ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЛИЧНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
ИВ. ЛЕОНОВА, Академия управления МВД России
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы, международных правовых актов и нормативных правовых актов мусульманского права предпринята попытка определить понятие «личные права человека в исламе». Рассмотрено несколько основных прав человека: право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; право не подвергаться пыткам; право на уважение частной и семейной жизни; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу выражения мнения.
Ключевые слова: личные права человека в исламе, Коран, улем, право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, справедливость, мусульманское учение.
INDIVIDUAL HUMAN RIGHTS IN THE ISLAMIC LEGAL SYSTEM
I.V. LEONOVA,
Academy of Management of the MIA of Russia
Annotation. The article based on analysis of legal literature, international legal acts and regulations of Islamic law attempted to define the concept of "individual rights in Islam». Author considers several fundamental rights: the right to life, right to liberty and security, freedom from torture, right to respect for private and family life, the right to freedom of thought, conscience and religion, freedom of expression.
Key words: individual rights in Islam, the Koran, Ulema, the right to life, liberty and personal security, justice, Muslim teachings.
Обеспечение прав человека является актуальным вопросом сегодняшнего дня, одной из главных проблем современного мира. В международных отношениях ему уделяется приоритетное внимание. Словом, к данной тематике приковано пристальное внимание со стороны мирового сообщества, международных организаций и учреждений. В разных странах осуществляют свою деятельность общественные неправительственные объединения, занимающиеся правозащитной работой.
История развития идеи прав личности показывает, что со временем вполне может быть расширен перечень индивидуальных прав и свобод человека. Несомненно, что развитие цивилизации породит новые потребности и притязания человека на определенные жизненные блага, и это будет закреплено в новых международных документах. «Институт прав и свобод человека находится в постоянном обогащении и развитии. Переход от одного этапа развития общества к другому сопровождается расширением каталога прав и свобод человека, совершенствованием гарантий их наиболее полного осуществления и эффективной защиты. Развитое общество создает качественно новые возможности для дальнейшего углубления, обогащения и развития системы прав и свобод, совершенствования и усиления их гарантий
в целях обеспечения всестороннего и гармоничного развития».1
В международных документах ООН по правам человека дана четкая классификация прав и свобод. В соответствии с Международными Пактами о правах человека от 19 декабря 1966 г., их принято подразделять на пять видов: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные2.
Тем не менее возникает немало спорных вопросов в этой сфере. Как отмечает В.А. Максименко, общепризнанная классификация прав человека выделяет личные права, к которым следует отнести всю совокупность так называемых неотчуждаемых прав. По ее мнению, неотчуждаемые права включают гражданские, политические, социально-экономические и культурные права3.
В научном мире ни одной правовой системы современности нет единого мнения по четкой классификации личных прав человека. Поэтому применительно к теме, на основе положений Корана и мусульманской религии в целом, рассмотрим некоторые из таких прав, а именно: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам, право на уважение частной и семейной жизни, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу выражения мнения.
Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 1 миллиарда, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти все исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Ислам буквально означает покорность. Слово «мусульманин» переводится как «тот, кто покоряется». Ислам является не только определенным религиозным учением, но это и особая культура, цивилизация, образ жизни4.
Изучив аяты Корана и разъяснения к ним, можно с уверенностью сказать, что вопрос о личных правах человека рассматривается, обсуждается и внедряется, насколько это возможно, в современную жизнь мусульманского общества.
При определении прав личности важное значение имеет отношение Корана к человеку. Стоит заметить, что в представлении некоторых религий человек проклят Богом за свои грехи, и находится он в этом мире лишь затем, чтобы смыть их. Для этого он должен подвергать себя мукам и отказываться от мирской жизни. А согласно исламу, Адам, совершив грех, тут же раскаялся, и Аллах простил его, и ныне каждый рождается безгрешным и невинным. Тем самым, по мнению религиоведов, в исламе человек — благородное создание. Следовательно, когда в исламе говорится о правах человека, имеются в виду права существа верховного, священного, а все остальное должно подчиняться ему и приносить пользу.
