УДК 81'34
Е. С. Кудинова
аспирант кафедры фонетики английского языка ФГПН МГЛУ e-mail: [email protected]
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ НЕВЕРБАЛИКИ И ПРОСОДИИ
Статья выполнена в русле исследований совместного функционирования просодии и невербальных единиц в процессе речевой коммуникации. Целью работы является анализ просодических и невербальных характеристик речи в британских художественных фильмах двух жанров - антиутопии и комедии. Автором выявлены изменения в невербально-просодическом поведении актеров на трех временных срезах, охватывающих период с конца 40-х гг. ХХ в. до начала XXI в. Экспериментально-фонетическое исследование включает анализ различных акустических параметров с использованием новейших компьютерных технологий. В работе используются аудиовизуальный, аудиторский, визуальный, электронно-акустический и сопоставительный методы анализа. В исследовании делается вывод о возрастающей роли невербального компонента коммуникации во втором и в третьем временных срезах.
Ключевые слова: просодия; ЧОТ; интенсивность; длительность; репрезентативные фразы;диахрония;синхрония; временные срезы; невербальная коммуникация; антиутопия; комедия; кинематограф.
E. S. Kudinova
Post-graduate student, Department of English Phonetics, Faculty of Humanities and Applied Sciences, MSLU e-mail: [email protected]
DYNAMICS OF GESTURE AND PROSODY
The study explores the interrelationship between prosody and nonverbal behaviour in human communication. The paper aims to analyse the actors' speech prosodic features and nonverbal cues in the films of two genres - dystopia and comedy. The essay examines how the actors' prosodic parameters and nonverbal elements change at three diachronic time slices from the late 1940s to the early 2000s. The experimental phonetic study investigates various acoustic properties using latest computer technologies. The author concludes that nonverbal communication serves a prominent role in the second and third diachronic time slices.
Key words: prosody; nonverbal communication; synchronic and diachronic analyses, fundamental frequency; intensity; duration; representative phrases; dystopia; comedy; cinematography.
К настоящему времени накоплен обширный материал в области невербального поведения. Установлено, что процессы вербальной и невербальной деятельности действуют согласованно и целенаправленно
в процессе коммуникации, создавая единое целое, на котором строится вся система человеческого общения [6; 7; 9-12].
В немногочисленных исследованиях, посвященных речежестово-му функционированию, характер взаимодействия просодии и невербальных характеристик речи изучается исключительно в синхронном плане. В данной работе предпринимается попытка проанализировать соотношение просодии и невербальных единиц не только в синхронном, но и в диахронном аспекте.
Наше экспериментально-фонетическое исследование состоит из следующих этапов:
1. отбор и лингвистический анализ экспериментального материала;
2. аудиовизуальный анализ всего исследуемого экспериментального материала;
3. проведение комплексного перцептивного анализа, включающего:
3.1. аудиторский анализ;
3.2. визуальный анализ;
3.3. электроакустический анализ;
4. соотнесение результатов аудиовизуального, аудиторского, визуального, и электроакустического видов анализа.
Материалом исследования являются оригинальные британские художественные фильмы следующих трех временных срезов:
1) конец 40-х - начало 50-х гг. XX в.;
2) конец 60-х гг. - середина 80-х гг. XX в.;
3) конец ХХ в. - начало XXI в.
Анализируемые художественные фильмы относятся к двум разным жанрам кино - антиутопии и комедии.
Кинематограф исследует актуальные проблемы, волнующие современный мир. Например, антиутопии вызывают интерес потому, что вопросы, которые они поднимают, соотносятся с реальными историческими и современными событиями. Авторы этого жанра описывают тоталитарные режимы, подавление свободы личности, разрушительные войны, последствия экологических бедствий [2; 4; 5]. Антиутопия становится особенно востребованным жанром в периоды кризиса развития общества.
Жанр антиутопии в нашем материале представлен фильмами:
1) экранизация романа Дж. Оруэлла «1984», вышедшая в свет в 1954 г. (режиссер Р. Картье) и ее римейк 1984 г. выпуска (режиссер М. Рэдфорд);
2) фильм «Страна слепых», вышедший на экраны в 2006 г. (режиссер Р. Эдвардс).
