Научная статья на тему 'Лингвистический текст как природный объект'

Лингвистический текст как природный объект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
589
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корбут Александра Юрьевна

Рассматривается методология субъектного подхода, авторами которого являются С,Л. Рубинштейн и его последователи КААбульханова-Славская, А.В.Брушлинский и др. Дается анализ методологических подходов, сложившихся в отечественной психологии советского периода: их эвристическая ценность и ограничения. Раскрываются отличительные особенности субъектного подхода, а также его значение для развития психологии на рубеже веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингвистический текст как природный объект»

А.Ю.Корбут

Лингвистический текст кок природный объект

Любой материальный природный объект, помимо структуры, имеет форму, которая обеспечивает его нормальное функционирование в среде. Сама же форма (в противовес аморфности) обладает некоторыми группами симметрии, позволяющими реализовать категории целостности и отдельности живого объекта. Поэтому, рассматривая лингвистический текст как объект, обладающий природной формой, важно определить группы его симметрии. Поскольку текст функционирует не в материальной, а скорее в идеальной среде, группы симметрии в его форме - лишь статистическая категория, а следовательно, выявить их можно только в совокупности текстов, рассматриваемых в единой системе координат (на линейной модели). Так как отдельно взятый текст по отношению к совокупности является микроструктурой, единообразно рассматриваемая по принципу симметрии средствами статистики совокупность текстов названа здесь макроструктурой.

Нам известны два способа графического построения с целью определения групп симметрии макроструктуры текста. Первый из них - указание количества повторов (элементов симметрии - далее ЭС) в каждой линейной координате макроструктуры - абсолютная плотность ЭС. Второй - измерение отклонений количества ЭС от нормы, зафиксированной в матрице (в серии пропорций золотого сечения) в каждом из шести ее интервалов (пространств между пропорциями золотого сечения - рис. 1) - относительная плотность ЭС, Оба способа позволяют увидеть картину формирования групп симметрии текстовой макроструктуры. Абсолютная плотность ЭС в данном исследовании учитывает только ЭС дальнего порядка (структурообразующие повторы). Относительная плотность учитывает все ЭС (повторы всех видов, кроме сугубо фонетических).

Графическое изображение количества ЭС в каждой из 100 исходных координат на линейной модели текста несколько хаотично, поэтому группы симметрии текстовой макроструктуры рассматриваются на усредненных и унифицированных графиках. На унифицированном графическом изображении абсолютной плотности ЭС в макроструктурах диалектного (ДР) [8], художественно-прозаического (ХПТ) и фольклорного (ФТ) [7] текстов выделяются интервалы/ совокупности интервалов, вступающие в отношения энантиоморфиз-ма (отношения отражающего и отражаемого) относительно оси зеркальной симметрии.

Зеркальность макроструктуры ХПТ достаточно наглядна. Зеркальная симметрия макроструктуры ДР выражена не явно: формирование левого энантиоморфа начинается не 8 абсолютном начале (не от координаты 0), а в интервале 2 (в пропорциональной точке 0,218). Однако в соотношении интервалов 4 и 5 (зона гармонического центра макроструктуры ДР) наблюдается зеркальная симметрия относительно точки золотого сечения 0,618 (гармонический центр), близкая к идеалу.

Не абсолютно идеальная зеркальная симметрия -наиболее распространенный вид симметрии формы объектов живой природы (например, лист растения, бабочка, лягушка, тигр, человек). Данный вид симметрии в живой природе обусловлен необходимостью сохранять целостность организма при горизонтальном передвижении (не случайно все искусственно созданные движущиеся по горизонтали тела построены с учетом зеркальной симметрии) [11, с. 14]. То обстоятельство, что макроструктура текста обладает зеркальной симметрией (симметрией целостности при передвижении вдоль), говорит о данном объекте как об устойчивой целостной динамической системе.

ХПТ

Интервалы:

О 0,146 0,236 0,382 12 3 4

Рис. 1. Вероятность размещения ЭС в макроструктурах ДР и ХПТ (Данные ДР получены Г.Г. Москальчук. Данные ХПТ - А.Ю. Корбут.

Заглавие ХПТ условно вынесено за коорлинату 0)

Движение исследуемой системы (текста) фактически осуществляется не в пространстве, а во времени. Полученная же линейная модель макроструктуры текста является преобразованием временной симметрии в пространственную симметрию. Такой феномен преобразования временного ритма в пространственный науке уже известен [2, с. 78; 3, с. 36-39]. Сопоставление временного и пространственного видов искусства: музыки и архитектуры - уже стало традицией. В текстах искусств временного вида зеркальная симметрия выполняет функции формообразования и структурооб-разования - и даже считается фундаментальным принципом структуры музыкального текста [4, с, 6-7]. И наоборот, золотое сечение (винтовая симметрия) в структуре пространственных текстов (например, картин или зданий) позволяет сохранить в них динамику временных ритмов.

