Научная статья на тему 'ЛИДЕРСКО-ЭЛИТНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ)'

ЛИДЕРСКО-ЭЛИТНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО / ЭЛИТАРНЫЕ ГРУППЫ / POWER / PERSONIFICATION OF POLITICAL PROCESSES / REGIONAL ELITE / POLITICAL LEADERSHIP / ELITE GROUPS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колтунов Анатолий Львович, Коршунов Максим Николаевич

Статья посвящена анализу результатов исследования феномена персонификации региональных политических процессов в структуре общественного сознания населения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры. Определены особенности формирования лидерско- элитной конфигурации, ответственной за стабильность социально-экономической и политической ситуации в регионе, а также должностные лица, государственные органы, иные лица и (или) организации, обладающие, по мнению населения, реальной властью в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Цель статьи - выявление и анализ лидерско-элитной составляющей региональных политических процессов в структуре общественного сознания населения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, являющегося частью «сложноустроенного» субъекта РФ (Тюменской области), с учетом особенностей административно-территориального устройства и избирательного процесса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также специфики региональной экономики северных территорий. Статья может быть полезна специалистам органов исполнительной власти, осуществляющих функции по реализации единой государственной политики в сфере регионального развития и взаимодействия с законодательными органами государственной власти, исполнительно-распорядительными и представительными органами местного самоуправления, политическими партиями в субъекте РФ, а также всем интересующимся данной проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Колтунов Анатолий Львович, Коршунов Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADER-ELITE CONFIGURATION OF REGIONAL POLITICAL PROCESSES IN THE STRUCTURE OF THE PUBLIC CONSCIOUSNESS OF THE POPULATION (ON THE EXAMPLE OF THE KHANTY- MANSIYSK AUTONOMOUS DISTRICT - UGRA)

The article is devoted to the analysis of the results of the study of the phenomenon of personification of regional political processes in the structure of public consciousness of the population of the Khanty-Mansiysk Autonomous district - Ugra. Certain features of the formation of a leader-elite configuration, responsible for observing the norms of the socio-economic and national situation in the region, including in government and in government, in accordance with the opinion of the population and real power in the Khanty-Mansiysk Autonomous district - Ugra. The purpose of the article is to identify and analyze the leadership and elite component of regional political processes in the structure of public consciousness of the population of the Khanty-Mansiysk Autonomous district - Ugra, which is part of the “complex” subject of the Russian Federation (Tyumen region), taking into account the peculiarities of the administrative-territorial structure and the election process of Khanty-Mansiysk Autonomous district - Ugra, as well as the specifics of the regional economy of the northern territories. The article may be useful to specialists of executive authorities, carrying out functions for the implementation of a unified state policyin the field of regional development and interaction with legislative bodies of state power, executive- administrative and representative bodies of local self-government, political parties in the subject of the Russian Federation, as well as everyone interested in this issue.

Текст научной работы на тему «ЛИДЕРСКО-ЭЛИТНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ)»

УДК 314

ЛИДЕРСКО-ЭЛИТНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ)

Анатолий Львович Колтунов1, Максим Николаевич Коршунов1

1Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена анализу результатов исследования феномена персонификации региональных политических процессов в структуре общественного сознания населения Ханты -Мансийского автономного округа — Югры. Определены особенности формирования лидерско-элитной конфигурации, ответственной за стабильность социально-экономической и политической ситуации в регионе, а также должностные лица, государственные органы, иные лица и (или) организации, обладающие, по мнению населения, реальной властью в Ханты -Мансийском автономном округе — Югре. Цель статьи — выявление и анализ лидерско-элитной составляющей региональных политических процессов в структуре общественного сознания населения Ханты -Мансийского автономного округа — Югры, являющегося частью «сложноустроенного» субъекта РФ (Тюменской области), с учетом особенностей административно -территориального устройства и избирательного процесса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, а также специфики региональной экономики северных территорий. Статья может быть полезна специалистам органов исполнительной власти, осуществляющих функции по реализации единой государственной политики в сфере регионального развития и взаимодействия с законодательными органами государственной власти, исполнительно-распорядительными и представительными органами местного самоуправления, политическими партиями в субъекте РФ, а также всем интересующимся данной проблематикой.

Ключевые слова: власть, персонификация политических процессов, региональная элита, политическое лидерство, элитарные группы.

Leader-Elite Configuration of Regional Political Processes in the Structure of the Public Consciousness of the Population (on the Example of the Khanty-Mansiysk Autonomous District — Ugra)

Anatoly L. Koltunov1, Maxim N. Korshunov1

department of Marketing and Public Administration, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the analysis of the results of the study of the phenomenon of personification of regional political processes in the structure of public consciousness of the population of the Khanty-Mansiysk Autonomous district — Ugra. Certain features of the formation of a leader-elite configuration, responsible for observing the norms of the socio-economic and national situation in the region, including in government and in government, in accordance with the opinion of the population and real power in the Khanty-Mansiysk Autonomous district — Ugra. The purpose of the article is to identify and analyze the leadership and elite component of regional political processes in the structure of public consciousness of the population of the Khanty-Mansiysk Autonomous district — Ugra, which is part of the "complex" subject of the Russian Federation (Tyumen region), taking into account the peculiarities of the administrative-territorial structure and the election process of Khanty-Mansiysk Autonomous district — Ugra, as well as the specifics of the regional economy of the northern territories. The article may be useful to specialists of executive authorities, carrying out functions for the implementation of a unified state policy

in the field of regional development and interaction with legislative bodies of state power, executiveadministrative and representative bodies of local self-government, political parties in the subject of the Russian Federation, as well as everyone interested in this issue.

