Научная статья на тему 'Ликвидация неграмотности в Забайкалье в условиях ДВР (1920-1922 гг. )'

Ликвидация неграмотности в Забайкалье в условиях ДВР (1920-1922 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
325
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ В ЗАБАЙКАЛЬЕ / PUBLIC EDUCATION / EDUCATIONAL E

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сажина Антонина Иннокентьевна

Описывается начало процесса ликвидации неграмотности взрослого населения Забайкалья в период существования Дальневосточной республики. Рассматриваются условия создания сети образовательных и просветительных учреждений, особенности их деятельности в 1920-1922 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Illiteracy liquidation in Zabaikalie in the Far-East Republic Conditions (1920-1922)

The beginning of the process of illiteracy liquidation among adults in Zabaikalie during the period of the Far-East republic is described. The conditions of the establishment of a net of educational institutions and their activity peculiarities in 1920-1922 are studied

Текст научной работы на тему «Ликвидация неграмотности в Забайкалье в условиях ДВР (1920-1922 гг. )»

УДК 908 (571. 54/55)

Сажина Антонина Иннокентьевна Antonina Sazhina

ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ В ЗАБАЙКАЛЬЕ В УСЛОВИЯХ ДВР (1920-1922 гг.)

ILLITERACY LIQUIDATION IN ZABAIKALIE IN THE FAR-EAST REPUBLIC CONDITIONS (1920-1922)

Описывается начало процесса ликвидации неграмотности взрослого населения Забайкалья в период существования Дальневосточной республики. Рассматриваются условия создания сети образовательных и просветительных учреждений, особенности их деятельности в 1920-1922 гг.

Ключевые слова: народное образование, просветительные учреждения, ликвидация неграмотности в Забайкалье

The beginning of the process of illiteracy liquidation among adults in Zabaikalie during the period of the Far-East republic is described. The conditions of the establishment of a net of educational institutions and their activity peculiarities in 1920-1922 are studied

Key words: public education, educational establishments, illiteracy liquidation in Zabaikalie

Ликвидация неграмотности взрослого населения была одной из важнейших задач, стоявших перед советским правительством России после октября 1917 г. Однако процесс упрочения советской власти и развернувшаяся в России гражданская война отодвигали её решение. Достижение коренного перелома в ходе гражданской войны, который произошел в 1919 г., позволил поставить решение проблемы ликвидации неграмотности в практическую плоскость. 29 декабря 1919 г. Советом народных комиссаров принят «Декрет о ликвидации безграмотности взрослого населения РСФСР», положивший начало процессу ликвидации неграмотности взрослого населения России.

В Забайкальской области ликвидация неграмотности началась в условиях Дальневосточной республики. Создание этого государства должно было обеспечить ликвидацию японской интервенции на Дальнем Востоке без прямого военного столкновения РСФСР и Японии. Однако провозглашение суверенитета ДВР не означало полной её независимости от Советской России. Для руководства всей партийной работой

в ДВР создано Дальневосточное Бюро ЦК РКП (б), обладавшее полномочиями в определении направлений внутренней и внешней политики республики; все вопросы, решавшиеся в Правительстве и Совете Министров ДВР, предварительно рассматривались Дальбюро ЦК РКП (б). Это обстоятельство должно было обеспечить контроль Советской России за идеологической обстановкой на территории ДВР и проведением экономических и социально-политических преобразований в соответствии с основными направлениями политики РКП (б) [4].

Деятельность Министерства народного просвещения ДВР положила начало реформам, направленным на демократизацию системы образования в Забайкалье. Программа строительства новой школы была намечена в Декларации «О народном просвещении», опубликованной 22 ноября 1920 г. В ней провозглашались бесплатное и обязательное совместное для обоих полов обучение, отмена преподавания Закона Божия в школе, введение во всех школах единой системы образования и воспитания и проведение занятий в школах по учеб-

ным планам, принятым в школах Советской России [8]. Таким образом, программа предусматривала не только создание надсо-словной, бесплатной, светской школы, но и обеспечивала преемственность по отношению к системе образования РСФСР.

Впоследствии все вышедшие законодательные акты были объединены в «Положении о единой школе в Дальневосточной республике». Оно выработано на первой Дальневосточной государственной конференции по народному образованию, состоявшейся в период с 1 по 15 января 1921 г. Положение подтвердило ранее принятые декреты о совместном обучении, бесплатной светской школе и декларировало всеобщность и обязательность обучения, а также в законодательном порядке упраздняло прежнюю систему народного образования. Вместо различных типов общеобразовательных учреждений на территории ДВР вводилась единая двухступенчатая школа с 9-летним сроком обучения, по аналогии со школьной реформой, проведённой в 1918 г. в РСФСР [7].

