. - С. 133-143.

18. Шафикова З.Х. О применении лингвопедагогического подхода к обучению и воспитанию студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования / З.Х. Шафикова, Г.Х. Зиганшина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 8 (50) Часть 5. - С. 80-84. - URL: http: //research-journal/org/pedagogy/o-primenenii-longvopedagogicheskogo-podxoda-k-obucheniyu-i-vospitaniyu-studentov-s-ovz-v-usloviyax-inklyuzivnogo-professionalnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 04.08.2019.). doi: 10.18454/ IRJ.2016.50.043.

19. Юсупова Т.Г. Содержание когнитивно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку/ // Т.Г. Юсупова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 2014. - Т. 20. - С. 36-37.

20. Яковлева А.Н. Лингвистика как проблема междисциплинарного исследования / А.Н. Яковлева // Образование и наука. - 2012. - № 7 (96). - С. 125-134.

21. http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjectsFG0SV0/BAK/010302_B.pdf.

Педагогика

УДК 378.12: 171

кандидат искусствоведения, профессор Журавлева Ольги Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имена В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы возрождения и трансформации музыкально-просветительской деятельность в перспективе развития современного общества. Основное внимание уделено формированию духовно-нравственной культуры молодежи. различных возрастных и социальных групп.

Ключевые слова: просветительская и концертная деятельность, аудиторное пространство, феномен публики, классификация аудитории шоу и поп культура.

Annotation. This article deals with the issues of revival and transformation of musical and educational activities in the perspective of the development of modern society. The main attention is paid to the formation of spiritual and moral culture of young people. different age and social groups.

Keywords: educational and concert activities, classroom space, public phenomenon, show audience classification, and pop culture.

Введение. В настоящее время интерес к различным областям культуры и искусства - повсеместный. Он связан с общим подъемом социальной и духовной жизни общества, с теми глубинными процесса, которые переживают в настоящее время своеобразный «ренессанс». Одним из таких явлений необходимо назвать возрождение просветительской деятельности, активно развивающейся в различных сферах, в том числе и музыке.

Несмотря на это, в последние годы, несмотря на значительный прогресс в системе культуры, гуманитарного образования и просвещения количество публики в академических залах значительно сократилось. В первую очередь это связано с негативным влиянием средств массовой коммуникацией и молодежной субкультуры на формирование художественных, в том числе и музыкальных вкусов.

Активное внедрение шоу-культуры и связанной с ней коммерциализацией культуры и искусства в целом, также стали причиной недоступности в концертные залы значительного числа любителей искусства и музыки что привело к локализации музыкального просвещения, ограничения ее только школами, лицеями, вузами различного уровня и учреждениями досуговой сферы.

Так, сформировалось противоречие между потребностью публики к постижению музыкального искусства, формированию художественного вкуса и расширению интересов разных слоев общества и низким уровнем ее практической реализации в просветительской деятельности. Путь преодоления данного противоречия сегодня лежит на стыке времен, позволяя синтезировать уникальные завоевания в сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.