Научная статья на тему 'ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЭКСКУРСОВОДА'

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЭКСКУРСОВОДА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
140
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛОКУЦИЯ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / ТУРИЗМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / НЕЙРОСЕТИ / ELOCUTION / LINGUOCULTUROLOGY / TOURISM / INFORMATION SPACE / EXCURSION / LINGUISTIC PERSONALITY / NEURAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахметшина А.С.

В данной статье рассматриваются вопросы мультипликативного образования с целью подготовки эффективной языковой личности. Выведен алгоритм вариативных изменений картины мира реципиента, разработана система последовательных шагов, схема действий, приводящая к требуемому результату, а также освещены ключевые аспекты разработанной методики подготовки специалистов для сферы внутреннего туризма. Помимо условий вариативных изменений картины мира реципиента были выявлены взаимосвязи параметров личности и образования новых связей в нейронных сетях. Для достижения максимального эффекта экскурсионного продукта был апробирован комплексный подход с использованием элокутивных и психолингвистических приемов. Для формирования компетенций описания природных особенностей туробъектов, использовался подход компиляции максимального количества входных информационных потоков, что позволило усовершенствовать и усилить результативность подачи материала языковой личностью. Мультипликативность образования на несколько порядков расширяет лингвокультурологические возможности языковой личности экскурсовода, что прямо влияет на конечный, имиджевый результат экскурсионных услуг. Особенности входных информационных потоков, воспринимаемых языковой личностью, отражаются в результате в экскурсионном тексте и становятся основой всего процесса, принимая во внимание факт, что создание текста, наполнение, лингвистические особенности обязательно контролируются экспертным сообществом. Был выведен ряд формул. Условия вариативных изменений картины мира реципиента, где пропорциональность составляющих показывает, что чем выше и больше вариативных изменений картины мира реципиента мы хотим получить, тем большую интенсивность входных потоков, влияющих на параметры языковой личности, необходимо обеспечить. Взаимосвязь параметров личности и новых связей в нейронных сетях показывает, что чем больше параметров языковой личности на входе мы имеем, тем больше новых связей формируется в нейронной сети языковой личности. Автор приходит к выводу о том, что использование практико-ориентированных направлений образования является необходимым фактором современной подготовки специалистов в сфере экскурсоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUO-CULTUROLOGICAL PORTRAIT OF EXCURSER

This author of the article considered the issues of multiplicative education aimed at formation of an effective linguistic personality. An algorithm for variable changes in the picture of the recipient's world was derived; a system of sequential steps and a scheme of actions leading to the desired result were developed; key aspects of the developed methodology for training specialists for the sphere of domestic tourism were highlighted. In addition to the conditions of variable changes in the picture of the world of the recipient, the interrelations of personality parameters and the formation of new connections in neural networks were identified. To achieve the maximum effect of the excursion product, an integrated approach was tested using elocutive and psycholinguistic techniques. For the formation of competencies describing the natural features of tourist facilities, an approach was used to compile the maximum number of input information flows, which allowed the author to improve and enhance the effectiveness of the presentation of the material by a linguistic personality. The multiplicative nature of education extends by several orders of magnitude the linguoculturological possibilities of the linguistic personality of the guide, which directly affects the final, image result of excursion services. The features of the input information flows perceived by the linguistic personality are reflected as a result in the excursion text and become the basis of the whole process, taking into account the fact that the creation of the text, the content, the linguistic features are necessarily controlled by the expert community. A number of formulas were derived. The conditions of variable changes in the picture of the world of the recipient, where the proportionality of the components shows that in order to provide higher and more variable changes in the picture of the world of the recipient, the input streams that affect the parameters of the linguistic personality must be adequately intensified. The interrelation of personality parameters and new connections in neural networks shows that the more parameters of a linguistic personality were affected by input streams, the more new connections were formed in the neural network of a linguistic personality. The author concludes that the use of practice-oriented areas of education is a necessary factor for modern training of specialists in the field of tourist studies.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЭКСКУРСОВОДА»

УДК 81.4

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЭКСКУРСОВОДА

© А. С. Ахметшина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 272 74 63.

