Научная статья на тему 'Лингвокультурологические характеристики блога как жанра интернет-коммуникации'

Лингвокультурологические характеристики блога как жанра интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3390
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЖАНР / БЛОГ / БЛОГОСФЕРА / ЛИНГВОКУЛЬТУРА / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ / СЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ / ЦЕННОСТИ / ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ТЕКСТЫ / БЛОГОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / LINGVOСULTURE / INTERNET COMMUNICATION / THE INTERNET GENRE / BLOG / BLOGOSPHERE / LINGVOCULTUROLOGICALCATEGORIES / NETIQUETTE / VALUES / PRECEDENT TEXTS / BLOGGING COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черкасова Наталия Владимировна

В статье рассматривается блог как особый жанр интернет-коммуникации. В зависимости от функций, выполняемых блогом, представляется целесообразным выделить лингвокультурологические категории, которые позволят представить данный феномен в ценностно-смысловом пространстве языка и определить особенности функционирования блогов как текстовых единиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lingvoculturological Characteristics of a Blog as a Genre of Internet Communication

The article deals with the blog as a specialgenre of Internet communication. Depending on the functions performed by the blog, it seems advisable to point out lingvoculturologicalcategories that allow youto present this phenomenon in the value-semantic space of language and to determine the functioning of the blogs as text units.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурологические характеристики блога как жанра интернет-коммуникации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 5 (259).

Филология. Искусствоведение. Вып. 63. С. 164-168.

Н. В. Черкасова

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛОГА КАК ЖАНРА ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

В статье рассматривается блог как особый жанр интернет-коммуникации. В зависимости от функций, выполняемых блогом, представляется целесообразным выделить лингвокультурологические категории, которые позволят представить данный феномен в ценностно-смысловом пространстве языка и определить особенности функционирования блогов как текстовых единиц.

Ключевые слова: интернет-коммуникация, интернет-жанр, блог, блогосфера, лингвокульту-ра, лингвокультурологические категории, сетевой этикет, ценности, прецедентные тексты, бло-говая коммуникация.

Возникновение сети Интернет в конце 60-х годов XXI века как средства массовой коммуникации привело не только к появлению различных сетевых сообществ в глобальной информационной среде, но и к формированию особой культуры интернет-общения, которая оказывает влияние на развитие и изменение обслуживающего его языка. Сегодня практически все члены общества оказываются включены в международную систему интернет-коммуникации, которая связывает представителей различных культур, традиций и религиозных воззрений.

Взаимодействие различных лингвокультур в коммуникативной среде Интернет способствует не только активному заимствованию новых речевых формул, но и значительно влияет на проникновение культурных традиций и стилей коммуникативного поведения из одной лингвокультуры в другую. Виртуальными формами передачи лингвокультурной информации являются речевые стандарты ведения интернет-конференций, блогов, форумов и др. Поэтому Интернет не только представляется как социально-информационное пространство, но и является новым полем лингвокультуры, оказывающим влияние на все сферы жизни социума.

С появлением интернет-коммуникации актуальным стал вопрос о формировании речевых жанров, функционирующих в коммуникативной среде Интернет, что свидетельствует об изменении прагматических установок и целей интернет-коммуникантов, актуализации феномена языковой личности, которая через жанровую систему презентирует себя в Интернет-среде [6]. Интернет-коммуникация стала своеобразной жанропорождающей средой, которая способствует возникновению новых жанров.

Особого внимания в данной области заслуживает такой феномен, как блог, который мы определяем как асинхронный жанр интернет-коммуникации, предполагающий периодические записи (посты), расположенные в обратном хронологическом порядке и позволяющие читателям оставлять свои комментарии к заметкам автора [5]. Все блоги обычно тесно связаны между собой, блоггеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга, создавая, таким образом, собственную среду - блогосферу.

Основной социальной функцией блогов является удовлетворение человеческой потребности в самовыражении и коммуникации [11]. Благодаря интерактивности коммуникации в интернет-среде, блоги стали общедоступной и популярной формой творческого самовыражения личности.

Блог представляет собой новое явление в языке, на основе которого появляется возможность исследования интернет-коммуникации в лингвокогнитивном аспекте. По мнению Т. М. Гермашевой, блоги отличаются от других сфер интернет-коммуникации «по легкости публикации и поиска, скорости распространения и социальной значимости, возможности прямой связи и взаимосвязанности между отдельными блоггерами и всей блогосферой» [4. С. 116]. В блогах реализуются такие функции, как коммуникативная, функция самопре-зентации, самовыражения и саморекламы [4].

