Научная статья на тему 'Лидерство как теоретический концепт и объективная реальность: социологические тренды'

Лидерство как теоретический концепт и объективная реальность: социологические тренды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3421
797
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / СОЦИОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ / ЛИДЕРЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ТРЕНДЫ / BELARUS / SOCIOLOGY / PUBLIC OPINION / POLLS / LEADERS / PERSONAL TRAITS / TRENDS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Котляров И. В.

Раскрыты основные теоретические и методологические аспекты лидерства, по результатам многолетнего социологического мониторинга проанализировано отношение жителей Беларуси к основным политическим процессам и лидерам независимого белорусского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP AS A THEORETICAL CONCEPT AND OBJECTIVE REALITY: SOCIOLOGICAL TRENDS

The article deals with the main theoretical and methodological aspects of leadership. According to the results of long-term sociological monitoring the attitudes of the citizens of Belarus to the main political processes and leaders in independent Belarusian state are analyzed.

Текст научной работы на тему «Лидерство как теоретический концепт и объективная реальность: социологические тренды»

И. В. КОТЛЯРОВ,

доктор социологических наук, профессор, директор Института социологии НАН Беларуси, г. Минск

ЛИДЕРСТВО КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ И ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ

Раскрыты основные теоретические и методологические аспекты лидерства, по результатам многолетнего социологического мониторинга проанализировано отношение жителей Беларуси к основным политическим процессам и лидерам независимого белорусского государства.

Ключевые слова: Республика Беларусь, социология, общественное мнение, социологические опросы, лидеры, личностные качества, тренды.

В Советском Союзе, пожалуй, не было человека, который не знал, кто такой Алексей Стаханов. «Работаешь, как Стаханов», - говорили о тех, кто всегда был впереди, кто был настоящим лидером. Конечно, уже многие не помнят, откуда пошло это выражение и кто такой Стаханов. 31 августа 1935 г. на шахте «Центральная-Ирмино» (Донбасс) группа шахтеров, состоящая из забойщика Алексея Стаханова и двух крепильщиков, установила мировой рекорд по добыче угля. За одну смену она добыла в 14 раз больше угля, чем предписывалось по нормам на одного человека. Позднее этот рекорд был побит еще вдвое.

Вскоре появились последователи - ткачихи Евдокия и Мария Виноградовы, сталевар Макар Мазай, машинист локомотивного депо Петр Кривонос, трактористка Прасковья Ангелина и другие. Движение приобрело всенародный масштаб и стало называться «стахановским». Последователи лидера, новаторы социалистического производства - рабочие, колхозники, инженерно-технические работники постоянно превышали нормы производства, применяли новые формы организации работы, становились лидерами в своих отраслях.

Алексей Стаханов, по мнению высокопрофессиональных специалистов в горном деле, заслуженно стал лидером и символом эпохи. Он стремился дать стране как можно больше угля и совершенствовать организацию труда. Что бы о нем сегодня не писали и не говорили, знаменитый шахтер намного опередил время и заглянул в будущее, впервые применив в шахте конвейерный принцип работы. Фотография Стаханова в декабре 1935 г. была помещена даже на обложку журнала «Time».

Это типичный пример, когда один человек, простой рабочий из скромной семьи, став лидером, добился огромных успехов. Он еще раз подтвердил, что лидерство является важным общественным феноменом, который способст-

вует решению многочисленных вопросов, одним из центральных концептов в современной науке. Его специфика заключается в том, что лидерство затрагивает большинство факторов развития современного общества. В последние годы вырос научный и практический интерес не только к самой персоне лидера, но и к анализу лидерства как комплексного явления. Формирование будущих лидеров стало для современного общества важнейшей государственной стратегической задачей.

Как показала социальная реальность, лидерство на протяжении многих веков играло значительную роль в жизнедеятельности отдельных индивидов и государств в целом. Легенды и мифы о том, что отличает «больших лидеров» от «простых людей», всегда волновали широкие народные массы. Известный американский ученый Бернард Басс писал: «В зачаточном состоянии изучение истории было изучением деятельности лидеров - что они сделали и почему они сделали это так» [16, с. 3].

Первые дошедшие до современных исследователей серьезные источники, свидетельствующие о важной роли правителей в жизни государства и общества, содержании и задачах их деятельности, относятся к первому тысячелетию до нашей эры. Древняя история - это эра выдающихся людей и событий, в которой существовал культ сильных и мужественных людей, культ сильной власти. Античные мыслители Плутарх, Перикл, Гомер, Пифагор, Гераклит, Геродот, Демокрит, Протагор, используя накопленные опыт и знания, рассматривали историю как результат деятельности необыкновенных личностей.

В прошлом столетии в связи с резким усложнением задач общественного развития возникла новая волна интереса к проблемам лидерства. В центре его находилась идея, что эффективное лидерство, стиль и способы осуществления лидерских функций способны существенно влиять на полезность деятельности структур различного уровня. Развитие гуманитарного знания в целом и социологии в частности создавало фундамент для научных исследований лидерства.

В первые десятилетия ХХ в. была создана одна из самых известных теорий лидерства - «теория черт», которая долгое время была доминирующей. Данная теория основана на предположении, что некоторые люди являются прирожденными лидерами благодаря наличию у них качеств, которых нет у других. Способность к лидерству понимается как свойство одаренной личности, обеспечивающее индивиду центральное положение в любой группе и в любой ситуации. Лидерство - удел избранных, не все могут стать лидерами. Данный подход широко использовался в концепциях, которые активно разрабатывали Фрэнсис Гальтон, Эмори Богардус, Ральф Стогдилл, Ричард Манн, Уоррен Беннис, Эдвин Гизели, Фредерик Адамс Вудс, Эдвард Боргат-та, Киви Берд, Шелли Кирпатрик, Раймонд Кеттелл, Ордуэй Тид, Гарри Юкл, Алан Браймен и другие исследователи. Долгие годы многочисленные исследования были направлены на поиск универсального комплекса определенных личностных качеств или характеристик.

Представления о лидерстве как о продукте ситуации начали развиваться еще в средние века. Фома Аквинский утверждал, что любые исторические события, как и появление царей и героев, находятся в полной зависимости от Божьей воли. Во времена Французской Реставрации были популярными представления о том, что появление героя зависит, прежде всего, от развития исторических событий, а лишь потом от личностных качеств самого героя. Ситуативная теория исходит из относительности и множественности лидерства. Кекиль Джибб утверждал, что «лидерство есть функция личности и социальной ситуации и их обеих во взаимодействии» [17, с. 273]. Согласно этой точке зрения, для того, чтобы стать эффективным лидером, не нужно быть «великим человеком», а нужно появиться в нужное время в нужном месте.

Дальнейшее развитие научной мысли привело к возникновению принципиально новых концепций лидерства, в которых основное внимание сместилось в сторону взаимодействия лидера и его последователей. Авторы концепции «определяющей роли последователей», или «теории конституентов», доказывали, что лидер выражает и представляет интересы и ожидания последователей. Они объясняли феномен лидера по аналогии с известной пословицей «свита делает короля» - через его последователей. Данная теория видела специфику лидерства не в личности, а в ожиданиях ведомых, принимающих или отвергающих лидера.

