ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №2(36)
УДК 81.272
ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Ф.Ю.ЮСУПОВА
© М.М.Шакурова
В статье содержится обзор научного наследия доктора филологических наук, профессора Ф.Ю.Юсупова. Основное внимание уделяется анализу лингвометодических трудов ученого. Выявлена роль Ф.Юсупова в истории национального образования РТ.
Ключевые слова: татарский язык, методика преподавания, Ф.Ю.Юсупов, коммуникативные способности учащихся, речевая деятельность, образовательные технологии современности.
Доктор филологических наук, профессор Фе-ритс Юсупов посвятил всю свою жизнь изучению, преподаванию и пропаганде татарского языка не только в России, но и за ее пределами. Родом Ф.Юсупов из деревни Большие Кургузи Зеленодольского района Республики Татарстан. Он принадлежит к поколению детей войны. Его отец, Юсуф Камилиев, героически погиб на фронте, и матери, Асие Мухаммедшакировой, пришлось в одиночку поднимать детей. Два деда стали наставниками для Феритса. Интерес к родному языку и истории родного края пробудился у мальчика еще в школьные годы. После окончания школы Ф.Юсупов поступает учиться на историко-филологический факультет Казанского университета (1956-1961).
1962 г. становится вехой отсчета научной биографии ученого: он становится научным сотрудником Института языка, литературы и истории им.Г.Ибрагимова АН СССР. В 1972 г. защищает кандидатскую диссертацию «Татарские говоры Южного Урала и Зауралья», в которой впервые в татарской диалектологии системно-синхронному анализу подвергаются неизвестные до настоящего времени татарские говоры, распо-страненные на территории Южного Урала и Зауралья: нагайбакский, ичкинский, сафакульский; рассматривается история их формирования и определяются места указанных говоров в диалектной системе татарского языка. В 1988 г. ученый завершает работу над докторской диссертацией «Татарский глагол в ареальном освещении», которая представляет собой первый опыт системно-синхронного описания малоисследованных неличных форм глагола татарского диалектного языка: причастия, деепричастия, инфинитива, имени действия. Приемы ареальной лингвистики сочетаются в работе со сравнительно-исторической интерпретацией материала. Диалектные факты рассматриваются как вариативные звенья единой системы национального языка. В этой работе впервые в татарском языкознании вводятся в научный оборот понятия «диалектный
язык», «система диалектов». Итоги многолетних исследований нашли свое отражение в целом ряде монографий ученого: «Обучение фонетике в условиях местного говора» (Казань, 1977) [1], «Татарские говоры Южного Урала и Зауралья» (Казань, 1979) [2], «Неличные формы глагола в диалектах татарского языка» (Казань, 1985) [3], «Изучение татарского глагола» (Казань, 1986) [4], «Татарские говоры, распространенные на Урале» (Казань, 2003) [5], «Морфология татарского диалектного языка» (2004) [6], «Татары Сафакуля: история, язык, фольклор» (2006) [7], «Татары Сафакуля: прошлое и настоящее» (2013) [8].
В 1972-1984 гг. Ф.Ю.Юсупов возглавляет факультет иностранных языков Елабужского педагогического института. В 1984-1996 гг. становится руководителем Татарстанского филиала Института проблем национального образования при Министерстве образования РФ. Ф.Юсупов принимает активное участие в разработке программ, учебников и хрестоматий, фонохрестома-тий по татарскому языку и литературе для детских садов и школ с русским и родным (татарским) языком обучения.
