Научная статья на тему 'Ликурговы традиции и пифагорейская политическая практика (на примере Кротона)'

Ликурговы традиции и пифагорейская политическая практика (на примере Кротона) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
373
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОТОН / ЛИКУРГ / ПИФАГОР / СПАРТА / CROTON / LYCURGUS / PYTHAGORAS / SPARTA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макарова Елена Евгеньевна

Принимая во внимание посещение Пифагором Спарты и Крита, до его приезда в Кротон, автор приходит к заключению, что эти путешествия не были случайными. В конце VI в. до н. э. Спарта имела репутацию ѕидеального полисаї. Автор считает, что Пифагор мог заимствовать некоторые ликурговы традиции и затем применить их в Кротоне. Факт заимствования спартанских форм организации политической жизни не был уникальным в истории Древней Греции. Соответственно имеются достаточные основания для серьезного рассмотрения их некоторых совпадений. Совпадения следующие: во-первых, гетерия; во-вторых, ограниченное число членов до 300 внутреннего кружка пифагорейского общества этот факт автор сравнивает с числом царских телохранителей в Спарте; в-третьих, реформа культа и, в-четвертых, вовлечение женщин в жизнь общества, что выделило Кротон на фоне других полисов Древней Греции. Естественно, автор не считает, что Пифагор слепо копировал спартанский политический опыт и пытался создать в Кротоне ѕСпарту в миниатюреї, но он мог использовать наиболее эффективные моменты из спартанской политической практики, чтобы добиться тайной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lycurguss traditions and Pythagorean political practice as exempli- fied by Croton

Based on studies of Pythagorass visits to Sparta and Crete before coming to Croton, it is concluded that those visits were not accidental. In late the 6th century B.C., Sparta had a reputation of an ideal city-state. Pythagoras might have adopted some of Lycurguss political traditions and then applied them in Croton. Borrowing Spartan forms of state organization was not unique in Ancient Greece which is evident from some similarities between Sparta and Croton under Pythagoras. These included first, a heteria, second, limiting the number of members of the Pythagorean Societys inner circle to 300. The latter fact is compared with a number of Spartan tsars guards. Third, reformation of the cult and fourth, involving women in the society life that gave prominence to Croton against other city-states of Ancient Greece as well as Sparta. It is argued that Pythagoras was not blindly copying Spartas political experience to create a mini-Sparta in Croton; instead, he would use their most effective political strategies to obtain secret power.

Текст научной работы на тему «Ликурговы традиции и пифагорейская политическая практика (на примере Кротона)»

Е. Е. Макарова

ЛИКУРГОВЫ ТРАДИЦИИ И ПИФАГОРЕЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (на примере Кротона)

Вот уже на протяжении двух с половиной тысяч лет личность Пифагора вызывает к себе неослабевающий интерес. Это объясняется, с одной стороны, многогранностью его натуры и широтой интересов, с другой — неоднозначностью его роли и того влияния, которое он и сформированное им общество оказали на историю развития полисов Великой Греции и философскую мысль древних. Попытка рассмотрения традиций спартанского законодательства на примере пифагорейской политической практики может показаться на первый взгляд парадоксальной. Молчат об этом и такие знатоки политического устройства полисов Древней Греции, как Платон и Аристотель [1, р. 232, n. 32]. Мнения исследователей, существующие на этот счет, порой диаметрально противоположны: от полного неприятия Дж. Бёрнетом до признания такой связи Э. Тигерштедтом [2, р. 8992; 1, р. 306]. Отечественные исследователи, уделяя много внимания восточным путешествиям Пифагора, вопрос о посещении им Спарты и Крита и возможных влияний этих областей Греции на формирование его политических идей и деятельность пифагорейского сообщества в Кротоне, не ставили вообще [3, с. 102-105; 4, с. 18-23; 5, с. 59-68; 6, с. 160-200]. Но это не значит, что мы абсолютно лишены возможности рассматривать этот сюжет и обречены лишь на спекулятивные рассуждения. Попробуем сопоставить имеющиеся в нашем распоряжении факты.