Впервые тему последователей довольно широко исследовал профессор кафедры бизнеса Университета Карнеги-Меллона Роберт Келли. В статье «Хвала последователям», а затем в книге «Власть последователей» он выдвинул и обосновал идею, что последовательство - важнейшая составляющая лидерства, и говорить о лидерах в отрыве от последователей не имеет никакого смысла. Понять суть лидерства можно лишь в том случае, если детально разобраться в исключительно сложной системе «лидер - последователь». Конкретные действия лидеров в определенной степени детерминируются взглядами и ценностными ориентациями последователей, которые формируют мировоззрения лидеров, сознательно или бессознательно поддерживают желательное поведение и порицают нежелательные действия [20; 21].

Сегодня исследователи все чаще и чаще утверждают, что суть лидерства - последователи. Профессор школы Кеннеди Гарвардского университета Барбара Келлерман в книге «Идущие за лидером. Как подчиненные создают изменения и меняют своих лидеров» особо подчеркивает, что возрастающая роль последователей создает более сложные условия деятельности лидеров, повышает требования к личным качествам, идеалам и ценностям. Эра безраздельного «имперского» лидерства подходит к концу. «Холст, на котором мы рисуем, слишком мал. На нем должно быть изображено нечто большее, чем очертания фигуры лидера. На нем должно найтись место и последователям... От истории великих людей мир переходит к системе, когда лидер играет все меньшую, иногда даже второстепенную роль» [7]. Исследователь, ссылаясь на

французскую и американскую революции, подчеркивает, что последователи не постоянно вырывают власть у лидеров.

В то же время следует отметить, что в современных реалиях, условиях бархатных революций и народных бунтов, общественных катаклизмов и революционных бурь, резко возрастает роль народных масс, так называемой «толпы», по образному выражению Габриеля Тарда. Российский писатель и журналист Александр Казинцев в книге «Возвращение масс» подчеркивает: «Опыт народных движений показывает: не вожди ведут массы, а массы ведут вождей, буквально выталкивая их вперед, заставляя действовать. В том же Непале оппозиция, получив власть (после месячного противостояния король вынужден был созвать парламент), медлила с декретом об ограничении полномочий монарха. Ну, разумеется, лидеры партий - часть той же элиты. Слабейшая часть - поэтому они и оказались в оппозиции, но круг-то общий! Вернувшись в среду избранных благодаря народному мужеству, они первым делом попытались предать массы и договориться с бывшим противником. Раскусив эти намерения, толпы снова заполонили улицы, скандируя: “Не обманите ожидания народа!” И долгожданный декрет был тотчас принят, причем единогласно» [5, с. 11].

А. Казинцев утверждает, что народ достоин своего вождя, а вождь достоин своего народа. Претензии и упреки, восторги и проклятия могут быть и, как правило, бывают взаимными. Писатель делает интересный вывод: «Подчиняясь вождю, массы одновременно подчиняют его своим целям. И народным традициям, и народным представлениям о лидере. И тому своду бесчисленных заветов и правил, без которых невозможна неформальная, но тем более значимая легитимация вождя» [5, с. 46].

В последние годы особый интерес вызывают концепции лидерства, обобщающие воздействие комплекса субъективных и объективных факторов на механизмы целенаправленного влияния на общественные процессы. Такими являются теории «распределенного лидерства» и ролевой дифференциации. «Топ-коллективы» всегда состоят из настоящих лидеров, притирка которых проходит далеко не всегда гладко. Как показывает социальная реальность, не всегда необходимо иметь одного и того же лидера на всех этапах коллективной деятельности, и процесс лидерства может реализовываться не единолично, а распределяться между членами группы или спортивной команды, объединенных общей целью.

Как утверждают известные исследователи Алан Коэн и Дэвид Брэдфорд, процесс лидерства, как правило, растянут во времени. В ходе решения одного проекта существуют различные этапы деятельности и соответствующие им цели и задачи. Реализация этих задач зависит от личностных характеристик, качеств и умений многих людей. В данном случае лидерство передается как бы по эстафете. Лидером на каждом этапе может быть тот член группы, чьи личностные качества являются наиболее важными именно в данный промежуток времени, на этом этапе решения поставленной задачи. Обладатель данных

личностных качеств и становится лидером, координируя деятельность всей структуры. После завершения данного этапа лидерство передается другому члену коллектива, прежний лидер становится ведомым. Такая система, на первый взгляд, выглядит экзотической, однако социальная практика показывает, что именно распределенное лидерство позволяет получать уникальные результаты [8; 9].

Представляет интерес концепция виртуального лидерства. По мнению многих исследователей, такое лидерство представляет собой сочетание мышления и поведения, высоких профессионализма и личностных качеств. При выполнении этих условий присутствие лидера становится латентным. Лидер с таким мастерством управляет процессами так, что последователи не замечают его действий. Ори Брафман и Род А. Бекстрем в книге «Морская звезда и паук. Неудержимая сила организаций без лидеров» пишут, что «“морские звезды” - это сообщества, живущие без лидеров по принципу самоорганизации и успешно развивающие внутри себя горизонтальные связи. “Пауки” -это традиционные структуры с четкой иерархией и лидерством по принципу “сверху вниз”. Если вы оторвете голову “пауку”, он умрет». «Но если отрежете щупальце у “морской звезды”, она отрастит новое, а отрезанное щупальце может вырасти в новую “морскую звезду”, - подчеркивают авторы исследования. - Традиционные организации напоминают “пауков”, но в наше время бизнес и весь окружающий мир меняются благодаря появлению “морских звезд” и формированию латентного лидерства» [1].

В настоящее время одной из самых популярных на Западе является теория лидерства для себя. Многие исследователи утверждают, что настоящее лидерство начинается с эффективного лидерства для себя. Согласно концепции Чарльза Манца и Генри Симса-младшего, лидеры должны научиться сначала правильно, эффективно вести себя, прежде чем они смогут эффективно вести за собой других: «Если вы хотите кого-то вести за собой, надо сделать первый важный шаг - вести себя» [24, с. 25]. В центре внимания концепций лидерства для себя находится человек, индивид. Именно от самого человека во многом зависит, кем он станет завтра, как сложится его личная жизнь, его карьера. От конкретного человека во многом зависит, как будет развиваться и вся организация, в которой он работает.

Self-лидерство, или лидерство для себя, как отмечали известные исследователи лидерства Чарльз Манц, Кристофер Нек, Джон Максвелл, Кен Блан-шар, Эндрю Брайант, - это понятие, используемое для описания всеобъемлющей теории лидерства, которое демонстрирует существенную популярность и внушительный потенциал для современных организаций. Шарон Норрис в статье «Экспертиза Self-лидерства» предлагает следующее определение лидерства для себя - «это процесс воздействия на самого себя для формирования самостоятельности и самомотивации, необходимой для выполнения поставленных задач» [27, с. 44]. Self-лидерство, по мнению Ч. Манца и К. Нека. это своеобразный подход к лидерству, который основан на социальной когни-

тивной теории и теории внутренней мотивации и определяется как «процесс влияния на самого себя» [23, с. 5].

Представляет интерес и популярная в США и некоторых других странах концепция суперлидерства. По мнению классиков этой теории Чарльза Ман-ца и Генри Симса, самый эффективный лидер (SuperLeadership) - это тот, кто стремится сформировать лидеров из идущих за ним индивидов. Они предложили следующее определение: суперлидер - лидер, имеющий в своей первой линии одного и более лидеров [26, с. 5]. В работе «SuperLeadership: по ту сторону мифа о героическом лидерстве» они отмечают, что когда выделяются лидеры, чтобы стать сильнее и получить больше роста и внимания, последователи часто становятся слабее и чувствуют себя менее значительными. А лидеры со слабыми последователями, которые получают небольшую помощь и поддержку, действительно слабые лидеры, и их организации в целом являются уязвимыми в условиях жесточайшей конкуренции» [25, с. 16].

