Несмотря на теплые чувства, которые может вызывать хариз- эмпатии - это характерный недостаток даже наиболее харизма, нарциссическим лидерам обычно очень неуютно со свои- матичных и успешных нарциссических лидеров [7]. В узком
ми собственными эмоциями. В силу своей высокой сензитив- смысле, о нарциссическом лидере, все более говорят в том
ности, они необычайно чувствительны и проницательны, а их случае, когда у человека присутствует ряд специфических по-
самолюбие чрезвычайно уязвимо в стрессовых ситуациях. веденческих черт (таких как самодостаточность, самоуверен-
Даже при условии, что нарциссические личности имеют несо- ность, независимость от мнения других людей, погруженность
мненный «статус звезды», при близком и плотном общении исключительно только в свои проекты и прочее), базисом ко-
они обычно просто невыносимы. В зарубежной литературе торых, как показало экспериментальное исследование, являет-
нередко можно встретить следующую фразу: эмоциональная ся восхищение собой и отсутствие эмпатии.
компетентность - это постулат, отражающий мнение, что ус- Т.о., полученные данные показывают, что с нарастанием
пешное руководство всегда требует наличие эмпатии [7]. нарциссического признака изменяется и конфигурация, и со-
Нарциссические лидеры, скорее, жаждут сочувствия от дру- держательное наполнение взаимосвязей по трем эксперимен-
гих. Даже наиболее продуктивные из них не отличаются осо- тальным группам между совокупностью нарциссических черт
бенной чуткостью или эмпатическим пониманием (при очень и уровнем лидерских способностей.
высоком уровне сензитивности). Действительно, отсутствие
Библиографический список
1. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства / С.А. Алифанов // Вопросы психологии. - 1991. - № 3.
2. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М., 1981.
3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М., 1977.
4. Соколова, Е.С. Особенности структуры мотивов лидерства старшеклассников разного пола / Е.С. Соколова. - М., 2003.
5. Петровский, А.В. Теория деятельности ого опосредования и проблема лидерства / А.В.Петровский // Вопросы психологии. - 1980. - №2.
6. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Психология игры. Логика и психология / Ж. Пиаже. - М., 1969.
7. Шамшикова, Е.О. Нарциссические лидеры: две стороны одной медали - невероятные «за» и неизбежные «против» / Е.О. Шамшикова // Развитие человека в современном мире: материалы всероссийской научно-практической конференции. под науч. ред. О.А.Белобрыкиной, О.А. Шамшиковой. - Новосибирск: НГПУ, 2006.
8. Кернберг, О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии / О.Ф.Кернберг. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
9. Соколова, Е.Т. Психология нарциссизма / Е.Т. Соколова, Е.П. Чечельницкая. - М.: учебно-методический коллектор, 2001.
10. Diagnostic criteria from DSM-IV-ТЯ АРА. Published by the American Psychiatric Association. Washington, DC. 2000.
11. Дмитриева, Н.В. Социодинамическая психиатрия / Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
12. Райх, В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / В.Райх; перевод; общ. ред. и вступ. ст. А.В. Россохина. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999.
13. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. / Р.С. Немов. - М., 1998.
14. Шамшикова, О.А. О конструировании диагностического инструментария для оценки нарциссических черт личности / О.А. Шамшикова,
Н.М. Клепикова // Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы Международной научно-практической конференции / под науч. ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - Часть I.
Статья поступила в редакцию 29.06.09
УДК 159.923
Н.М. Клепикова, аспирант НГПУ, г.Новосибирск, E-mail: [email protected] ДИНАМИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАВИСТИ И НАРЦИССИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
Цель представленного исследования, в широком смысле, - экспериментальная проверка теоретических обобщений конструкта зависть и валидности шкалы «Сверхзанятость чувством зависти» в рамках адаптации опросника «Нарциссические черты личности», - а в узком смысле - исследование взаимосвязи зависти и нарциссических проявлений личности.
Ключевые слова: зависть, нарциссизм, объектные отношения, обесценивание объекта, манипуляции, отсутствие эмпатии, нарциссиче-ская ярость.
