УДК 81.42
ВО! 10.25513/2413-6182.2018.4.282-287
ЛИНГВИСТИКА КРЕАТИВА: ЮБИЛЕЙ УРАЛЬСКОЙ КРЕАТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Л.О. Бутакова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Аннотация: Анализируется тематика и проблематика научных докладов прошедшей в Екатеринбурге международной конференции «Лингвистика креатива: тенденции и перспективы развития нового научного направления». Автор обзора показывает, какие достижения имеются в данном направлении лингвистики и психолингвистики, отмечает широкий охват проблем, над которыми работают ученые в разных городах России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Более подробно разбираются доклады, посвященные контролируемому изменению сознания носителей языка с целью формирования при помощи метроязыка, характерного для мегаполиса, человека глобального; разным параметрам креативности детского творчества (поэтического и драматургического); принципам описания творческой языковой способности на основе элементарной операциональной единицы - фоносилла-бемы; грамматическому аспекту анализа языковых / речевых тенденций; проявлениям креативности, языковой игры в художественной и народной речи. Делается вывод о том, что проявления лингвокреативности обнаруживаются в самых различных сегментах и единицах языковой системы, речевой деятельности носителей русского языка, связаны с их языковой способностью (в том числе билингвальной), межъязыковым взаимодействием, реализуются не только в игре «на гранях языка», но и в дискурсе городского пространства (в том числе рекламного), пересекаются с проблемами лингво-экологии, лингвобезопасности, словарным делом в интернет-пространстве и многими другими.
Ключевые слова: лингвистика креатива, лингвокреативность, язык, речь, языковая способность, творческая языковая способность, речевая деятельность.
Для цитирования:
Бутакова Л. О. Лингвистика креатива: юбилей уральской креативной лингвистики и психолингвистики // Коммуникативные исследования. 2018. № 4 (18). С. 282-287. DOI: 10.25513/2413-6182.2018.4.282-287.
Сведения об авторе:
Бутакова Лариса Олеговна, профессор, доктор филологических наук, заведующая кафедрой русского языка, славянского и классического языкознания
© Л.О. Бутакова, 2018
Контактная информация:
Почтовый адрес: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected] Дата поступления статьи: 18.07.2018
27-28 апреля 2018 г. в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ] состоялась очередная международная конференция «Лингвистика креатива: тенденции и перспективы развития нового научного направления». Такое название было выбрано ее организаторами не случайно: конференция юбилейная. Научный коллектив кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ, Уральское психолингвистическое общество отметили десятилетний юбилей данного направления лингвистических исследований. Кажется, что 10 лет - «детский возраст» для любого научного направления, но у вдохновителей лингвистики креатива огромный опыт психолингвистических и лингвистических разысканий, что обусловило зрелость всего, что они делают, одновременно - юношеский задор и полет научной мысли.
Организаторы подошли к своему юбилею неформально: сделали себе прекрасный подарок в виде четырех чрезвычайно интересных, динамичных пленарных заседаний, состав которых был продуман до мелочей, реализован с настойчивостью и любовью к докладчикам, коллегам, темам и проблемам.
Как и положено в таком случае, юбиляры начали конференцию с творческого отчета: Н.И. Коновалова представила всё, что было сделано за эти годы: четыре коллективные монографии с аналогичным названием, авторские монографии Т.А. Гридиной по креативу в детской речи, монографии Н.И. Коноваловой по смеховому тексту народной культуры и многое другое.
Проблематика пленарных докладов точно соответствовала линии, заданной названием: авторами анализировались тенденции и перспективы развития нового научного направления.