«SuperLeadership», по мнению Ч. Манца и Г. Симса, является комплексом поведенческих и когнитивных стратегий, призванных обеспечить личную направленность и мотивацию у последователей [25]. Основная задача таких стратегий лидерства - воспитание у последователей лидерских качеств, реальных возможностей в ближайшем будущем стать эффективными лидерами.

Суперлидерство уделяет основное внимание росту и развитию лидерских качеств у последователей. В нем выделяют несколько важных целей. Среди них:

разработка условий, способствующих позитивному отношению к последователям;

помощь сотрудникам в разработке личных целей;

разработка командных целей;

поощрение успехов и распространение информации об этом среди последователей;

поддержка и мотивация друг друга.

Существует и ярко выраженный негативный подход к лидерству. В течение сорока последних лет исследований лидерства наблюдается стабильный рост числа работ, ставящих под сомнение полезность, важность и необходимость лидерства. Начиная с отсутствия согласованности и неудовлетворенности результатами исследования «теории черт», критики все чаще ставят под сомнение методы, используемые исследователями при анализе различных проблем лидерства. Авторы подобных концепций убеждены, что вера в иерархию и необходимость лидеров в сложных ситуациях основана на вне-рациональных стремлениях. Тенденции социальных групп и индивидуумов создавать социальные запреты и неосознанно действовать в соответствии с ритуалами оформляются в процессы построения виртуальной реальности, где превалируют мифические составляющие лидерства [8; 9].

Отрицательное отношение к лидерству можно разделить на две большие части. Первая часть ученых утверждает, что в целом лидерство не срабатывает, не способно дать существенный управленческий эффект, не обнаружено ника-

кой сильной, устойчивой связи между конкретными действиями лидера и эффективностью деятельности организации. Другая часть исследователей вообще убеждена, что понятие «лидерство» - это очень спорная концепция, искусственно придуманный концепт, которого в природе вообще не существует.

Австралийский исследователь лидерства Филипп Ральф в работе «Лидерство без серебряных пуль: Лидерство для лидерства» особо подчеркивал, что в настоящее время лидерство по самым разным причинам вообще не работает. Мы до сих пор не способны ответить на казалось бы простые вопросы: «Что же такое реальное лидерство? Какие качества или атрибуты необходимы, чтобы быть эффективным лидером? Почему некоторые люди являются лидерами, а другие - нет? Почему отдельные люди успешны в жизни, в то время как другие с таким же талантом и уровнем мотивации являются типичными неудачниками? Почему некоторые люди в организации способны вдохновить других и выявить их лучшие качества, в то время как другие предпочитают ждать и терпеть?» [28, с. 19].

Ученые Школы менеджмента при Сиракузском университете Гарри Гем-мил и Джудит Оакли создали теорию лидерства как социального мифа отчуждения. Они убеждены, что лидерства как социального феномена вообще не существует. «Люди создают миры своих ментальных конструкций, в которых становятся собственниками своих собственных представлений» [3, с. 369]. Вера в иерархию и необходимость лидеров основана на внерациональных чувствах. Стремление социальных групп и индивидов создавать защитные механизмы, «главная задача которых - подавление потребностей, эмоций и желаний, неприемлемых при совместном проживании людей», и действовать в соответствии с ритуалами приводят к построению виртуальных конструкций, созданию мифа, именуемому «лидерством» [3, с. 368].

С данными подходами трудно согласиться. Лидерство не является мифами и пародиями, симулякрами и фантомами, миражами и подделками. Оно существует, как общественный феномен, является катализатором и индикатором социальной активности общества. Без лидерства трудовые коллективы и политические партии, социальные группы и страты становятся менее востребованными и неэффективными, теряют под собой почву. И в то же время многие современные теории лидерства достаточно противоречивы и не дают исчерпывающих ответов на поставленные вопросы. Имеются случаи полной несопоставимости теорий между собой и несоответствия существующей практике. Особую сложность пониманию лидерства добавляет тот факт, что термин «лидерство» является производным от английского слова «leadership». используемого большинством зарубежных исследователей для обозначения и лидерства, и руководства.

Социологическая наука доказывает, что именно лидерство в современных условиях является мощным фактором развития инноваций, новаторских технологий и проектов. Белорусскому обществу необходимы лидеры всех уровней, ориентированные на гуманистические ценности, на достижение высоких

целей во всех сферах общественной жизни во имя белорусского народа. Кроме того, лидеры по существу являются трансляторами целей, ценностных ориентаций и установок для членов любой социальной группы.

И все же, что такое лидерство с точки зрения современной науки? От этого определения во многом зависит понимание многих процессов, происходящих в современном обществе. Тем более, что это понятие весьма многогранно. Авторы широко известного на Западе труда «Интегративное определение лидерства» Брюс Уинстон и Кэтлин Паттерсон отметили наличие более 26 тысяч статей, касающихся проблем лидерства, из которых они в своем исследовании использовали сто шестьдесят. Ученым удалось подразделить все проанализированные определения лидерства по различным основаниям и создать 91 кластер, отличающийся по различным переменным [29]. Автор данного исследования проанализировал более тысячи монографий и статей по лидерству, выделил систематизирующие факторы, построил соответствующие кластеры. Причем каждый ученый, считающий себя исследователем лидерства, предлагает свое собственное его определение.

По мнению российского писателя Владимира Войновича, природа делит все живые существа, начиная от сперматозоидов и кончая высшими животными, на вожаков и членов стада. Известный советский писатель Андрей Платонов в романе «Чевенгур» отмечал, что где есть масса людей, там сейчас же является вождь. Масса посредством вождя страхует свои тщетные надежды, а вождь извлекает из массы необходимое. По мнению французского психолога Гюстава Лебона, как только несколько живых существ собираются вместе, все равно - будь то стадо животных или человеческая толпа, они автоматически начинают подчиняться авторитету лидера.

Важность и необходимость лидерства как общественного феномена подтверждают социологические исследования, проведенные в конце 2012 г. учеными Института социологии Национальной академии наук Беларуси. Люди знают и понимают, что эффективный лидер способен организовать, мотивировать, мобилизовать людей на решение стоящих перед ними задач. На вопрос «Как Вы считаете, может ли лидер повлиять на успех какого-либо дела, мероприятия?» респонденты ответили следующим образом:

1) да - 42,4 %;

2) скорее да, чем нет - 30,3 %;

3) скорее нет, чем да - 4,3 %;

4) нет - 3,7 %.

Таким образом, три четверти населения страны верят в возможности лидеров. Этот тезис подтверждают ответы и на второй вопрос: «На Ваш взгляд, необходим ли лидер в стабильных ситуациях, не требующих поиска новых сложных решений?»:

1) да - 28,0 %;

2) скорее да, чем нет - 28,6 %;

3) скорее нет, чем да -11,2 %;

4) нет - 6,5 %.

