Научная статья на тему 'ЛИМИТНАЯ ЦЕНА - КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ ПРОДУКЦИИ'

ЛИМИТНАЯ ЦЕНА - КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕРХНЯЯ ЛИМИТНАЯ ЦЕНА / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА / ПРОДУКЦИЯ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТ / UPPER BENCHMARK PRICE / MILITARY ECONOMIC VALUE / CONSUMER PROPERTIES / MILITARY PRODUCTS / PRICING / EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подольский Александр Геннадьевич

Дается анализ терминологической базы, касающейся ценности продукции как фактора формирования цены, приведено авторское определение термина «верхняя лимитная цена» применительно к продукции военного назначения, раскрыты ее суть и содержание, дано описание функций верхней лимитной цены, связанных с обеспечением эффективного расходования бюджетных средств на реализацию запланированных мероприятий и конкурентоспособности отечественных образцов на внешнем рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BENCHMARK PRICE AS A COMPREHENSIVE INDICATOR OF THE PRODUCT MILITARY ECONOMIC VALUE

The paper analyzes the terminological base related to the value of products as a price-forming factor, cites the author’s definition of the term upper benchmark price with regard to military products, discloses its essence and content, and describes the functions of the upper benchmark price related to efficient spending of budget means on planned events and competitiveness of domestic items in foreign markets

Текст научной работы на тему «ЛИМИТНАЯ ЦЕНА - КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ ПРОДУКЦИИ»

Лимитная цена — комплексный показатель, характеризующий военно-экономическую ценность продукции*

Полковник запаса А.Г. ПОДОЛЬСКИЙ, доктор экономических наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Дается анализ терминологической базы, касающейся ценности продукции как фактора формирования цены, приведено авторское определение термина «верхняя лимитная цена» применительно к продукции военного назначения, раскрыты ее суть и содержание, дано описание функций верхней лимитной цены, связанных с обеспечением эффективного расходования бюджетных средств на реализацию запланированных мероприятий и конкурентоспособности отечественных образцов на внешнем рынке.

Верхняя лимитная цена, военно-экономическая ценность, потребительские свойства, продукция военного назначения, ценообразование, эффект.

The paper analyzes the terminological base related to the value of products as a price-forming factor, cites the author's definition of the term upper benchmark price with regard to military products, discloses its essence and content, and describes the functions of the upper benchmark price related to efficient spending of budget means on planned events and competitiveness of domestic items in foreign markets.

KEYWORDS

Upper benchmark price, military economic value, consumer properties, military products, pricing, effect.

* Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ № 19-010-00027.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

НА ВЫПОЛНЕНИЕ планов развития вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) выделяются значительные бюджетные средства, которые необходимо расходовать эффективно. Важную роль в этом играет ценообразование. Совершенствованию ценообразования федеральными органами исполнительной власти и научным сообществом уделяется постоянное внимание. Проводятся научно-практические конференции, разрабатываются новые нормативные правовые документы, направленные на повышение обоснованности цен и обеспечение сбалансированности интересов государственного заказчика и организаций оборонно-промышленного комплекса, выполняющих государственный оборонный заказ (ГОЗ).

Одним из основополагающих документов в сфере ценообразования, принятых в последнее время, является Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 14651, которое устанавливает порядок государственного регулирования цен на товары, работы и услуги, поставляемые в соответствии с контрактами по государственному оборонному заказу.

В качестве основного метода формирования прогнозной цены продукции военного назначения рассматривается затратный метод, в соответствии с которым цена устанавливается исходя из состава затрат на ее поставку (включая производство) в виде суммы величин этих затрат и рентабельности (прибыли), определяемой в соответствии с действующей нормативной правовой базой. Достоинством данного метода является прозрачность расчета, удобство контроля расходования финансовых ресурсов государственным заказчиком и проверяющими органами. В то же время метод не учитывает потребительские свойства продукции и ее субститутов (заменителей), которыми для перспективной продукции выступают альтернативные перспективные (модернизированные) образцы и образцы, стоящие на вооружении. Недостатком является также то, что метод способствует сохранению организационных и технологических изъянов, которые потенциально присущи организациям (предприятиям), проводящим расчет цены, а следовательно, приводит к снижению эффективности расходования бюджетных средств, направляемых государством на реализацию ГОЗ.

