5. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.
6. Ломакина O.E. Теоретическая модель понятия «иноязычная социолингвистическая компетенция» // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2006. № 4. С. 476-481.
7. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка / Департамент по языковой политике, Страсбург: московский государственный лингвистический университет (русская версия), 2005.
8. Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам (базовый курс лекций). М.: Просвещение, 2002.
9. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие по специальности «лингвистика и межкультурная коммуникация» / СМГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Изд-во Моск. унта, 2008. 3-е изд.
10. Типы и виды стратификациии [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/college/ sociologiya/tipy-stratifikacii.html (дата обращения: 20.02.2017).
* * *
1. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teorija obuchenija inostrannym jazykam: Lingvodidaktika i metodika: ucheb. posobie dlja stud. lingv. un-tov i fak. in. jaz. vyssh. ped. uchebnyh zavedenij. M.: Izd. centr «Akademija», 2004.
2. Dagbaeva N.Zh., Ovchinnikova M.F. Principy formirovanija sociolingvisticheskoj kompetencii na nachal'nom jetape jazykovogo vuza // Vektor nauki Tol'jat. gos. un-ta. Ser.: Pedagogika, psihologija. 2012. № 1. S. 103-105.
3. Dolinin K.A. Stilistika francuzskogo jazyka. M.: Prosveshhenie, 1987. 2-e izd., dorab.
4. Karasik V.I. Jazyk social'nogo statusa. M.: In-t jazykoznanija RAN; Volgogr. gos. ped. in-t, 1992.
5. Krasnyh V.V. «Svoj» sredi «chuzhih»: mif ili real'nost'? M.: ITDGK «Gnozis», 2003.
6. Lomakina O.E. Teoreticheskaja model' ponja-tija «inojazychnaja sociolingvisticheskaja kompeten-cija» // Vestn. Tamb. un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2006. № 4. S. 476-481.
7. Obshheevropejskie kompetencii vladenija ino-strannym jazykom: izuchenie, obuchenie, ocenka / Departament po jazykovoj politike, Strasburg: Moskov-skij gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet (russkaja versija), 2005.
8. Solovova E.N. Metodika obuchenija inostran-nym jazykam (bazovyj kurs lekcij). M.: Prosveshhenie, 2002.
9. Ter-Minasova S.G. Jazyk i mezhkul'turnaja kommunikacija: ucheb. posobie po special'nosti «Ling-vistika i mezhkul'turnaja kommunikacija» / SMGU im. M.V. Lomonosova. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2008. 3-e izd.
10. Tipy i vidy stratifikaciii [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/tipy-stratifikacii.html (data obrasheniya: 20.02.2017).
Sociolinguistic competence of bachelors specializing in French language: formation principles
The article deals with the sociolinguistic competence (SLC) as the key one in the structure of foreign language communicative competence. The conceptual component of the methodological concept of "sociolinguistic competence" is under consideration. The structural components of SLC, as well as learning content are described. The methodological principles of formation of SLC are outlined in the article.
Key words: sociolinguistic competence, structure of SLC, learning content, formation principles, stratification and situation variance, modes of communication.
(Статья поступила в редакцию 17.03.2017)
Ц.Ц. огдоновА (иркутск)
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ - БАЗОВАЯ ПРОГРАММА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Представлена базовая программа по лингвистической экологии как концептуальная основа для лингвоэкологического проектирования в вузовском и школьном филологическом образовании. Дан методический комментарий некоторых ключевых понятий, поскольку на их пересечении основан лингвоэкологический подход к изучению языка.
Ключевые слова: лингвистическая экология, языковая среда, языковая компетенция, языковая личность.
Состояние современного российского социума, многоаспектно отражающееся в русском языке, как в зеркале, и одновременно влияющее на состояние самого языка, активизирует базовую потребность (по Ю.Н. Карау-
О Огдонова Ц.Ц., 2017
лову) - потребность в безопасности языка. В этом смысле лингвоэкология как часть науки о языке является компонентом реализации базовой потребности в безопасности существования языков. Такое понимание лингвоэколо-гии обусловливает актуальность ее изучения не только в теоретическом плане, но и в практическом, т.к. лингвоэкологические материалы могут служить для формирования продуманной языковой политики как в России, так и в отдельных ее регионах.