Keywords: power, personification of political processes, regional elite, political leadership, elite groups. Введение

Интерес отечественных мыслителей к проблемам политического лидерства, роли политических деятелей различного уровня в вопросах государственного управления, а также тем качествам, которыми они должны обладать, возникает во второй половине XIX века. По мнению А.Л. Бурамкиной, это объясняется сложившейся в тот период времени общественно-политической ситуацией. Ввиду того, что на протяжении достаточно длительного периода отечественной истории государственное устройство России было представлено монархическим строем, при котором власть считается «данной от Бога», а порядок престолонаследия регламентирован указами монарха и не подлежит сомнению, не ставились вопросы о личностных и профессиональных компетенциях лидера. Преобразования, произошедшие в нашем государстве на стыке XIX и XX столетия, в том числе смена политического режима, проявление идей выборности власти, явились причинами возникновения интереса различных исследователей в том числе к вопросам политического лидерства [1]. Актуальность исследования проблем политического лидерства заключается в том, что в сегодняшних реалиях перед лидером достаточно остро встает вопрос формирования положительной репутации и определенного мнения о себе, своих морально-этических и профессиональных качествах в целях получения поддержки и доверия со стороны общества. Иными словами, на сегодняшний день власть может принадлежать только тем политическим акторам, которые способны сформировать в структуре общественного сознания устойчивое мнение о своей исключительности, о том, что только им можно доверять эту власть. Преимущественно жесткая политическая динамика, связанная с наличием существенных трудностей эффективной реализации как внешней, так и внутренней политики Российской Федерации, делает задачу создания положительного образа, формирования лидерства политических деятелей любого из уровней власти в массовом сознании населения нашей страны крайне непростой, но бесспорно одной из важнейших задач.

Так, Т.Н. Самсонова и Е.С. Шпуга, рассуждая о политическом лидерстве перед вызовами современности, приходят к выводу о том, что сегодня в России, в силу высокой степени персонификации власти, сформировавшейся ввиду острой необходимости преодоления ряда социально-экономических и политических трудностей, потребности в осуществлении модернизации страны, имеет особое значение проблема эффективности политического лидерства. Т.Н. Самсонова и Е.С. Шпуга определяют политическое лидерство как ключевой субъект социальной мобилизации элиты и широких слоев населения [2]. Также Е.С. Шпуга подчеркивает значимость института политического лидерства, определяя его в качестве механизма интеграции общества, то есть системы социально-политических связей и отношений, в которой политические лидеры и социальные общности находятся во взаимодействии друг с другом и с политической системой в конкретных условиях места и времени [3]. Обращаясь к понятию «политическое лидерство», обобщая существующие подходы к определению данного понятия, Т.Н. Самсонова и Е.С. Шпуга определяют его как механизм осуществления политической власти, в основе которого лежат отношения взаимовлияния между лидером, выражающим интересы и потребности социальной общности/общества, и последователями, делегирующими ему свои полномочия для осуществления представительства и реализации их интересов [2].

Несмотря на тот факт, что некоторые из отечественных исследователей считают, что такие понятия, как «лидерство» и «руководство», все же стоит разграничивать [4], определение политического лидерства, представленное выше, в наибольшей степени

применимо именно к российской политической практике. Нельзя не согласиться с мнением Н.Г. Щербины о том, что «в политической сфере лидерство — это политическое управление. Здесь политик является одновременно и руководителем большого сообщества, и лидером-администратором управленческой вертикали» [5]. Неоспоримым сегодня также представляется значение политического лидерства как одного из ключевых факторов механизма политического властвования и государственного управления, оказывающего существенное влияние на определение характера и направлений политических процессов. Так, О.Е. Чуйков справедливо отмечает, что сегодня серьезные преобразования в каком-либо вопросе невозможны без участия первых лиц [6]. Вместе с тем Р. МакДермотт, Э.К. Лопес и П.К. Хатеми в своей работе, посвященной исследованию эволюционного подхода к политическому лидерству, приходят к выводу о том, что, во-первых, лидеры устанавливают или определяют непосредственные и/или долгосрочные цели группы, во-вторых, лидеры обеспечивают важнейшую функцию координации поведения и ожиданий в отношении достижения этих целей [7]. Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что политические лидеры региона, наряду с превалирующим влиянием на процессы принятия ключевых, окончательных решений на всех уровнях региональной власти, также влияют на выстраивание определенной идеологии в структуре общественного сознания своих последователей (подчиненных им иерархией органов власти субъекта РФ, населения региона).

Следовательно, направление дальнейшего социально-политического, экономического и общественного развития региона, определение приоритетных целей такого развития и задач, которые необходимо решить для их достижения, а также готовность населения ожидать достижения такого развития, консолидация населения для достижения национальных целей развития, в том числе в условиях временного ухудшения качества и уровня жизни, имеет прямую зависимость от эффективности деятельности политических лидеров региона и их способности выстроить коммуникацию с различными социальными группами и обществом в целом. В этой связи высокую актуальность приобретает вопрос персонификации феномена политического лидерства в общественном сознании населения, определении государственных деятелей, структур, институтов власти и иных организаций, общественных и религиозных объединений, которые способны в наибольшей степени эффективно влиять на процессы социально-экономического и политического развития региона, выстраивать коммуникацию с населением, в целях минимизации негативных социальных эффектов проводимых государственных реформ или решений (федерального и регионального уровня), обеспечения адекватной реакции населения на необходимые действия власти, направленные на стабилизацию и последующий рост национальной экономики, а следовательно, — улучшение качества и уровня жизни российских граждан.

И если относительно национального (всероссийского) уровня, на основе различных исследований, можно сделать выводы о том, что настоящим центром консолидации российского общества является Президент РФ В.В. Путин [2], то относительно региональной власти данный вопрос остается открытым, в особенности для регионов, имеющих «сложноустроенную» систему государственного управления, как, например, Тюменская область (с входящими в ее состав на правах равноправных субъектов РФ — Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами). Достаточно актуальной представляется точка зрения О.В. Крыштановской, которая отмечает, что в российских реалиях весьма актуальным будет являться даже вопрос о том, какой из двух социальных групп, политикам или бизнесменам, присуще большее влияние на политический процесс [8].

