Научная статья на тему 'ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ИМИДЖА СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИКОВ'

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ИМИДЖА СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
193
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖЕЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПРОСОДИЯ / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кудинова Е. С., Юкляева Е. А.

В статье анализируется понятие «имидж», рассматривается методика изучения имиджевого портрета современного политика. Делается вывод о том, что именно полимодальный подход позволяет получить объективные выводы об успешности имиджа того или иного политического деятеля. Целесообразно проводить анализ вербального, просодического, невербального и визуального модусов коммуникации. Установлена корреляция между имиджеобразующими стратегиями М. Зедера и невербально-просодические составляющими в политическом дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC AND EXTRALINGUISTIC SUCCESS CRITERIA OF MODERN POLITICIANS’ IMAGE

The article gives an overview of political image, and sets out a framework for analyzing political image based on a multimodal approach, which helps to define a successful political image. It is expedient to take account of the interaction among the verbal, prosodic, nonverbal and visual communication modes. A correlation between Markus Soeder’s image-building strategies and nonverbal-prosodic components in political discourse is revealed.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ИМИДЖА СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИКОВ»

УДК 81.34+81.33 81.42+811.111+81.221 DOI 10.52070/2542-2197_2021_4_846_95 Е. С. Кудинова, Е. А. Юкляева

Кудинова Е. С., кандидат филологических наук,

и. о. заведующей кафедрой английского языка как второго переводческого факультета, Московский государственный лингвистический университет e.kudinova@linguanet.ru

Юкляева Е. А., кандидат педагогических наук,

и. о. заведующей кафедрой немецкого языка и перевода переводческого факультета Московского государственного лингвистического университета e.yuklyaeva@linguanet.ru

лингвистические и экстралингвистические критерии

УСПЕШНОСТИ ИМИДЖА СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИКОВ

В статье анализируется понятие «имидж», рассматривается методика изучения имиджевого портрета современного политика. Делается вывод о том, что именно полимодальный подход позволяет получить объективные выводы об успешности имиджа того или иного политического деятеля. Целесообразно проводить анализ вербального, просодического, невербального и визуального модусов коммуникации. Установлена корреляция между имиджеобразующими стратегиями М. Зедера и невербально-просодические составляющими в политическом дискурсе.

Ключевые слова: имиджелогия; политический дискурс; просодия; невербальная коммуникация.

E. S. Kudinova, E. A. Yuklyaeva

Kudinova E. S., PhD (Philology), Head of the Department of the English Language as a Second Foreign Language, Faculty of Translation and Interpreting, Moscow State Linguistic University e.kudinova@linguanet.ru

Yuklyaeva E. A., PhD (Pedagogy), Head of the Department

of the German Language and Translation, Faculty of Translation and Interpreting,

Moscow State Linguistic University

e.yuklyaeva@linguanet.ru

LINGUISTIC AND EXTRALINGUISTIC SUCCESS CRITERIA OF MODERN POLITICIANS' IMAGE

The article gives an overview of political image, and sets out a framework for analyzing political image based on a multimodal approach, which helps to define a successful

political image. It is expedient to take account of the interaction among the verbal, prosodie, nonverbal and visual communication modes. A correlation between Markus Soeder's image-building strategies and nonverbal-prosodic components in political discourse is revealed.

Key words: image making; political discourse; prosody; nonverbal communication.

Введение

В имиджелогии понятие «имидж» трактуется как комплексное образование, которое включает в себя сложившуюся в общественном сознании и формируемую деятельностью средств массовой информации совокупность представлений о качествах политического лидера, а также материальных конструктов, ассоциируемых с политическим деятелем. Имидж политика может формироваться как стихийно, так и целенаправленно. Имидж связан как с внешним обликом политика, так и с его внутренним содержанием политика и психологическим типом.

Имидж неоднороден и динамичен; он постоянно формируется, меняется, совершенствуется, корректируется, адаптируясь к запросам времени и общества. В политике имидж определяет победу на выборах. Каковы же основные компоненты имиджа победителя?

Лингвистические составляющие имиджа политика

В исследовании мы придерживаемся полимодального подхода при анализе успешности имиджа политик. На наш взгляд, именно учет аддитивного вклада вербального, просодического, невербального и визуального модусов коммуникации позволит получить наиболее объективное представление об эффективности или неэффективности имиджевого портрета того или иного политика.

Считаем нецелесообразным придерживаться типологии, предложенной известным имиджелогом В. М. Шепелем [Шепель 2002], который выделил следующие компоненты имиджа успешного политика: риторику, мимику, жесты и внешний облик. Отметим, что некорректно разграничивать мимику и жесты, так как они являются неотъемлемыми элементами кинесики.

