Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ТИПЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ТИПЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭМПАТИЯ / СМИРЕНИЕ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ульянов А.В.

В статье представлен краткий обзор взглядов на типологии личности в зарубежной и отечественной психологии. Приведено определение личности, сформулированное В.В. Нурковой и Н.Б. Березанской. Описана характеристика выборки, состоящей из 40 студентов, которые обучаются в Сибирском государственном университете путей сообщения на специальностях «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика» и «Мосты». Указан диагностический инструментарий, представляющий собой набор тестовых методик, необходимых для проведения эмпирического исследования, направленного на изучение типов личности студентов технических специальностей. В данный набор вошли следующие методики: «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» И.М. Юсупова, опросник «Нарциссические черты личности» О.А. Шамшиковой и Н.М. Клепиковой, «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой, «Мотивация помощи» С.К. Нартовой-Бочавер, «Опросник интерперсонального диагноза» Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучек, «Нравственный потенциал личности» Г.В. Резапкиной, «Шкала эмоционального отклика» А. Ме-грабяна и Н. Эпштейна. Приведены результаты эмпирического исследования, полученные в компьютерной программе STATISTICA 6.0 с помощью факторного анализа, который позволил выделить пять факторов, отражающих тот или иной тип личности студентов, обучающихся на технических специальностях, а именно: «эмпатийный», «авторитарно-дружелюбный», «эгоцентрически эмпатийный», «перфекционистский» и «смиренный». Проанализированы взаимосвязи характеристик, относящихся к эмпатии, нравственному потенциалу личности, нарциссическим чертам личности, перфекционизму, мотивации помощи и интерперсональному поведению (типу отношений с другими людьми).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ТИПЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 159.923

А.В. Ульянов

Личностные типы студентов технических специальностей

В статье представлен краткий обзор взглядов на типологии личности в зарубежной и отечественной психологии. Приведено определение личности, сформулированное В.В. Нурковой и Н.Б. Березанской. Описана характеристика выборки, состоящей из 40 студентов, которые обучаются в Сибирском государственном университете путей сообщения на специальностях «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика» и «Мосты». Указан диагностический инструментарий, представляющий собой набор тестовых методик, необходимых для проведения эмпирического исследования, направленного на изучение типов личности студентов технических специальностей. В данный набор вошли следующие методики: «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, «Диагностика уровня поликоммуникативной эм-патии» И.М. Юсупова, опросник «Нарциссические черты личности» О.А. Шамшиковой и Н.М. Клепиковой, «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой, «Мотивация помощи» С.К. Нартовой-Бочавер, «Опросник интерперсонального диагноза» Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучек, «Нравственный потенциал личности» Г.В. Резапкиной, «Шкала эмоционального отклика» А. Ме-грабяна и Н. Эпштейна. Приведены результаты эмпирического исследования, полученные в компьютерной программе STATISTICA 6.0 с помощью факторного анализа, который позволил выделить пять факторов, отражающих тот или иной тип личности студентов, обучающихся на технических специальностях, а именно: «эмпатийный», «авторитарно-дружелюбный», «эгоцентрически эмпатийный», «перфекционистский» и «смиренный». Проанализированы взаимосвязи характеристик, относящихся к эмпатии, нравственному потенциалу личности, нарциссическим чертам личности, перфекционизму, мотивации помощи и интерперсональному поведению (типу отношений с другими людьми).

Ключевые слова: личность, типология, нравственность, эмпатия, смирение, перфекционизм.

Изучение личностных типов студентов в условиях современной системы высшего образования является чрезвычайно важной составляющей подготовки высококвалифицированных кадров и формирования благоприятного климата в учебной группе. Для этого необходимо понимать личностные особенности студентов, а также иметь представление о том, что понимается под самой личностью.

В настоящей статье мы исходим из определения личности, сформулированного В.В. Нурковой и Н.Б. Березанской: «Личность - уникальная динамическая система психологических и физиологических свойств человека, в которой воплощается универсальная суть индивидуума как представителя человеческого рода, реализующего свой индивидуальный жизненный путь в определенном социокультурном пространстве» [1, с. 366].

