Научная статья на тему 'Ликвидность российского банковского сектора: анализ причин формирования профицита и оценка его динамики в текущих условиях'

Ликвидность российского банковского сектора: анализ причин формирования профицита и оценка его динамики в текущих условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1735
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ЛИКВИДНОСТЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИКВИДНОСТИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА / СТРУКТУРНЫЙ ПРОФИЦИТ/ДЕФИЦИТ ЛИКВИДНОСТИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ / BANKING SECTOR / LIQUIDITY OF THE BANKING SECTOR / FACTORS AFFECTING BANKING SECTOR LIQUIDITY / THE BANKING SECTOR STRUCTURAL LIQUIDITY DEFICIT/SURPLUS / MONETARY POLICY IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилин Андрей Владимирович, Юмина Елена Геннадьевна

Данная статья посвящена анализу российского банковского сектора с позиции ликвидности. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что состояние ликвидности банковского сектора определяет деятельность Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) по управлению краткосрочными процентными ставками денежного рынка и размером инфляции в стране. В статье особое внимание уделяется динамике показателя, используемого ЦБ РФ для оценки ликвидности банковского сектора России, и дается обоснование причин выявленной динамики. Также в статье указываются основные факторы, которые в настоящий момент влияют на уровень ликвидности банковского сектора РФ. Итогом проведенного анализа стал вывод о том, что дальнейшее развитие текущей ситуации по ликвидности нежелательно для регулятора, поскольку это негативно повлияет на экономику России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN BANKING SECTOR LIQUIDITY: ANALYSIS OF REASONS FOR SURPLUS FORMATION AND ASSESSMENT OF ITS DYNAMICS UNDER CURRENT CONDITIONS

The article is devoted to the analysis of the Russian banking sector in terms of liquidity. The relevance of the research topic is due to the fact that the liquidity state of the banking sector determines the activity of the Central Bank of the Russian Federation (CBR) in managing short-term money market interest rates and inflation in the country. The article focuses on the dynamics of the indicator used by the CBR to estimate the liquidity level of the Russian banking sector and justifies the reasons for the identified dynamics. The article also indicates the main factors that currently affect the liquidity of the banking sector of the Russian Federation. The result of the analysis was the conclusion that further development of the current liquidity situation is undesirable for the regulator, since this will negatively affect the Russian economy

Текст научной работы на тему «Ликвидность российского банковского сектора: анализ причин формирования профицита и оценка его динамики в текущих условиях»

Ликвидность российского банковского сектора: анализ причин формирования профицита и оценка его динамики в текущих условиях

Гаврилин Андрей Владимирович,

к.э.н., доцент, Департамент финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: avgavrilin@fa.ru

Юмина Елена Геннадьевна,

студент, Департамент финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

E-mail: lena_yumina@mail.ru

Данная статья посвящена анализу российского банковского сектора с позиции ликвидности. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что состояние ликвидности банковского сектора определяет деятельность Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) по управлению краткосрочными процентными ставками денежного рынка и размером инфляции в стране. В статье особое внимание уделяется динамике показателя, используемого ЦБ РФ для оценки ликвидности банковского сектора России, и дается обоснование причин выявленной динамики. Также в статье указываются основные факторы, которые в настоящий момент влияют на уровень ликвидности банковского сектора РФ. Итогом проведенного анализа стал вывод о том, что дальнейшее развитие текущей ситуации по ликвидности нежелательно для регулятора, поскольку это негативно повлияет на экономику России.

Ключевые слова: банковский сектор, ликвидность банковского сектора, факторы формирования ликвидности банковского сектора, структурный профицит/дефицит ликвидности, реализация денежно-кредитной политики.