Объектом изучения лингвистической экологии является широкий круг проблем, связанных с сохранением и развитием языка: активные процессы и проблема кодификации литературного языка; факторы, пути и способы обогащения языка и совершенствования практики его речевой реализации; охрана этнического менталитета, народных традиций, картины мира, заключенной в языке, и т.д. Все эти аспекты в преподавании русского языка должны способствовать воспитанию не только полноценной языковой личности, но и граждан своего отечества.
Базовая программа «Лингвистическая экология» носит интегративный характер: она включает материал различных речеведческих (культура речи, риторика, стилистика, праг-малингвистика и т.д.) и социолого-культуро-логических (этнолингвистика, лингвокульту-рология, социолингвистика, лингвокраеведе-ние) дисциплин, подчиненных общей идее формирования лингвоэкологического отношения к языку.
Настоящая программа может использоваться для преподавания лингвоэкологии как самостоятельного учебного или элективного курса. В этом случае основной целью является раскрытие проблем, содержания, понятийно-терминологической системы и методологии новой, находящейся в процессе становления лингвистической дисциплины. Программа может также использоваться и в качестве концептуальной основы для конфигурирования других лингвистических дисциплин в рамках данной концепции. Такие дисциплины будут представлять проблематику лингвоэкологи-ческой культуры в разных понятийных системах и реализовывать частные задачи с учетом лингвоэкологического подхода.
Содержательное наполнение предлагаемой программы обусловлено ознакомительным характером курса и включенностью его в систему общелингвистических дисциплин. Программа настоящего курса ориентируется на принципы:
ЖИЕ НАУКИ -
- преемственности, т.к. не является принципиально новой для студентов и опирается на имеющиеся у них базовые знания, полученные при изучении предшествующих лингвистических дисциплин;
- научной интеграции, т.к. учитывается междисциплинарный характер лингвоэколо-гии, ее связи как с лингвистическими, так и общественными науками;
- антропоцентризма, т.к. учитывает языковую способность и языковую компетенцию языковой личности;
- экологоцентризма, т.к. направлена на формирование экологического отношения к языку.
В предлагаемую программу включается региональный компонент языкового образования, поскольку социологическое и культурологическое направления лингвоэкологии подразумевают регионализацию (языковая ситуация, лингвокраеведение).
Содержание программы
1. О становлении лингвоэкологии как научной дисциплины. Лингвоэкология как часть десмоэкологии, ее отношение к экологии биологической. Узкое и широкое понимание лингвоэкологии (объем содержания термина). Направления в лингвоэкологии: философское, ортологическое, культурологическое и социологическое. Объект и предмет, цели и задачи лингвоэкологии. Межпредметные связи линг-воэкологии с другими науками (статус дисциплины).
2. Истоки возникновения лингвоэкологии. Зарубежная традиция. Формирование европейской эколингвистики. взаимоотношения Природы и Языка в работах В. Гумбольдта и Э. Сепира. Э. Хауген как основоположник эколингвистики. Б. Шульц (Schultz), С. Чаула (Chaula), Р. Хэррис (Harris), П. Мюльхойслер (Muhlhausler) и М. Халлидей (Halliday) о принципах и аспектах эколингвистики.
отечественная традиция. Формирование отечественной лингвоэкологии. Концепция «семиосферы» Ю.М. Лотмана. Теория «онто-коммуникации» Г.С. Батищева. Д.С. Лихачев об «экологии культуры». «Лингвоэкология» в трудах Л.И. Скворцова, В.П. Григорьевой, А.П. Сковородникова, Л.В. Савельевой и др. (1980-е и 1990-е годы). Основные сходства и отличия в развитии отечественной и зарубежной лингвоэкологии.
