УДК 16.21.33(81 '42;801.7)
Пантелеева Татьяна Юрьевна
кандидат филологических наук, доцент, заместитель начальника по учебной и научной работе Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России [email protected]
Лингвистическая
ПРИРОДА ЮРИДИЧЕСКОГО ТЕЛЕДИСКУРСА
Tat’yana Yu. Panteleeva
candidate of philology, docent Deputy Head for educational and scientific work. Novorossiysk branch of Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia [email protected]
Linguistic nature of
THE LEGAL TV DISCOURSE
Аннотация. Рассматривается юридический теледискурс как современная форма коммуникации, которая отражается во всем многообразии телевизионных жанров, в частности ток-шоу. Показано, что юридический теледискурс понимается как особая подсистема профессионального языка, предназначенная для юридической коммуникации. Отмечается ключевая роль языка, так как важнейшим «инструментом» в формировании юридического теледискурса является выбор слов и выражений, а теледискурс можно назвать юридическим, когда он сопровождает юридический акт в соответствующей обстановке. Установлено, что коммуникативные стратегии и тактики в юридическом теледискурсе вербализуются в соответствии с профессиональными целеустановками.
Ключевые слова: юридический теледискурс, ток-шоу, коммуникативные стратегии и тактики, вербализация, механизм языковых единиц, профессионально качественный потенциал, ведущий-судья.
Annotation. The legal television discourse as a modern form of communication which is reflected in all variety of television genres, in particular in talk-show, is considered. It is shown that the legal TV discourse is understood as a special subsystem of professional language intended for legal communication. The key role of language is noted, as the choice of words and expressions is the major «tool» in formation of a legal TV discourse, and it is possible to call a TV discourse legal when it accompanies the legal act in the appropriate situation. It is established that communicative strategy and tactics in a legal TV discourse are verbalized according to professional aim-settings.
Keywords: legal TV discourse, talk-show, communicative strategy and tactics, verbalization, mechanism of language units, professionally qualitative potential, anchorman-judge
В современной лингвистической науке возрос интерес к изучению связного текста, или дискурса. Разные типы дискурса, формирующиеся в условиях разнообразных сфер человеческой деятельности, являются объектом изучения в речевой коммуникации, среди которых особое место занимает общение в институциональной обстановке, накладывающей определенные ограничения на речевое поведение участников общения. Рассмотрение институциональных типов дискурса, в том числе юридического, в современной теории коммуникации вызывает несомненный интерес в отечественной лингвистике.
Данная статья посвящена исследованию коммуникативных стратегий и тактик в юридическом теледискурсе. Основной целью коммуникации в юридическом теледискурсе является вербальное воздействие, имеющее определенную целеустановку, которая связана с необходимостью речевого планирования, а также умением пользоваться набором коммуникативных стратегий и тактик, «оязычи-вание» которых происходит с помощью механизмов языковых единиц. В области исследования
коммуникативных стратегий статья Т.А. ван Дейка и В. Кинча «Стратегии понимания связного текста» [1] находится в ряду основополагающих работ, в которых описываются когнитивные, речевые, грамматические и дискурсивные стратегии, реализуемые в соответствии с коммуникативными целями и установками. Идеи Т.А. ван Дейка и В. Кинча в описании речевых стратегий и тактик получили развитие в работах Е.М. Верещагина и В. Г. Костомарова (1990, 1991, 1992, 2005), О.С. Иссерс (1997 а, 1997 б, 1999, 2008), О». Паршиной (2005), Е.В. Фроловой (2007). Так, в данной статье рассматриваются способы вербализации коммуникативных стратегий и тактик в юридическом теледискурсе, в стратегии дискредитации которого чаще используются тактики обвинения и разоблачения. В языковом оформлении стратегии защиты в юридическом теледискурсе преобладают эксплицитные тактики: прямое несогласие с обвинением, также исследуемому дискурсу свойственны мани-пулятивные защитные тактики: обозначение виновного и контробвинение. Следует отметить, что стратегия убеждения в юридическом теледискурсе основывается на фактах и аргументах. Вспомога-
325
тельные стратегии решают идентичные професси-ональные/непрофессиональные задачи: а) обозначение проблемы и ее решение; б)раскрытие имиджа компетентного/некомпетентного. Вспомогательная диалого-стру^рирующая стратегия, реализуемая ведущим в юридическом теледискурсе, может оформляться в зависимости от ситуации, как посредством более категоричных и прямых высказываний, так смягченными конструкциями и различными формами вежливости.
Юридический теледискурс понимается как особая подсистема профессионального языка, предназначенная для юридической коммуникации, а именно: для декларации тех или иных фактов, для эмотивного воздействия, для выработки консенсуса, для принятия и обоснования решений в условиях множественности точек зрения. Важнейшим «инструментом» в формировании юридического теледискурса является выбор слов и выражений, что свидетельствует о ключевой роли языка. Теледискурс можно назвать юридическим, когда он сопровождает юридический акт в соответствующей обстановке. Основными критериями, характеризующими юридический теледискурс, являются оценочность и высокая персуазивность. Оценочность как выражение положительного или отрицательного отношения к пропозитивному содержанию и оценка ситуации, лица, предмета по параметрам «хоро-шо/плохо» (качественная оценка), «много/мало» (количественная оценка). Высокая персуазивность, как квалификация информации с точки зрения степени её достоверности, проявляется в оппозиции «достоверно/недостоверно», которые направлены на формирование отрицательного отношения к оппонентам, на навязывание определенных ценностей и оценок. Телевизионный юридический дискурс становится каналом, который занимает в последнее время особое место в формировании юридического коммуникативного пространства, определяет стиль и жанр речевого поведения, устанавливает статусно-ролевые и ситуативно-коммуникативные характеристики
общения. Таким образом, юридический теледискурс как современная форма коммуникации отражается во всем многообразии телевизионных жанров. Из всех жанров юридического теледискурса, ток-шоу, на наш взгляд, является одним из наименее изученных, свидетельством тому является отсутствие дефиниции ток-шоу в русскоязычных толковых словарях.
