Научная статья на тему 'В. М. Красовская и Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой'

В. М. Красовская и Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
247
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.М. КРАСОВСКАЯ / VERA KRASOVSKAYA / ЛЕНИНГРАДСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А.Я. ВАГАНОВОЙ / VAGANOVA BALLET ACADEMY / БАЛЕТОВЕДЕНИЕ / КАФЕДРА БАЛЕТОВЕДЕНИЯ / DEPARTMENT OF THE THEORY AND HISTORY OF BALLET / HISTORY OF BALLET

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Илларионов Б.А.

В статье освещается научный путь В.М. Красовской, выдающегося ученого-балетоведа, в связи с ее деятельностью в Ленинградском хореографическом училище (ныне Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой). Установлены дата начала литературной деятельности В.М. Красовской, факт и даты ее работы преподавателем истории балета в Ленинградском хореографическом училище. Представлена фактология создания и деятельности кафедры балетоведения Академии. Определено значение уникальной научной картотеки В.М. Красовской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.M. Krasovskaya and the Vaganova Ballet Academy

The article contains the story of scientific work of V.M. Krasovskaya who was an outstanding ballet researcher, alumnus and professor of the Vaganova Ballet Academy. The article establishes starting date of Krasovskaya’s literary activities, reveals facts and details of founding of the Department of the theory and history of ballet at the Vaganova Dallet Academy. It also evaluates significance of Krasovskaya research file cabinet.

Текст научной работы на тему «В. М. Красовская и Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой»

УДК 792.8

Б. А. Илларионов В. М. КРАСОВСКАЯ

И АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А. Я. ВАГАНОВОЙ

Судьба Веры Михайловны Красовской неразрывно связана с Академией Русского балета. Она — выпускница этой Школы, ученица Агриппины Яковлевны Вагановой. Это — ключевой факт ее биографии.

Личность Красовской — и творческую, и человеческую — сформировали два обстоятельства: профессиональное образование танцовщицы и необыкновенная способность к самоорганизации и самообразованию. Удивительно, но факт: она поступила в аспирантуру Государственного научно-исследовательского института театра и музыки (Зубовский институт, нынешний РИИИ) с дипломом хореографического училища, то есть, формально не имея высшего образования, и стала великим ученым.

Известно, что первая публикация Красовской относится к 1941 г. Ею стал творческий портрет молодой балерины Аллы Шелест в ленинградском журнале «Искусство и жизнь» [см.:1, с. 46]. В балетоведении эта дата считается точкой отсчета писательской деятельности Веры Михайловны. Сомнения, казалось бы, исключает и перечень ее работ в «Библиографическом указателе трудов» [2, с. 40]. Однако необходимо обратить внимание на следующие сведения.

В конце 1930-х гг. Ю. И. Слонимский готовил к печати книгу «Драматургия балета. Статьи и материалы». Была выполнена верстка, корректура, отпечатаны сигнальные экземпляры. Но, как пишет П. А. Гусев: «Написанная в 1938-1939 годах «Драматургия балетного театра XIX века» ждала издания очень долго. Я был в числе немногих читателей рукописи, радовался открытиям, которые она вносила в мировую литературу о балете, и очень горевал, узнав, что во время блокады Ленинграда погибли отпечатанные листы книги» [3, с. 6]. Но погиб набор, а сигнальный экземпляр сохранился у Петра Андреевича Гусева. В 1990-е гг. мне довелось познакомиться с этим экземпляром, благодаря любезности вдовы П. А. Гусева Валентины Васильевны Румянцевой (ксерокопия сигнального экземпляра книги хранится в архиве автора). На титульном листе значится: «Слонимский Ю. Драматургия балета. Статьи и материалы. Общая редакция П. Гусева. Государственное издательство «Искусство». Ленинград. 1941».

Для этого издания Красовской сделаны три перевода:

- либретто Сальватора Вигано балета «Весталка» [4, с. 207-210] (на с. 210 указано: «Перевод В. Красовской»);

- либретто Жюля Перро и Фанни Черрито балета «Ундина или Наяда» [4, с. 271-274] (на с. 274 указано: «Перевод В. Красовской»);

- либретто Теофиля Готье и Артюра Сен-Леона балета «Пакеретта» [4, с. 293306] (на с. 306 указано: «Перевод В. Красовской»).

Таким образом, мы установили, что не статьей об А. Я. Шелест в 1941 г., а этими переводами начинается литературное творчество В. М. Красовской. Кроме того, подобный дебют неслучаен: Вера Михайловна с детства свободно владела несколькими иностранными языками, что будет неоценимым подспорьем в работах по истории западноевропейского балета.

Следует обратить внимание еще на один малоизвестный факт биографии ученого. Первая запись в трудовой книжке В. М. Красовской свидетельствует, что она поступила в труппу Государственного академического театра оперы и балета (впоследствии — имени С. М. Кирова) 15 июня 1933 г. 19 сентября 1941 г. ей «Предоставлен отпуск без сохранения содержания на время эвакуации театра. Прик [аз] 96 от 22.09.41».

Следующая запись представляет особый интерес: «1950. I (январь). 27. Лен. Гос. Хореографическое Уч-ще. Преподаватель истории балета. Пр. № 11-1950». Через полтора года, в течение которых проработала в этой должности В. М. Красовская, появляется запись: «1951. IX (сентябрь). 15. Освободить ввиду необходимости работы над диссертацией». Этот период деятельности Красовской-педагога нам не известен, и, возможно, он станет предметом будущих изысканий. Главная причина в том, что она сама никогда о нем не рассказывала. После кончины Веры Михайловны ее супруг Давид Иосифович Золотницкий скупо сообщил, что она ушла, поскольку на педсоветах подвергалась «проработкам» за свои статьи в печати.

