Лимфотерапия крупного рогатого скота, больного актиномикозом
И.И. Волотко, д.в.н, профессор, А.Н. Безин, д.в.н, профессор, Н.И. Бутакова, к.в.н., ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ
В последнее время особое значение придаётся лимфатической системе в иммунологических реакциях организма. М.Р. Сапин, И.А. Юрина, Л.И. Этинген указывают, что лимфатическая система ответственна как за гуморальный, так и за клеточный иммунитет. Лимфатическая система, являясь неотъемлемой составной частью сердечно-сосудистой системы и связующим звеном всех жидких сред организма, играет важную
роль в поддержании гомеостаза. Она принимает непосредственное участие в процессах обмена между кровью и межклеточной жидкостью, с одной стороны, между межклеточной жидкостью и клетками — с другой.
Лимфатическая система является также базой, на которой развёртываются реакции организма на инфекционный процесс, поэтому функциональное состояние и морфологическая целостность лим-фоидной ткани во многом предполагают характер специфической и неспецифической иммунологической реактивности организма.
Необходимо отметить, что лимфотерапия при травмах тканей и органов головы, актиномикозе не изучена. В медицинской практике при различных заболеваниях широко применяется эндолимфати-ческая терапия — показана катетеризация регионарных лимфатических сосудов и узлов, лимфотропная терапия — внутритканевое введение препаратов, которые недостаточно быстро проникают в лимфатическую систему, быстро инактивируются или удаляются (антибиотики, стимуляторы иммунитета, ингибиторы и т.д.).
Материал и методы исследования. Для сравнительной оценки эффективности хирургических способов лечения актиномикоза у животных нами использовано в разные годы (2013—2015 гг.) 120 больных коров в возрасте 3—5 лет в ОАО «Совхоз «Акбашево» Челябинской области. Актиноми-козные очаги располагались в межчелюстной и околоушной областях животных. Они представляли собой фиксированные или подвижные припухлости 5x12—10x15 см без выраженных изменений кожи. Давность их клинического проявления составляла 15—45 сут. от начала скармливания кормов из остистых злаков и силоса, сенажа рН 3,4 и ниже [1].
Все больные коровы были разделены на восемь групп по 5 гол. в каждой. Общим для проведения эксперимента являлось то, что для всех трёх серий опытов (табл. 1, 2, 3) в опытных группах проводили экстирпации актиномиком и наложение глухого шва на рану (1—1У гр.), а в контрольных группах осуществляли широкое вскрытие актиномиком и удаление их содержимого, сохраняя стенки фиброзной капсулы с последующей обработкой полости йодинолом и бициллином-3 (У—У111 гр.). Введение этих средств в рану повторяли через 3—5 сут., в зависимости от показаний. На актино-микому швы не накладывали [2].
Обязательным условием лечения оперированных больных животных в опытных и контрольных группах было применение лимфотропной и эндо-лимфатической терапии. Препарат актинолизат применяли из расчёта 0,04 мл на 1 кг живой массы, 10-процентный раствор эраконда — из расчёта 25 мг на 1 кг живой массы, йодинол — из расчёта 2 мл на 1 кг живой массы и бициллин-3 —из расчёта 10 тыс. ЕД. на 1 кг живой массы. Курс лечения для больных животных состоял из 3—5 инъекций соответствующего лекарственного вещества с интервалом 3—5 сут. За всеми больными животными в течение 30 сут. вели наблюдение.
Актинолизат — стерильный фильтрат культу-ральной жидкости самопроизвольно лизирующихся актиномицетов, содержащих продукты аутолиза и метаболизма этих организмов. Представляет собой прозрачную жидкость от жёлто-бурого до бурого цвета, иногда с зеленоватым оттенком. Актинолизат не обладает токсичностью и пирогенностью, активизирует процессы фагоцитоза в актиноми-котической гранулёме, оказывает специфическое
десенсибилизирующее действие при актиномикозе. Препарат предназначен для лечения и профилактики актиномикоза животных. В инфильтративной стадии актиномикоза его вводят внутримышечно из расчёта 0,04 мл/кг живой массы 2 раза в неделю с интервалом 3 дня. Курс лечения 3—10 инъекций.
