Научная статья на тему 'ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАММАТИКИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ТАКСИСА)'

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАММАТИКИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ТАКСИСА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамматика / немецкий язык / лингводидактический потенциал / семантическая категория таксиса / разноуровневые языковые средства / таксисная актуализация / functional grammar / German / linguodidactic potential / semantic category of taxis / multilevel language tools / taxis actualization.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Ирина Викторовна, Шустова Светлана Викторвна

В статье рассматривается лингводидактический потенциал функциональной грамматики немецкого языка. Особенность функциональной грамматики заключается в комплексном и интегрирующем подходе, при котором за основу берутся семантические категории грамматики и семантические функции, объединяющие разноуровневые языковые средства. Функциональная грамматика – это грамматика разноуровневая и системно-интегрирующая. Актуальность настоящей работы обусловлена возрастающим интересом ученых к функционально-грамматическим исследованиям в контексте теории и практики преподавания иностранных языков. Методический потенциал современных функционально-грамматических исследований описывается на примере семантической категории таксиса, определяемой как временная соотнесенность двух и более действий (относительно друг друга, безотносительно момента речи). Объектом рассмотрения данной статьи является рассмотрение семантической категории таксиса как прототипической дидактической единицы функциональной грамматики немецкого языка. Предметом рассмотрения является системно-интегрирующее описание разноуровневых языковых средств, употребляемых для актуализации таксисных категориальных значений («в чистом виде», обстоятельственно-таксисных). Лингводидактический потенциал функциональной грамматики немецкого языка позволяет в системно-интегрирующем виде представить и изучить все разноуровневые языковые средства, «ответственные» за речевую актуализацию таксисных категориальных значений одновременности и разновременности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LINGUODIDACTIC POTENTIAL OF THE FUNCTIONAL GRAMMAR OF THE GERMAN LANGUAGE (USING THE EXAMPLE OF THE SEMANTIC CATEGORY OF TAXIS)

The article examines the linguodidactic potential of the functional grammar of the German language. The peculiarity of functional grammar lies in a comprehensive and integrating approach, which is based on semantic categories of grammar and semantic functions that combine multi-level language tools. Functional grammar is a multi-level and system-integrating grammar. The relevance of this work is due to the growing interest of scientists in functional and grammatical research in the context of theory and practice of teaching foreign languages. The methodological potential of modern functional and grammatical research is described by the example of the semantic category of taxis, defined as the temporal correlation of two or more actions (relative to each other, regardless of the moment of speech). The object of this article is to consider the semantic category of taxis as a prototypical didactic unit of the functional grammar of the German language. The subject of consideration is a system-integrating description of multi-level linguistic means used to actualize taxis categorial meanings («in its pure form», circumstantially taxis). The linguodidactic potential of the functional grammar of the German language allows us to present and study in a systemically integrating way all the multilevel linguistic means «responsible» for the speech actualization of taxic categorical meanings of simultaneity and nontemporality. ncretism, implemented at the level of simple and complex sentences, are taken into account.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАММАТИКИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ТАКСИСА)»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 18. С. 103-108. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 18. P. 103-108.

Научная статья УДК 811.112.2'37

doi: 10.24412/2712-827Х-2024-18-103-108

лингводидактический потенциал

функциональной грамматики немецкого языка (на примере семантической категории таксиса)

1 2 Ирина Викторовна Архипова , Светлана Викторвна Шустова

1 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, irarch@yandex.ru

2 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, Lanaschust@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается лингводидактический потенциал функциональной грамматики немецкого языка. Особенность функциональной грамматики заключается в комплексном и интегрирующем подходе, при котором за основу берутся семантические категории грамматики и семантические функции, объединяющие разноуровневые языковые средства. Функциональная грамматика - это грамматика разноуровневая и системно-интегрирующая. Актуальность настоящей работы обусловлена возрастающим интересом ученых к функционально-грамматическим исследованиям в контексте теории и практики преподавания иностранных языков. Методический потенциал современных функционально-грамматических исследований описывается на примере семантической категории таксиса, определяемой как временная соотнесенность двух и более действий (относительно друг друга, безотносительно момента речи). Объектом рассмотрения данной статьи является рассмотрение семантической категории таксиса как прототипической дидактической единицы функциональной грамматики немецкого языка. Предметом рассмотрения является системно-интегрирующее описание разноуровневых языковых средств, употребляемых для актуализации таксисных категориальных значений («в чистом виде», обстоятельственно-таксисных). Лингводидактический потенциал функциональной грамматики немецкого языка позволяет в системно-интегрирующем виде представить и изучить все разноуровневые языковые средства, «ответственные» за речевую актуализацию таксисных категориальных значений одновременности и разновременности.

