Научная статья на тему 'Научно-методическое наследие ученых Казанского университета: Муслима Магсумовна Шакурова'

Научно-методическое наследие ученых Казанского университета: Муслима Магсумовна Шакурова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
244
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Юсупова Зульфия Фирдинатовна, Мирзагитов Рамиль Хамитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое наследие ученых Казанского университета: Муслима Магсумовна Шакурова»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2017. №2(48)

УДК 811.161.1

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ УЧЕНЫХ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: МУСЛИМА МАГСУМОВНА ШАКУРОВА

© Зульфия Юсупова, Рамиль Мирзагитов

SCIENTIFIC AND METHODICAL LEGACY OF SCIENTISTS AT KAZAN UNIVERSITY: MUSLIMA MAGSUMOVNA SHAKUROVA

Zulfiya Yusupova, Ramil Mirzagitov

«В постоянном поиске...» - эти слова удивительно точно отражают суть научно-педагогической деятельности Муслимы Магсумовны Шакуровой, доцента кафедры татарского языка и татаристики Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета.

Автор более 200 научно-методических работ в области татарской филологии и методики преподавания татарского языка, Муслима Магсу-мовна известна не только в Республике Татарстан, но и далеко за её пределами. По её программам и учебникам обучают татарскому языку школьников, её учебно-методическими пособиями пользуются учителя и студенты, к её монографическим исследованиям и статьям обращаются коллеги.

Выпускница отделения «Русский язык и литература, татарский язык и литература» Елабуж-ского государственного педагогического института, Муслима Магсумовна начала свою трудовую деятельность в 1986 году сельским учителем средней школы с. Нижние Шитцы Сабинского района. Уже тогда она проявляла в своей работе склонность к творчеству и научной деятельности. С 1992 года её судьба была связана с Казанским университетом, с кафедрой методики преподавания татарского языка и литературы факультета татарской филологии и истории. Заведующим кафедрой был доктор филологических наук, профессор Т. Н. Галиуллин. С большой благодарностью она вспоминает совместную работу с Т. Н. Галиуллиным, Ф. Ю. Юсуповым, С. М. Ибрагимовым, А. Г. Яхиным, Ф. А. Ганиевой, Д. Ф. Загидуллиной, Ф. Х. Зав-гаровой и др. В стенах Казанского университета М. М. Шакурова прошла научно-методическую школу, в становлении её как ученого и преподавателя большую роль сыграла общая атмосфера факультета и кафедр, богатых известными учеными, прекрасными лекторами, опытными мето-

дистами. Именно здесь она состоялась как ученый-лингвист и ученый-методист в области преподавания татарского языка. Воспитанная в научных традициях казанской лингвистической, тюркологической и лингвометодической школ, Муслима Магсумовна и сегодня одинаково плодотворно ведет исследования и в области филологии, и в области лингвометодики. Она продолжает славные традиции, заложенные еще такими выдающимися учеными, как Каюм Насыри, М. Х. Курбангалиев, Р. С. Газизов, Г. Сагди, М. А. Фазлуллин, М. З. Закиев, Д. Г. Тумашева и др.

В 1990 годы научные интересы М. М. Шакуровой были связаны с проблемами совершенствования методики преподавания татарского языка в иноязычной аудитории. В 1999 году она под руководством доцента, кандидата педагогических наук К. Л. Биктагирова защитила кандидатскую диссертацию по специальностям 10.02.02 -Языки народов Российской Федерации, 13.00.02 - Теория и практика обучения и воспитания (татарский язык) на тему «Реализация принципа межраздельных связей на уроках татарского языка в иноязычной аудитории». В своем исследовании Муслима Магсумовна рассматривает значение межраздельных связей для сознательного изучения татарского языка в коммуникативных целях, выделяет виды этих связей в методическом и лингвистическом аспектах, разрабатывает конкретные пути реализации межраздельных связей в учебном процессе [Шакурова, 1999].

