Научная статья на тему 'ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
профессиональная компетентность / профессиональная готовность / лингвокультурологическая компетенция / межкультурно-коммуникативная компетенция / образовательная программа / профессиональный стандарт / professional competence / professional readiness / linguoculturological competence / intercultural and communicative competence / educational program / professional standard.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утегалиева Б.Б., Жумабекова Г.Б.

В настоящей статье рассматриваются условия подготовки учителя иностранного языка, важнейшим из которых является степень сформированности лингвострановедческой компетенции как одной из ключевых межкультурно-профессиональной иноязычно-коммуникативной компетенции в рамках профессиональной готовности выпускника вуза. Рассмотрено понятие лингвокультурологической компетентности с позиций лингводидактики и методики преподавания иностранных языков в контексте особенностей новой парадигмы иноязычного образования, предполагающей овладение учителями иностранного языка межкультурной коммуникацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUOCULTUROLOGICAL COMPETENCE IN THE PROFESSIONAL FORMATION OF A FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER

This article discusses the conditions for training a teacher of a foreign language, the most important of which is the degree of formation of l linguoculturological competence as one of the key intercultural-professional foreignlanguage-communicative competence within the framework of the professional readiness of a university graduate. The concept of linguoculturological competence is considered from the standpoint of cultural linguistics and methods of teaching foreign languages in the context of the peculiarities of the new paradigm of foreign language education, which presupposes the mastery of intercultural communication by foreign language teachers.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Утегалиева Б.Б.,

КазУМОиМЯимени Абылай хана, докторант

Жумабекова Г.Б.

КазУМОиМЯ имени Абылай хана, кандидат педагогических наук, доцент

Алматы

LINGUOCULTUROLOGICAL COMPETENCE IN THE PROFESSIONAL FORMATION OF A

FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER

Utegaliyeva B.,

KazUIR&WL after Ablai Khan, doctoral student

Zhumabekova G.

KazUIR&WL after Ablai Khan, candidate ofpedagogical sciences,

associate professor Almaty

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье рассматриваются условия подготовки учителя иностранного языка, важнейшим из которых является степень сформированности лингвострановедческой компетенции как одной из ключевых межкультурно-профессиональной иноязычно-коммуникативной компетенции в рамках профессиональной готовности выпускника вуза. Рассмотрено понятие лингвокультурологической компетентности с позиций лингводидактики и методики преподавания иностранных языков в контексте особенностей новой парадигмы иноязычного образования, предполагающей овладение учителями иностранного языка межкультурной коммуникацией.

ABSTRACT

This article discusses the conditions for training a teacher of a foreign language, the most important of which is the degree of formation of l linguoculturological competence as one of the key intercultural-professional foreign-language-communicative competence within the framework of the professional readiness of a university graduate. The concept of linguoculturological competence is considered from the standpoint of cultural linguistics and methods of teaching foreign languages in the context of the peculiarities of the new paradigm of foreign language education, which presupposes the mastery of intercultural communication by foreign language teachers.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная готовность, лингвокультурологическая компетенция, межкультурно-коммуникативная компетенция, образовательная программа, профессиональный стандарт.

Keywords: professional competence, professional readiness, linguoculturological competence, intercultural and communicative competence, educational program, professional standard.

Введение новых Государственных общеобязательных стандартов образования (ГОСО) предопределило перемены и в содержании подготовки будущих профессионалов, и в разработке новых способов организации процесса обучения, а также компетентностных параметров оценки качества образования. Высшие учебные заведения самостоятельно разрабатывают образовательные программы высшего образования в соответствии с требованиями ГОСО [1].

Формирование профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка является основной задачей вузов при осуществлении подготовки педагогических кадров по иностранному языку, так как на современном этапе модернизации образования именно компетентностная модель профессиональной подготовки специалиста является целевой и результативной основой построения образовательного процесса по подготовке обучающихся.

Проведенный нами анализ исследований, посвященных изучению понятия профессиональной компетентности учителей в целом и профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка в частности показывает, что существует многообразие трактовок и классификаций понятия профессиональная компетентность. Рассмотрим некоторые из них.

Г.М. Коджаспирова определяет профессиональную компетентность учителя как овладением «необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя [2, с. 62].

По мнению Н.В. Кузьминой профессиональная компетентность учителя базируется на фундаментальном научном образовании, эмоциональном отношении к педагогической деятельности, владении учителем технологией педагогического труда [3, с. 12].

Е.Н. Соловова определяет профессиональную компетентность как «совокупность профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих готовность выпускника к профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному росту» [4].

К.Т. Кунесбаева рассматривает профессиональные компетенции будущих учителей иностранного языка как «многовекторную структуру» и считает, что они выявляются в процессе деятельности и отражает способность учителя реализовывать освоенные компетенции в своей профессионалной деятельности [5, с. 167].

По мнению Н.Л.Гарифуллиной профессиональная компетентность достигается «в процессе активной деятельности, самостоятельной работы, накопления преподавательского опыта» [6].

С.С. Кунанбаева ввела понятие «профессиональная готовность выпускника вуза» как способности решать типичные профессиональные задачи отличая от «профессиональной компетентности работающего специалиста», который подразумевает способность решать нестандартные задачи в условиях неопределенности [7, с. 51].

Подготовке специалистов, в нашем случае учителей иностранного языка реализуется в рамках образовательных программ (ОП) по педагогическим специальностям.

По мнению С.С.Кунанбаевой ОП - это «инте-гративная организационно-образовательная категория», которая является «концептуально-содержательной платформой» для усвоения и формирования необходимых компетенций [7, с. 59].