Email: allaakhmetshina@gmail. com

В данной статье рассматриваются вопросы мультипликативного образования с целью подготовки эффективной языковой личности. Выведен алгоритм вариативных изменений картины мира реципиента, разработана система последовательных шагов, схема действий, приводящая к требуемому результату, а также освещены ключевые аспекты разработанной методики подготовки специалистов для сферы внутреннего туризма. Помимо условий вариативных изменений картины мира реципиента были выявлены взаимосвязи параметров личности и образования новых связей в нейронных сетях.

Для достижения максимального эффекта экскурсионного продукта был апробирован комплексный подход с использованием элокутивных и психолингвистических приемов. Для формирования компетенций описания природных особенностей туробъектов, использовался подход компиляции максимального количества входных информационных потоков, что позволило усовершенствовать и усилить результативность подачи материала языковой личностью.

Мультипликативность образования на несколько порядков расширяет лингвокультуро-логические возможности языковой личности экскурсовода, что прямо влияет на конечный, имиджевый результат экскурсионных услуг. Особенности входных информационных потоков, воспринимаемых языковой личностью, отражаются в результате в экскурсионном тексте и становятся основой всего процесса, принимая во внимание факт, что создание текста, наполнение, лингвистические особенности обязательно контролируются экспертным сообществом.

Был выведен ряд формул. Условия вариативных изменений картины мира реципиента, где пропорциональность составляющих показывает, что чем выше и больше вариативных изменений картины мира реципиента мы хотим получить, тем большую интенсивность входных потоков, влияющих на параметры языковой личности, необходимо обеспечить. Взаимосвязь параметров личности и новых связей в нейронных сетях показывает, что чем больше параметров языковой личности на входе мы имеем, тем больше новых связей формируется в нейронной сети языковой личности.

Автор приходит к выводу о том, что использование практико-ориентированных направлений образования является необходимым фактором современной подготовки специалистов в сфере экскурсоведения.

Ключевые слова и фразы: элокуция, лингвокультурология, туризм, информационное пространство, экскурсоведение, языковая личность, нейросети.

Вопрос, как добиться постоянного элокутивного курсовод - личность, требующая соответствующей

эффекта от туристического продукта и сформировать подготовки и обучения. Под языковой личностью

методико-лингвокультурологический подход к фор- мы понимаем «человека как носителя языка, взя-

мированию запоминающегося портрета экскурсо- того со стороны его способности к речевой дея-

вода для получения эффекта влияния на картину тельности, т.е. комплекс психофизических

мира реципиентов, волнует многих теоретиков, свойств индивида, позволяющий ему произво-

методистов и практиков экскурсоводческого бизне- дить и воспринимать речевые произведения - по

са. Это очень важно не только для создания качест- существу личность речевая» [ 2, с. 65].

венного туристического продукта, но и такого ма- В данном случае возникает вопрос: «чему и

териала, к которому будут обращаться многократно как учить?», он касается проблем методологическо-

разные слои потребителей, испытывая чувство го характера, проблемы взаимосвязи исходных и

удовлетворенности, наполненности информацией и выходных факторов, систематизации и преобразо-

п°лучившие такой многоаспектный заряд информа- вания их в образовательную форму. В данном слу-

ции и эмоций, шторый будет шбувдпъ к дальшшш- чае мы говорим о создании алгоритма (системы

му my*™ истории, археологии, армпегалш и всех последовательных действий), приводящего к полудругих необходимых взаимосвязанных и взаимообучению высокоэффективного лингвокультурологи-

словленных компонентов турпродукта.

Можно выделить дву основных вида языковой ческого „процесса и формированию эффективной

личности экскурсовода: 1 - экскурсовод - одарен- языковой личности гида-экскурсовода. ная, артистичная личность, которой по плечу под- Чтобы получить подобную лингвокультуроло-

борка и обработка текста, концептуальная градация гически ориентированную личность, необходимо

и логическая систематизация материала и, в конеч- активизировать и инициировать гаоднта информа-

ном счете, элокутивное воспроизведение; 2 - экс- ционные каналы, улучшить нейронные сети [8-9].