Ключевые слова: функциональная грамматика, немецкий язык, лингводидактический потенциал, семантическая категория таксиса, разноуровневые языковые средства, таксисная актуализация.

Для цитирования: Архипова И. В., Шустова С. В. Лингводидактический потенциал функциональной грамматики немецкого языка (на примере семантической категории таксиса) // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 18. С. 103-108. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-18-103-108

Original article

the linguodidactic potential of the functional grammar of the german language (using the example of the semantic category of taxis)

12 Irina V. Arkhipova , Svetlana V. Shustova

1 Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, 2rarch@yandex.ru

2 Perm State National Research University, Perm, Russia, Lanaschust@mail.ru

Abstract. The article examines the linguodidactic potential of the functional grammar of the German language. The peculiarity of functional grammar lies in a comprehensive and integrating approach, which is based on semantic categories of grammar and semantic functions that combine multi-level language tools. Functional grammar is a multi-level and system-integrating grammar. The relevance of this work is due to

© Архипова И. В., Шустова С. В., 2024

the growing interest of scientists in functional and grammatical research in the context of theory and practice of teaching foreign languages. The methodological potential of modern functional and grammatical research is described by the example of the semantic category of taxis, defined as the temporal correlation of two or more actions (relative to each other, regardless of the moment of speech). The object of this article is to consider the semantic category of taxis as a prototypical didactic unit of the functional grammar of the German language. The subject of consideration is a system-integrating description of multi-level linguistic means used to actualize taxis categorial meanings («in its pure form», circumstantially taxis). The linguodidactic potential of the functional grammar of the German language allows us to present and study in a systemically integrating way all the multilevel linguistic means «responsible» for the speech actualization of taxic categorical meanings of simultaneity and non-temporality.ncretism, implemented at the level of simple and complex sentences, are taken into account.

Keywords: functional grammar, German, linguodidactic potential, semantic category of taxis, multilevel language tools, taxis actualization.

For citation: Arkhipova I. V., Shustova S. V. The linguodidactic potential of the functional grammar of the German language (using the example of the semantic category of taxis). Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;18:103-108. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-18-103-108

Введение

Проблемы иноязычной грамматики (традиционной, функциональной) и вопросы ее обучения находятся в фокусе внимания современных методистов и рассматриваются в работах ряда отечественных исследователей [Алибекова, Нещадим 2012; Архипова, Тряпицына 2022; Архипова, Шустова 2023; Дмитриева 2021; Карабутова, Кобзарева, Колчинцева 2015; Кошелева 2018; Кузьмин 2016; Лебедева 2010; Нерушева 2012; Самедов 2010]. Актуальность данной проблематики обусловлена все возрастающим интересом исследователей к функционально-грамматическим исследованиям в контексте теории и практики преподавания иностранных языков.

Основная часть

Целью данной работы является рассмотрение лингводидактического потенциала функциональной грамматики немецкого языка. Методический потенциал функционально-грамматических исследований исследуется на примере семантической категории таксиса, дефинируемой как временная соотнесенность двух и более действий (относительно друг друга и безотносительно момента речи). Семантическая категория таксиса рассматривается как прототипическая дидактическая единица, реализуемая разноуровневыми языковыми средствами (лексическими, лексико-грамматическими, морфологическими,

синтаксическими), в частности, различной лексикой, отдельными грамматическими формами, а также сочетанием морфологических форм и синтаксических структур. Традиционная (формальная) грамматика описывает языковые единицы «от формы к их семантике» в отличие от функциональной грамматики, которая изучает грамматический строй языка в системе его функций, применяя комбинированный принцип рассмотрения языковых явлений - «от семантики к ее формальному выражению» и «от формы к семантике».

