Научная статья на тему 'Личный архивный фонд В. М. Красовской в ЦГАЛИ Санкт-Петербурга'

Личный архивный фонд В. М. Красовской в ЦГАЛИ Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.М. КРАСОВСКАЯ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА / ЛИЧНЫЙ АРХИВ / PERSONAL ARCHIVE / CENTRAL STATE ARCHIVE OF LITERATURE AND ART IN ST. PETERSBURG / V.M. KRASOUSKAYA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грабова Л.В.

Автор дает обзор личного архивного фонда В.М. Красовской. Подробнее с его материалами можно будет ознакомиться в читальном зале Центрального государственного архива литературы и искусства после завершения научного описания фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal archives of V.M. Krasovskaya in the Central State Archive of Literature and Arts of St. Petersburg

The author gives an overview of the personal archive fund V.M. Krasovsky. This materials will be available in the reading room of the Central State Archive of Literature and Art after the completion of the scientific description of the fund.

Текст научной работы на тему «Личный архивный фонд В. М. Красовской в ЦГАЛИ Санкт-Петербурга»

УДК 792.8

Л. В. Грабова

ЛИЧНЫЙ АРХИВНЫЙ ФОНД В. М. КРАСОВСКОй

В ЦГАЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В 1990 г. Вера Михайловна Красовская начала передачу своего ценнейшего и огромного архива в Центральный государственный архив литературы и искусства Ленинграда. После кончины Веры Михайловны передача архива завершилась ее мужем Давидом Иосифовичем Золотницким и братом, Юрием Михайловичем Красовским.

Фонд 517 включает документы к биографии, творческой деятельности, переписку и другие документы за 1930-2000 годы1. Сведения к родословной записал Ю. М. Красовский, он же передал фотографии семьи Красовских-Зиновьевых. На обороте фотопортретов — надписи: о деде по матери, Николае Алексеевиче Зиновьеве (1839-1917), занимавшем посты губернатора Тулы и Могилева, члена Госсовета и товарища Министра внутренних дел, о прадеде по отцу — Красовском (Корвин-Красовском) Аполлинарии Каэтановиче (1817-1875), профессоре архитектуры, авторе труда «Гражданская архитектура. Части зданий. С атласом чертежей на 102 листах» (СПб, 1851) и о других представителях аристократического рода.

Справки, удостоверения, характеристики и другие официальные документы констатируют факты биографии В. М. Красовской.

В Личном листке по учету кадров, заполненном 14 января 1953 г., в графе — «бывшее сословие родителей», ее рукой записано — «Дворяне».

Свидетельство о рождении, выданное Московским районным отделом ЗАГС г. Петрограда 21 июля 1921 г., удостоверяет, что в метрической книге Церкви при Институте гражданских инженеров за 1915 г., в статье под № 7 имеются сведения о факте рождения Красовской Веры Михайловны 29 августа (по старому стилю) 1915 г.

19 февраля 1941 г. В. М. Красовская во время урока (тренажа) получила растяжение связок голеностопного сустава, вызванное ранее полученной травмой и ослаблением связок. Этот факт подтвержден двумя актами, один из которых подписан артистками балета Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова: Кремшевской, Каплан и Лебедевой.

С начала войны Вера Михайловна выступает с концертной бригадой перед моряками Краснознаменного Балтийского флота, с 1943 г. работает в Доме Красной Армии Белебеевского гарнизона. Через тридцать лет плодотворного труда

1 В тексте использована информация из фонда «Красовская Вера Михайловна (19151999), театровед, педагог, доктор искусствоведения». Ввиду того, что фонд находится в процессе научного описания, дать ссылки на номер описи и дела не представляется возможным.

22 Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 6 (41) 2015

В. М. Красовской в области истории и теории хореографического искусства 29 июня 1973 г. Ю. В. толубеев, К. Ю. Лавров и П. А. Гусев подписали обращение Ленинградского отделения ВтО в Государственный комитет при Совете Министров РСФСР о выдвижении ее на соискание Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского за создание фундаментального исследования «Русский балетный театр».

