Научная статья на тему 'Виртуальная коммуникация: статусы и роли'

Виртуальная коммуникация: статусы и роли Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
557
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СТАТУСНОСТЬ ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ РОЛИ / СИСТЕМА ВИРТУАЛЬНЫХ СТАТУСОВ / NETWORK COMMUNITIES / VIRTUAL COMMUNICATION / COMMUNICATION STATUS / COMMUNICATIVE ROLES / VIRTUAL STATUS SYSTEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бочарова Татьяна Александровна

Статья посвящена анализу феномена сетевой коммуникации, под влиянием которой трансформируются формы межличностного взаимодействия внутри современного общества. Проводится анализ особенностей поведения участников внутри виртуальной группы под влиянием исполняемой коммуникативной роли. Предлагается авторская классификация статусов и ролей участников виртуального дискурса в зависимости от степени вовлеченности и траектории движения субъекта в группе. Обосновывается необходимость изучения статусно-ролевого распределения пользователей веб-сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL COMMUNICATION: STATUSES AND ROLES

The article is devoted to the analysis of the phenomenon of network communication, under the influence of which the forms of interpersonal interaction within the modern society are transformed. An analysis of the behaviour of participants within the virtual group is carried out under the influence of the performed communicative role. The author’s classification of the statuses and roles of participants in a virtual discourse is offered depending on the degree of involvement and trajectory of the subject’s movement in the group. The necessity of studying the status-role distribution of users of web communities is substantiated.

Текст научной работы на тему «Виртуальная коммуникация: статусы и роли»

Бочарова Татьяна Александровна

ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: СТАТУСЫ И РОЛИ

Статья посвящена анализу феномена сетевой коммуникации, под влиянием которой трансформируются формы межличностного взаимодействия внутри современного общества. Проводится анализ особенностей поведения участников внутри виртуальной группы под влиянием исполняемой коммуникативной роли. Предлагается авторская классификация статусов и ролей участников виртуального дискурса в зависимости от степени вовлеченности и траектории движения субъекта в группе. Обосновывается необходимость изучения статусно-ролевого распределения пользователей веб-сообществ. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/12-4/11 .html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 4. C. 45-48. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Список источников

1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. / сост. В. К. Гарданов. Нальчик: Эльбрус, 1974. 634 с.

2. Батчаев В. М. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эль-Фа, 1986. 156 с.

3. Калоев Б. А. Скотоводство народов Северного Кавказа: с древнейших времен до начала XX века. М., 1993. 248 с.

4. Карачаевцы: историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978. 336 с.

5. Кучмезова М. Ч. Соционормативная культура балкарцев: традиции и современность. Нальчик: Эль-Фа, 2003. 210 с.

6. Полевой материал автора (ПМА). Информатор Болуров Ниязбий Алиевич 1938 г.р., а. Карт-Джурт Карачаево-Черкесской Республики, записи 2006 г.

7. ПМА. Информатор Боташева Хыйса Муссаевич 1935 г.р., а. Учкекен Карачаево-Черкесской Республики, записи 2007 г.

8. ПМА. Информатор Каппушев Дахир Магомедович 1940 г.р., а. Карт-Джурт Карачаево-Черкесской Республики, записи 2007 г.

9. ПМА. Информатор Каракетов Ислам Азаматович 1935 г.р., а. Карт-Джурт Карачаево-Черкесской Республики, записи 2007 г.

10. ПМА. Информатор Кубанова Зухра Касымовна 1937 г.р., а. Учкулан Карачаево-Черкесской Республики, записи 2006 г.

11. Шаманов И. М. Скотоводство и хозяйственный быт карачаевцев в XIX - начале XX в. // Кавказский этнографический сборник. М., 1972. № 5. С. 70-76.

12. Яхтанигов Х. Северокавказские тамги. Нальчик: Лейтер-ибн-Марат, 1993. 202 с.

