JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА
www.hjournal.ru
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСЛАМЕ. КОНВЕНЦИОННЫЙ СТАТУС
ВЕРЕЩАК АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного (конституционного) права
Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются специфические черты реализации прав человека в исламских странах и анализируются отличительные особенности представлений о мире и месте в нем личности с точки зрения мусульманского мировоззрения.
Ключевые слова: права человека; исламские государства; мусульманское мировоззрение; правовая система.
LEGAL STATUS OF THE PERSON IN ISLAM. CONVENTION STATUS
VERESHCHAK ALEXANDER, N.,
candidate of legal sciences, associate professor of the department «The state (constitutional) law»,
Southern Federal University, e-mail: [email protected]
The specific features of the human rights implementation in the Islamic countries are discussed in the paper; the distinctive features views about the world and the individual’s place in it from the Muslims ’point of view are analyzed.
Keywords: human rights; the Islamic State; Muslim ideology; the legal system.
JEL: K36.
«Арабская весна» 2011 года показала готовность мусульманского
сообщества вообще, и северо-африканского в частности, направить свои усилия на построение демократически ориентированных государств Магриба, насильственными методами свергнув диктаторский режим своих стран.
Важнейшим элементом истинной демократизации арабского общества должны, безусловно, стать права человека в их совокупности и с соответствующими механизмами реализации. Но, к сожалению, именно в этой части общедемократических процессов, намечающихся в странах арабского субконтинента возникают проблемы, связанные как с систематизацией тех общественных отношений, которые входят в сферу социальных отношений, в том числе, и прав человека во всем их многообразии, так и в отношении их внутренней структуризации, свойственной европейской и мировой системам регламентации данного вопроса, в том числе, и подразделении общей системы формирования прав человека на отдельные части (волны) в соответствии с историческими этапами их развития.
Необходимо также обратить внимание на специфику общеевропейской, в том числе и российской, систем прав человека с мусульманской частью
© А. Н. Верещак, 2013
европейского, российского общества и народами стран, ранее входивших в СССР и до сих пор находящихся в орбите интересов России. Так, в частности, количество лиц, исповедующих ислам приближается, по некоторым подсчетам, к 20% населения России, концентрирующихся в отдельных регионах РФ, например, в Поволжье, на Кавказе и в некоторых других1, где они чувствуя себя оторванными от привычных условий существования и, зачастую, не будучи охваченными системой государственной охраны труда и здравоохранения, находят некий социо-культурный «оазис» в рамках мусульманских культурных организаций и обществ, существующих при соответствующих культовых учреждениях, значительно увеличивая мусульманскую диаспору в центральных регионах России.
Специфика восприятия современного государственного устройства российского общества заключается в том, что отдельные представители национальностей, чуждых западной парадигме исторического развития замыкаются в себе, в рамках своей диаспоры, стремятся защитить себя, обозначить круг отношений, в рамках которых создается особое, изолированное, пространство, своеобразная «параллельная реальность», в которой они могут существовать достаточно комфортно, не допуская в него носителей иной культуры и иных моральных ценностей. В этом состоянии внутренней иллюзорной свободы и независимости, от объективно существующих общественно-политических и государственных структур, они объективно противопоставляют себя иной правовой реальности; тем более что, присущая мусульманскому сообществу «модель мира» не совпадает, в основном, с представлениями окружающим большинством, и, даже противостоит им, что проявляется и, зачастую, упорно отстаивается представителями мусульманского сообщества о правильности и обоснованности своего поведения как должного в рамках социо-культурной действительности.
Именно к этой специфической категории относится правовое положение личности, прав и свобод, способов их реализации и защиты и т. п., то есть того, что называется правосознанием общества, и, в частности, их составной части — понятие личности, значительно отличающейся в различных цивилизационных реалиях. В чем же заключается отличие представлений о мире и месте в нем личности с точки зрения мусульманского мировоззрения?