Исходя из вышеизложенного, сформирована главная цель настоящего исследования, которая заключается в выявлении и анализе элементов лидерско-элитной конфигурации, определенных в структуре общественного сознания населения в качестве ответственных за социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию на региональном уровне, а также определении должностных лиц, государственных органов, иных лиц и организаций,

обладающих, по мнению населения, реальной властью в регионе, на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — автономный округ, ХМАО — Югра) с учетом особенностей его административно-территориального устройства, избирательного законодательства, а также специфики региональной экономики северного региона.

Также выбор ХМАО — Югры в качестве зоны исследования обусловлен стратегическим значением региона для российской экономики, что неоднократно подчеркивается как высшим руководством страны, так и многими исследователями. Так, Л.Л. Богомолова в своей работе характеризует автономный округ как стратегический регион нашей страны и один из ведущих нефтедобывающих регионов мира, отмечая, что автономный округ относится к регионам-донорам России и лидирует по ряду основных экономических показателей, таких как добыча нефти, производство электроэнергии, объем промышленного производства, добыча газа [9].

Согласно поставленной цели, определены основные задачи статьи: 1) установить юридическое содержание и значение основных нормативно-правовых актов, регулирующих административно-территориальное устройство ХМАО — Югры, статус высших должностных лиц субъекта РФ, выбранного в качестве исследуемого региона, а также процесс наделения гражданина РФ данными полномочиями; 2) выявить и проанализировать лидерско-элитную конфигурацию, ответственную за обеспечение социально-экономической и политической стабильности в автономном округе, в структуре общественного сознания населения; 3) определить должностных лиц, государственные органы, иных лиц и (или) организации, обладающие, по мнению населения, реальной властью в автономном округе; 4) установить причинно-следственную связь вышеуказанных юридических и экономических факторов на формирование модели политического управления в массовом сознании населения автономного округа.

Материалы и методы

Материалом для исследования послужили научные статьи, публикации отечественных и зарубежных ученых, статистическая отчетность органов исполнительной власти субъектов РФ, данные социологических опросов, проводимых различными организациями и исследователями, нормативные правовые акты федерального и регионального значения в исследуемой сфере. Изучение и анализ феномена власти, политического лидерства и управления, формирования политических элит и явлений через призму их взаимодействия с обществом являются предметом исследования многих ученых, таких как С.В. Устименко, Е.Б. Шестопал, О.В. Гаман-Голутвина, А.А. Слинько, Н.Г. Щербина, Т.А. Штукина, О.П. Фесенко, О.В. Крыштановская, О.Ю. Малинова, В.С. Авдонин, Г.К. Ашин, Т.Н. Самсонова и других.

В целях достижения поставленной цели и решения сформулированных задач в работе использованы теоретические методы: компаративный, индуктивный, гипотетико-дедуктивный и методы сбора и анализа данных: анкетный опрос, анализ документов и нормативных правовых актов федерального и регионального уровня, анализ статистических данных. Теоретическую базу исследования составили труды представителей социологической, философской и политической мысли, современных отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих проблему политического лидерства на различных уровнях власти с различных позиций. Эмпирическую базу исследования составили отчетность органов исполнительной власти субъектов РФ, интернет-ресурсы, а также результаты авторского анкетного опроса населения автономного округа.

Респондентами авторского исследования выступали жители различных муниципальных образований автономного округа. В ходе исследования были опрошены 166 человек, размер генеральной совокупности (население автономного округа) составляет 1 663 795 человек. Таким образом, выборка имеет следующие характеристики: доверительная вероятность (точность) составляет 99 %; доверительный интервал (погрешность ±) равен 10 %.

В качестве дополнительных источников были использованы вторичные данные (публикации в СМИ, аналитические статьи, статистические данные о результатах

избирательных кампаний), содержащие информацию, отражающую состояние общественно-политической ситуации в регионах РФ; материалы социологических опросов института социального маркетинга «ИНСОМАР» и другие. При анализе вышеуказанных материалов использован метод вторичной обработки информации.

Результаты и обсуждение

В целях наиболее полного анализа персонификации региональных политических процессов, политического лидерства и лидерско-элитной конфигурации в структуре общественного сознания населения в первую очередь стоит определить историко-правовую природу данных явлений. Зоной исследования, проводимого в рамках данной статьи, является ХМАО — Югра, обладающий статусом равноправного субъекта РФ, входящего в состав Тюменской области. Формирование Тюменской области как «сложноустроенного субъекта» начинается с первых этапов советской истории нашей страны. Центр губернии в 1918 году был перенесен в Тюмень (ранее административным центром являлся Тобольск), затем, в 1930 году, были образованы Остяко-Вогульский (с 1940 года Ханты-Мансийский) и Ямало-Ненецкий национальные округа, а в 1944 году — Тюменская область, с входящими в ее состав национальными округами. Так была сформирована сложная схема управления территорией [10]. Многосторонний федеративный договор, заключенный в 1992 году, наделил округа автономией, установив, что они получают равный статус субъектов РФ, как и Тюменская область. А в 1993 году этот принцип зафиксировали в статье 65 Конституции РФ [10].

Несмотря на тот факт, что на протяжении нового этапа становления российской государственности не единожды предпринимались попытки объединения «сложноустроенного субъекта» и лишения автономных округов, входящих в его состав, статусов равноправных субъектов РФ (одна из подобных попыток подробно описана в работе «Формирование электоральных процессов в условиях трансформации избирательной системы постсоветской России (на материалах Тюменской области)», М.Н. Коршунов, С.А. Шестаков, 2018), на сегодняшний день административно-территориальное устройство Тюменской области осталось неизменным, и в соответствии с положениями действующего законодательства территория Тюменской области включает территорию ХМАО — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — ЯНАО), являющихся субъектами РФ [11].

