УДК: 37 ББК: Ч33 (0)
Сажина А.И.
ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ В ЗАБАЙКАЛЬЕ В 1923-1927 ГГ.
Sazhina A.I
ILLITERACY LIQUIDATION IN TRANSBAIKAL IN 1923-1927
Ключевые слова: история, народное образование, просветительные учреждения, ликвидация неграмотности в Забайкалье.
Key words: history, the public education, educational establishments, liquidation of illiteracy in Transbaikal.
Аннотация: описывается ход ликвидации неграмотности взрослого населения Забайкалья в 1923-1927 гг. Рассматривается деятельность государственных, партийных и общественных организаций в области обучения неграмотных взрослых. Дается характеристика практической работы сети образовательных и просветительных учреждений.
Abstract: the process of liquidation of illiteracy of adult population of Transbaikal in 19231927 is described. Activity of the state, party and public organizations in the field of training of the illiterate adults is considered. The characteristic of practical work of the educational and enlightening institutions' system is given.
Одной из важнейших задач советского правительства являлась ликвидация неграмотности среди взрослого населения. Большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 г., считали проведение коренных преобразований в духовной сфере одним из основных условий для дальнейшего развития общества и государства. В связи с этим 29 декабря 1919 г. Советом народных комиссаров был принят декрет «О ликвидации безграмотности взрослого населения РСФСР», положивший начало процессу обучения и просвещения взрослых в России.
В Забайкалье первые меры по ликвидации неграмотности были предприняты в условиях Дальневосточной республики в 1920-1922 гг. Однако на практическое течение этого процесса накладывали отпечаток объективные особенности развития региона и необходимость решения иных внешне- и внутриполитических задач1. Только после ликвидации ДВР и присоединения ее территорий к РСФСР сложились условия
Сажина, А.И. Ликвидация неграмотности в Забайкалье в условиях ДВР (1920-1922 гг.) // Вестник ЗабГУ. - 2012. - № 89. - С. 12-16.
для организации эффективно действующей системы образования и просвещения взрослых.
В конце 1922 г. началось упразднение республиканских административных
структур и реформирование всех политических и общественных институтов по примеру Советской России. Для осуществления этой задачи на территории Прибайкальской, Забайкальской, Амурской, Приамурской, Приморской, Камчатской губерний и Бурят-Монгольской автономной области было создано новое региональное административно-территориальное объединение - Дальневосточная область с центром в Хабаровске.
Руководство делом народного образования на территории области было передано в ведение Дальневосточного отдела народного образования, подчиненного непосредственно Народному комиссариату просвещения РСФСР. В своей работе созданный орган опирался на губернские, уездные и волостные структуры, которые должны были обеспечить проведение реформ на местах. К числу их первоочередных задач в области ликвидации неграмотности относились учет контингента, а также
открытие, укомплектование и организация деятельности ликвидационных пунктов и школ малограмотности - специальных учреждений для обучения взрослых.
Основной целью таких учреждений было «дать возможность неграмотному и малограмотному взрослому трудовому населению получить грамотность - довести технику чтения, письма и счета до такой степени, чтобы обучившийся мог пользоваться грамотой как орудием в своей повседневной трудовой жизни и ориентироваться в вопросах текущей жизни для сознательного участия в строительстве Советской России»1. Учебные планы ликпунктов и школ малограмотности предусматривали обучение взрослых программе общеобразовательной школы I и II ступени в более сжатые сроки (4 и 6 месяцев соответственно) с целью обеспечения каждому обучившемуся возможности дальнейшего поступления в вуз. В них входили родной язык (чтение и письмо), начальная математика, естествознание и экономическая география, а также проведение бесед по вопросам строительства советского государства2. Содержание программ по всем предметам должно было выстраиваться на основе примеров, взятых из современной жизни, учитывать особенности текущей политической и экономической ситуации. Особо разработанная часть, посвященная истории Октябрьской революции и разъяснению основ политической программы РКП (б), была включена в программу всех дисциплин. Таким образом, деятельность ликпунктов и школ малограмотности должна была способствовать «пробуждению и развитию классового самосознания трудящихся», подготовке «активных работников социалистического строительства и сознательных борцов за мировой коммунизм»3.