Ответы на третий вопрос дают огромную информацию для размышления. Респонденты отметили, что потребность в лидерах составляет:

1) в бизнесе - 38,3 %;

2) в военной сфере - 23,2 %;

3) в государственном аппарате (в органах исполнительной власти) - 33,2 %;

4) в гражданских инициативах - 10,5 %;

5) в международной политике - 19,3 %;

6) в науке - 10,4 %;

7) в общественных организациях - 16,0 %;

8) в парламенте (в органах законодательной власти) - 11,0 %;

9) в политических партиях - 14,3 %;

10) в профсоюзах - 9,8 %;

11) в религиозных организациях - 4,3 %;

12) в семейной жизни - 15,6 %;

13) в спорте - 16,2 %;

14) в судебных, надзорных, контрольных органах власти - 5,6 %;

15) в фермерских хозяйствах - 4,3 %;

16) на предприятиях - 22,3 %.

Американские ученые Даниэль Катц и Роберт Канн в известной работе «Социальная психология организаций» назвали пять важнейших причин, детерминирующих необходимость в лидерстве. Чем больше потребность в любой из этих сфер, тем больше вероятность, что найдется личность, которая примет на себя функции лидера. Среди важнейших факторов:

1) незавершенность организационной структуры. Никакой набор правил, планов, процедур или графиков работы не способен описать в совершенстве то, что должно происходить внутри организации, если она хочет выжить и преуспеть. Лидеры помогают интерпретировать эти правила и планы и восполнять недостающие элементы;

2) лидерство как пограничная функция. Организация представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем, а лидеры - это звенья, связующие эти подсистемы;

3) меняющиеся условия среды. Организация - открытая система, взаимодействующая со своим окружением. Лидеры получают ресурсы из внешней среды и делают ее более восприимчивой к потребностям организации;

4) внутренняя динамика организации. Организации меняются и развиваются. Лидеры прилагают усилия к тому, чтобы эти изменения не повредили организации и ее членам, и способствуют позитивным изменениям;

5) членский состав организаций. Люди приходят, уходят и меняются. Лидерство обеспечивает преемственность и помогает людям приспособиться к изменениям [6].

В современной научной литературе существует достаточно большое количество подходов к пониманию сущности лидерства, огромное множество его определений. «Лидерство - наиболее изученный и наименее понятный кон-

структ», - утверждал известный исследователь Рик Гриффин [18, с. 90]. Несмотря на популярность данной дефиниции, до сих пор нет единства в ее понимании.

Манфред Кетс де Вриес в работе «Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта» подчеркивал, что лидер - это тот, кто, идя впереди, показывает своим спутникам дорогу. Метафора лидера-кормчего актуальна и по сей день, хотя существуют различные мнения относительно роли лидеров. То, что мы могли бы назвать «школой кормчего», можно разделить на две подгруппы: тех, кто считает лидеров игроками в шахматы на поле жизни, и тех, кто смотрит на лидера как на человека, обращающегося к коллективному воображению людей, приглашая их присоединиться к путешествию. Хотя лидеры первого типа могут заставить людей действовать, но именно лидеры второго типа способны увлечь работников и побудить их к полной самоотдаче [2, с. 21].

Можно сделать вывод, что диапазон расхождений во мнениях о феноменологической сущности лидерства достаточно широк. И все же, несмотря на некоторые существенные различия, имеются и сходства, которые позволяют систематизировать понимание его сущности по целому ряду оснований.

Трудно найти определение лидерства, которое полностью удовлетворило всех общественных субъектов. Это сделать практически невозможно. Однако, опираясь на анализ многочисленных научных работ и собственных социологических исследований, предлагаю авторское определение: лидерство - это взаимоотношение социальных субъектов и их целенаправленная деятельность по обеспечению главенствующего положения индивида в личностных отношениях в социуме, осуществляемая благодаря профессионализму и авторитету, наличию определенных морально-нравственных ценностей и ценностных ориентаций, сильному мотивационному механизму, постоянному воздействию на членов группы, признанию ими в качестве ведущего, ответственности перед ними и стремлению к достижению поставленных целей.

Системообразующей частью лидерства является лидер - социальный субъект, который имеет право принимать решения в отношении других людей, признается ими в качестве ведущего и несет ответственность за любые свои решения и действия.

Однако, кто такой лидер? Точного ответа на этот вопрос до сих пор не существует - ни в науке, ни в общественном мнении, ни в обыденном языке.

Различными исследователями лидер определяется как человек, который мыслит глобальными категориями, предвидит потенциальные возможности, создает общее видение будущего, способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия, ценит в людях различия, развивает командный подход к работе, чувство партнерства, приветствует перемены, демонстрирует знание технологий, поощряет конструктивный вызов, обеспечивает удовлетворение клиентов, достигает успехов в соревновании с конкурентами, демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции, проявляет готовность к совместному руководству, действует в соответствии с провоз-

глашенными ценностями, однако может менять эти ценности, если того требует ситуация, и т. д. [8; 10; 13; 14; 16; 18; 29].

Учитывая выше сказанное, предлагаю авторское определение: лидер - это социальный субъект, который благодаря своим ярко выраженным личностным качествам и волевым компонентам, профессионализму и моральному авторитету, чувствительностью к ситуации и гибкостью в поведении, ценностным ориентациям и стремлению быть полезным с точки зрения группового интереса оказывает постоянное и эффективное влияние на деятельность группы, пользуется активной поддержкой ее членов, признается ими в качестве ведущего, ответствен перед ними и при помощи различных мотивационных факторов способен повести за собой в наиболее сложных ситуациях.

В последние годы история бросила человечеству нечеловеческий вызов. Современный мир с его рынком, демократией, прогрессом, приоритетами материальных ценностей над духовными еще вчера казался непоколебимым, а сегодня оказался в жесточайшем кризисе. Как показывают социологические исследования, в настоящее время вся система лидерства находится в состоянии глубочайшей бифуркации, стоит на пороге системного кризиса, который проявляется в деформациях всех ее подсистем и блоков, всех уровней порядка. Она переживает несколько локальных кризисов - кризис доверия, кризис идеологической идентичности и, что очень печально, кризис профессионализма. Российский писатель и аналитик Александр Казинцев в книге «Возвращение масс» делает страшный и крайне неприятный вывод: «нынешнее поколение лидеров недееспособно» [5, с. 73].

В этой связи возникает вопрос о новой структуре системы лидерства, которая детерминирована изменениями лидерского ролевого поведения, необходимостью повышения значимости его личностных факторов. Управлять изменениями может только тот, кто сам способен меняться в лучшую сторону с учетом амбиций, условий и реалий. Мировой кризис отчетливо и убедительно показал, что лидерство - это не только рост и риск, но знания и высокий профессионализм, доверие и признание, ответственность и порядочность. Это те качества, дефицит которых сегодня достаточно остро ощущается в политике и бизнесе, спорте и образовании, и которые постоянно ассоциируются с принципиально новыми подходами к лидерству и лидерам. Поэтому важно осмыслить и найти принципиально новую адекватную современным реалиям парадигму лидерства.

Дефиниция «парадигма лидерства» понимается нами как комплекс теоретических и методологических принципов и предпосылок, которые определяют и детерминируют конкретные научные исследования лидерства, направленные на дальнейшее его развитие. Лидер должен обладать внутренней силой, которую не нужно демонстрировать, которая и так чувствуется. Эта мощь детерминируется системообразующими факторами, прежде всего признанием и доверием, авторитетом и профессионализмом, ответственностью за дело и последователей.

Признание. У многих исследователей лидерство отождествляется с наличием определенных отношений между лидером и ведомыми. Последователи, проецируя на конкретного индивида свои желания, надежды, устремления, а также коллективное бессознательное, признают его право быть ведущим и принимать важные и ответственные решения.