Ликвидность банковского сектора - важнейший индикатор денежно-кредитной политики, который требует соответствующую оценку и должное управление. Оценка уровня ликвидности банковского сектора и его управление проводится на основе показателя структурного дефицита/ профицита ликвидности. Структурный дефицит/ профицит представляет собой разницу между требованиями Банка России к банкам по операциям рефинансирования и требованиями банков к Банку России по операциям абсорбирования ликвидности. Логика показателя состоит в следующем. Как известно, в банковском секторе ресурсы распределяются неравномерно - у некоторых банков наблюдается их избыток, у других - дефицит. С целью регулирования своей ликвидной позиции банки ищут соответствующих партнеров на рынке МБК. В случае, если они в течение дня не находят такого, они обращаются за помощью к ЦБ. Поэтому, естественно считать, что уровень ликвидности банковского сектора представляет собой именно эту разность [1, с. 3-4]. Указанный подход к расчету уровня ликвидности применяют ведущие ЦБ, такие как ЕЦБ, Банк Англии, Банк Норвегии, Банк Швеции и другие.

Анализируя значения показателя структурного дефицита/профицита, можно увидеть, что в российском банковском секторе сложилась ситуация профицита ликвидности. Причем профицит ликвидности на рынке наблюдается на протяжении последних трех лет (рисунок 1).

1 000 0

-1 000 -2 000 -3 000 -4 000 -5 000

□ Операции по предоставлению ликвидности

□ Операции по абсорбированию ликвидности Операции, не относящиеся к инструментам ДКП

-Структурный дефицит (+)/ профицит (-) ликвидности

Рис. 1. Динамика профицита в российском банковском секторе

(,Источник: составлено автором на основе данных с сайта Банка России [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/hd_ base/bliquidity/)

Вместе с тем, до этого времени банковский сектор РФ находился в условиях роста дефицита ликвидности. Его формирование было обусловлено рядом причин (рисунок 2). В течение 2012-2014 гг. происходило накопление бюджетных средств, что вызывало снижение ликвидности сектора, поскольку таким образом сокращается

сз о

со £

m Р

сг

от А

Q. в

OJ

со

объем ресурсов, доступных банкам. Ликвидность уходила с рынка и из-за утечки средств в налично-денежный оборот и из-за необходимости создания обязательных резервов. В свою очередь приток ликвидности в сектор осуществлялся через операции ЦБ РФ по рефинансированию банков и операции по покупке регулятором иностранной валюты. Однако в конце 2013 г. Банк России начал проводить продажу валюты в целях поддержания устойчивости курса рубля (основной канал утечки ликвидности в 2014 г.), в связи с чем ликвидность стала поступать в банки исключительно путем увеличения долга перед ЦБ. В таких условиях дефицит только усиливался.

000 000 000 000 000 000 0 000 000 000

ооооооооооооооо

S2 4S &4S

■Изменение наличных денег

в обращении •Изменение остатков средств

на счетах правительства ■Регулирование

обязательных резервов "Операции БР на внутреннем валютном рынке

Рис. 2. Факторы формирования профицита ликвидности в банковском секторе РФ в 2017 г. (накопленным итогом)

(,Источник: составлено автором на основе данных с сайта Банка России [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/ statistics/flikvid/)

Но начиная с 2015 г. ситуация начала меняться в обратную сторону. В начале 2015 г. Минфин РФ прекратил изымать ликвидность из сектора и стал осуществлять ее масштабный вброс. Именно бюджетные вливания в 2015 г. объемом почти 3 трлн рублей стали ключевым фактором перехода сектора в состояние профицита ликвидности. Рост бюджетных инъекций в сектор во многом был вызван применением специфического метода финансирования дефицита федерального бюджета. В 2015 г. в условиях бюджетного дефицита Правительство активно использовало средства Резервного фонда (в настоящее время Фонд национального благосостояния - ФНБ) для его финансирования [1, C. 4]. По оценкам, Резервный фонд за 2015 г. предоставил бюджету средства в размере 2,6 трлн рублей, которые в дальнейшем были зачислены на счета Казначейства в Банке России [2].