В психологической литературе представлено множество различных классификаций типов личности. Как указывает Н.Я. Большунова, понятие типологии личности в психологии одним из первых ввел

немецкий философ и психолог Э. Шпран-гер. Он выделял шесть типов людей, различая их по ценностным ориентациям [2]:

1) теоретический человек - для этого типа личности характерен интерес к теории, разработке проблем и постановке вопросов;

2) экономический человек - главным для него является полезность и практичность деятельности;

3) эстетический человек - личность такого типа интересуется красотой души, природой, искусством;

4) социальный человек - в центре его внимания находятся другие люди, ради которых он готов трудиться;

5) политический человек - главным для него является власть;

6) религиозный человек - его духовная структура постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей.

В отечественной психологии И.П. Павлов был одним из первых, кто предпринял попытку осуществить типизацию личности с учетом особенностей психической

деятельности. Он выделил три человеческих типа высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний. Эта типология отражает степень участия первой и второй сигнальных систем в восприятии мира и организации активности человека.

Любопытной является типология Б.И. Додонова, в основе которой лежит эмоциональная направленность личности. По его мнению, тип эмоциональной направленности определяется стремлением человека к тому или иному эмоциональному наслаждению, а также тем, от чего человек испытывает удовлетворение или страдание. Исходя из этого, автор выделяет десять типов эмоциональной направленности [3]:

1) альтруистический - связан с потребностью в содействии, помощи другим людям;

2) коммуникативный - главным для него является общение;

3) глорический - испытывает потребность в самоутверждении и славе;

4) праксический - люди этого типа требовательны к организации деятельности. Самым ценным для них является стремление к цели и достижения на пути к ней;

5) пугнический - стремится преодолевать опасности и испытывает интерес к суровым испытаниям;

6) романтический - испытывает потребность в необычайном, таинственном и загадочном, находится в ожидании каких-то необыкновенных событий;

7) гностический - выражается не только в потребности узнавать что-то новое, но и в стремлении упорядочить полученную информацию;

8) эстетический - ему важно, чтобы в мире была гармония;

9) гедонистический - испытывает потребность в телесном и душевном удовольствии;

10) акизитивный - человеку с данной направленностью интересно копить и коллекционировать вещи, причем даже те, в которых нет нужды, ему приятен сам процесс приобретения.

Что касается исследования личности студентов, то чаще всего используется критерий успеваемости (Б. Рубин, Ю. Колесников), критерий направленности личности (Н.И. Рейнвальд) и анализ практической деятельности (В.Т. Лисовский).

Однако проблема типологизации личности студентов, в частности студентов технических специальностей, в отечественной психологии остается малоизученной, что говорит о ее актуальности. Кроме того, было обнаружено, что исследования, связанные с изучением личностных типов студентов технических специальностей, в рамках университета не проводились, а если даже и проводились, то не нашли отражения в журнале «Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения». В связи с этим нами было проведено исследование, направленное на изучение личностных типов студентов технических специальностей, в котором приняли участие 40 студентов СГУПСа, обучающихся на специальностях «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика» и «Мосты». Возраст студентов варьировался от 19 лет до 21 года.

В основе предлагаемой классификации лежит содержательная сторона отношения человека к себе и другим, взаимосвязь, интегральная характеристика этих отношений. Этот подход основан на теории отношений В.Н Мясищева. Отношение, с точки зрения В.Н Мясищева, это системообразующий компонент личности, в котором представлена интегральная связь человека с миром, основанная на его опыте и характеризующаяся активностью, избирательностью, сознательностью. Личность - это и есть система отношений [4].

Отношение к другим особенно ярко проявляется в эмпатии, способности к взаимопомощи, нравственных характеристиках; отношение к себе, на наш взгляд, отражается в таких параметрах, как нарциссизм, перфекционизм и, безусловно, нравственных параметрах. Опираясь на данный подход, мы выбрали для исследования следующие диагностические методики:

1. «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко [5]. Методика предназначена для оценки уровня эмпатии и эмпатических способностей, таких как рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эм-патии, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии и идентификация.

2. «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» И.М. Юсупова [6]. Опросник включает в себя шесть диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. Кроме того, можно определить общий уровень эмпатийности.

3. Опросник «Нарциссические черты личности» О.А. Шамшиковой и Н.М. Клепиковой [7]. С его помощью осуществляется диагностика нарциссических состояний, характеризующихся совокупностью нарциссических черт, которые входят в структуру нарциссического расстройства личности, но не достигают уровня, необходимого для диагностики патологического нарциссизма по DSM. Опросник включает в себя следующие шкалы:

- грандиозное чувство самозначимости;

- поглощенность фантазиями;

- вера в собственную уникальность;

- потребность в постоянном внимании и восхищении;

- ожидание особого отношения;

- манипуляции в межличностных отношениях;

- отсутствие эмпатии;

- сверхзанятость чувством зависти;

- дерзкое, заносчивое поведение.