Насыщенная программа конференции открылась лингвофилософ-ским докладом И.А. Бубновой (доктор филологических наук, профессор; Москва] «"Контенты", "баттлы", "квесты": закономерности развития языка, креативность пользователей или нечто другое?». Доклад задал тон двухдневному обсуждению тенденций изменения языка и сознания. И.А. Бубнова подняла болезненную проблему англоизации русских не как результата заимствований, а как проявления намеренного манипулирования сознанием носителей языка с целью формирования «метроэтничности» (этничности без групп] и «метрочеловека» (человека без этничности] по принципу «слова после идей». Анализ объемного речевого материала доказывает управляемость процесса, его нацеленность на создание нового
типа личности - человека глобального, формирование которого происходит при помощи метроязыка, характерного для мегаполиса. Язык Москвы представляет собой типичный метроязык, в котором отчетливо заметны скрытые связи между языковым ландшафтом мегаполиса и неуверенностью молодого поколения в своем будущем. В докладе было высказано предположение, что «метроязык, воздействуя на человека, стимулирует развитие внутреннего (осознаваемого либо скрытого] психологического конфликта, связанного с неразрешимыми противоречиями, в которые вступают навязываемый извне и реальный образы жизни подавляющей части молодежи».
Т.А. Гридиной (доктор филологических наук, профессор; Екатеринбург] в докладе «Метафоры детской речи как феномен лингвокреативно-го мышления» были показаны разные параметры креативности, отмечены особенности данного феномена у детей, разграничены две его разновидности - компенсаторная, обусловленная «дефицитом» имеющихся у ребенка языковых средств; осознанная, обусловленная проявлением «власти» ребенка над языком. В этих процессах мышление метафорами - естественная составляющая творчества. Для процессов детской метафори-зации автором отмечена полимодальность, наличие визуальных образных эталонов, синкретизм.
«Детская» составляющая была не менее содержательно представлена в докладе Л.А. Месеняшиной (доктор филологических наук, профессор; Челябинск] «Дискурс инициативного литературного творчества ребенка». Автором были показаны особенности драматургических текстов, созданных младшими школьниками и подростками, причем акценты были сделаны на отражении в детских текстах процесса игры и смещении «фокуса авторского внимания от записывания процесса реальной игры к записыванию игры воображения». Не менее интересной является выявленная тенденция к усилению по мере взросления авторов интереса к формальной стороне произведения, расписыванию пространства, одежды персонажей и пр.
Анализ творческой языковой способности на основе элементарной операциональной единицы - фоносиллабемы - представил Г.В. Векшин (доктор филологических наук, профессор; Москва] в докладе «Фоносил-лабема - элементарная операциональная единица творческой языковой способности (поэзия, детская речь, языковая игра]». С обширным материалом в руках и не меньшим методолого-методическим арсеналом автор убедительно доказал, что фоносиллабическое оперирование словом позволяет говорящему заново «группировать и перегуппировывать сегментные и значимые звенья цепи», тем самым уходить от стереотипов, «девербализовать» речь до возможных пределов, заново открывать творящие возможности и тем самым осуществить право человека на творческую речевую деятельность.
Развитие субъективной семантики было показано в докладе Л.О. Бу-таковой (доктор филологических наук, профессор; Омск] «От старика Хот-табыча до Хэмингуэя: возможности психолингвистического портретиро-вания "возрастной" лексики». Автор представила способы построения семантического портрета лексемы старик на основе ассоциативных экспериментов, отраженных в базе Сибирского ассоциативного словаря, показала ассоциативное значение лексемы, модель его когнитивной структуры, типологию когнитивных областей в его составе, охватывающую 9 слоев, среди которых выделяются слои субъектов, характеристики (возрастная, внешняя, эмоциональная, интеллектуальная, физическая]. Немолодой человек мужского пола (старик] воспринимается молодыми носителями русского языка в первую очередь как персонаж советского детского романа и его экранизаций («Старик Хоттабыч»], а также повести американского писателя «Старик и море».
Грамматический аспект анализа языковых / речевых тенденций был реализован в докладах Б.Ю. Нормана (доктор филологических наук, профессор; Минск] «"Необязательный" дательный падеж при глаголе» и Т.И. Стексовой (доктор филологических наук, профессор; Новосибирск] «Улыбнуло: языковое творчество или безграмотность?». Лингвисты показали чрезвычайно активные феномены современной грамматики, например Думаю себе хорошо, Улыбнуло картинка вверху поста, требующие объяснения как со стороны причин появления, так и с точки зрения прогноза их дальнейшей жизни.