Также для анализа просодических и невербальных характеристик речи были выбраны шесть комедий, снятых по пьесам О. Уайльда:
1) экранизация комедии «Как важно быть серьезным» 1952 г. (режиссер Э. Эсквит) и ее римейки 1986 г. (режиссер С. Бердж) и 2001 г. выпуска (режиссер О. Паркер);
2) экранизация комедии «Идеальный муж» 1947 г. (режиссер А. Корда) и ее римейки, вышедшие в свет в 1969 г. (режиссер Р. Картье) и в 1999 г. (режиссер О. Паркер).
Основной задачей комедии является постижение действительности посредством обличительного смеха как формы выражения общественной критики. Подобно тому, как существуют предпосылки, вызывающие интерес социума к антиутопиям, повышению значения комедии способствует как специфика общественно-политической организации общества, так и стадия его исторического развития [1; 3; 8].
Отбор материала исследования для аудиовизуального, аудиторского, визуального и электроакустического видов анализа осуществлялся с учетом следующих критериев: в исследуемых фильмах отбиралось относительно равное количество фраз, идентичных или близких по семантике. Проводилась выборка фраз как нейтральных, так и эмоционально окрашенных, нейтральных по стилистике и однородных по длительности.
Широкий корпус исследования, который составил 14 часов 43 минуты, был подвергнут аудиовизуальному анализу.
В результате аудиовизуального анализа фильмов-антиутопий были отобраны 293 репрезентативные фразы общей продолжительностью 9 мин. В комедиях количество репрезентативных фраз составило 420 суммарной продолжительностью 15 мин.Общее время звучания репрезентативных фраз составило примерно 24 мин.
Цель аудиовизуального анализа заключалась в том, чтобы установить соотношение невербального поведения действующих лиц и речевых отрезков на разных временных срезах.
Исходя из специфики произведений кино, при проведении аудиовизуального анализа учитывались особенности структуры анализируемых фильмов. В результате аудиовизуального исследования материала были выявлены следующие составляющие: 1) речевые отрезки; 2) невербальные отрезки; 3) закадровая речь; 4) титры.
1) Речь всегда сопровождается жестикуляцией, мимикой, мире-мическими кинемами1, телодвижениями и сменами поз, которые могут усиливать смысл высказывания, дополнять или дублировать его. Поэтому в данном исследовании под речевыми отрезками (РО) мы имеем в виду речевые отрезки, сопровождающиеся жестами, мимикой, телодвижениями, сменой поз и т. д.
2) Под невербальными отрезками (НО) мы подразумеваем отрезки фильма без речевого сопровождения. Они включают в себя ситуативные действия, характеризующиеся разнообразными жестами, мимическими и миремическими кинемами, телодвижениями, сменой поз и т. д.
3) Под закадровой речью мы понимаем речь, звучащую вне кадра, когда зритель не видит источника звука.
4) Титры - это графические средства фильма, включающие в себя надписи, их шрифт, размер, цвет и пунктуацию, сообщающие зрителю определенную информацию о фильме.
Результаты аудиовизуального анализа фильмов показали, что в каждом последующем временном срезе меняется соотношение суммарной длительности речевых и невербальных отрезков. Данные аудиовизуального анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Суммарная длительность речевых и невербальных отрезков в антиутопиях и в комедиях в трех временных срезах, в %
Жанр 1-й срез 2-й срез 3-й срез
РО НО РО НО РО НО
Антиутопии 51 40 19 62 37 46
Комедии 64 34 69 29 43 48
Первый временной срез выявил следующие особенности соотношения речевых и невербальных отрезков:
а) в антиутопиях продолжительность речевых отрезков доминирует над невербальными;
1 Под термином «кинема» мы подразумеваем коммуникативно значимые невербальные средства, такие как жесты, выражения лица, телодвижения, смены поз и т. д. Под миремическими кинемами мы имеем в виду направление взгляда и выражение глаз.
б) в комедиях длительность речевых отрезков значительно превышает длительность невербальных отрезков.
Второй временной срез продемонстрировал следующие особенности соотношения речевых и невербальных отрезков:
а) в антиутопиях продолжительность невербальных отрезков существенно превышает длительность речевых;
б) в комедиях продолжительность речевых отрезков доминирует над невербальными.
Третий временной срез выявил следующие особенности соотношения речевых и невербальных отрезков: хотя сокращается различие в суммарной длительности между речевыми отрезками и невербальными отрезками, длительность последних превалирует над длительностью речевых отрезков.
Следующим этапом исследования был аудиторский анализ, который заключался в неоднократном прослушивании отобранных репрезентативных фраз с целью адекватной разметки просодии.