В связи с важностью поставленных задач Забайкальским губернским отделом народного образования была развернута активная работа по их выполнению. В
1 ГАЗК (Государственный архив Забайкальского края). Ф. П-81. Оп.1. Д. 889. Л. 10.
2 Медынский, Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования. Т. 2. - М.-Пг., 1923. - С. 88-93.
3 Иванова, А.М. Что сделала советская власть по ликвидации неграмотности среди взрослых. - М., 1949. - С. 11-12.
соответствии с требованиями периода советизации в числе первых ликвидировать свою неграмотность должны были члены РКП (б) и РКСМ. Поэтому в ноябре 1922 г. началась подготовка к проведению «ударной» кампании по обучению этих групп населения: проведен учет неграмотных и малограмотных членов партии и комсомола, а также учителей, партийцев и комсомольцев, способных вести обучение, открыты первые ликпункты и школы малограмотности. По данным на январь 1923 г. созданная сеть включала в себя более 120 учреждений для обучения
4
взрослых .
Их практическая деятельность проходила в очень тяжелых условиях. Отсутствие финансирования деятельности этих учреждений со стороны государственного бюджета в 1922-1923 гг. приводило к тому, что все открытые ликпункты содержались усилиями местных партийных, профессиональных и
общественных организаций. Большая часть из них располагалась на базе общеобразовательных школ и не имела собственного помещения, персонала, необходимого инвентаря. Кроме того, во всех учреждениях ощущался недостаток учебных и методических пособий, бумаги, карандашей - всего самого необходимого для ведения учебного процесса. Особенно остро стояла проблема нехватки квалифицированных педагогических
кадров. Все это мешало наладить систематическую работу сети и привело к тому, что практические результаты проведенной кампании оказались незначительными.
Задачи советского строительства требовали увеличения темпов ликвидации неграмотности среди взрослого
трудоспособного населения. Декретом Совета народных комиссаров от 14 августа 1923 г. «О ликвидации неграмотности» (изданным в дополнение декрета 1919 г.) первостепенной задачей органов народного просвещения стала организация обучения лиц в возрасте от 18 до 35 лет к 10-й годовщине Октябрьской революции.
4 ГАЗК. Ф. П-81. Оп. 1. Д. 694. Л. 42 об.
Поэтому особым циркуляром
Дальневосточного отдела народного образования от 22 августа 1923 г. в качестве первостепенной задачи органов
политпросвета на Дальнем Востоке утверждалась организация обучения неграмотных от 18 до 30 лет1.
Согласно данным сплошных переписей населения Дальнего Востока 1923 г. именно на эти возрастные рамки приходился наибольший процент неграмотных. По их результатам, на территории Забайкальской губернии проживало 149100 и 212325 неграмотных мужского и женского пола соответственно. Из них под положения декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 г. для обязательного обучения в ликпунктах подпадало 71306 и 124388 мужчин и женщин соответственно и лишь немногим меньше под положения декрета «О ликвидации неграмотности» от 14 августа 1923 г.2
Для решения такой масштабной задачи на территории губернии было решено открыть сеть «ударных» образовательных учреждений для взрослых, расходы по содержанию и обеспечению деятельности которых покрывались из средств государства. Создаваемые учреждения должны были функционировать круглый год и делать несколько выпусков обученных, а также служить опорно-инструктивной базой для «рядовых» учреждений. Выделенные средства составили 52018 рублей в 1923-1924 учебном году, 108352 рубля в 1924-1925 учебном году и 125709 рублей в 1925-1926 учебном году 3.