Мы знаем, что до своего отъезда в Великую Грецию Пифагор посетил Спарту и Крит (Just., XX, 4,4; Iambl. De Vit. Pyth., 25; Valer. Max., VIII, 7 ext. 2)1. Было ли это путешествие случайным? Очевидно, нет. Спарта в середине VI в. до н. э. благодаря законодательству Ликурга имела репутацию, по оценке последующих поколений, «идеально устроенного государства» [7, с. 71 сл.] и вызывала к себе интерес, тем более, что в большинстве полисов Древней Греции того времени политическая ситуация была нестабильной. Поэтому за пределами родного полиса многим хотелось найти те идеальные формы государственного устройства, которых так не хватало дома и которые вызывали естественный интерес [8, с. 68; 75 и сл.; 263-264]. Это была эпоха раннегреческой тирании [9, с. 158-166]. К ней относится и правление Поликрата — тирана Самоса, родины Пифагора. Возможно, Пифагор и сам искал власти, по крайней мере, Порфирий намекает на это говоря, что Пифагор из-за гражданских смут находился в изгнании (V.P., 15). Порфирий (V.P., 9) и Диоген Лаэртский (V.P., VIII, 3) выдвигают недовольство Пифагора властью Поликрата главной причиной его отъезда в Италию. По мнению Ямвлиха, существовала еще одна, не менее значимая причина отъезда Пифагора — это желание философа распространить свое учение шире и невежество его сограждан, которые не могли это учение воспринять (Iambl. De Vit. Pyth., 28). Возможно, невосприимчивость соотечественников к новым идеям — это своего рода

хЯмвлих (De Vit. Pyth. 35) говорит, что Пифагор прибыл в Италию в 62-ю Олимпиаду (532—529 гг. до н. э.); Диоген Лаэртский (V.P.; VIII, 45) утверждает, что его акме пришлось на 60-й Олимпиаду (540—537 гг. до н. э.); согласно Диодору, Пифагор «был признан» в 61-ую Олимпиаду, когда Ферикл был архонтом в Афинах, т. е. в 533 г. до н. э. (X, 3, 1—3).

© Е. Е. Макарова, 2010

показатель их (новых идей) неуместности в условиях новой власти. Как бы то ни было, Поликрат был слишком сильным соперником, поэтому пришлось уступить (Hdt., III, 125; ср. Porph., V.P. 9)2, но уступить, скорее, только территорию, но не идею власти как таковой. Так нам видится причина отъезда Пифагора.

Не случайным был и выбор Пифагора. Кротон — ахейская колония Великой Греции, которая незадолго до его приезда потерпела страшное поражение в битве при Сагре от Локров Эпизефирских (Paus., III, 19, 11-13; Diod., VIII, 32; Just., XX, 4, 2-3; Strab., VI, 1, 10, p. 261; Conon. Narr., 18) и тяжело переносила сложившееся унизительное положение3. Потрясение было так велико, что, по сообщению Юстина (ХХ, 4, 1), после этого «у кротонцев не было ни упражнения в мужестве, ни заботы об оружии. Ненавидели те дела, которые начинались несчастливо. И жизнь променяли бы на роскошь, когда бы не было философа Пифагора» («Post haec Crotoniensibus nulla virtutis ex-cercitatio, nulla armorum cura fuit. Oderant enim quae infeliciter sumpserant; mutassenque vitam luxuria ni Pythagoras philosophus fuisset». В дальнейшем по умолчанию перевод наш. — Е. М.). В силу этих обстоятельств Кротон был, возможно, «более открыт влиянию сильного духовного лидера, чем во времена стабильного процветания» [13, р. 60].

За двадцать лет своей деятельности (с 530/529 по 510/509 гг. до н. э.) в Кротоне Пифагор создал там твердый оплот из молодых людей, или гетерию [14, Sр. 1373-1374; 15, Sр. 1374-1380; 16, p. 25, 11-48; 17, c. 32-51; 18, c. 49-107]4. Само слово èxalpoç в значении «товарищ» встречается еще у Гомера (Il., I, 5; 6; 182; 237; 306 ff.), где оно относится к аристократам, объединяющимся для различных целей, из которых война, несомненно, стояла на первом месте. У Гомера гетайры выдающегося полководца собираются для общей трапезы, и все вносят свою долю. Они сражаются вместе на войне, но отношение между ними, что и составляет понятие «гетерия», очевидно, существовало еще дома до войны. На Крите словом «гетерия» обозначалось объединение граждан, которое устраивало совместные трапезы в специальных помещениях avSpeia (Athen., IV, 143b; Strab., X, 4, 16, р. 480) и почитало Зевса Гетайра. По мнению Э. Майнера, этот тип организации сохранился у аристократии и со временем преобразовался в своеобразное объединение, которое с успехом могло решать и политические задачи [21, р. 23]5. В основном такие объединения, или клубы, были организованы на основе равенства социального положения, возраста (Hdt., V, 71) и проведения совместных трапез [16, р. 15]. Именно это и отличало организацию воспитания юношества на Крите и в Спарте. «За трапезами бывали и дети. Их приводили туда точно в школу здравого смысла» (Plut. Lyc., XII; пер. С. П. Маркиша) [22, р. 84ff, 245]. Наличие возрастного стандарта предполагает, что некоторые гетерии, вероятно, вели свое начало из дружбы, которая возникала среди

2Л. Я. Жмудь считает, что Самос был слишком мал для обоих [5, с. 18].