Перемены, произошедшие в обществе за последнее время, привели к значительному социальному расслоению, стимулировали дух соперничества. Образ успеха, понимаемого, как правило, как материальное благополучие, активно тиражируется в средствах информации, становится частью массового сознания. Социум призывает человека быть успешным, быть первым, быть лидером, но стремление соответствовать идеалам общества потребления неизбежно активизирует зависть, создавая условия для развития нарциссических проявлений личности и нарциссических аффективных доминант.
Состояние современного мира и психологическое состояние отдельного человека принято описывать как идущую своими путями особую стадию индивидуализма. Она отражает появление в современной культуре «нового убедительного образа жизни», «нового человека» (с повышенным вниманием к самому себе, поглощенного своими проектами и проблемами, озабоченного исключительно собственным благополучием) [1].
Зависть является конкурентным чувством, ориентированным на обладание и доминирование. Интенсивность завис-
ти обусловлена дистанцией между завидующим и объектом зависти [2]. Если социальная дистанция чрезмерно велика, то нижестоящий не сравнивает себя с вышестоящим, следовательно, и явление зависти отсутствует, чем короче социальная дистанция, тем выше и вероятность возникновения зависти и ярче ее проявления. Сравнение собственной ситуации и собственных достижений с ситуацией и успехами другого человека обнаруживает более низкое положение завистника или скудность его результатов. По этой причине у него возникают притязательные желания обладать, по крайней мере, такого же уровня качествами или достижениями. Однако уже в ходе сравнения завистник начинает понимать, что выправить, уровнять ситуацию невозможно и никакого реального превосходства над конкурентом ему не добиться. Тогда желание обладать трансформируется в более сильное стремление отобрать, лишить, нивелировать удачу, превосходство конкурента. Воля направлена не на самосовершенствование, а на «уничтожение» другого.
В работе «Психоаналитическая диагностика» Н.Мак-Вильямс отмечает, что всем людям свойственна уязвимость в
отношении того, кем они являются и насколько ценными себя чувствуют [З]. Люди пытаются организовывать жизнь таким образом, чтобы чувствовать удовлетворение от собственной личности. Самоуважение всегда возрастает при одобрении и увядает при не одобрении со стороны значимых других. Для некоторых озабоченность, так называемым, «нарцисическим запасом» или поддержанием самоуважения затмевает другие задачи настолько, что в этом случае можно говорить об исключительной поглощенности собой. Озабоченные тем, как они воспринимаются другими, нарциссически организованные люди испытывают глубинное чувство, что они обмануты и нелюбимы.
Н. Мак-Вильямс обозначает, что зависть вместе со стыдом рассматривается в качестве главных эмоций, ассоциированных с нарциссической организацией личности [З]. Уязвимость нарциссических личностей для зависти связана с их внутренней уязвимостью и несостоятельностью, в обладании некоторыми недостатками которые всегда могут стать очевидными для окружающих их людей. Они начинают завидовать тем, кто кажется довольным или обладает теми достоинствами, которые (как им кажется) могли бы способствовать тому, чего они лишены. Зависть нередко лежит в основании другого широко известного качества нарциссических людей -склонности осуждать самого себя или других. Если они ощущают дефицит чего-либо и им кажется, что у других людей все это есть, они могут попытаться разрушить то, что имеют, другие, выражая сожаление, презрение или критикуя.
Такие люди постоянно испытывают чувство зависти и стыда по отношению к другим, более успешным значимым. Чувство стыда у нарциссической личности возникает вследствие того, что она не имеет карьерного роста, материальных благ, семейного счастья, красивой внешности как у кого-то, и она начинает завидовать данному человеку. Испытывать зависть означает признавать превосходство, успех или более высокое благополучие другого человека, переживая при этом чувство досады, раздражения, недовольства, а иногда и враждебности к происходящему.