Широкий спектр коммуникативных и когнитивных функций, которые выполняет блог, определил объект нашего исследования, в рамках которого мы рассмотрим лингвокультурологические характеристики блога, которые на сегодняшний момент являются наименее изу-

ченным его аспектом, поскольку блогосфера, с одной стороны, является зеркалом общественных культурных ценностей, а с другой - мощным средством их формирования.

В рамках лингвокультурологии мы рассматриваем несколько категорий, описывающих языковую выраженность культуры, на основании которых можно выявить лингвокультурологическую обусловленность особого жанра интернет-коммуникации - блога, обладающего своими специфическими особенностями.

Так, одним из явлений, входящих в комплекс категорий лингвокультурологии, является речевой этикет. Речевой этикет - это «социально заданные и культурно-специфичные правила речевого поведения людей в ситуациях общения в соответствии с их социальными и личностными отношениями в официальной и неофициальной обстановках общения» [8. С. 156]. Знание речевого этикета позволяет успешно решать коммуникативные проблемы и является непременным требованием и условием существования в социокультурном коммуникативном пространстве. Лингвокультурологическое изучение этикета включает освещение как языковых, так и неязыковых средств коммуникации для выявления социально значимых различий в коммуникативных ситуациях, установления универсальных и национально-специфических характеристик речевого поведения, определения параметров этикетной вариативности.

Коммуникация, осуществляемая в особой коммуникативной Интернет-среде, характеризуется определёнными этическими правилами и нормами поведения, без соблюдения которых невозможно понимание и взаимодействие интернет-коммуникантов. Правила сетевого этикета не являются всеобщими и жестко установленными - в разных сообществах они могут значительно различаться, так как основная цель этикета в сети состоит в том, чтобы не затруднять общение в сообществе, правила могут устанавливаться исходя из целей сообщества, принятого стиля общения, технических ограничений и др.

Блогам также присущи определённые правила и нормы поведения. Сетевой этикет может передавать большое количество культурной информации, связанной с мировоззрением, традициями и общественным устройством различных лингвокультурных сообществ, поддерживающих коммуникацию в блогах.

Для лингвокультурологии особый интерес представляет этнокультурный стереотип, по-

нимаемый как «обобщённое представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ» [8. С. 109]. Этнокультурный стереотип и социальная норма являются важнейшими понятиями национального характера. Современными исследователями национальный характер понимается как совокупность важнейших способов регулирования деятельности и общения, сложившаяся на основании ценностей общества, в котором длительное время живет народ [2].

Национальный характер речевого поведения коммуникантов в блогах характеризуется в соответствии с уровнем активности участников коммуникации, в их стремлении к экспрессивности, к употреблению традиционных или оригинальных речевых форм и выражений, к стремлению подчеркнуть свою принадлежность к определённой культуре, определённой социальной страте. Межкультурному диалогу в блогах способствует широкое обсуждение проблем этнической и национальной идентичности, а также проблем культурной идентичности и культурных оснований конфликтов.

Представление лингвокультуры в ценностно-смысловом пространстве языка - методологическая доминанта лингвокультурологии. В основе ценностно-смыслового пространства языка лежат особые лингвокультурологические категории, называемые ценностями. Ценности являются основной категорией при построении картины мира. С. Н. Виноградов определяет ценность как «идеальное образование, представляющее собой важность (значимость, значительность) предметов и явлений реальной действительности для общества и индивида и выраженное в различных проявлениях деятельности людей» [3. С. 95]. Выраженность ценности, возможность её физического проявления обнаруживает её объективную сущность. Разновидностью выраженности является языковое и речевое воплощение представлений людей о ценностях, словесные модели ценностей, создаваемые носителем языка [3]. Конфигурация ценностей определяет культурный образ социума. Ценность связана с выбором языковых средств, способов речемыслительной деятельности. Выбор является одной из составных частей лингвокультуры, поэтому ценность, как культура в целом, связана с деятельностью, выполняет в её механизме конструктивную роль. Ценности являются специфически социальными определениями объектов окружающего мира, выявляющими

их положительное или отрицательное значение для человека или общества [9]. В рамках лингвокультурологии ценности картины мира рассматриваются как интенциональные понятия, так как они определяются отношением к объекту, свойственному данной культуре, поэтому выступают базовым регулятором социального поведения [4].