Ситуацию изменило и то, что с середины 2014 г. ЦБ РФ перестал проводить валютные интервенции, изымающие ликвидность. Приостановка регулятором операций на внутреннем валютном рынке связана с введением в России режима плавающего валютного курса. В итоге, в российском банковском секторе начала накапливаться существенная денежная масса, которая не могла полностью уйти по другим каналам. В результате, уже в 2016 г. сектор стал действовать на грани дефицита/профицита. Поэтому в августе Банк России впервые за полтора года провел депозитный аукцион, забрав с рынка 100 млрд рублей. В данном аукционе

принимало участие 62 банка, а спрос с их стороны превысил установленный ЦБ лимит практически в два раза, составив 187 млрд рублей. Начиная с апреля этого же года Банк России стал продавать ОФЗ из собственного портфеля. Регулятор таким образом пытался аккумулировать излишнюю ликвидность с банковского сектора. За последующие 4 месяца ЦБ РФ разместил и продал ОФЗ на сумму в 132 млрд рублей, фактически исчерпав этот ресурс (на 1 августа 2016 г. в его портфеле оставались ОФЗ на 66,49 млрд рублей) [3].

В 2017 г. российский банковский сектор все-таки перешел в состояние профицита ликвидности. Начиная с лета 2017 г. депозиты Банка России стали демонстрировать уверенный и стабильный рост. Также с этого года ЦБ РФ начал выпускать (впервые за семь лет) купонные облигации Банка России (КОБР) с целью изъятия избыточных средств банков. КОБРы, равно как и депозиты - основные на данный момент инструменты абсорбирования ликвидности.

Однако, как можно заметить (видно на рисунке 1), последние несколько лет профицит ликвидности в банковском секторе сокращается. Динамика указывает на то, что это происходит с конца лета 2018 г. Ликвидность начала уходить с рынка по большей части вследствие закрытия бюджетного канала (рисунок 3). Бюджетный канал начал закрываться по двум причинам.

Y*' ~

S

3 ^ й

"Изменение наличных денег

в обращении "Изменение остатков средств

на счетах правительства "Регулирование БР обязательных резервов

Ю Ю Ю IQ

Рис. 3. Закрытие бюджетного канала и утечка ликвидности в наличность в 2018 г.

(Источник: составлено автором на основе данных с сайта Банка России [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/ statistics/flikvid/)

Так, начиная с конца второго квартала 2018 г. и до конца года федеральный бюджет сводился с существенным профицитом, что довольно необычно, поскольку последние три года бюджет сводился с дефицитом. По данным Минфина, по итогам 2018 г. профицит федерального бюджета составил 2,742 трлн рублей (2,6% ВВП). Как поясняет Минфин, профицит бюджета возник на фоне одновременного перевыполнения плана по доходам (на 507,3 млрд рублей) и недоисполнения расходов (на 778,3 млрд рублей) [4]. Кроме этого, с августа 2018 г. и по январь 2019 г. было приостановлено действие бюджетного правила, по которому ЦБ РФ покупал иностранную валюту для создание резервов в ФНБ.

По оценкам Райффайзенбанка, негативный эффект бюджета на рублевую ликвидность за 2018 г. составил 1 трлн рублей, однако примерно половину этого объема покрыл приток от размеще-

2 000

1 500

000

0

-500

-1 000

-1 500

ния Казначейством временно свободных средств (563,1 млрд рублей согласно факторам ликвидности). Также негативный эффект отразили операции по поддержке санируемых банков (~ 700 млрд руб.), из-за чего в целом бюджетный канал в конце года даже смог обеспечить небольшой приток ликвидности (+ 279 млрд рублей) [5]. Но все равно по итогу за 2П 2018 г. профицит ликвидности сократился примерно на 0,97 трлн рублей и составил 2,6 трлн рублей.

В 1П 2019 г. тенденция 2П 2018 г. продолжилась. И только благодаря существенному притоку ликвидности в феврале и марте, возникшему на фоне сезонного поступления средств от бюджета и снижения наличных денег в обращении, ситуация не усугубилась. Если бы не этот приток, профицит ликвидности в секторе сократился бы до уровня в 1,4 трлн рублей.

