ПАРТИЙНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ В ЛОКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ В УСЛОВИЯХ СОХРАНЕНИЯ И ОТМЕНЫ ПРЯМЫХ ВЫБОРОВ ГЛАВ
МУНИЦИПАЛИТЕТОВ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
PARTY PLURALISM IN LOCAL POLITICS IN THE CONTEXT OF MAINTAINING AND CANCELING DIRECT ELECTIONS OF HEADS OF
MUNICIPALITIES IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE TYUMEN REGION)
УДК 352.075.31
Мокан Константин Игоревич
студент, Сургутский государственный университет, Россия, Сургут Mokan Konstantin Igorevich [email protected]
АННОТАЦИЯ
На сегодняшний момент времени на всей территории Российской Федерации наблюдается тенденция к отказу от прямых выборов глав муниципальных образований в пользу неэлекторальных процедур формирования исполнительных органов власти муниципалитета. Такой подход существенно сказывается на сужении политического спектра в локальном аспекте и является проблематичным, с точки зрения легитимизации локальных органов самоуправления. Кардинальные изменения в плане форм выборов глав муниципальных образований также стали происходить и на территории Тюменской области. Для Ханты-Мансийского автономного округа с 2014 года начинается процесс внесения изменений в уставы муниципальных образований 1-го и 2-го уровней, в пользу отказа от прямых выборов глав населением муниципального образования и замены прямых выборов на иные, неэлекторальные процедуры формирования исполнительного органа власти муниципалитета, для Ямало-Ненецкого автономного округа этот процесс начался с 2016 года. В настоящей работе кратко анализируется влияние тенденции к отказу от прямых выборов глав муниципальных образований в пользу неэлекторальных процедур формирования исполнительных органов власти муниципалитета, на сужение политического спектра в локальном аспекте.
ANNOTATION
At the moment, there is a tendency throughout the Russian Federation to reject direct elections of heads of municipalities in favor of non-electoral procedures for the formation of Executive bodies of the municipality. This approach significantly affects the narrowing of the political spectrum in the local aspect and is problematic from the point of view of legitimizing local self-government bodies. Cardinal changes in terms of the forms of elections of heads of municipalities also began to occur in the Tyumen region. For the Khanty-Mansi Autonomous Okrug, the process of making changes to the statutes of municipalities of the 1st and 2nd levels begins in 2014, in favor of abandoning direct elections of heads by the population of the municipality and replacing direct elections with other, non-electoral procedures for forming the Executive authority of the municipality, for the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, this process began in 2016. This paper briefly analyzes the impact of the tendency to abandon direct elections of heads of municipalities in favor of non-electoral procedures for the formation of Executive bodies of the municipality, on the narrowing of the political spectrum in the local aspect. Ключевые слова: муниципальное образование; глава муниципального образования; неэлекторальные процедуры; выборы; политическая конкуренция; Тюменская область.
Keywords: municipal formation; head of municipal formation; non-electoral procedures; elections; political competition; Tyumen region.
В 2014 году на территории субъектов Российской Федерации, в том числе и на территории субъектов, являющихся частью сложноустроенной Тюменской области, начался массовый процесс, связанный с отменой прямых выборов глав муниципальных образований. Начало этому процессу положил Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», позволивший с этого момента законодательным органам власти субъектов, самостоятельно определять форму избрания глав муниципальных образований, расположенных на территории субъекта.
В связи с этим процессом, среди муниципальных образований большое распространение получили два варианта неэлекторальных процедур формирования. В первом случае глава муниципалитета избирается из числа депутатов местной думы, во втором случае, они только участвуют в работе конкурсной комиссии, которая отбирает кандидатов. При этом, в случае
варианта с комиссией, она лишь наполовину формируется из представителей муниципалитета, вторую ее половину составляют представители региона. Решающий голос в комиссии принадлежит председателю, который, как правило, является доверенным лицом губернатора субъекта Российской Федерации.
Среди исследователей проблематики состояния регионального партийного плюрализма в условиях отмены прямых выборов глав муниципалитетов можно отметить таких отечественных политологов и регионалистов как Н.В. Зубаревич, А.В. Кынев А.Е. Любарев, Р.Ф. Туровский, С.Г. Зырянов, А.Н. Максимов, Н.В. Панкевич, Н.В. Петрову. Так А.В. Кынев, А.Е. Любарев и А.Н. Максимов в своей совместной работе «Региональные и местные выборы 2014 года в России в условиях новых ограничений конкуренции» высказывают мнение о том, что новая муниципальная реформа может повлиять на состояние политической конкуренции, снижая конкуренцию для кандидатов от «Единой России», при чем повлиять на политическую конкуренцию не только внутри муниципальных образований, но и на политическую конкуренцию всего субъекта, в частности [1, с. 251].