Хрестоматии «Гелбакча» («Цветущий сад») (1990) [9], «Балалар бакчасы» («Детский сад») (2002) [10], «Татарский букварь - Элифба» (1994) [11] стали хорошим подспорьем для воспитателей детсадов и учителей школ. Эти издания были ориентированы на воспитание любви и уважения к татарскому языку и культуре с раннего детства. Они были составлены на основе программы «Программа родного языка для детских садов и семей», утвержденной Министерством просвещения ТАССР (Ф.Ю.Юсупов, 1986, 1988) [12]. Материал, вошедший в хрестоматию, был распределен по разным возрастным группам: «Нэнилэр авазы» («Голос малышей») (для детей 1-2 лет), «Беренче адым» («Первые шаги») (для детей 2-3 лет), <^сэ барабыз» («Растем потихоньку») (для детей 3-4 лет), «Без инде зур Yстек» («Мы уже сильно подросли») (для детей
4-5 лет), «Хуш инде, гелбакча!» («До свидания, детский сад») (для детей 5-6 лет). Вниманию детей было предложено лучшее из сокровищницы татарского языка: мелодичные песни, занимательные и поучительные сказки, пословицы, поговорки, загадки, приметы. Эти книги на протяжении десятилетий, не потеряв своей актуальности, помогают родителям и педагогам воспитывать любовь к родному языку. Методически продуман и иллюстративный материал, способствующий развитию речи. Наряду с фольклорным материалом нашли свое достойное место в хрестоматии литературные произведения, познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка (произведения Г.Тукая, М.Джалиля, Ф.Яруллина, Р.Миннуллина, Ш.Галиева и др.).
Проблемы преподавания родного языка, совершенствования методического инструментария, разработки языковых норм стали актуальными в 1990-х гг. Ф.Юсупов, работая над учебниками и хрестоматиями для школ, опирался на достижения отечественной лингвометодической школы в лице М.Х.Курбангалиева, Р.С.Газизова, Х.Бадиги, М.Фазлуллина, тщательно подбирал тексты, продумывал упражнения, творческие задания [13].
В связи с изменениями социально-общественной атмосферы в стране происходят серьезные изменения и в сфере методики преподавания родного языка. Начинается разработка учебников и другой учебной литературы для школ, ориентированных на русскоязычную аудиторию. Ф.Юсупов внес огромный вклад в систематизацию работы в данном направлении. Под его руководством в соавторстве с ведущими специалистами в области родного языка были разработаны учебники по татарскому языку «Татарский язык для учащихся 2 класса (для русскоязычных детей)» (1993) [14], «Татарский язык для учащихся 3 класса (для русскоязычных детей)» (1993) [15], «Алифба» (1994) [11], «Татарский язык для учащихся 4 класса (для русскоязычных детей)» (1998) [16]. Учителя по достоинству оценили труд ученых и методистов. Эти учебники сыграли большую роль при обучении детей-татар, обучающихся в русских школах родному языку, русскоязычных детей татарскому языку.
В «Алифбе», разработанной в соавторстве с Л.К.Новиковым, материал ориентирован на развитие речи и подготовку к грамоте. Богатый и разносторонний иллюстративный материал служит поддержанию интереса к родному языку. Каждое новое слово ориентировано на формирование языковой компетенции. Диалоги и монологи нацелены на развитие коммуникативных способностей учащихся [11]. В книге содержатся
разноплановые упражнения, направленные на формирование грамматической зоркости. Гармонично вписался в «Алифбу» и литературный материал в виде сказок, коротеньких рассказов и стихотворений, нацеленный на развитие навыков развития речи.
Учебники по татарскому языку, разработанные Ф.Юсуповым, отличает стройность учебного материала и системность в изложении теоретических сведений. Упражнения ориентированы на развитие навыков говорения [14-16]. Эти учебные книги для начальной школы быстро стали популярными у учителей и родителей, так как классы, в которых они использовались, показывали высокие результаты обученности, отлично развитую речь и хорошую грамотность, богатый словарный запас. Это, безусловно, хорошо узнаваемый и оригинальный курс татарского языка, дающий основы знаний и стимулирующий личностное развитие учеников средствами предмета. Все учебные книги построены на функциональной основе и представляют язык как систему взаимосвязанных смыслов. Это во многом позволяет преодолеть формальный подход в изучении родного языка. Главный тезис авторского коллектива, реализованный в учебниках: язык необходимо знать, чтобы владеть речью для продуктивного общения.
В учебниках Ф.Юсупова
• формируется представление о татарском языке как духовной и культурной ценности татарского народа, осознание национального своеобразия татарского языка (разделы «Туган ^ирем» («Родной край»), «Татар халык экиятлэре» («Татарские народные сказки»), «Эти-эни hэм мин», («Папа, мама и я»), «ГабдуллаТукай», «Безнец ^ырларыбыз» («Наши песни»), «Татар авыллары тарихы» («История татарских деревень») и др.);
• развиваются умения анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
• совершенствуются способности к речевому взаимодействию;
• осуществляется текстовый подход к изучению родного языка (тексты для перевода с русского на татарский язык (даются слова для справок); тексты для перевода с татарского на русский язык; материалы для интерпретации текста; тексты для чтения (Г.Тукай «Исемдэ калганнар» («Мои воспоминания»), Г.Баширов «Сабантуй» и т.д.).