Особый интерес к методике преподавания татарского языка в иноязычной аудитории позволил ей поделиться своими методическими идеями в рамках прохождения двухгодичной стажировки в Венгрии. В 1995-1996 гг. она проходила стажировку на кафедре тюркологии в Сегедском научном университете имени Й. Атиллы, преподавала татарский язык венгерским студентам. Опыт преподавания татарского языка в иноязыч-

ной аудитории был обобщен в учебнике «Татар теле. Татарский язык для иноязычной аудитории» [Шакурова, 2001]. Этот учебник предназначен для старшеклассников русской школы, учащихся техникумов и училищ. В Казанском медицинском колледже долгие годы преподавали студентам татарский язык именно по этому учебнику. Он адресован также иностранцам, изучающим татарский язык; зарубежным преподавателям, имеющим небольшой педагогический опыт или начинающим преподавать татарский язык как иностранный. В учебнике предлагаются конкретные тексты по определенным темам, диалоги и монологи, материалы по татарской грамматике и упражнения, фонетическая отработка, а также словарь, образцы разговорной речи, примеры перевода сложных текстов на татарском и русском языках, программа по татарскому языку для иноязычной аудитории.

На сегодняшний день исследования ученого связаны с актуальными вопросами методики преподавания татарского языка как родного / неродного / иностранного; совершенствованием подготовки будущих учителей татарского языка и литературы; современным билингвизмом и по-лилингвизмом; изучением научно-методического наследия в области преподавания татарского языка как родного и неродного в школе и вузе; стилистикой и культурой речи, лингвистическим анализом художественного текста (на материале татарской литературы и фольклора); синтаксисом и пунктуацией.

Особый интерес Муслима Магсумовна проявляет к изучению научного наследия ученых, обобщению и описанию их научно-педагогической деятельности (например, см.: [Шакурова, 2010], [Шакурова, 2014], [Шакурова, 2015]. Результатом плодотворной работы стала её монография «Татар телен укыту методикасыньщ фэнни мирасы (XVIII гасыр ахыры - XX гасыр)» (Научное наследие методики преподавания татарского языка (конец XVIII - нач. XX вв.)) [Шакурова, 2012]. В ней проведена периодизация этапов развития методики обучения татарскому языку начиная с 18 века. Так, по результатам работы в архивах, изучения трудов ученых лингвистов и методистов были выделены шесть периодов, каждый из которых охарактеризован и описан в книге, а также обобщены основные направления и идеи в области лин-гвометодики за последние два столетия. Ею были проанализированы грамматики, самоучители, разговорники, методические пособия, учебники, программы по татарскому языку первого периода существования школы, а также советские и современные программы и учебники.

Научные изыскания в области татарского языкознания и методики преподавания татарского языка отражены в её многочисленных публикациях, например: «Татар теле: татарский язык для иноязычной аудитории» [Шакурова, 2001], «Хэзерге татар теле: Пунктуация» [Хэким^анов, Шакурова, 2003], «Татар урта гомуми белем бирY оешмаларында татар телен укыту методи-касы» [Шакурова, Юсупов, Хеснетдинов, 2015], «Лингвистический анализ фольклорного текста (на материале сказок и баитов)» [Шакурова, 2014] и др.

С 2010 года М. М.Шакурова является обладателем грантов РФ, РГНФ. Она была руководителем грантов РГНФ-173, АНГ-173 в 2013-14 гг. (тема проекта: «Лингвистический анализ художественного текста (на материале татарской литературы и фольклора»), РГНФ-213, АНГ-213 (тема проекта: «Теоретические основы обучения государственным языкам в условиях двуязычия Республики Татарстан» (2016 / 2017 гг.).

Муслима Магсумовна принимает активное участие в разработке учебно-методических комплексов по татарскому языку. Она является соавтором учебников «Татар теле. Электрон дэреслек. 5-11 нче сыйныфлар. Синтаксис» (2009); учебников для 9, 10 классов общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) и учебных пособий для школьников (2017). С 2011 по 2016 гг. она была одним из авторов-разработчиков Примерной рабочей программы по учебному предмету «Родной (Татарский язык)» для общеобразовательных организаций с обучением на татарском языке (5-11 классы), где подробно рассматриваются количество часов, темы, содержание, обеспечивающие формирование коммуникативной, лингвистической и этно-культурологической компетенций, и дается характеристика основных видов деятельности учащихся (см. также: [Галиуллина, Шакурова 2011], [Галиуллина, Шакурова, 2017], [Мирзаhитов, Шакурова, Мусаяпова, 2015].