3 Датировка этого события остается спорной. Т. Данбебин датировал это событие 540 г. до н. э. [10, 359]. П. Бикнелл предлагал в качестве наиболее вероятной даты 576 г. до н. э. [11, р. 294—301]. Мы подробно рассматриваем вопросы хронологии битвы при Сагре в другой нашей статье [12, с. 23—26].

4Об этимологии слова étoipoç [19, c. 18; ср. с. 20, p. 306]. При этом сторонников Пифагора называли также auvrjeLç (близкие знакомцы или друзья), suvóvte; (последователи, приверженцы), oÉ áp' autoü (те, что от него (имеется ввиду Пифагора, когда избегали называть его имя)) или yvwpL[ioL (последователи, ученики) (Iambl. De Vit. Pyth., 255; cf. 53; 88). Последний термин используется в политическом смысле у Порфирия (V. P., 55; «&ç EPißouleuauv aujtö te xai tou; yvupimoic» — «когда замыслил заговор против него самого (Пифагора) и его учеников»). Намного чаще называли последователей Пифагора просто oÉ nujagópeLoL, и в большинстве случаев этот термин не имел политического смысла.

5Ср. с тем, что сторонники Килона, противника Пифагора, тоже назывались гетайрами (Iambl. De Vit. Pyth., 249; с£ Porph.V.P., 54; 55); не путать с группой поддержки Килона, представленой также гетайрами, в его попытке стать тираном Афин (Hdt., V, 71).

молодых людей одинакового возраста в гимнасиях и в период служения эфебами [21, р. 25; 22, р. 219, n.1, cp. р. 93]. Для Пифагора же гимнасий выступает в первую очередь как место, где одновременно он может общаться с большим числом молодых людей, и не случайно, что свое первое обращение к ним он произносит в гимнасии (Iambl. De Vit. Pyth., 37). Но было бы неразумно свести членство в пифагорейском обществе только к связям с гимнасием, поскольку связь эта, взятая в отдельности, не может стать залогом политической деятельности. Но можно добавить, что, по крайней мере, одна «конституция, которой пифагорейцы содействовали, в обнародовании была названа в честь ее происхождения в гимнасии — конституция Регия» [21, р. 25]. Говоря современным языком, гимнасий рассматривался как чрезвычайно выгодная во всех отношения агитационная площадка.

Совершенно очевидно, что ограничения относительно социального статуса, имевшие место на Крите и в Спарте (Arist. Pol., II, 9, 32) [22, р. 219], подразумевались и у пифагорейцев. Едва ли можно толковать по-другому слова Ямвлиха о том, что Пифагор «собрал большое общество из молодых людей, кто пользовался уважением и выделялся имуществом» (De Vit. Pyth., 254).

Известное Пифагорово высказывание «у друзей все общее» (Porhp., V.P. 3; 20), которому следовали вступающие в его общество, также позволяет увидеть в своих истоках связь со Спартой и Критом. Это были общества, одной из самых примечательных черт которых был институт совместных трапез, или та xoivà auaaÍTia, происходивших вскладчину при небольшим числе участвующих (Plut. Lyc., XII; для Спарты: ср. Arist. Pol., II, 9, 31; 32; II, 10, 7; Plut. Lyc., X; для Крита: Dosiad. ap. Athen., IV, 143a; ср. Dicearch. ap. Athen., IV, 141a ff.)6. Этот обычай берет начало в глубокой древности. Сообщение о нем встречается еще у Гомера:

Мы же, ахейский народ, разделялся тогда на десятки,

Взяли б на каждый из них от троянских мужей виночерпца.. .