Право на жизнь в исламе является главным из всех прав. «Благословен тот, в руках которого владычество и который властен над всякой вещью, который сотворил смерть и жизнь, дабы испытать вас, кто из вас лучше по своим деяниям»5 (67:1—2). Наделяя человека этим правом, на него возлагается ответственность за прожитую жизнь, т.е. в течение своей жизни он должен сделать как можно больше добрых дел. Как отмечают исследователи, перед этим благом — правом на жизнь, все люди равны. Здесь нет различия по богатству, должности, расовой принадлежности и каким-либо привилегиям.
Никому не дано право лишать жизни другого человека: «Кто убил душу не за душу или порчу на земле, тот как бы убил всех людей»6 (5:32). В соответствии с величием права на жизнь высоко оценивается защита этого права: «А кто оживил ее (душу), тот как будто бы оживил всех» (5:32). Следовательно, кто спас жизнь одного человека, оценивается как спасший жизнь всего человечества. Также человек не вправе покушаться на собственную жизнь, т.е. совершить самоубийство, которое сильно осуждается в исламе: «И не убивайте самих себя»7 (4:29). В силу того, что в исламе жизнь любого человека ценится очень высоко, аборт также приравнивается к убийству. По
мнению современных религиозных ученых, мать, которая решила прервать свою беременность, считается убийцей собственного ребенка, а тот, кто осуществил эту операцию, — соучастник данного преступления. Из сказанного видно, что ислам уважает и защищает право человека на жизнь.
Право на свободу и личную неприкосновенность. «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность»8. Не смотря на регламентацию данных прав человека в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., мусульманские ученые отмечают, что на сегодняшний день однозначного определения понятия свободы не существует. Некоторые при объяснении свободы имеют в виду противоположность рабства, неволи. Другие принимают свободу в качестве права человека поступать, как ему заблагорассудится.
Так, в исламе свобода имеет свои отличительные лексические и терминологические значения. С одной стороны, в словаре исламских народов «свобода» означает «неиспорченность». Свободный человек тот, который сохранил природную чистоту от рождения. Этот смысл передан в хадисе пророка Муххамада: «Каждый человек рождается со своей чистой природой». С позиций ислама, свобода — самое важное и ценное в жизни человека. Она — источник жизненной силы и плодотворной деятельности, секрет его самоотверженной борьбы в жизни. Не будут счастливы человек и общество, свобода которых ущемлена.
Мусульманские религиозные ученые определяют свободу как выполнение человеком дела по душе, без ущерба при этом для других людей. Неприемлемо самовольство со стороны одного человека, так как оно подвергает ограничению свободы других людей. В мусульманском понимании, свобода отдельной личности не будет вредить свободе общественности или, наоборот, и она не превратится в своеволие.
Такой вид ограничения свободы, как рабство, также не приветствуется исламом. Во время становления данной религии, на Востоке было традиционно и приемлемо рабство и рабовладение. В учениях ислама рабовладельцам разъяснялось, что рабы, находящиеся в их владении, такие же люди, как они сами, и являются их братьями, поэтому отношение к ним должно было быть уважительным и заботливым со стороны хозяев. Данная идея закреплена в одном из хадисов Сунны: «Хотя бы раб и подчинен тебе, но уважай его как родного брата».
По исламу, свобода человека так же священна, как и его жизнь, и остается с ним до конца его дней. Никому не дано права покушаться на свободу другого человека.
Право не подвергаться пыткам. Как уже упоминалось выше, в исламе подчеркивается особо, что человек сотворен Аллахом в качестве дорогого и почитаемого создания. И никто не вправе унижать эти его богоданные привилегии. Если даже человек, оступив-
шись, совершил преступление, он должен получить установленное законом наказание только после доказанности его преступления законным путем и признания этого факта судом. Нельзя подвергать пыткам и тех, которые признаны виновными государством.
Как отмечают религиозные ученые, применяемые в шариате наказания преследуют цель отвратить человека от повторного совершения преступления и чтобы это было уроком для других. В нем нет мер наказания, направленных на причинение мук и страданий подозреваемому или виновному. Право не подвергать пыткам также закреплено в ст. 5 Всеобщей декларации прав человека: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию»9.