Эраконд — биологически активный препарат, получаемый из растительного сырья путём экстрагирования и последующего концентрирования смеси природных химических соединений органического и неорганического состава. Представляет собой пластическую субстанцию тёмно-коричневого цвета, хорошо растворим в воде (допускается появление незначительного осадка). Эраконд регулирует обменные процессы, повышает резистентность организма, обладает интерферрогенным и защитным действием при вирусных инфекциях, бактерицидным действием, нормализует микрофлору кишечника. Препарат стимулирует репара-тивные процессы, обладает гепатопротекторным, желчегонным, противовоспалительным и имму-номодулирующим действием. Не обладает мест-нораздражающим, кожно-сенсибилизирующим, аллергизирующим и терратогенными свойствами. По степени опасности эраконд относится к 4-му классу (вещества малоопасные). Назначают препарат также подкожно или внутримышечно в дозе 0,05—0,1 мл/кг 1—3 раза в сут. в течение 5—7 сут.
Йодинол — комплексный препарат, в состав которого входит йод (1 ч.), калия йодид (1 ч.), поливиниловый спирт (10 ч.) и дистиллированная вода (1000 ч.). Он обладает широким спектром антимикробного, антивирусного, фунгицидного и антигельминтного действия. Препарат безвреден, не нарушает активности ферментов крови. Его терапевтический индекс очень высок, поэтому неопасна передозировка препарата. Может широко применяться в лечебной практике наряду с другими лечебными средствами, вступая с ними в синергичное действие. В сочетании с вакцинами и антибиотиками положительно влияет на иммунологическую перестройку в организме. Препарат можно применять местно, подкожно, внутримышечно, в полость плевры, интратрахеально, внутривенно в дозах 0,05—0,1 мл/кг живой массы в сут.
Результаты исследования. С учётом литератур -ных данных собственные наблюдения позволили выявить значительную особенность течения воспаления раневого процесса, проявляющегося главным образом ограниченностью очага, фибринозной экссудацией, незначительной всасываемостью и интоксикацией, купированием инфекции. По нашим наблюдениям, эти особенности наиболее рельефно проявляются в послеоперационный период при актиномикозе и полной экстирпации актиномикомы, когда операционные раны бывали явно инфицированы, нередко можно было видеть после наложения провизорных швов заживление первичным натяжением краёв ран кожи. При
этом в операционных ранах нагноительные процессы проявлялись крайне слабо. Полости ран выполнялись грануляциями, но большой их объём делал процесс заживления более длительным. Следует подчеркнуть, что в отдельных случаях избыточное образование грануляционной ткани за счёт большого объёма раневой полости приводило к развитию фиброзитов, функционально ослабляющих и деформирующих область тела [3].
Наблюдения за оперированными животными показали, что заметных различий в общем состоянии, аппетите, температуре тела животных не было. Как правило, все животные сохраняли аппетит, имели показания температуры, пульса и дыхания в пределах физиологической нормы.
На фоне равноценного общего клинического состояния у животных опытных и контрольных групп были отчётливо заметны различия в течении воспалительного и раневого процессов. Это прежде всего проявлялось в том, что у животных опытных групп несколько медленнее развивался, был слабее выражен и быстрее рассасывался послеоперационный отёк тканей, чем у аналогов контрольных групп. У последних воспалительный отёк, как правило, был в 1,5—2 раза обширней и рассасывался не ранее 7—8 сут. после операции [4, 5]. Особенно выраженные различия наблюдались в клиническом состоянии операционных ран.