Вопросы, касающиеся высшего политического руководства органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Тюменской области, регламентированы федеральным и региональным законодательством. Так, согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть установлена Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации [12]. Как было отмечено выше, административно-территориальное устройство Тюменской области представлено сегодня тремя равноправными субъектами РФ, входящими в ее состав. Соответственно, согласно действующему законодательству, основным законом каждого из этих субъектов установлена должность высшего должностного лица. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Устава Тюменской области от 30 июня 1995 года № 6 высшим должностным лицом Тюменской области является Губернатор Тюменской области [13]. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 6 Устава (Основного закона) ХМАО — Югры от 26 апреля 1995 года № 4-оз высшим должностным лицом ХМАО — Югры является Губернатор автономного округа [14].

Важным для цели исследования является также процесс наделения полномочиями губернатора Тюменской области и входящего в ее состав автономного округа, выбранного зоной проведения исследования. Так, в соответствии с действующим законодательством, губернатор Тюменской области избирается гражданами Российской Федерации,

89

проживающими на территории Тюменской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [13]. При этом губернатор Тюменской области избирается населением Тюменской области (гражданами РФ, проживающими на ее территории), в том числе проживающим на территории автономных округов (подробнее вопрос о правовых предпосылках установления данной нормы при проведении процедуры выборов губернатора Тюменской области рассмотрен в работе «Формирование электоральных процессов в условиях трансформации избирательной системы постсоветской России (на материалах Тюменской области)», М.Н. Коршунов, С.А. Шестаков, 2018). В то время как губернаторы автономных округов, входящих в состав Тюменской области, избираются депутатами Думы автономного округа по представлению Президента РФ.

В соответствии с действующим законодательством, кандидаты для избрания на должность высшего должностного лица автономного округа представляются в законодательный (представительный) орган государственной власти автономного округа Президентом Российской Федерации по предложениям высшего должностного лица области, в состав которой входит автономный округ [12]. Исходя из вышеизложенного, Тюменская область представлена сегодня тремя политическими лидерами, руководителями органов исполнительной власти, высшими должностными лицами каждого из субъектов РФ, входящих в ее состав, в том числе:

• губернатор Тюменской области — Александр Викторович Моор;

• губернатор ХМАО — Югры — Наталья Владимировна Комарова.

Вместе с тем необходимо отметить, что губернатор Тюменской области был избран населением, проживающим на всей территории области (в том числе населением ХМАО — Югры), в то время как губернатор ХМАО — Югры был избран депутатами Думы автономного округа. Отметим также, что губернатор Тюменской области А.В. Моор был избран на данную должность относительно недавно (09.09.2018). В отличие от своего коллеги, губернатор ХМАО — Югры Н.В. Комарова руководит округом достаточно длительный период времени (с 15.02.2010), что также послужило одной из причины выбора ХМАО — Югры в качестве зоны проведения настоящего исследования. Основываясь на вышеизложенном, можно сделать выводы о том, что процедура избрания на должность Губернатора ХМАО — Югры юридически хоть и не является назначением, но фактически реализуется именно по такому сценарию, так как в современных политических реалиях невозможно представить ситуацию, в которой депутаты окружного парламента не оказали бы поддержку кандидату, предложенному Президентом РФ.

Вопрос выбора наиболее оптимальной модели наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации неоднократно становился предметом изучения многих отечественных исследователей. Так, по мнению Н.В. Старикова, возможность назначения губернаторов по выбору главы государства, сопровождающаяся его ответственностью перед избирателями страны, оказавшими ему доверие, избрав президентом, отвечает целям построения сильного, устойчивого к внешним угрозам государства. Н.В. Стариков определяет процедуру прямых выборов губернаторов вредной для Российской Федерации, основываясь на ее географических характеристиках, которыми продиктована необходимость четкой и ясной вертикали власти. Глава региона, по мнению Н.В. Старикова, должен иметь власть, но также должен и нести ответственность, в то время как в случае существования института прямых выборов губернатора он наделяется властью и от президента, и от избирателей страны, следовательно, его ответственность размыта. Финальным аргументом в пользу отмены выборов губернаторов Н.В. Стариков считает возможность существенной экономии бюджетных средств [15].

Аналогичной точки зрения придерживается К.А. Тихонов. В своей работе «Целесообразный отказ от прямых выборов и введение системы назначения глав субъектов Российской Федерации» автор приводит множество достаточно убедительных аргументов в пользу отмены прямых выборов глав субъектов РФ, в том числе укрепление вертикали власти, отсутствие пустых

предвыборных обещаний, не исполняемых в дальнейшем, экономию бюджетных средств регионального и местного уровней, повышенную ответственность назначаемого главы субъекта перед Президентом РФ, возрастающую ответственность самого Президента РФ перед населением региона, доверие к Президенту РФ [16]. Однако, по мнению К.А. Тихонова, необходимо выделить, что руководителя следует назначать именно из представителей местного населения субъекта РФ, так как это происходит далеко не всегда, и зачастую высшим должностным лицом субъекта РФ становится человек из центра (Москвы) [16]. Данная позиция является достаточно спорной, так как в современной политической практике существуют примеры достаточно успешного руководства субъектом РФ «варягами», не являющимися представителями местного населения, а также одобрения населением их назначения на данную должность (мэр Москвы С.С. Собянин, губернатор Курганской области В.М. Шумков). Существует также и противоположная точка зрения. Так, С.В. Устименко считает, что руководители субъектов РФ должны избираться путем проведения прямых выборов, так как следствием замены избрания на фактически президентское назначение стало превращение высших должностных лиц субъектов РФ из ярких, харизматических политических авторов в чиновников. Всенародное избрание помогает руководителям регионов не только приобрести опыт управления, но и стать кадровым резервом для высших государственных должностей [17]. Данная точка зрения в значительной степени отражает общественное мнение по данному вопросу. Так, в 2015 году институт социального маркетинга «ИНСОМАР» провел инициативное социологическое исследование в ХМАО — Югре, целью которого являются восприятие общественным мнением социально-политической ситуации и оценка эффективности деятельности региональной власти автономного округа в период, предшествующий сентябрьским выборам (2015 года) губернатора автономного округа. Одним из ключевых направлений данного исследования является изучение отношения населения автономного округа к форме предстоящих выборов. Результаты данного исследования представлены на рисунках 1 и 2 [18].

