Научная статья на тему 'Лидерство в виртуальных сетевых сообществах'

Лидерство в виртуальных сетевых сообществах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1057
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / ВИРТУАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / LEADER / LEADERSHIP / VIRTUAL COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тайкова Л. В.

Рассматриваются вопросы, посвященные вопросу лидерства в виртуальных сетевых сообществах. Представлена типология лидерства, в которой его типы выделены по разным основаниям и дополняют друг друга, представляя лидерство как сложное и многогранное явление. Дано определение понятию «виртуальное сетевое сообщество». Проанализированы особенности лидера в виртуальном сетевом сообществе. Приведено обобщение взглядов на сущность понятий лидерства, которые позволяют его рассматривать как процесс становления человека центром групповых процессов, авторитетом в виртуальном сообществе, способного влиять на эффективность сообщества, быть «вожаком сообщества», модератором сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP IN VIRTUAL COMMUNITIES

In the paper issues of leadership in virtual communities are discussed. Leadership is seen as a complex and multifaceted phenomenon, which can be classified in many ways and according to different criteria. The concept “virtual community” is defined. Patterns of leadership in virtual network community are analyzed. This research also sums up the broad views on leadership with several different classification schemas which represent various academic perspectives. A leader can be defined as a participant recognized by other participants as influential in what the community does or how it does it; a person granted formal authority in the online community and being able to influence its efficiency; “a leader of the community”; a moderator of the community.

Текст научной работы на тему «Лидерство в виртуальных сетевых сообществах»

УДК 374.1

ЛИДЕРСТВО В ВИРТУАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВАХ

Л.В.Тайкова LEADERSHIP IN VIRTUAL COMMUNITIES L.V.Taykova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected] Рассматриваются вопросы, посвященные вопросу лидерства в виртуальных сетевых сообществах. Представлена типология лидерства, в которой его типы выделены по разным основаниям и дополняют друг друга, представляя лидерство как сложное и многогранное явление. Дано определение понятию «виртуальное сетевое сообщество». Проанализированы особенности лидера в виртуальном сетевом сообществе. Приведено обобщение взглядов на сущность понятий лидерства, которые позволяют его рассматривать как процесс становления человека центром групповых процессов, авторитетом в виртуальном сообществе, способного влиять на эффективность сообщества, быть «вожаком сообщества», модератором сообщества.

Ключевые слова: лидер, лидерство, виртуальные сетевые сообщества

In the paper issues of leadership in virtual communities are discussed. Leadership is seen as a complex and multifaceted phenomenon, which can be classified in many ways and according to different criteria. The concept "virtual community" is defined. Patterns of leadership in virtual network community are analyzed. This research also sums up the broad views on leadership with several different classification schemas which represent various academic perspectives. A leader can be defined as a participant recognized by other participants as influential in what the community does or how it does it; a person granted formal authority in the online community and being able to influence its efficiency; "a leader of the community"; a moderator of the community. Keywords: leader, leadership, virtual communities

Современное общество отличается стремительным развитием компьютерных технологий и сети Интернет.

Сегодня Интернет проник практически во все сферы жизни общества и стал приобретать социальную направленность. Так возникает тенденция «виртуализации» общества (переход основных видов деятельности в виртуальное пространство).

Вместе с тем и общение людей переносится в виртуальную среду сети Интернет, что приводит к появлению множества «виртуальных миров», субъектами которых являются реальные и виртуальные личности, группы и общности, а, следовательно, человек живет и действует в составе разнообразных групп и сообществ, испытывая влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров.

Так, в век Интернета, когда многие границы стираются, у каждого есть возможность стать глобальным лидером, поскольку в виртуальном сетевом сообществе наблюдаются такие групповые динамические процессы, как лидерство и руководство, конфликты и конформное поведение, формирование общего мнения группы, общих ценностей, правил, сплоченность и др.