Схема 1

Влияние ЯЛ (языковой личности) на КМР (картину мира реципиента)

где 1-7 - возможные и необходимые пути информацис

Анализируя данную схему, мы показываем принцип формирования информационного пространства путем развития навыков восприятия информации по основным семи каналам: 1 - зрение; 2 - слух; 3 - обоняние; 4 - осязание; 5 - вкусовые рецепторы; 6 - физическая культура; 7 - духовное развитие и интуиция. Расширение нейронной сети ЯЛ приводит к изменению внутреннего и внешнего пространства вокруг нее. Гармоничное использование интонационной, многочастотной, эмоциональной речи при передаче текстов (в нашем случае экскурсионных) влияет и меняет картину мира реципиента [8; 11].

Конечной целью формирования эффективной языковой личности является развитие гармоничной лингвокультурологической личности, с использованием приемов классического образования, профессионального опыта, наряду с суммарными эстетическими, образовательными навыками и высоко развитым интеллектом [1; 3; 6].

Согласно результатам исследований Т. В. Черниговской, развитие интеллекта напрямую связано с активной речевой деятельностью, что в свою очередь воздействует на нейронную сеть мозга [8-9].

Высококультурная ЯЛ - это система знаний, навыков и манер, т.е. ценностей, образованных гармоничным воспитанием и мультипликативным образованием с развитыми информационными входными и выходными потоками. Сейчас мы говорим уже о мультипликативном образовании как современной тенденции, которая отвечает запросам общества и решает ряд насущных проблем.

Как известно, без понимания прекрасного человек не полноценен. Он не способен в полной мере любить природу, музыку, окружающую жизнь и весь мир. Но в основе этого процесса лежит Логос - слово, язык, тексты - тот базис, на котором зиждется вся культурологическая надстройка [5].

Таким образом, слово и текст становятся основой всего процесса, принимая во внимание факт, что создание экскурсионного текста, наполнение, лингвистические особенности обязательно контролируются экспертным сообществом. В нем отражены все особенности входных информационных потоков и особенности ЯЛ. Мультипликативность

наполнения; НС - расширение нейронной сети.

образования в этом случае на несколько порядков расширяет лингвокультурологические возможности языковой личности экскурсовода, что прямо влияет на конечный, имиджевый результат экскурсионных услуг.

Для достижения максимального эффекта экскурсионного продукта нами был апробирован комплексный подход с использованием элокутивных и психолингвистических приемов. Для формирования компетенций описания природных особенностей туробъектов, использовался следующий подход: компиляция максимального количества входных информационных потоков, что позволило усовершенствовать и усилить результативность подачи материала языковой личностью. Количественные показатели соответствуют 70-75% улучшения качества воспроизводимого рабочего материала.

Примером могут служить следующие практические занятия.

1. Проведение занятия, по возможности, на пленере. Используемые материалы: картины И. И. Шишкина; музыка А. К. Лядова «Кикимора», «У озера»; стихи М. Ю. Лермонтова «На севере диком»; звуковой ряд: «Среди долины ровныя»; приведение параллелей картин «Дубы» - «Богатыри» В. М. Васнецова.

2. Используемые материалы: картины И. И. Левитана, музыка М. Мусоргского «Рассвет над Москвой рекой», Вивальди «Времена года»; стихи А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, либретто к опере А. С. Даргомыжского «Русалка»; А. П. Чехов «Попрыгунья». 3. Картины И. К. Айвазовского, музыка Н. А. Римского-Корсакова симфонические картины «Море», «Три чуда»; картина И. Е. Репина «Садко в подводном царстве», К. П. Брюллов «Последний день Помпеи»; стихи М. Ю. Лермонтова «Воздушный корабль», «Белеет парус одинокий».

Подобный методологический подход позволяет сменить парадигму восприятия и воспроизведения, в т.ч. и регионального контента. Также решает задачу инициации и актуализации входных информационных потоков и преобразования их в параметры разносторонне развитой ЯЛ. И как результат

подготовки текстов, содержание которых становится профессиональной компиляцией исходных данных.