Благодаря этой поддержке решались многие проблемы практической работы по ликвидации неграмотности: увеличивалась заработная плата учителям, ведущим обучение, существующие ликпункты и школы обеспечивались отоплением и освещением, учебными и методическими пособиями, дидактическими материалами и
1 ГАХК (Государственный архив Хабаровского края). Ф. Р-18. Оп. 5. Д. 3. Л. 19.
2 Статистический ежегодник. 1923-1925 гг. Ч. 1-2. - Хабаровск, 1926. - С. 18-19.
3 ГАЗК. Ф. Р-1448. Оп. 1. Д. 198. Л. 10.
канцелярскими принадлежностями. Как следствие сеть учреждений для обучения взрослых на территории губернии ежегодно расширялась и включала в себя 231 ликпункт и 44 школы малограмотности в 1923-1924 учебном году, 496 ликпунктов и 176 школ малограмотности в 1924-1925 учебном году и 536 ликпунктов и 105 школ малограмотности в 1925-1926 учебном
4
году .
Однако обследования существующих учреждений и анализ их деятельности показывали, что на пути ликвидации неграмотности стоит масса проблем. Прежде всего трудности вызывал недостаток учебно-методического
обеспечения образовательного процесса. Несмотря на то, что в 1923 г. губернским отделом народного образования на места были разосланы рабочие программы для ликпунктов и школ малограмотности, не все учреждения получили их в срок. В большинстве учреждений учебников не хватало на всех обучающихся, и одновременно занятия проводились по книгам разных авторов, а также по учебникам для общеобразовательной школы. Часть учреждений испытывала трудности с проведением занятий в связи с отсутствием необходимых дидактических материалов (карт, схем, диаграмм, графиков, таблиц). Все это неизбежно влияло на качество образовательного процесса. Кроме того, методически слабо организованные занятия не вызывали интереса у обучающихся, в связи с чем особенно острой стала проблема посещаемости в существующих ликпунктах и школах малограмотности.
В 1923-1924 учебном году, когда обучение велось среди «организованного» населения, ее решению способствовало привлечение возможностей партийной дисциплины. Агитационно-
пропагандистским отделам местных комитетов РКП (б) рекомендовалось проводить разъяснительные беседы с уклоняющимися от обучения и путем индивидуального внушения склонять их к учебе5. Те же, кто не поддавался внушению,
4 Там же.
5 ГАЗК. Ф. П-81. Оп. 1. Д. 662. Л. 22.
подлежали исключению из рядов партии и комсомола1. Очевидно, что благодаря именно этому обстоятельству поставленные задачи были достигнуты полностью и летом 1924 г. Забайкальский губернский комитет РКП (б) подчеркнул, что «неграмотность среди членов РКП (б) и РКСМ [в губернии] ликвидирована на 100 %» .
Переход к ликвидации неграмотности среди беспартийной массы и «неорганизованного» населения,
начавшийся в 1924-1925 учебном году, мог существенно обострить проблему посещаемости занятий и стабильности существующих учреждений. Поэтому осенью и зимой 1924 г. Дальневосточным отделом народного образования был запланирован и проведен ряд агитационных кампаний в пользу мероприятий по ликвидации неграмотности.
Так, в срок с 15 сентября по 15 октября 1924 г. на территории губернии проходила кампания массовой организации ячеек общества «Долой неграмотность». В течение месяца представители общества проводили собрания и торжественные вечера трудовых и сельских коллективов, направленные на привлечение новых членов и сбор средств для поддержки его ячеек. Кроме того, в рамках кампании была оказана помощь действующим учреждениям ликбеза: закуплены и распространены учебные пособия «Наша сила - наша нива», «Советский букварь», журналы «Долой неграмотность», «Хочу быть грамотным», плакаты, методические пособия и руководства, а также рабочие программы для ликпунктов и школ малограмотности . С 10 ноября 1924 г. началась семидневная кампания по ликвидации неграмотности в избах-читальнях. Ее задачами было привлечение неграмотных и малограмотных в ликпункты и школы, популяризация обучения среди местного крестьянства4. Кроме того, 26 декабря 1924 г. был проведен однодневник ликвидации неграмотности, посвященный пятилетию декрета «О
1 Там же. Л. 106.
