Научная статья на тему 'Коммуникативное лидерство в локальных интернет-сообществах'

Коммуникативное лидерство в локальных интернет-сообществах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
446
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / LEADERSHIP / ВИРТУАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / VIRTUAL COMMUNITY / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / ONLINE COMMUNITY / СТРАТИФИКАЦИЯ / STRATIFICATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / SOCIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Скуратов Алексей Борисович

В статье дается характеристика особенностей лидерства в локальных интернет-сообществах. Социально-стратификационный анализ локальных интернет-сообществ опирается на результаты повторного эмпирического исследования, проведенного в 2014 г. С целью рассмотрения проявлений различных аспектов лидерства в современных локальных интернет-сообществах были проведены социологические исследования, в которых были применены два эмпирических метода: интернет-опрос (объем выборки которого составил 406 человек) и экспертный опрос (объем выборки которого составил 8 человек). Объектом исследования стали члены виртуальных интернет-сообществ, локализованных в пределах крупных российских городов. В качестве предмета исследования выступили мнения участников виртуальных групп об особенностях стратификационной структуры, наличии сетевых лидеров, специфике взаимодействий представителей различных страт локальных интернет-сообществ. Тезисы статьи можно использовать при осуществлении социальнофилософского и социологического анализа явлений, вызванных развитием сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE LEADERSHIP IN THE LOCAL INTERNET COMMUNITIES

The article describes the characteristic of leadership features in the local Internet communities. Social stratification analysis of local online communities is based on the results of repeated empirical research conducted in 2014. In order to consider the manifestations of various aspects of leadership in the modern local online communities the sociological researches were carried out, they applied two empirical methods: an online survey (the sample size contained 406 persons) and an expert survey (sample size of 8 persons). The object of study was members operating in the Internet virtual communities, localized within the major Russian cities. The subject of the study were opinions of virtual teams participants on the features of stratification structure, presence of network leaders, specificity of interaction between representatives of various strata of the local online communities. The abstract of the article can be used in the implementation of socio-philosophical and sociological analysis of the phenomena caused by the development of the Internet.

Текст научной работы на тему «Коммуникативное лидерство в локальных интернет-сообществах»

УДК 316.443

КОММУНИКАТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО В ЛОКАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВАХ

© Скуратов Алексей Борисович, кандидат социологических наук, доцент кафедры интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга Уральского федерального университета. Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19. E-mail: alex-skuratov@ya.ru

В статье дается характеристика особенностей лидерства в локальных интернет-сообществах. Социально-стратификационный анализ локальных интернет-сообществ опирается на результаты повторного эмпирического исследования, проведенного в 2014 г. С целью рассмотрения проявлений различных аспектов лидерства в современных локальных интернет-сообществах были проведены социологические исследования, в которых были применены два эмпирических метода: интернет-опрос (объем выборки которого составил 406 человек) и экспертный опрос (объем выборки которого составил 8 человек). Объектом исследования стали члены виртуальных интернет-сообществ, локализованных в пределах крупных российских городов. В качестве предмета исследования выступили мнения участников виртуальных групп об особенностях стратификационной структуры, наличии сетевых лидеров, специфике взаимодействий представителей различных страт локальных интернет-сообществ. Тезисы статьи можно использовать при осуществлении социально-философского и социологического анализа явлений, вызванных развитием сети Интернет. Ключевые слова: лидерство, виртуальное сообщество, интернет-сообщество, стратификация, информационное общество, социальная структура.

COMMUNICATIVE LEADERSHIP IN THE LOCAL INTERNET COMMUNITIES

Skuratov Alexey B., PhD in Sociology, Associate Professor, department of integrated marketing communications and branding, Ural Federal University. 19 Mira St., Ekaterinburg, 620002 Russia. E-mail: alex-skuratov@ya.ru

The article describes the characteristic of leadership features in the local Internet communities. Social stratification analysis of local online communities is based on the results of repeated empirical research conducted in 2014. In order to consider the manifestations of various aspects of leadership in the modern local online communities the sociological researches were carried out, they applied two empirical methods: an online survey (the sample size contained 406 persons) and an expert survey (sample size of 8 persons). The object of study was members operating in the Internet virtual communities, localized within the major Russian cities. The subject of the study were opinions of virtual teams participants on the features of stratification structure, presence of network leaders, specificity of interaction between representatives of various strata of the local online communities. The abstract of the article can be used in the implementation of socio-philosophical and sociological analysis of the phenomena caused by the development of the Internet.