Процесс взаимосвязи исходных данных, параметров языковой личности и вариативных изменений картины мира реципиента можно описать следующим образом:

Формула №1. Условия вариативных изменений КМР:

киан П) «Й=1Рк0Ь) К Й=1(Укшг Ь) ,

где Ш - входящий информационный поток, Р - параметры мира реципиента; КМЯ - картина мира реципиента; V - вариативные изменения КМЯ; «-пропорциональность.

Таким образом, чем выше и больше вариативных изменений КМР мы хотим получить, тем большую интенсивность входных потоков необходимо обеспечить, влияющих на параметры ЯЛ.

Формула №2. Взаимосвязь параметров личности и новых связей в нейронных сетях

е СЫБ,

где С - связи; № - нейронная сеть, е - принадлежность

Чем больше параметров ЯЛ на входе, тем больше новых связей в нейронной сети ЯЛ.

Следующий важный этап - это работа над элокутивным форматом текста как объектом изучения лингвокультурогии. Опыт показывает, что у экскурсоводов лингвокультурологический аспект часто бывает узким местом транслирования информации.

В качестве примера можно построить схему простого рассуждения: «Салават Юлаев - духовный символ Башкирии».

1. Наличие духовного символа, в качестве которого выступает национальный герой, необходимо для каждой отдельной личности, чтобы иметь ориентиры в жизни и для общества в целом.

2. Из всех прочих претендентов был выбран тот, кто более соответствовал идеалу национальной личности, наделенный всеми необходимыми качествами. Лидер, батыр, сэсэн, поэт, сын, муж, военачальник, глас народа, принявший на себя его страдания и муки.

3. После Великой Отечественной войны встал вопрос об объединении двух городов: Уфы и Чер-никовска. Мощное развитие нефтехимии выдвигало свои правила. В 1958 г. был подписал указ о генеральной реконструкции города и реорганизации в город-миллионник в 1980 г. Для такой программы нужны были и новые символы города. 1. Политический - Монумент Дружбы. 2. Духовный - памятник С. Юлаеву. 3. Идеологический - памятник Ленину. До 50-х гг. XX в. С. Юлаев был «запрещен». Еще Екатерина II приказала нигде не упоминать соратников Пугачева. И имя С. Юлаева было забыто. Когда же стали искать героя - батыра, душу нации,

так вновь зазвучало и обрело новую жизнь имя Са-лавата.

4. Подобно тому, как корабль «без руля и без ветрил» не найдет пути в бушующем океане, без путеводной звезды, так и народ без духовных ориентиров может утонуть в пучине жизненных событий.

5. Раньше символами башкирского народа служили тотемные животные - лошадь, волк («баш» «корт»). Гораздо более мощное звучание духовному символу нации дает личность - человека созидателя, бойца, хранителя национальных традиций [7, с. 162].

6. Салават Юлаев был одаренным мастером слова. Слово - величайший дар человеку. Именно способность к слову отделяет человека от животного мира и в той же мере приближает его к Богу. В слове мысль не просто живет, но обретает красоту и силу. Салават Юлаев писал песни, стихи, был сэсэном, тем самым сохранял историю народа и язык. Когда в тяжелом бою солдаты отступали, он вырывался вперед, запевал, солдаты вторили ему, и победа была за ними:

«Ай, Урал, ты мой Урал,

Великан седой, Урал!

Головой под облака

Поднялся ты, мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

... Заиграй же, мой курай,

Песню, чтоб вошла в сердца,

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца!..»

7. В ходе истории человечество создало искусственную среду, именуемую культурой. Язык -важнейшее звено культуры, обеспечивающее передачу, хранение и воспроизведение информации. Чем ярче и богаче речевое воздействие языковой личности, в нашем случае Салавата Юлаева, тем сильнее и продолжительнее влияние на окружающий социум.

8. Даже имя героя, «Салават» подчеркивает его высокую духовность, потому что в переводе оно означает «хвалебная, благодарственная молитва всевышнему».

Помимо текстового формата для акцентуали-зации и расширения восприятия добавляются: визуальный ряд - картины художников, изображающих С. Юлаева; аудиовизуальный ряд - фрагменты оперы З. Исмагилова, художественного фильма; аудиоряд - звучание курая, узюн-кюй; стихотворения автора и пр.