□ Прямые выборы Губернатора населением

□ Выборы Думой ХМАО — Югры по представлению Тюменского Губернатора и Президента РФ

□ Затрудняюсь ответить

Рисунок 1. Результаты ответа респондентов на вопрос: «Известно ли Вам в какой форме пройдут

предстоящие выборы Губернатора?»

□ Прямые выборы Губернатора населением

□ Выборы Губернатора Думой ХМАО — Югры по представлению Тюменского Губернатора и Президента РФ

□ Назначение Губернатора Президентом РФ

□ Затрудняюсь ответить

4%

28%

6%

62%

Рисунок 2. Результаты ответа респондентов на вопрос: «Какой способ наделения полномочиями

Губернатора Вам кажется наилучшим?»

В результате проведенного исследования специалисты института социального маркетинга «ИНСОМАР» приходят к выводу о том, что форма проведения выборов окажется для большинства жителей округа неприятным сюрпризом: лишь 28 % их них знают, что выбирать губернатора будет Дума автономного округа по представлению тюменского губернатора и Президента РФ. Такой формат выборов населению не кажется оправданным и воспринимается как способ сохранить статус-кво во власти. Лишь 6 % граждан считают предложенный ХМАО — Югре механизм выборов лучшим, а большинство (63 %) предпочли бы прямые выборы губернатора («народ должен знать, что от него что-то зависит») [18].

Согласно Конституции РФ, федеративное устройство страны основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ (Ст. 5, п. 3) [19]. Также, согласно статье 11 Конституции РФ, государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. А статьей 12 закреплено и гарантировано право на местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [19].

В результате проведенного анализа исторических и правовых предпосылок процесса формирования института региональной политической власти Тюменской области и ХМАО — Югры, а также вторичного анализа данных социологического опроса, проведенного институтом социального маркетинга «ИНСОМАР», автором данной статьи сформирован вывод о наличии определенных особенностей процесса наделения гражданина РФ полномочиями губернатора Тюменской области и входящего в ее состав ХМАО — Югры, позволяющих охарактеризовать данный процесс как сложноустроенную модель формирования высшего политического руководства автономного округа, непосредственное участие в котором принимают сразу несколько институтов власти, в том числе Президент РФ и губернатор соседнего региона, окончательное решение по данному вопросу принимается законодательным (представительным) органом власти — Думой автономного округа. Население автономного округа не имеет возможности непосредственно участвовать в выборе губернатора своего региона (участие населения можно охарактеризовать как опосредованное, так как населением автономного округа на прямых выборах избираются все представители государственных структур и должностные лица, участвующие впоследствии в наделении полномочиями губернатора ХМАО — Югры, а именно: Президент РФ; губернатор Тюменской области; Дума автономного округа). При этом данная модель избрания на должность губернатора автономного округа в структуре общественного сознания имеет ярко выраженный негативный окрас, население автономного округа отдает предпочтение прямым выборам губернатора своего региона.

Обращаясь непосредственно к цели настоящей статьи, необходимо отметить, что региональные аспекты лидерско-элитной составляющей политических процессов в экспертном и массовом сознании в достаточной мере рассмотрены в работе А.В. Понеделкова, А.М. Старостина и Л.Г. Швец. В своем исследовании авторы, анализируя результаты социологического опроса, проведенного в 2014 году Южно-Российским институтом управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по исследованию лидерско-элитной составляющей региональных политических процессов в экспертном и массовом сознании, определяют, что в качестве лидерско-элитной конфигурации, ответственной за стабильность ситуации в государстве, на региональном а также на местном уровне респонденты достаточно уверенно выделили Президента РФ (79,6 %), руководителей субъектов РФ (61,19 %) и органы местного самоуправления (29,35 %) [20]. Также А.В. Понеделков, А.М. Старостин и Л.Г. Швец в своей работе приходят к выводу о том, что сегодня реальная конфигурация власти, замкнутая на

лидера, авторитарна. Об этом свидетельствуют ответы (населения) на вопрос: «Кому, на Ваш взгляд, сегодня реально принадлежит власть в регионе?» [20], при ответе на который респондентам было предложено выбрать не более 3 из 11 возможных вариантов ответа. 49,25 % населения указали, что на сегодняшний день реальная власть в регионе находится в руках руководителя субъекта РФ (Президента республики, губернатора края или области); 25 % респондентов также считают, что власть сосредоточена в руках коррумпированной части аппарата управления; 24,25 % выразили мнение о том, что власть в регионе принадлежит богатым людям, коммерсантам, предпринимателям, банкирам; 22,25 % указывают на принадлежность власти законодательному (представительному) органу власти субъекта РФ; другие из возможных вариантов ответов выбрали менее 20 % респондентов [20].

Принимая во внимание «сложноустроенную» схему государственного управления Тюменской области в целом, а также входящего в ее состав на правах равноправного субъекта РФ ХМАО — Югры, в целях наиболее точного определения лидерско-элитной конфигурации региональных политических процессов в структуре общественного сознания населения автономного округа, в рамках данного исследования автором был проведен анкетный опрос населения автономного округа, результаты которого представлены в таблицах 1 и 2.