Создание условий для начала ликвидации неграмотности взрослого населения ДВР закреплено подписанием «Положения о Центральных областных рабочих школах Министерства народного просвещения Дальневосточной республики» 26 декабря 1921 г. Положение предусматривало учреждение специальных школ для взрослого населения, которые открывались в крупных промышленных пунктах и принимали в число учащихся исключительно рабочих без возрастного ограничения. Обучение в таких школах велось по двум группам и предусматривало ликвидацию неграмотности и малограмотности учащихся, а также сообщение им необходимых знаний и профессиональных навыков [5].

Большую роль в реализации этих положений на практике сыграли созданные в этот период отделы народного образования. Как и в Советской России, они ведали вопросами организации школьной сети и культурно-просветительных учреждений для взрослых, опираясь в этой работе на помощь местных партийных ячеек и совет-

ских, профессиональных и общественных организаций.

Условия их работы были крайне сложными. Средств, отпускаемых государством на дело народного образования в этот период, хватало только на содержание аппаратов самих отделов народного образования. Создание и обеспечение деятельности разного рода образовательных и просветительных учреждений возлагалось на местное население, которое вынуждено было самостоятельно изыскивать средства на ремонт, оборудование и содержание помещений, наиболее пригодных для ведения учебных занятий и проживания педагогов, а также для покупки учебной литературы, канцелярских принадлежностей и оплаты труда учителя. Это приводило к тому, что процесс создания образовательных и просветительных учреждений на территории Забайкалья в этот период во многом зависел от настроений местного населения и его позиции по отношению к реформам дела народного образования. По архивным документам прослеживается зависимость этой позиции от положения уездов Забайкальской области в гражданской войне. Население Нерчин-ского, Сретенского, Нерчинско-Заводского и Александрово-Заводского уездов, которое в 1919-1920 гг. принимало непосредственное участие в сражениях с армиями Семёнова и Каппеля в составе «красных отрядов», было более революционизированным, по сравнению с населением Читинского и Акшинского уездов. Это обстоятельство вызывало «своеобразное отношение к вопросам народного образования» и приводило к тому, что «в революционных уездах образовательные учреждения развивались, а в остальных хирели». Той же зависимости было подчинено и распределение культурно-просветительных учреждений на территории Забайкалья. К 1921 г. «...в двух уездах их почти не было... в четырёх же почти не было деревни, в которой не имелось бы культурно-просветительного кружка» [1].

Таким образом, сеть образовательных и просветительных учреждений Забайкалья отличалась крайней разрозненностью и неравномерностью развития.

Тем не менее, рассматриваемый период характеризуется тенденцией к росту числа таких учреждений. В архивных материалах отражён стихийный характер создания на территориях, освобождаемых от интервентов, культурно-просветительных кружков, изб-читален и библиотек. При участии местных коммунистических и комсомольских ячеек открывались также шко-

Основная причина сокращения этой сети — отсутствие финансирования деятельности образовательных и просветительных учреждений со стороны государства. В 1921-22 учебном году содержание школ, библиотек и культурно-просветительных кружков возлагалось на население в качестве натуральной повинности. Действующие учреждения имели возможность изыскивать собственные средства путём организации платных спектаклей, «живых газет», театрализованных литературных и политических судов. Кроме того, они могли рассчитывать на материальную помощь советских, профессиональных и общественных организаций. Эти меры позволили сохранить учреждения, располагавшиеся на территориях уездных центров Забайкалья. Однако большинство учреждений на местах либо прекратило своё существование, либо продолжало свою деятельность, «предоставленные сами себе». Отсутствие контроля за деятельностью местных просветительных учреждений со стороны руководящих органов объяснялось также недостатком подготовленных кадров для осуществления этой работы.

Особенно остро стояла проблема нехватки квалифицированных педагогичес-

лы взрослых, деятельность которых была направлена на распространение основ грамоты среди крестьянского населения.

Однако впоследствии рост просветительных учреждений на территории Забайкалья прекратился. Сведения об этом содержат данные отчёта Забайкальского областного управления за 1922 г.

ких кадров на местах. События революции и гражданской войны раскололи забайкальское учительство (как и другие профессиональные группы интеллигенции) и положили начало уходу из профессии части педагогов, которые не могли или не хотели продолжать свою деятельность в условиях развала школьной системы. Как правило, оставляли работу квалифицированные педагоги, работоспособные мужчины, имеющие возможность реализоваться в другой профессиональной сфере. Те же, кто не имел других возможностей для самостоятельного заработка, к началу 1920-х гг. столкнулись с острыми материальными проблемами, вызванными отсутствием стабильной системы финансирования сферы образования. В 1920-1921 гг. учителя сельских школ получали паёк от населения, а городское учительство — от местных государственных органов. Только в сентябре 1921 г. установлен размер денежного жалования городских и сельских учителей в 10 руб. золотом [1].