Такой подход мультипликативной подготовки позволяет языковой личности транслировать грамотную информацию с использованием всех средств элокуции, что, безусловно, оказывает позитивное воздействие на КМР [12-13]. Рассмотрим таблицы, в которых демонстрируется взаимообусловленность турпродукта и базового текста, посредством языковой личности.

Схема 2

Общая схема Базовый туристический продукт

Языковая личность экскурсовода Экскурсионный текст

Схема 3

Базовый туристический продукт: влияние внешних и внутренних факторов

Схема 4

Экскурсионный текст: влияние факторов

В схемах 3-4 рассматриваются влияния внешних и внутренних факторов на туристический продукт и экскурсионный текст. Таким образом, ЯЛ формирует базовую (экскурсионный текст) и конечную форму туристического продукта.

Разработка алгоритма и методологических форм мультипликативного образования требует инновационных методов для подготовки преподавательского состава прежде всего, раскрытия их личностных профессиональных особенностей и вовлеченность в творческий образовательный процесс. Использование практико-ориентированных направлений является необходимым фактором для современной подготовки специалистов в сфере экс-курсоведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев В. В., Фаткуллина Ф. Г., Хайруллина Р. Х. Национальная языковая личность как лингвокультурологи-ческий феномен // III Фирсовские чтения. лингвистика в XXI в.: междисциплинарные парадигмы / Междунар. на-

учно-практ. конф. М., 14-15 ноября 2017 г. М. РУДН. 2017. С. 144-154.

2. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филол. науки. 2001. №1. С. 64-72.

3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. М.: изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.

4. Огороднов Д. Е. Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека. Учебное пособие. СПб.: Планета музыки, 2018. 95 с.

5. Огороднов Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания. Учебное пособие. СПб. Планета музыки, 2015. 115 с.

6. Фаткуллина Ф. Г. Категория деструктивности в современном русском языке: дис. ... д-р филол. наук. Уфа, 2002. 343 с.

7. Фаткуллина Ф. Г., Кульсарина И. Г. Языковые средства создания образа Салавата Юлаева // Роль личности в историко-культурном пространстве: мат-лы Междунар. науч-но-практ. конф. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 161-167.

8. Черниговская Т. В., Деглин В. Л., Меншуткин В. В. Функциональная специализация полушарий мозга человека и нейрофизиологические механизмы языковой компетенции // Доклады АН СССР. 1982, Т. 267. №2. С. 499-502.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Черниговская Т. В. Человеческое в человеке: сознание и нейронная сеть // Проблема сознания в философии и науке. М.: ИФ РАН Канон+, 2008, С. 315-337.

10. Шеповальников А. Н. Анализ пространственно-временной организации ЭЭГ - путь к познанию нейрофизиологических механизмов интегративной деятельности мозга // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 2007. Т. 57. №6. С. 673-683.

11. Шеповальников А. Н. Цицерошин М. Н. Эволюционные аспекты становления интегративной деятельности мозга человека Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 1999. Т. 85. №9-10. С. 1187-120.

12. Almira K. SULEYMANOVA, Dilara K. SAIAKHOVA, Elvira R. AITKULOVA, Halisa N. ISMAGILOVA. Project-Based Learning as an Efficient Pedagogical Method to Develop Communicative Competences of the Present-Day School Students // "Editorial," Astra Salvensis, VI (2018), Special Issue. P. 361-370. URL: https://astrasalva.files.wordpress.com/ 2018/07/astra-salvensis-vi-2018-special-issue.pdf

13. Khayrullina R, Fatkullina F, Morozkina at all. Language Personality in the Bilingual Context of the National Linguistic World Pictures // Man in India, 2017, 97 (14), P. 17-26.

Поступила в редакцию 03.09.2018 г.

LINGUO-CULTUROLOGICAL PORTRAIT OF EXCURSER

© A. S. Akhmetshina

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 272 74 63.