Продолжение сокращения профицита ликвидности (если не считать февральский и мартовский прирост) также объясняется закрытием бюджетного канала. Федеральный бюджет продолжил сводиться с профицитом, причем со значительным (если с обычной сезонностью). Профицит возник из-за того, что исполнение расходов заметно сильно запаздывало, тогда как пополнение казны проходило обычным темпом. К лету недоисполнение расходов от обычной сезонности превышало 2,5 п.п., что примерно составляет 500 млрд рублей [6]. Такая серьезная задержка в расходовании средств была вызвана запаздыванием реализации национальных проектов. Также стоит сказать, что закрытие бюджетного канала было обусловлено и огромными размещениями ОФЗ. В целом за 1П 2019 г. чистый отток рублевой ликвидности, возникший из-за бюджетного фактора, составил 859 млрд рублей. За аналогичный период прошлого года вместо оттока был приток в размере 1,1 трлн рублей.

Тем не менее, с середины 2019 г. профицит ликвидности стал расти. Это объясняется тем, что бюджетный канал начал не столько забирать, сколько предоставлять ликвидность. Одна из главных причин этого - заметная поддержка со стороны Казначейства начиная с августа (рисунок 4). На графике видно, что объем размещенных ведомством средств в 2П 2019 г. заметно выше, чем в прошлые годы.

■2019 2018 -2017

Sffl^q КК^ЬНом

ГО ^ *? < й и н U

Рис. 4. Поддержка ликвидности со стороны Казначейства

(Источник: составлено автором на основе данных с сайта Банка России [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/ statistics/flikvid/)

Другая причина - это ускорение в исполнении расходов к концу года. Оно связано выполнением нацпроектов. Согласно данным Минфина, на конец 2019 г. нацпроекты были выполнены на 91,4%, хотя, по данным Счетной палаты, еще на 1 декабря они были исполнены на 71,4%.

В целом ситуация с рекордным запаздыванием исполнения бюджета оценивается как разовое явление по двум причинам. Во-первых, главный фактор отставания - слабая проработанность нацпро-ектов. Во-вторых, судя по комментариям органов власти, в будущем приоритет исполнения нацпроектов существенно повысится, поскольку задержки в исполнении расходов бюджета - главное, что желает избежать заново сформированное Правительство.

Впрочем, стоит отметить, что несмотря на то, что профицит ликвидности в конце 2019 г. был больше соответствующего профицита в 2018 г., все же он оказался сильно ниже ожиданий ЦБ РФ. Значение структурного профицита прогнозировалось на уровне 3,6-3,9 трлн рублей, тогда как фактически оно составило около 2,8 трлн рублей [7]. Расхождение почти в 1 трлн рублей объясняется неожиданным для Банка России сокращением задолженности банков перед Казначейством. В декабре наблюдался крупнейший отток средств из депозитов и РЕПО Казначейства (видно на рисунке 5). Как правило, ведомство снижает объем размещаемых средств в конце года (т.к. это временно свободные средства бюджета, которых к концу года становится меньше по мере исполнения расходов). Тем не менее, падение на 1,5 трлн рублей выглядит необычно. Это можно отчасти объяснить отставанием в исполнении расходов по все тем же нацпроектам. В последние дни года расходы по ним исполнялись в ускоренном режиме. Видимо, ведомство в таких условиях решило «перестраховаться» от возникновения кассового разрыва.

На конец 2020 г. Банк России прогнозирует, что профицит ликвидности составит 2,1-2,7 трлн рублей. Причем, прогноз был пересмотрен после уточнения всех данных за 2019 г. Пересмотр также связан с тем, что ликвидность довольными быстрыми темпами стала уходить из сектора. Прошлый прогноз был установлен на уровне в 4,1-4,6 трлн рублей. Впрочем, ввиду ухудшения ситуации с коронавирусом даже пересмотренный прогноз не будет достигнут. Так, только за весну 2020 г. ликвидность сократилась практически на 2,2 трлн рублей, в итоге профицит ликвидности на конец мая составил 1,6 трлн рублей (это при том, что еще в феврале профицит был в пределах 3,5-4 трлн рублей).