TRADITIONAL KARACHAY TRANSHUMANCE SYSTEM (THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY)

Bolurova Aminat Niyazbievna, Ph. D. in History Karachay-Circassian State University named after U. D. Aliev, Karachaevsk a-bolurova@mail. ru

The article examines traditional transhumance system developed by the Karachay mountain community in the XIX - at the beginning of the XX century. The paper emphasizes that in the pre-Soviet period cattle-breeding came out as a life-sustaining activity for the Karachay people. Under severe mountainous conditions the Karachay people managed to develop a profitable economy which in most cases provided comparatively high living standard (among the Caucasian people).The author focuses on such elements of cattle breeding as transhumance and its peculiarities, sheep cutting, horse care, branding, etc.

Key words and phrases: cattle farm; pasture lands; transhumance; tamgas; kosh; shepherds; horse-herds.

УДК 177

Философские науки

Статья посвящена анализу феномена сетевой коммуникации, под влиянием которой трансформируются формы межличностного взаимодействия внутри современного общества. Проводится анализ особенностей поведения участников внутри виртуальной группы под влиянием исполняемой коммуникативной роли. Предлагается авторская классификация статусов и ролей участников виртуального дискурса в зависимости от степени вовлеченности и траектории движения субъекта в группе. Обосновывается необходимость изучения статусно-ролевого распределения пользователей веб-сообществ.

Ключевые слова и фразы: сетевые сообщества; виртуальная коммуникация; статусность общения; коммуникативные роли; система виртуальных статусов.

Бочарова Татьяна Александровна, к. соц. н.

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск kitaal@yandex. т

ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: СТАТУСЫ И РОЛИ

Сетевые сообщества представляют собой специфическую форму социальности, характеризующуюся особенным разделением ролевых функций, а также четко регламентированным порядком статусных отношений. Однако виртуальные интернет-сообщества, образующиеся в Сети, представляют собой не что иное, как сообщества реальных людей, использующих для общения Интернет. Статусность общения, совокупность постоянных параметров коммуникации индивида и его положение относительно других участников являются особенностью интернет-коммьюнити [1]. Определенная статусная позиция предполагает наличие властных полномочий в пределах сообщества. Таким образом, в основе иерархии лежит потенциальное влияние на ход виртуальной коммуникации. Устойчивость функционирования веб-сообщества определяется стратификацией внутри него и не представляется возможной без нее. Знакомство участника с его стратификационной структурой происходит в процессе социализации, освоения основных правил и норм взаимодействия,

понимания групповых интересов. Полноправным участником сообщества пользователь становится не после регистрации, а только после прохождения всех этапов интернет-социализации [2, с. 255].

Динамичность социальных процессов внутри веб-сообщества определяют лидерство и авторитет участников. Лидерство внутри локальных интернет-групп характеризуется не набором определенных качеств личности, а скорее способностью влиять на участников коммьюнити [5, с. 38]. Для участников основными характеристиками лидера виртуального форума являются:

- оказание помощи другим участникам;

- содействие социализации новых членов;

- активные действия, направленные на поддержание положительной эмоциональной атмосферы;

- стремление создать собственную положительную репутацию;

- предупреждение деструктивных действий;

- высокая профессиональная компетенция.

Авторитет источника информации - очень важный показатель в потоке противоречивых мнений, фактов и новостей на веб-форуме. В таких условиях возрастает потребность в экспертах, обладающих незаурядными интеллектуальными способностями и имеющих богатый жизненный опыт, которые помогут сориентироваться, сумеют дать правильную трактовку и «разложить все по полочкам». Популярность участника чаще всего зависит от степени информационной удовлетворенности аудитории, поскольку именно мнение большинства определяет уровень его компетентности. Это приводит к ситуации, когда авторитет форумчанина тем выше, чем ближе его мнение к стереотипам и настроениям сообщества, даже если они превратны [3].

По уровню воздействия на коммуникацию и взаимоотношению с другими лидерами можно составить следующую классификацию:

- первичные лидеры - самые авторитетные участники форума (часто их создатели), вокруг которых формируется коммьюнити, обладающие правом отбирать участников и являющиеся экспертами в заявленной предметной области;

- вторичные лидеры - наиболее активные и компетентные участники сообщества, составляющие его ядро, пользующиеся поддержкой первичного лидера;

- скрытые лидеры - «серые кардиналы» группы, не имеющие особой популярности, но высказывания которых влияют на настроения масс и способны влиять на течение дискуссии.