Как было отмечено выше, опрос проведен среди граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории автономного округа, являющихся представителями различных социальных слоев населения, различного пола, различных возрастных групп старше 18 лет (обладающих активным избирательным правом). В опросе приняли участие 166 респондентов из различных муниципальных образований автономного округа.

Таблица 1. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, какие из перечисленных государственных органов, организаций и должностных лиц наиболее эффективно могут влиять на стабилизацию социально-экономической и политической ситуации в ХМАО — Югре

(выберите не более 3 вариантов)?»

Вариант ответа Количество респондентов, выбравших данный вариант, %

Президент РФ 39,8

Правительство РФ 22,9

Совет Федерации ФС РФ 3,0

Государственная Дума ФС РФ 7,2

Губернатор ХМАО — Югры 59,6

Дума ХМАО — Югры 29,5

Глава Администрации города 18,1

Губернатор Тюменской области 5,4

Тюменская областная Дума 3,0

Политические партии 4,2

Прокуратура 3,6

ФСБ РФ 3,0

МВД РФ 3,6

Вооруженные силы РФ (Армия) 0,0

Полномочный представитель Президента РФ в УрФО 1,8

Главный федеральный инспектор по ХМАО — Югре 2,4

Общественные организации 9,0

Религиозные организации 0,0

Крупные нефтегазовые компании (Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ) 26,5

Мафия, криминальные структуры 3,6

СМИ 4,8

Другое 7,8

Таблица 2. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Кому, на Ваш взгляд, сегодня реально принадлежит власть вХМАО — Югре (выберите не более 3 вариантов)?»

Вариант ответа Количество респондентов, выбравших данный вариант, %

Губернатору ХМАО — Югры 53,0

Думе ХМАО — Югры 22,0

Губернатору Тюменской области 7,2

Тюменской областной Думе 3,0

Полномочному представителю Президента РФ в УрФО 6,6

Отдельным политическим партиям и общественным организациям 12,0

Руководству крупных нефтегазовых компаний (Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ) 37,3

Богатым людям, коммерсантам, предпринимателям, банкирам 28,9

Мафии, криминальным структурам 12,0

Главному федеральный инспектор по ХМАО — Югре 0,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кому-то другому 12,7

Затрудняюсь ответить 6,0

В качестве лидерско-элитной конфигурации, ответственной за стабильность социально-экономической и политической ситуации в автономном округе, население уверенно выделяет губернатора автономного округа (59,6 %), Президента Российской Федерации (39,8 %), а также Думу автономного округа (29,5 %) и крупные нефтегазовые компании (Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ) (26,5 %). 5-е место занимает Правительство Российской Федерации (22,9 %), иные должностные лица, государственные органы, общественные, религиозные и иные организации выбрали от 0 до 20 % респондентов. 53 % населения считают, что сегодня реальная власть в автономном округе принадлежит Губернатору ХМАО — Югры; 37,3 % ответили, что власть находится в руках руководства крупных нефтегазовых компаний (Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ); по мнению 28,9 % респондентов, власть в регионе принадлежит богатым людям, коммерсантам, предпринимателям, банкирам; 22 % опрошенных считают, что власть принадлежит Думе автономного округа.

В результате проведенного исследования необходимо отметить, что на сегодняшний день отношение населения автономного округа к Губернатору, главам местных администраций и Думе автономного округа, следовательно, — всей лидерско-элитной конфигурации, претерпело кардинальные изменения. Так, в своей работе А.В. Боярских отмечает, что 58 % населения автономного округа осенью 1999 года придерживались мнения, что первоочередное влияние на ситуацию в регионе оказывают главы местных администраций, 25 % населения выделяли при ответе на данный вопрос руководителей крупных предприятий, и только 18 % — губернатора [21].

Сложившаяся система административно-территориального устройства и государственного управления ХМАО — Югры, которая представлена «сложноустроенной» формой, оказывает существенное влияние на формирование лидерско-элитной конфигурации власти и феномена политического лидерства в структуре общественного сознания населения автономного округа, который входит в состав Тюменской области в качестве равноправного субъекта РФ. Также, несмотря на тот факт, что единственным губернатором, избранным в ходе прямых выборов населением, является губернатор Тюменской области, жители ХМАО — Югры почти не считают его способным каким-либо образом влиять на социально-экономическую и политическую ситуацию в автономном округе (данный вариант ответа выбрали 5,4 % респондентов). Показатели, полученные в результате проведенного исследования относительно отношения населения автономного округа к политической значимости для ХМАО — Югры губернатора Тюменской области, также подтверждаются итогами двух последних избирательных кампаний по выборам губернатора Тюменской области (таблица 3) [22].

Таблица 3. Результаты выборов Губернатора Тюменской области

Выборы Губернатора Тюменской области (14.09.2014)

Показатель Тюменская область (без АО) ХМАО — Югра ЯНАО

Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек %

Численность избирателей (по спискам на момент окончания процедуры голосования) 1 068 447 100 1 097 737 100 348 100 100

Число избирателей, принявших участие в выборах (в том числе путем досрочного голосования) 889 801 83,3 386 270 35,2 191 852 55,1

Выборы Губернатора Тюменской области (09.09.2018)

Показатель Тюменская область (без АО) ХМАО — Югра ЯНАО

Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек %

Численность избирателей (по спискам на момент окончания процедуры голосования) 1 093 558 100 1 088 765 100 346 423 100

Число избирателей, принявших участие в выборах (в том числе путем досрочного голосования) 626 291 57,3 386 596 35,5 228 565 66

В результате анализа результатов избирательных кампаний по выборам губернатора Тюменской области 2014 и 2018 годов можно утверждать о крайне низкой заинтересованности населения ХМАО — Югры в участии в процедуре избрания на данную должность. Стабильно высокий уровень явки избирателей демонстрирует сама Тюменская область (без учета автономных округов), а также ЯНАО, но, учитывая достаточно высокую разницу в количестве избирателей, проживающих на территории ХМАО — Югры и ЯНАО (1 088 765 и 346 423 человек), по данным последней проведенной избирательной кампании, сравнение показателя уровня явки избирателей между автономными округами не будет отражать полной картины политической позиции населения относительно вопроса избрания губернатора Тюменской области.