Известный исследователь лидерства Джон Максвелл сформулировал 21 «неопровержимый закон лидерства». Шестой закон - «Закон твердой почвы» - гласит: «Доверие - вот основа лидерства». Доверие к лидеру как важное качество последователей - это признание его достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с решениями лидера, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь последователи могут выполнять желания лидера при отсутствии средств принуждения только на основе доверия. И доверие означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером [13].

Профессионализм как ключевая ценность лидерства детерминирован высоким уровнем знаний и мастерства, опытом и стажем. Для достижения высокого профессионализма в любой сфере деятельности, тем более в лидерстве, необходимо обладать специальными знаниями и определенными способностями, умениями и высокой квалификацией. Высокопрофессионального лидера отличают высокий уровень мотивации и ясное понимание командных целей и задач, способность быть восприимчивым к инновациям и изменениям и умение видеть проблемы и перспективы, выделять среди них наиболее важные. Это не реально без обладания умственными способностями значительно выше среднего уровня, умения анализировать ситуацию, принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию, много и упорно трудиться, быть энергичным и решительным, сильным и быстрым.

По мнению многих исследователей, авторитет детерминирует лидерство. Лидер - это член группы, чей авторитет безоговорочно признается остальными его членами. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которые последователи видят у лидера и которые детерминируют их следование за ним без убеждения или угрозы наказания. Он формируется на высоких профессиональных, морально-нравственных, интеллектуальных качествах, благодаря которым члены трудового коллектива или малой группы выделяют лидера, основывается на согласии и означает уважение к лидирующей личности, доверие к ней.

Ответственность. Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. Мы навсегда в ответе за всех, кого приручили - это важнейшие мысли из знаменитой сказочной повести «Маленький принц» известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Именно такие подходы сделали эту сказку любимой миллионами людей во всем мире. Этот афоризм относится, прежде всего, к лидерам. Лидер берет на себя ответственность за свои действия, за многих людей, которые поверили ему, которые признали его и которые

в сложные минуты не способны взять на себя ответственность за других. Во многих случаях авторитет и признание лидеров являются в определенной степени авансом, полученным при помощи различных обещаний. Их обязательно необходимо выполнять. Лидер, как никто другой, в ответе за свои слова.

Часто звучит вопрос: «Лидерами рождаются или становятся?» Как утверждают очень многие исследователи, лидерами становятся. Как считает известный российский психолог Михаил Литвак, человек становится лидером, используя принцип сперматозоида. Звучит этот принцип следующим образом: «Человек всегда стремится попасть в рай, т. е. стать первым. И идет против препятствий, обходя их, и лишь на финише пытается протаранить их. Счастливый умеет это делать эффективно, несчастный - нет. Все мы рождаемся принцами и принцессами. И в нас заложена программа, по которой мы должны стать королями и королевами. И такая возможность есть у каждого, ибо каждый из нас создан в одном экземпляре. Только нужно знать свое место, забираться на свою гору, а не лезть на чужую. Наша задача - помочь каждому человеку, кто ищет нашей помощи, который еще никак не стал “королем”» [12].

В классической работе Дэниела Гоулмана, Ричарда Бояциса, Энни Макки «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» имеется специальная глава «Лидерами не рождаются - лидерами становятся», где подробно раскрыта методология и методика целенаправленного формирования некоторых лидерских качеств личности [4, с. 111-122].

Известный венгерский тренер Ласло Полгар убежден, что талант не врожден, а формируется при помощи воспитания. Он на практике показал, что дети уже с малых лет могут показывать необыкновенные результаты, если они будут систематически и интенсивно обучаться. Чтобы это доказать на практике, он посвятил свою жизнь воспитанию дочерей. Как результат, его дочери стали одними из самых сильных шахматисток мира (Сьюзен, или Жужа, - чемпионка мира и международный гроссмейстер среди мужчин, Юдит - сильнейшая шахматистка всех времен, обладала рейтингом свыше 2700 баллов, играя исключительно в мужских турнирах, София - международный мастер среди мужчин).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъективная деятельность по формированию лидеров находит свое выражение в специально разработанной социальной технологии. Социальная технология - это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, комплекс навыков, методов, способов и приемов, направленных на достижение поставленной цели и формирование нового социального качества объекта целенаправленных воздействий, перевод этого объекта из одного состояния в другое. Это совокупность состоит из информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых специалистами различного профиля по определенному алгоритму.

Процесс формирования лидерства как бы расчленяется на ряд стадий, этапов, операций, где общая программа и информация становятся основными импульсами. Причем эти стадии отличаются своими пространственными рамками, продолжительностью во времени, задачами и средствами их достижения, своей значимостью и т. д. Их допустимо расчленять на относительно самостоятельные и вместе с тем взаимосвязанные операции. Отражая циклический характер процесса формирования лидерства, определенные операции завершаются на каждой, последовательно сменяющей друг друга стадии. Каждая из стадий обладает относительной самостоятельностью, причем всякая предыдущая стадия является необходимой предпосылкой предшествующей. При параллельном сочетании операций одновременно выполняются отдельные процедуры, что ускоряет процесс и создает условия для более эффективной деятельности. Расположение стадий алгоритма чисто условно. Отдельные этапы технологического цикла могут осуществляться параллельно и расположены в ряду временной последовательности друг за другом, главным образом, для удобства работы и анализа.

Социальная технология формирования лидеров может иметь следующий алгоритм: мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, принципов и представлений, определяющих общее социальной и политической реальности, места в ней лидера; целеполагание как процесс практического осмысления и выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для реализации поставленной цели; личностные качества лидера - его интегральные характеристики; терминальные ценности; мотивацию как направленность деятельности.

Известный ученый Ларри Стаут в исследовании «Лидерство: от загадок к практике» особо подчеркивал, что «все начинается с мировоззренческих позиций лидера, под которым понимается его основная цель или видение картины будущего, а также главенствующие ценности и идеалы. Можно сказать, что они показывают, куда идет лидер (видение цели) и откуда он пришел (ценности). Его настоящее представлено психологическими качествами личности, главнейшими из которых можно считать мудрость и смелость, а также межличностную эффективность, основой которой является способность вызывать доверие и умение общаться с людьми» [14, с. 75-76].

Мировоззрение - это система взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение и понимание мира, места в нем лидера, отношение человека к окружающей его социальной и политической действительности и самому себе, жизненные позиции, программы поведения и деятельности политических лидеров. Именно мировоззрение придает деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Оно является основой общественного и индивидуального сознания. Формирование мировоззрения - важнейший показатель зрелости не только лидера, но и социальной группы или политической партии.

Мировоззрение детерминирует жизненную позицию. Активная жизненная позиция лидера - это способ участия человека в политической и общест-

венно направленной деятельности, совокупность отношений человека к окружающей действительности.

Целеполагание. Главной детерминантой лидерства, согласно деятельностному подходу, являются цели и задачи, стоящие перед лидером и структурой. Цель - одна из самых сложных и вместе с тем древнейших категорий. Она в той или иной форме присутствует в сознании каждого человека, осуществляющего любой вид сознательной деятельности. Цель - это начало, которое обусловливает и определяет общее направление движения, содержание, смысл, формы и методы деятельности. Цель - это желаемое состояние будущего, достичь которого пытаются лидер и его последователи. Значение целей определяется тем, что каждая структура действует ради определенного результата. Правильно поставленная цель подталкивает лидера и его последователей к конкретным действиям. Осознание целей вносит существенную упорядоченность в деятельность лидеров.