(II., II, 126, пер. Н.И.Гнедича)

Но разве не аналогичную картину мы видим в Кротоне, когда после прогулки и омовения ученики Пифагора сходятся на общую трапезу числом не более десяти человек (Iambl. De Vit. Pyth., 98)? В любом случае и Ликург и Пифагор поставили этот обычай, имеющий своим началом сходки мужчин призывного возраста в андрейа, на службу совершенно определенным политическим целям. Геродот говорит о сисситиях, учрежденных Ликургом, как об одном из основных элементов спартанской армии («та èç nóXe^ov e/ovTa»—Hdt., I, 65). По мнению Ю. В. Андреева, «можно поэтому предполагать, что сисситии, первоначально включенные непосредственно в состав боевых подразделений спартанской армии, потом по каким-то причинам обособились от них» [23, с. 9, примеч. 11].

Говоря о гетерии, нельзя не сказать и о секретности, которая сопровождала собрания ее членов. Так, в Спарте, каждому из входивших старший за столом говорил: «Речи за порог не выходят» (Plut., Lyc., XII). Плутарх рассказывает, что члены гетерии Милета, после того как взяли под контроль ситуацию в полисе, ради своих совещаний отплывали на лодках подальше от берега, когда же заканчивали их, то снова возвращались в город (Mor., 298C). Тем большую секретность мы видим в кружке Пифагора, приправленную значительной долей мистицизма. Диоген Лаэртский сообщает нам, что

6 Именно это, сохраненное Афинеем сообщение Дикеарха и позволило Тигерштедту усмотреть связь Пифагора с Ликурговым законодательством [1, р. 306].

на первом этапе обучения, который продолжался пять лет и сопровождался полным молчанием учеников, им не разрешалось даже видеть Учителя (V.P., 10).

Юстин считал воспитательный момент главной заслугой Пифагора [ср.: 13, р. 6769]. «Он (Пифагор) прибыл в Кротон и народ, впавший в роскошь, увещеванием своим к чувству меры призвал (курсив наш. — Е. М.)». («Crotonam venit populumque in luxu-riam lapsum auctoritate sua ad usum frugalitatis revocavit» — (Just., XX, 4, 5). Понимая выражение Юстина «usus frugalitatis» как определенную стилистическую фигуру, один из вариантов перевода которой — «чувство меры» — в значительной степени представляет собой интерпретацию, попытаемся, обращаясь к Плутарху, сопоставить понимание чувства меры в законодательстве Ликурга и шагов, предпринятых в этом направлении Пифагором.

Чувство меры было одним из основополагающих моментов воспитания и в Спарте (Plut. Lyc., IX; XIII). Но понималось оно незатейливо односторонне. Плутарх прямо указывает, что все шаги, предпринятые Ликургом, сводились к имущественному уравниванию. «Затем он <Ликург> взялся за раздел движимого имущества, чтобы до конца уничтожить всякое неравенство...» (Plut. Lyc., IX, 1; пер. С. П. Маркиша). «Чтобы нанести роскоши и богатству еще более решительный удар» (X, 1; пер. С. П. Маркиша). Борьба с роскошью и страстью к богатству — вот что составило одну из основ Большой Ретры Ликурга и явилось «знаком начавшейся консолидации гражданского коллектива, в котором не аристократия была низведена до народа, а наоборот, весь спартанский народ превратился в правящее сословие» [7, с. 53]. Добавим, что если данный процесс в Спарте, начало которому положил Ликург, был достаточно протяженным во времени, то Пифагор в Кротоне смог добиться результата уже на протяжении жизни одного поколения.

Не менее важным находил воспитательный момент в деятельности Пифагора и Ям-влих, который отмечал, что «Пифагор стремился исправить нрав каждого человека по-разному, в зависимости и от природы, и от возможностей этого человека» (Iambl. De Vit. Pyth., 93; пер. В. Б. Черниговского). Безусловно, следует принимать во внимание, что трактат Ямвлиха — это источник достаточно поздний, относящийся к концу III-IV вв. н. э., когда уже другая эпоха наложила свой отпечаток на видение отдаленно отстоящей во времени фигуры древнегреческого философа Пифагора. Сочинение Ямвлиха может быть отнесено к жанру агиографии со всеми вытекающими отсюда особенностями освещения биографии, деятельности и религиозно-философских взглядов и убеждений Пифагора. Большая часть этого трактата посвящена вопросам воспитания, меньшая — самой биографии Пифагора, истории возглавляемого им общества и отдельным философским проблемам. Следует признать справедливым замечание В. Б. Черниговского, что даже само «название трактата ПЕР1 TOY PYQArOPEIOY В10Г (буквально «О пифагорейской жизни»), исходя из его содержания, можно понимать двояко: и как «Жизнь Пифагора», и как «Образ жизни пифагорейцев» [24, c. 1-3].

