Научная статья на тему 'Когнитивно-лингвокультурологический комплекс (клк) - основа предметного аспекта иноязычного образования'

Когнитивно-лингвокультурологический комплекс (клк) - основа предметного аспекта иноязычного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ПРОФКОНЦЕПТ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / CONCEPT / PROFESSION CONCEPT / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / INTERCULTURAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE ACTIVITY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дауитова Фариза Айбеккызы, Букабаева Бахыткуль Ердесбаевна

В статье рассматривается когнитивно-лингвокультурологический комплекс (КЛК) как основа предметного аспекта иноязычного образования. Согласно Кунанбаевой С.С., «предметную сторону содержания иноязычного образования передают новые когнитивно-лингвокультурологические комплексы (КЛК), отображающие результат взаимосвязанного воспроизведения методологическими принципами когнитивно-социальных, лингвокультурологических, социокультурных, концептуальных, личностноцентрированных аспектов структуры нового когнитивного сознания и формирующего когнитивно-лингвокультурологическую реконцептуализацию мира личностью и служащей содержательной основой для его становления как субъекта межкультурной коммуникации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE LINGUA-CULTURAL COMPLEX BASIS OF OBJECTIVE ASPECTS OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

This article is devoted to cognitive-linguacultural complex as a basis for objective aspects of foreign language education. According to Kunanbayeva S.S. “the subject side of content of foreign language education is passed by new cognitive lingua-cultural complexes, representing the result of the associate reproducing methodological principles of cognitive-social, lingua-cultural, sociocultural, conceptual, personality-centric aspects of structure of new cognitive consciousness and forming the cognitive lingua-cultural reconceptualizing world by personality and serving rich in content basis for his becoming as subject of intercultural communication”.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-лингвокультурологический комплекс (клк) - основа предметного аспекта иноязычного образования»

^Г^ СибАК

www.sibac.info

В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии _№ 4 (59), 2016 г.

СЕКЦИЯ «ТЕОРИЯ ЯЗЫКА»

КОГНИТИВНО-ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (КЛК) - ОСНОВА ПРЕДМЕТНОГО АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дауитова Фариза Айбеккызы

магистрант 2-курса, Кафедра профессиональной иноязычной коммуникации, 6М011900-Иностранный язык:два иностранных языка,

КазНПУ им. Абая, Республика Казахстан, г. Алматы E-mail: dauitova.fariza@mail.ru

Букабаева Бахыткуль Ердесбаевна

научный руководитель, канд. филол. наук, доц., Кафедра профессиональной иноязычной коммуинкации, КазНПУ им. Абая,

Республика Казахстан, г. Алматы

COGNITIVE LINGUA-CULTURAL COMPLEX BASIS OF OBJECTIVE ASPECTS OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Fariza Dauitova

master's student of the speciality offoreign language: two foreign languages of Kazakh National Pedagogical University named after Abay,

Kazakhstan, Almaty

Bahytkul Bukabayeva

scientific supervisor, candidate of philological sciences, docent, chief ofprofessional foreign language communication department,

Kazakhstan, Almaty

В мире науки и искусства: ( СибАК

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии J

№4 (59), 2016г_www.sibac.into

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается когнитивно-лингвокультурологический комплекс (КЛК) как основа предметного аспекта иноязычного образования. Согласно Кунанбаевой С.С., «предметную сторону содержания иноязычного образования передают новые когнитивно-лингвокультурологические комплексы (КЛК), отображающие результат взаимосвязанного воспроизведения методологическими принципами когнитивно-социальных, лингвокультурологических, социокультурных, концептуальных, личностноцентрированных аспектов структуры нового когнитивного сознания и формирующего когнитивно-лингвокультурологическую реконцептуализацию мира личностью и служащей содержательной основой для его становления как субъекта межкультурной коммуникации».

ABSTRACT

This article is devoted to cognitive-linguacultural complex as a basis for objective aspects of foreign language education. According to Kunanbayeva S.S. "the subject side of content of foreign language education is passed by new cognitive lingua-cultural complexes, representing the result of the associate reproducing methodological principles of cognitive-social, lingua-cultural, sociocultural, conceptual, personality-centric aspects of structure of new cognitive consciousness and forming the cognitive lingua-cultural reconceptualizing world by personality and serving rich in content basis for his becoming as subject of intercultural communication".

Ключевые слова: концепт, профконцепт, иноязычное образование, межкультурная коммуникация, коммуникативная деятельность, компетенция.

Keywords: concept, profession concept, foreign language education, intercultural communication, communicative activity, competence.

При компетентностном подходе сущностью образовательного процесса является составление ситуаций и поддержка действий, которые предполагают формирование какой-то определенной компетенции, значит, при развитии профессиональной компетентности студента единицей предметного содержания должен быть профессиональный концепт, который подразумевает применение принципов психолого-педагогического обеспечения личностного подключения студента в учебный процесс, выражения предметного и социального выражения будущей профессиональной деятельности, основной роли коллективной результативной деятельности преподавателя и студентов,

ССибАК ^ мире пауки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibac.mfo_Ж°4 (59). 2016г

диалогического вида общения, актуализации профессионально-ценностных нюансов содержания образования, целостности обучения и воспитания, профессионального определения развития профессионального понимания студентов во время проектирования и реализации учебных профессионально ориентированных ситуаций, которые направлены на мотивацию активности студента в социальном и предметном контексте будущей профессиональной деятельности.