Предельной формой выраженности нарциссических черт является нарциссическое личностное расстройство, которое определяется как преувеличение собственной значимости, озабоченности вопросами самоуважения (с проявлением эмоциональности, театральности, лабильности) [5]. Данный таксон содержит устойчивую совокупность нарциссических черт личности и входит в классификатор «Диагностическое и статистическое руководство по психиатрическим заболеваниям» (DSM), разработанное Американской психиатрической ассоциацией (АРА), начиная с третьей версии [б]. Согласно DSM АРА диагноз этого вида личностного нарушения может быть установлен при наличии пяти и более устойчивых нарциссических признаков, наблюдаемых на протяжении полугода: грандиозное чувство самозначимости; захваченность фантазиями неограниченного успеха, власти; вера в собственную уникальность; потребность в восхищении; чувство привилегированности; эксплуативность в межличностных отношениях; отсутствие эмпатии; зависть к достижениям других; вызывающее, наглое поведение [7].
Активная деятельная жизнь выступает для личностей с выраженными нарциссическими чертами не как ценность, а как потребность самоосуществления. Как отмечают Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева [8], их отличает активность, направленная на создание и поддержание созданного ей образа не на словах, а на деле. Однако даже если они ведут активную общественную жизнь, все они в конечном итоге отрезаны от настоящего контакта с реальной человеческой общностью. Для того, что бы вписаться в социально принятые нормы и стереотипы поведения, приобрести приемлемый для себя и других смысл существования, личности нарциссического типа приходится постоянно наблюдать за тем, что делают и как ведут себя другие люди. Она ставит перед собой те цели, которые ставят другие люди, выбирают похожие пути их достижения, пытается сходным образом относиться к своим достижениям и неудачам [1]. И соответственно, завидует достижениям и удачам других.
Необходимо отметить, что в зарубежной психологической науке существует также функциональное объяснение нарциссизма. Состояние современного научного знания об уникальных функциях психики, которые клиницисты называют нарциссическими, наиболее адекватно передает Р. Столо-роу: психическая активность является нарциссической в той степени, в какой ее функцией является защита, восполнение и сохранение структурной целостности, временной стабильности и позитивно-аффективной окраски самопредставления [9].
Примерно в этой же логике рассматривает нарциссизм F-W. Deneke: нарциссическая активность лежит в основе функционирования сложной динамической само-системы личности, которая образуется как субъективная модель внутреннего мира человека с учетом всех возможных процессов регуляции его переживаний себя, участвующих в организации этой самосистемы [10, c. 262]. Автор добавляет, что са-мо-система является ничем иным как человеческим «Я», отражая все то, что вытекает из субъективного переживания -«Я личность», и непосредственно выносится вовне (т.е. проецируется) [10]. F-W. Deneke отмечает: «необходимо особо подчеркнуть, что процессы нарциссической регуляции играют принципиальную роль для всех людей (конечно, с разной степенью важности), а не только для тех, которых принято изображать в клинической литературе как пример психопатологии» [10 c. 261]. Механизмы регуляции самопредставления стабилизируют систему Я, защищая от нарциссических травм, связанных с негативно воспринимаемыми презентациями, относящимися к собственной личности. Не вызывает сомнений факт, что переживание зависти взаимосвязано с активизацией механизмов нарциссической регуляции, задача которых стабилизировать представления личности о себе.
В рамках данной статьи мы представим результаты собственного экспериментального исследования, целью которого является всесторонний анализ динамики взаимосвязи зависти и выраженности нарциссических паттернов личности1.
Теоретический анализ литературных источников по заявленной проблеме позволил сформулировать гипотезу, имеющую следующее допущение: существует взаимосвязь между завистью как аффективным переживанием и как чертой и нарциссическими проявлениями личности.
Далее мы представим некоторые фрагменты экспериментального исследования взаимосвязи между качественной динамикой зависти и нарциссическими проявлениями личности. Исследование состояло и трех циклов: первый цикл - дифференциация выборки на экспериментальные группы по нарцис-сическому признаку; второй цикл - сравнительно-сопоставительный анализ экспериментальных групп по параметру зависть; третий цикл - исследование качественной динамики зависти в зависимости от выраженности нарциссического признака.