Зеркально-симметричное оформление глубинной структуры лингвистического текста, таким образом, объясняется необходимостью сохранения целостных свойств при передвижении во времени. Зеркально-симметричное оформление направлено на преодоление линейности текста. Зеркальная симметрия способствует передаче во временной и линейной структуре текста пространственной и полевой структуры целостности,

Результаты анализа абсолютной плотности ЭС зеркально-симметричное оформление структуры текста представляют как инвариантное. Эта тенденция к зеркальности формы текста в дискурсе существует в двух вариантах: зеркально-статическая и зеркально-динамическая симметрия.

Первый вариант - зеркально-статический - реализуется в свою очередь в двух вариациях. При первой вариации правый энантиоморф (часть, расположенная после оси зеркальной симметрии) равен левому (расположенному до оси зеркальной симметрии), В случае такого равенства сжатие или растяжение энантио-морфов отсутствуют. То есть группы масштабной симметрии (симметрии подобия) при подстройках глубинной структуры не обнаруживаются, а группы зеркальной симметрии наглядны. Такая картина наблюдается в макроструктуре ДР. Ось зеркальной симметрии находится в гармоническом центре, но исходная точка формирования зеркальности смещена, и поэтому зеркальность не совмещается, в отличие от ХПТ, с симметрией подобия (см. рис. 1).

Вторая вариация зеркально-статической симметрии: ось зеркальности находится в координате 0,500. Эта вариация отнесена к статическому варианту, так как наблюдается статическое равенство частей (отсутствует золотое сечение). Правый и левый энантиомор-фы имеют приблизительное равенство: правый энантиоморф незначительно растянут, Группы масштабной симметрии правого энантиоморфа (подобие) в сравнении с инвариантом имеют обратное значение: не

сжатие, а растяжение. Такая картина наблюдается в жанровой макроструктуре былички (рис. 2).

Рис. 2. Абсолютная плотность ЭС в макроструктуре былички (унификация) (Данные по ФТ получены О.Б.Лихачевой)

Статический вид зеркальности во второй вариации с расположением оси зеркальной симметрии в точке 0,500 обнаружен В.О. Приходько в макроструктуре речи в стрессовой ситуации [9, с. 128]. Обе вариации объединяются в общий вариант формообразования -зеркально-статический, поскольку в статических видах симметрии наблюдаются следующие особенности: отсутствуют масштабные изменения, наблюдается равенство симметричных элементов или деление на равные доли [6, с. 19].

Второй вариант зеркального оформления макроструктуры текста реализуется в макроструктурах ХПТ и ФТ (сказка - рис. 3). Этот же вариант обнаружен О.Н, Касаткиной в структуре текстов священного писания (в структуре евангелий) [5], Второй вариант зеркального оформления макроструктуры представляет собой совмещение трех групп симметрии: зеркальной симметрии, золотого сечения и масштабной симметрии (подобия),

В этом случае 1) ось зеркальной симметрии располагается в пропорции 0,618 (гармоническом ценре), 2) в отношения зеркальности включается вся целостная структура, 3) правый энантиоморф сокращен в сравнении с левым, Похожая картина наблюдается, например, в случае масштабного переноса с уменьшением при формировании молодого побега дерева или хвоста животного. Этот вариант симметрии относится к динамическому виду [6, с, 19], в связи с чем второй вариант оформления внешней структуры текста назван зеркально-динамическим.

12 3 4 5 6

Рис. 3. Абсолютная плотность ЭС в макроструктуре сказки (унификация) (Данные по ФТ получены О.Б, Лихачевой. Пронумерованы интервалы)

Макроструктура ДР включает динамическое золотое сечение в качестве основного элемента зеркальной симметрии - оси зеркальности. Макроструктура былички включает золотое сечение второго уровня (0,382 и 0,854) в качестве левой и правой частей обоих энантиоморфов: за счет чего правый энантиоморф растянут.

Инвариант зеркального оформления структуры текста воплощается в двух вариантах: зеркально-статическом и зеркально-динамическом. Однако динамический вид симметрии присутствует в макроструктурах, построенных по зеркально-статическому варианту. Таким образом, золотое сечение во внежанровой речевой макроструктуре является инвариантом группы симметрии. ГЦ признается осью зеркальной симметрии в инварианте текстовой макроструктуры. Зона гармонического центра текста (интервалы 4,5), в свою очередь, есть зона проявления инвариантных свойств, Поскольку зеркально-динамическая модель структуры текста, заложенная в языковом сознании, обнаружена при помощи разнообразных повторов, этм элементы следует признать лингвистическим средством оформления целостности.