Следует особо отметить тесную связь Муслимы Магсумовны с учителями татарского языка, оказание методической консультации по актуальным вопросам преподавания татарского языка в современной школе, чтение лекций на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей татарского языка и литературы на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ. Она один из авторов-разработчиков учебной программы дополнительного образования по повышению квалификации преподавателей татар-

ского языка и литературы РТ и РФ. Её лекции на курсах повышения квалификации становятся для слушателей самыми востребованными, методически насыщенными и актуальными для современного учителя.

Муслима Магсумовна находит время и для работы с одаренными детьми, является членом жюри республиканской олимпиады по татарскому языку. Ежегодно участвует координатором в составе Поволжской научной конференции учащихся имени Н. И. Лобачевского. С 2012 года она является председателем жюри II региональной научно-исследовательской конференции школьников, посвященной памяти татарского ученого-просветителя Ибрагима Хальфина; V городской научно-исследовательской конференции школьников имени К. Д. Ушинского; третьей школьной научно-практической конференции «Юный исследователь»; VII филологической научно-исследовательской конференции школьников имени Д. С. Лихачева; XII Республиканской научно-исследовательской конференции школьников, посвященной памяти татарского ученого-просветителя Ибрагима Хальфина; XIV межрегиональных юношеских научно-исследовательских чтений имени Каюма Насыйри и др.

Отдельно необходимо сказать о замечательном педагогическом таланте Муслимы Магсу-мовны. Свою преподавательскую деятельность она тесно связывает с практической необходимостью обучения татарскому языку. Широкому кругу специалистов известны её учебники и учебные пособия, по которым занимаются студенты, магистранты. Она читает лекционные курсы по дисциплинам «Методика преподавания татарского языка в школе», «Методика обучения и воспитания в области татарского языка», «История развития татарской методической науки», «Лингвистический анализ художественного текста» и др. Студентам-филологам нескольких поколений посчастливилось слушать ее лекции по методике преподавания татарского языка. Их отличительные черты - основательность, вдумчивость, высокий научно-методический уровень. Муслима Магсумовна большое внимание уделяет индивидуальной работе со студентами, многое вкладывает в развитие их личности. Её воспитанники неоднократно становились победителями всероссийских и республиканских конкурсов и олимпиад, активно выступают со своими докладами на конференциях, становятся обладателями именных стипендий.

В 1997-2011 гг. М. М. Шакурова имела общественные нагрузки по линии Министерства образования и науки, являясь членом Учебно-методического экспертного совета Министерства

образования и науки РТ, научным руководителем и рецензентом экспериментальной методики «погружения» Р. Р. Нигматуллиной, разработанной для русскоязычных школьников 5-6 классов, изучающих татарский язык, и председателем группы по экспертизе проектов государственных образовательных стандартов по татарскому языку и татарской литературе для школ с татарским языком обучения. В течение 10 лет она была членом редколлегии журнала «Магариф», который известен далеко за пределами Татарстана, делилась своими научно-методическими идеями на его страницах. За плодотворную научно-педагогическую деятельность Муслима Магсу-мовна награждена Почетной грамотой МО и Н РТ (2003 г.; 2017 г.), Почетной грамотой ректора КФУ (2004 г.; 2016 г.; 2017 г.), Благодарственным письмом МО и Н РТ (2011 г.; 2014 г.), Благодарственным письмом директора ИФМК КФУ за подготовку участника Всероссийской олимпиады по тюркским языкам (2014 г.), Благодарственным письмом ректора БГПУ им. М. Акмул-лы за профессиональную подготовку победителя Всероссийского студенческого конкурса «Ана теле - 2013» г. Уфа. В 2016 году она получила именную стипендию для ведущих ученых, осуществляющих научно-педагогическую деятельность по подготовке высококвалифицированных кадров по татарскому языку и литературе.

Коллеги и ученики ценят Муслиму Магсу-мовну не только как ученого, но и удивительного человека. Интеллигентность, отзывчивость, профессионализм вызывают глубокие симпатии у многих, кто работает с ней, общается с этим замечательным человеком.

