УДК 16.21.33(81 '42;801.7)
Пантелеева Татьяна Юрьевна
кандидат филологических наук, доцент, заместитель начальника по учебной и научной работе Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России pantel_tania@mail.ru
Лингвистическая
ПРИРОДА ЮРИДИЧЕСКОГО ТЕЛЕДИСКУРСА
Tat’yana Yu. Panteleeva
candidate of philology, docent Deputy Head for educational and scientific work. Novorossiysk branch of Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia pantel_tania@mail.ru
Linguistic nature of
THE LEGAL TV DISCOURSE
Аннотация. Рассматривается юридический теледискурс как современная форма коммуникации, которая отражается во всем многообразии телевизионных жанров, в частности ток-шоу. Показано, что юридический теледискурс понимается как особая подсистема профессионального языка, предназначенная для юридической коммуникации. Отмечается ключевая роль языка, так как важнейшим «инструментом» в формировании юридического теледискурса является выбор слов и выражений, а теледискурс можно назвать юридическим, когда он сопровождает юридический акт в соответствующей обстановке. Установлено, что коммуникативные стратегии и тактики в юридическом теледискурсе вербализуются в соответствии с профессиональными целеустановками.
Ключевые слова: юридический теледискурс, ток-шоу, коммуникативные стратегии и тактики, вербализация, механизм языковых единиц, профессионально качественный потенциал, ведущий-судья.
Annotation. The legal television discourse as a modern form of communication which is reflected in all variety of television genres, in particular in talk-show, is considered. It is shown that the legal TV discourse is understood as a special subsystem of professional language intended for legal communication. The key role of language is noted, as the choice of words and expressions is the major «tool» in formation of a legal TV discourse, and it is possible to call a TV discourse legal when it accompanies the legal act in the appropriate situation. It is established that communicative strategy and tactics in a legal TV discourse are verbalized according to professional aim-settings.
Keywords: legal TV discourse, talk-show, communicative strategy and tactics, verbalization, mechanism of language units, professionally qualitative potential, anchorman-judge
В современной лингвистической науке возрос интерес к изучению связного текста, или дискурса. Разные типы дискурса, формирующиеся в условиях разнообразных сфер человеческой деятельности, являются объектом изучения в речевой коммуникации, среди которых особое место занимает общение в институциональной обстановке, накладывающей определенные ограничения на речевое поведение участников общения. Рассмотрение институциональных типов дискурса, в том числе юридического, в современной теории коммуникации вызывает несомненный интерес в отечественной лингвистике.
Данная статья посвящена исследованию коммуникативных стратегий и тактик в юридическом теледискурсе. Основной целью коммуникации в юридическом теледискурсе является вербальное воздействие, имеющее определенную целеустановку, которая связана с необходимостью речевого планирования, а также умением пользоваться набором коммуникативных стратегий и тактик, «оязычи-вание» которых происходит с помощью механизмов языковых единиц. В области исследования
коммуникативных стратегий статья Т.А. ван Дейка и В. Кинча «Стратегии понимания связного текста» [1] находится в ряду основополагающих работ, в которых описываются когнитивные, речевые, грамматические и дискурсивные стратегии, реализуемые в соответствии с коммуникативными целями и установками. Идеи Т.А. ван Дейка и В. Кинча в описании речевых стратегий и тактик получили развитие в работах Е.М. Верещагина и В. Г. Костомарова (1990, 1991, 1992, 2005), О.С. Иссерс (1997 а, 1997 б, 1999, 2008), О». Паршиной (2005), Е.В. Фроловой (2007). Так, в данной статье рассматриваются способы вербализации коммуникативных стратегий и тактик в юридическом теледискурсе, в стратегии дискредитации которого чаще используются тактики обвинения и разоблачения. В языковом оформлении стратегии защиты в юридическом теледискурсе преобладают эксплицитные тактики: прямое несогласие с обвинением, также исследуемому дискурсу свойственны мани-пулятивные защитные тактики: обозначение виновного и контробвинение. Следует отметить, что стратегия убеждения в юридическом теледискурсе основывается на фактах и аргументах. Вспомога-
325
тельные стратегии решают идентичные професси-ональные/непрофессиональные задачи: а) обозначение проблемы и ее решение; б)раскрытие имиджа компетентного/некомпетентного. Вспомогательная диалого-стру^рирующая стратегия, реализуемая ведущим в юридическом теледискурсе, может оформляться в зависимости от ситуации, как посредством более категоричных и прямых высказываний, так смягченными конструкциями и различными формами вежливости.
Юридический теледискурс понимается как особая подсистема профессионального языка, предназначенная для юридической коммуникации, а именно: для декларации тех или иных фактов, для эмотивного воздействия, для выработки консенсуса, для принятия и обоснования решений в условиях множественности точек зрения. Важнейшим «инструментом» в формировании юридического теледискурса является выбор слов и выражений, что свидетельствует о ключевой роли языка. Теледискурс можно назвать юридическим, когда он сопровождает юридический акт в соответствующей обстановке. Основными критериями, характеризующими юридический теледискурс, являются оценочность и высокая персуазивность. Оценочность как выражение положительного или отрицательного отношения к пропозитивному содержанию и оценка ситуации, лица, предмета по параметрам «хоро-шо/плохо» (качественная оценка), «много/мало» (количественная оценка). Высокая персуазивность, как квалификация информации с точки зрения степени её достоверности, проявляется в оппозиции «достоверно/недостоверно», которые направлены на формирование отрицательного отношения к оппонентам, на навязывание определенных ценностей и оценок. Телевизионный юридический дискурс становится каналом, который занимает в последнее время особое место в формировании юридического коммуникативного пространства, определяет стиль и жанр речевого поведения, устанавливает статусно-ролевые и ситуативно-коммуникативные характеристики
общения. Таким образом, юридический теледискурс как современная форма коммуникации отражается во всем многообразии телевизионных жанров. Из всех жанров юридического теледискурса, ток-шоу, на наш взгляд, является одним из наименее изученных, свидетельством тому является отсутствие дефиниции ток-шоу в русскоязычных толковых словарях.