Анализ мелодико-акцентных особенностей репрезентативных фраз в антиутопиях и в комедиях выявил следующее:
а) в антиутопиях и в комедиях самой высокой частотностью реализации отличается нисходящий тон во всех временнЫх срезах;
б) общим для антиутопий и комедий в первом и во втором временнЫх срезах является доминирование скользящей и постепенно нисходящей ступенчатой шкал; в третьем временном срезе - превалирование скользящей и высокой ровной шкал.
В ходе проведения авторского визуального анализа ставилась задача установить характер взаимодействия просодии и невербальных средств в исследуемых репрезентативных фразах.
В результате визуального анализа особенностей невербального поведения актеров в антиутопиях и в комедиях было установлено, что общее количество используемых киноактерами кинем в речевых отрезках коррелирует с длительностью невербальных отрезков в исследуемых временнЫх срезах, а именно: с увеличением общей продолжительности невербальных отрезков сокращается общее число кинем в речевых отрезках.
В антиутопиях с увеличением суммарной длительности невербальных отрезков во втором временном срезе снижается общее количество кинем в речевых отрезках, а в третьем временном срезе с уменьшением
суммарной длительности невербальных отрезков общее количество кинем в речевых отрезках увеличивается.
В комедиях с уменьшением суммарной длительности невербальных отрезков во втором временном срезе общее количество кинем, реализуемых в речевых отрезках, повышается, а в третьем временном срезе с увеличением суммарной длительности невербальных отрезков общее число кинем в речевых отрезках снижается.
Следующим этапом является проведение электроакустического анализа для выявления значений частоты основного тона и интенсивности звукового сигнала, а также темпоральных характеристик речи дикторов.
В процессе электроакустического анализа использовались следующие лицензионные программы:
- программа «Free Studio» (версия 5.0) для редактирования видеофайлов анализируемых фильмов и извлечения звуковой дорожки из видеофайлов;
- программа «Switch Sound File Converter» (версия 4.2.6) для конвертации аудиофайлов в формат *.wav;
- программа для анализа речи «Praat» (версия 5.2.17) для выявления акустических параметров речи.
Анализ частотных характеристик речи действующих лиц в антиутопиях и в комедиях показал, что существует компенсаторная взаимозависимость между общей продолжительностью невербальных отрезков и средними показателями ЧОТ в речевых отрезках.
Во втором временном срезе, в сравнении с первым выявлено:
а) в антиутопиях с увеличением общей продолжительности невербальных отрезков и с уменьшением суммарной длительности речевых отрезков средние значения ЧОТ в речевых отрезках также уменьшаются;
б) в комедиях с уменьшением суммарного времени невербальных отрезков и с увеличением общей длительности речевых отрезков средние показатели ЧОТ в речевых отрезках также увеличиваются.
В третьем временном срезе, хотя сокращается различие в суммарной длительности между речевыми отрезками и невербальными отрезками, длительность невербальных отрезков превалирует над длительностью речевых отрезков и средние значения ЧОТ в речевых отрезках понижаются по сравнению со вторым временным срезом.
Сводные данные аудиовизуального, визуального и электроакустического видов анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Соотношение суммарной длительности невербальных отрезков, суммарной длительности речевых отрезков, общего числа кинем в речевых отрезках и средних значений ЧОТ в речевых отрезках в антиутопиях и в комедиях в трех временных срезах
Жанр № среза Сум. длит. НО, в % Сум. длит. РО, в % Общее число кинем в РО ЧОТ сред., в Гц
1 40 51 560 183
Антиутопия 2 62 19 482 141
3 46 37 837 135
1 34 64 771 196,5
Комедия 2 29 69 1034 229
3 48 43 814 183,5
Анализ темпоральных характеристик речи актеров в антиутопиях и в комедиях выявил наличие компенсаторной взаимозависимости между темпоральными характеристиками речи в речевых отрезках и продолжительностью невербальных отрезков, а именно: чем больше продолжительность невербальных отрезков, тем быстрее темп в речевых отрезках:
а) в антиутопиях во втором временном срезе с увеличением суммарной длительности невербальных отрезков темп в речевых отрезках ускоряется. В третьем временном срезе с сокращением общей продолжительности невербальных отрезков темп в речевых отрезках замедляется;
б) в комедиях во втором временном срезе с уменьшением суммарной длительности невербальных отрезков темп в речевых отрезках замедляется. В третьем временном срезе с увеличением общей продолжительности невербальных отрезков темп в речевых отрезках ускоряется.