2 ГАЗК. Ф. П-81. Оп. 1. Д. 695. Л. 87.
3 ГАХК. Ф. Р-1074. Оп. 1. Д. 1. Л. 78-79, ГАЗК. Ф. П-96. Оп. 1. Д. 298. Л. 1-3.
4 ГАЗК. Ф. П-77. Оп. 1. Д. 139. Л. 52-53.
ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В этот день статьи, посвященные этому событию, появились на страницах местной периодической печати, на предприятиях и в организациях губернии были проведены торжественные вечера и доклады5.
Для привлечения контингента в ликпункты и школы малограмотности также широко использовались организационные возможности различных просветительных учреждений. Избы-читальни, клубы и народные дома проводили пропаганду обучения взрослых через кружковую работу. Политическими и сельскохозяйственными кружками устраивались лекции и беседы о влиянии неграмотности на ведение домашнего хозяйства, о ее вреде для экономики государства в целом. Литературные кружки выпускали стенные и «живые» газеты, посвященные ликвидации неграмотности. Драматические и музыкальные кружки занимались устройством платных представлений, собранные средства от которых поступали на нужды ликпунктов и школ. Библиотеки устраивали тематические выставки «За грамоту!», выпускали агитационные плакаты, рекомендовали учителям и обучающимся подобранную
соответствующим образом литературу.
Однако решение этой проблемы было невозможным без повышения квалификации учителей, ведущих обучение взрослых. В 1923 г. она была крайне низкой: лица с низшим образованием и не имеющие педагогической подготовки составляли 60 % от педагогического корпуса Забайкальской губернии6. Характерным являлся
социальный состав педагогов. В большинстве сельских школ работали грамотные дети священнослужителей, торговцев, казаки, ветераны Гражданской войны и их жены. Чаще всего они не имели представления об организации и планировании учебного процесса, особенностях работы с взрослым контингентом учащихся, а также ввиду политической малограмотности не могли обеспечить выполнение всех возложенных
5 Там же. Л. 57.
6 ГАЗК. Ф. П-81. Оп. 1. Д. 583. Л. 63 об.
на них задач1.
Роль проводника политики
коммунистической партии в широких массах, возложенная на учительство, приводила к постоянному контролю за содержанием его работы со стороны руководящих органов. Одним из методов такого контроля были политические проверки и «чистки» учительского состава по классовому признаку. Инструкциями Дальневосточного отдела народного образования при губернских отделах были учреждены специальные проверочные комиссии, которые должны были осуществить очищение педагогических кадров от «реакционных»,
«контрреволюционных» элементов2. Так, в результате проведенной летом 1923 г. на территории Дальневосточной области «чистки» по идеологическим соображениям от педагогической деятельности были отстранены 978 человек или 22 % от числа проверяемых3.
Пополнению учреждений
квалифицированными кадрами должна была способствовать деятельность
педагогических техникумов и курсов в Хабаровске, Чите, Благовещенске, Сретенске и Никольск-Уссурийске. Подготовкой учителей также занимался педагогический факультет Государственного Дальневосточного университета, созданного в 1923 г. путем слияния и преобразования нескольких государственных и частных учреждений в разное время образовавшихся во Владивостоке, Екатеринбурге и Чите. Кроме того, Дальневосточный отдел народного образования рекомендовал местному руководству обратить особое внимание на повышение квалификации педагогических кадров через организацию кружков самообразования в «ударных» учреждениях. Такие кружки являлись центрами повышения квалификации учителей, в течение учебного года проводили показательные методические мероприятия. В летнее время практиковалось устройство учительских
1 Народное образование на Дальнем Востоке в 1923-1924 г. - Хабаровск, 1925. - С. 7.