Вслед за И.Н. Борисовой мы считаем, что следует различать в ток-шоу понятия коммуникативное событие и коммуникативная ситуация [2]; ток-шоу как коммуникативное событие в юридическом дискурсе может быть выражено теми или иными моделями условий коммуникативной деятельности, то есть различными коммуникативными ситуациями процессуального разбирательства: спор оппонентов - государственный обвинитель и защитник, выступление истца и свидетелей, беседа судьи с экспертами и т.д. Исходя из этого, юридическую коммуникативную ситуацию следует рассматривать через призму коммуникативного события в ток-шоу, которое представляет дискуссию оппонентов с противоположными точками зрения, адресованную каж-
дому, но не всем. В диалого-структурирующей стратегии доминирующая роль отводится ведущему - судье, который ведет контроль над темой и контроль над инициативой, что способствует реализации задач всех оппонентов, применяя вспомогательные стратегии, направленные на оптимизацию диалогового общения и воздействие на аудиторию. Примечательно, что в юридическом ток-шоу прагматическая стратегия ведущего-судьи должна быть направлена на самопрезентацию и формирование эмоционального настроя.
Субстратегию построения имиджа (самопрезентации) следует отнести к прагматическим стратегиям речевого воздействия. А среди тактик построения имиджа ведущего-судьи могут быть выделены такие, как обозначение проблемы и обозначение решения проблемы, построение имиджа компетентного профессионала. Тактика обозначения проблемы применяется ведущим -судьей для формирования круга тех вопросов процессуального разбирательства, которые
необходимо решить в ходе ток-шоу. Тактика построения имиджа компетентного профессионала затрагивает всех оппонентов-участников процессуального разбирательства в ток-шоу. Формирование имиджа «компетенции» в сфере деятельности каждого из оппонентов происходит за счет указания на профессиональные качества (знания, опыт, способности в решении определенных вопросов и т.п.). Данная тактика предполагает обозначение факта обладания знаниями правовых норм или опыта по приобретению компетенций в правовом поле.
Среди тактик, реализующих субстратегию формирования эмоционального настроя, занимают особое место комплимент и вежливость. Данные тактики не являются вербальным инструментом, способным изменить сознание оппонентов-участников: адресата - его представления, взгляды, суждения в рамках юридической коммуникативной ситуации и в совокупности с семантическими стратегиями они способствуют воплощению намерения адресанта в юридическом ток-шоу. Так, в качестве субстратегии формирования эмоционального настроя ведущий-судья использует комплимент, который преимущественно является формой вежливости или подбадривания и применяется по отношению ко всем участникам юридического ток-шоу. Однако в юридическом теледискурсе комплимент одновременно может служить и воплощением различных манипулятивных намерений ведущего-судьи, а именно: получить информацию, усыпить бдительность, выразить насмешку и т.д. А тактика вежливости выстраивается как на некатегоричных высказываниях с использованием устойчивых этикетных слов и фраз, вопросительных предложений и сослагательного наклонения, так и с большей категоричностью, о чем свидетельствует преобладание форм повелительного наклонения - оппонент проявляет свою власть в диалоге, что может быть связано с высокой эмоциональностью (экспрессивностью) профессиональной речи. В целях сохранения должного уровня эмоционального настроя ведущий-судья, пользуясь возможностями правоприменения, осуществляет контроль над соответствием теме разбирательства, который выражается в
326
речевых актах просьбы, приказа и призыва с целью вернуть коммуникантов к обсуждаемой теме. При реализации тактики контроля над соответствием теме в юридическом ток-шоу применяются побудительные предложения, повествовательные. Это может быть связано с соблюдением этикета и норм вежливости. Также, нужно отметить ситуативную обусловленность коммуникативного поведения ведущего-судьи, который при необходимости должен обладать определенным профессионально качественным потенциалом и самодостаточностью для большей эмоциональности и категоричности в принятии решений.
В субстратегии контроля над инициативой доминирующую позицию в юридическом теледискурсе также занимает ведущий-судья. Тактика рас-
Литература:
1. Дейк ван ТА. Стратегии понимания связного текста / Т.А. ван Дейк, В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. М., 1988. Вып. 23. С. 93-152.
2. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: Структура и динамика. Изд. 3. М., 2009. 320 с.
пределения инициативы реализуется ведущим-судьей в юридическом ток-шоу в рамках задачи построения диалога. Данная тактика служит распределению коммуникативной инициативы между оппонентами-участниками ток-шоу, которая передается ведущим-судьей в зависимости от необходимости перехода к тому или иному этапу в процессуальном разбирательстве. Таким образом, изучение лингвистической природы юридического теледискурса, в частности в ток-шоу, способствует выявлению особенностей коммуникативных стратегий и тактик в аспекте их назначения для вербального воздействия в правовом поле. Это связано с усилением межкультурных контактов, необходимостью понимания аксиологических и речеповеденческих особенностей коммуникации в различных социумах.
Literature:
1. Dijk van T.A. Strategy of a coherent text understanding / T.A. van Dijk, B. Kinch // New in foreign linguistics. Cognitive aspects of language. M., 1988. Vol. 23. P. 93-152.
2. Borisova I.N. Russian spoken dialogue: Structure and dynamics. Ed. 3. M., 2009. 320 p.
327