Во-первых, это само понятие «право». В мусульманском мировосприятии право-это воля Верховного суверена - Аллаха, выраженная в Коране или Сунне (предании), а также Кияс - общее суждение по определенному вопросу богословов-правоведов и Иджма - их же решение по конкретному поводу, имеющее обязательную силу. Само право - «хакк» - по арабски, подразделяется на три части:
- права Аллаха — молитва, пост, поломничество и т.п. действия, входящие в понятие канонического права;
- права человека (Божьего раба) - предусматривает защиту интересов отдельного человека — охрану его здоровья, жизни, имущества, чести, достоинства и т.п. обстоятельства, представляющие собой личностный статус мусульманина; именно к этому виду относятся права человека в европейском понимании этого термина;
- общее право (право сообщества — уммы) — вопросы, которые могут
затрагивать интересы всех членов сообщества, в частности, право
пользования своим имуществом или здоровьем - касающихся всех членов
сообщества;
При этом по принципу подсудности индивидуальное право подразделяется на два типа:
- подсудные земному суду - кадияту;
- неподсудные земному суду - религиозное право («дийани хакк»),
неподсудное земному суду, а откладывающееся до Страшного суда. Подобное положение отсутствует в большинстве систем светского законодательства и, именно к этой части мусульманского права относится решение отдельного человека
1 Например, рабочих-мигрантов в Москве.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
совершить «джихад» - действие, дефиниция которого до сих пор представляет предмет дискуссий в настоящее время2, а также вопросы кровной мести.
Сюда же можно отнести и совершенно уникальное явление мусульманского права - право на обет, совершение определенного действия, как правило, религиозного характера, ответственность за которое, мусульманин несет перед Аллахом и собственной совестью, т.е., с позиции позитивного права, вообще не несет ответственности за этот «договор» религиозного содержания.
Что же касается непосредственно прав человека в исламском мире, то они уже существуют в достаточно регламентированном виде (Жданов, 2003) и, к сожалению, не полностью соотносятся с теми правами человека и гражданина, с которыми мы знакомы, например, по Всеобщей Декларации прав человека ООН 1948 г., Хельсинского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе 1975 г., или Конституции РФ3. В целом же все они сведены к 23 элементам, не имеющим внутреннего ранжирования или разделения по направлениям.
Открывается декларация правом на жизнь, предусматривающего что «...никто не может быть... предан смерти, кроме как властью закона» - иных вариантов этого важнейшего из прав человека не предусмотрено.
Следующим элементом Декларации предусмотрено право на свободу -в соответствии с которым, «... любой угнетаемый человек, или даже народ, имеет право на законную поддержку...» причем, признаки такого специфического статуса не рассматриваются, поскольку границы свободы определяются не самими людьми, а Аллахом, т.е., понятие «свободы» или «несвободы» не имеют объективного определения в принципе.
Право на справедливость — предусматривает, что «справедливость» является синонимом законности, которая, в свою очередь, связанна с волей Аллаха.
Право на равенство - предполагает равную защиту со стороны закона любого мусульманина, а также защиту от дискриминации по любому поводу и равную оплату за труд, но, парадоксальным образом, не предусматривает самого права на труд.
Право на справедливый судебный процесс - предусматривающее, кроме обычных, в таком смысле положений, о соответствии правонарушения и вины, также положения о том, что «никакой проступок не может рассматриваться как преступление, если это ... не прописано в законе», но из Преамбулы Декларации нам известно, что «... только Бог - творец Закона», таким образом, действие мусульманина, оправдываемые законом (шариатом), в том числе и его внутренним убеждением, то есть «совестью» (Муххаттари, 2010. С. 50), (хотя это явление представляет собой более сложную ценностно-нравсвенную категорию, которой руководствуются люди, оценивая свое или чужое поведение, в рамках конкретного социума) и его поведение соответствует мусульманскому «закону».
Следующим элементом единой системы прав человека данной Декларации является право на защиту от злоупотребления властью - совершенно уникальное положение, предполагающее защиту от произвола со стороны властей, хотя в Коране (4:59) указывается что правоверный мусульманин должен «. подчиняться обладателям власти».
Отдельным разделом идет право на защиту от пыток с целью получения признания в совершении преступления. Ислам объявляет запретным причинение людям боли и страдания, поэтому применение пыток и издевательств к иракцам в тюрьме Абу-Грейб, подчиненной американским оккупационным властям, с точки зрения рядового мусульманина, является грубейшим нарушением прав человека.
Вопрос о праве на защиту чести и достоинства довольно сложен, поскольку честь и достоинство определение не универсальное и может изменяться в зависимости от того, к какой нации, культурной традиции и/или религиозной конфессии человек относится. Так, например, честь и достоинство мусульманина, выражается в его действиях и способностях4 и, поскольку, каждый человек, в независимости от его национальной или
2 См.: Исламский толковый словарь, ст. Джихад. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009, с. 57.
3 См.: Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М.: Юристь, 1997, с. 205.
4 См.: Права человека в исламе. М. Спб.: Диля, 2008, с. 61.