Второй способ графического построения для определения групп симметрии текстовой макроструктуры (по относительной плотности ЭС) предполагает сопоставление стабильного пропорционального объема каждого композиционного интервала в матрице с пропорциональным средним объемом ЭС (количеством повторов) в том же интервале исследуемой макроструктуры. Измерение линейной плотности ЭС вторым способом более точно показало законы их распределения по композиционным интервалам текста. Пропорциональный средний объем ЭС интервала определяется путем деления количества ЭС в данном интервале исследуемой выборки их на сумму во всех интервалах (в табл. 1 и 2 - результаты измерений различных макроструктур).

Показателем изменения плотности ЭС является разность между средним пропорциональным объемом ЭС и нормальной пропорцией матрицы - отклонение от нормы. Показатель изменений плотности имеет отрицательные и положительные значения: объем ЭС в макроструктуре колеблется от увеличения к уменьшению. Отклонения пропорционального количества ЭС от

пропорционального объема интервала в самых симметричных макроструктурах составляют от +0,101 до -0,054,

Общими формообразующими тенденциями в максимально симметричных русскоязычных текстах являются: 1) распределение ЭС по всем зонам, 2) более высокая их плотность в начальных интервалах 1, 2 и конечном интервале 6, 3) падение плотности ЭС в срединных интервалах 3, 4, 5.

Форма русской поэтической миниатюры фактически изображена на графике отклонений линейной плотности ЭС от матрицы (рис. 4). Ось абсцисс - пропорциональный объем композиционных интервалов в матрице, ось ординат - отклонения пропорционального объема ЭС в каждом интервале от нормы,

Группы симметрии макроструктуры поэтической миниатюры достаточно наглядны: зеркальное отражение с расположением плоскости отражения в точке золотого сечения и подобие (отражение с уменьшением). То есть, наглядна зеркально-динамическая симметрия - формообразующий принцип.

Сложнее дело обстоит с макроструктурой пословицы. Рисунок ее симметрической формы менее упорядочен: ось зеркальной симметрии расположена в 0.618, но начало левого энантиоморфа не в точке 0, а в точке 0.236. Такая картина напоминает график абсолютной плотности ЭС в диалектной речи,

Энантиоморфы макроструктур разных групп текстов имеют противоположные свойства: 1) до 0.618 относительный пропорциональный объем ЭС уменьшается, 2) в точке 0,618 наблюдается наименьшее количество ЭС, 3) после точки золотого сечения относительный пропорциональный объем ЭС увеличивается вплоть до конца текста, Противоположно направленный до и после 0,618 рисунок количества ЭС в макроструктурах миниатюры и пословицы подтверждает два формообразующих принципа текста: зеркальность и золотое сечение, так как в них статистически реализуется та же модель текста,

Группы симметрии значительно больших по объему прозаических текстов определяются тем же способом (см, табл. 2). При формировании макроструктур прозы наблюдаются жанровые вариации. В целом они не отступают от определенного по минитекстам инвари-

Имя интервала Пропорциональный объем

Зачин ПредГЦн ПостГЦн ПредГЦ ПостГЦ Конец

Номер интервала 1 2 3 4 5 6

Матрица 0,146 0,09 0,146 0,236 0,236 0,146

КС в поэт, миниатюре/ 0,174 0,099 0,127 0,208 0,221 0,157

Отклонение +0,028 + 0,09 -0,019 -0,028 -0,015 +0,011

КС в пословице/ 0,186 0,191 0,215 0,182 0,225 0,232

Отклонение + 0,040 + 0,101 +0,069 -0,054 -0,011 + 0,086

Таблица 1

Плотность ЭС в самых симметричных макроструктурах русскоязычного дискурса

Иэтервалы: 12 3 4 5 6

Рис. А. Группы симметрии русской поэтической миниатюры (относительная плотность ЭС)

Рис. 5. Группы симметрии русской пословицы

анта, причем макроструктуры научных и художественных текстов представляют инвариант идеально. Публицистическая проза характеризуется скачкообразными колебаниями количества ЭС в зоне начала и уменьшением в зоне конца.