Вслед за И.Н. Борисовой мы считаем, что следует различать в ток-шоу понятия коммуникативное событие и коммуникативная ситуация [2]; ток-шоу как коммуникативное событие в юридическом дискурсе может быть выражено теми или иными моделями условий коммуникативной деятельности, то есть различными коммуникативными ситуациями процессуального разбирательства: спор оппонентов - государственный обвинитель и защитник, выступление истца и свидетелей, беседа судьи с экспертами и т.д. Исходя из этого, юридическую коммуникативную ситуацию следует рассматривать через призму коммуникативного события в ток-шоу, которое представляет дискуссию оппонентов с противоположными точками зрения, адресованную каж-
дому, но не всем. В диалого-структурирующей стратегии доминирующая роль отводится ведущему - судье, который ведет контроль над темой и контроль над инициативой, что способствует реализации задач всех оппонентов, применяя вспомогательные стратегии, направленные на оптимизацию диалогового общения и воздействие на аудиторию. Примечательно, что в юридическом ток-шоу прагматическая стратегия ведущего-судьи должна быть направлена на самопрезентацию и формирование эмоционального настроя.
Субстратегию построения имиджа (самопрезентации) следует отнести к прагматическим стратегиям речевого воздействия. А среди тактик построения имиджа ведущего-судьи могут быть выделены такие, как обозначение проблемы и обозначение решения проблемы, построение имиджа компетентного профессионала. Тактика обозначения проблемы применяется ведущим -судьей для формирования круга тех вопросов процессуального разбирательства, которые
необходимо решить в ходе ток-шоу. Тактика построения имиджа компетентного профессионала затрагивает всех оппонентов-участников процессуального разбирательства в ток-шоу. Формирование имиджа «компетенции» в сфере деятельности каждого из оппонентов происходит за счет указания на профессиональные качества (знания, опыт, способности в решении определенных вопросов и т.п.). Данная тактика предполагает обозначение факта обладания знаниями правовых норм или опыта по приобретению компетенций в правовом поле.
Среди тактик, реализующих субстратегию формирования эмоционального настроя, занимают особое место комплимент и вежливость. Данные тактики не являются вербальным инструментом, способным изменить сознание оппонентов-участников: адресата - его представления, взгляды, суждения в рамках юридической коммуникативной ситуации и в совокупности с семантическими стратегиями они способствуют воплощению намерения адресанта в юридическом ток-шоу. Так, в качестве субстратегии формирования эмоционального настроя ведущий-судья использует комплимент, который преимущественно является формой вежливости или подбадривания и применяется по отношению ко всем участникам юридического ток-шоу. Однако в юридическом теледискурсе комплимент одновременно может служить и воплощением различных манипулятивных намерений ведущего-судьи, а именно: получить информацию, усыпить бдительность, выразить насмешку и т.д. А тактика вежливости выстраивается как на некатегоричных высказываниях с использованием устойчивых этикетных слов и фраз, вопросительных предложений и сослагательного наклонения, так и с большей категоричностью, о чем свидетельствует преобладание форм повелительного наклонения - оппонент проявляет свою власть в диалоге, что может быть связано с высокой эмоциональностью (экспрессивностью) профессиональной речи. В целях сохранения должного уровня эмоционального настроя ведущий-судья, пользуясь возможностями правоприменения, осуществляет контроль над соответствием теме разбирательства, который выражается в
326
речевых актах просьбы, приказа и призыва с целью вернуть коммуникантов к обсуждаемой теме. При реализации тактики контроля над соответствием теме в юридическом ток-шоу применяются побудительные предложения, повествовательные. Это может быть связано с соблюдением этикета и норм вежливости. Также, нужно отметить ситуативную обусловленность коммуникативного поведения ведущего-судьи, который при необходимости должен обладать определенным профессионально качественным потенциалом и самодостаточностью для большей эмоциональности и категоричности в принятии решений.
В субстратегии контроля над инициативой доминирующую позицию в юридическом теледискурсе также занимает ведущий-судья. Тактика рас-
Литература:
1. Дейк ван ТА. Стратегии понимания связного текста / Т.А. ван Дейк, В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. М., 1988. Вып. 23. С. 93-152.
2. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: Структура и динамика. Изд. 3. М., 2009. 320 с.
пределения инициативы реализуется ведущим-судьей в юридическом ток-шоу в рамках задачи построения диалога. Данная тактика служит распределению коммуникативной инициативы между оппонентами-участниками ток-шоу, которая передается ведущим-судьей в зависимости от необходимости перехода к тому или иному этапу в процессуальном разбирательстве. Таким образом, изучение лингвистической природы юридического теледискурса, в частности в ток-шоу, способствует выявлению особенностей коммуникативных стратегий и тактик в аспекте их назначения для вербального воздействия в правовом поле. Это связано с усилением межкультурных контактов, необходимостью понимания аксиологических и речеповеденческих особенностей коммуникации в различных социумах.
Literature:
1. Dijk van T.A. Strategy of a coherent text understanding / T.A. van Dijk, B. Kinch // New in foreign linguistics. Cognitive aspects of language. M., 1988. Vol. 23. P. 93-152.
2. Borisova I.N. Russian spoken dialogue: Structure and dynamics. Ed. 3. M., 2009. 320 p.
327