религиозной принадлежности наделен Всевышним разумом, то и отношения между людьми должны исходить из того, что они равны. Более того, даже мертвые заслуживают уважения, их нельзя злословить и поносить, а кроме того, нельзя унижать преступника, поскольку он уже отбывает назначенное ему наказание. Если же мусульманин оскорбит публично другого человека, то он может быть объявлен не надежным, вышедшем из доверия человеком. Поэтому, достоинство человека, исповедующего ислам принадлежит ему изначально и этого же он ждет от других.
Право убежища довольно специфический институт мусульманского права, берущий начало из доисламского периода и каждый мусульманин может искать защиту и покровительство в священных городах - Мекке и Медине, пользуясь статусом экстерриториальности.
Права меньшинств определяются положением Корана о том, что «нет принуждения в религии» (2:256), в соответствии с чем, ислам предусматривает возможность выбора в случае спора, либо исламский вариант применения закона, либо собственный вариант судопроизводства. Например, собственное правосудие фанариотов в греческих кварталах Стамбула.
Важнейший элемент исламского права - это право на участие в делах управления обществом - процесс свободной консультации (шура), являющийся основой политических отношений правительства и народа и, даже в Коране целая сура (раздел) носит название «Совет» (24), где сказано - «совещайтесь между собой» (44:36-38) и этот элемент мусульманского права лежит в основе повседневной деятельности мусульманского сообщества в целом и государственных органов, в частности.
В соответствии с исламским правом, поиски знания и правды не только право, но и обязанность мусульманина, и, соответственно, право на свободу совести, мысли и слова закрепляется в исламском сообществе и имеют соответствующую защиту со стороны Корана: «пусть верует тот, кто хочет, а кто не хочет — пусть не верует» (18:29). Кроме того, в исламе предъявляется требование к человеку использовать свободу мысли и слова, там где это приносит пользу самому человеку, а там, где эта свобода вступает в противоречие с интересом мусульманского сообщества, там вступает в силу запрет. Единственное, что не приветствуется в исламе - это попытка умопостижения Всевышнего - его свойства и самого факта существования - это находится за пределами человеческого разума и индивидом не может быть понято принципиально.
Сюда же относится и право на свободу вероисповедания - в европейском варианте свободе вероисповедания соответствует свобода совести, под которой понимается «... способность познавать этические ценности»5 организовывать свое поведение в соответствии с ним.
В правовом плане свобода совести понимается как возможность исповедовать любую религию, относиться к религии нейтрально, или отвергать религиозные идеи в целом. Но в исламе принадлежность к мусульманской религии считается особым состоянием духа человека: «возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали» и далее: «пусть верует тот, кто хочет, а кто не хочет - пусть не верует» (18:29).
Специфической особенностью права на свободу собраний является то, что в арабском языке - хранителе основных понятий мусульманского права, слову «свобода» соответствует значение «независимость»6, таким образом, свобода собраний предполагает возможность добровольно собравшихся людей решать свои дела и вопросы, и мусульманское учение определяет свободу действия как выполнения человеческого дела по душе, без ущерба для других людей. И как говорит об этом Коран: «пусть будет среди вас община, которая призывает к доброму... и удерживает от необдуманного» (3:104). Более того, каждый человек имеет право, в рамках исламского Закона, создавать институты, позволяющие реализовать его права и совместно определять что хорошо (маруф) и что плохо (мункар).
Важнейшим из элементов общей теории прав человека, касающейся
5 См.: Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994, с. 422.
6 См.: Права человека в исламе. М. Спб.: Диля, 2008, с. 28.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
имущественных отношений, своеобразной экономической конституцией, являются следующие положения:
1 Все люди имеют право пользоваться природным богатством, поскольку они от
Всевышнего.
2. Все люди имеют право добывать средства к существования в соответствии с Законом.
3. Каждый человек обладает правом собственности, которой он владеет индивидуально, или совместно с другими лицами. Национализация экономических средств законна.
4 Бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых и на
«закят» (милостыню, установленную Законом).
5. Все средства производства должны использоваться в интересах уммы; запрещается ими плохо распоряжаться.
6. Запрещаются монополии, ростовщичества, использование лживой рекламы и принуждения при заключении сделок.
7. Разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины (уммы) и не нарушают исламские законы (Михайлов, 2007. С. 227).
Следующим важнейшим правом является право на защиту собственности, причем ислам не только наделяет мусульманина этим правом изначально, но и закрепляет законные пути (халял) обладания ею, а также ее защиту; ибо «Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество» (2:275), поэтому, в соответствии с исламским Законом, человек может приобрести собственность следующими способами:
1. Своими силами и честным трудом.