Право на уважение частной и семейной жизни. Религия ислам гарантирует также неприкосновенность частной и семейной жизни. Защищает дом, семейные и другие тайны каждого, независимо от того, кем он является. Без позволения хозяина никто не вправе войти в чужой дом, заглядывать в него и подслушивать ведущиеся там разговоры. Также без соответствующего дозволения нельзя читать чужую переписку.
Свобода каждого в своих личных делах, невмешательство кого бы то ни было в его частное дело, а также неприкосновенность в вопросах жилья, семейных и личных взаимоотношений относятся к числу главных человеческих прав. И следовательно, тот, кому не обеспечена неприкосновенность жилья, личных тайн, переписки, считается ущемленным в правах.
В исламе запрещен, т.е. отнесен к делам греховным, подрыв личного авторитета и унижение человека, кем бы он ни являлся. И такой поступок приравнен к покушению на его имущество, проливанию его крови.
«Поистине, для вас запретны ваша кровь, ваше имущество и ваша честь», — говорил пророк Мухха-мад. Это означает, что вам запрещено посягательство на честь и достоинство друг друга, как и запрещено посягательство одним на кровь и имущество другого. В этом смысле ислам считает греховными сплетни и пересуды: «И пусть одни из вас не выслеживают и не поносят за глаза других»10(49:12).
Тем более недопустимо возводить напраслину на человека, т.е. приписывать ему недостаток, которым он вовсе не обладает: «А те, которые причиняют обиду верующим мужчинам и верующим женщинам без того, чтобы они это заслужили, они берут на себя ложь и явный грех»11(33:58).
Поэтому никто не вправе обвинять кого бы то ни было в том, чего он на самом деле не совершил или не имеет. Религия ислам наложила запрет также на каждый поступок, который может унижать честь и достоинство человека, как, например, насмешки, указание на чей-то недостаток, присвоение прозвищ и т.д.: «Высмеивать других, унижать их и оскорблять бранью — великий грех» (хадис Сунны).
Семья является важнейшим фактором в жизни человека. Самыми святыми и важнейшими среди человеческих взаимоотношений ислам считает семейные отношения. Религия создание семьи, заботу о ней подняла на уровень богослужения. Человек, который обзавелся семьей, удостаивается воздаяния. А тот, кто, имея возможность создать семью, не делает этого, оказывается виновным. Вместе с тем предприняты все необходимые меры к тому, чтобы созданные уже семьи не распадались. В религиозных писаниях сказано, что самое ненавистное для Аллаха из разрешенного им — это развод.
Семья образуется в результате добровольного союза двух лиц — мужчины и женщины, в соответствии с одним из хадисов пророка Муххамада: «Не будет заключен брак с девушкой, пока не будет спрошено ее согласие, с женщиной, пока не посоветуются с ней». Хотя следует отметить, что наличие согласия родителей на заключение брака между своими детьми стало доброй традицией, нежели обязательным правилом. Как утверждают мусульманские религиоведы, ислам подробно разъяснил и разграничил права мужа и жены. Мусульмане предпринимают все меры для поддержания прочных устоев семьи. И отдельные лица, и малая и широкая общественность, и государство делают все для ее укрепления. Сторонники ислама отмечают, что данная религия всеобъемлюще защищает неприкосновенность личности, семьи, жилья, переписки и тайн человека.
Право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу выражения мнения. Мысль, формируясь в сознании человека при помощи разума, распространяется и доходит до других людей посредством слова. В исламе мышление возведено в ранг богослужения, в Коране резко осуждается тот человек, который не заставляет работать свой разум и мышление: «Воистину, худшие из животных перед Аллахом — глухие, немые, которые не разумеют»12 (8:22). Свобода, которая присутствует в процессе мышления и выражении человеком своей мысли, называется свободомыслием и свободой слова, и по своей сути эти два права тесно взаимосвязаны и одно вытекает из другого.
Права людей на такую свободу в настоящее время закреплены во всех документах по правам человека и конституциях всех государств.