Для традиционной грамматики характерно членение предмета грамматического описания на отдельные подсистемы, что приводит к соответствующему членению самого описания. Вычленяются уровни морфологии и синтаксиса, в рамках каждого из них выделяются более частные подсистемы - подсистемы частей речи, синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений). Такая грамматика по принципу ее построения и доминирующей направленности описания является уровневой, системно-дифференцирующей. Особенность функциональной грамматики заключается в комплексном и интегрирующем подходе, при котором за основу берутся семантические категории грамматики и семантические функции, объединяющие разноуровневые языковые средства. Функциональная грамматика - это грамматика разноуровневая и системно-интегрирующая [Нерушева 2012: 218].

Предмет функциональной грамматики - грамматический строй языка в системе его функций, в его функционировании при взаимодействии с элементами окружающей среды. Специфика функциональной грамматики проявляется в её преимущественной направленности на раскрытие закономерностей взаимодействия грамматических единиц, лексики и контекста, системы функционирования языковых средств, служащих для передачи смысла высказывания.

Принцип единства грамматики, в частности единства её системно-структурного и функционального аспектов определяет место функциональной грамматики в общей системе грамматики [Лингвистический энциклопедический словарь 1990]. Функциональная грамматика может быть определена как грамматика:

1) ориентированная на изучение и описание закономерностей функционирования грамматических единиц во взаимодействии с элементами разных языковых уровней, участвующими в передаче смысла высказывания;

2) предполагающая возможность анализа не только в направлении от формы к значению (от средств к функциям), но и в направлении от значения к форме (от функций к средствам).

Грамматика данного типа включает (в той или иной форме):

а) анализ системы языковых средств, участвующих в реализации изучаемых функций;

б) анализ семан-тических функций, реализуемых в высказывании, в речи.

Для осуществления этих целей служат два компонента:

а) описание структуры ФСП в составе системы полей данного языка (полевое структурирование);

б) описание типовых категориальных ситуаций (аспектуальных, каузальных, кондициональных и т. п.), базирующихся на определенном ФСП и репрезентирующих элементы его содержания и выражения в высказывании [Нерушева 2012: 222; Филипович 2014; Хисматулина, Пугачева 2020].

Если при изучении традиционной (формальной) грамматики релевантным является «частеречное парадигматическое членение учебного курса», то для функциональной грамматики характерно выделение семантико-синтаксических и прагмакоммуникативных дидактических единиц (ср. языковые способы указания на реальность / гипотетичность действия, дискретность / недискретность денотата, референтную отнесенность субстантивов, типы действий и соответствующие им типы предикатов и т. д.). В качестве дидактических единиц рассматриваются категории, реализуемые не просто отдельными грамматическими формами, но сочетанием морфологической грамматической формы и синтаксических структур, то есть на уровне предложения: модальность, отрицание, ассертивность, коммуникативная установка, оценочность, эмотивность и т. п. [Дмитриева 2021: 47].

Учебная функциональная грамматика в силу своего назначения предполагает именно сочетание подхода к грамматическому явлению «от формы» и «от значения» как при работе над теорией, так и в упражнениях [Алибекова, Нещадим 2011: 68-69].

Изучение основ функциональной грамматики позволяет не только показать взаимодействие языковых единиц разных уровней, но и обучать правилам выбора этих единиц. Например, знания о системе глагольных временных обучающиеся получают разрозненно и лишь к концу курса обучения они имеют достаточно полное представление обо всех способах выражения временных отношений: предложных сочетаниях, темпоральных наречиях, причастиях, деепричастии, сложноподчиненных предложениях с придаточными времени и др. Для свободного и правильного владения языком следует по возможности раньше и в определенной системе представить весь арсенал языковых средств [там же: 69-71].

Семантическая категория таксиса, рассматриваемая нами в качестве прототипической дидактической единицы функциональной грамматики немецкого языка, реализуется разноуровневыми языковыми средствами (девербативами, предлогами, глаголами, причастиями и др.) на уровне предложения (простого, сложного). Семантическая функция таксиса заключается в выражении хронологических значений одновременности и разновременности (предшествования, следования).

При изучении категории таксиса применяется гипотетико-дедуктивный подход в сочетании с индуктивным. Выделяются такие типы таксисных значений как одновременность, предшествование и следование с их последующей проекцией на конкретно-речевые высказывания современного немецкого языка. Таксисные категориальные значения одновременности и разновременности (предшествования, следования) актуализуются в полипредикативных и монопредикативных конструкциях, т. е. на уровне простого и сложного предложений.