Таким образом, методика проведения нашего анализа будет включать следующие этапы:

1. Определить специфику речевого и невербального поведения политика (с помощью компьютерной программы для аннотирования видеозаписей Elan).

2. Провести анализ просодических характеристик речи политика с помощью программы Praat.

3. Выявить речежестовые приемы манипулятивного воздействия на избирателей.

4. Определить основные полимодальные критерии успешности имиджа современных политиков.

Рассмотрим более подробно специфику речевого имиджа как основной составляющей имиджа лидера в политическом дискурсе. Риторика (владение искусством политической речи) является важнейшим фактором воздействия на окружающих. Речевые стратегии в политическом дискурсе должны обладать такими характеристиками, как: персуазивность, логичность, инспиративность, образность и театральность.

В лингвистических исследованиях речевой портрет определяется как воплощенная в речи языковая личность конкретного социума. Трактовка и моделирование речевого портрета происходит на лексическом, синтаксическом и метаязыковом уровнях, при этом приоритетными считаются групповые признаки языковой личности, что приводит к нивелированию индивидуальной языковой личности и к моделированию обобщенного и конвенционализированного образа [Голикова 2018].

Методика анализа речевого портрета традиционно включает в себя изучение фонетико-фонологических, морфологических, лексических и синтаксических особенностей речи.

Еще в середине 60-х гг. XX в. М. В. Панов ввел понятие фонетического портрета, а также на основе своих наблюдений и анализа особенностей произношения политиков предложил опираться на модели фонетического портрета [Панов 2007].

Материалом исследования Л. В. Постниковой служат речи президентов США. Исследователь анализирует корреляцию между просодическими характеристиками речи и политическим имиджем, включая влияние экстралингвистических факторов (ситуация общения, канал связи с электоратом, целевая аудитория). Автор приходит к выводу о том, что просодические особенности речи представляют

собой индикатор риторических приемов воздействия на электорат. На перцептивном и акустическом уровнях это проявляется в усреднении значений частоты основного тона, частотного диапазона и интенсивности звукового сигнала, соотношения продолжительности фонации к паузации, частотности пауз определенной длительности, средней длительности слога (СДС) как показателя темпа, конфигурации терминальных и ядерных тонов [Постникова 2003].

Исследователи имиджа отмечают, что успешные политики используют, как правило, следующие риторические приемы:

- акцентуацию важных слов и подчеркивание их интонацией;

- изменение тона голоса - понижение и повышение;

- изменение темпа для придания речи выразительности;

- паузирование до и после важных высказываний [Гуревич 2018].

Невербальные составляющие имиджа политика

1. Жесты и позы. В практике общения выделяют несколько основных типов кинесических средств и поз, отражающих когнитивные процессы и эмоциональное состояние политика. Традиционно выделяют открытые / закрытые жесты (мануальный жест «раскрытые ладони»), защитные жесты и позы, жесты рефлексии и оценки; кинесические средства, выражающие сомнение, недоверие и неуверенность, регулятивные жесты, миремы и позы, свидетельствующие о нежелании слушать собеседника и о стремлении прекратить беседу (например, нежелание установить зрительный контакт с коммуникантом); жесты, выражающие чувство превосходства и часто негативно воспринимаемые электоратом (например, закладывание рук за голову); жесты, выражаемые готовность к действию (например, обе руки коммуниканта лежат на коленях и корпус наклонен вперед).

Мимика и миремы. Оценка мимических выражений и миремиче-ского поведения собеседника требует перцептивного опыта. Именно микровыражения лица, длящиеся от 1/15 до 1/25 секунды, позволяют правильно декодировать информацию, поступающую от коммуниканта [Кудинова 2016].

2. Внешний облик, одежда. Политическая деятельность предъявляет особые требования к деловому костюму, который может свидетельствовать не только о вкусе политического деятеля, но и о его

надежности. Опрятный внешний вид, классический костюм, аксессуары отражают социальный политического деятеля и могут значительно повлиять на выбор электората.

Структура имиджа неразрывно связана с проблемой эффективности формирования имиджа. Это также многоуровневый аспект, где наряду с функциональной эффективностью - достижением собственно политических целей - в настоящее время огромное значение приобретает коммуникативная эффективность имиджа, которая заключается в корректном транслировании имиджа целевой аудитории. Ученые различают семиотическую эффективность при выборе корректных кодов в процессе коммуникации и технологическую эффективность (выбор адекватных каналов в процессе коммуникации) [Мажоров 2016]. Использование правильных кодов и каналов для передачи информации позволяет оптимизировать имиджеобразующую стратегию политика.