От имени коллег поздравляем Муслиму Маг-сумовну с 55-летием, желаем ей успехов, доброго здоровья, творческого долголетия, благополучия и счастья.

Список литературы

Галиуллина Г.Р., Шакурова М.М. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на татарском языке (5-9 классы) (Татар телендэ укыта торган гомуми урта белем 6^y оешмалары ечен «Туган тел (татар теле)» фэненнэн Yрнэк программа (5-9 сыйныфлар, 2017) http ://mon.tatarstan. ru/primernye_rabochie_programmy.h tm (дата обращения: 20.05.2017)

Шакурова М. М. Реализация принципа межраздельных связей на уроках татарского языка в иноязычной аудитории: дис. ... канд. филол. наук: Казань, 1999. 278с.

Шакурова М. М. Татар теле. Татарский язык для иноязычной аудитории. Казань: Изд-во КГТУ, 2001. 263 с.

Шакурова М. М. Становление и развитие методики преподавания татарского языка в иноязычной аудитории // Научный Татарстан. 2010. № 3. С. 207214.

Шакурова М. М. Лингвистический анализ фольклорного текста (на материале сказок и баитов) // Филология и культура. Philology and Culture. 2014. №4 (38). С. 216-220.

Шакурова М. М. Лингвометодическое наследие Ф. Ю. Юсупова // Филология и культура. Philology and Culture. 2014. № 2 (38). С. 68-72.

Галиуллина Г.Р., Шакурова М.М. Татар телендэ урта (тулы) гомуми белем 6^y мэктэплэре очен татар теле hэм эдэбиятыннан урнэк программалар: 1-11 нче сыйныфлар / (басма очен Г. Р. Галиуллина, Д. Ф. За-Ьидуллина жаваплы. Казан: Татар. кит. нэшр., 2011. Б. 85-121.

Мирзаhитов Р. Х., Шакурова М. М., Мусаяпо-ва Н. Х. Татар теле. 9 сыйныф : рус телендэ гомуми белем 6^y оешмалары очен дэреслек (татар телен туган тел буларак ойрэщче укучылар очен) / Ф. Ф. Харисов редакциясендэ. Казан: Татар. кит. нэшр., 2015. 190 б.

Хакимщанов Ф. С., Шакурова М. М. Хэзерге татар теле: Пунктуация. Казан: Gumanitarya, 2003. 388 б.

Шакурова М. М. Татар телен укыту методикасыньщ фэнни мирасы (XVIII гасыр ахыры -XX гасыр: монография. Казан: «Ихлас», 2012. 144 б.

Шакурова М. М. Каюм Насыйриныц фэнни-методик эшчэнлеге // Преподавание на татарском языке в системе среднего и высшего образования: история, современность и перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения Каюма Насы-ри. Казань: Институт истории им Ш. Марджани АН РТ, 2015. С. 3-7.

Шакурова М. М., Юсупов А. Ф., Хвснетдинов Д. Х. Татар урта гомуми белем 6^y оешмаларында татар телен укыту методикасы (Методика преподавания татарского языка для татарских школ) Уку-укыту ярдэмлеге. Казан: Казан ун-ты, 2015. 110 б.

References

Galiullina, G. R., Shэkurova, M. M. (2017).

Primernaia rabochaia programma po uchebnomu predmetu «Rodnoi (tatarskii) iazyk» dlia obshcheobrazovatel'nykh organizatsii s obucheniem na tatarskom iazyke (5-9 klassy) [An Indicative Work Program for the Subject "Native (Tatar) Language" for General Education Institutions with the Tatar Language Instruction (Grades 5-9)]. http://mon.tatarstan.ru/ primernye_rabochie_programmy.htm (accessed:

20.05.2017). (In Russian)

Galiullina, G. R., Shэkurova , M. M. (2011). Tatar telendа urta (tuly) gomumi belem birY mаktаplаre echen tatar tele hаm аdаbiiatynnan Yr^k programmalar: 1-11 nche syinyflar [An Indicative Work Program for the Subject "The Tatar Language and Literature" for Secondary Educational Institutions with the Tatar

Language Instruction (Grades1- 11)] (basma ochen G. R. Galiullina, D. F. Zahidullina ^avaply). Pp. 85-121. Kazan, Tatar. kit. mshr. (In Tatar)