Выводы

Результаты проведенного автором исследования позволяют не согласиться с мнением А.В. Понеделкова, А.М. Старостина и Л.Г. Швец, утверждающих, что сегодня реальная конфигурация власти, замкнутая на лидера, авторитарна. Опираясь на данные авторского исследования, можно сделать выводы о том, что в ХМАО — Югре реальная конфигурация власти хоть и имеет авторитарные признаки, но все же не замыкается на персону одного политического деятеля — лидера. Результаты исследования показывают, что в структуре общественного сознании населения, в числе субъектов, способных эффективно влиять на стабилизацию социально-экономической и политической ситуации в автономном округе, а также имеющей реальную власть в регионе, помимо губернатора ХМАО — Югры и Президента РФ население определяет Думу автономного округа. Это, по мнению автора, связано с особенностями процедуры избрания губернатора автономного округа (губернатор ХМАО — Югры избирается депутатами окружного парламента), вследствие чего в структуре общественного сознания населения формируется мнение о некоторой степени зависимости губернатора от Думы автономного округа и наличии реальной политической власти в руках законодательного органа ХМАО — Югры.

Также необходимо отметить, что в общественном сознании населения автономного округа преобладает мнение о достаточно высоком влиянии на политический процесс крупных нефтегазовых компаний (Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ), а также сосредоточении в руках руководства таких компаний реальной власти в автономном округе. По мнению автора, данный факт связан с экономической спецификой северных регионов, ввиду высокого присутствия нефтегазодобывающих компаний на их территориях, а также достаточно

серьезного участия таких компаний в социально-политических процессах путем инструмента государственно-частного партнерства. В отличие от периода формирования и становления новой российской государственности, в современных политических реалиях наблюдается существенное изменение лидерско-элитной конфигурации, которая, по мнению населения, обеспечивает социально-экономическую стабильность в автономном округе. Наблюдается усиление позиций окружной власти (губернатора и Думы автономного округа), в то время как позиции глав местных администраций оказываются существенно ниже, чем в 1999 году.

Результаты проведенного исследования, в своей совокупности, позволяют согласиться с мнением О.Е. Чуйкова, который предполагает формирование в структуре государственного управления нашей страны смешанной модели, являющейся симбиозом авторитарных и демократических основ. Такая модель в государственном и муниципальном управлении, по мнению О.Е. Чуйкова, может по праву считаться результатом сложения опыта не одного поколения лидеров, отображением исторических традиций. Особенности избирательного процесса в автономном округе (избрание губернатора автономного округа депутатами окружной Думы, при отсутствии прямых выборов), по данным инициативного социологического исследования, проведенного «ИНСОМАР», не одобряется населением ХМАО — Югры. Однако такие особенности избирательного процесса создают предпосылки для формирования смешанной модели государственного управления, при которой власть не замыкается на единоличного политического лидера — губернатора автономного округа. В такой системе сочетаются элементы авторитаризма и демократии. По мнению О.Е. Чуйкова, с которым можно согласиться, такая модель в государственном и муниципальном управлении может являться наиболее эффективной в будущем.

Специфика региональной экономики северных территорий, характеризующаяся высоким уровнем присутствия в регионе крупных нефтегазовых компаний (Газпром, ЛУКОЙЛ, Роснефть), также оказывает существенное влияние на проблему определения модели осуществления региональной власти. Так, по мнению населения автономного округа, вышеуказанные компании также имеют возможность оказывать существенное влияние на политические и социально-экономические процессы в автономном округе, а в руках их руководства, по мнению населения, сосредоточен большой объем власти в ХМАО — Югре.

Данный факт свидетельствует, возможно, о необходимости корректировки политики государственно-частного партнерства, участниками которой выступают высшее политическое руководство автономного округа и крупные нефтегазовые копании, работающие на территории ХМАО — Югры, что является предметом для дальнейшего исследования.

Библиографический список

[1] Бурамкина А.Л. Генезис понятия «Политическое лидерство» в русской классической социологии // Вестник ВЭГУ. - 2017. - № 1. - С. 136-142.

[2] Самсонова Т.Н., Шпуга Е.С. Политическое лидерство перед вызовами современности // Вестник Московского университета. Серия 18: социология и политология. - 2016. - № 4. - С. 142-163.

[3] Шпуга Е.С. Политическое лидерство как механизм интеграции общества: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Москва, 2014. - 26 с.

[4] Рубанова Е.Ю., Левина Е.М. Психологические особенности политического лидерства // Ученые заметки ТОГУ. - 2018. - № 2. - С. 399-404.

[5] Щербина Н.Г. Теории политического лидерства: учебное пособие. - Москва: Издательство «Весь мир», 2004. - С. 184.

[6] Чуйков О.Е. Политическое лидерство в современной системе государственного управления России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2017. - № 1. - С. 136-142.

[7] McDermott R., Lopez A.C., Hatemi P.K. An Evolutionary Approach to Political Leadership // Security Studies. - 2016. - No 25(4). - P. 677-698.

[8] Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. - Москва: Захаров, 2005. - 346 с.

[9] Богомолова Л.Л. Социально-экономические проблемы и приоритеты устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в условиях геополитической нестабильности // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2015. -№ 6. - C. 37-42.

[10] Сердюков Д.В. В поисках оптимальной модели административно-территориального устройства Тюменской области // Тюменская область: исторический опыт экономического и социального развития. (21-23 мая 2009 г.): Материалы всероссийской научной конференции, посвященной 65-летию Тюменской области. - Тюмень: ТИУ, 2009. - С. 137-142.