3. Философские основы лингвоэкологии. Экология как наука современности. Язык и экосистема: взаимосвязь биологической эко-
логии и экологии слова. Применимость экологических законов в лингвоэкологии (закон конкурентного исключения, закон эмерджент-ности, закон толерантности, закон необходимого разнообразия и др.).
Информационное поле биосферы (информационно-биологические корни слова). Формирование планетарной сферы слова: ноосфера В.И. Вернадского и семиосфера Ю.М. лотмана. Семиосфера как планетарная система слова. национальный язык как геном народа. Биолингвистические механизмы языка. Взаимосвязь типа языка и национальной культуры и характера народа. Факторы, направляющие развитие лингвоэкологии: природные, социальные, психические, языковые и неязыковые и др.
4. Основные понятия лингвоэкологии. Потребность развития лингвоэкологической понятийно-терминологической системы. Понятие языковой среды (лингвосферы) и аспекты ее исследования. Языковая среда по Э. Сепиру и Э. Хаугену. Узкое и широкое понимание языковой среды. Компоненты лингвосферы. Понятие языковой личности. Уровни структуры языковой личности. Типология языковой личности. Языковая личность и лингвоэколо-гия. Понятие языковой компетенции. Синкре-тичность понятия «компетенция» в концепции Н. Хомского. Многоаспектность языковой компетенции: коммуникативная, речевая, собственно языковая (лингвистическая, лексическая, грамматическая и т.п.), социолингвистическая, лексикографическая, культурная и т.д. Понятие языковой культуры. Экологический аспект культуры языка. Языковая культура как часть экологии культуры. литературный язык как свидетельство и показатель уровня языковой культуры народа.
5. Ортологическое направление в лингво-экологии. основные лингвоэкологические нарушения в советский период. Тенденции развития русского языка в 20-е годы ХХ столетия (новояза): политизация и формализация (канцелярит) языка; ярко выраженное оценочное отношение к словам; «синдром заимствований»; расшатывание языковых норм. обрыв традиции речевого этикета (казенность и без-личностность обращений). Переименование этноисторического пространства (политизация и идеологизация топонимов).
Тенденции развития русского языка в постсоветский период и в начале XXI века. Положительные тенденции постновояза: расширение словарного состава языка в области
экономической, политической и юридической лексики; приближение языка средств массовой информации к потребностям достоверного освещения реальности; сближение языка заметок и корреспонденций с литературной разговорной речью, отказ от канцелярита в публицистике; деидеологизация некоторых пластов лексики; выход из употребления многих газетных штампов советского времени; реабилитация исторических топонимов и т.д.
Современные лингвоэкологические нарушения: экспансия заимствований (закономерность и злоупотребление); жаргонизация и криминализация языка; активизация просторечия (рост употребительности инвективной лексики и т.п.); оскудение словарного запаса; эвфе-мизация и идеологизация некоторых пластов лексики. Европеизация и американизация русского этикета.
Грамматические недостатки современной речи: закрепление грамматических ошибок в качестве образцов построения предложений; замена личных форм глаголов абстрактными существительными; замена падежного управления предложным; неправильный выбор падежа и др. лексические недостатки речи: распространение слов с узким (ситуативным) значением; употребление заимствований-неологизмов; употребление аббревиатур; идеологизация и фетишизация некоторых пластов лексики; десемантизация и др.
Функционально-стилистические недостатки современной речи: шаблонизация метафор; проникновение жаргона в устную официальную речь; злоупотребление эмоционально окрашенной лексикой в официальной публичной речи и др. Причины массовых речевых ошибок. Пути повышения речевой культуры говорящих.
6. Культурологическое направление в лингвоэкологии (этнолингвоэкология). Экология слова как культурологическое течение в современной лингвистике. Национальные аспекты экологии русского языка. Русский язык как национально-культурный геном русского народа. общее понятие об этноязыковой картине мира. категории и формы русского языка как способ выражения национальной картины мира. Внутренняя форма слова как способ выражения национальной картины мира. магическая функция языка и отражение в слове языческих верований и мифологических представлений. Церковнославянский язык как компонент национально-культурного генома русского народа. Христианские истоки русской
лексики и фразеологии. Воплощение в слове этических воззрений, нравственных традиций и народно-этических традиций. Архетипы и культурные концепты русского народа.