Красовская перестала быть сотрудницей хореографического училища, но всем своим творчеством оставалась связанной с ним. Она писала об училище, о его выпускных спектаклях, педагогах. Но самое главное — в центре ее исследований и критических статей всегда были воспитанники старейшей русской балетной школы.

Сюда, уже в Академию Красовская вернется в конце жизни, став выдающимся ученым с мировым именем. В 1995 г. руководителями Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Леонидом Николаевичем Надировым и игорем Дмитриевичем Бельским было принято решение о начале подготовки балетоведов. На созданную двумя годами ранее кафедру истории и теории хореографического искусства, которой заведовала Марина Александровна Ильичева, профессором-консультантом пригласили В. М. Красовскую. Так получилось (реорганизации и оптимизации бывали всегда), что в тот год Красовскую уволили из Театрального института «по окончанию срока работы». Академия Русского балета стала последним местом работы Веры Михайловны. Спустя год Ильичева перешла на постоянную работу в Мариинский театр, и Красовская совершенно естественно возглавила кафедру истории и теории хореографического искусства.

Три года — с 1996 по 1999 — она занимала пост заведующего кафедрой. Красовская не читала лекций, но принимала активное участие в жизни кафедры. Она давала консультации, принимала участие в обсуждении учебных планов и программ, присутствовала на защите курсовых работ (до дипломных она, увы, не дожила). И, что очень важно, в этот период преподавать в Академию пришли ее ученики.

Из трудовой книжки В. М. Красовской.

Титульный лист сигнального экземпляра книги Ю. Слонимского «Драматургия балета. Статьи и материалы».

Презентация выхода в свет книги В. М. Красовской «Профили танца». Справа налево: Н. М. Дудинская, В. М. Красовская, А. М. Решетов, Ю. М. Красовский, Д. И. Золотницкий, И. Д. Вельский, Л. Н. Надиров. АРБ имени А. Я. Вагановой. 1999 г.

Надо сказать, Красовская никогда не употребляла слов «мой ученик», в лучшем случае могла сказать «мой аспирант». Но мы все — кто писал под ее руководством диссертации, кто участвовал в работе Семинара молодых балетных критиков под ее руководством при Санкт-Петербургском отделении Союза театральных деятелей — считаем себя ее учениками. Наталия Зозулина, Татьяна Кузовлева, Мария Ратанова, Ольга Гладкова, Татьяна Горина, автор этих строк — стали преподавать в Академии. Также с нами сотрудничал давний коллега и друг Красовской, блестящий ученый и лектор Лев Иосифович Гительман.

Красовкая все время спрашивала: «Чем я могу быть полезной Школе?» Так и родилась идея книги «Профили танца» — последнего издания, вышедшего в свет при ее жизни. Книга «Балет сквозь литературу» появилась уже в 2005 г., она была подготовлена к печати по замыслу Веры Михайловны ее супругом Д. И. Золотницким. Эти два издания Академии Русского балета стали принципиальными балетоведческими трудами на рубеже тысячелетий. Поэтому так важен для нас выход в свет второго издания «Профилей танца», приуроченный к 100-летию со дня рождения В. М. Красовской.

В 1999 г. Веры Михайловны не стало. Семья передала Академии уникальную научную картотеку Красовской, чтобы та заняла главное место в создаваемом кабинете балетоведения.

Значение картотеки трудно переоценить. Она одновременно являла собой:

- памятник научной деятельности выдающегося ученого;

- собрание огромного информационного материала;

- наглядное методическое пособие по организации научной работы.

В начале 2002 г. руководство Академии объявило о создании кабинета балетоведения имени В. М. Красовской, было выделено помещение, проведена научная конференция, посвященная проблемам балетоведческого образования [см.: 5].

К сожалению, затем последовали печальные события. В августе 2003 г. руководство Академии неожиданно решило, что кабинет балетоведения не нужен, он был закрыт. Коллектив кафедры не смог его отстоять. А в сентябре 2003 г. в музее Академии, именно в том месте, где хранилась картотека В. М. Красовской, случился пожар. Нам сообщили, что картотека полностью уничтожена. В 2004 г. кафедра истории и теории хореографического искусства была преобразована в кафедру методики организации образовательного процесса нетипового вуза. Вскоре была прекращена и подготовка балетоведов. Почти десятилетие длилось забвение, но время все ставит на свои места.

Одним из первых решений Николая Максимовича Цискаридзе — тогда еще не ректора, а исполняющего обязанности — было решение о возрождении кафедры балетоведения. Кабинет балетоведения имени В. М. Красовской также воссоздан, сейчас мы активно работаем над его наполнением. Оказалось, что и картотека Красовской не погибла полностью; сегодня сложнейшие работы по восстановлению, систематизации и оцифровке сохранившегося массива ведет профессор нашей кафедры Н. Н. Зозулина (этому был посвящен ее доклад на юбилейной конференции).

Сегодня Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой — место, где хранят память о Вере Михайловне Красовской, где продолжают ее дело, где живет ее наследие, потому что здесь им пользуются ежедневно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Красовская В. Алла Шелест // Искусство и жизнь. 1941. № 3.

2. Библиографический указатель трудов Веры Михайловны Красовской. Редактор-составитель Д. Золотницкий. СПб.: АРБ им. А. Я. Вагановой, 2000.

3. Гусев П. Читая книги. Заметки на полях / Слонимский Ю. Драматургия балетного театра XIX века. М.: Искусство, 1977.

4. Слонимский Ю. Драматургия балета. Статьи и материалы / Общая редакция П. Гусева. Л.: Государственное издательство «Искусство», 1941. [Сигнальный экз.]

5. Конференция по проблемам балетоведческого образования. Доклады и тезисы. СПб.: АРБ им. А. Я. Вагановой, 2002. 70 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.