Затратное ценообразование своими корнями уходит в трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой стоимость товара определяется по формуле2:

W = c + v +m,

где: W — стоимость продукции, представляющая собой совокупность общественно необходимых затрат труда;

c — затраты овеществленного труда (стоимость износа средств труда, потребленного сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий);

v — оплата труда наемных работников;

m — прибавочная стоимость.

На практике трудовая теория стоимости была реализована в СССР в модели затратного ценообразования, в которой не учитывалось все многообразие ценообразующих факторов, что сдерживало рост эффективности производства и тормозило технический прогресс.

В условиях конкуренции предприниматель проводит работу, направленную на снижение издержек, тем самым парируя риски, связанные с возможным снижением цен на рынке, и обеспечивая устойчивость своего бизнеса. Чем ниже издержки, тем выше запас устойчивости в случае необходимости снижения цены продукции при росте конкуренции или уменьшении спроса.

Наряду с затратным подходом к ценообразованию, реализованным в трудовой теории стоимости, в гражданском секторе экономики развивалась теория предельной полезности, наибольший вклад в формирование которой внесли австрийские ученые К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк, а также Дж. Нейман, О. Моргенштерн, П. Самуэльсон и др. Е. Бем-Баверк ввел понятия субъективной и объективной ценности3. Субъективная ценность товара выражается личной оценкой его цены, формируемой потребителем и продавцом, а объективная ценность товара — ценой, сформированной в ходе конкуренции на рынке. Предельная полезность

определяет максимально возможную цену, по которой потребитель еще готов приобрести товар с полезными для него свойствами.

Кроме указанных понятий в теории ценообразования на продукцию гражданского назначения используется понятие «экономическая ценность товара», под которой понимается цена лучшего из доступных потребителю товаров-аналогов одного функционального назначения (цена безразличия) плюс выраженная в денежном выражении «ценность отличий» для потребителя в лучшую сторону и минус выраженная в денежном выражении «ценность отличий» для потребителя в худшую сторону4.

Отрицательная ценность отличий имеет место в том случае, если выбранный товар обладает такими

потребительскими свойствами по отношению к товару-аналогу, которые негативно оцениваются потребителем. Положительная ценность товара относительно товара-аналога возникает при улучшении важных для потребителя характеристик. Определение отрицательной и положительной ценности отличий в денежном выражении связано с субъективной оценкой потенциальным потребителем потребительских свойств товаров. Для этого у каждого потребителя может существовать своя шкала ценностей.

Принципиальная схема формирования значения экономической ценности товара представлена на рисунке, при этом приведенные понятия требуют уточнения применительно к военному сектору экономики.

Рис. Формирование значений экономической ценности товара

Во-первых, трактовка цены образца-аналога (товара-аналога) как «цены безразличия» некорректно, так как его потребительские свойства (тактико-технические характеристики) ниже, чем у перспективного образца, а следовательно, ни о каком «безразличии» не может быть и речи.

Во-вторых, сформированную экономическую ценность перспективного образца в результате учета положительных и отрицательных ценностей его отличий от образца-аналога ло-

гично назвать максимально допустимой (приемлемой) ценой перспективного образца, так как положительная ценность его отличий, выраженная в стоимостном выражении, может быть значительно больше дополнительных издержек производителя, связанных с повышением качества этого образца.

В-третьих, для сложной продукции, какой являются, например, авиационные и ракетно-космические комплексы, рассуждения об экономической ценности единицы продукции теряют

смысл, если не учитывать характеристики обеспечивающих систем, влияющих на потребительские свойства продукции военного назначения.

В-четвертых, положительная и отрицательная ценности отличий некоторых образцов проявляются в составе воинских формирований и при расчете экономической ценности это необходимо учитывать.

Следует также отметить, что для определения значений положительной и отрицательной ценности отличий в настоящее время отсутствуют методическое обеспечение и экономико-математические модели, позволяющие на практике объективно обосновывать экономическую ценность товара, а применение экспертного метода зачастую носит субъективный характер, что может привести к необоснованному завышению или занижению экономической ценности продукции и принятию вследствие этого ошибочных ценовых решений.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

• формирование цен в гражданском секторе экономики осуществляется в результате комплексного учета затратного и ценностного аспектов;

В условиях конкуренции предприниматель проводит работу, направленную на снижение издержек, тем самым парируя риски, связанные с возможным снижением цен на рынке, и обеспечивая устойчивость своего бизнеса. Чем ниже издержки, тем выше запас устойчивости в случае необходимости снижения

цены продукции при росте конкуренции или уменьшении спроса.