По мнению религиозных ученых, ислам освобождает разум человека от ереси и суеверий, призывает его к размышлению о вселенной, обо всем сущем и о самом себе. Их позиция такова: поскольку человек наделен интеллектом, он через мыслительный процесс должен найти истину, для чего ему и были предоставлены свободомыслие и свобода слова.
Право на религиозное убеждение — одно из важнейших прав человека. Потому что человек без веры в Бога в душе, без религиозного убеждения не может осознать ни свою ответственность в жизни, ни истинное значение настоящей свободы. Никто не вправе оказать дав-
ление на человека в этих вопросах, так как вера и убеждение каждого зависят от его сердца и совести.
В исламе основное положение, определившее свободу религиозного убеждения, отражено в аяте суры «Корова»: «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения»13(2:256). В этом положении выражена мысль, что человек наделен разумом, он может отличить путь истины от пути низости и подлости и без принуждения со стороны каждый волен избрать себе дорогу по душе.
С момента возникновения религии Коран подвергался толкованию со стороны улемов («мусульманские ученые богословы и правоведы в странах Ближнего и Среднего Востока»14), в том числе и в вопросах о личных правах человека.
Человек приходит в этот мир с чистой, безгрешной природой. Потом в результате воспитания и под внешним влиянием приходит к неверию. Главная цель существования человека — это путь к истине и справедливости. Данный постулат мусульманские ученые отмечали в своих книгах еще несколько веков назад. Его суть была такова, что справедливая власть, даже если будет неверующей, будет долговечной, а несправедливая власть, хотя и правоверная, но придет к закату. Основа долговечности власти не в веровании, а в справедливости. С этой точки зрения совершенно естественна отсталость некоторых государств, называющих себя мусульманскими. Ведь в них господствуют гнет и деспотизм. Мусульманские ученые констатируют тот факт, что на сегодняшний день мусульмане отошли от ислама очень далеко. Многие из
них не только перестали быть образцами, но и своей невежественностью и дурными примерами оказались в положении, которое дискредитирует ислам.
1 Молдованова И.В. Концепция прав и свобод человека: История и преемственность. М., 1992. С. 4—5.
2 См.: Международные акты о правах человека: Сб. документов. В.А. Карташкин. Е.А. Лукашева. М., 1999. 784 с.
3 См.: Максименко В.А. Права человека в различных правовых системах. Основные особенности и проблема универсальности. М., 2005. С. 49-50.
4 См.: Боронбеков С. Основные ценности ислама — объекты охраны шариата // Государство и право. 2003. № 2. С. 93.
5 Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. 11-е изд. Ростов н/Д: Феникс. 2009. С. 489.
6 Исмаилов Х. Коран: сказания, предания, притчи. М., 1991. С. 8.
7 Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. 11-е изд. Ростов н/Д: 2009. С. 68.
8 Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Одесса, 2006. С. 89.
9 Там же. С. 89.
10 Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. 11-е изд. Ростов н/Д: Феникс. 2009. С. 444.
11 Там же. С. 361.
12 Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Ростов н/Д: Феникс. 2001. С. 148.
13 Там же. С. 35.
14 Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной. 6-е изд. М., 1964. С. 663.
ФОРМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ПРАВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ
А.С. ЛОПАТКИНА,
ГОУ ВПО Российская правовая академия Минюста России Научный руководитель доктор юридических наук, профессор Ю.Ф. БЕСПАЛОВ
Аннотация. Статья посвящена актуальным аспектам исследования форм ограничения семейных прав граждан по российскому законодательству. Рассматриваются конкретные пути их реализации.
Ключевые слова: институт семейного права, формы ограничения семейных прав граждан, юрисдикционная форма, неюрисдикционная форма.
FORMS RESTRICTIONS OF FAMILY RIGHTS OF CITIZENS UNDER THE
LEGAL SYSTEM OF RUSSIA
A.S. LOPATKINA
Aspirant of Russian Legal Academy of the Ministry of Justice Russia The supervisor of studies the doctor of jurisprudence, the professor U.F.BESPALOV
Annotation. Article is devoted actual aspects of the study forms restrictions of family rights of citizens under the legal system of Russia. Consider specific ways to implement them.
Key words: institute of family rights, forms restrictions of family rights of citizens, jurisdictional form, non-jurisdictional