Способ воздействия на поведение участников позволяет подразделить перечисленные типы лидеров на пять групп:

1) теоретики - придумывают теории, способные объединить взгляды и принципы всех членов сообщества, формируют тематические, сплоченные и интеллектуальные форумы увлеченных пользователей;

2) шоумены - формируют интересный для форума контент, привлекающий новых пользователей, заинтересованы в продвижении особой культуры и ее популяризации в массах;

3) координаторы - инициируют пользовательскую активность и направляют идейную энергию в конкретную деятельность, способны довести дело до конца, взяв на себя ответственность;

4) провокаторы - генерируют привлекательные для аудитории идеи, умело определяющие больные или слабые места, не несут ни за что ответственность;

5) фигляры - воплощают идею девиантного, асоциального поведения, узнаваемы за счет своей нелепости, некомпетентности и скандальности.

Регистрируясь на форуме и включаясь в коммуникацию, пользователь становится исполнителем определенной коммуникативной роли [4, с. 111]. Каждый участник сам инициирует для себя выбор, создает собственный имидж, выбирает подходящий стиль общения. Коммуникативные роли участников интернет-форумов можно классифицировать по следующим параметрам:

- по исполняемой функции (гость, участник, модератор, администратор);

- по формальному коммуникативному статусу (новичок, интересующийся, опытный пользователь, гуру, ветеран и т.п.);

- по коммуникативной функции.

Проведенный анализ исследований по теме показал, что универсальной типологии пользователей интернет-форумов по коммуникативной функции нет. Большинство исследований и теорий имеют описательный характер. Чаще всего основой для классификации становятся степень вовлеченности, этап жизненного цикла и траектория движения пользователя в группе. Именно эти параметры позволяют сегментировать аудиторию и определить потребности каждого сегмента. Наиболее общая классификация участников, предложенная Якобом Нильсеном в 2006 году, состоит из трех групп:

1) бездельники (lurkers);

2) нерегулярные участники (intermittent/sporadic contributors);

3) самые активные (heavy contributors / active participants) [6].

При этом, по наблюдениям Нильсена, распределение внутри выделенных групп не равнозначно: более 90% среди них составляют бездельники, потребляющие созданное другими; до 9% - нерегулярные участники, периодически делающие незначительный вклад в развитие сообщества, и только менее 1% участников обеспечивают качественный контент.

Теория Нильсена представляет собой базис социального взаимодействия пользователей на веб-форумах. Каждый статус характеризуется наличием конкретных функций, определяющих роль пользователя в сообществе.

Понимание особенностей и удовлетворение потребностей каждого сегмента позволяют эффективно формировать и регулировать внутренние правила, что способствует развитию и процветанию всего сообщества. Игнорирование же этих различий ведет к оттоку аудитории и кризису в группе.

Классификация участников по степени проявляемой активности и природе оставляемых ими сообщений более разнообразна и неоднозначна. Единой типологии не может быть предложено в силу специфики такого сетевого сообщества, как форум. Среди пользователей интернет-дискуссий можно условно выделить схожие типажи, обладающие определенными поведенческими особенностями:

Знаток - профессионал и эксперт в тематике форума, обладающий высокими интеллектуальными способностями, охотно предоставляющий свои знания и опыт остальным участникам.

Псевдо-знаток - участник, стремящийся продемонстрировать свой высокий профессионализм и осведомленность в обсуждаемом вопросе, профессионалом при этом не являясь. Обладает развитым умением преподносить глупости с таким убеждением, что находит свою аудиторию.

Патриот - регулярно пишущий во всех темах форума и комментирующий создаваемые посты пользователь. Проявляет себя «защитником» и идеологом любимого сообщества, часто выступает инициатором встреч участников в реальности.

Оппозиционер - член сообщества, имеющий собственное мнение по каждому вопросу, кардинально противоположное мнению большинства.

Дуэлянты - в отличие от других типажей, дуэлянты «выступают» в паре. Участники, одинаково ненавидящие друг друга по какой-либо причине, вступающие в противоборство из принципа в любой ветке форума.