В экспериментальном исследовании применялся следующий комплекс математических методов: методы описательной статистики [удельная доля от числа] и индуктивной [иерархический кластерный анализ (метод средней связи, метод Уорда), итеративный кластерный анализ (метод к-средних), критерий Краскала-Уоллеса (Н), критерий Манна-Уитни (U), корреляционный анализ (критерий Спирмена, rs)].
Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием компьютерных программ MS Excell 2007, SPSS 13.0. Достоверность полученных результатов составляет не ниже 5%уровня значимости.
В исследовании использовались следующие методики: Структурированное клиническое интервью - «Strukturiertes Klinisches Interview fur DSM-IV: SKID-II», H.-U. Wittchen, M.
1 В экспериментальном исследовании представлен этап нашей работы, направленной на конструирование и стандартизацию опросника «Нарциссические черты личности», - проверка теоретических обобщений конструкта зависть и валидности шкалы «Сверхзанятость чувством зависти».
Zaudig und T. Fydrich - в адаптации Н. Л. Волобуевой [11]. Методика SKID-II позволяет измерять особенности личности, входящие в структуру личностных расстройств, но не достигающие уровня необходимого для диагностики расстройств личности. Исходя из цели исследования, в экспериментальной части работы нами использовались только одна шкала методики SKID-II: шкала «нарциссизм». Данная шкала отражает нарциссический способ взаимодействия человека с миром и его нарциссические паттерны поведения. Методика «Диагностика нарциссизма» (Narzissmusinventar, NI) [F.-W. Deneke, B. Hilgenstock, R. Muller (1986 - 1994)] - в адаптации О. А. Шамшиковой, Н.М. Клепиковой [12]. Опросник NI позволяет выявлять доступные для самонаблюдения нарциссические механизмы регуляции самопредставления. Опросник «Нарциссические черты личности» (в адаптации О.А. Шамшиковой, Н.М. Клепиковой, 2005-2006) [5], опросник диагностирует особенности личности, не достигающие уровня необходимого для диагностики личностного расстройства. Заключение о выраженности нарциссических черт личности проводится по принятому в психодиагностике алгоритму интерпретации данных: начиная с наиболее выраженной «не-нормы» и приписывания ей статуса приоритетного вектора в формировании исследуемого признака. Методика исследования зависти, жадности, неблагодарности М. Кляйн, К Абрагам (разработка Г. и Р. Аминевых). В контексте данной методики зависть рассматривается как аффективное переживание личности [8].
Экспериментальная выборка составила 249 человек -студенты Новосибирского государственного педагогического университета, курсанты Высшего военного командного училищ, возраст - от 19 до 25 лет (Мd=23), из них 140 девушек и 109 юношей.
Первый цикл нашего исследования связан с дифференциацией выборки на однородные экспериментальные группы по признаку выраженность нарциссизма, с этой целью нами был применен кластерный анализ. Преимущество данного метода состоит в том, что результат его применения не связан с потерей даже части исходной информации о различиях объектов или корреляции признаков. Признаком, по которому мы классифицировали испытуемых, являлась шкала «нарциссизм» (нарциссические состояния) методики SCID-II.
Существует множество вариантов кластерного анализа, с помощью которых могут быть получены отличающиеся результаты формирования групп. Для достоверности устойчивости выявленных закономерностей результаты кластеризации подвергают перепроверке разными методами. При этом иерархические методы считаются наиболее точными методами кластеризации [13]. Каждое наблюдение сначала образовывает отдельный кластер. На первом шаге два соседних кластера объединяются в один. Этот процесс продолжается пока не останется только два кластера. В нашем исследовании мы использовали иерархический кластерный анализ в двух вариациях: метод средней связи и метод Уорда. Для того чтобы определиться с оптимальным количеством кластеров, нами была проведена предварительная кластеризация при помощи иерархических методов на случайно отобранной компьютером выборке наблюдений. Случайные выборки составили 71 человек при кластеризации по методу средней связи и 71 человек при кластеризации по методу Уорда. В иерархических методах для решения проблемы оптимального количества кластеров используется анализ таблицы очередности построения кластеров, и дендрограммы - графического выражения результатов кластеризации. В результате кластерного анализа по методу средней связи между группами и по методу Уорда выделилось три кластера. Коэффициент при кластеризации по методу средней связи показал скачок между 70 и 71 шагом с 11, 658 до 34, 750; по методу Уорда - между 70 и 71 шагом с 257, 035 до 674, 611, что говорит об оптимальном количестве кластеров, равном трем, это решение подтверждено анализом дендрограмм.