2 ГАХК. Ф. Р-18. Оп. 5. Д. 3. Л. 28.
3 ГАЗК. Ф. П-81. Оп. 1. Д. 701. Л. 293.
курсов и съездов.
Несмотря на проводимую работу, проблема посещаемости ликпунктов и школ малограмотности была стабильно острой. «Утечка» от числа первоначально записавшихся в них была очень высокой и достигала в некоторых случаях 55 %4. В связи с этим часть учреждений прекращала свою деятельность до окончания программы и не проводила выпусков обучающихся. Сохранение этой практики могло привести к невыполнению плана ликвидации неграмотности к 10-й годовщине Октябрьской революции. Поэтому весной 1925 г. Дальневосточным отделом народного образования были даны указания об усилении темпов ликвидации неграмотности в последние два года кампании.
По данным отдела в этот период на территории области проживало 168000 неграмотных в возрасте от 17 до 35 лет. В течение 1925-1926 г. было решено обучить 71000 человек со следующим распределением по губерниям: 26255 человек в Приморской губернии, 14805 человек в Амурской губернии и 30040 человек в Забайкальской губернии. Для проведения этой работы на территории области планировалось открыть 1292 ликпункта, в том числе 46 «ударных», функционирующих круглый год и делающих три выпуска по 25 человек и 1246 «рядовых», выпускающих по 40 человек в год. Таким образом, предполагалось обучить 53290 неграмотных. Остальные 17810 человек должны были быть обучены с помощью общества «Долой
неграмотность», что диктовалось материальным положением областного и губернских отделов народного
образования5.
В 1926-1927 учебном году планом предусматривалось обучение 117770 неграмотных жителей Дальневосточной области. Данная цифра была сформирована с учетом «утечки» обучающихся 1925-1926 учебного года. Распределение числа подлежащих обучению по губерниям выглядело следующим образом: 32045
4 ГАЗК. Ф. Р-1448. Оп. 1. Д. 198. Л. 8.
5 ГАЗК. Ф. Р-1448. Оп. 1. Д. 235. Л. 76-77.
человек в Приморской губернии, 27116 человек в Амурской губернии и 58609 человек в Забайкальской губернии. Для этого на территории области было необходимо открыть 2945 ликпунктов. Для предотвращения рецидива неграмотности в 1926-1927 учебном году планировалось также провести обучение малограмотных: 4920 человек в Приморской губернии, 2775 человек в Амурской губернии и 5630 человек в Забайкальской губернии. Для этой цели предстояло открыть 2246 школ ликвидации малограмотности1.
Разработанный план был особенно сложным для выполнения в силу недостаточного материального обеспечения. Из государственного бюджета на его реализацию предполагалось выделить только 13 %, остальную же сумму должны были обеспечить местные бюджеты, а также общество «Долой неграмотность» за счет средств от членских взносов. Фактически выполнение плана возлагалось на местное руководство и общественность.
Кроме того, в течение 1925-1926 учебного года внимание партийных и государственных органов было отвлечено от ликвидации неграмотности подготовкой к районированию Дальневосточной области. Постановлением президиума ВЦИК от 1 апреля 1926 г. на ее территории была проведена реформа административно-территориального устройства и образован Дальневосточный край с центром в Хабаровске. В его состав вошли Забайкальская, Приморская, Амурская и Камчатская губернии, разделенные на округа. В пределах Забайкальской губернии были образованы два округа - Читинский и Сретенский, с районным делением на местах.
Районирование и введение нового административно-территориального деления отрицательно сказались на процессе ликвидации неграмотности. Помимо сокращения финансирования этой работы, особенно остро встала проблема изменения сложившейся губернской, уездной и волостной системы управления и реструктуризации сети существующих учреждений. По-прежнему, вопросы
1 Там же. Л. 87-88.