Важно, чтобы не получилось как в известной притче: «Стая орлов кружит над горами. Вдруг предводитель орлов (старый орел) поворачивает голову на север и с мудрым видом говорит: “Там!” Орлы взмывают в небо и летят на север. Через сутки возвращается горстка потрепанных гордых птиц, и один из них спрашивает у старого предводителя: “А что там?” На что предводитель отвечает: “Где?”»

Третьим фактором лидерства являются личностные качества. Классик социологии Питирим Сорокин утверждал, что судьба любого общества зависит, прежде всего, от свойств его членов. Такой вывод он сделал на основе многочисленных социологических исследований об имманентных флуктуациях (внутренних волнениях и беспорядках), о причинах революционных ситуаций, возможностях их предотвращения и т. д.

Как убеждает социальная реальность, в настоящее время лидеров явно не хватает. Социологические исследования показывают, что сегодня производство и наука, политика и спорт нуждаются в резком притоке свежих, смелых, креативных, амбициозных идей и людей, не боящихся брать на себя ответственность, способных заглянуть за горизонт, увидеть то, чего не видят другие. На вопрос анкеты Института социологии НАН Беларуси «Как часто в повседневной жизни Вам встречаются люди с лидерскими качествами» респонденты ответили следующим образом:

1) часто - 6,7 %;

2) редко - 26,1 %;

3) иногда - 43,9 %;

4) никогда - 8,6 %.

Почему такое бедственное положение с людьми, которые способны помочь белорусскому обществу и государству решать многочисленные проблемы?

Авторы книги «5 граней лидерства» Скотт Кэмпбелл и Эллен Самиек считают, что существует две основные причины низкой результативности лидерства. Первая причина - это широко распространенное неправильное

понимание природы лидерства. Вторая - это низкие личностные качества и характеристики лидеров и недостаток методик их формирования и развития [10].

Каковы личностные качества и характеристики, свойства и умения, навыки и компетенции индивидов, благодаря которым они завоевывают доверие и получают поддержку широких народных масс? Практически все исследователи, как правило, предлагают свой комплекс необходимых лидеру личностных качеств. В этой дефиниции можно обнаружить как культурные, так и социальные, технологические стороны восприятия и понимания реальности современной социальной и политической деятельности, ее организации и сущности основных субъектов и объектов [8; 9].

В прошлом столетии проблема личностных черт и умений лидеров привлекала интерес многих социологов и политологов, социальных психологов и теоретиков менеджмента. Лидерство как совокупность определенных личностных качеств понимал известный американский социолог Эмори Богардус. Одно из интереснейших исследований лидерства, проведенное известными американскими учеными Джеймсом Каузесом и Барри Познером, позволило выявить наличие у лидеров, как минимум, четырех отличительных черт, таких как честность, умение прогнозировать, способность вдохновлять людей и компетентность [22].

Современные исследователи, как и социологи прошлого, пытаются эмпирическими методами определить личностные качества и умения, ресурсы и ценностные ориентации современных лидеров. В ходе социологических исследований, проводимых Институтом социологии НАН Беларуси, респондентам было задано несколько десятков вопросов. Среди них следующие:

Какими качествами и ресурсами, по Вашему мнению, должен обладать лидер?

Ответы распределились следующим образом:

1) административными ресурсами - 4,4 %;

2) высоким социальным статусом - 9,8 %;

3) гибкостью, умением договариваться и достигать компромисса - 35,7 %;

4) доверием и поддержкой людей - 43,0 %;

5) командой единомышленников - 13,1 %;

6) личным авторитетом - 27,4 %;

7) материальными, временными, денежными ресурсами - 7,9 %;

8) ораторскими и коммуникативными способностями - 10,6 %;

9) организаторскими способностями - 22,5 %;

10) ответственностью перед людьми за взятое на себя дело - 37,3 %;

11) профессионализмом и компетентностью - 24,2 %;

12) стремлением к власти - 3,7 %;

13) твердым характером, силой воли, энергичностью - 20,3 %;

14) харизмой (исключительными качествами и способностями) - 7,7 %;

15) целеустремленностью, готовностью подчинить все достижению цели -8,0 %.

Кто из лидеров, на Ваш взгляд, чаще достигает эффективного результата?

1) Тот, кто единолично решает сложные задачи, навязывая свою волю другим (подчиненным) - 8,7 %;

2) тот, кто при решении сложных задач прислушивается к мнению единомышленников (последователей) - 34,4 %;

3) тот, кто принимает решение на основе диалога с заинтересованными лицами, старается убедить других в его правильности - 27,0 %;

4) тот, кто может при принятии решения пойти на компромисс с другими (подчиненными, последователями, заинтересованными лицами) - 25,9 %.

Анализ результатов социологических исследований помогает более глубоко понять сущность современного лидерства, наметить конкретные меры по его формированию и развитию.

На основании многочисленных социологических исследований нам удалось выделить ряд важнейших личностных характеристик и качеств лидеров различных уровней. Среди них профессиональные, интеллектуальные, физические, волевые, морально-нравственные и коммуникативные качества, черты характера, ожидания, установки и другие диспозиции. Благодаря им происходит восприятие и оценка, принятие решений и реагирование на эмоциональном и поведенческом уровнях в сложных ситуациях предметных и межличностных взаимодействий и отношений. Это, прежде всего:

профессионализм как комплекс личностных качеств и практических навыков, теоретических знаний и умений, позволяющих успешно решать стоящие перед обществом, государством, трудовым коллективом задачи и на высоком уровне выполнять свои обязанности;

патриотизм как любовь к Родине, преданность ей и народу, готовность приумножать ее богатства, защищать честь и достоинство;

авторитет как признание за индивидом права на принятие решения в сложнейших условиях социальной деятельности;

интеллект как устойчивая структура умственных способностей к познанию и решению проблем;

активная жизненная позиция как способность быть в центре событий, адекватно ориентироваться в сложных ситуациях;

надежность как качество человека, в котором вы уверены и который заслуживает доверия, как пунктуальность и обязательность, верность и ответственность социального субъекта;

оптимизм как вера в последователей, их возможности и способности добиться больших побед;

высокие нравственные качества как соблюдение в жизни и деятельности определенных морально-нравственных принципов и норм;

коммуникативная компетентность как умение быстро налаживать контакты с людьми, уверенно чувствовать себя в трудовом коллективе, любой общественной структуре;

коммуникабельность как способность общаться и находить точки соприкосновения с последователями, сторонниками и противниками; высокий уровень преданности общему делу;

самовоспитание как сознательная и целенаправленная деятельность, направленная на формирование тех личностных качеств и умений, которые отвечают жизненным целям и интересам человека;

уверенность как способность без сомнений благодаря анализу собственных сил и возможностей предпринимать конкретные действия для достижения поставленных задач;

самостоятельность как способность, проявляя творчество и изобретательность, доводить комбинации до логического конца;

самосознание как познание собственных сильных и слабых сторон; смелость как способность активно действовать для достижения цели в опасных и трудных ситуациях, сознавая возможность тяжелых для себя последствий, например получения моральной или психологической травмы;

настойчивость как способность не останавливаться на полпути к достижению поставленных целей, несмотря на существенные трудности;