• применяемая в гражданском секторе экономики терминологическая база для описания процесса формирования цены товара на основе цены товара-аналога и различия в их потребительских свойствах применительно к продукции военного назначения требует корректировки;

• экономическая ценность товара — максимальная цена, которую готов заплатить потребитель за получение товара, обладающего определенными потребительскими свойствами.

В военном секторе экономике, в котором, как правило, преобладает единственный исполнитель, необходимо иметь механизм, выполняющий роль рынка с совершенной конкуренцией в гражданском секторе экономики, когда имеется множество покупателей и продавцов, а предприниматель не испытывает никаких затруднений для входа на указанный рынок и выхода из него. Такой тип рынка эффективно выполняет функции формирования экономической ценности товара и сдерживания необоснованного роста цен.

В основе механизма, выполняющего аналогичные функции в военном секторе экономики, должен лежать ценностной метод ценообразования, учитывающий состав научно-технических задач, которые необходимо решить для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также важные для заказчика потребительские свойства продукции, определяющие качество решения задач. При этом ценностной метод ценообразования не следует противопоставлять затратному. Он должен выполнять вспомогательную функцию, способствуя эффективному расходованию бюджетных средств.

В качестве показателя, позволяющего реализовать ценностный подход к ценообразованию в военном секторе экономики, может выступать

верхняя лимитная цена, характеризующая военно-экономическую ценность продукции. Под верхней лимитной ценой понимается такой объем затрат заказчика, превышение которого делает финансирование реализации мероприятия (закупку продукции) нерациональной с военно-экономической точки зрения (по критерию «эффект—затраты»).

К сожалению, вопросам формирования верхней лимитной цены, а также ее использованию при разработке планов развития ВВСТ и возможности ее реализации на внешнем рынке, уделяется недостаточное внимание. В существующей нормативной базе имеется сходный по смыслу термин «предельное значение цены государственного контракта». Так в пункте 43 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1465 записано: «Установление государственного контракта на поставку продукции, цена на которую является ориентировочной (уточняемой), может быть установлено предельное значение цены государственного контракта в случае взаимного согласия государственного заказчика и единственного поставщика. В государственных контрактах на поставку продукции с применением цены на продукцию, возмещающей издержки, в обязательном порядке устанавливается предельное значение цены государственного контракта и формула цены».

Однако ни расширенное толкование указанного показателя, ни метод (порядок) расчета предельного значения цены, ни инструкция по его использованию в указанном нормативном правовом документе или иных инструктивно-методических материалах не приведены. В данной связи актуальным является, во-первых, анализ терминов «предельное значение цены государственного контракта» и «верхняя лимитная цена» и сравнение их со сходными по своему смысловому

содержанию и принятыми к использованию в рыночной экономике терминами, во-вторых, раскрытие сути методического подхода к определению военно-экономической ценности.

В Словаре русского языка5 есть два сходных термина «лимит» и «лимитировать». В указанном словаре термин «лимит» трактуется как предельная норма, а «лимитировать» — как установить лимит чего-нибудь, ограничить.

В Большой экономической энциклопедии6 имеется несколько сходных терминов:

• «лимит цен» — предельно допустимый рост цен или падение цен в течение одной сессии на бирже;

• «лимит страхового возмещения» — максимальный размер страхового возмещения по одному страховому случаю;

• «лимит страхования» — максимальная денежная сумма, на которую страхователь может в данной компании застраховать жизнь, здоровье, материальные ценности.

Имеются также другие сходные термины, не носящие стоимостный характер — «лимит контрактов» и «лимит ответственности страховщика», суть которых состоит в установлении наибольшего числа фьючерсных контрактов и максимально допустимой возможной ответственности страховщика соответственно.

В дополнение к указанным терминам в Финансово-кредитном энциклопедическом словаре7 приводятся:

• «лимит бюджетных средств» — предельный объем прав на принятие получателем бюджетных средств денежных обязательств, оплачиваемых за счет бюджета;

• «лимит кредитования» — предельные условия выдаваемого заемщику кредита;

• «лимит кассовый» — сумма остатков наличных денег в кассах предприятий, организаций и учреждений;

• «лимитизация» — фиксирование верхнего или нижнего пределов изменения цен на какие-либо товары.