Что касается частотности употребления пауз в исследуемом материале, фильмы-антиутопии и комедии продемонстрировали схожую тенденцию: в антиутопиях и в комедиях преобладают психологические и сверхкраткие паузы.
В результате анализа продолжительности внутренних пауз в антиутопиях и в комедиях установлено:
а) в антиутопиях во втором временном срезе общее время внутренних пауз уменьшается, что вполне закономерно, так как продолжительность речевых отрезков сокращается. В третьем временном срезе суммарная длительность речевых отрезков увеличивается, что приводит к увеличению суммарной продолжительности внутренних пауз;
б) в комедиях во втором временном срезе с увеличением времени речи повышается суммарная продолжительность внутренних пауз. В третьем временном срезе с сокращением суммарной длительности речевых отрезков уменьшается объем внутренних пауз.
Сравнительный анализ продолжительности внутренних пауз в антиутопиях и в комедиях показал: время внутренних пауз в речи всех дикторов уменьшается с сокращением суммарной длительности речевых отрезков, и наоборот, время внутренних пауз в речи всех дикторов увеличивается с увеличением суммарной длительности речевых отрезков.
Результаты экспериментально-фонетического исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. В анализируемых фильмах-антиутопиях и в комедиях в каждом последующем временном срезе меняется соотношение вербального и невербального каналов.
2. В исследуемом материале выявлена компенсаторная взаимозависимость между общей продолжительностью невербальных отрезков, с одной стороны, и изменением невербальных и просодических характеристик в речевых отрезках, с другой стороны.
Таким образом, с увеличением общей продолжительности невербальных отрезков в речевых отрезках сокращается общее число кинем, реализуемых действующими лицами; понижаются средние показатели ЧОТ; темп речи убыстряется.
Итак, сопоставление результатов аудиовизуального, аудиторского, визуального и электроакустического видов анализа позволяет сделать следующий вывод: за более, чем пятидесятилетний период времени существенно изменились особенности просодического и невербального поведения актеров игрового кино, а также отношение режиссеров к способам управления зрителем.
Оказывая воздействие на зрителя, кино представляет собой, с одной стороны, синтез визуальных и аудиальных элементов, а с другой - их противостояние. С повышением роли невербальной коммуникации
уменьшается удельный вес речи, что подтверждает выводы режиссеров о том, что невербальный канал является более существенным
способом воздействия на зрителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бергсон А. Смех. - М. : Искусство, 1992. - 127 с.
2. БорисенкоЮ. А. Риторика власти и поэтика любви в романах-антиутопиях первой половины ХХ века : дис. ... канд. филол. наук. - Ижевск, 2004. -190 с.
3. Выготский Л. С. Психология искусства. - М. : Лабиринт, 2008. - 352 с.
4. Козьмина Е. Ю. Поэтика романа-антиутопии (на материале русской литературы ХХ века) : дис. ... канд. филол. наук. - М., 2005. - 222 с.
5. Комлева Н. Л. Антиутопическая традиция в американской прозе 1980-х гг.: романы «Берег москитов» и «О-Зона» П. Теру : дис. ... канд. филол. наук. - Саранск, 2007. - 207 с.
6. Потапова Р. К., Потапов В. В. Язык, речь, личность. - М. : Языки славянской культуры, 2006. - 496 с.
7. Сухова Н. В. Взаимодействие просодии и невербальных средств в монологической речи (на материале английских документальных фильмов) : дис. ... канд. филол. наук. - М., 2004. - 145 с.
8. Федь Н. М. Искусство комедии или мир сквозь смех. - М. : Наука, 1978. -216 с.
9. Birdwhistell R. L. Introduction to kinesics: An annotation system for analysis of body motion and gesture. - University of Michigan Library, 1952. - 88 p.
10. Dittman A. The role of body movement in communication // A. W. Siegman and S. Feldstein. Nonverbal behavior and communication. - Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1987. - P. 37-64.
11. Ekman P., Friesen W. V. The repertoire of nonverbal behavior: Categories, origins, usage, and coding // Semiotica, 1. - The Hague, 1969. - P. 49-98.
12. Kendon А. Gesture: Visible action as utterance. - Cambridge, 2004. - 412 p.