Email: allaakhmetshina@gmail. com

This author of the article considered the issues of multiplicative education aimed at formation of an effective linguistic personality. An algorithm for variable changes in the picture of the recipient's world was derived; a system of sequential steps and a scheme of actions leading to the desired result were developed; key aspects of the developed methodology for training specialists for the sphere of domestic tourism were highlighted. In addition to the conditions of variable changes in the picture of the world of the recipient, the interrelations of personality parameters and the formation of new connections in neural networks were identified. To achieve the maximum effect of the excursion product, an integrated approach was tested using elocutive and psycholinguistic techniques. For the formation of competencies describing the natural features of tourist facilities, an approach was used to compile the maximum number of input information flows, which allowed the author to improve and enhance the effectiveness of the presentation of the material by a linguistic personality. The multiplicative nature of education extends by several orders of magnitude the linguoculturological possibilities of the linguistic personality of the guide, which directly affects the final, image result of excursion services. The features of the input information flows perceived by the linguistic personality are reflected as a result in the excursion text and become the basis of the whole process, taking into account the fact that the creation of the text, the content, the linguistic features are necessarily controlled by the expert community. A number of formulas were derived. The conditions of variable changes in the picture of the world of the recipient, where the proportionality of the components shows that in order to provide higher and more variable changes in the picture of the world of the recipient, the input streams that affect the parameters of the linguistic personality must be adequately intensified. The interrelation of personality parameters and new connections in neural networks shows that the more parameters of a linguistic personality were affected by input streams, the more new connections were formed in the neural network of a linguistic personality. The author concludes that the use of practice-oriented areas of education is a necessary factor for modern training of specialists in the field of tourist studies.

Keywords: elocution, linguoculturology, tourism, information space, excursion, linguistic personality, neural networks.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Vorob'ev V. V., Fatkullina F. G., Khairullina R. Kh. III Firsovskie chteniya. lingvistika v XXI v.: mezhdistsiplinarnye paradigmy / Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. M., 14-15 noyabrya 2017 g. M. RUDN. 2017. Pp. 144-154.

2. Vorkachev S. G. Filol. nauki. 2001. No. 1. Pp. 64-72.

3. Karaulov Yu. N. Russkii yazyk i yazykovaya lichnost' [Russian language and linguistic personality]. 7 ed. Moscow: izd-vo LKI, 2010.

4. Ogorodnov D. E. Metodika kompleksnogo vospitaniya vokal'no-rechevoi i emotsional'no-dvigatel'noi kul'tury cheloveka. Uchebnoe posobie [Methods of complex education of vocal-speech and emotional-motor culture of human. Textbook]. Saint Petersburg: Planeta muzyki, 2018.

5. Ogorodnov D. E. Metodika muzykal'no-pevcheskogo vospitaniya. Uchebnoe posobie [Methodology of musical-singing education. Textbook]. SPb. Planeta muzyki, 2015.

6. Fatkullina F. G. Kategoriya destruktivnosti v sovremennom russkom yazyke: dis. ... d-r filol. nauk. Ufa, 2002.

7. Fatkullina F. G., Kul'sarina I. G. Rol' lichnosti v istoriko-kul'turnom prostranstve: mat-ly konf. Ufa: RITs BashGU, 2014. Pp. 161-167.

8. Chernigovskaya T. V., Deglin V. L., Menshutkin V. V. Doklady AN SSSR. 1982, T. 267. No. 2. Pp. 499-502.

9. Chernigovskaya T. V. Problema soznaniya v filosofii i nauke. Moscow: IF RAN Kanon+, 2008, Pp. 315-337.

10. Shepoval'nikov A. N. Zhurnal vysshei nervnoi deyatel'nosti im. I. P. Pavlova. 2007. Vol. 57. No. 6. Pp. 673-683.

11. Shepoval'nikov A. N. Tsitseroshin M. N. Rossiiskii fiziologicheskii zhurnal im. I. M. Sechenova. 1999. Vol. 85. No. 9-10. Pp. 1187-120.

12. Almira K. Astra Salvensis, VI (2018), Special Issue. Pp. 361-370. URL: https://astrasalva.files.wordpress.com/2018/07/astra-salvensis-vi-2018-special-issue.pdf

13. Khayrullina R, Fatkullina F, Morozkina. Man in India, 2017, 97 (14), Pp. 17-26.

Received 03.09.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.