Таким образом, автор устанавливает тесную связь между грамматикой и литературой для того, чтобы учащиеся могли использовать грамма-
тические конструкции в татарской устной и письменной речи [17].
Курс четко и логично выстроен на единых методологических, психолого-педагогических и технологических принципах. Сегодня сложно представить качественное школьное образование без учебников по татарскому языку под редакцией Ф.Ю.Юсупова. Они заняли свое прочное место в учебном процессе, во многом определяя будущие тенденции развития преподавания татарского языка как учебного предмета.
В 2000 г. Ф.Ю.Юсупов разработал «Лексический минимум для русскоязычных учащихся начальных классов», ориентированный на европейские стандарты в области изучения языка [18].
В 2001 г. в соавторстве с Д.Г.Тумашевой, К.З.Зиннатуллиной, Б.М.Мифтаховым видный ученый-методист разработал учебник татарского языка для учащихся 6 класса в школах с родным (татарским) языком обучения [19]. Несомненной удачей авторов является предлагаемый способ представления учебной информации: целевая установка, перечень основных умений, которые будут формироваться при изучении конкретной темы; затем - материал для наблюдений, осмысление теории, практические задания, обобщение и итоговая работа. В учебнике нашли свое практическое применение новейшие образовательные технологии современности: технология развивающего обучения (И.С.Якиманская, Л.В.Занков и др.), игровая технология (ША.Амонашвили, О.В.Канарская, Д.Б.Эльконин), проблемно-эвристическая технология (А.В.Хуторской), обучение в малых группах, метод проектов, информационные технологии (Е.С.Полат) и др.
За годы работы в системе высшего образования Ф.Юсупов прошел путь от кандидата наук (ассистента, доцента) до доктора наук (профессора), заведующего кафедрой.
Феритс Юсупович не только выдающийся ученый-методист, создавший свою лингвомето-дическую школу, но и прекрасный организатор. Ф.Юсупов проводит большую работу по координации в вузах научно-исследовательской и методической работы в области преподавания родного языка: при его активном участии на кафедре татарского языка и методики преподавания обсуждается и распространяется лучший опыт исследовательской и учебной работы, рекомендуются к печати наиболее важные в теоретическом и практическом отношении научные труды.
Педагогическая деятельность Ф.Юсупова не ограничивается чтением научных курсов в университете. Ученый внес огромный вклад в подготовку кадров высшей квалификационной катего-
рии. Под его руководством защищены 9 кандидатских диссертаций. Многие его ученики, став кандидатами и докторами наук, с почтением и благодарностью вспоминают школу профессора Ф.Ю.Юсупова.
Труд продлевает молодость и саму жизнь, утверждают философы. Трудоголик по натуре, Фе-ритс Юсупович своей активной деятельностью показывает пример коллегам, ученикам, студентам. Красноречивое подтверждение тому - вышедшие из печати новые книги ученого. Недавно в Турции был напечатан его труд, посвященный татарскому диалектному языку, который получил высокую оценку на международном симпозиуме, посвященном изучению состояния культурных связей между Турцией и Татарстаном. В настоящее время проф.Ф.Ю.Юсупов читает для студентов Казанского федерального университета курс лекций по истории татарского языка и диалектологии.
За свои труды проф. Ф.Ю.Юсупов был награжден медалью «За доблестный труд» («добросовестный труд»), медалью имени К.Д.Ушинс-кого. Он отличник просвещения России, делегат Всероссийского съезда учителей. Ученый был избран членом ассоциации изучения Востока, комитета Тюркологов. Ф.Юсупов был членом совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Казанского государственного университета, Российского института национальных школ, Дагестанского педагогического университета. За результативную деятельность в области тюркских языков, педагогики и методики на основе решения Английского автобиографического центра он был признан одним из самых известных людей ХХ века.
Сегодня, в дни юбилея, от всего сердца хочется пожелать Феритсу Юсуповичу крепкого здоровья и новых успехов на лингвистическом и педагогическом поприще!