Что касается понятия «предельное значение...», то в Словаре русского языка указанному понятию можно поставить в соответствие понятия «предел» (пространственная или временная граница чего-нибудь или как последняя крайняя грань, степень чего-нибудь) и «предельный» (предел, крайний).

В Финансово-кредитном энциклопедическом словаре8 раскрывается суть схожих терминов:

• «предельные издержки» — максимальные переменные издержки, необходимые для производства каждой дополнительной единицы продукции;

• «предельный доход» — максимальный доход, полученный от продажи дополнительной единицы продукции.

Анализ терминов, приведенных в справочной литературе, позволяет сделать следующие выводы:

• термины, начинающиеся со слов «предельные, предельный» используются для характеристики максимальных переменных издержек и максимального дохода, связанных

В военном секторе экономике, в котором, как правило, преобладает единственный исполнитель, необходимо иметь механизм, выполняющий роль рынка с совершенной конкуренцией в гражданском секторе экономики, когда

имеется множество покупателей и продавцов,

а предприниматель не испытывает никаких затруднений для входа на указанный рынок и выхода из него.

соответственно с производством и продажей единицы продукции. Это не согласуется с содержанием термина «предельное значение цены государственного контракта»;

• термин «верхняя лимитная цена» согласуется по своему смысловому содержанию с терминами, приведенными в Большой экономической энциклопедии и Финансово-кредитном энциклопедическом словаре, и поэтому его целесообразно использовать в нормативных правовых и инструктивно-методических документах по ценообразованию на продукцию военного назначения для характеристики военно-экономической ценности продукции.

Отдельные аспекты формирования верхней лимитной цены рассмотрены в работах9, но и им присущи аналогичные недостатки: отсутствует целостный методический аппарат формирования верхней лимитной цены, очень слабо представлены вопросы ее обоснования и моделирования, практически не учитывается фактор неопределенности. Все это снижает обоснованность принимаемых решений при разработке плановых документов.

Важность работ по внедрению в практику отечественного ценообразования показателя «верхняя лимитная цена» подтверждается использованием в федеральных военных контрактах США параметра «верхний порог цены». Так, контракты с «фиксированной ценой и последующими уточнениями целевых показателей» (firm-fixed-pricecontract with successive targets) и с «разделением издержек или долевого участия» (cost-sharing contract) предусматривают на стадии переговоров определение параметра — «потолок цены» или «верхнего предела конечной цены контракта»10.

При определении военно-экономической ценности продукции учиты-

ваются ее потребительские свойства, которые имеют стохастический характер, так как зависят от множества факторов: средств воздействия вероятного противника, характеристик цели, погрешностей средств поражения, скоротечности ведения боевых действий, а также природных факторов и возможностей человека, влияние которых в комплексе на результат применения ВВСТ предусмотреть заранее и достоверно установить не представляется возможным.

Таким образом, актуальным также является дальнейшее развитие ценообразования в военном секторе экономики, которое должно быть направлено на учет потребительских свойств ВВСТ, т. е. применение наряду с затратным методом ценообразования ценностного метода, адаптированного к специфике указанной продукции, а также на разработку теоретических основ, методического обеспечения и экономико-математической модели формирования верхней лимитной цены в условиях неопределенности.

Формирование методического подхода к определению верхней лимитной цены базируется на комплексном отражении затратной и ценностной сторон создания продукции. Отражение затратной стороны состоит в учете при ее определении фактических затрат заказчика на создание существующей однотипной (альтернативной) продукции одного функционального назначения с планируемой к созданию продукцией военного назначения.

Ценностная сторона состоит в учете эффекта (результата) от применения альтернативного и перспективного ВВСТ для решения идентичной задачи (совокупности задач) или важных для заказчика потребительских свойств продукции, которые количественно выражаются ее характеристиками (для научной продукции

Важность работ по внедрению в практику отечественного ценообразования показателя «верхняя лимитная

цена» подтверждается использованием в федеральных военных контрактах США параметра «верхний порог цены». Так, контракты с «фиксированной ценой и последующими уточнениями целевых показателей» и с «разделением издержек или долевого участия» предусматривают на стадии

переговоров определение параметра — «потолок цены» или «верхнего предела конечной цены контракта».

ее потребительские свойства характеризуются количеством научных задач, их сложностью, новизной, для научно-технической продукции — значениями характеристик продукции, для серийных образцов — эффектом от применения образца (образцов) при решении задач в условиях воздействия вероятного противника).