2. В результате торговой деятельности.
3. Путем организации промыслов и ремесел.
4. Путем создания торговых (производственных) товариществ. Как сказано в одном из хадисов (преданий): «среди двух трудящихся - Аллах третий»7.
5. Освоением новых земель.
В соответствии с этими положениями мусульманского закона, никакое имущество не может быть экспроприировано, если это не отвечает общественным интересам и при соответствующей компенсации.
Дополнением к этому положению является то, что в исламе права человека на неприкосновенность имущества излагается путем разъяснений и призывов: «...не поглощайте состояние друг друга ложными сведениями и не пытайтесь сделать это посредством судей» (2:188).
Статус и звание трудящегося в исламе так же защищается исламским законом: 1 Запрещается использовать насильственный труд одного человека другим.
2. Заработная плата должна быть выплачена своевременно; в хадисах сказано что сам
пророк говорил: «Труд рабочего следует оплатить, пока не высох пот от работы»8. Кроме права на труд, трудящийся мусульманин должен иметь право на отдых.
В соответствии с правом на социальное обеспечение в исламе, каждый человек имеет право на пищу, жилье, одежду, медицинское обслуживание и т.п. потребности в зависимости от государства (страны пребывания), общины (уммы) или возможности родственников. Как сказано в Коране «...делайте добро близким и сиротам, и беднякам, и соседу...» и еще «...делайте добро родителям и близким» (4:36). Таким образом, государство или общество должны помогать своим гражданам: муж - обеспечивать жену, отец - детей и т.д. тех, кто не может обеспечит себя сам в силу определенных условий.
Право на создание семьи - предусматривает целый ряд положений, включающих комплекс семейно-брачных отношений.
1. Каждый человек имеет право вступить в брак, создать семью и растить детей, в соответствии со своей религией, традициями и культурой.
2. Каждый из супругов имеет право на уважение и почитание со стороны
7 См. :Права человека в исламе. М. Спб.: Диля, 2008, с. 79.
8 Там же, с. 87.
другого.
3. Каждый супруг обязан содержать свою супругу и детей сообразно своим средствам.
4. Каждый ребенок имеет право расти в семье.
5. Если родители не могут выполнять свои обязанности, то община должна выполнить их обязанности за счет общественных ресурсов.
6. Каждый человек имеет право на материальную поддержку в старости или в случае нетрудоспособности.
7. Материнство имеет право на уважение, заботу и особую помощь со стороны семьи и/или общины (уммы).
8. В семье мужчина и женщина должны разделять свои обязанности и ответственность в соответствии с полом, способностями и природными склонностями.
9. Никто не может вступить в брак против своей воли или утратить свое юридическое лицо вследствие вступления в брак.
Из этого перечня видно, что важнейшими из человеческих взаимоотношений ислам считает семейные отношения. Так, в одном из хадисов пророк сказал: «самое ненавистное для Аллаха из разрешенного вам - развод»9. Характерной чертой исламского Закона является то, что он подробнейшим образом разъясняет семейные вопросы до самых мелочей, начиная от сватовства и до расторжения брака и, более того, подробно описывает права замужних женщин, тщательно перечисляя ее возможности:
1. Жить в доме, где проживает ее муж.
2. Получать средства, необходимые для поддержания такого уровня жизни, чтобы он был не ниже, чем у ее супруга; а в случае развода получить соответствующие средства для содержания себя и детей.
3. Потребовать и получить расторжение брака в соответствии с положениями Закона.
4. Наследовать мужу, родителям и детям, а также другим лицам, в соответствии с Законом.
5. Сохранять ее мужем, если они разведены, информацию конфиденциального характера какой он располагает о ней и которая может причинить вред ее интересам.
Таким образом, исламский закон не предписал женщине свойственный мужчине тяжелый труд, но муки родов приравнял к награде за сражение на поле брани10.
Право на образование - является объектом особого внимания мусульманского закона, ибо сказано в Коране что: «...возвысит Аллах тех, кому дано знание» (58:11), а «кто находится на пути знания, тому откроется дорога в Рай»11 и более того, первый в мире университет был открыт в мусульманском мире. Поэтому современные источники мусульманского права подчеркивают необходимость бесплатного начального и основного образования с указание на то, что, должно быть обеспечено и получение высшего образования.