[11] Закон Тюменской области № 53 «Об административно-территориальном устройстве Тюменской области» от 04.11.1996 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/local_gov/local_law/law.htm?id=10439102%40cmsArticle (дата обращения: 20.07.2019).

[12] Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/about/bylaws.htm (дата обращения: 20.07.2019).

[13] Устав Тюменской области № 6 от 30.06.1995 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/about/bylaws.htm (дата обращения: 20.07.2019).

[ 14] Устав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 4-оз от 26.04.1995 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dumahmao.ru/generalinformation/thebasicdocuments/charterhmao/ (дата обращения: 20.07.2019).

[15] Стариков Н.В. Власть. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 320 с.

[16] Тиханов К.А. Целесообразный отказ от прямых выборов и введение системы назначения глав субъектов Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2019. - № 2. - С. 118-125.

[17] Устименко С.В. Губернаторы современной России: выборы или назначение // Ученые записки РГСУ. - 2012. - № 10. - С. 115-118.

[18] Общественное мнение о социально-политической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе за три месяца до выборов губернатора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.insomar.ru/politika/politika_25.html (дата обращения: 25.07.2019).

[19] Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld=134&dst=1 00081,0&rnd=0.131004096402785#015933535262939302 (дата обращения: 25.07.2019).

[20] Понеделков А.В., Старостин А.М., Швец Л.Г. Лидерско-элитная составляющая политических процессов в экспертном и массовом сознании (региональный аспект) // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). - 2015. - № 2. - С. 1-13.

[21] Боярских А.В. Анализ специфики региональных выборов и влияние избирательных технологий на электоральное поведение (на примере опыта избирательных кампаний в Тюменской области) // Вестник Тюменского государственного университета. - 2006. - № 1. - С. 118-126.

[22] Избирательная комиссия Тюменской области: Выборы и референдумы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.tyumen.vybory.izbirkom.ru/region/tyumen (дата обращения: 25.07.2019).

References

[1] Buramkina, A.L. (2017). The Genesis of the Concept of "Political Leadership" in Russian Classical Sociology. Vestnik VEGU, 1(93), 136-142.

[2] Samsonova, T.N., & Shpuga, E.S. (2016). The challenges political leadership faces in the modern world. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 4(22), 142-163.

[3] Shpuga, E.S. (2014). Political leadership as a mechanism for integrating society (PhD thesis, Moscow State University, Russian Federation).

97

[4] Rubanova, E. Yu., & Lyovina, E.M. (2018). Psychology of political leadership. Scientific Notes Pacific National University, 2(9), 399-404.

[5] Scherbina, N.G. (2004). Theories of political leadership. Moscow: Ves' mir.

[6] Chuikov, O.E. (2017). Political Leadership in the Modern System of State Administration of Russia. Izvestia of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology, 1(17), 136-142.

[7] McDermott, R., Lopez, A.C., & Hatemi, P.K. (2016). An Evolutionary Approach to Political Leadership. Security Studies, 25(4), 677-698.

[8] Kryshtanovskaya, O.V. (2005). Anatomy of the Russian elite. Moscow: Zakharov.

[9] Bogomolova, L.L. (2015). Socio-economic problems and sustainable development priorities of the Khanty-Mansiysk Autonomous district - Ugra in the conditions of geopolitical instability. International Scientific Journal "Innovation Science", 6(1), 37-42.

[10] Serdyukov, D.V. (2009). In search of an optimal model of the administrative-territorial structure of the Tyumen region. In Tyumen region: historical experience of economic and social development (pp. 137-142). Tyumen: Tyumen Industrial University.

[11] The law of the Tyumen region No. 53 "On the administrative-territorial structure of the Tyumen region" (1996, November). Retrieved from https://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/local_gov/local_law/law.htm?id= 10439102%40cmsArticle.

[12] Federal Law No. 184-ФЗ "On General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation" (1999, October). Retrieved from https://admtyumen.ru/ogv_ru/about/bylaws.htm/

[13] Statute of the Tyumen region No 6. (1995, June). Retrieved from https://admtyumen.ru/ogv_ru/about/bylaws.htm.

[14] Statute (Basic Law) of the Khanty-Mansiysk Autonomous district - Ugra N 4-oz. (1995, April). Retrieved from https://www.dumahmao.ru/generalinformation/thebasicdocuments/charterhmao/.

[15] Starikov, N.V. (2016). Power. St. Petersburg: Piter.

[16] Tikhonov, K.A. (2019). Expedient refusal from direct elections and introduction of the system of heads of subj ects of the Russian Federation appointment. Bulletin of the Saratov State Law Academy, 2, 118-125.

[17] Ustimenko, S.V. (2012). Governors of modern Russia: election or appointment. Scientific Notes of RSSU, 10(110), 115-118.

[18] Public opinion on the socio-political situation in the Khanty-Mansiysk Autonomous District three months before the election of the governor. (2015, June). Retrieved from http://www.insomar.ru/politika/politika_25.html.

[19] Constitution of the Russian Federation. (1993, December). Retrieved from http://www.consultant.ru/.

[20] Ponedelkov, A.V., Starostin, A.M., & Shvets, L.G. (2015). leader and elite component of political processes in expert and mass consciousness (regional aspect). Bulletin of the Moscow Region State University, 2, 1-13.

[21] Boyarskih, A.V. (2006). Analysis of the specifics of regional elections and the impact of electoral technologies on electoral behavior (using the experience of election campaigns in the Tyumen region as an example). Bulletin of the Tyumen State University, 1, 118-126.

[22] Tyumen Region Election Commission: Elections and Referenda. Retrieved from http://www.tyumen.vybory.izbirkom.ru/region/tyumen.

Получена / Submitted: 14/03/2020

Доработана / Revised: 13/04/2020

Принята к публикации / Accepted: 22/05/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.