Нами также применялся метод к-средних, который более
всего подходит для проведения кластерного анализа на большой выборке. Метод к-средних относится к итеративным методам группировки, которые, в отличие от иерархических, продуцируют кластеры одного ранга, не допуская их перекрытия [13]. Такое многообразие методов обусловлено необходимостью создания четко дифференцированных объединений таксономических единиц (кластеров).
В результате кластеризации удалось выявить следующие пограничные значения: от 0 до 3; от 4 до 8; от 9 до 14, также были установлены конечные центры кластеров: 2, 40; 4, 96; 9, 75.
Общая выборка была дифференцирована методом кластерного анализа на три экспериментальные группы - ЭГ-1 (N=74), ЭГ-2 (N=119) и ЭГ-3 (N=56). На рис. 1. представлена графически удельная доля испытуемых по каждой экспериментальной группе от общей выборки (N=249).
Условные обозначения:
Рис. 1. Дифференциация выборки по признаку: степень выраженности нарциссизма
Второй цикл сравнительно-сопоставительный анализ экспериментальных групп. Для определения достоверности различий показателей по трем экспериментальным группам, для параметров зависть и сверхзанятость чувством зависти, был рассчитан Н - критерий Краскала-Уоллеса, предназначенный для оценки различий одновременно между тремя и более выборками по уровню какого-либо признака. Он позволяет установить, что уровень признака изменяется при переходе от группы к группе, но не указывает на направление этих изменений.
Различия в значениях исследуемого параметра зависть по всем экспериментальным группам зафиксированы на 5% уровне значимости, Н = 5, 969, по параметру сверхзанятость чувством зависти (черта личности) достоверные различия между группами не установлены Н=1, 34 при р=0, 512. Для оценки различий в уровне выраженности признака между двумя выборками использовался критерий и-Манна-Уитни, результаты оценки представлены в таблице 1.
Таблица № 1.
Достоверность различий по исследуемым параметрам между ЭГ-1 (N1=74), ЭГ-2 (N2=119) и ЭГ-3 (N3=56)
Исследуемый признак/ наименование шкал ЭГ-J и ЭГ-2 ЭГ-2 и ЭГ-3 ЭГ-J и ЭГ-3
ста- тис- тика U- Ман- на- Уит- ни уро- вень значи мости ста- тис- тика U- Ман- на- Уит- ни ур°- вень значи мости ста- тис- тика U- Ман- на- Уит- ни ур°- вень значи мости
зависть 3493, 5 0, 015* 3223 0, 72б 1733, 5 0, 110
сверхза- нятость чувством 158, 5 0, 319 139, 5 0, 377 90, 5 0, 74б
В результате применения критерия Манна-Уитни, установлены значимые различия по исследуемому признаку зависть между респондентами ЭГ-1 и ЭГ-2. Достоверных различий по исследуемым параметрам зависть и сверхзанятость чувством зависти между другими экспериментальными группами не выявлено.
Третий цикл связан с исследованием качественной динамики зависти в зависимости от выраженности нарциссиче-ского признака по трем экспериментальным группам, с этой целью мы использовали метод корреляционного анализа (критерий ранговой корреляции, ^-Спирмена), который позволил обнаружить значимые связи между исследуемыми параметрами зависть, нарциссические черты и механизмы регуляции самопредставления.