В 1966 г. В. М. Красовская вступила в Союз писателей РСФСР. Членом Союза писателей она могла бы стать и раньше, так как еще 27 марта 1959 г. писатель Николай Николаевич Никитин писал в приемную комиссию Ленинградской организации Союза писателей РСФСР: «Я хорошо знаю деятельность В. М. Красовской, как по ее книгам, так и по ее работам в журнале «Звезда», постоянным сотрудником которой она является. Ее большие статьи (наприм. «Уланова», «О Спартаке», «О лирике и драме балетного спектакля»), ее книги, выпущенные за последние годы (монография «Чабукиани», «Русский балетный театр»), говорят о ее глубоком знании материала, настоящей научной и критической эрудиции, кроме того они всегда интересно, культурно написаны и пользуются вниманием очень широкого круга читателей, а не только узкого круга специалистов. Все это, вместе с тем настоящим дарованием, которое чувствуется в ее трудах, заставляет меня просить Л.О. ССП принять В. М. Красовскую в члены Союза».

Следующий раздел фонда — «Рукописи» содержит статьи, очерки, информационные обзоры о балете, тексты выступлений и интервью, отзывы и рецензии В. М. Красовской на книги и публикации о балете, рецензии на балетные спектакли и рукописи, отзывы о работах студентов.

В научном и дружеском общении с Верой Михайловной находился многочисленный круг современников, что нашло отражение в самом обширном разделе фонда — переписке. Она получала сотни писем — от друзей, из издательств, редакций, от искусствоведов, читателей, иностранных корреспондентов. Вероятно, кроме научных интересов, ей доставляла наслаждение переписка на английском и французском языках, которыми она владела свободно. 2 июня 1965 г. в одном из писем неизвестному лицу с обращением «дорогой Анатолий Яковлевич» Вера Михайловна пишет: «Я просто-таки обожаю Ваши письма. Вы даже не представляете, как они в духе нашей семьи. Мама, например, просто не замечает, что разговаривая со мной и моим братом, она составляет самые причудливые фразы из русских, английских и французских слов. да и мы не очень это замечаем, хотя посторонние иногда удивляются». В конце письма фраза: «Посылаю Вам мою фотографию, самую любимую. Впрочем, это не совсем верно. других — вообще нет». Возможно, этим признанием объясняется почти полное отсутствие фотографий в фонде. Впрочем, какие-то фотографии Вера Михайловна передала в музей Хореографического училища, за что ее 31 января 1967 г. запиской благодарила заведующая музеем Мариэтта Харлампиевна Франгопуло: «Верочка, большое спасибо за прелестные фото, которые 30-го принес мне твой юноша. Это отличное пополнение для Музея».

Заслуги В. М. Красовской были признаны коллегами. «Я думаю, что эта Ваша работа пользуется большим успехом у читателя — он, бедный, редко получает

Л. В. Грабова. Личный архивный фонд В. М. Красовской в ЦГАЛИ Санкт-Петербурга 23

книги, где о балете пишут живо, ярко и образно»- написал после выхода очередного труда Веры Михайловны Борис Александрович Львов-Анохин. Ее благодарили артисты балета: «Дорогая Верочка! Большое Вам спасибо за добрые слова, которые Вы написали к моему творческому вечеру» — писала Н. М. Дудинская 2 июля 1966 г. — «Для меня это было очень важным, радостным событием. Я очень ценю Ваше мнение. Поэтому, я всегда горда и счастлива, когда под строчками, написанными обо мне, стоит Ваше имя. Целую Вас крепко, крепко и еще раз благодарю».

Подробнее с материалами Веры Михайловны Красовской можно будет ознакомиться в читальном зале Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга после завершения научного описания фонда. Надеемся, что духовное наследие Веры Михайловны Красовской будет востребовано, а ее самоотверженный труд станет примером для будущих балетных критиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.