По величине среднего отклонения объема ЭС от пропорционального объема интервала в матрице определены группы симметрии макроструктуры прозы в целом. По оси ординат на графическом изображении отмечены средние отклонения объема ЭС, ось абсцисс - пропорциональный объем всех элементов структуры в матрице (рис. 6),

Обнаружено изменение глубинных процессов в макроструктуре прозы, связанное с укрупнением размеров объекта. Изменение заключается в более равномерном распределении ЭС в структуре текста

(меньшей интенсивности процесса симметризации): график отклонений приближен к оси абсцисс. Приближение пропорций ЭС к пропорциям, заданным матрицей, говорит об усилении роли золотого сечения при увеличении объема объекта.

Хотя графическое изображение макроструктуры прозы демонстрирует не столь явный энантиомор-физм, общие принципы не нарушаются: до золотого сечения наблюдается понижение графика, после - его повышение. Это позволяет прийти к окончательному выводу относительно групп симметрии текста, понимаемого как идеальная модель: это сочетание зеркальности с золотым сечением. Положение о динамической разновидности зеркальной формы текста, которая характерна для всех живых природных объектов, доказано.

Относительная плотность ЭС в жанровых макроструктурах русской прозы

Таблица 2

Имя интервала Пропорциональный объем

Зачин ПредГЦн ПостГЦн ПредГЦ ПостГЦ Конец

Номер интервала 1 2 3 4 5 6

Матрица 0,146 0,09 0,146 0,236 0,236 0,146

Политическая/ 0,151 0,096 0,152 0,224 0,221 0,157

Отклонение +0,005 +0,004 + 0,006 -0,012 -0,015 +0,011

Публицистическая/ 0,158 0,089 0,157 0,234 0,233 0,130

Отклонение + 0,012 -0,001 +0,011 -0,002 -0,003 -0,16

Научная/ 0,166 0,095 0,148 0,220 0,232 0,139

Отклонение +0,020 + 0,005 + 0,002 -0,016 -0,004 -0,007

Художественная/ 0,164 0,095 0,143 0,221 0,223 0,154

Отклонение + 0,018 +0,005 -0,003 -0,015 -0,013 +0,008

Средняя 0,159 0,094 0,150 0,225 0,227 0,145

+ 0,014 +0,004 +0,004 -0,011 -0,009 -0,001

Золотое сечение - это вид динамической симметрии, предполагающий деление целого на неравные доли. Деление 8 неравном пропорциональном отношении рассматривается как вид симметрии живого: целое относится к большему, как большее относится к меньшему (отношение отражено коэффициентом 0,618). Уникальна «роль золотого сечения, соединяющего два принципа: принцип роста, создающий геометрически пропорциональные части, и принцип целого, собирающий эти части в единый организм. Таким образом, золотое сечение - это подобие формы в рамках целого или динамическая симметрия частей и целого» [3, с. 5, 19-20].

Золотое сечение - признак динамического равновесия частей, поскольку «причиной» неравного деления являются закономерности роста организма. Этот вид симметрии наблюдается в строении живых тел как на низшем уровне (строение белка), так и в строении внешней формы тела (точка золотого сечения на уровне пояса человека (обзор вопроса [1, с, 95-96]),

Именно такой вид равновесия частей в составе целого связан с инвариантными свойствами естественных систем, каковою и является текст: «обобщенные золотые сечения суть инварианты, на основе и посредством которых в процессе самоорганизации естественные системы обретают гармоническое

строение, структурно-функциональную устойчивость» [10, с. 217, 83-84].

Поскольку золотое сечение в тексте - точка расположения оси зеркальной симметрии, это означает, что оно является принципом оформления целостности данного объекта. Оформление целостности объекта его делением по принципу золотого сечения считается оптимальной организацией структуры [12, с, 62]. То есть в макроструктуре лингвистического текста зафиксирована симметрия подобия, которая, с одной стороны, выражает единство целого и частного [там же, с. 119], а с другой, отражает динамичность процесса тексто-образования.

Наиболее явно симметрия подобия представлена в макроструктурах ХПТ и другой прозы: публицистической, научной, богословской (евангелий), а также одного из наиболее популярных жанров фольклора -сказки. В названных макроструктурах золотое сечение и подобие почти идеальны, Эта идеальность подтверждает более высокую степень структурности данных текстов на глубинном уровне, возможно, так компенсируется большее разнообразие поверхностного уровня, обусловленное большим объемом текстов. Ведь усиление разнообразия на поверхностном уровне влечет за собой усиление структурности на глубинном - это общий закон всех сложных систем.

О 0,146 0,236 0,382 0,618 0,854 1

Рис. 6. Группы симметрии прозы (по среднему значению отклонений)

Данное замечание возможно, так как обнаруживается и связь структурных вариаций текста с объемом: зеркально-статическое оформление структуры реализуется в текстах малого объема не с многоуровневой структурированностью. Наиболее идеально соответствуют зеркально-динамическому варианту структуры миди- и макситекстов, зафиксированных■ в письменной форме.