Комплексное рассмотрение затратной и ценностной сторон в процессе формирования прогнозной цены мероприятия препятствует выделению бюджетных средств, имеющих низкий эффект и высокие затраты. Здесь под эффектом понимается ожидаемый результат в широком смысле — от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производства образцов с заданными характеристиками до применения образца для нанесения ущерба вероятному противнику или недопущения (минимизации) ущерба от воздействия средств поражения вероятного противника.

При разработке методического обеспечения и экономико-математической модели определения верхней лимитной цены необходимо исходить из двух функций, которые она

должна выполнять в целях обеспечения эффективного расходования бюджетных средств.

Первая функция состоит в том, что с ее помощью можно определить запас ценовой конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке. Указанный показатель рассчитывается для тех образцов ВВСТ, которые планируется продавать на внешнем рынке. Для его определения используется разновидность верхней лимитной цены — верхняя лимитная цена для внешнего потребителя, определяемая на основе цены и важнейших потребительских свойств лучшего зарубежного образца и потребительских свойств планируемого к продаже на внешнем рынке отечественного образца ВВСТ одного функционального назначения.

Запас ценовой конкурентоспособности отечественной продукции может измеряться в абсолютных и относительных единицах. Абсолютный запас ценовой конкуренто-

способности отечественного образца ВВСТ представляет собой разность между верхней лимитной ценой для внешнего потребителя, отражающей военно-экономическую ценность отечественного образца в стоимостном выражении, и ожидаемой ценой отечественного образца на внешнем рынке. Аналитическое выражение для расчета значения абсолютного запаса ценовой конкурентоспособности (в ценах расчетного года tp) ДСЗЦК(^) определяется по формуле:

АСЗЦК(^ = СВЛЦ ВП(^ - СОО(^,

где: СВЛЦ ВП(^) — верхняя лимитная цена (в ценах расчетного года образца ВВСТ для внешнего потребителя;

СОО^ ) — цена отечественного образца вВсТ в рублях (в ценах расчетного года tp), планируемого к продаже на внешнем рынке.

Относительный запас ценовой конкурентоспособности определяется по формуле:

Свлцвп(£р)~ Ою (£р) Свлцвп&р)

100%.

Если ДСЗЦк(д > 0 (£зцк > 0) то у отечественного образца имеется запас ценовой конкурентоспособности. Чем выше значение указанных показателей, тем более устойчивым является положение отечественной продукции на внешнем рынке и наоборот. Это связано с тем, что значения потребительских свойств отечественного и зарубежного образцов, от которых зависит величина верхней лимитной цены для внешнего потребителя, не являются детерминированными. Так, если отечественный и/или зарубежный образцы еще не разработаны, то правомерно говорить о возможности варьирования потребительских свойств ВВСТ, что может повлиять на конкурентоспособность отечественного образца.

Кроме того, не являются детерминированными ожидаемые цены зарубежного и отечественного образцов, которые зависят от многих факторов макро- и микроэкономического характера, в том числе от ценовой политики отечественных и зарубежных компаний на внешнем рынке.

При ДСЗЦК(У = 0 (£ЗЦК = 0) положение отечественной продукции является неустойчивым и необходимо предпринимать меры либо к сокращению издержек без снижения уровня технического совершенства образца, либо к улучшению технического совершенства образца без изменения финансовых расходов или их незначительного увеличения.

Таким образом, рассмотренная разновидность верхней лимитной

цены может найти практическое применение при проведении исследований, связанных с анализом экспортного потенциала перспективного отечественного образца ВВСТ и выработкой обоснованных рекомендаций по повышению конкурентоспособности отечественных образцов ВВСТ.

Вторая функция верхней лимитной цены состоит в том, что с ее помощью осуществляется проверка на военно-экономическую целесообразность расходования бюджетных средств на реализацию планов развития ВВСТ. Указанный показатель рассчитывается для тех образцов ВВСТ, которые планируется создавать в рамках выполнения проектов развития ВВСТ. Исходя из этого вторую разновидность верхней лимитной цены в отличие от выше-рассмотренной будем называть верхней лимитной ценой для внутреннего потребителя. Определение указанной разновидности верхней лимитной цены основано на учете стоимости и важнейших потребительских свойств (эффекта от применения образца, характеристик образца) лучшего отечественного образца ВВСТ, принятого на вооружение, и потребительских свойств планируемого к созданию отечественного образца ВВСТ одного функционального назначения.