К полипредикативным конструкциям немецкого языка относятся: сложноподчиненные предложения с темпоральными / кондиционально-темпоральными придаточными с союзами als, wenn, während, nachdem, ehe / bevor, seit / seitdem, sobald, solange; сложноподчиненные

предложения с обстоятельственными придаточными с каузальными, кондициональными, консекутивными, модальными и другими союзами weil, da, wenn, falls, obgleich, obschon, obzwar, wenngleich, sogar wenn, auch wenn, wenn auch, wobei, indem, dadurch daß, so dass и др.; сложносочиненные предложения; предложения с однородными предикатами. Вышеперечисленные полипредикативные структуры прототипическими структурами, актуализирующими таксисные категориальные значения одновременности, предшествования и следования «в чистом виде».

Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными с таксисными союзами wenn, falls, weil, da, sodass, obwohl, obschon, obgleich, wenngleich, sodass, wobei, indem, wobei, dadurch ... daß, damit являются непрототипическими таксисными структурами, в которых актуализуются обстоятельственно-таксисные категориальные значения одновременности, в частности: кондиционально-таксисные значения в сложноподчиненных предложених с кондициональными придаточными с союзами wenn, falls; каузально-таксисные значения в сложноподчиненных предложениях с каузальными придаточными с союзами weil, da; консекутивно-таксисные в сложноподчиненных предложениях с консекутивными придаточными с союзом sodass; концессивно-таксисные значения в сложноподчиненных предложениях с концессивными придаточными с союзами obwohl, obschon, obgleich, wenngleich; финально-таксисные значения в сложноподчиненных предложениях с придаточными цели с союзом damit; модально-таксисные и инструментально-таксисные значения в сложноподчиненных предложениях с модальными (образа действия) и инструментальными придаточными с союзами wobei, indem, dadurch ... daß.

В сложносочиненных предложениях с сочинительными союзами denn, und и др. и в предложениях с однородными предикатами актуализуются как таксисные значения одновременности «в чистом виде» (см. предложения с und), а также обстоятельственно-таксисные значения с семантикой причины и др. (см. предложения с denn). В монопредикативных конструкциях с причастиями (презентными / перфектными) актуализуются таксисные категориальные значения одновременности и предшествования «в чистом виде», в то время как в конструкциях с предложными девербативами могут быть выражены как таксисные значения «в чистом виде», так и обстоятельственно-таксисные значения одновременности. В качестве соответствующего таксисного маркера выступает темпоральные / нетемпоральные предлоги während, vor, nach, seit, bis, mit, bei, in, durch, unter, zu, für, trotz, ungeachtet, wegen и др.

Соответственно, при изучении категории таксиса и обучении правильному выбору языковых средств таксисной актуализации одновременности / разновременности, в том числе, с учетом, их вариативности на уровне простого и сложного предложений следует учитывать следующее: семантическую функцию таксиса (одновременность, предшествование, следование); семантику языковых форм / средств выражения таксисных значений (как «в чистом виде», так и обстоятельственно-таксисных с семантикой причины, уступки, следствия, условия и др.); вариативность средств выражения таксисных значений в простом и сложном предложениях.

При рассмотрении таксисных значений одновременности «в чистом виде» следует учитывать следующий инвентарь языковых средств (форм), участвующих в их актуализации: причастия (презентные); предложные девербативы с монотемпоральным предлогом während и инклюзивно-темпоральными предлогами in, bei, mit; темпоральные придаточные с временными союзами als, wenn.

При актуализации таксисных категориальных значений разновременности (предшествования, следования) «в чистом виде» употребляются: причастия (перфектные); предложные девербативы с монотемпоральными предлогами nach, seit, vor, bis; темпоральные придаточные с временными союзами seit, seitdem, bis, ehe, bevor, nachdem.

При выражении обстоятельственно-таксисных категориальных значений одновременности следует употреблять: предложные девербативы с обстоятельственными нетемпоральными предлогами mit, bei, in, durch, unter, zu, für, trotz, ungeachtet, infolge, wegen, vor, aus; обстоятельственные придаточные с союзами wenn, falls, weil, da, indem, wobei, dadurch daß, obgleich, obschon, obzwar, wenngleich и др.