Одним из формируемых неизменяемых и ведущих элементов и компонентов компетентности студента-выпускника является профессиональный концепт.

С.С. Кунанбаева впервые в качестве единицы предметного содержания иноязычного образования определяет «профессиональный концепт» (профконцепт), который отражает основу и содержание профессиональной деятельности специалиста [1].

В процессе освоения профконцепта происходят восприятие и актуализация профессиональных знаний, умений, навыков, формирование смыслообразующих профессиональных мотивов, развитие профессионально необходимых качеств, профессионального мышления, а также эмоционально-волевой регуляции реализации компетенции.

С.С. Кунанбаевой определяются педагогические принципы проектирования профконцепта, среди которых значатся принципы ведущей роли совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов (и, что очень важно в диалоговом типе общения, подразумевающем «контекст понимания» [1, с. 32] и связанную с ним когнитивную деятельность по распознаванию потребностей и мотивов друг друга и выявлению базисного содержания профессии), принцип последовательного моделирования предметного и социального контекста профессиональной деятельности (при этом речь может идти о контекстах разных типов: деятельностном, культурном, поведенческом, эмоциональном и др.), принцип формирования профессионального самосознания (и саморегуляции) студента и др., а также отмечается, что структурирование определенного профконцепта формируется содержанием профессиональной подготовки - содержанием предмета, тематического модуля, деятельности студентов: академической, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной [1, с. 34].

Отличие профконцепта от модуля заключается в том что, модуль -это независимая организационно-методическая организация учебной дисциплины, объединяющая дидактические цели, логично законченную единицу учебного материала, учитывающую внутрипредметные и междисциплинарные отношения, методическое пособие и формы

В мире науки и искусства: СибАК

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии

№4 (59). 2016г_www.sibac.m1o

контроля, а профконцепт - это относительно самостоятельный, функционально ориентированный фрагмент процесса обучения, который имеет собственное программно-целевое и методическое обеспечение и реализуется посредством четко отработанной педагогической технологии.

Важно отметить, что профконцепт - самостоятельная единица квазипрофессиональной деятельности, действующая в рамках определенной работы, которая имеет ярко намеченные начало и завершение. И в этом случае компонентами профконцепта являются: конкретно выраженная учебная цель, информационный блок (совокупность информации), методическое руководство по достижению целей (алгоритмы обучения), исполнительский блок (для формирования умений) - набор типовых, комплексных и ситуационных задач и упражнений с алгоритмами решений, представления лабораторных и практических работ, контролирующий блок - набор контрольных заданий, соответствующий целям, поставленным данным профконцептом.

Кроме того, согласно Кунанбаевой С.С., компонентами профконцепта профессионального иноязычного образования являются новые когнитивно-лингвокультурологические комплексы (КЛК), обеспечивающие когнитивно-лингвокультурологическую реконцеп-туализацию мира личностью и служащие содержательной базой для ее становления как субъекта межкультурной коммуникации. По мнению автора, интеграционной основой когнитивно-лингвокультурологических комплексов (КЛК) является «выделенная в рамках общепринятых коммуникативных сфер (производственная, социально-бытовая, социально-культурная, учебно-профессиональная) интегрированная единица содержания, выступающая одновременно и как учебная единица, обеспечивающая предметное содержание для формирования концептуальных, прагматических, социо-и-лингвокуль-турологических и других аспектов межкультурно-коммуникативной компетенции субъекта межкультурной коммуникации» [1, с. 155]. В зависимости от избранного центра предметного содержания, который имеет ведущую исполнительную нагрузку в рамках общего подхода отечественной методической школы, такой интегративной учебной единицей может выступать «тематико-текстовое единиство -ТТЕ», являющееся содержательно-функциональной тематической организацией учебного материала, ядром которого являются инофонные аутентичные тексты, контекстно реализующие главную коммуникативную предназначенность этого ТТЕ [2].

ССибАК ^ мире пауки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo_№4 (59). 2016г

Процессуальный аспект предметного содержания профконцепта состоит из четырех стадий:

• понятийно-когнитивной;

• информационно-аккумулятивной;

• прагматико-репрезентативной;

• контекстно-коммуникативной.

На каждой из указанных стадий каждый компонент КЛК выполняет определенную предметным и тематическим содержанием конкретную задачу по формированию компетентности субъекта межкультурной коммуникации и будущей профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Кунанбаева С.С. Теория и практика современного иноязычного образования. - Алматы, 2010. - 344 с.

2. Кулибаева Д.Н. Инновационная модель формирования международно-стандартных уровней владения иностранным языком в условиях школ международного типа. Алматы, 20002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.