Педагогическая наука и практика
125
УДК 373.1.02 Кудина А.А.,
ГРНТИ 14.25.05 заместитель
руководителя по НМР,
LIFESTYLE. ОРИЕНТАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ школа-гимназия,
ШКОЛЫ НА РАННЮЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ г. Тобыл,
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Костанайский район,
Костанайская область
Аңдатпа
Жұмыста мектепті тәмамдайтын сынып оқушы- Негізгі сөздер: өмір сал-
лары үшін Мамандық таңдау мәселесі қарастыры- ты, әлеуметтену, кәсіптік
лады. Қазіргі заманауи мектептерде балаларға білім бағдар, басқарушылық
берудің бастапқы кезеңінен бастап болашақ маман- жүйе, заманауи менедж
дыққа дайындау керек деген идея негізделеді. Қазір- мент жүйесі, эксперимент.
гі білім беру менеджментін жастардың өмір бойы Ключевые слова: образ
білім алу туралы санасын ұйымдастыруға, өмір жизни, социализация, про-
сүру жағдайлары мен еңбек нарығының өзгеруіне фориентация, управленчес
сәтті бейімделуге бағыттауға ерекше назар аудары- кая система, современная
лады. Автор бастауыш мектептен бастап бітіруші система менеджмента,
сыныптарға дейін оқушылардың ерте әлеуметтену эксперимент.
процесін қадағалауға тырысады. Қазіргі білім беру
Keywords:lifestyle, socia
менеджментінің функцияларын қолдану арқылы
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
lization, career guidance,
ерте әлеуметтенуді енгізу бойынша нақты идеялар
management system, modern
ұсынылады.
management system, expe
Аннотация riment.
В работе рассматривается проблема выбора про-
фессии для учащихся выпускных классов. Обосно-
вывается идея о том, что современной школе не-
обходимо готовить детей к будущей профессии с
начальной ступени образования. Особое внимание
уделено ориентированию современного образова-
тельного менеджмента на организацию сознания
молодежи об обучении на протяжении всей жизни,
на успешное адаптирование к меняющимся усло-
виям жизни и рынка труда. Автор стремится про-
следить процесс ранней социализации учащихся от
начальной школы до выпускных классов. Предла-
гаются конкретные идеи по внедрению ранней со-
циализации посредством задействования функций
современного образовательного менеджмента.
Annotation
The work considers the problem of career guidance
for students in the 11th grades. The idea is justified
that a modern school needs to prepare children for the
3(41)/2023
126 Педагогическая наука и практика
future profession from the primary stage of education. Particular attention is paid to the
orientation of modern educational management to the organization of youth consciousness
about learning throughout life, to successful adaptation to changing living conditions and
the labor market. The author seeks to trace the process of early socialization of students
from primary school to higher school. Specific ideas are proposed for the introduction of
early socialization through using the functions of modern educational management.
Выбирают не профессию, а образ жиз- выбора образа жизни должно начинать-
ни. Этот выбор может происходить у че- ся на ступени начального образования,
ловека не единожды, а на протяжении продолжаться в среднем звене и закан-
всей его жизни. Идея LIFESTYLE или чиваться в старшей школе. Важную роль
выбора образа жизни поэтому как никог- при воплощении идеи LIFESTYLE игра-
да актуальна. Ритм современной жизни ют организация процесса и мотивация
стремителен, требования к успешной, всех участников.
адаптированной личности – высоки. Не- Основные положения идеи:
обходимо молодое поколение, готовое 1.Проект «LIFESTYLE. Ориентация
принять современные вызовы в обла- современной школы на раннюю социа-
сти экономики, политики, образования лизацию подрастающего поколения» мо-
и культуры. Современная школа должна тивирует молодых людей на формирова-
создавать среду для новых жизненных ние своего образа жизни, своей позиции.
экспериментов и адаптировать своих пи- Исключается навязывание со стороны
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
томцев к быстро меняющейся жизни. взрослых, уменьшается страх неверно-
Для достижения этой миссии необхо- го выбора, так как суть идеи: «Учись и
дима современная система менеджмента развивайся на протяжении всей жизни,
в образовании. не бойся менять сферу своей деятельно-
Цель современного образовательно- сти».