Корреляционный анализ, критерий r-Спирмена, проводился отдельно по трем экспериментальным группам, результаты представлены графически в виде корреляционных плеяд. Сравнительно-сопоставительный анализ корреляционных
плеяд в первом приближении показывает, что наиболее сложная система взаимосвязей отражает взаимозависимость между завистью, нарциссическими чертами и механизмами регуляции самопредставления у респондентов ЭГ-2.
По результатам корреляционного анализа ^-Спирмена в ЭГ-1 зафиксировано 2 прямо пропорциональных зависимости на 1%-м уровне значимости и 2 - обратно пропорциональных зависимости на 5%-м уровне значимости (рис. 2)
-0,244*
зависть
-0,254*
^ стремление к идеальному self-объекту ничтожное Я
идеал самоудовлетворения дерзкое, заносчивое поведение
ние, за достижение поставленной перед собой цели (сверхзанятость чувством зависти - идеал самоудовлетворения, г = 0, 569 при р < 0, 01). Решающую роль играет потребность в автономии, которая мотивирована страхом, быть зависимым от потенциально ненадежного объекта и быть брошенным им. О. Кернберг отмечает, что этот страх обычно рационализируется в качестве страха перед разрушительным потенциалом этого объекта [4]. Сверхзанятость чувством зависти как защита от осознания хрупкости, ничтожности Я связана с проявлением надменного, заносчивого отношения, когда другие воспринимаются как объекты (сверхзанятость чувством зависти -дерзкое заносчивое поведение, г = 0, 536 при р < 0, 01).
В ЭГ-2 обнаружено 12 прямо пропорциональных зависимостей и 1 - обратно пропорциональная зависимость, из них 5 корреляционных связей на 1%-м уровне значимости и 8
- на 5%-м уровне значимости (рис.З)
Рис.2. Корреляционная плеяда 1 (ЭГ-1, N1=74)
Условные обозначения:
*—► прямая зависимость ** -1% уровень значимости
♦ обратная зависимость * - 5% уровень значимости
Можно предположить, что для испытуемых ЭГ-1 зависть выступает как защита от осознания ничтожности Я, от сомнений относительно ценности собственной личности и глубокой неуверенности в себе (зависть - ничтожное Я, г = -0, 254 при р < 0, 05). Переживание зависти защищает от стыда, связанного с боязнью отказа и страхом лишения любви. Зависть, препятствует свободной, бесконфликтной идентификации с объектом, который представляется безупречным, не происходит повышения чувства собственной значимости, не возникает уверенность, что удастся восполнить собственный нарциссический дефект и (благодаря идеальному объекту) стать целостным (зависть - стремление к идеальному self-объекту, г = - 0, 244 при р < 0, 05).
По замечанию М. Кляйн, зависть к объекту и потребность уничтожить и испортить все хорошее, что может исходить из контактов с ним, неразрывно связаны с бессознательной идентификацией с объектом [14]. Для современного человека характерен поиск «границ между своими и многочисленными и меняющимися чужими», стремление к обретению чувства групповой идентичности как стремление к идеальному 8е11-объекту, особенно актуально и неразрывно связано с переживанием зависти [15].
Сверхзанятость чувством зависти, защищая от осознания хрупкости Я, выражается в стремлении к чрезмерному подчеркиванию ответственности за себя и свое самоопределе-
Устные обозначения:
<—► прямая зависимость *• -1% уровень значимости
обратная зависимость *- 5% уровень значимости
Зависть для респондентов со средним уровнем нарциссизма (ЭГ-2) может рассматриваться как помеха в установлении теплых межличностных отношений. Стремление не допустить превосходства другого над собой, досада от созерцания чужих успехов, бессильная ненависть, злоба. В конечном итоге завистник может рассуждать так: «Я могу переживать ценность другого человека, только как угрозу моему статусу и положению. Я боюсь, что он может нанести ущерб моей карьере, уменьшить мою популярность или бросить тень на мою репутацию, просто затмевая меня. Как я могу допустить его ценность как ценность?» [15, с. 36] (сверхзанятость чувством зависти - обесценивание объекта, г = 0, 421 при р < 0, 01).
