Научная статья на тему 'Параметры социально- психологического анализа профессиональных интернет-сообществ'

Параметры социально- психологического анализа профессиональных интернет-сообществ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
438
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ СООБЩЕСТВА / ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ СООБЩЕСТВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тужикова Елена Сергеевна

Статья посвящена теоретико-методологическому обоснованию определения параметров социально-психологического анализа профессиональных Интернет сообществ. В результате анализа выделены параметры структурно-динамических характеристик Интернет сообществ, которые позволяют, с одной стороны, дать развернутую социально-психо-логическую характеристику профессиональных Интернет сообществ, а с другой описать специфику профессиональных Интернет объединений в сравнении с сообществами, существующими в реальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Параметры социально- психологического анализа профессиональных интернет-сообществ»

УДК 159.9.07

Тужикова Елена Сергеевна

кандидат психологических наук

tuzhikova@live. ru

Elena S. Tuzhikova

candidate of psychological sciences

tuzhikova@live.ru

Параметры социально-психологического анализа профессиональных интернет-сообществ

The parameters of the socio-psychological analysis professional

online communities

Аннотация. Статья посвящена теоретико-методологическому обоснованию определения параметров социально-психологического анализа профессиональных Интернет сообществ. В результате анализа выделены параметры структурно-динамических характеристик Интернет сообществ, которые позволяют, с одной стороны, дать развернутую социально-психологическую характеристику профессиональных Интернет сообществ, а с другой - описать специфику профессиональных Интернет объединений в сравнении с сообществами, существующими в реальной жизни.

Ключевые слова: профессиональные Интернет сообщества, виртуальные сообщества, социально-психологический анализ Интернет сообществ

Annotation. The article is devoted to theoretical and methodological substantiation of definition of parameters of social-psychological analysis professional Internet community. The analysis highlighted the parameters of structural and dynamic characteristics of online communities that allow one side to give detailed socio-psychological characteristics professional online communities, and on the other to describe the specificity of professional Internet associations in comparison with communities existing in real life.

Keywords: professional Internet community, a virtual community, social-psychological analysis of online communities

Актуальность темы изучения и выделения основных параметров социально-психологического анализа профессиональных Интернет сообществ обусловлена возрастающей активностью деятельности личности в различных сферах социальной жизни. Особенно важным это становится сейчас, когда изменения в социальной жизни, связанные с переходом от индустриального общества к информационному обществу, опосредуют трансформацию процессов коммуникации в современном мире и затрагивают все сферы жизнедеятельности человека.

Глобальное информационное пространство современного мира характеризуется многомерностью, динамичностью, интенсивностью изменений, что способствует появлению новых форм коммуникации и активизации делового

взаимодействия. Технологические достижения в различных областях человеческой деятельности приводят к изменениям в коммуникациях и социальных связях, и, как следствие, приводят к новым способам совместной деятельности. Активность человека в виртуальном мире не ограничивается позицией его как зрителя, читателя или слушателя, он сам может организовывать и включается в действие, влияет на происходящее. Виртуальный мир, сетевое сообщество -это мир людей - создателей и пользователей, их взаимосвязей, постоянного обмена информацией. Таким образом, виртуальный мир предлагает человеку максимум возможностей для конструирования, и одним из ярких проявлений возможного социального конструирования в Интернет является факт возникновения и активного развития различных сетевых сообществ [3, с. 141].

Современные общественные трансформации затрагивают не только разные сферы жизнедеятельности человека в сетевом взаимодействии, но и существенно влияют на процессы коммуникации в его профессиональной деятельности. Трансформация традиционных представлений о процессах коммуникации профессионального взаимодействия в сети влечет за собой перестройку делового взаимодействия и, как следствие, профессиональную деятельность. Указанные изменения требуют научного анализа и углубленного исследования, а психологическая составляющая приобретает в исследованиях профессиональных Интернет сообществ особую значимость и актуальность, как в сфере теоретических изысканий, так и в сфере профессиональной деятельности.

В социальной психологии реализуется целостный интегративный подход к изучению личности и межличностного взаимодействия в социальной структуре общества. Накоплен достаточно большой опыт теоретических и эмпирических исследований, посвященных изучению психологии социальных групп, а в последнее время появился интерес к изучению Интернет сообществ. Обратимся к определению виртуальных сообществ в социально-психологической литературе [1].

Под виртуальным сообществом (англ. virtual communities, e-communities) понимается некоторая совокупность индивидов, объединенных сходными интересами, целями и обычаями, продолжительное взаимодействие которых полностью или, по крайней мере, частично осуществляется посредством Интернета и регулируется специфическими для этого средства коммуникации протоколами и нормами (Чураева Н.С., 2009). Приводятся специфические черты виртуального сообщества как феномена коммуникативной Интернет-среды, выделяя-ется социально-демографическая характеристика членов он-лайн групп, рассматриваются вопросы коммерческого и некоммерческого использования информационно-коммуникативного потенциала сообществ, в том числе и проблема Интернет-зависимости участников. К профессиональным Интернет сообществам можно отнести педагогические сообщества www.pedsovet.org, http://www.openclass.ru, кйр://умная-школа.рф, http://metodisty.ru и т.п., психологические сообщества http://flogiston.ru, http://psy.piter.com/, http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=364 и др., профессиональные сообщества врачей http://www.evrika.ru/login, http://www.medkrug.ru и др., профессиональные сообщества инженеров http://www.российский-союз-инженеров.рф и

т.п.. Таким образом, виртуальные профессиональные сообщества являются новым типом сообществ, которые возникают и функционируют в электронном пространстве (прежде всего в сети Интернет) с целью содействия решению своих профессиональных, политических задач, удовлетворения своих интересов [5].