Региональные аспекты экологии русского языка. Лингвокраеведение и экология русского языка. Территориальные диалекты как наиболее важная культурная подсистема русского национального языка. Особенности картины мира диалектоносителей.
7. Социологическое направление (социо-лингвоэкология). Состояние и функционирование русского языка в России и ее субъектах. Социолингвистический статус русского языка. Современное состояние национальных языков малочисленных народов РФ. Проблема витальности языков малочисленных народов РФ. Коэффициент витальности языка. Явление языкового сдвига. Разделы социолинг-воэкологии: 1) лингвоэкология русского языка как государственного, 2) лингвоэкология национальных языков, 3) лингвоэкология территориальных диалектов.
8. Лингвоэкологическое образование в условиях современной языковой ситуации. Линг-воэкологическое мировоззрение и современная концепция преподавания филологических дисциплин в средней и высшей школе. Формы и методы лингвоэкологической работы в школе. Принципы лингвоэкологической работы в школе. Лингвоэкология как концептуальная основа преподавания русского языка в школе и в вузе. Лингвоэкология и ноосферное образование (школа).
Методический комментарий к программе
Лингвоэкологический подход к изучению языка является синтезирующим, поскольку сформирован на пересечении максимально общих понятий: «языковая среда», «языковая личность», «языковая компетенция», «языковая культура». Данные понятия взаимосвязаны и представляют единое концептуальное ядро лингвоэкологического тезауруса. Рассмотрим некоторых из них.
Языковая среда. Если в традиционном понимании язык - знаковая система, средство отражения мира, коммуникации, выражения мысли, то в новом - это сила, управляющая мыслью (А.С. Хомяков), энергия (В. фон Гумбольдт), дом бытия (М. Хайдеггер). «Подобно биосфере и культурной среде, каждого из нас по отдельности и весь этнос в целом окружает атмосфера родного языка. находясь в определенном языковом доме, человек как бы ды-
КИЕ НАУКИ -
шит воздухом родной речи, которая формирует его интеллектуально-духовный генотип, и при этом каждый хочет жить в гармонии с окружающим миром звуков, форм слов, постепенно и естественно поднимаясь на более высокую ступень владения родным языком» [1, с. 73].
Языковая среда, наполняющая языковой «дом» человека, имеет глобальное значение для существования общества. Поэтому особенностью рассмотрения языковой среды является многоаспектность, отражающая разнообразную деятельность человека (исторический, социальный, культурный, политический, информационный, коммуникативный и другие аспекты).
По Ю.м. Лотману, слово формирует свое планетарное пространство, семиосферу, сферу знаков и слов (логосфера) [3]. Каждый народ должен иметь наследственный код, подобный генам биологического организма. И этот код без слова, без национального языка не существует - народ начинается с языка. отсюда национальный язык с точки зрения экологии слова - это геном народа.
В экологическом понимании языковая среда есть составляющая часть семиосферы и интерпретируется как логосфера или линг-восфера. Следует различать логосферу человечества, логосферу народа и логосферу человека (микрологосферу). В самом широком понимании логосфера обозначает языковую среду обитания человека Земли, т.е. совокупность логосфер народов и микрологосфер. В качестве взаимодействующих компонентов логосфе-ры народа выступают формы (разновидности) и стили национального языка. В непрекращающейся ни на минуту жизни логосферы происходит отбор и переплавка литературным языком ставших необходимыми для него слов ненормированной речи или заимствований из других языков в ходе постоянного культурного взаимообогащения. Микрологосфера есть языковая компетенция говорящего / слушающего, т.е. совокупность его языковых знаний и умений.