Исследуемая проблема предполагает обращение к трудам, в которых изучаются вопросы, посвященные: социально-философскому, социально-психологическому, социально-педагогическому анализу лидерства, успешной деятельности и карьерного роста человека (Е.Б.Абашкина, Т.В.Бендас, С.Г.Вершловский, Н.С.Жеребова, Е.С.Кузьмин, М.Г.Ярошевский и др.); созданию определения понятия «виртуальное сообщество» (А.Дэннис, Дж.Килшеймер С.Хильц и др.); выявлению атрибутов, свойств виртуальных сетевых сообществ (А.Блэнкард, С.Кришнамерти, К.Фигалло и др.); описанию отличий виртуальных сообществ от других форм коммуникации в Интернете (Б.Батлер, М.Вирнош С.Уилсон Р.Шварц и др.); выявлению мотивов вступления в виртуальные сетевые сообщества (А. Армстронг, Н.Бэйм, М.Васко, С.Хильц и др.); созданию социальных проектов и программ, способствующих взаимодействию людей различных возрастных групп (Р.М.Вебер, Е.В.Фокина и др.).

Особую важность представляют психологические исследования личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, К.К.Платонов и др.) а также исследования, раскрывающие межличностные и межгрупповые отношения (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, М.Н.Певзнер, А.Г.Ширин и др.).

Разнообразие характеристик лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее распространенной классификацией лидерства является выделение его типов. Тип лидерства — это форма проявления феномена лидерства.

Так, рассмотрим типологию лидерства, в которой его типы выделены по разным основаниям и дополняют друг друга, представляя лидерство как сложное и многогранное явление — социальная позиция (формальный лидер (признанный официально, назначенный), неформальный лидер (обладает общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций), смешанный; число субъектов (индивидуальный, групповой); функции (инициатор, организатор, эрудит, генератор эмоционального настроя); признак формирования межличностных отношений и распределение функций в группе (по определению путей к достижению групповой цели, по оптимальному решению технических задач, по установлению психологического климата, по содержанию групповой атмосферы); с позиции организованности (лидер-созидатель, лидер-разрушитель); по стилю руководства (авторитарный (лидер, требующий монопольной власти), демократический, смешанный); отношение к переменам (консервативное (направленное на сохранение существующего положения), инициативное (направленное на изменения)); способ воздействия на последователей (рациональный (осно-

ванное на использовании логических доводов и обращенное к разуму), эмоциональный (использование эмоциональных средств и обращенное к чувствам)); перспектива деятельности (стратегический (ориентированное на длительную перспективу), тактический (ориентированное на ближнюю перспективу)); частота проявлений (универсальный (лидер в любой обстановке), ситуативный (проявление качеств лидера лишь в определенной ситуации)); отношение к действительности (реалистический (учет реальности, анализ ресурсов для достижения цели), авантюристический (основано на эмоциях, стремление к рискованным целям)); направленность на реализацию целей (конструктивный (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации; деструктивный, т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации, нейтральное); восприятие группой («один из нас», «лучший из нас», «хороший человек», «служитель» (выражает интересы группы)); методы (революционный (направлено на решительные и быстрые изменения), реформаторский (постепенные, выверенные изменения)).

Проанализировав характеристики выделенных типов лидерства, можно увидеть, что проявление того или иного типа может быть обусловлено, с одной стороны, индивидуальными особенностями лидера (темперамент, ценностные ориентации и т.д.), а с другой — социокультурным контекстом и ситуацией внутри виртуального сетевого сообщества.

Поскольку социальные характеристики виртуального сетевого сообщества имеют преобладающее значение (существующие нормы, межличностные отношения, уровень развития сообщества и др.), то интернет-сообщество оказывает влияние на формирование определенного типа лидерства.

Вместе с тем, виртуальные сетевые сообщества являются одним из видов взаимодействий, способствующих сближению людей разного возраста, выступают в качестве инструмента коммуникации, позволяющего получать необходимую информацию, искать новые контакты и формировать отношения.

Так, виртуальные сетевые сообщества — сообщества, которые возникают и функционируют в электронном пространстве (прежде всего посредством сети Интернет) с целью содействия решению своих профессиональных, политических задач, удовлетворения своих интересов в искусстве, досуге и т.д. Виртуальные сетевые сообщества — это группы реальных людей, которые для взаимообмена информацией используют электронные средства и сети.

Вместе с тем, мы можем говорить о том, что для достижения успеха в процессе виртуального сетевого взаимодействия необходимо осуществлять эффективный обмен информацией, а в связи с этим, виртуальные сетевые сообщества нуждаются в человеке, способном проявлять навыки виртуального управления. Когда человек знает, как эффективно руководить виртуальными сетевыми сообществами, он может улучшить результаты работы виртуальной группы.

Лидерам принадлежит важная роль в выборе направления движения группы, в сохранении её тра-

диций и обычаев, и они вселяют в остальных членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей [1].