1. Йосыпов Ф.Й. Жирле сейлэш шартларында фонетика укыту. - Казан: Тат. кит. нэшр., 1979. -158 б.
2. Йосыпов Ф.Й. Кеньяк Урал Иэм Урал арты сейлэшлэре. - Казан: Тат. кит. нэшр., 1979. -184 б.
3. Юсупов Ф.Ю. Неличные формы глагола в диалектах татарского языка. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985. - 317 с.
4. Юсупов Ф. Ю. Изучение татарского глагола. -Казань: Татарск. кн. изд-во, 1986. - 328 с.
5. Юсупов Ф.Ю. Татарские говоры, распространенные на Урале. - Казань, 2003. - 351 с.
6. Юсупов Ф.Ю. Морфология татарского диалектного языка: категории глагола. - Казань: Фэн, 2004. - 592 с.
7. Юсупов Ф.Ю. Татары Сафакуля: история, язык, фольклор. - Казань: изд-во КГУ, 2006. - 607 б.
8. Юсупов Ф.Ю. Татары Сафакуля: прошлое и настоящее. - Казань: изд-во КГУ, 2013. - 607 с.
9. Йосыпов Ф.Й. Гелбакча (Хрестоматия для татарских детских садов). - Казань: Татар. кит. нэшр., 1990.- 255 б.
10. Йосыпов Ф.Й. Балалар бакчасы (Хрестоматия для татарских детских садов). - Казан: Раннур, 2002. - 650 б.
11. Йосыпов Ф.Й., Новикова Л. К. Алифба -Татарский букварь: Башлангыч мэктэпнец 1 нче сыйныфы ечен дэреслек (Рус телендэ сейлэшуче балалар ечен). - Казан: Мэгариф, 1994. - 114 б.
12. Юсупов Ф.Ю. Программа родного языка для детских садов и семей. - Казань: Магариф, 1986. -38 с.
13. Шакурова М.М. Становление и развитие методики преподавания татарского языка в иноязычной аудитории. - Научный Татарстан.-2010. - № 3. - С. 207 - 214.
14. Татар теле. 2 нче сыйныф ечен (рус телендэ сейлэшэче балалар ечен) / Ф.Ю.Юсупов, З.А.Казыйханова, Р.Мехиярова. - Казан: Мэгариф, 1993 .- 192 б.
15. Татар теле. 3 сыйныф (рус телендэ сейлэшYче балалар ечен) / Ф.Ю.Юсупов, В.З.Гарифуллин В.З., Л.К.Новикова. - Казан: Мэгариф, 1993. - 198 б.
16. Йосыпов Ф.Й. Гарифуллин ЯЗ.Татар теле. 4 сыйныф. Татарский язык. 4 класс. Рус телендэ сейлэшYче балалар ечен. — Казан: Мэгариф, 1998. - 206 б.
17. Шакурова М.М.Взаимосвязанное изучение морфологии и синтаксиса в программах по татарскому языку 30-х гг. XX века. // Гуманитарные, социально-экономические и оьщественные науки. - 2014. - №24. // иКЬ: http://www.online-science.ru /т/рго^с18/Шо^1сЬе8к1е-паик1^^346/р^/ (Дата обращения 24.03.2014).
18. Юсупов Ф.Ю. Лексический минимум для русскоязычных учащихся начальных классов. -Казань: Магариф, 2000. - 167 с.
19. Татар теле: Татар урта гомуми белем мэктэбенец 6 нчы сыйныфында укучы татар балалары ечен дэреслек / Д.Г.Тумашева, Ф.Ю.Юсупов, К.З.Зиннэтуллина, Б.М.Мифтахов. - Казан: Мэгариф, 2001. - 290 б.
LINGVOMETHODOLOGICAL HERITAGE OF F.YU.YUSUPOV
M.M.Shakurova
The article provides an overview of the scientific heritage of F.Yu.Yusupov, Doctor of Philology, Professor. It analyzes lingvomethodological works of the scientist. The role, F.Yusupov played in the history of national education, is described.
Key words: Tatar language, teaching methodology, F.Yu.Yusupov, communication abilities of students, speech activity, modern educational technologies.