Дипломат - участник, отличающийся стремлением урегулировать споры и конфликты, полагаясь на свою субъективную справедливость и уравновешенность.

Грамотей - любитель обращать внимание на неправильную орфографию и грамматические ошибки других пользователей. Редко является полезным для сообщества и часто провоцирует вспышки агрессии.

Провокатор (тролль) - участник, создающий провокационные, часто агрессивного характера, сообщения, порождающие конфликты и бурные споры.

Архивариус (крючкотвор) - склонен выявлять несовпадения и противоречия в сообщениях пользователей, указывая что, кто, где и когда писал. Умело использует найденные аргументы с целью подрыва авторитета оппонента.

Трепач (флудер) - болтун, вступающий практически во все дискуссии, сообщения которого не отличаются информативностью, а представляют собой информационный мусор, часто не по теме.

Смутьян - потенциально опасный член форума, угрожающий его целостности. При малейшем поводе со стороны администрации пытается раздуть «политический» скандал, результатом которого может стать раскол всего сообщества.

Общим для интернет-форумов любой направленности является наличие в них наблюдателей (читателей) и «мертвых душ» (потерянных пользователей), составляющих если не большую, то весьма значимую часть всего сообщества. Отличие между ними заключается в том, что, будучи зарегистрированными на ресурсе, они демонстрируют полярные модели поведения. Наблюдатели не проявляют публикационной активности, но заинтересованы как тематикой сообщества в целом, так и публикуемыми в нем материалами. «Мертвые души», напротив, потеряли к сообществу всякий интерес, не посещают его и не следят за контентом.

Система статусов характерна для всех форумов, но их значение различно и назначение происходит по-разному. Для русских форумов характерна оценочная функция статуса, а для иностранных - информативная. Члены форумов воспринимают действующую систему статусов со всей серьезностью. Они добиваются получения более высоких статусов и отмечают друг у друга изменение ранга. Постоянное оценивание, невозможность произвольного выбора статуса способствуют поддержанию иерархии в общении, что в целом не нарушает коммуникацию пользователей. Большая часть членов сообщества, ориентирующихся в тематике форума, легко ориентируются в принятой статусно-ролевой коммуникации и включаются в нее.

Распознавание ключевых участников и понимание принципов оптимального руководства ими являются залогом успешного функционирования и развития любого форума.

Список источников

1. Абросимова А. Коммуникация в Интернете: взаимопонимание и статус [Электронный ресурс]. URL: http://old.russ.ru/ netcult/20011022 abrosimova.html (дата обращения: 12.01.2015).

2. Данилова М. А. Культура Интернет и социализация // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. тр. / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск, 2008. Вып. 3. С. 253-259.

3. Неформальные лидеры как инструмент управления массами в интернете [Электронный ресурс]. URL: http://emirr.ru/ emirr_articles/473-27052013neformalnye-lidery-kak-instrument-upravleniya-massami-v-intemete.html (дата обращения: 12.01.2015).

4. Патрушева Л. С. Коммуникативные роли участников интернет-форума // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 10. С. 109-113.

5. Скуратов А. Б. Информационная стратификация акторов виртуальных сетевых сообществ как средство социальной регуляции // Современные проблемы науки: сб. материалов 1-й Междунар. науч.-практ. конф. (27-28 марта 2008 г.). Тамбов: Тамбов. гос. техн. ун-т, 2008. С. 37-46.

6. Nielsen J. The 90-9-1 Rule for Participation Inequality in Social Media and Online Communities [Электронный ресурс]. URL: http://www.nngroup.com/articles/participation-inequality (дата обращения: 13.01.2015).

VIRTUAL COMMUNICATION: STATUSES AND ROLES

Bocharova Tat'yana Aleksandrovna, Ph. D. in Sociology Pacific National University, Khabarovsk kitaal@yandex. ru

The article is devoted to the analysis of the phenomenon of network communication, under the influence of which the forms of interpersonal interaction within the modern society are transformed. An analysis of the behaviour of participants within the virtual group is carried out under the influence of the performed communicative role. The author's classification of the statuses and roles of participants in a virtual discourse is offered depending on the degree of involvement and trajectory of the subject's movement in the group. The necessity of studying the status-role distribution of users of web communities is substantiated.