С чего же начал Пифагор свою деятельность? Какие использовал методы и приемы? Помпей Трог сообщает, что «каждый день он (Пифагор) хвалил добродетель и перечислял пороки роскоши и погибшие этой чумой государства, и он вызвал столь великое усердие к умеренности в массах, что казалось невероятным, что некоторые из них жили в роскоши. Он также часто наставлял замужних женщин отдельно от мужей и детей отдельно от родителей. Он учил женщин быть целомудренными и послушными их мужьям, детей быть скромными и прилежными в учении. Между тем он убеждал всех, что умеренность является матерью добродетели, и часто повторяя эти разговоры добился того, что замужние женщины отвергли шитые золотом одежды и прочие

украшения согласно их достоинству, как орудия роскоши, и отнесли это все в храм Геры и посвятили их самой богине, открыто провозглашая, что истинным украшением замужних женщин является целомудрие, а не одежды» (Pomp. Trog. ap. Just., XX, 4, 612). Ямвлих в каталоге знаменитых пифагорейцев перечисляет немало женских имен (De Vit. Pyth., 267; ср.: Porph. V.P., 20). Победа над привычками женщин, которые обычно трудно поддаются изменениям, и привлечение их самих как деятельных участниц на свою сторону — вот, что отличает, на наш взгляд, понимание роли женщины в пифагорейском обществе и Спарте.

Если мы продолжим сопоставление со Спартой, то следует отметить разительное несходство понимания роли женщины в пифагорейском обществе и у лакедемонян, но в том и другом роль женщины понималась достаточно высоко. При этом спартанцы желали видеть в женщине прежде всего здоровую продолжательницу рода воинов, которая своей природной функцией была, по сути, поставлена на службу государству. И не за это ли предназначение в Спарте ей был положен законодательством Ликурга фиксированный доход — двенадцать медимнов ячменя и соответствующее количество жидких продуктов (Plut. Lyc., VIII, 4)—именно столько получала женщина с надела мужчины-спартиата, очевидно, ее мужа [25, с. 422]. И в этом, очевидно, заключалась ее основная заслуга, соответственно и признание. В Кротоне же, наверное, впервые в истории Древней Греции, женщины стали членами искусственно созданной организации. Они, очевидно, разделяли не только образ мыслей наставника Пифагора, но следовали и его образу жизни. Конечно, было бы наивно полагать их активное участие в политических делах пифагорейцев. Скорее всего, привлечение женщин было работой на перспективу, под которой понималось воспитание нового поколения в определенных традициях и устоях религиозно-философского общества, заложенного Пифагором, в то время как в Спарте воспитание граждан было прерогативой государства (Plut. Lyc., XVI-XXII; XXIV).

Следующим шагом стало преобразование культурных и религиозных институтов Кротона. Собственно, назвать это следующим шагом будет не совсем точно, поскольку еще в обращении к совету «Тысячи» —правящему органу Кротона (Iambl. De Vit. Pyth., 45 ff), Пифагор излагает, по сути, свой план: сначала он посоветовал основать святилище Муз: «Эти богини все имеют одинаковое имя. Традиция не делала различий между ними, и они получали наибольшее удовольствие от совместных обрядов. Всегда существовал один и тот же хор Муз, и они заключали в себе все те вещи, которые порождали согласие, гармонию и ритм». Он показывал, что их влияние распространяется не только на вещи, которые очевидны, но также на симфонию и гармонию физической природы. По мнению Дж. Моррисона, эти рассуждения о Музах подразумевают, что у кротонцев был культ Муз, которым было принято давать разные имена, делая различия между ними и поклоняясь им по отдельности. Причем и для них хор Муз не был всегда одним и тем же. Более того, в нашем распоряжении, как он считает, — и мы разделяем его мнение — имеется очень важный фрагмент из Тимея (Tim. ap.Porph., V.P., 4 = FGrH 566), который дает нам возможность связать деятельность Пифагора с религиозными культами [26, р. 145]. «Тимей рассказывает, что дочь Пифагора в девичестве была в Кротоне первой в хороводе девиц, а в замужестве — первой в хороводе замужних и что дом ее кротонцы посвятили Деметре, а переулок, где он стоял, — Музам» (пер. М. Л. Гаспарова) В Метапонте дом его (Пифагора) называли святилищем Деметры, а переход при нем — святилищем Муз (Diog. Laert. V.P., VIII, 15).