эмпатия как понимание психического состояния членов трудовых коллективов или политических партий, объединений последователей, эмоциональная отзывчивость на неудачи и переживания, выраженная в доброжелательности и заботливости, чуткости и верности своим обещаниям, сопереживании и социальном взаимодействии;

сензитивность как способность критической оценки существующей ситуации и выявления имеющихся проблем;

решительность как способность быстро принимать наиболее правильные в сложных условиях необходимые решения;

упорство как способность настойчиво и целеустремленно идти к поставленной цели;

самоотверженность как способность пожертвовать своими благами и интересами ради других людей, подавить в себе эгоистические стремления ради общего блага;

экстраверсия как теплое отношение к окружающим, уверенность в себе, активность, чувство радости, оптимизм и позитивные эмоции;

готовность жертвовать собственными интересами ради общего дела; умение формировать собственный имидж как способность делать себя более привлекательным в глазах других и осуществлять определенное влияние, особенно в случаях непосредственных контактов с массами;

эмоциональная устойчивость как способность справляться со стрессом и напряжением, не перегорать в самых сложных морально-психологических ситуациях;

развитая лидерская Я-концепция как система представлений о себе как лидере и собственной лидерской роли во взаимодействии с окружающими [8; 9; 16; 17; 29].

Следующий кластер алгоритма лидерства - идеалы и ценности, ценностные ориентации и моральные принципы. Немецкий исследователь Николаус Энкельманн убежден, что человеческая жизнь детерминируется определенной системой ценностей. В книге «Харизма. Личностные качества как средство достижения успеха в профессиональной и личной жизни» он писал: «У каждого человека наступает этап в жизни, когда он невольно задается вопросом: “Неужели это действительно все?”. В особенно большую растерянность повергает этот вопрос людей, преуспевших в жизни, ведь они обрели, во всяком случае чисто внешне, все, чего хотели, достигли всего, что рисовали в своем воображении. И, достигнув цели, они испытывают внутреннюю опустошенность, глубокую неудовлетворенность. Они ориентировались на внешние атрибуты, возможно, позволяли другим определять для себя цели, работали не покладая рук, чтобы чего-то достичь. При этом они принесли в жертву важные для себя жизненные ценности, смысл своей жизни. Вот почему, несмотря на внешнее преуспевание, остается чувство неудовлетворенности. Поэтому до тех пор, пока вы не будете иметь ясное представление, задавайте себе следующие вопросы: “Что для меня ценно? Что для меня по-настоящему важно?”, “Что придает моей жизни ценность?”, “Что наполняет мою жизнь смыслом?”» [15, с. 173-174].

Каждый человек является носителем определенных ценностей, они образуют некую систему, от которой во многом зависит поведение человека в каждой конкретной ситуации. Лидерство - это отношения учителя и его учеников, союзников, сторонников, последователей. Лидер передает своим ученикам знания, морально-нравственные ценности и ценностные ориентиры. Личностные качества и ценности, идеалы и достоинства лидера - образец для окружающих. Морально-нравственный облик лидера существенно влияет на тех людей, которые ему верят и которые в трудную минуту готовы поддержать его. Идеалы и морально-нравственные нормы, ценности и ценностные ориентации лидеров привлекают или отталкивают людей и играют важную роль в общем успехе или неудаче начатых проектов и дел.

Фрэнк Гамильтон и Синтия Беан в статье «Важность убеждений и ценно -стей в развитии лидерства» особо подчеркивали, что лидер посвящает себя духовным и нравственным ценностям, которые формируют его характер и дают возможность осуществлять лидерство. Лидерство обладает заложенными в нем принципами и ценностями, которых обязательно следует придерживаться. Поэтому настоящее лидерство всегда включает в себя моральные принципы, убеждения и ценности, которые формируют качества и характер, необходимые для достижения и осуществления лидером его целей и задач [19].

В основе формирования идеалов и ценностей, ценностных ориентаций и моральных стандартов лидеров находятся три системообразующих параметра: желания, реальные возможности и неудовлетворенные потребности. Амбивалентное противоречие между ними составляет важную проблему формирования лидерства. Разрешение этого противоречия, удовлетворение желаний

и потребностей и рост возможностей осуществляется с помощью специального социального механизма. Механизм формирования ценностей, обусловленных потребностями лидеров, имеет два важнейших блока:

1) постоянные потребности, детерминирующие вечные ценности - идеалы;

2) временные потребности, формирующие преходящие ценности и ценностные ориентации.

Особое место в жизни современного общества занимают ценностные ориентации лидеров. Система жизненных ценностей регулирует поведение лидеров на всех уровнях их деятельности: мотивационном, нормативном, операциональном, смысловом. Ценностные ориентации лидеров проявляются практически во всех ситуациях, но наиболее ярко - в экстремальных, начиная от сложного спортивного состязания до важнейших политических процессов.

Ценности и ценностные ориентации лидеров в ходе постоянной и целенаправленной деятельности приобретают качества реально действующих мотивов и источников конкретной деятельности, ведущих к совершенствованию личностей, переходу их от одного качественного состояния к другому, от одного уровня на другой в процессе последовательного развития и становления. Ценности и ценностные ориентации, являясь эффективным механизмом индивидуального роста, развития и формирования лидеров, имеют воспитательный и формирующий характер и дают определенный политический эффект.

Один из вопросов социологического мониторинга Института социологии НАН Беларуси имел следующий вид: «Что для Вас в жизни является наиболее важным?» Ответы на него распределились следующим образом:

1) здоровье - 80,6 %;

2) семья - 77,3 %;

3) дети - 74,8 %;

4) материально обеспеченная жизнь - 51,8 %;

5) душевный покой, комфорт - 41,6 %;

6) любовь - 39,5 %;

7) дружба - 38,5 %;

8) интересная работа, профессия - 32,1 %;

9) вера - 26,7 %;

10) самоуважение - 16,8 %;

11) самореализация - 16,7 %;

12) помощь людям - 16,3 %;

13) знания, познание мира, людей, образование - 15,2 %;

14) свобода как независимость поступков, суждений - 12,8 %;

15) богатство, большие деньги - 10,2 %;

16) карьера, высокое положение в обществе - 8,8 %;

17) долг перед Родиной - 8,6 %;

18) возможность получать любые удовольствия, развлекаться - 5,2 %;

19) творчество - 4,3 %;

20) общественное признание, известность, репутация - 2,9 %.

Представляют особый интерес для понимания нашей проблемы и ответы на еще один вопрос социологической анкеты: «Что (кто) помогает Вам справляться с жизненными проблемами?» Как оказалось, помогают в большинстве или во всех ситуациях следующие социальные институты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) семья - 76,5 %;

2) жизненный опыт - 60,8 %;

3) деньги - 56,5 %;

4) друзья - 56,2 %;

5) наличие нужных связей, знакомств - 44,7 %;

6) вера в Бога - 43,8 %;

7) деловые качества - 38,0 %;

8) нравственные качества - 36,4 %;

9) профессиональные знания, умения - 34,1 %;

10) личный авторитет, известность, репутация - 30,8 %;

11) хорошее образование - 30,0 %;

12) наличие собственности - 26,5 %;

13) обращение к закону - 23,5 %;

14) информированность - 21,5 %;

15) государство - 19,1 %;

16) занимаемая должность - 18,9 %;

17) престиж профессии - 17,7 %;

18) участие в политической жизни - 6,1 %.