Возможность для построения отношений открывает развитие собственных способностей личности, но и это затруднено вследствие возвращения к архаическим фантазиям (г = 0, 190 при р < 0, 05), дереализации / деперсонализации (г = 0, 199 при р < 0, 05) и сопряженностью сравнения, неизбежного в отношениях, с осознанием собственной ничтожности (зависть - ничтожное Я, г = 0, 209 при р < 0, 05 - сверхзанятость чувством зависти - ничтожное Я, г = 0, 576 при р < 0, 01), бессилия (зависть - бессильное Я, г = 0, 320 при р < 0, 05
- сверхзанятость чувством зависти - бессильное Я, г = 0, 576 при р < 0, 01), вплоть до негативного отношения к телу (зависть - негативное отношение к телу, г = 0, 199 при р < 0, 05
- сверхзанятость чувством зависти - негативное отношение к телу, г = 0, 470 при р < 0, 01).
Л.С. Архангельская отмечает, что современный человек
зависти
в силу ряда социокультурных обстоятельств одновременно выступает в роли как субъекта, так и объекта зависти, он стремится к созданию своеобразного «круга» завидующих ему людей, используя для этого откровенные манипуляции (сверхзанятость чувством зависти - манипуляции в межличностных отношениях, г = 0, 563 при р < 0, 01) [15]. Дж. Фаулз считает, что зависть — это желание изменить образ жизни, «своего рода намерение жить, начиная с этого момента» [16]. Такое стремление многих изменить свою жизнь за счет других людей становится основой для различного рода манипуляций, оправдывает использование других людей в качестве объектов.
Таким образом, зависть если и заставляет осмыслить свою жизнь, наметить планы ее изменения, то на поведенческом уровне воплощение преобразований превращается в удовлетворение двух желаний: «выхватить и удержать» (манипуляции в межличностных отношениях, г = 0, 563 при р < 0, 01), «уравнять и приподняться» (дерзкое и заносчивое поведение, г = 0, 563 при р < 0, 01). Постоянство стремления удовлетворять одновременно противоположные желания приводит к формированию восхищенно-враждебной направленности
личности, которая влияет на социально-перцептивную сферу и усугубляет как оценку себя, так и оценку другого (сверхзанятость чувством зависти - обесценивание объекта, г = 0, 421 при р < 0, 01; ничтожное Я, г = 0, 576 при р < 0, 01; зависть - ничтожное Я, г = 0, 209 при р < 0, 05). Можно также предположить, исходя из трактовки зависти, что она ведет в межличностном оценивании к актуализации контрастных и ассимилятивных иллюзий: к завышению оценки другого или к резкому ее снижению, искажает свойства, качества объекта зависти, превращает «эталонность в ее антипод» (сверхзанятость чувством зависит - обесценивание объекта, г = 0, 421 при р < 0, 01).
Мы предполагаем, что необходимость признания превосходства другого человека, осознание и принятие более низкого собственного положения становятся непереносимыми для респондентов ЭГ-2, они склонны интерпретировать чужой успех в первую очередь как свое поражение: Я-реальное обесценивается. Обесценивание может ограничиться неприятием собственного тела - ощущением, что оно безобразно нежеланно и недостойно любви, что, безусловно, позволит на некоторое время отсрочить тотальное опустошение, но не позволит в дальнейшем избежать острого переживании собственной хрупкости. Стремление к превосходству заставляет человека с такими качествами направлять свою активность в деструктивное русло, проявляющееся таким образом, что искажается взаимодействие, допускается «психологическое или даже физическое уничижение другого» [17].
Ведущими чертами субъекта становятся самоуверенность, отсутствие заботы о благополучии других, враждебность, напористость, стремление к контролю, желание полной власти над окружающими, готовность унижать и оскорблять других, скрывая свою зависимость, беспомощность, чувство одиночества и ненужности (сверхзанятость чувством зависти - нарциссический гнев, г = 0, 542 при р < 0, 01; ничтожное Я, г = 0, 576 при р < 0, 01).