У животных всех опытных групп первичная раневая спайка была прочной, швы не расходились, нагноение не было даже в случаях с дренированием ран. После удаления дренажа из раны выделялось незначительное количество экссудата, а затем, на следующий день, на месте введения дренажа рана закрывалась струпьевидной корочкой. К моменту снятия швов воспалительный отёк тканей полностью исчезал, на коже появлялись складки, а вокруг рубца имелось небольшое безболезненное уплотнение. Случаев образования фиброзитов, рецидивов и вновь развившихся актиномиком не было. Клиническое выздоровление животных в среднем наступало через 9 сут.
Особенно следует отметить те случаи, когда в процессе операции нарушалась слюнная железа. В этих случаях сохранили принцип глухого шва и дренирования полоской резины. После удаления дренажа первые 3—4 сут. в рану шприцем сначала вводили йодинол. Отделение слюны через рану прекращалось, но сроки выздоровления животных удлинялись на 4—5 сут. Такие животные выздоравливали в среднем через 12—15 сут. [6].
Послеоперационные раны у животных контрольных групп после удаления тампона имели обширные полости, стенки которых были покрыты налётом нежизнеспособных тканей, вероятно возникших от продолжительного воздействия раствора люголя и механического влияния тампона. Нередко у таких животных края ран, коонтированные провизорными швами, заживали первичным натяжением. Процесс самоочищения и гранулирования ран протекал медленно, и выздоровление животных в среднем наступало через 15—20 сут. Важно отметить, что вторичное заживание ран у животных контрольных групп протекало на фоне крайне слабой дифференцированности грануляционной ткани и её рассасывания из-за обширности раневых полостей. Раневой процесс как бы сочетался с продуктивным воспалением. В итоге на месте операционных ран образовывались обширные уплотнения, почти равные первоначальным актиномикомам. Так, в пяти случаях образовались фиброзные разращения, потребовавшие повторного оперативного вмешательства. Мы и ранее наблюдали подобные случаи и установили, что повторные операции устраняют отмеченные разрастания рубцовой ткани тельного в том случае, если операция завершается наложением глухого шва и устранением мёртвого пространства в операционной ране. В противном случае рубцевая ткань вновь формируется в избыточном количестве, и операция не достигает цели [4].
Полученные результаты лечения больных животных приведены в таблицах 1—3, по которым видно, что применение в опытных группах лим-фотерапии актинолизатом, эракондом, йодинолом
1. Лимфотерапия актинолизатом коров, больных актиномикозом
й Кол-во Реци- Вновь раз- Сроки
^ а Рч Диагноз живот- эдивы вившиеся выздо-
ных, актино- актино- ровле-
гол. миком микомы ния, сут.
Опытная группа - с наложением шва на рану;
околоушно-гортанная область
I актиномикоз лимфатических, жевательных мышц и губы 5 нет нет 9
и актиномикоз околоушной слюнной железы 5 нет нет 8
III актиномикоз околоушного лимфоузла 5 нет нет 7
IV актиномикоз рыхлой клетчатки и грудино-челюстного мускула 5 нет нет 10
Контрольная группа - без наложения шва на рану;
межчелюстная область
V актиномикоз лимфатических, жевательных мышц и губы 5 нет 2 11
VI актиномикоз подчелюстной слюнной железы 5 1 нет 14
VII актиномикоз подчелюстного лимфоузла 5 нет нет 12
VIII актиномикоз рыхлой клетчатки и челюстно-подъязычного мускула 5 нет 1 13
3. Лимфотерапия йодинолом коров больных актиномикозом
2. Лимфотерапия эракондом коров, больных актиномикозом
й Кол-во Реци- Вновь раз- Сроки
Диагноз живот- эдивы вившиеся выздо-
^ л Рч ных, актино- актино- ровле-
гол. миком микомы ния, сут.