Keywords: leadership, virtual community, online community, stratification, information society, social structure.

Рассматривая стратификацию в локальном интернет-сообществе, мы исходим из того, что данная стратификационная система - это образование, подверженное динамичным процессам. Установив роли, статус и позиции акторов, составляющих интернет-коммьюнити, можно выявить лишь статичную модель стратификационной структуры сообщества. Для того чтобы зафиксировать рост социальных процессов в данной структуре важно учитывать подверженные непрерывным изменениям характеристики индивидов, такие как авторитет, влияние и, прежде всего, лидерство.

На сегодняшний день существуют различные теории лидерства, которые полагаются на приоритетный анализ различных аспектов указанного социального феномена: трансформационные или харизматические модели, ситуативные модели, модели, базирующиеся на власти или влиянии [1]. Отдельные теории лидерства сформированы на базе теоретических концептов социального обмена [2]. На наш взгляд, именно концепт социального обмена наиболее достоверно характеризует существующую в данных виртуальных группах социальную реальность.

Проведенный нами интернет-опрос показывает, что большинство участников локальных ин-тернет-коммьюнити (более 73% опрошенных) фиксируют наличие лидеров мнений в виртуальных сетевых социумах.

Таблица 1

Оценка респондентами наличия лидеров мнений в локальных интернет-комьюнити, %

Присутствуют ли лидеры мнений в виртуальном сообществе (те, чьи сообщения вызывают повышенный интерес и обладают большим уровнем доверия)? % ответивших

Да 75,1

Нет 13,9

Не обращал(а) внимания 11

Кроме того, все участники экспертного опроса утвердительно и единогласно высказались о присутствии лидеров в локальных виртуальных коллективах.

Рассматривая понятие «лидерства» в локальных интернет-сообществах необходимо рассматривать не столько набор тех или иных субъективных качеств, сколько определенную способность индивида, реализуя обмен навыками и опытом, оказывать на других участников виртуальной группы социальное воздействие [3]. При этом главной чертой лидера является оказание регулярной помощи иным участникам интернет-сообщества, включая осуществление процесса социализации. Второй по значимости характеристикой лидера являются предпринимаемые им активные усилия, которые существенно меняют в положительную сторону психологическое и эмоциональное состояние остальных участников группы. На третьем месте находится высокий уровень интеллектуального капитала в сфере знания, которая является профилирующей для данного сообщества.

Таблица 2

Оценка респондентами определяющих характеристик лидера локального виртуального сообщества, %

За счет чего некоторые участники становятся лидерами в виртуальном коллективе? % ответивших

За счет значительного уровня интеллектуального капитала в области, являющейся профилирующей для данного сообщества 21,8

За счет оказания регулярной помощи иным участникам виртуального коллектива, включая осуществление процесса социализации (вхождения) новых участников 46,9

За счет предпринимаемых активных усилий, которые существенно меняют в положительную сторону эмоциональное состояние остальных участников группы 31,3

Таким образом «лидерская» способность выражается не столько в усвоении и ретрансляции существенных объемов информации, сколько в высокой степени осознания семантического наполнения контента, а кроме того мотивов и особенностей поведения других участников сообщества. Однако, так как социальные параметры интернет-группы имеют первичное значение (уровень развития, действующие социальные нормы, структура межличностных отношений и т.д.), а черты лидера виртуальной группы вторичны, именно интернет-сообщество влияет на формирование лидерских черт, культивируя тем самым определенный и вполне конкретный тип лидера.

С другой стороны, мы можем говорить о существенной роли лидеров в установлении и организации социальных норм в локальных интернет-сообществах. Палитра социальных ценностей, разделяемых лидерами сообщества, содействует формированию должных установок и у их последователей, а, значит, оказывает воздействие на характер социальной структуры. В связи с этим, центры кристаллизации локального интернет-коммьюнити заключаются в индивидах, имеющих авторитет среди остальных участников [4]. Таким образом, лидеры сообщества, обладая высоким социальным положением, становятся «лицом» интернет-коммьюнити, в связи с этим общение с ними может свидетельствовать о принадлежности к локальной виртуальной группе.