Ценности иерархически организованы (в каждой лингвокультуре существует своя шкала ценностей); они носят исторический характер (ценности могут меняться), играют исключительно важную роль в синергетике (самоорганизации) лингвокультуры [1].

По степени представленности в языке ценности могут быть общечеловеческими, национальными, сословно-классовыми, групповыми, семейными, индивидуально-личностными.

Блог является сравнительно новым лингвокультурным феноменом формирования собственных ценностей, которые можно отнести к отдельной категории, занимающей промежуточную позицию между индивидуально-личностными, групповыми и общечеловеческими ценностями. Однако, учитывая тот факт, что блог представляет собой определённые сообщества, его также можно отнести к особой категории групповых ценностей, которые отражают социально-групповые предпочтения среди различных лингвокультур.

Так, основной ценностью блога является неограниченная доступность информации и завязывание контактов. Производство информации сегодня является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, составляет основу информационных технологий, а Интернет-среда может предоставить эту информацию в неограниченном количестве [9].

Блог является своего рода интернет-сообществом, локализующим большое количество людей со сходными интересами, что повышает возможность завязывания и налаживания контактов. Здесь следует также отметить, что блоговая коммуникация является офлайновой (асинхронной), т. е. осуществляется посредством отсроченных во времени сообщений, что также расширяет круг потенциальных собеседников.

На второе место среди ценностей блоговой коммуникации мы ставим скорость получения информации [10]. Информация, попадающая в блоги, распространяется быстрее, чем в традиционных средствах массовой информации. Это объясняется тем, что блоги могут обеспечить

свободный рынок распространения информации без всякой цензуры. Блоги предоставляют возможность получения данных в любой удобный момент за самый короткий промежуток времени. Частота обновлений блога является достаточно высокой, как правило, несколько записей в день, а структура публикации блога обеспечивает высокую скорость и простоту размещения записи, ведение комментариев и быструю обратную связь. За счёт того, что по блогам информация распространяется стремительно и неконтролируемо, увеличивается и скорость формирования общественного мнения по различным проблемам и вопросам.

Следующей ценностью блогов выступает отсутствие пространственных границ, нивелирование временного фактора [10]. Блогосфера является особой средой для межкультурной коммуникации, так как пользователь из любой точки земного шара может присоединиться к некоторой группе людей, выставивших в Интернет определенную новость, и написать мировой аудитории своё мнение по этому поводу, а также осветить какое-либо событие, случившееся в месте проживания участника блога.

Ещё одной ценностью блогосферы является свобода слова, самовыражения и самоидентификации. Блоги характеризуются высокой степенью свободы, отсутствием дополнительной правовой ответственности, открытостью к дискуссиям, готовностью к критике. Для современного общества блогосфера становится основным инструментом обсуждения самых общественно-острых проблем социума, сенсационных событий, так как не подвергается контролю, в отличие от СМИ. По словам М. М. Панюшевой, «в блогах присутствует условно называемое «априорное пренебрежение», упрощённое отношение к коммуникатору как к такому же, как ты сам, и к получаемой от него информации» [10. С. 112].

Демократичность общения была зафиксирована О. В. Лутовиновой в качестве ценности интернет-коммуникации. Нивелирование социального статуса участников интернет-общения служит сокращением дистанции между ними, значительно уменьшая количество барьеров для взаимодействия и предоставляя возможность найти интересного собеседника [9].

Демократичность, как ценность в блогах, проявляется в широком её понимании. Как мы указывали выше, высокая степень свободы блогосферы (как ценность) - главный аргумент, выделяемый исследователями в пользу

того, что блоги являются одним из институтов формирования гражданского общества. Следующим доказательством демократичности блогосферы является то, что распространением массовой информации может заниматься любой человек независимо от его должности и статуса, в то время как «в СМИ говорят специально подготовленные к процессу производства контента коммуникаторы - журналисты-профессионалы, в блогах говорит народ» [10. С. 118]. Блоги являются одним из способов создания и укрепления горизонтальных социальных связей. Блогосфера формирует субкультуры, являясь одним из проявлений гражданского общества.