Таким образом, перед нами ничто другое, как реформа полисного культа. Но почему именно святилище Муз? Насколько культ Муз неслучаен? Опять же возвращаясь к

Спарте, стоит вспомнить, что спартанские цари перед сражением приносили жертвы Музам, «чтобы войны совершили в битве достославные подвиги» (Plut, Lyc., XXI). Таким образом, мы видим, что религиозные и образовательные реформы Пифагора идут параллельно, причем религиозные обряды помогали не только соответствующим образом обставить поучения, но и обеспечивали место сбора для наставления молодежи.

Постепенно Пифагор сформировал общество, часть членов которого становилась «посвященными» (eawTepixoí) и была допущена «по ту сторону занавеса», они могли не только слышать, но и видеть Пифагора. Те же, кто после многих лет обучения терпели неудачу в том, чтобы быть признанными xaXol xaya'doí (благороднейшими, добродетельными; лучшими людьми)7 символически объявлялись мертвыми, и их выводили из собрания (Aristox. ap. Iambl. De Vit. Pyth., 248). Таким образом, допуск в общество был трудным и ограниченным, а различные ступени посвященности порождали иерархию степеней и положений среди членов [21, р. 32], что «трудно объяснить целями чисто философского или научного общества, но намного легче понять, если это понимать как обусловленное, главным образом религиозными, моральными или политическими делами» [21, р. 29]. Однако не все члены пифагорейского общества были допущены к политической деятельности. Те же, кто был наделен таким правом, назывались государственными деятелями, умели вести хозяйство, и были сведущими в законодательстве (Iambl. De Vit. Pyth., 72). Юстин сообщает: «Но 300 из юношей, в то время связанные по праву некой клятвы верности товариществу, вели отдельную от остальных граждан жизнь, словно имели тайный союз, привлекли к себе внимание города» («Sed CCC ex iuvenibus cum sodalicii iure sacramento quodam nexi separatam а ceteris civibus vitam exercuerunt, quasi coetum clandestinae coniurationis haberent, civitatem in se converterunt» — Just., XX, 4, 14). Состав узкого круга допущенных к управлению делами полиса в количестве трехсот человек подтверждается и Диогеном Лаэртским, когда он говорит, что Пифагор, вернувшись на Самос и застав отечество под тиранией Поликрата, удалился в италийский Кротон; там он написал законы для италийцев и достиг у них великого почета вместе со своими учениками, числом до трехсот, которые вели дела так отменно, что поистине это была аристократия, что значит “владычество лучших”» (V.P., VIII, 3; пер. М. Л. Гаспарова). Не противоречит этому сообщению и Ямвлих. Он подчеркивает: «Пифагор собрал из молодых людей подходящего возраста тех, кто был в почете и выделялся имуществом <... > чтобы управлять полисом, учредил большую гетерию (больше трехсот)» (De Vit. Pyth., 254).

В приведенных отрывках для нас представляет интерес количество членов узкого пифагорейского круга — триста человек. Именно таким количеством был представлен отряд царских телохранителей в Спарте (Thuc., V, 72, 4; cp. Plut. Lyc., XXV). «.. .Леонид пришел в Фермопилы, отобрав себе, по обычаю отряд в 300 человек... » (Hdt., VII, 205; пер. Г. А. Стратановского). Не является ли это еще одной ниточкой, связывающей Пифагора со Спартой? И не стал бы со временем этот отряд ближайших гетайров личной дружиной самого Пифагора, задумай он открыто прийти к власти, как это сделал Писистрат (Hdt., I, 59)?

«Отдельная от остальных граждан жизнь» («separata а ceteris civibus vita») не

7Выражение «тоис xaloüc xágajouc xaloumÉvouc avSpac» у Плутарха используется как технический термин, относящийся к политической группе. См.: Plut. Per., 11; Lys., 12; 43 и более подробно у Э. Майнера [21, р. 22 ff.] Cp.: С. А. Жебелев переводит выражение «xaloi xáya joí» как «люди высокого общества» (Arist. Pol., II, 6, 15). Это, на наш взгляд, ничуть не противоречит и олигархическому строю Кротона времени Пифагора.