обучения взрослых находились в ведении Губернского отела народного образования, однако становление окружных и районных структур потребовало как материальных затрат, так и кадровых передвижений, нарушило существующую систему планирования и контроля деятельности действующих ликпунктов и школ малограмотности.
В этих условиях весной 1926 г. Забайкальский губернский отдел народного образования подвел итоги проделанной работы: всего обучение на ликпунктах и в школах малограмотности прошли соответственно 3334 и 826 человек в 19231924 учебном году и 7145 и 1658 человек в 1924-1925 учебном году2. Еще 7713 неграмотных и 1104 малограмотных считались охваченными обучением в середине 1925-1926 учебного года . В связи с этим, отдел вынужден был признать невозможность ликвидации неграмотности на территории губернии к 10-й годовщине Октябрьской революции, и просил вышестоящие органы назначить в качестве срока завершения кампании 1933 г. - год 10-летия советизации Дальнего Востока4.
Слабые темпы ликвидации
неграмотности в Забайкалье подтвердили и данные переписи населения 1926 гг. По ее результатам на территории Читинского округа проживало 95098 и 132683 неграмотных мужского и женского пола соответственно. На территории Сретенского округа число неграмотных достигало 53654 мужчин и 79164 женщин5. Сравнение результатов переписей 1923 и 1926 гг. показывает, что в этот период в процессе ликвидации неграмотности среди взрослого населения Забайкалья проявилась тенденция, обозначенная Н.К. Крупской как «стабилизация неграмотности»6. С отсутствием системы обязательного всеобщего начального образования ряды неграмотных непрерывно пополнялись
2 ГАЗК. Ф. Р-1448. Оп. 1. Д. 198. Л. 15 об.
3 Там же. Л. 8.
4 Там же. Л. 12.
5 ГАЗК. Ф. Р-1448. Оп. 1. Д. 35. ЛЛ. 6, 10.
6 Крупская, Н.К. Педагогические сочинения. Т. 9. -М., 1960. - С. 281.
подростками, с потоком которых не справлялась общеобразовательная школа. Ежегодный выпуск окончивших школы грамоты для взрослых примерно равнялся росту числа неграмотных за счет молодежи, не охваченной обучением1.
Необходимость изменения ситуации привела к поиску новых способов ее решения. В соответствии с предложенным Дальневосточным отделом народного образования планом, к 10-летию Октябрьской революции неграмотность предполагалось ликвидировать в городах Дальневосточного края: Спасске, Николаевске, Свободном, Завитой, Сретенске, Нерчинске, Петровском Заводе и Борзе и в районах: во Владивостокском - в трех, в Хабаровском - в двух, в Николаевском - в одной, в Амурском - в двух, в Зейско-Алданском - в одном, в Сретенском - в двух, в Читинском - в двух.2
Для расширения охвата взрослых обучением, в условиях недостатка средств было решено применить метод индивидуально-группового обучения. В соответствии с утвержденной
Дальневосточным отделом народного образования инструкцией, в феврале 1926 г. округам предписывалось разбить районы на участки по пять-восемь населенных пунктов. В районном центре открывался «основной» ликпункт, заведующий которым одновременно являлся районным ликвидатором и руководителем секции ликвидации неграмотности. Секция контролировала деятельность рядовых ликпунктов и групп индивидуального (одного-двух) и коллективного (от двух до тридцати) обучения неграмотных, создаваемых на местах. Обязанность организации таких групп возлагалась на учителей, комсомольцев, членов общества «Долой неграмотность», представительниц женотделов, демобилизованных
красноармейцев и грамотных крестьян3.
Такая организация ликвидации неграмотности позволяла восполнить
недостаток учреждений для обучения взрослых, и с начала 1926-1927 учебного года была введена повсеместно. На территории Читинского и Сретенского округов было организовано по восемь «основных» ликпунктов и школ малограмотности4. Сведения о количестве существовавших в этот период групп индивидуально-группового обучения в материалах окружных отделов народного образования
отсутствуют, что позволяет говорить о том, что фактически эти группы действовали автономно от руководства, в своей практической работе были предоставлены сами себе.