Результаты сравнения групп симметрии разных макроструктур позволяют констатировать большую устойчивость и жесткость письменного текста, Причина этого, с одной стороны, психолингвистическая: ситуа1 ция порождения письменного текста содержит гораздо больше условий для коррекции. С другой стороны, более идеальная форма письменного текста в сравнении с устным, видимо, связана с дополнительным способом реализации - развертыванием в пространстве, что отличает его от чисто временного развертывания устных высказываний, Другими словами, письменный текст имеет как временную, так и пространственную формы, в отличие от одного вида формы устного.

Сравнение лингвистической формы художественного/ нехудожественного текста на глубинном уровне позволяет сделать предположение о сущности художественности, которая может быть представлена с позиций текстосимметрики как наиболее идеальное соответствие зеркально-динамическому виду симметрии на уровне глубинной структуры.

Сочетание двух видов симметрии в структурном инварианте текста характеризует его как высоко и эффективно структурированный объект, обладающий динамической целостностью формы, имеющий наиболее оптимальное строение. Кроме того, сочетание в оформлении целостной структуры текста двух видов симметрии, заданных природой, позволяет представить продукт психической деятельности человека (его рече-

вой деятельности) и функциональную единицу языка

природным объектом.

Библиографический список

1. Белоусов К.И., Блазнова НА Введение в экспериментальную лингвистику: Учеб. пособие. - Бийск: НИЦ БГПУ им, В.М. Шукшина, 2004, - 139 с,

2. Вейль Г, Симметрия. - М.: Наука, 1968. - 190 с.

3, Волошинов A.B. Онтология красоты и математические начала искусства: Автореф, дис, ... докт. филос, наук. -М„ 1993, - 40 с.

4. Каракулов Б.И, Симметрия музыкальной системы: (о мелодии), - Алма-Ата: Наука, 1989, - 130 с.

5. Касаткина О.Н, Размер предложения в евангельском тексте II Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста: материалы VII межвуз. науч.-практ. конф, Вып.7, Ч. II: Лингвистический аспект. - Бийск: НИЦ БГПУ им. В.М, Шукшина, 2002, - С, 78-83,

6, Ковалев Ф,В. Золотое сечение в живописи: Учеб. пособие, - Киев: Вища шк„ 1989,. - 143 с,

7, Корбут А, Ю„ Лихачева О,Б., Москальчук Г,Г, Формообразование в фольклорном тексте II Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста: Материалы VII межвуз. науч.-практ, конф. Вып,7, Ч, 2: Лингвистичестический аспект. - Бийск: НИЦ БГПУ им, В.М. Шукшина, 2002, - С. 83-94.

8, Корбут А,Ю„ Москальчук Г,Г. Инвариант структуры диалектного и художественного текста II Явление вариативности в языке, - Кемерово: Изд-во Кем. ГУ, 1997, - С, 182-188,

9, Корбут А.Ю., Приходько В.О, Нулевая информативность как средство смысловой организации текста II Русский язык в кругу мировых языков и языковое планирование в XXI веке (традиции, инновации, перспективы): Материалы междунар, конф. - Иркутск: ИГЛУ, 2002, - С. 123-129.

10, Сороко Э.М, Структурная гармония систем, - Минск: Наука и техника, 1984. - 264 с,

11. Шафрановский И,И,Симметрия в природе. - Л,: Недра, 1985. - 168 с.

12. Шевелев И,Ш„ Марутаев М.А., Шмелев И,П. Золотое сечение: три взгляда на природу гармонии. - М.: Строй-издат, 1990. - 343 с.

Л.А.Стахкева

Опыт рефлексивного анализа субъектного подхода

Сдвиги, происшедшие в социальном сознании в переломный период развития России: отказ от признанных авторитетов, переоценка ценностей, поиск принципиально новых форм отношения к действительности - все это непосредственно отразилось на состоянии науки.

В отечественной психологии советского периода наметились различные концептуальные подходы к пониманию личности и детерминации ее развития: культурно-историческая теория (А.С.Выготский), теория

установки'(Д.Н.Узнадзе), субъектно-деятельностная концепция (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), системно-структурный подход (П.К.Анохин, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов, А.Г.Ковалев), процессуально-динамический подход (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, Л.И.Божович и др.), теория отношений (В.Н.Мясищев), концепция персонализации (А,В, и В.А. Петровские), диспозиционная концепция личности (В.А.Ядов), систем-но-стилевая концепция (Б.б.Коссов), концепция смысло-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.