Опытная группа - с наложением шва на рану;
околоушно-гортанная область
I актиномикоз лимфатических, жевательных мышц и губы 5 нет нет 8
и актиномикоз околоушной слюнной железы 5 нет нет 7
III актиномикоз околоушного лимфоузла 5 нет нет 10
IV актиномикоз рыхлой клетчатки и грудино-челюстного мускула 5 нет нет 8
Контрольная группа - без наложения шва на рану;
межчелюстная область
V актиномикоз лимфатических, жевательных мышц и губы 5 1 нет 10
VI актиномикоз подчелюстной слюнной железы 5 нет 2 12
VII актиномикоз подчелюстного лимфоузла 5 1 нет 13
VIII актиномикоз рыхлой клетчатки и челюстно-подъязычного мускула 5 нет 1 10
а Кол-во Реци- Вновь раз- Сроки
р Рч Диагноз живот- эдивы вившиеся выздо-
ных, актино- актино- ровле-
гол. миком микомы ния, сут.
Опытная группа - с наложением шва на рану;
околоушно-гортанная область
I актиномикоз лимфатических, жевательных мышц и губы 5 нет нет 10
II актиномикоз околоушной слюнной железы 5 нет нет 11
III актиномикоз околоушного лимфоузла 5 нет нет 8
IV актиномикоз рыхлой клетчатки и грудино-челюстного мускула 5 нет нет 9
Контрольная группа - без наложения шва на рану;
межчелюстная область
V актиномикоз лимфатических, жевательных мышц и губы 5 1 нет 13
VI актиномикоз подчелюстной слюнной железы 5 нет 1 15
VII актиномикоз подчелюстного лимфоузла 5 нет 1 10
VIII актиномикоз рыхлой клетчатки и челюстно-подъязычного мускула 5 1 нет 14
с бициллином-3 и наложение глухого шва на рану даёт 100-процентный лечебный эффект без рецидивов и вновь развивающихся актиномиком. Сроки выздоровления в среднем составляли 9 сут. В то же время без наложения глухого шва на рану имели место в каждой группе единичные случаи рецидивов и вновь развившихся актиномиком. Сроки выздоровления в среднем составили 15 сут.
Таким образом, высокий лечебный эффект выздоровления за сравнительно короткий срок был получен за счёт десенсибилизации организма в результате применения хирургического способа лечения и удачно подобранного способа введения лекарственных веществ, которые действовали фунгицидно на актиномицеты и сопутствующую микрофлору.
Выводы. Нами разработана классификация ак-тиномикоза челюстно-лицевой области у крупного рогатого скота, в соответствии с которой проводили подбор и назначение препаратов для лечения коров, больных актиномикозом. Ведущим являлось
наложение хирургического глухого шва на рану. Впервые применили фитопрепарат эраконд, препараты йодинол и актинолизат, введение препаратов лимфотропно и эндолимфатическим способами. В результате добились 100-процентного выздоровления коров без рецидивов и повторов заболеваний. Сроки выздоровления сократились до 7 сут.
Литература
1. Волотко И.И. Кормовой травматизм сельскохозяйственных животных. Челябинск, 2004. 186 с.
2. Бутакова Н.И., Рябкина О.Н., Сайгина Ю.Н. Некоторые гематологические показатели при актиномикозе у коров // Актуальные проблемы ветеринарной медицины животноводства, обществознания и подготовки кадров на Южном Урале. Троицк, 1998. С. 51-53.
3. Волотко И.И. и др. Кормовой травматизм животных и его последствия / И.И. Волотко, А.И. Эрдниев, Н.И. Бутакова, М.С. Рогова. Томск: ОТО-р№, 2007. 302 с.
4. Волотко И.И. Актиномикоз. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. мед. акад., 2003. 184 с.
5. Есютин А.В., Волотко И.И. Принципы лечения осложнений кормового травматизма у крупного рогатого скота в условиях комплексов // Профилактика незаразных и паразитарных болезней животных: сб. науч. тр. / Всесоюз. акад. с.-х. наук им. В.И. Ленина, Сиб. отд. Новосибирск, 1983. С. 45-49.
6. Волотко И.И. Комбинированный хирургический шов // Ветеринария. 1984. № 11. С. 23.