Заключение

Таким образом, семантическая категория таксиса как протипическая дидактическая единица функциональной грамматики, реализуется разноуровневыми языковыми средствами / формами на уровне предложения (простого и сложного). Семантическая функция таксиса заключается в выражении хронологических значений одновременности и разновременности (предшествования, следования).

Функциональная грамматика, являясь разноуровневой и системно-интегрирующей, применяет комбинированный принцип рассмотрения языковых единиц - «от семантики к форме» и «от формы к семантике», что делает возможным получить достаточно полное и систематизированное представление обо всех средствах / способах выражения таксисных значений.

Лингводидактический потенциал функциональной грамматики немецкого языка позволяет в системно-интегрирующем виде представить и изучить все разноуровневые языковые средства (формы), «ответственные» за речевую актуализацию таксисных категориальных значений одновременности и разновременности (предшествования, следования) («в чистом виде» и с обстоятельственно-таксисной семантикой).

Список литературы

1. Алибекова А. З., Нещадим О. В. Функциональный подход к проблеме обучения английскому языку и формированию навыков иноязычной коммуникативной компетенции // Наука о человеке. 2012. № 2(8). С. 68-71.

2. Архипова И. В., Тряпицына И. Ю. Аспекты изучения практической и теоретической грамматики в языковом вузе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 49-54.

3. Архипова И. В., Шустова С. В. Прототипические грамматические структуры: лингводидактический потенциал // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 14. С. 90-97.

4. Дмитриева И. В. Из опыта реализации образовательной программы «Функциональная грамматика: теория и практика преподавания» // Дополнительное языковое образование из опыта работы : сборник статей / Мин. гос. лингвист. ун-т; редкол.: Л. А. Тригубова (отв. ред.) |и др.1. Минск : МГЛУ, 2021. С. 42-49.

5. Карабутова Е. А., Кобзарева Л. А., Колчинцева Л. Н. Коммуникативный подход к обучению студентов вуза грамматике иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1064-1068.

6. Кошелева И. Н. Оптимизация обучения английской грамматике: от правил к разумному осмыслению // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 1. С. 201-207.

7. Кузьмин Р. А. Современные тенденции и инновации в обучении грамматике разных условий функционирования студентов языковых направлений подготовки // Грамматические категории в контрастивном аспекте : сборник научных статей по материалам международной конференции: в 2х частях. М. : Изд-во «Московский государственный педагогический университет». 2016. С. 236-239.

8. Лебедева М. В. К вопросу о системе обучения грамматике в языковом вузе // Социосфера. 2010. № 1. С. 94-95.

9. Лингвистический энциклопедический словарь / [Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. энцикл.», Ин-т языкознания АН СССР]; Гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Советская энциклопедия, 1990. 682 с.

10. Нерушева Т. В. Функциональное описание языковых единиц // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 4 (48). С. 218-223.

11. Нестерова С. В. К проблеме обучения коммуникативной грамматике иностранного языка в вузе // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. № 2. С.128-138.

12. Самедов Б. А. Основы функциональной грамматики // Вопросы филологических наук. 2010. № 3. С. 96-100.

13. Филипович И. И. Подходы к обучению грамматике иностранного языка // Научный вестник Южного института менеджмента. 2014. № 4. С. 84-87.

14. Хисматулина Н. В., Пугачева С. А. К вопросу о структурном и функциональном направлениях изучения грамматики // Modern Science. 2020. № 10-2. С. 436-438.

References

1. Alibekova A. Z., Neshchadim O. V. Funktsional'nyy podkhod k probleme obucheniya angliyskomu yazyku i formirovaniyu navykov inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii [Functional approach to the problem of teaching English and developing foreign language communicative competence skills]. Nauka o cheloveke. 2012, no 2(8), pp. 6871. (In Russ.).

2. Arkhipova I. V., Tryapitsyna I. Yu. Aspekty izucheniya prakticheskoy i teoreticheskoy grammatiki v yazykovom vuze [Aspects of studying practical and theoretical grammar at a language university]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya [Humanities studies. pedagogy and psychology]. 2022, no 12, pp. 49-54. (In Russ.).