4. «Многомерная шкала перфекцио-низма» П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой [8]. Она позволяет выявить уровень развития как самого пер-фекционизма, так и трех его видов: пер-фекционизма, ориентированного на себя, перфекционизма, ориентированного на других, и социально предписанного пер-фекционизма.

5. «Мотивация помощи» С.К. Нарто-вой-Бочавер [5]. С помощью данной методики определяется склонность к помогающему поведению.

6. «Опросник интерперсонального диагноза» Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучек [9]. Метод направлен на исследование интерперсонального поведения респондента, или, другими словами, типов отношений с другими людьми. Выделяют восемь типов: авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный и альтруистический.

7. «Нравственный потенциал личности» Г.В. Резапкиной [10]. Методика предназначена для оценки этической направленности личности, которая осуществляется после определения того, как человек относится к следующим парам нравственных понятий: умеренность - излишества, нестяжание - сребролюбие, кротость -гнев, жизнелюбие - уныние, смирение -тщеславие, великодушие - зависть, доверчивость - подозрительность, трудолюбие - безделье, самостоятельность в поступках и суждениях - зависимость.

8. «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна [11].

Методика позволяет выявить уровень развития способности к эмоциональному отклику на переживания другого.

Обработка данных проводилась в компьютерной программе STATISTICA 6.0 с помощью факторного анализа, по результатам которого рассматривались только параметры с коэффициентом значимости > 0,7.

С помощью вращения Varimax raw мы получили факторную модель, объясняющую 52 % суммарной дисперсии (достоверности) признаков и включающую в себя следующие факторы:

- фактор 1 (13 % дисперсии), условно обозначенный как «эмпатийность», представлен такими параметрами, как «эмпа-тия к детям» (0,74), «эмпатия к героям художественных произведений» (0,75) и «эмпатийность» (0,78). Кроме того, можно учесть и «эмоциональный отклик» (0,68), но только в качестве тенденции. Данные

характеристики говорят о том, что респонденты склонны к сопереживанию, но проявляют его в основном к детям и героям художественных произведений. Именно на их переживания осуществляется высокий эмоциональный отклик;

- фактор 2 (14 % дисперсии) можно назвать «авторитарным дружелюбием», так как он представлен следующими переменными: «авторитарностью» (0,71), «зависимостью» (0,8), «дружелюбием» (0,82) и «верой в собственную уникальность» (0,75). Вероятно, респонденты с такой личностной доминантой, подстраиваясь под других и проявляя дружелюбие, зависимы от этих отношений и в то же время переживают их как некоторое одолжение окружающим, проявляют снисходительность. Кроме того, данный набор характеристик может означать, что респонденты, верящие в свою уникальность, дружелюбны только к тем, кто может оценить эту уникальность;

- фактор 3 (8 % дисперсии) включает в себя «эмпатию» (0,83), «великодушие» (-0,81) и «зависть» (0,81), что позволяет условно обозначить его как «эгоцентрическая эмпатия», ведь именно при эгоцентрической эмпатии у человека развита зависть, проявляющаяся в виде реакции печали на достижения окружающих, которые могут стать поводом для сопереживания эмпатирующего самому себе. Кроме того, респонденты не стремятся жертвовать своими интересами ради других людей и в чем-то уступать им. Это подтверждает обратная взаимосвязь параметров «великодушие» - «эмпатия» и «зависть»;

- фактор 4 (10 % дисперсии) под названием «перфекционизм» включает в себя «перфекционизм» (0,77) и «перфекцио-низм, ориентированный на других» (0,76). Это означает, что респонденты могут переоценивать свои силы и возможности при достижении поставленной цели, предъявляют завышенные требования к себе и значимым людям, стремятся к совершенству и ожидают этого от окружающих, постоянно оценивают их;