го менеджмента – достижение высокого 2.Планирование, организация и управ-
качества функционирования и развития ление процессом обучения и воспитания
отечественной системы образования в осуществляются в тесной взаимосвязи
открытом культурно-образовательном школы с государственными и частными
пространстве современной цивилизации организациями (поликлиники, отделы
XXI века. полиции, ТЦ, заводы, фабрики, ипподро-
Идея «LIFESTYLE. Ориентация со- мы, лечебницы для животных, аэропор-
временной школы на раннюю социали- ты, вокзалы и т.д.). Это особенно важно
зацию подрастающего поколения» очень на начальной ступени обучения для орга-
важна и аккумулируется во всех функци- низации и проведения экскурсий, встреч,
ях современного образовательного ме- круглых столов, классных часов, Дней
неджмента. В чем же заключается идея, профессий. Ребятам предоставляется
ее новаторство? В том, чтобы придать возможность напрямую познакомиться
каждой функции новый импульс, необ- с различными профессиями, условиями
ходимый для более широкой ориентации труда, требованиями к профессиям.
школы на успешную и раннюю социа- 3.Ученикам 8-9, 10-11 классов предо-
лизацию обучающихся. Планирование ставляется возможность в стенах школы
социализации и выбора направления, получить основы базовых профессий:
3(41)/2023
Педагогическая наука и практика
127
повар, швея, водитель, маляр, модельер и тузиастов и разумной управленческой
др. с получением соответствующих удо- системы данный проект может принести
стоверений. Для этого совместно с УО реальную пользу как социализации под-
разрабатывается концепция ранней про- ростков, так и развитию страны в целом.
фессиональной социализации в школах.
4. Организация летних лагерей и лет-
них площадок (или в составе одного ла- ЛИТЕРАТУРА:
геря нескольких отрядов) по интересам и 1.Жайтапова А.А., Садвакасова З.М.
направлениям: Уроки менеджмента в организации обра-
• спортивные; зования. – Алматы, 2007. – 224 с.
• патриотические; 2.Жайтапова А.А., Садвакасова З.М.,
• гуманитарных наук; Кабдолданова Б.А. Менеджмент качества
• математического направления; в организации образования. ‐ Алматы,
• технического направления; 2010. – 279 с.
• творческие и т.д. 3.Садвакасова З.М. Мировые концеп-
Обязательное государственное финан- ции менеджмента для организации обра-
сирование пребывания обучающихся в зования. ‐ Алматы, 2010. ‐ 297 с.
летних лагерях и площадках. 4.Садвакасова З.М. Организационный
5.Предоставляется возможность стар- менеджмент в образовании: схемы и таб
шеклассникам официального трудоус лицы. Уч.пос. ‐ Алматы, 2006.‐140 с.
тройства в летнее время на предприятиях 5.Исламгулова С.К. Управление раз-
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
различного направления: сервис услуг, витием школы: технологический аспект.
СТО, больницы, детские учреждения. Уч.метод.пос. – Алматы: ИПК ПКСО,
6.Разработка и внедрение учебно- 2010. – 300 с.
го вариативного курса «LIFESTYLE» 6.Артюхов М.В. Управление обра-
в 10-11 классах. Цель курса – обучение зовательными системами: менеджмент,
старшеклассников основам планирова- маркетинг, человеческие ресурсы. ‐ Но-
ния, созданию и ведению бизнес-планов, вокузнецк, 2004.
бизнес-проектов; основам экономики, 7.Дороблюк Т.Е. Менеджмент обра-
ценообразования, финансовой грамотно- зования в приоритетах качества.‐ Омск,
сти. А самое главное – привитие навыков 2004. – 187 с.
быстрой адаптации и самореализации в 8.Менеджмент в образовании. ‐ Челя-
условиях быстроменяющегося мира. бинск, 2003.
7.По итогам внедрения проекта 9.Менеджмент в образовании: опыт,
«LIFESTYLE. Ориентация современной проблемы, инновации. ‐ Архангельск,
школы на раннюю социализацию подрас- 2004.
тающего поколения» проводить рейтин-
ги успешности не по набранным баллам
на ЕНТ и не по количеству поступивших
в ВУЗы, а по количеству профессиональ-
но социализированных выпускников.
LIFESTYLE – это исходная позиция,
первый этап управления, творческая со-
ставная часть. При условии четкой ра-
боты всего коллектива творческих эн-
3(41)/2023