Для того чтобы доказать или опровергнуть, прямое влияние новой муниципальной реформы на партийный плюрализм внутри Тюменской области, нами было проведено исследование, заключающиеся в анализе наличия или отсутствия зависимости между показателями политического плюрализма в локальной политической жизни и способами назначения глав муниципалитетов.
Исследование проводится по ряду показателей, первым является показатель партийного разнообразия в муниципальных образованиях, где проводятся (отменены) прямые выборы на должность главы муниципалитета. Второй показатель, уровень распространения избирательных (конкурсных) кампаний со значительным или незначительным количеством кандидатов на пост главы муниципального образования, рассчитывается, по количеству избирательных (конкурсных) кампаний в муниципальных образованиях, в которых количество претендентов на должность главы муниципалитета: 1) до 1 чел.; 2) до 2 чел.; 3) свыше 2 чел.
ХМАО-Югра
Тюменская область
' ■14%Лл;9%
%
38%
50% 9% 6 % 27 %
ХМАО-Югра
ЯНАО
■6% 43%
4"%
I Единая Россия
□ ЛДПР
31%
Рисунок 1. Партийная принадлежность кандидатов на должность главы муниципального образования 1-го уровня в субъектах Тюменской области в период с 2016 по 2018 гг.
МО, в которых претендентов на пост главы представлено в количестве свыше 2 чел.
МО, в которых претендентов на пост главы представлено в количестве до 2 чел.
МО, в которых претендентов на пост главы представлено в количестведо1чел.
МО, в которых претендентов на пост главы представлено в количестве свыше 2 чел.
МО, в которых претендентов на пост главы представлено в количестве до 2 чел.
20
7
50
11
Рисунок 2. Уровень распространения избирательных (конкурсных) кампаний со значительным (незначительным) количеством кандидатов для муниципальных образований Тюменской области 1-го уровня в
период с 2016 по 2018 гг.
Исходя из данных, изображенных на Рис.1 и Рис.2, мы видим, что в муниципальных образованиях 1-го уровня, относящихся к субъектам сложносоставной Тюменской области, а именно Ханты-Мансийскому автономному округу, Ямало-Ненецкому автономному округу и Тюменской области, наблюдается смещение в сторону широкого распространения избирательных (конкурсных) кампаний со значительным числом участников.
При этом, основную конкуренцию среди кандидатов, составляют представители от политической партии «Единая Россия» и кандидаты-самовыдвиженцы, тогда как другие политические акторы, слабо проявляют себя.
ХМАО-Югра
ЯНАО
Тюменская область
:9%:
40%
50%
53% % 25%
50% 50%
^^ЧТ^^И. ■. ■. 19ЛИ!
ХМАО-Югра ЯНАО
■ Единая Россия □ ЛДПР
1 КПРФ □ Самовыдвижение (беспартийные)
Рисунок 3. Партийная принадлежность кандидатов на должность главы муниципального образования 2-го уровня в субъектах Тюменской области в период с 2016 по 2018 гг.
МО, в которых претендентов на пост главы представлено в количестве свыше 2 чел.
МО, в которых претендентов на пост главы представлено в количестве до 2 чел.
МО, в которых претендентов на пост главы представлено в количестве до
МО, в которых претендентов на пост главы представлено в количестве свыше 2 чел.
МО, в которых претендентов на пост главы представлено в количестве до 2 чел.
I Общее количество муниципальных образований
л
а
о К
ю О о н
л 03 к ч
<и 03 о
« 03
е о
й и а
к е
а
С
Рисунок 4. Уровень распространения избирательных (конкурсных) кампаний со значительным (незначительным) количеством кандидатов для муниципальных образований Тюменской области 2-го уровня в
период с 2016 по 2018 гг.