Обширным был блок докладов, посвященных разным проявлениям креативности, языковой игры в художественной и народной речи, - Н.И. Купиной (доктор филологических наук, профессор; Екатеринбург] «Лингво-креативная составляющая эссеистики Льва Рубинштейна», М.В. Дегяревой (доктор филологических наук, профессор; Киров] «Грамматика переходности: креативный потенциал субстантивов в поэтическом языке Александра Блока», А.В. Петрова (доктор филологических наук, профессор; Архангельск] «Языковая игра в поэзии Ольги Фокиной», М.Э. Рут (доктор филологических наук, профессор; Екатеринбург] «Экспериментальные наблюдения за номинацией объектов замкнутой системы», С.Ю. Данилова (кандидат филологических наук, доцент; Екатеринбург] «Речежан-ровая лингвокреативность в коротких рассказах Линор Горалик», Н.И. Коноваловой (доктор филологических наук, профессор; Екатеринбург] «"Условная реальность" смехового текста традиционной народной культуры», Е.В. Дзюбы (доктор филологических наук, профессор; Екатеринбург] «Отражение процессов категоризации в русских загадках», Н.Н. Щербаковой (доктор филологических наук, профессор; Омск] «Конструктивные принципы языковой игры в текстах XVIII века».
Невозможно перечислить всех докладов конференции. Их названия убеждают, что проявления лингвокреативности обнаруживаются в самых
различных сегментах и единицах языковой системы, речевой деятельности носителей русского языка, связаны с их языковой способностью (в том числе билингвальной], межъязыковым взаимодействием, реализуются не только в игре «на гранях языка», но и в дискурсе городского пространства (в том числе рекламного], пересекаются с проблемами лингвоэколо-гии, лингвобезопасности, словарным делом в интернет-пространстве и многими другими.
Можно заключить, что конференция дала не только возможность увидеть широту и глубину современных лингвистических и психолингвистических исследований, но и толчок для дальнейших проявлений креативности в науке.
LINGUISTICS OF CREATIVITY: ANNIVERSARY OF THE URAL CREATIVE LINGUISTICS AND PSYCHOLINGUISTICS
L.O. Butakova
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Abstract: The article analyzes the topics and issues of scientific reports of the international conference 'Linguistics of creativity: trends and perspectives of new scientific direction development' held in the city of Yekaterinburg. The author of the review shows the achievements in this area of linguistics and psycholinguistics, notes the broad scope of problems that scientists work on in different cities of Russia, countries of near and far abroad. There is more detailed discussion about reports on controlled change in the consciousness of native speakers in order to form a global person by using metrolanguage characteristic of the metropolis; on different parameters of creativity of children's art (poetry and drama); on principles of the description of a creative language capacity based on the basic operational units - monosyllable; on grammatical aspect of analysis of language / speech trends; on manifestations of creativity, the language game in fiction and popular speech. It is concluded that the manifestations of linguacreativity found in very different segments and units of the language system, speech activity of native speakers of Russian, are related to their language ability (including bilingual), interlanguage interaction, are not only in the game 'on the verges of language', but in the discourse of urban space (including advertising) that intersect with the problems of linguistic ecology, linguistic safety, dictionary business in the Internet space and many others.
Key words: linguistics of creativity, linguacreativity, language, speech, linguistic ability, creative language ability, speech activity.
For citation:
Butakova, L.O. (2018), Linguistics of creativity: anniversary of the Ural creative linguistics and psycholinguistics. Communication Studies, No. 4 (18), pp. 282287. DOI: 10.25513/2413-6182.2018.4.282-287. (in Russian)
..O. EyTaKOBa
287
About the author:
Butakova Larisa Olegovna, Prof., Head of the Chair of Russian Language, Slavonic and Classical Linguistics
Corresponding author:
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
Received: July 18, 2018