должна пониматься как жизнь, изолированная по типу монастырской братии [27, р. 24]. Диодор описывает внутренний пифагорейский кружок как «кав’ n^épav au^ßioövxec» (Х, 3, 5), т.е. проводящие день вместе в «auvéSpiov» (собрании). Ежедневные трапезы под председательством такого наставника, как Пифагор, вероятно, имели огромное влияние на жизнь в обществе. В отличие от Ликурга, который видел зло от обедов дома и поэтому сделал принятие пищи в Спарте общественным делом (Xen. Lac. Pol., 5, 2), Пифагор преследовал иную цель — воспитание граждан, а через их «просвещенные» умы принятие ими такой власти, какую видел для них наиболее подходящей сам наставник. По меткому выражению Э. Майнера, постепенное возрастание пифагорейского влияния в Кротоне было «бурением изнутри» [21, р. 8]. И действительно, в нашем распоряжении нет свидетельств о государственном перевороте, посредством которого пифагорейцы захватили бы власть в полисе. Очевидно, что в этом и не было необходимости, поскольку они были представителями правящего класса. Более того, ключ к пониманию аспектов истории формирования пифагорейской организации, ее более позднего развития и размаха влияния, которого она смогла добиться, заключается в том, что изначально это была все-таки политическая организация. Практическая полезность степеней рангов была не менее значимой, чем прикрывавшая ее религиозная мистификация. Хотя собственно общество это было обществом олигархов и для олигархов8, там было место и для других, чтобы они могли чувствовать себя «пифагорейцами». В действительности же они не имели перспективы, но во многом могли обманываться, думая, что вхожи в маленькую группу «избранных». Естественно, для них не было места среди внутреннего круга, который разделял самые глубокие знания, принимал участие в религиозных ритуалах под руководством самого Учителя, и самое важное из всех — определял политику государства [21, р. 33]. В этой точно подмеченной характеристике пифагорейского общества Э. Майнера — с которой мы полностью согласны — нельзя не увидеть попытки Пифагора создать подобие спартанской «общины равных» в ее самом главном выражении — доступности для «всех» в общем контексте следования государственному идеалу дорийского полиса.

Таким образом, рассмотренные примеры и сопоставления позволяют нам взглянуть на деятельность Пифагора в Кротоне под иным углом зрения.

Во-первых, посещение Крита и Спарты не были случайностью. Тот факт, что Пифагор мог позаимствовать отдельные идеи в спартанском политическом устройстве, не являются чем-то необычным в истории Древней Греции. Например, законы Фив — вне зависимости от того, принадлежали они одному Филолаю или были созданы и его последователями — по мнению И. А. Шишовой, считаются близкими по своему социальному смыслу «Ликурговой ретре» [28, с. 88]. Естественно, мы далеки от того, чтобы видеть в действиях и поступках Пифагора слепое копирование спартанского законодательства или попытку воссоздания в основанном им обществе «Спарты в миниатюре», мы говорим лишь о моментах, которые, вероятно, привлекли его внимание, были восприняты, творчески переосмыслены и применены в известных пределах в новых условиях. Более того, восприятие и последующее применение спартанских политиче-

8 Фиксированное число лиц, стоящих у власти, является недвусмысленным свидетельством в пользу олигархического режима. В самом Кротоне власть была представлена советом «Тысячи» (Iambl. De Vit. Pyth., 45, 260), в Локрах Эпизефирских законодательная власть также находилась в руках тысячи граждан (Polyb., XII, 11). Заметим, что приведенные примеры по хронологии совпадают с периодом существования пифагорейского общества в Кротоне, и нет особых причин, чтобы отказать этому ахейскому полису в олигархическом правлении. Собственно говоря, и сама Спарта классического периода рассматривалась античной традицией как олигархический полис (Xen. Hell., II, 2, 5—9; Diod., XII, 11; XIII, 104; Plut. Lyc., 13) [ср. 7, c. 75].

ских традиций могло стать и, вероятно, стало негласной политической теорией, которой следовал сам Пифагор, а в последствии и основанное им общество [ср. 6, с. 177-178].

Во-вторых, творческим преобразованием заимствованного в спартанском государственном устройстве стало, на наш взгляд, перенесение акцента с военной на интеллектуальную подготовку граждан — последователей Пифагора и их последующий отбор для создания узкого круга допущенных к управлению государством людей. Критерии этого отбора были заданы, очевидно, самим Пифагором с учетом оценки ситуации, как в Кротоне, так и за его пределами, философско-религиозных интересов и преследуемых им политических целей. Этому служила также и реформа культа.