1. Josypov F.J. ^irle sejlash shartlarynda fonetika uky-tu. - Kazan: Tat. kit. nashr., 1979. -158 b. (In Tatar)
2. Josypov F.J. Ken'jak Ural ham Ural arty sejlashlare. - Kazan: Tat. kit. nashr., 1979. - 184 b. (in Tatar)
3. Jusupov F.Ju. Nelichnye formy glagola v dialektah tatarskogo jazyka. - Kazan': Izd-vo Kazanskogo unta, 1985. - 317 s. (In Russian)
4. Jusupov F.Ju. Izuchenie tatarskogo glagola. - Kazan': Tatarsk. kn. izd-vo, 1986. - 328 s. (In Russian)
5. Jusupov F.Ju. Tatarskie govory, rasprostranennye na Urale. - Kazan', 2003. - 351 s. (In Russian)
6. Jusupov F.Ju. Morfologija tatarskogo dialektnogo jazyka: kategorii glagola. - Kazan': Fan, 2004. - 592 s. (In Russian)
7. Jusupov F.Ju. Tatary Safakulja: istorija, jazyk, fol'k-lor. - Kazan': izd-vo KGU, 2006. - 607 b. (In Russian)
8. Jusupov F.Ju. Tatary Safakulja: proshloe i nastojash-hee. - Kazan': izd-vo KGU, 2013. - 607 s. (In Russian)
9. Josypov F.J. Gelbakcha (Hrestomatija dlja tatarskih detskih sadov). - Kazan': Tatar. kit. nashr., 1990. -255 b. (In Tatar)
10. Josypov F.J. Balalar bakchasy (Hrestomatija dlja tatarskih detskih sadov). - Kazan: Rannur, 2002. -650 6. (In Tatar)
11. Josypov F.J., Novikova L.K. Alifba - Tatarskij buk-var': Bashlangych maktapne« 1 nche syjnyfy echen dareslek (Rus telenda sejlashyche balalar echen). -Kazan: Magarif, 1994. - 114 b. (In Tatar)
12. Jusupov F.Ju. Programma rodnogo jazyka dlja detskih sadov i semej. - Kazan': Magarif, 1986. - 38 s. (In Tatar)
13. Shakurova M.M. Stanovlenie i razvitie metodiki pre-podavanija tatarskogo jazyka v inojazychnoj audito-rii. - Nauchnyj Tatarstan. - 2010. - № 3. - S. 207 -214.
14. Tatar tele. 2 nche syjnyf echen (rus telenda sejlashache balalar echen) / F.Ju.Jusupov, Z.A.Kazyjhanova, R.Mehijarova. - Kazan: Magarif, 1993.- 192 b. (In Tatar)
15. Tatar tele. 3 syjnyf (rus telenda sejlashyche balalar echen) / F.Ju.Jusupov, V.Z.Garifullin V.Z., L.K.Novikova. - Kazan: Magarif, 1993. - 198 b. (In Tatar)
16. Josypov F.J. Garifullin V.Z. Tatar tele. 4 syjnyf. Tatarskij jazyk. 4 klass. Rus telenda sejlashyche bala-lar echen. - Kazan: Magarif, 1998. - 206 b. (In Tatar)
17. Shakurova M.M. Vzaimosvjazannoe izuchenie mor-fologii i sintaksisa v programmah po tatarskomu ja-zyku 30-h gg. XX veka. // Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i o'shhestvennye nauki. - 2014. -№24. // URL: http://www.online-science.ru/rn/ pro-
ducts/filologicheskie-nauki/gid1346/pg0/ (Data obrashhenija 24.03.2014).
18. Jusupov F.Ju. Leksicheskij minimum dlja russko-jazychnyh uchashhihsja nachal'nyh klassov. - Kazan': Magarif, 2000.- 167 s. (In Tatar)
19. Tatar tele: Tatar urta gomumi belem maktabene« 6 nchy syjnyfynda ukuchy tatar balalary echen dareslek / D.G.Tumasheva, F.Ju.Jusupov, K.Z.Zinnatullina, B.M.Miftahov. - Kazan: Magarif, 2001. - 290 b. (In Tatar)
Шакурова Муслима Магесумовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры татарского языка и методики преподавания Института филологии и искусств Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]
Shakurova Muslima Magesumovna - Ph. D. in Philology, Associate Professor, Department of Татаг Language and Instruction, Kazan (Volga Region) Federal University.
18 Kremlevskaja Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 17.04.2014