«Профессиональная готовность специалиста» определяется как интегративная совокупность профессионально-значимых блоков компетенций [8, с. 89]. С.С.Кунанбаева представила компетентност-ную модель из 4 блоков компетенций:

1. Профессионально-ориентированный блок компетенций (ключевые компетенции);

2. Профессионально-базируемый блок компетенций (базовые компетенции);

3. Профессионально-идентифицирующиц блок компетенций (специализирующие компетенции);

4. Межкультурно-коммуникативный блок компетенций (когнитивная, коммуникативная, лингво-культурологическая, социокультурная, концептуальная и личностно-центрированная компетенции) [7, с. 95].

С.С. Кунанбаева предлагает рассматривать «межкультурно-коммуникативную компетенцию» в узкой специфике как «межкультурно-профессиональную иноязычно-коммуникативную компетенцию» специалиста [7, с. 97].

В нашем исследовании мы рассматриваем лингвокультурологическую компетенцию будущих учителей иностранного языка как составляющей межкультурно-профессиональной иноязычно-коммуникативной компетентности специалиста.

Лингвокултурологическая компетенция формирует «первичную концептуализацию мира на

базе своей культуры», которое отражает национальное языковое сознание и менталитет [9, с. 110].

Лингвокультурологическая компетентность рассматривается как «интегративное качество личности, включающее знания, умения, навыки, связанные с отбором, усвоением, переработкой, трансформацией и использованием в практической деятельности информации о лингвокультуре, об общих нормах, правилах и традициях вербального и невербального общения в рамках данной лингво-культуры» [10, с. 102].

Для будущего учителя иностранного языка очень важно развивать лингвокультурологическую компетенцию, поскольку «культура является основой формирования мышления и деятельности специалиста, культура влияет на его языковую картину мира и его восприятие» [11].

Профессиональный стандарт «Педагог», который учитывает уровни Национальной рамки квалификаций (НРК) и Отраслевой рамки квалификаций в сфере образования (ОРК) служит основой для разработки образовательных программ и модулей педагогических специальностей и определяет требования к уровню квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда в профессиональной деятельности [12].

Согласно профессиональному стандарту «Педагог» следующие умения и навыки должны быть сформированы у будущих учителей в рамках реализации ОП педагогических специальностей:

• приверженность к высшим социальным ценностям, к идеям гуманистической педагогики;

• приобщенность к системе общечеловеческих и национальных ценностей в их единстве;

• национальных приоритетов Казахстана;

• культурная осведомленность, языковая компетентность

• развитие благоприятной образовательной среды для реализации культурных и языковых потребностей обучающихся;

• толерантное отношение к иной культуре, к иному образу жизни [12, с. 21].

Лингвокультурологическая компетенция будущего учителя иностранного языка является компонентом его межкультурно-профессиональной иноязычно-коммуникативной компетенции и включает в свою структуру:

• основные фоновые способности типичного образованного представителя изучаемой лингво-культурной общности как обобщенный опьгг определенной национальной общности, отраженный в сознании в языковой форме, а также умения использовать фоновые способности для достижения взаимопонимания в ситуациях опосредованного и непосредственного межкультурного общения;

• использование лексических единиц с национально-культурным компонентом значения и умение адекватно их применять в ситуациях межкультурной коммуникации;

• комплекс профессионально-педагогических умений, позволяющих наиболее эффективно обучать иностранному языку как средству межкультурного общения.

Формирование «субъекта межкультурной коммуникации» является основной целью обучения иностранному языку на современном этапе. Процесс формирования такой личности связан с формированием в сознании обучающегося языковой картины мира, присущей носителям изучаемого язьпса. Многие учителя иностранного языка не достаточно владеют иноязычной культурой и не готовы к межкультурному общению. В связи с этим возникает необходимость совершенствования межкультурной коммуникативной компетенции будущего учителя, в том числе лингвокультурологиче-ской компетенции, в процессе его профессиональной деятельности.

Таким образом, в условиях компетентностного подхода лингвокультурологическая компетенция будущих учителей иностранного языка, обеспечивающие способность к диалогу, сотрудничеству, умение и готовность вести коммуникацию в поликультурной, мультилингвальной среде, должна стать объектом осмысления и целенаправленного формирования в профессиональном иноязычном образовании.

Список литературы

1. Государственный общеобязательный стандарт высшего образования. Приложение 7 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 Шрз://аШ1е1.7ап.к2/гшМос5/У1800017669#71554

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 176 с.

3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1990.-218с.

4. Соловова, Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранных языков: ин-тегративно-рефлексивный подход. Монография. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 336 с.

5. Кунесбаева К.Т. Новые парадигмы совершенствования образования: на основе формирования профессиональной компетентности учителя иностранного языка. // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2019 - №1 - С.162-168.

6. Гарифуллина Н.Л. Мастерство педагога -его компетентность [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы фундаментализации образования - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/doi.org/10.21661/r-112642 (дата обращения: 18.05.2021). doi:10.21661/r-112642

7. Кунанбаева С.С. Стратегические ориентиры высшего иноязычного образования: монография. -Алматы, 2015. - 208 с.

8. Кунанбаева С.С. Компетентностное моделирование профессионального иноязычного образования. - Алматы, 2014- 208 с.

9. Кунанбаева С.С. Теория и практика современного иноязычного образования. - Алматы, 2010 - 344с.

10. Подгорбунских А.А. Содержание понятия «лингвокультурная компетентность студентов вуза» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2011. - № 38 (255). - С. 100-103.

11. Аширматова, М. Ж. Лингвокультурная компетенция и компетенция: отражение терминов в методических словарях // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 290-292. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63380/ (дата обращения: 17.05.2021).

12. Профессиональный стандарт «Педагог». Приложение к приказу Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» № 133 от 8 июня 2017 года - 106 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.