В-третьих, не последнюю роль в организации воспитания граждан сыграло вовлечение в этот процесс женской части населения Кротона, что в определенной степени выделило Кротон на фоне других полисов Древней Греции. Это позволяет нам опять же увидеть связь со Спартой, но в отличие от спартанок, чья роль и значение в обществе не шли далее их природного предназначения, женщины — члены пифагорейского общества в Кротоне, вероятно, были одними из основных «архитекторов» нового сознания и нового образа жизни.

Заметим, совокупность всех этих факторов позволила Кротону уже в 510 г. до н. э. заявить о себе победой над самым могущественным и богатым полисом Великой Греции — Сибарисом — и впоследствии даже создать свою державу.

Литература

1. Tigerstedt E. N. The Legend of Sparta in Classical Antiquity: In 3 vol. Stockholm: Almquist and Wikcell, 1965-1974.

2. Burnet J. Early Greek Philosophy. 3nd ed. L.: A. and C. Black., 1920. 375 p.

3. Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 289 с.

4. Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. Л.: Наука, 1990. 190 с.

5. Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб.: Алетейя, 1994. 384 с.

6. Петров А. В. Пифагорейское сообщество // Альтернативные социальные сообщества в Античном мире / Под ред. профессора Э. Д. Фролова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 160-200.

7. Печатнова Л. Г. История Спарты. Период архаики и классики. СПб.: Гуманитарная Академия, 2002. 510 с.

8. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. 2-е изд. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. 318 с.

9. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 230 с.

10. Dunbabin T. J. The Western Greeks. The History of Sicily and South Italy from the Foundation of the Greek Colonies to 480 B.C. Oxford: At the Clarendon Press, 1948. 504 р.

11. Bicknell P. The Date of the Battle of the Sagra River // Phoenix. Vol. XX. 1966. P. 294-301.

12. Макарова Е. Е. Начало формирования Кротонской «державы»: хронология битвы при Сагре // Вестник НовГУ. Сер. История. Филология. № 49. 2008. С. 23-26.

13. Vogel C., de. Pythagoras and Early Pythagoreanism. Assen: Van Gorcum, 1966. 323 р.

14. Ziebarth Е. ‘Etaipia // RE. 1913. Bd. VIII. Sp. 1373-1374.

15. Plaumann G. ‘EtaTpoi // RE. 1913. Bd. VIII. Sp. 1374-1380.

16. Calhoun G. M. Athenian Clubs in Politics and Litigation. N.Y.: B. Franklin, 1970. 172 р.

17. Никитюк Е. В. К вопросу о гетериях в Греции в V-IV вв. до н. э. // Древние и средневековые цивилизации и варварский мир: Сб. науч. статей. Ставрополь: Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 1999. С. 32-51.

18. Никитюк Е. В. Политические сообщества (гетерии) в классической Греции.// Альтернативные социальные сообщества в Античном мире / Под ред. профессора Э. Д. Фролова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 49-107.

19. Фролов Э.Д. Сообщества друзей // Альтернативные социальные сообщества в Античном мире / Под ред. профессора Э. Д. Фролова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 11-48.

20. Bernal M. The Afroasiatic Roots of Classical Civilization. Vol. III: The Linguistic Evidence. New Brunwick, N. J.: Rutgers University Press, 1987. 850 р.

21. Minar E. L. Early Pythagorean Politics in Practice and Theory. Baltimore: Waverly Press, 1942. 143 р.

22. Chrimes K. M. T. Ancient Sparta. A Re-examination of evidence. N. Y.: Philosophical Library, 1952. 527 р.

23. Андреев Ю. В. Мужские союзы в структуре дорийского полиса // Проблемы социальнополитической организации и идеологии античного мира. Межвуз. сб. / Под ред. профессора

Э. Д. Фролова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. С. 4-20.

24. Черниговский В. Б. Ямвлих. Жизнь Пифагора. 2-е изд. М.: Алетейя, 1998. 119 с.

25. Андреев Ю. В. Спартанская гинекократия // Раннегреческий полис (гомеровский пе-род): Избранные статьи. СПб.: Гуманитарная Академия, 2003. С. 410-432.

26. Morrison J. S. Pythagoras of Samos // CQ. Vol. VI. 1956. P. 135-156.

27. Philip J. A. Pythagoras and Early Pythgoreanism. Toronto: University of Toronto Press, 1966. 222 p.

28. Шишова И. А. Раннее законодательство и становление рабства в Античной Греции. Л.: Наука, 1991. 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.