Имеется личностная черта, которая присуща всем без исключения лидерам. Это мотивация как стимул, как сила, которая заставляют лидера действовать, совершать определенный комплекс поступков и направлять свою энергию на достижение поставленных целей.

Под мотивацией лидера можно понимать, во-первых, его способность мобилизовывать резервные возможности последователей и направлять их на конкретные действия, во-вторых, быть самому нацеленным на достижения и успех.

Известный исследователь Макс Ландсберг в книге «Дао мотивации. Вдохновляй себя и других» установил связь между мотивацией и лидерством. Он утверждает, что:

маловероятно, что вы сможете быть эффективным лидером, если не умеете мотивировать других людей;

мотивация охватывает все три измерения лидерства;

хотя все лидеры должны мотивировать людей, не всякий умеющий мотивировать других должен быть лидером. Вы можете применять свои навыки мотивации, просто помогая друзьям [11].

В современных условиях социальная реальность ставит человечество в ситуацию выбора эффективного пути его развития, требуя существенных изменений в ценностных ориентирах и основаниях социально-политической и культурно-преобразующей деятельности. Как результат, в недалеком буду-

щем общественные системы, социальные и политические процессы, и, прежде всего, индивиды будут совершенно другими. Но кто способен заставить человека как существа социального, по Аристотелю, «животного политического», проявить свою волю к творчеству, поиску, ответственности за судьбу цивилизации? Ответ на этот вопрос насколько очевиден, настолько и неоднозначен. Такими вдохновителями во все времена и во всех социумах считались и были - вожди и пророки, государи и философы, фараоны и президенты, писатели и учителя, лидеры самых различных уровней и самых разных социальных групп.

Сложные задачи стоят сегодня перед белорусским обществом. Поэтому важно, во-первых, внимательно изучить, проанализировать и аккумулировать все, что создано, изобретено, сформулировано, взращено в теории и практике формирования лидеров в прошлом. Во-вторых, необходимо постоянно искать новые подходы и методы целенаправленного влияния на современную политическую и социальную реальность, использовать их при формировании лидеров новой формации.

Литература

1. Брафман, О. Морская звезда и паук. Неудержимая сила организаций без лидеров /

О. Брафман, Р. Бекстрем. - М.: BestBusinessBooks, 2012. - 217 с.

2. Вриес де, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / М. де Вриес. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 311 с.

3. Геммил, Г. Лидерство: социальный миф отчуждения / Г. Геммил, Д. Оакли // Личность. Культура. Общество. - М.: РАН - НАН Беларуси - НАН Украины, 2004. - Т. 6, вып. 1. -С. 366-381.

4. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2005. -301 с.

5. Казинцев, А. Возвращение масс. Дневник современника / А. Казинцев. - М.: Наш современник, 2010. - 688 с.

6. Катц, Д. Социальная психология организаций / Д. Катц, Р. Канн. - М.: МГУ, 1978. - 75 с.

7. Келлерман, Б. Идущие за лидером. Как подчиненные создают изменения и меняют своих лидеров / Б. Келлерман. - М.: Аквамариновая книга, 2009. - 384 с.

8. Котляров, И. В. Социология лидерства: теоретические, методологические и аксиологические аспекты / И. В. Котляров. - Минск: Беларус. навука, 2013. - 481 с.

9. Котляров, И. В. Формирование спортивных лидеров: теоретические, социологические, аксиологические аспекты / И. В. Котляров, Н. С. Рысюкевич. - Минск: Изд-во МИУ, 2012. - 284 с.

10. Кэмпбелл, Дж. 5 граней лидерства / Дж. Кэмпбелл, Э. Самиек. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 304 с.

11. Ландсберг, М. Дао мотивации. Вдохновляй себя и других / М. Ландсберг. - М.: Олимп-Бизнес, 2005. - 192 с.

12. Литвак, М. Е. Принцип сперматозоида: учеб. пособие / М. Е. Литвак. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 512 с.

13. Максвелл, Дж. 21 неопровержимый закон лидерства / Дж. Максвелл. - Минск: Попурри, 2005. - 446 с.

14. Стаут, Л. Лидерство: от загадок к практике / Л. Стаут. - М.: Добрая книга, 2002. - 320 с.

15. Энкельманн, Н. Харизма. Личностные качества как средство достижения успеха в профессиональной и личной жизни / Н. Энкельманн. - М.: Интерэксперт, 2005. - 262 с.

16. Bass, B. Bass and Stogdill’s handbook of leadership: theory, research, and managerial applications / 3rd ed. / B. Bass. - New York: Free Press, 1990. - 1184 p.

17. Gibb, C. Leadership / C. Gibb // Lindzey, G. The handbook of social psychology / G. Lindzey, E. Aronson. - Reading (Mass.), 1969. - Vol. 4. - P. 205-283.

18. Griffin, R. Symbolic and international perspectives on leadership: An integrative framework / R. Griffin, K. Skivington, G. Moorhead // Human Relations. - 1987. - N 40(4). - P. 199-218.

19. Hamilton, F. The importance of context, beliefs and values in leadership development / Frank Hamilton, Cynthia J. Bean // Business Ethics, A European Review. - 2005. - Vol. 14, N 4 (October). -P. 336-347.

20. Kelley, R. In Praise of Followers / R. Kelley // Harvard Business Review. - 1988. - Vol. 66, N 6. - P. 142-148.

21. Kelley, R. The Power of Followership. How to create leaders people want to follow and followers who lead themselves / R. Kelley. - New York: Doubleday, 1992. - 347 p.

22. Kouzes, J. The Leadership Challenge Workbook / J. Kouzes, B. Posner. - San-Francisco, CA: Jossey-Bass, 2012. - 160 p.

23. Manz, C. C. Mastering self-leadership: Empowering yourself for personal excellence / C. C. Manz, C. P. Neck. - New York: Prentice Hall, 2004. - 154 p.

24. Manz, C. C. Self-Management as a Substitute for Leadership: A Social Learning Theory Perspective / C. C. Manz, H. P. Sims // Academy of Management Review. - 1980. - Vol. 5, N 3. -P. 361-367.

25. Manz, C. SuperLeadership: Beyond the myth of heroic leadership / C. Manz, H. Sims // Organizational Dynamics. - 1991. - Vol. 19 (5). - P. 18-35.

26. Manz, C. The New SuperLeadership: Leading Others to Lead Themselves / C. Manz, H. Sims. - New York: Berrett-Koehler Pub, 2001. - 250 p.

27. Norris, S. An Examination of Self-Leadership / S. Norris // Emerging Leadership Journeys. -2008. - Vol. 1, iss. 2. - P. 43-61.

28. Ralph, P. Leadership Without Silver Bullets: A Guide to Exercising Leadership / P. Ralph. -Lincoln: iUniverse.com, 2010. - 176 p.

29. Winston, В. An Integrative Definition of Leadership / B. Winston, K. Patterson // International J. of Leadership Studies. - 2006. - Vol. 1, iss. 2. - P. 6-66.

I. V. KOTLIAROV

LEADERSHIP AS A THEORETICAL CONCEPT AND OBJECTIVE REALITY: SOCIOLOGICAL TRENDS

Summary

The article deals with the main theoretical and methodological aspects of leadership. According to the results of long-term sociological monitoring the attitudes of the citizens of Belarus to the main political processes and leaders in independent Belarusian state are analyzed .

Keywords: Belarus, Sociology, public opinion, polls, leaders, personal traits, trends.

Поступила 26.12.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.