Практическое значение верхней лимитной цены для внутреннего потребителя состоит в том, что указанный показатель выполняет

роль порогового индикатора. При превышении значения индикатора прогнозной ценой мероприятия делается вывод о нецелесообразном с военно-экономической точки зрения расходовании бюджетных средств на его разработку. В данном случае для обеспечения целесообразности расходования бюджетных средств необходимо либо улучшить характеристики образца при сохранении неизменным или незначительном увеличении объема финансирования, либо выработать мероприятия по сокращению издержек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При сопоставлении верхней лимитной цены для внутреннего потребителя с прогнозной ценой мероприятия необходимо учитывать фактор неопределенности, вызванный погрешностями в определении указанных показателей. Для принятия обоснованных решений о военно-экономической целесообразности расходования бюджетных средств в условиях неопределенности необходимо определить риск того, что фактические затраты заказчика на выполнение мероприятия превысят верхнюю лимитную цену и сравнить его с приемлемым для заказчика уровнем.

Внедрение в практику ценообразования и военно-экономические исследования изложенных выше подходов будет способствовать повышению эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на обеспечение военной безопасности

Запас ценовой конкурентоспособности отечественной продукции может измеряться в абсолютных и относительных единицах. Абсолютный запас ценовой конкурентоспособности отечественного образца ВВСТ представляет собой разность между верхней лимитной ценой для внешнего потребителя, отражающей военно-экономическую ценность отечественного образца в стоимостном выражении, и ожидаемой ценой отечественного образца на внешнем рынке.

государства, а также конкурентоспособности отечественного ВВСТ на внешнем рынке. Статья может послужить базой для разработки

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

2 Касьяненко Т.Г. Цены и ценообразование: учебник и практикум для СПО / под ред. Т.Г. Касьяненко. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Юрайт», 2017.

3 Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Л.,1929.

4 Липсиц И.В. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации): учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2006; Липсиц И.В. Ценообразование. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата. М.: Издательство «Юрайт», 2017.

5 Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1981.

6 Большая экономическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007.

7 Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Коллектив авторов под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002.

8 Там же.

9 Цена и ценообразование: учебник и практикум для СПО / под ред. Т.Г. Ка-сьяненко. М.: Издательство «Юрайт», 2017; Ценообразование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» / под ред. Г.А. Горина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010; Ценообразование: учебник / М.Д. Магомедов, Е.Ю. Куломзина, И.И. Чайкина. М.: Издательство торговая корпорация «Даш-

методического обеспечения и экономико-математической модели определения верхней лимитной цены на продукцию военного назначения.

ков Ко», 2009; Цена и ценообразование: учебник и практикум для СПО / под ред. Т.Г. Касьяненко. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Юрайт», 2017; Управление ценами: учебник / под ред. С.В. Карповой. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016; Буравлев А.И., Буренок В.М., Лавринов Г.А., Подольский А.Г., Пьянков А. Методы военно-научных исследований систем вооружения. Военно-научный труд. М.: Издательство «Граница», 2017; Военно-экономический анализ / под ред. С.Ф. Викулова. М.: Военное издательство, 2001; Лавринов Г.А., Подольский А.Г. О государственном управлении ценообразованием на продукцию военного назначения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 44 (281). С. 2—12; Лавринов Г.А., Подольский А.Г. Ценообразование на продукцию военного назначения: от затратной к ценностной концепции // Вооружение и экономика. 2012. № 1 (17). С. 58—65; Подольский А.Г., Лавринов Г.А. К вопросу о военно-экономической эффективности использования финансовых ресурсов при планировании создания продукции военного назначения // Вооружение и экономика. 2012. № 2 (18). С. 38—52; Подольский А.Г. Верхняя лимитная цена: индикатор эффективного расходования бюджетных средств // Вооружение и экономика. 2017. № 1 (38). С. 57—63; Подольский А.Г., Лавринов Г.А. Методические подходы к верификации технико-экономических исходных данных, используемых для формирования плановых документов // Известия РАРАН. 2017. № 3 (98). С. 134—140.

10 Федорович В.А., Муравник В.Б., Боч-карев О.И. США: военная экономика (организация и управление) / под общ. ред. П.С. Золотарева и Е.А. Роговского. М.: Международные отношения, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.