Дж. Тернер утверждает, что «лидеры - это люди или социальные роли, оказывающие на членов своей группы большее влияние, чем другие. Как правило, они имеют высокий статус, занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, нежели инициативы остальных членов группы, то есть они намечают план действий, на-

правляют их и руководят членами своей группы, которые следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Им принадлежит самая важная роль в выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в остальных членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей» [5].

При этом лидерские роли, как утверждает Т. Парсонс, «могут быть, в свою очередь, дифференцированы в соответствии с внутренними для коллектива функциями, такими как административные роли, а также в соответствии с функциями, внешними для него (представительные роли)» [6]. Несмотря на это, в основе деятельности лидеров локальных интернет-сообществ лежит социальная функция интерпретации реальности, при осуществлении которой происходит синтез реальности медийной и реальности эмпирической.

Участник локального виртуального коллектива способен находиться под влиянием нескольких лидеров. Так как сообщества подвержены перманентным эволюционным процессам, а черты индивидуума остаются более стабильными, то лидерство в некоторых случаях может переходить от одного участника виртуального коллектива к другому.

Таблица 3

Оценка респондентами присутствия нескольких лидеров в локальном виртуальном сообществе, %

№ Сколько лидеров мнений в локальном интернет-сообществе, участником которого вы являетесь? % ответивших

1 Ни одного 13,3

2 Один лидер 4,3

3 Два, три лидера 61,2

4 Более трех лидеров 21,2

«В подгруппах ситуация различная. Специалист в одной теме оказывается «профаном» в другой» - из интервью А. Калистратова, модератора Омского форума. «...Мнения экспертов, лидеров пользуются особым спросом. Однако иногда в группе появляются и проявляются лидеры, которые до последнего времени таковыми не признавались» - из интервью А. Володина, администратора форума г. Березники. В то же время проведенный интернет-опрос указывает на то, что в редких случаях в локальном интернет-сообществе возможен лидер, который преобладает в большинстве подгрупп виртуального коллектива.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что лидерство выступает в качестве фактора, с одной стороны, обеспечивающего консолидацию социальной структуры локального интернет-коммьюнити, а с другой стороны, выступающего катализатором социальной мобильности и динамики стратификационной системы. Являясь своего рода центрами «кристаллизации» социальной структуры, лидеры способствуют осуществлению коммуникативных взаимодействий, поддерживают стабильное существование стратификационной системы, определяют направление развития сообщества, способствуют процессам социализации участников коммьюнити.

Литература

1. Yukl G., Van Fleet D. Theory and research on leadership in organizations. - Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press Inc., 1992. - Pp.111-112.

2. Gerstner C. R., Day D. V. Meta-analytic review of leader-member exchange theory: correlates and construct issues // Journal of Applied Psychology. - 1997. - V.82. - №6. - Pp.816-847.

3. Giddens A. Modernity and self-identity: self and society in the late modem age. -Cambridge: Polity Press, 1991; Meyrowitz J. No sense of place: the impact of electronic media on social behavior. - New York: Oxford University Press, 1985. - Pp. 23-42.

4. Donath J. Identity and deception in the virtual community / Smith M., Kollock P. Communities in cyberspace. - New York: Routledge, 1999; Lemer J., Tirole J. The simple economics of open source / NBER Working Paper 7600 (March). - Cambridge, MA: NBER, 2000. - Pp.6-10.

5. Тернер Д. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2003. - С.187.

6. Парсонс Т. О социальных системах / под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. - М.: Академический проект, 2002. - С.222.

References

1. Yukl G., Van Fleet D. Theory and research on leadership in organizations. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press Inc., 1992. Pp. 111-112.

2. Gerstner C. R., Day D. V. Meta-analytic review of leader-member exchange theory: correlates and construct issues. Journal of Applied Psychology. 1997. V. 82. No. 6. Pp. 816-847.

3. Giddens A. Modernity and self-identity: self and society in the late modern age. Cambridge: Polity Press, 1991; Meyrowitz J. No sense of place: the impact of electronic media on social behavior. - New York: Oxford University Press, 1985. - Pp. 23-42.

4. Donath J. Identity and deception in the virtual community. Smith M., Kollock P. Communities in cyber-space. New York: Routledge, 1999; Lemer J., Tirole J. The simple economics of open source. NBER Working Paper 7600 (March). Cambridge, MA: NBER, 2000. Pp. 6-10.

5. Turner J. C. Social influence. Belmont, CA: Wadsworth Publishing, 1991.

6. Parsons T. The social systems. London: Routledge, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.