Критерии успешности имиджа Маркуса Зедера

Маркус Зедер (Markus Soeder) - премьер-министр федеральной земли Бавария и председатель Христианско-Социального Союза (CSU), в настоящий момент один из самых популярных политиков ФРГ, хотя еще два года назад подвергался критике в том числе и за его позицию в отношении мигрантов. Однако в 2018 г. в коалиции с партией Freie Waehler (Свободные избиратели) начал работать над сменой своего политического имиджа, чем заслужил прозвище «баварский хамелеон». Новый имидж, расширяясь, в том числе и в сторону экологического (Закон о защите пчел, отказ от размещения в Баварии радиоактивных отходов) и технологического (развитие высоких технологий в Баварии, проект Bavaria One) дискурса, обращен прежде всего к образованным слоям населения. Кроме того, М. Зедер выступает за равные права женщин в профессии - эта тема актуальна сейчас во всей Западной Европе. Однако настоящий взлет популярности политика произошел во время пандемии; быстрое введение режима чрезвычайной ситуации, ограничение передвижения граждан и закрытие школ в Баварии считаются образцовыми мерами, в связи с чем М. Зедера называют «антивирусным политиком». В результате полимодального анализа невербально-просодических характеристик

дискурса М. Зедера были выявлены следующие критерии успешности его имиджа.

1. Речевой портрет:

- использование простых и четких, легких для понимания, формулировок проблемы, сопровождающихся конкретным способом ее решения;

- высказывание в основном своего собственного мнения; отказ от комментирования высказываний других политиков;

- важной грамматической особенностью является минимальное использование пассивных форма глагола: М. Зедер всегда субъект, а не объект действия, напр., Hamsterkaeufe sind asozial («Покупки товаров впрок асоциальны»); ср. схожее высказывание Михаэля Мюллера, правящего бургомистра Берлина Hamsterkaeufe werden als asozial bezeichnet («Покупки товаров впрок считаются асоциальными»);

- предпочтение коротким хлестким высказываниям и запоминающимся лозунгам: Corona schlaeft nicht, wir aber auch nicht («Коронавирус не спит, но и мы не спим»); Corona ist kein Gewitter, das bleibt («Коронавирус - это не гроза, он останется»); Rettungsschirm fuer Krankenhaeuser («зонтик для больниц»);

- синтаксическая структура характеризуется в основном простыми предложениями; пространные описания отсутствуют;

- на просодическом уровне отметим высокую частотность реализации восходящих (45 % от общего количества тонов) и нисходящих (36 %) тонов. Частотность употребления средних ровных тонов составляет 18 %. Средние показатели частоты основного тона (ЧОТ) составляют 156 Гц. Максимальные значения ЧОТ равны 187 Гц, а минимальные - 135 Гц.

Средние значения интенсивности звукового сигнала (ИЗС) достаточно стабильны и составляют 75 dB.

2. Жесты

Мы зафиксировали высокую частотность исполнения иллюстративных жестов (50 %), сопровождающихся нисходящими тонами. Интенсивность реализации иллюстраторов коррелирует с высоким темпом речи оратора. Жестовый репертуар иллюстраторов М. Зедера достаточно разнообразный. Так, политик реализует аллокины (рубящее

движение ладони, вращательное движение запястья, кивки) и кинемо-морфемы (жест «щепотка», жест «шпиль»).

Восходящие и ровные тоны сопровождаются метафорическими (38 %) и иконическими (8 %) жестами. Манипуляторы (прикосновения к лицу, к одежде) составляют 4 % от всех исполняемых жестов и реализуются в конце синтагмы или не сопровождаются речью.

Изменения в невербальном и, в частности, тактильном поведении также могут нести определенные послания, так, например, М. Зедер отказался от рукопожатий из-за пандемии уже в феврале 2020 г.

3. Коммуникативная эффективность

М. Зедер, по образованию журналист, умело демонстрирует высокую семиотическую и технологическую эффективность имиджа. Обладая солидной базой в социальных сетях и используя популярные современные каналы коммуникации, он безошибочно выбирает те семиотические коды, которые могут найти отклик у большей части населения Баварии. Об этом свидетельствует, среди прочего, инсценировка самого себя как заботливого «отца региона» и эффективного кризисного менеджера, всегда появляющегося на публичных мероприятиях в маске только в цветах национального баварского флага. Политик хорошо осознает значение видеоряда, поэтому, например, весной 2020 г. М. Зедер оперативно разместил свои фотографии со склада с горами туалетной бумаги на заднем плане на своих страницах в социальных сетях в то время, как в «Твиттере» курсировали фотографии пустых прилавков. Осенью 2020 г. перед началом вакцинации в Германии в соцсетях появляется фото М. Зедера, которому делают прививку от коронавируса. Летом 2020 г. на странице политика появилась его фотография рядом с Ангелой Меркель, сделанная перед началом заседания кабинета министров во дворце Херренким-зее, что было расценено многими аналитиками как сигнал о том, что М. Зедер претендует на должность федерального канцлера после ухода госпожи Меркель в декабре 2021 г. Интересно, что М. Зедер часто использует чашку для передачи своих семиотических кодов; достаточно вспомнить его чашку с эмблемой NASA (политик инициировал космический исследовательский проект Bavaria One) или чашку, которую он использовал на съезде Христианско-Социального Союза в октябре 2020 г., проходившего в онлайн-формате: чашка с явной