Лидеры в виртуальных сетевых сообществах имеют специфические особенности, поскольку им предстоит осуществлять свою деятельность в ситуации глобальной конкуренции (борьба всех против всех). Так, лидеры, функционирующие в виртуальных сетевых сообществах, ориентированы на развитие членов группы, чтобы каждый участник был наравне с другими, испытывал интерес к осуществляемой деятельности. Такие лидеры понимают, что участник виртуального сообщества ощущает свою значимость и ценность, когда видит, что его вклад в общее дело важен и играет значительную роль.

Следует отметить, что участники виртуального сетевого сообщества одновременно могут находиться под влиянием нескольких лидеров. Поскольку виртуальные сетевые сообщества подвергаются постоянным изменениям, а черты человека остаются более или менее неизменными, то лидерство может переходить от одного участника виртуального сообщества к другому [2].

Важным аспектом в деятельности лидера виртуального сетевого сообщества является взаимное доверие и уважение всех участников сообщества, поскольку лидеры способствуют открытому общению и стремятся задействовать в ходе коллективной работы сильные стороны всех участников виртуального сетевого сообщества. Ещё одной особенностью лидера в виртуальной среде является его стремление использовать новые стратегии, обеспечивающие эффективное взаимодействие в рамках виртуального пространства, обмен информацией, формирование ценностей, целей сообщества, коллективную работу и творческий подход.

Итак, обобщение взглядов на сущность понятий лидерства позволяют его рассматривать как процесс становления человека центром групповых процессов (интегратор групповых процессов и отношений внутри виртуального сетевого сообщества), авторитетом в виртуальном сообществе (виртуальное сообщество, признает за лидером право принимать ответственные решения в значимых ситуациях; самая авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в виртуальном сообществе; способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете и т.д.), способного влиять на эффективность сообщества (способность управлять людьми с помощью убеждения и поощрения и отказ от принуждения и использования силы для того, чтобы заставить людей следовать в определенном направлении; соответствие особым, наиболее притягательным для

последователей ценностям, которые одновременно являются социально позитивными и значимыми; проявление силы личности, комбинация черт, дающих личности возможность побуждать других к выполнению поставленной задачи; способность организовывать людей на эффективное сотрудничество, умение улаживать конфликты и добиваться согласия со стороны ведомых; и т.д.), «вожаком сообщества» (власть, которая осуществляется «сверху вниз» и характеризуется способностью одного индивида доминировать над другими, заставляя их делать то, что те могли бы не делать вообще; формально-должностной статус, связанный с обладанием властью; поведение человека, вовлеченного в управление групповыми действиями; специфические действия, которые предпринимает лидер в ходе управления и координации работы членов виртуального сообщества), модератором сообщества (следит за соблюдением правил ресурса в конкретных темах или разделах сетевого ресурса; процесс взаимовлияния между лидером и его последователями ради достижения групповых, организационных и социальных целей и др.).

Таким образом, лидеры виртуальных сетевых сообществ, обладая высоким социальным положением, становятся «лицом» интернет-сообщества, а это свидетельствует о его принадлежности к виртуальному сетевому сообществу [3].

Вместе с тем, лидеры способствуют осуществлению коммуникации участников виртуальных сетевых сообществ, при этом определяя направления его дальнейшего развития, а также способствуют социализации сообщества.

1. Тернер Д. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2003. 224 с.

2. Yates J. et al. Explicn and Implicn Structuring of Genres in Electronic Communication: Reinforcement and Change of Social Interaction // Organization Science. 1999. №1. P. 81103.

3. Скуратов А.Б. Лидерство в локальных интернет-сообществах: практика социально-стратификационного анализа // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2016. N°3. С. 79-82.

References

1. Terner J. Sotsial'noe vliyanie [Social influence]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2003. 224 pp.

2. Yates J. et al. Explicn and Implicn Structuring of Genres in Electronic Communication: Reinforcement and Change of Social Interaction. Organization Science, 1999, no. 1, pp. 81103.

3. Skuratov A.B. Liderstvo v lokal'nykh internet-soobshchestvakh: praktika sotsial'no-stratifikatsionnogo analiza [Leadership in local online communities: social stratification analysis]. Vestnik YuUrGU, "Sotsial'no-gumanitarnye nauki" series, 2016, no. 3. pp. 79-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.