Следующим является право на личную жизнь, под которым понимается возможность как защита самой жизни, дорога наивсевышним, так и защита своей чести и достоинства. Сюда же можно отнести и неприкосновенность жилища, ибо как сказано в Коране «...не входите в дома, кроме ваших домов» (24:27); нельзя также читать чужие письма, ибо «...кто будет вглядываться на письмо своего друга без его позволения, тот будет вглядываться в огонь ада»12.
Завершает перечень прав человека право на свободу перемещения и местожительства, закрепляется Кораном, в котором сказано: «...ходите же по ее
9 См.: Права человека в исламе. М. Спб.: Диля, 2008, с. 215.
10 Там же, с. 229.
11 Там же, с. 67.
12 Там же, с. 215.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
(земли) просторам» (67:15) и таким образом, ислам обеспечил своим законом право на выбор людям местожительства и свободу перемещения. в соответствии с этим, в рамках всеобщей мусульманской общины, любой мусульманин имеет право на свободный въезд в любую мусульманскую страну и, соответственно, свободный выезд из нее. Также никто не должен подвергаться давлению с целью покинуть страну проживания или подвергнуться незаконной депортации.
К сожалению, ни Каирская Декларация прав человека (Жданов, 2003) в Исламе 1990 г., ни Всеобщая исламская Декларация прав человека 1981 г. (Жданов, 2003). He включает в свои составы положения об обязанностях мусульман, не завершая таким образом логически обоснованную схему - права, свободы, обязанности - составляющие единый комплекс правового статуса мусульманина.
Не закреплен этот статус и в иных мусульманских источниках, а отдельные примеры (Жданов, 2003) представляют собой лишь фрагментарные включения в общую канву мусульманского права.
В основных источниках фикха (мусульманского правового учения) можно найти лишь пять основных обязанностей предписанных мусульманину религиозной традицией:
- Исповедание веры - «Шихада».
- Обязательная молитва - «Намаз».
- Добровольная милостыня - «Закят».
- Ежегодный месячных пост - «Саум».
- Паломничество - «Хаджж», которые так же как и права и свободы являются частью свободы религиозного миропонимания и одновременно частью религиозной обязанности мусульманина.
По мнению некоторых исследователей данного вопроса: все права
принадлежат Богу (Михайлов, 2007. С. 61), а человеку - только обязанности, хотя по мнению иных авторов (Сюкияйнен, 1986. С. 21) и у Всевышнего есть свои обязанности перед человеком когда он всей душой и телом предан Богу, и постоянно поминает его в молитвах.
Таким образом, права и обязанности являются итогом религиозного миропонимания мусульманина, в частности - правосознания, и часть своих обязанностей мусульманин может почерпнуть из Корана или Сунны (предание); например, таких как обязанность мужчины содержать свою семью и оказывать помощь родственникам (17:26), помогать нуждающимся (4;36) и .т.п.
В этом случае достигается совпадение обязанностей предписанных мусульманину священным писанием — Кораном и его самосознанием в рамках религиозно воспитанной личности, ибо как отмечает (Орлова, 2006. С. 12) - О.В. Орлова -«....Личность - это продукт соотношения между человеком и обществом, в котором он осуществляет свою деятельность (экономическую, духовную, бытовую)» и как отметил по этому поводу Крусс (Крусс, 2007. С. 83): - «...Полнота целого всегда превышает значение элементов...», то есть обязанности как права и свободы естественным образом являются частью общего комплекса правового положения мусульман.
К сожалению, тексты Конституции мусульманских государств также не могут дать полного ответа на эти вопросы, поскольку обязанности их граждан закреплены в них в самом общем виде: например, в ст. 7 Конституции ОАЭ закрепляет шариат в качестве основного источника права в стране; а ст. 41 Конституции ИАР обязывает всех граждан страны «защищать религию» (Мартынова, 2008. С. 258).
Можно выделить лишь отдельные положения правового статуса личности, относящиеся к сфере правовых обязанностей мусульманина, имеющих конституционное закрепление, например: соблюдать Конституцию и законы; уважать существующий в стране государственный строй; уплачивать налоги; участвовать в несении воинской службы и т.п. (Мартынова, 2008. С. 255), но все они содержат лишь «...Определенный набор поведения гражданина, включающий и
конституционные обязанности»13, как отмечает конституционный словарь.
В целом же вопрос об обязанностях граждан мусульманских государств находится в недостаточно развитом состоянии и нуждается в последующей детализации, как на научном, так и на конвенционном уровнях.