Ktekimzianov, F. S., Shэkurova, M. M. (2003). Khаzerge tatar tele: Punktuatsiia [The Modern Tatar Language: Punctuation]. 388 p. Kazan', Gumanitarya. (In Tatar)

Mirzahitov R. Kh., Shэkurova M. M., Musaiapo-va N. Kh. (2015) Tatar tele. 9 syinyf: rus telendа gomumi belem birY oeshma-lary echen dаreslek (tatar telen tugan tel bularak ern^che uku-chylar echen) [ Tatar. Grade 9 : For Russian Educational Institutions: A Textbook for My Son]. F. F. Kharisov redaktsiiasendэ. 190 p. Kazan: Tatar. kit. mshr. (In Tatar)

Shakurova, M. M. (1999). Realizatsiia printsipa mezhrazdel'nykh sviazei na urokakh tatarskogo iazyka v inoiazychnoi auditorii: dis.... kand. filol. nauk. [Implementation of the Principle of Interdivisional Relations in the Lessons Tatar as a Foreign Language: Ph.D. Thesis]. Kazan'. 278 p. (In Russian)

Shakurova, M. M. (2001). Tatar tele. Tatarskii iazyk dlia inoiazychnoi auditorii [Tatar tele. The Tatar Language for Foreign Students]. 263 p. Kazan', Izd-vo KGTU. (In Russian)

Shakurova, M. M. (2010). Stanovlenie i razvitie metodiki prepodavaniia tatarskogo iazyka v inoiazychnoi auditorii [Formation and Development of the Methodology of Teaching the Tatar Language in a Foreign Language Audience]. Nauchnyi Tatarstan, No. 3, pp. 207-214. (In Russian)

Shakurova, M. M. (2014). Lingvisticheskii analiz fol'klornogo teksta (na materiale skazok i baitov) [Linguistic Analysis of Folklore Text (Based on Fairy Tales and Bayts)]. Filologiia i kul'tura. Philology and Culture, 2014, No. 4 (38), pp. 216-220. (In Russian)

Shakurova, M. M. (2014). Lingvometodicheskoe nasledie F. Iu. Yusupova [Lingvomethodological Heritage of F. Yu. Yusupov]. Filologiia i kul'tura. Philology and Culture, 2014, No. 2 (38), pp. 68-72. (In Russian)

Shэkurova, M. M. (2012). Tatar telen ukytu metodikasynyц fаnni mirasy (XVIII gasyr akhyry - XX gasyr: monografiia [Methods of Teaching Tatar: The Scientific Legacy (the Late 19th and 20th Centuries: A Monograph]. 144 p. Kazan, Ikhlas. (In Tatar)

Shэkurova, M. M. (2015). Kaium Nasyirinyn, fаnni-metodik eshhnlege [Kayum Nasyri's Scientific and Methodological Activities]. Prepodavanie na tatarskom iazyke v sisteme srednego i vysshego obrazovaniia: istoriia, sovremennost' i perspektivy. Materialy regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi 190-letiiu so dnia rozhdeniia Kaiuma Nasyri. Pp.3-7 Kazan', Institut istorii im Sh. Mardzhani AN RT. (In Tatar)

Shэkurova, M. M., Yusupov, A. F., Khosnetdi-nov, D. Kh. (2015). Tatar urta gomumi belem birY oeshmalarynda tatar telen ukytu metodikasy (Metodika prepodavaniia tatarskogo iazyka dlia tatarskikh shkol) [Methods of Teaching Tatar in Tatar Schools]. Uku-ukytu ia^mlege. 110 p. Kazan', Kazan un-ty. (In Tatar)

The article was submitted on 27.05.2017 Поступила в редакцию 27.05.2017

Юсупова Зульфия Фирдинатовна,

кандидат педагогических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. и$ироуа.2.Р@таП. ги

Мирзагитов Рамиль Хамитович,

кандидат педагогических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. mirza_ramil@mail.ru

Yusupova Zulfiya Firdinatovna,

Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. Usupova.Z.F@mail.ru

Mirzagitov Ramil Hamitovich,

Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. mirza_ramil@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.