Также блоги позволяют решить проблему обратной связи, которая является одной из самых трудновыполнимых черт любой коммуникации. Кроме новостной информации блоги позволяют разместить вопросы и комментарии в режиме онлайн. Между участниками блого-вой коммуникации устанавливается опосредованное живое общение, которое позволяет блогу перерасти в объединённое по интересам коммуникативное сообщество. Размещение ссылок на первоисточники и альтернативные источники информации позволяет создать некий стереоэффект, многогранность информации, независимо от её окрашенности [11]. Данный стереоэффект поддерживается мультимедийными файлами, которые прикреплены к постам в блоге при помощи гиперссылок.

Блоговая коммуникация предполагает особую сферу взаимодействия коммуникантов и, следовательно, бытования текста, определяя особенности функционирования блогов как текстовых единиц. Прецедентные тексты в блогах обладают характеристиками, связанными с требованиями данной коммуникативной среды и определённой социокультурной ситуации.

Прецедентность как лингвокультурологический феномен основывается на общих фоновых знаниях коммуникантов. Под прецедентными текстами понимаются тексты, значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверх-личностный характер, т. е. хорошо известные широкому окружению данной личности, а также те тексты, обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности [9]. Прецедентный текст хорошо знаком любому члену национально-лингво-культурного сообщества; в процессе коммуникации к прецедентным текстам мож-

но обращаться через связанные с этим текстом прецедентные высказывания или прецедентные имена [7].

Прецедентные тексты блогов представляют собой инструменты порождения и интерпретации имплицитных смыслов, такие интертекстовые включения имеют большое значение в порождении и восприятии текста, адекватном понимании их реципиентами, что является неотъемлемой частью их успешного функционирования в рамках лингвокультуры современной языковой личности [10].

Для разных лингвокультурных сообществ заимствование цитат из одного источника, а также смысловое наполнение каждой из них во многом обусловлены различными стереотипами поведения и выражают уникальность менталитета, свойственного носителю данной культуры. Поэтому в прецедентных текстах мы учитываем и те, которые произошли от иноязычных текстов, но представляют значимость для русской культуры.

Национально-культурные аспекты определяют значимые черты процесса интернет-коммуникации, и не вызывают сомнений, что блоговая коммуникация является так же культурно обусловленной. Интернет-коммуниканты, находясь в измерениях различных национально-культурных общностей, должны углубиться в национальный контекст, в котором осуществляется блоговая коммуникация, так как достижение взаимопонимания невозможно без знания лингвокультурных особенностей и их проекции на процесс коммуникации.

Таким образом, блог представляет собой лингвокультурный феномен, в котором устанавливается та или иная традиция общения, обусловленная определёнными этическими правилами и нормами поведения, а также особой ценностной картиной мира различных лингво-культур, функционирующих в интернет-среде.

Список литературы

1. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультуроло-гия. Ценностно-смысловое пространство языка : учеб. пособие. URL : http://lingvocult.ru.

2. Бабаева, Е. В. Отражение ценностей культуры в языке // Язык, коммуникация и социальная среда. Вып. 2. Воронеж : ВГУ, 2002. С.15-27.

3. Виноградов, С. Н. К лингвистическому пониманию ценности // Русская словесность в контексте мировой культуры : материалы

Междунар. науч. конф. РОПРЯЛ. Н. Новгород : Изд-во Нижегород. ун-та, 2007. С. 93-97.

4. Гермашева, Т. М. Блог как новый тип дискурса // Лингвистика в образовательном процессе : материалы междунар. науч.-практ. конф. Ростов-н/Д, 2010. С. 115-120.

5. Горошко, Е. И. Гендер и блоггика Интернета (психолингвистический анализ) // Вопр. психолингвистики. 2007. Вып. 5. С. 52-63.

6. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М. : Эдиториал УРСС, 2003. 264 с.

7. Компанцева, Л. Ф. Интернет-комммуни-кация : когнитивно-прагматический и лингво-культурологичкий аспекты. Луганск : Знание, 2007. 444 с.

8. Красных, В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология : курс лекций. М. : Гно-зис, 2002. 284 с.

9. Маслова, В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2004. 208 с.

Ю.Лутовинова, О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса : монография. Волгоград : Перемена, 2009. 477 с.

11.Панюшева, М. М. Блогосфера : традиционные СМИ vs нетрадиционные // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 4. С. 106-122.

12. Прохорова, Н. С. Социокультурные аспекты феномена виртуальной коммуникации в русскоязычной сети Интернет : дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. 177 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.