отсылкой к сериалу «Игры престолов» в ходе выступления политика меняла цвет и надпись от «Winter is coming» («Зима наступает») к «Winter is here» («Зима наступила»), намекая тем самым на серьезность ситуации с коронавирусом в стране.

Заключение

В результате проведенного нами анализа были выделены следующие критерии успешности имиджа политика:

• Выявлены особенности индивидуального стиля М. Зедера, который проявляется на лексическом и синтаксическом уровнях.

• В результате анализа морфологии жеста М. Зедера выявлен достаточно разнообразный жестовый репертуар политика (реализация иллюстративных аллокинов позволяет наглядно изобразить вербальную информацию и усилить смысл высказывания).

• Определены просодические характеристики речи политика и установлена корреляция между просодическими особенностями и реализуемыми жестами.

• Отмечены примеры эффективного использования визуальных средств и артефактов М. Зедером для формирования политической повестки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

Аржанова К. А. Социально-психологический подход к определению персонального имиджа политического лидера // Вестник университета. М.: Государственный университет управления, 2015. № 2. С. 276-280. [Ar-zhanova, K. A. (2015). Social-psychological approach to the definition of the personal image of a political leader. Vestnik universiteta, 2, 276-280. (In Russ.)].

Голикова Т. А. Речевой портрет как основная составляющая имиджа лидера в политическом дискурсе // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. М.: АНО ВО «Российский новый университет», 2018. № 3. С. 9-16. [Golikova, T. A. (2018). Speech portrait as the main component of leader's image in political discourse. Vestnik of Russian New University. Series: Human in the modern world, 3, 9-16. (In Russ.)]. Гуревич П. С. Социология и психология рекламы: учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. [Gurevich, P. S. (2018). Sociologia

I psikhologia reklamy. (Sociology and advertising psychology). Textbook for universities. Moscow: Urite (In Russ.)].

Мажоров Д. А. Критерии оценки эффективности имиджа и имиджеобразую-щих текстов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 167-171. [Mazhorov, D. A. (2008). Kriterii ocenki effektivnosti imidzha I imidzheobra-suyushikh tekstov. (Evaluation criteria for image and image-forming texts efficiency). In: Izvestia RGPU im. A. I. Gerzena. Obshestevnnye i gumanitarnye nauki (pp. 167-171). (In Russ.)].

Панов М. В. История русского литературного произношения XVIII-XX вв. Изд. 2-е, стер. М.: УРСС, 2007. [Panov, M. V (2007). Istoria russkogo lit-eraturnogo proisnosheniya XVIII-XX vv. (History of Russian literary pronunciation in 18-20 centuries). Moscow: URSS (In Russ.)].

Крылова, Н. Г. Методика управления процессом формирования иноязычных артикуляций (на материале постановки русских щелевых согласных и аффрикат в иностранной аудитории): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1982. [Krylova, N. G. (1982). Metodika upravleniya processom formirovaniya inoyasychnykh artikulyacii (na materiale postanovki russkikh shelevykh soglasnykh i affrikat v inostrannoi auditorii). (Methods of managing the process of foreign articulation development (out of a setting of Russian fricative consonants and affricate in foreign audience): abstract of PhD in Pedagogics. Moscow. (In Russ.)].

Кудинова Е. С. Просодические и невербальные характеристики речи в синхронии и диахронии (на материале британских художественных фильмов): дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. [Kudinova, E. S. Prosodicheskie i neverbal'nye harakteristiki rechi v sinhronii i diahronii (na materiale britanskih hudozhestvennyh fil'mov). (Speech-gesture characteristics from a synchronic anddiachronicperspectives): PhD in Philology. Moscow. (In Russ.)].

Постникова Л. В. Просодия и политический имидж оратора: На материале речей американских президентов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2003. [Postnikova, L. V. (2003). Prosodia I politichesky imidzh oratora: Na materiale rechei amerikanskikh presidentov (Prosody and political image of a speaker: out of speeches of American presidents): abstract of PhD in Philology. Moscow. (In Russ.)].

Шепель В. М. Имиджелогия: учебное пособие. М.: Народное образование, 2002. [Shepel, V. M. (2002). Imidzhelogia. (Imagelogy). Textbook. Moscow: Narodnoye obrasovanie. (In Russ.)].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.