В переломные моменты жизни общества претерпевает значительные изменения и ло-госфера. Как правило, эти изменения являются негативными, т.к. нарушается естественный баланс между логосферами народов и микро-логосферами. В этом случае говорят о «загрязнении» или «болезни» языка.
Языковую среду можно рассматривать как фактор, формирующий личность челове-
ка. Личные качества человека есть суммарный результат качества той речевой среды, в которой он воспитывается, живет и работает, поэтому проблема экологии языка важна в плане воспитания растущего поколения. В таком понимании языковая среда выступает в качестве одного из ключевых понятий десмоэколо-гии как интегрированной области научных знаний, формирующей экологоцентрический тип мышления человека и человечества.
Языковая компетенция. XXI век - иное временное и социальное пространство - связан с особым вниманием к формированию ценностных установок личности. Более широко и глубоко, чем прежде, декларируется идея компетентности личности в области владения языками, основанная на открытости образовательного пространства, непрерывности образования.
Языковая компетенция говорящих формируется в процессе языковой социализации, который особенно интенсивен в детстве и отрочестве, поэтому огромную роль в формировании первичной, промежуточной и целостной (если использовать психологическую терминологию) языковой компетенции играет школьное обучение русскому языку. В связи с этим неоценимо возрастает работа учителей-словесников. Именно они (если отвлечься от семейного воспитания) стоят у истоков формирования языковой компетенции, а значит, речевой культуры общества.
Языковая компетенция - понятие достаточно сложное и многомерное. Разграничивают собственно языковую (лингвистическую), коммуникативную (речевую), социолингвистическую, лингвокультурологическую компетенции и т.п. Понятие языковой компетенции может быть рассмотрено применительно и к разным языковым уровням (лексическая, грамматическая компетенции). С точки зрения лингвоэкологии языковую компетенцию можно представить в качестве компонента микро-логосферы или логосферы в зависимости от объекта исследования (человека или общества). В таком понимании языковая компетенция становится лингвоэкологической. Формирование лингвоэкологической компетенции является основной задачей лингвоэкологического образования.
Языковая личность. Понятия языковой компетенции и языковой личности тесно связаны между собой. Языковая личность - «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и воспри-
ятие им речевых произведений (текстов)» [2, с. 3]. Цель современного образования - воспитание сильной языковой личности. В свою очередь, такой тип языковой личности зависит от степени ее языковой компетенции. Сильная языковая личность с точки зрения лингвоэко-логии должна быть «экологически» грамотной, т.е. воспитанной в духе любви и бережного отношения к родному языку. Воспитание такой языковой личности является целью лингвоэкологического образования.
Таким образом, языковое образование на лингвоэкологической основе направлено на формирование гражданственности, непременным атрибутом которой является национальный язык. При этом очень важна лингвоэколо-гическая подготовка учителя-словесника (методика преподавания русского языка, методика преподавания русского языка как неродного).
список литературы
1. Журавлев В.К. Экология русского языка и культуры // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. М., 1998. С. 70-76.
2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.
3. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв; Внутри мыслящих миров. СПб.: Изд-во «Искусство СПб», 2003.
* * *
1. Zhuravlev V.K. Jekologija russkogo jazyka i kul'tury // Russkij jazyk i sovremennost'. Problemy i perspektivy razvitija rusistiki. M., 1998. S. 70-76.
2. Karaulov Ju.N. Russkij jazyk i jazykovaja lichnost'. M.: Nauka, 1987.
3. Lotman Ju.M. Semiosfera: Kul'tura i vzryv; Vnutri mysljashhih mirov. SPb.: Izd-vo «Iskusstvo SPb», 2003.
Linguistic ecology as basic program of teaching linguistic disciplines
The article deals with the basic program in linguistic ecology as the conceptual foundation for linguoecological projecting in university and school philological education. The author gives a methodological review of some key concepts, because the linguoecological approach is based on their common aspects.
Key words: linguistic ecology, language environment, linguistic competence, language personality.
(Статья поступила в редакцию 27.02.2017)