Отток средств из банков весной 2020 г. был связан, во-первых, с ростом спроса на наличные в условиях повышенной неопределенности. Только за три месяца в наличность ушло около 1,3 трлн рублей (рисунок 5). При сохранении текущего темпа развития ситуации совокупный отток ликвидности в наличность может составить свыше 2 трлн

сз о со от m Р от

от А

2 000

1 500

Ь 1 000

0

-500

рублей, т.к. уже за июнь ушло в наличный оборот практически 0,4 трлн рублей. Однако Банк России предполагает, что когда ситуация стабилизируется, то эти средства постепенно будут возвращаться на счета в виде выручки, депозитов и иных поступлений.

1 ООО

2-- -

-1 ООО ^ <

-1 5ОО ^^

Изменение наличных денег в обращении (2020)

Изменение наличных денег в обращении (2019)

Бюджетный канал (2020)

Q.

е

сч со

е1 ^

Рис. 5. Отток ликвидности в наличность и по бюджетному каналу в начале 2020 г. из-за последствий эпидемии

(Источник: составлено автором на основе данных с сайта Банка России [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/ statistics/flikvid/)

Сокращение профицита ликвидности связано, во-вторых, с утечкой средств по бюджетному каналу (рисунок 6). Падение котировок нефти ниже 20 долл./барр. привело к необходимости продажи валюты из резервов ФНБ. Формирование дефицита бюджета в условиях низких рыночных цен на нефть тоже усугубляет эту проблему. Показатели госфинансов ощущают проблемы, поскольку идет рост расходов на социальную сферу и поддержку экономики, а доходы заметно ниже ожидаемых значений, в особенности нефтегазовые. Если цены на нефть сохранятся в пределах 20-30 долл./барр., то бюджет может недополучить 2-3 трлн рублей нефтегазовых доходов, что при текущем уровне расходования средств будет выражаться в увеличении дефицита бюджета. В этом случае не поможет даже сделка по продаже Правительству Сбербанка. С начала года накопленный дефицит федерального бюджета составил 409 млрд рублей. Несомненно, до конца года он вырастет. По расчетам аналитиков Райффайзенбанка, дефицит федерального бюджета может составить 4,6 трлн рублей.

Стоит также отметить, что профицит ликвидности (тем более его рост) ослабляет эффективность политики Банка России. В условиях профицита ЦБ становится сложнее сохранять значения краткосрочных ставок межбанковского рынка вблизи ключевой. Профицит ликвидности дает возможность банкам получать ресурсы дешевле, что ведет к снижению рыночных ставок. Это, в свою очередь, повышает доступность потребительских кредитов, что отражается на увеличении спроса на товары и услуги, подстегивая тем самым инфляцию. В условиях же дефицита ЦБ может держать ставки в середине процентного коридора.

В итоге, на современном этапе банковский сектор в России характеризуется избытком ликвидности, но ввиду усиления кризисной ситуации на фоне пандемии он сильно снизится. Выполнение прогноза профицита на конец 2020 г., уста-

новленного ЦБ РФ, представляется маловероятным, однако и переход к дефициту тоже думается невозможным. Впрочем, ЦБ РФ не следует в будущем допускать роста профицита ликвидности, т.к. так Банк теряет рычаги воздействия на рынок. Важным условием для его снижения является развитие ЦБ механизмов по абсорбированию ликвидности, а также учет фискальными органами власти последствий своих действий на банковский сектор.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Полонский А.Э. Управление ликвидностью банковского сектора в условиях перехода к структурному профициту / А.Э. Полонский // Деньги и кредит. - 2016. - № 10. - С. 3-7. (дата обращения: 17.06.2020).