Подводя итог, можно прийти к следующим выводам:
1. Рассмотрение вопроса о правах человека и гражданина в полном объеме возможно лишь в «связке» с иными аспектами этой проблемы в их расширенном, мировом контексте, включая буддистский, индуистский, иудейский и, конечно же, исламский варианты, тем более, что в мире насчитывается более 1 млрд. людей, исповедующих ислам, и в России около 20% жителей являются последователями этой религии.
2. Сам комплекс прав человека в его исламском варианте представляет собой некий «свернутый», замкнутый на себя документ, явно недоработанный и не имеющий четкого внутреннего деления на виды и направления, требующий серьезной аналитической работы по дальнейшей структуризации и, возможно, переосмыслению всего объема правоотношений, охватывающих личный статус человека, как в рамках мусульманского его понимания, так и в общемировом контексте.
3. Представляется совершенно необходимым обратить пристальное внимание на уточнение той части комплекса правового статуса мусульман, которая относится к его обязанностям, включая уже существующий конституционный объем.
4. Тем не менее, представляется что работа по приведению прав человека в его исламском варианте должна продолжаться с тем, чтобы не только привести исламский вариант к общемировому уровню, тем более что он формировался в течение не одного столетия, а свод прав человека в его европейском варианте насчитывает едва ли треть этого временного периода14, но и с тем, чтобы можно было обобщить подход различных правовых систем и социальнокультурных общностей в единый, по-настоящему всеобъемлющий акт, обладающий огромным нравственным, социально-культурным и правовым потенциалом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Всеобщая Декларация прав человека ООН 1948 г.
Всеобщая исламская декларация прав человека. Разработана Исламским советом в 1981 году. Цитируется по: Жданов Н. В. (2003). Исламская концепция миропорядка. М.
Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Исламский толковый словарь, ст. Джихад. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009,
с. 57.
Каирская Декларация прав человека в Исламе 1990 г. / Жданов Н. В. (2003). Исламская концепция правопорядка М.
Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М.: Юристь, 1997, с. 205.
Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994, с. 422.
Крусс В. И. (2007). Теория конституционного правопользования. М.: Норма,
с. 83.
Мартынова М. Ю. (2008). Основы конституционного права стран-членов ОПЕК. М.: МГИМО-У, с. 258.
Михайлов Ю. М. (2007). Пора понимать Коран. М.: Ладомир, с. 27.
МуххаттариМ. (2010). Исламское мировоззрение. М.: Исток, с. 50.
Орлова О. В. (2006). Автономия личности и гражданское общество. Государство и право, № 1, с. 12.
СадыкМ. (2008). Права человека в Исламе. М.: Диля, с.15-18.
Сюкияйнен Л. Р. (1986). Мусульманское право. М.: Наука, с. 21.
13 См.: Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М.: Юристь, 1997, с. 406.
14 См.: Декларация прав человека и гражданина 1789 г.; Всеобщая Декларация прав человека ООН 1948 г., и др.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
REFERENCES
Universal Declaration of Human Rights 1948. (in Russian).
Universal Islamic Declaration of Human Rights. Designed by the Islamic Council in 1981. Quoted by Zhdanov N. V. (2003). The Islamic conception of world order. M. (in Russian).
Declaration of the Rights of Man and of the Citizen 1789. (in Russian).
Islamic Dictionary, p. Jihad. Rostov-on-Don: Phoenix, 2009, p. 57. (in Russian). The Cairo Declaration on Human Rights in Islam, 1990 / Zhdanov N. V. (2003). The Islamic concept of law and order. M. (in Russian).
The Constitution of the Russian Federation. Encyclopedic Dictionary. M.: Lawyer, 1997, p. 205. (in Russian).
Brief Encyclopedia of Philosophy. M.: Progress, 1994, p. 422. (in Russian).
Kruss V. I. (2007). The theory of constitutional usufruct. M.: Norma, p. 83. (in Russian).
Martynova M. Y. (2008). Basis of the constitutional rights of the OPEC countries. M.: MGIMO-U, p. 258. (in Russian).
Mikhailov Y. M. (2007). It is time to understand the Quran. M.: Ladomir, p. 27. (in Russian).
Muhhattari M. (2010). The Islamic worldview. M.: Istok, p. 50. (in Russian). Orlova O. V. (2006). The autonomy of the individual and civil society. State and law, no. 1, p. 12. (in Russian).
Sadiq M. (2008). Human rights in Islam. M.: Diehl, p. 15-18. (in Russian). Syukiyaynen L. R. (1986). Muslim law. M.: Nauka, p. 21. (in Russian).