Key words and phrases: network communities; virtual communication; communication status; communicative roles; virtual status system.

УДК 930

Исторические науки и археология

В научный оборот вводятся письма советского солдата Владимира Володина с Советско-финляндской войны, отправленные с точки Токсово на Карельском перешейке. Автор статьи исходит из того, что основой для прояснения связанных с той войной дискуссионных вопросов может быть приращение источниковой базы и расширение проблематики исследований. Указывается, что в сборниках документов недостаточно внимания отведено личным солдатским документам, хотя, по мысли автора, такие источники помогают представить повседневность войны, описывают мысли и чувства непосредственных участников событий.

Ключевые слова и фразы: Советско-финляндская война; Зимняя война; Ленинград; Карельский перешеек; Токсово; противовоздушная оборона; прожекторный полк; военная антропология; повседневность войны.

Володина Наталья Николаевна, к.и.н.

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана solongana@gmail. com

СОЛДАТСКИЕ ПИСЬМА С СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЫ

После запретов советского периода и перестроечных «сенсаций» складываются условия для сокращения «белых пятен» в истории Советско-финляндской войны: в научный оборот введено большое число источников, позволяющих историкам изучать события тех лет на качественно новом уровне. Оценивая выходившие в последние десятилетия сборники документов, следует отметить, что публикуются в основном делопроизводственные документы, материалы о крупных сражениях, о политике и дипломатии, стратегии и пропаганде, о состоянии вооруженных сил, фотографии и чертежи. Одновременно с этим уделяется мало внимания личным документам - дневникам, воспоминаниям и, главное, письмам. Публикуются в основном личные материалы крупных военачальников и политических деятелей, и, к сожалению, намного реже встречаются письма и дневники рядовых участников войны. В письмах домой солдаты рисуют повседневность войны - свой армейский быт, впечатления и мысли.

В связи с этим представляется важным введение в научных оборот писем Владимира Володина, служившего прожектористом на точке Токсово на Карельском перешейке в 30 километрах от Ленинграда. Письма написаны на тетрадных листах, и их состояние неудовлетворительное - бумага от времени стала ломкой. В публикации содержится 7 писем, адресованных матери Ольге Федоровне, тете Анне Федоровне, брату Алексею, будущей жене Галине. Письма охватывают период с 18 ноября 1939 по 27 апреля 1940 года, то есть с самого начала до самого конца войны. Письма хранятся в домашнем архиве автора. Орфография первоисточника сохранена.

Автор писем Владимир Володин родился в 1921 году в городе Моршанске Тамбовской области в семье служащих, а предки его происходили из тамбовских рабочих и крестьян. Окончил школу в Моршанске, а в 1938 году поступил в Московский энергетический институт. В 1939 году, через месяц после его призыва в РККА, началась Советско-финляндская война. От ее начала и до конца он воевал на Карельском перешейке - сначала как красноармеец, затем как младший командир 20 отдельного прожекторного батальона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После окончания финляндской войны и до февраля 1941 года был командиром прожекторного взвода 24 прожекторного полка, в дальнейшем командир прожекторно-пехотного взвода 17 отдельной прожекторной роты 268 стрелковой дивизии Ленфронта. С 1941 года обучался на Курсах командного состава при 14 отдельном зенитном линейном полку связи Ленфронта. С июля 1942 года назначен командиром взвода связи 952 стрелкового полка 268 стрелковой дивизии Ленфронта. Уже через месяц, в августе 1942 года, рядом с излучиной реки Тосна Володин был тяжело ранен в руку и направлен в Пермскую область, а по излечении получил инвалидность и был уволен в запас. Чтобы иметь возможность учиться, Володин снял с себя инвалидность, и поступил в Московский архитектурный институт, который окончил в 1949 году. В течение всей жизни он проектировал промышленные и общественные здания коммунального хозяйства по всему Советскому Союзу. Скончался в 1982 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.