- фактор 5 (7 % дисперсии), обозначенный нами как «смирение», представлен показателями «смирение» (0,88) и «тщеславие» (-0,88). Данные показатели являются взаимоисключающими, о чем свидетельствует их обратная взаимосвязь. По-видимому, респонденты этой категории отличаются скромностью и в отличие от перфекционистов осознают недостижимость высшего идеала, который представляет ориентир развития, а не его конечную цель. Стоит отметить, что ни в один из факторов не вошел показатель «мотивация помощи». По-видимому, это говорит о том, что студенты технических специальностей не склонны оказывать помощь окружающим или оказывают ее в зависимости от ситуации.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило выявить пять личностных типов студентов технических специальностей: «эмпатийный», «авторитарно-дружелюбный», «эгоцентрически эмпатийный», «перфекционистский» и «смиренный». Для будущих специалистов технической сферы наиболее подходящими являются «смиренный» и «перфек-ционистский» типы личности, так как они дополняют друг друга. Первый, прежде чем браться за что-то, реалистично оценивает и продуктивно распределяет свои силы и возможности, внимательно относится к работе, а второй отвечает за точность выполнения и доведение работы до высокого уровня, несмотря ни на что. Главное, чтобы перфекционизм не приобрел невротическую форму.

Студенты, обучающиеся на технических специальностях, несомненно, должны обладать и определенным уровнем эмпатии, так как она формирует у личности нравственные чувства, помогает понимать окружающих, сопереживать им, принимать их такими, какие они есть. От этого зависит социально-психологический климат в учебном коллективе, а значит и профессиональное становление студентов.

Полученные данные дают основание для проведения дальнейших исследований, направленных на изучение личност-

ных типов студентов технических специальностей, но уже на большей выборке. Выявленные результаты могут быть полезны при разработке программ, направ-

ленных на формирование профессионально-компетентной личности будущих специалистов в условиях современной системы высшего образования.

Библиографический список

1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М., 2004. 484 с.

2. Большунова Н.Я. Проблема характера: традиции и современность. Новосибирск: НГПУ, 2011. 235 с.

3. Развитие личности в воинском коллективе: Учеб. пособие для курсантов и адъюнктов военных вузов / Н.Я. Большунова, А.А. Дьячков, Д.В. Смирнов, Е.В. Соломатин. Новосибирск, 2014. 141 с.

4. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МЭПСИ, 2011. 400 с.

5. ИльинЕ.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб., 2013. 304 с.

6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учеб. пособие. М., 2002. 339 с.

7. Шамшикова О.А., Клепикова Н.М. Опросник «Нарциссические черты личности» // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 114-128.

8. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 6. С. 73-81.

9. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб., 2014. 576 с.

10. Резапкина Г.В. Главное измерение личности // Школьный психолог. 2010. № 4. С. 4-7.

11. Психологос - энциклопедия практической психологии / Под ред. Н.И. Козлова. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/oprosnik_metodiki_shkala_emocionalnogo_otklika_a._megrabyana_i_ n._epshteyna (дата обращения: 02.09.2015 г.).

A.V. Ulyanov

Personality Types of Students Studying Engineering

Abstract. The paper provides a brief overview of the ideas concerned with the personality typology in foreign and domestic psychology. The definition of the term 'personality' given by V.V. Nurkova and N.B. Berezanskaya is suggested. The characteristics of the group composed of 40 students studying at the Siberian Transport University ('Information Systems and Technologies', 'Applied Computing' and 'Bridges Construction' specialties) are described. The diagnostic tools comprising a set of tests required for conducting the empirical research aimed at studying the personality types of students of technical specialties are concerned. They include the following methods: 'The diagnostic of the level of empathic abilities' of V.V. Boyko, 'The diagnostic of the level of poly-communicative empathy' of I.M. Yusupova, a questionnaire 'Narcissistic personality traits' of O.A. Shamshikova and N.M. Klepikova, 'The multidimensional perfectionism scale' of P. Hewitt and G. Flett adapted by I.I. Gracheva, 'Help motivation' of S.K. Nartova-Bochaver, 'The questionnaire on interpersonal diagnosis' of T. Leary, R.L. La Forge, R.F. Suchek, 'The moral potential of a personality' of G.V. Rezapkina, and 'The scale of emotional response' of A. Megrabyan and N. Epshtein. The results of the empirical research, obtained in the programme STATISTICA 6.0, using factor analysis, allowed to identify five factors that reflect a particular personality type of technical specialties students: 'empathy type', 'authoritarian-friendly type', 'egocentric empathy type', 'perfectionist type' and 'humble type'. The relationship of the characteristics related to empathy, moral potential of a personality, narcissistic traits, perfectionism, motivation, support and interpersonal behaviour (type of relations with other people) was analyzed.

Key words: personality; typology; morality; empathy; humility; perfectionism.

Ульянов Андрей Васильевич - аспирант кафедры «Профессиональное обучение, педагогика и психология» СГУПСа. E-mail: hemul915@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.