Безусловно, это обстоятельство не могло не иметь негативных последствий. Ярким подтверждением этого является то, что в 1926-1927 учебном году обучение гра-
1 Куманев, В.А. Социализм и всенародная грамотность. Ликвидация массовой неграмотности в СССР. - М., 1967. - С. 167.
2 ГАХК. Ф. Р-1074. Оп. 1. Д. 12. Л. 43.
3 ГАЗК. Ф. Р-1448. Оп. 1. Д. 235. Л. 39.
4 ГАЗК. Ф. Р-100. Оп. 2. Д. 164. Л. 29; ГАЗК. Ф. П-71. Оп. 1. Д. 389. Л. 7 об.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГАЗК. Ф. П-71. Оп. 1. Д. 389
2. ГАЗК. Ф. П-71. Оп. 1. Д. 530
3. ГАЗК. Ф. П-75. Оп. 1. Д. 717
4. ГАЗК. Ф. П-77. Оп. 1. Д. 139
5. ГАЗК. Ф. П-81. Оп. 1. Д. 583
6. ГАЗК. Ф. П-81. Оп. 1. Д. 662
7. ГАЗК. Ф. П-81. Оп. 1. Д. 694
8. ГАЗК. Ф. П-81. Оп. 1. Д. 701
9. ГАЗК. Ф. П-81. Оп. 1. Д. 889
10. ГАЗК. Ф. П-96. Оп. 1. Д. 298.
11. ГАЗК. Ф. Р-100. Оп. 2. Д. 164.
12. ГАЗК. Ф. Р-1448. Оп. 1. Д. 35.
13. ГАЗК. Ф. Р-1448. Оп. 1. Д. 198.
14. ГАЗК. Ф. Р-1448. Оп. 1. Д. 235.
15. ГАХК. Ф. Р-18. Оп. 5. Д. 1.
16. ГАХК. Ф. Р-18. Оп. 5. Д. 3.
17. ГАХК. Ф. Р-1074. Оп. 1. Д. 1.
18. ГАХК. Ф. Р-1074. Оп. 1. Д. 12.
19. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения. Т. 9. - М., 1960.
20. Куманев, В.А. Социализм и народная грамотность. Ликвидация массовой неграмотности в СССР. - М., 1967.
21. Медынский, Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования. Т. 2. - М. - Пг., 1923.
моте в Читинском и Сретенском округах прошли всего 1829 и 1061 человек соответственно1. Это был самый низкий показатель обученности за весь период с начала работы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения Забайкалья.
Таким образом, выполнить задачу достижения 100 % грамотности к 10-й годовщине Октябрьской революции не удалось. К причинам этого можно отнести слабое финансирование этой работы, отсутствие специально подготовленных кадров для ее проведения и низкую мотивацию к обучению самих неграмотных. В этих условиях решение такой масштабной задачи было невозможным. Однако вместе с этим необходимо отметить, что именно в результате этой деятельности был накоплен методический и практический опыт, на основании которого велась работа по повышению образовательного уровня населения Забайкалья в последующий период.
1 ГАЗК. Ф. П-75. Оп. 1. Д. 717. Л. 92; ГАЗК. Ф. П-71. Оп. 1. Д. 530. Л. 108.
22. Народное образование на Дальнем Востоке в 1923-1924 г. - Хабаровск, 1925.
23. Сажина, А.И. Ликвидация неграмотности в Забайкалье в условиях ДВР (1920-1922 гг.) // Вестник ЗабГУ - 2012. - № 89. - С. 12-16.
Статистический ежегодник. 1923-1925 гг. Ч. 1-2. - Хабаровск, 1926.