44%
50%
11
9
3
3
3
Из данных, представленных на Рис. 3 и Рис. 4, мы видим, что ситуация среди муниципальных образований 2-го уровня, немного, но схожа с той, что мы наблюдали среди муниципальных образований 1 -го уровня. В муниципалитетах 2-го уровня, также большинство кандидатур, представлено членами политической партии «Единая Россия» и кандидатами-самовыдвиженцами (беспартийные), представителей других политических объединений здесь еще меньше, чем в муниципалитетах 1-го уровня. Обращаясь к данным Рис. 4, мы также видим, что в большинстве муниципальных образований 2-го уровня, количество кандидатов на пост главы муниципального образования, свыше 2 человек (претендентов) на место главы муниципалитета.
Таким образом, в случае муниципальных образований сложноустроенной Тюменской области, высказывание А.В. Кынева, А.Е. Любарева и А.Н. Максимова о том, что отмена прямых выборов на должность глав муниципалитетов влияет на политическую конкуренцию и в принципе на количество претендентов на пост главы не подтверждено. Поскольку, в тех случаях, когда на пост главы муниципального образования не проводились прямые выборы, среди муниципалитетов 1 -го и 2-го уровней, мы могли наблюдать большое количество избирательных кампаний со значительным числом участником, схожий процесс мы видели и среди тех муниципальных образований, где прямые выборы глав проводились. То есть, исходя из этого, мы можем сделать вывод, что политические акторы (партии, группы интересов и т.п.) либо не заинтересованы в участии в избирательных (конкурсных) кампаниях, поскольку не считают это для себя нужным, либо таковых политических акторов нет. Следовательно, в условиях, сложившихся среди муниципалитетов сложноустроенной Тюменской области, можно сказать, что показатели политического плюрализма в локальной политической жизни субъекта слабо связаны, либо не связаны вовсе со способами назначения на пост главы муниципального образования.
Литература
1. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация / Н.В. Зубаревич. - М.: Независимый институт социальной политики, -2010. - 160 с.
2. Зырянов С.Г. Выборы глав муниципальных образований: проекты реформаторов и общественные ожидания // Социум и власть. — 2014. — №2. — С. 49-56.
3. Кынев А.В., Любарев А.Е., Максимов А.Н. Региональные и местные выборы 2014 года в России в условиях новых ограничений конкуренции
/ А.В. Кынев, А.Е. Любарев, А.Н. Максимов. - М.: Фонд «Либеральная миссия», - 2015. - 374 с.
4. Панкевич Н.В. Модели федеративного устройства: закономерности политической трансформации / Н.В. Панкевич. - М.: Институт философии и права РАН, - 2013. - 192 c.
5. Петрова Е.В. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в некоторых сибирских регионах // Власть. — 2015. — №3. — С. 108-112.
6. Туровский Р.Ф. Местное самоуправление в России и эволюция политического режима // ProNuc. Современные политические процессы.
— 2015. — С. 82-98.
7. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=17489 7&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.024327655653272773#04737119914 359409 (дата обращения 19.04.2020).
Literature
1. Zubarevich N. V. Regions of Russia: inequality, crisis, modernization / N. V. Zubarevich. - Moscow: Independent Institute of social policy, 2010. - 160 p.
2. Zyryanov S. G. Elections of heads of municipal formations: reformers ' projects and public expectations. 2014. - no. 2. - Pp. 49-56.
3. Kynev A.V., lyubarev A. E., Maksimov A. N. Regional and local elections of 2014 in Russia in the conditions of new competition restrictions / A.V. Kynev, A. E. lyubarev, A. N. Maksimov. - M.: Foundation "Liberal mission", - 2015.
- 374 p.
4. Pankevich N. V. Models of the Federal structure: regularities of political transformation / N. V. Pankevich, Moscow: Institute of philosophy and law of the Russian Academy of Sciences, 2013, 192 p.
5. Petrova E. V. Problems and prospects of local self-government development in some Siberian regions // Power. - 2015. - №3. - P. 108-112.
6. Turovsky R. F. Local self-government in Russia and the evolution of the political regime / / ProNuc. Modern political process. - 2015. - Pp. 82-98.
7. Federal law No. 136-FZ of 27.05.2014 "on amendments to article 26.3 of the Federal law" on General principles of organization of legislative
(representative) and Executive bodies of state power of the subjects of the Russian Federation" and the Federal law "on General principles of organization of local self-government in the Russian Federation". Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=17489 7&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.024327655653272773#04737119914 359409 (accessed 19.04.2020).