Кроме того, Интернет-сообщество является новым видом социального объединения и обладает рядом ключевых отличий от традиционных форм объединения:

- наличием локальной и временной неопределенности границ объединения;

- спецификой общей цели как основы объединения, заключающейся в накоплении и преобразовании символического продукта;

- текстуальным характером конструирования «я» и самопрезентации;

- рекурсивностью и высокой степенью конструируемости социальных практик [4].

Таким образом, мы видим, что профессиональные Интернет сообщества можно рассматривать как один из специфических видов социальных групп, которые, несмотря на наличие особенностей, обладают признаками «социальной группы» вообще.

Поэтому для анализа таких групп целесообразно обратиться к опыту, накопленному в социальной психологии в области изучения структуры и динамики функционирования группы как к самостоятельному субъекту исследования.

В социальной психологии выделяются структурные и динамические характеристики социальной группы [1, 2, 3]. Обобщая все теоретические подходы, можно приведенные параметры заложить в основу изучения профессиональных Интернет - сообществ.

В структурные характеристики социальной группы входят такие параметры как: композиция, психологическое содержание совместной деятельности, групповая структура и система групповых ожиданий.

К динамическим характеристикам социальной группы относят группооб-разование, руководство и лидерство, коммуникативные сети и групповая сплоченность. Был проведен теоретический анализ, предлагается рассмотреть данные характеристики в профессиональных Интернет сообществах, представленных в таблице 1.

Таблица1 . Параметры социально-психологического анализа профессиональных Интернет-сообществ_

Виды характеристик Содержание характеристик Параметры социально-психологического анализа Интернет-сообществ

Структурные характеристики Композиция • количество участников • возраст участников • пол участников • образование • профессиональная принадлежность

Психологическое содержание совместной деятельности • количество инструментальных сообщений в соотношении с общим количеством сообщений • количество экспрессивных сообщений в соотношении с общим количеством сообщений

Групповая структура • количество тематических разделов, форумов • количество их участников • количество администраторов • количество модераторов • виды статусов участников и количество самих участников

Система групповых ожиданий • общее количество опубликованных пунктов правил; • количество санкций (сообщений-реакций на нарушения правил от модератора); • количество санкций (сообщений-реакций на нарушения правил от пользователей).

Динамические характеристики Группообразование • время существования группы; • динамика регистрации участников сообщества; • количество активных пользователей (в соотношении с общим количеством участников сообщества).

Лидерство • количество лидеров, участники которых обладают статусом администратора или модератора, но получают наибольшее количество откликов на сообщения в соотношении с его сообщениями; • динамика лидерства во времени (год существования); • количество сообщений лидера (в соотношении с общим количеством сообщений).

Руководство • количество руководителей, администраторы и модераторы (количество сообщений в соотношении с общим количеством сообщений); • количество откликов на сообщения в соотношении с общим количеством сообщений руководителя); • динамика структуры администрирования группой и (год существования)

Коммуникативные сети • количество сообщений по горизонтали в соотношении с общим количеством; • количество сообщений по вертикали в соотношении с общим количеством; • типы коммуникативных сетей: «цепь», «колесо», «игрек», «круг» и «сложный круг» (коммуникативные ветви по типу в соотношении с общим количеством веток сообщений).

Групповая сплоченность • количество сообщений с высказываниями «мы» в соотношении с общим количеством со-

общений ;

• количество конфликтов в сообществе и его динамика в соотношении с общим количеством сообщений;

• количество сообщений, содержащих положительную оценку группы в соотношении с общим количеством;

• количество сообщений, содержащих отрицательную оценку группы в соотношении с общим количеством.

Любая профессиональная социальная группа в Интернет среде может быть проанализирована при помощи этих данных, свидетельствующих, что использование данных параметров социально-психологического анализа позволит не только дать развернутую социально-психологическую характеристику профессиональных Интернет сообществ, но и описать специфику профессиональных Интернет объединений в сравнении с сообществами, существующими в реальной жизни.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Донцов А.И., О понятии «группа» в социальной психологии. Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М: Аспект Пресс, 2003. - 475 с.

3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М., Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. - 318 с.

4. Поправко В. Н. Интернет-сообщества: специфика и роль в формировании социального пространства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Томск, 2011.

5. Чураева Н.С., Социально-психологические механизмы формирования виртуальных сообществ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2009.

Literature:

1. Andreeva G.M. Social psychology. Textbook for higher educational institution. M: Aspect Press, 2001.

2. Dontsov A.I., the notion OF «group» in social psychology. Teaching aid for students/Comp. E. P. Belinskaya, O. A. Tikhomandritskiy. M: Aspect Press, 2003. -475 р.

3. Krichevsky R. L., Dubovskaya E. M., Social psychology of small groups: a manual for high schools. M: Aspect Press, 2001. - 318 р.

4. Popravko Century N. The Internet community: specific features and role in the formation of social space. The dissertation on competition of a scientific degree of the candidate ofphilosophical Sciences. Tomsk, 2011.

5. Churaeva NS, Socio-psychological mechanisms of the formation of virtual communities. The dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of psychological Sciences. Moscow, 2009. ..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.