2. Хайрулина Э.И. Анализ состояния ликвидности банковского сектора в российской федерации / Э.И. Хайрулина // Аллея науки. - 2017. -Т. 1. - № 9. - С. 152-157. (дата обращения: 17.06.2020).

3. Опасные деньги: чем грозит рублю профицит ликвидности у банков // InvestFunds: [сайт]. URL: https://investfunds.ru/news/22949/ (дата обращения: 18.06.2020).

4. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год // Минфин РФ: [сайт]. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/ federal_budget/budgeti/2019/ (дата обращения: 18.06.2020).

5. Федеральный бюджет 2018: санации и размещения Казначейства компенсировали негатив от профицита на ликвидность (22 января

2019 г.) // Обзоры финансовых рынков Райффайзенбанка // Райффайзенбанк: [сайт]. URL: https://www.raiffeisen.ru/about/analytics/ (дата обращения: 18.06.2020).

6. Отставание в исполнении бюджетных расходов, видимо, останется в прошлом (20 января

2020 г.) // Обзоры финансовых рынков Райффайзенбанка // Райффайзенбанк: [сайт]. URL: https://www.raiffeisen.ru/about/analytics/ (дата обращения: 18.06.2020).

7. Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки, № 12 (46) // Банк России: [сайт]. URL: http://www.cbr.ru/dkp/surveys/liquidity/ (дата обращения: 18.06.2020).

the Russian banking sector liquidity: analysis of reasons for surplus formation and assessment of its dynamics under current conditions

Gavrilin A.V., Yumina E.G.

Financial University under the Government of the Russian Federation,

The article is devoted to the analysis of the Russian banking sector in terms of liquidity. The relevance of the research topic is due to the fact that the liquidity state of the banking sector determines the activity of the Central Bank of the Russian Federation (CBR) in managing short-term money market interest rates and inflation in the country. The article focuses on the dynamics of the indicator

1 5ОО

2 ООО

used by the CBR to estimate the liquidity level of the Russian banking sector and justifies the reasons for the identified dynamics. The article also indicates the main factors that currently affect the liquidity of the banking sector of the Russian Federation. The result of the analysis was the conclusion that further development of the current liquidity situation is undesirable for the regulator, since this will negatively affect the Russian economy.

Keywords: banking sector, liquidity of the banking sector, factors affecting banking sector liquidity, the banking sector structural liquidity deficit/surplus, monetary policy implementation.

References

1. Polonsky A.E. Liquidity management of the banking sector in the context of the transition to a structural surplus / A.E. Polonsky // Money & finance. - 2016. - № 10. - P. 3-7 (last access date: 17.06.2020).

2. Khayrulina E.I. Analysis of the liquidity of the banking sector in the Russian Federation / E.I. Khairulina // Alley of Science. -2017. - T.1. № 9. - P. 152-157. (last access date: 17.06.2020).

3. Dangerous money: what threatens the ruble with a surplus of liquidity from banks // InvestFunds: [site]. URL: https://invest-funds.ru/news/22949/ (last access date: 18.06.2020).

4. Annual report on execution of the federal budget // Ministry of Finance of the Russian Federation: [site]. URL: https://www.min-fin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/2019/ (last access date: 18.06.2020).

5. 2018 Federal Budget: Reorganization and placement of the Treasury offset the negative from the surplus on liquidity (January 22, 2019) // Raiffeisenbank financial market reviews // Raif-feisenbank: [site]. URL: https://www.raiffeisen.ru/about/analyt-ics/ (last access date: 18.06.2020).

6. The lag in budget spending is likely to remain in the past (January 20, 2020) // Raiffeisenbank financial market reviews // Raiffeisenbank: [site]. URL: https://www.raiffeisen.ru/about/analyt-ics/ (last access date: 18.06.2020).

7. Banking sector liquidity and financial markets // Bank of Russia: [site]. URL: http://www.cbr.ru/dkp/surveys/liquidity/ (last access date: 18.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.