Низкий уровень доходов забайкальского учительства неизбежно приводил и к изменению его состава. Необходимость изыскания средств к существованию привела к тому, что многие из педагогов, особенно из

Сеть просветительных учреждений Забайкальской области в 1920-1922 гг. [3]

Тип учреждения 1920-1921 гг. 1921-1922 гг.

Библиотеки сельские 120 76

Библиотеки волостные 30 23

Библиотеки городские 6 6

Культпросветы 143 65

Школы взрослых 100 45

Дворцы пролетарской культуры 1 1

Городские театры 1 1

числа работающих в сельских школах, вынуждены были совмещать её с посильным побочным промыслом и ведением подсобного хозяйства. Процесс «окрестьянивания» сельского учительства приводил к перерождению местной интеллигенции, что отразилось на качестве учебного процесса.

Повышение квалификации работающих педагогов являлось необходимым условием для осуществления реформы народного образования и просвещения. Для повышения культурного уровня учительства и распространения в учительской среде принципов создающейся новой школы в 1921 г. на территории уездных центров Забайкалья проводились педагогические конференции (в течение трёх месяцев — шесть семидневных конференций). Участие в них приняли 190 учителей.

Программа конференций включала теоретическое изучение методов обучения и воспитания в общеобразовательной школе и ряд практических занятий, направленных на их закрепление. Кроме того, слушателей знакомили с основными методами обучения взрослых и ведения политико-просветительной работы.

Однако уровень профессиональной подготовки забайкальского учительства оставался крайне низким. Значительную проблему представлял также разрыв в уровне подготовки городских и сельских учителей. В 1921 г. из 226 учителей г. Чита 60 % имели высшее образование, 24,5 % — среднее и 15,5 % — низшее, тогда как 60 % учительского состава сельских школ составляли лица с низшим образованием либо вообще не имеющие педагогической подготовки [2].

Для решения этой проблемы в 1921 г. в ДВР был открыт Читинский институт народного образования. Перед первым высшим учебным заведением Забайкалья стояли задачи подготовки деятелей по дошкольному воспитанию, учителей и инструкторов для трудовой школы 1-й и 2-й ступени, а также работников по внешкольному образованию [6].

В первый год число студентов и вольнослушателей двух факультетов института составило 1226 человек в возрасте 15... 4 5 лет, однако за год оно упало более чем наполовину. Сокращение числа учащихся института было вызвано проведенной в 1922 г. чисткой студенческого состава по классовому признаку, а также материальными трудностями студентов.

Устойчивая организация процесса ликвидации неграмотности широких слоев населения Забайкалья в этих условиях была невозможной. Деятельность правительства ДВР, направленная на реформирование дела народного образования и организации политико-просветительной работы, существенно затруднялась не только отсутствием финансов и подготовленных кадров для ведения этой работы. Свой отпечаток в 1920-1922 гг. на проведение преобразований накладывали и объективные условия развития региона: необходимость решения таких приоритетных задач, как снятие внешнеполитической угрозы и восстановление экономики. Однако именно в этот период были заложены начала для постоянной деятельности по созданию системы народного образования и политического просвещения населения Забайкалья в последующие годы.

Литература

1. ГАЗК. Ф. П-81. Оп. 1. Д. 583. Л. 61.

2. ГАЗК. Ф. П-81. Оп. 1. Д. 583. Л. 64.

3. ГАЗК. Ф. П-81. Оп. 1. Д. 583. Л. 65.

4. Борьба за власть Советов в Восточном Забайкалье. Иркутск, 1967. С. 191.

5. Гонтарева Е.В. Забайкальская школа в период Дальневосточной республики (1920-1922 гг.) // Учёные записки. Чита, 1969. Вып. 21: Вопросы воспитания и обучения. С. 162.

6. Дроботушенко Н.Е. Из истории создания Читинского института народного образования: сб. материалов // Народное образование Забайкалья: история и опыт. Чита, 2000. С. 101.

7. Народное образование в СССР: общеобразовательная школа: сб. документов 1917-1923 гг. М., 1974. С. 133-137.

8. Степанов А.С. Народное просвещение и здравоохранение в Дальневосточной республике // Проблемы краеведения. Чита, 1968. С. 29.

Коротко об авторе_Briefly about the author

Сажина А.И., аспирант, каф. «История», Забай- A. Sazhina, a postgraduate, Historical department,

кальский государственный университет (ЗабГУ) Zabaikalsky State University Тел.: (3022) 36-20-64

Научные интересы: ликвидация неграмотности Scientific interests: illiteracy liquidation among

взрослого населения Забайкалья в 1920-1930 гг. adults in Zabaikalie in 1920-1930

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.