3. Arkhipova I. V., Shustova S. V. Prototipicheskie grammaticheskie struktury: lingvodidakticheskiy potentsial [Prototypical grammatical structures: linguodidactic potential]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika ipsikhologiya [Humanities studies. pedagogy and psychology]. 2023, no. 14, pp. 90-97. (In Russ.).

4. Dmitrieva I. V. Iz opyta realizatsii obrazovatel'noy programmy «Funktsional'naya grammatika: teoriya i praktika prepodavaniya» [From the experience of implementing the educational program "Functional Grammar: Theory and Practice of Teaching"]. Dopolnitel'noeyazykovoe obrazovanie iz opyta raboty [Additional language education from work experience]. Minsk, MGLU, 2021, pp. 42-49. (In Russ.).

5. Karabutova E. A., Kobzareva L. A., Kolchintseva L. N. Kommunikativnyy podkhod k obucheniyu studentov vuza grammatike inostrannogo yazyka [Optimizing English Grammar Teaching: From Rules to Reasonable Understanding]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015, no 11, pp. 1064-1068. (In Russ.).

6. Kosheleva I. N. Optimizatsiya obucheniya angliyskoy grammatike: ot pravil k razumnomu osmysleniyu [Optimizing English Grammar Teaching: From Rules to Reasonable Understanding]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University]. 2018, no 1, pp. 201-207. (In Russ.).

7. Kuz'min R. A. Sovremennye tendentsii i innovatsii v obuchenii grammatike raznykh usloviy funktsionirovaniya studentov yazykovykh napravleniy podgotovki [Modern trends and innovations in teaching grammar under different conditions of functioning of students of language areas of training]. Grammaticheskie kategorii v kontrastivnom aspekte [Grammatical categories in a contrastive aspect]. Moscow, Moskovskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 2016, pp. 236-239. (In Russ.).

8. Lebedeva M. V. K voprosu o sisteme obucheniya grammatike v yazykovom vuze [On the issue of the system of teaching grammar at a language university]. Sotsiosfera [Sociosphere]. 2010, no 1, pp. 94-95. (In Russ.).

9. Lingvisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Linguistic encyclopedic dictionary]. Editor-in-Chief V. N. Yartseva. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1990, 682 p. (In Russ.).

10. Nerusheva T. V. Funktsional'noe opisanie yazykovykh edinits [Functional description of linguistic units]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Scientific notes of Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences]. 2012, no 4 (48), pp. 218-223. (In Russ.).

11. Nesterova S. V. K probleme obucheniya kommunikativnoy grammatike inostrannogo yazyka v vuze [On the problem of teaching communicative grammar of a foreign language at a university]. Vestnik PNIPU. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki [Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Problems of linguistics and pedagogy]. 2016, no 2, pp. 128-138. (In Russ.).

12. Camedov B. A. Osnovy funktsional'noy grammatiki [Basics of Functional Grammar]. Voprosy filologicheskikh nauk [Questions of philological sciences]. 2010, no 3, pp. 96-100. (In Russ.).

13. Filipovich I. I. Podkhody k obucheniyu grammatike inostrannogo yazyka [Approaches to teaching foreign language grammar]. Nauchnyy vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta [Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management]. 2014, no 4, pp. 84-87. (In Russ.).

14. Khismatulina N. V., Pugacheva S. A. K voprosu o strukturnom i funktsional'nom napravleniyakh izucheniya grammatiki [On the issue of structural and functional directions in the study of grammar]. Modern Science. 2020, no 102, pp. 436-438. (In Russ.).

Информация об авторах И. В. Архипова - доктор филологических наук, профессор, кафедра романо-германских языков, Новосибирский государственный педагогический университет; С. В. Шустова — доктор филологических наук, профессор, кафедра лингвистики и перевода, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Information about the authors I. V. Arkhipova - Grand Ph.D. (Philology), Associate Professor, Department of Romano-Germanic Languages, Novosibirsk State Pedagogical University;

S. V. Shustova - Grand Ph.D. (Philology), Professor, Department of Linguistics and Translation, Perm State University.

Статья поступила в редакцию 10.11.2023; одобрена после рецензирования 30.12.2023; принята к публикации 20.04.2024.

The article was submitted 10.11.2023; approved after reviewing 30.12.2023; accepted for publication 20.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.