Респонденты ЭГ-2 осуществляют «инфляцию» Я за счет стремления к некоторому идеалу и без учета собственных возможностей, происходит осознание более «низкого собственного социального статуса» в процессе социального сравнения; завидующий интерпретирует чужой успех как свое поражение, а не как выигрыш целого, частью которого он сам является, причина здесь в том, что успехи и приобретения человека, с которым он сравнивает себя, но выступают в его восприятии также еще и в качестве укора [18]. Испытуемые ЭГ-2 постоянно испытывает как осознаваемую, так и неосознаваемую «угрозу» со стороны действительности.
Представление индивида о самом себе становится неустойчивым, наполненным отрицательными эмоциональными переживаниями, которые, в свою очередь, оказывают влияние на результаты сравнения и оценивания в межличностном общении, и, таким образом, вновь возникает порочный круг.
Зависть может быть напрямую связана с мобилизацией импульсов ярости и мести, направленных на компенсацию угрозы потери самоценности, из-за реальных или воображаемых обид. О. Кернберг отмечает, что подоплекой этой потребности в разрушении реальности и общения в близких отношениях является, бессознательная и сознательная зависть к объекту, особенно к такому объекту, который сам внутренне не охвачен подобной ненавистью [4].
В ЭГ-3 обнаружено 6 прямо пропорциональных зависимостей, из них 5 корреляционных связей на 1%-м уровне значимости и 1 - на 5%-м уровне значимости (рис.4).
Рис.4. Корреляционная плеяда 3 (ЭГ-3, N3=56)
Условные обозначения:
*—+■ прямая зависимость ** - \% уровень значимости
* - 5% уровень значимости
Наиболее сильные связи образованы между параметрами сверхзанятость чувством зависти и отсутствие эмпатии (г = 0, 655 при р < 0, 01). Эмпатия - способность спроецировать собственную личность на объект сопереживания, тем самым полностью постигая ее. Способность почувствовать себя на месте объекта [19]. Отсутствие эмпатии подразумевает, неспособность человека одновременно ощущать себя объектом (быть на месте объекта), и продолжать осознавать собственную идентичность самостоятельность, отдельность.
Для респондентов ЭГ -3 существует лишь две возможности: быть с другими в мире и раствориться в нем; быть отдельно и никого не замечать. Для этих полюсных состояний существует альтернатива, которую описывает Б. ВасИ, - состояние рефлексирующего сознания. Рефлексирующее сознание - это нормальное состояние взрослого человека, когда он способен одновременно воспринимать себя как того, кто думает, чувствует, от кого исходят переживания, мысли и действия и - того, кто представлен во внешнем мире как одна из единиц, отличных и отдельных от других. Другими словами, речь идет об осознании себя одновременно в двух ракурсах: «субъективном - быть полностью собой» и «объективном -быть среди людей, быть вместе с ними» [20].
В области объектных отношений преобладающими симптомами являются огромная зависть (как сознательная, так и бессознательная); обесценивание других в качестве защиты от зависти (зависть - обесценивание объекта, г = 0, 269 при р < 0, 01); позиция человека, которому должны (сверхзанятость чувством зависти - ожидание особого отношения, г = 0, 639 при р < 0, 01; потребность в постоянном внимании и восхищении, г = 0, 610 при р < 0, 01); неспособность к действительной зависимости от других в отношениях взаимности (зависть - социальная изоляция, г = 0, 413 при р < 0, 01); замечательная неспособность к эмпатии и преданности другим людям (отсутствие эмпатии - зависть, г = 0, 582 при р < 0, 01; сверхзанятость чувством зависти, г = 0, 655 при р < 0, 01).
Основными характеристиками испытуемых ЭГ-3 является грандиозность, крайняя эгоцентричность и явное отсутствие интереса к другим, несмотря на тот факт, что они всегда готовы получать восхищение и одобрение от других людей. Эти респонденты могут испытывать весьма интенсивную зависть к другим людям уже за то, что те производят впечатление наслаждающихся жизнью [4].
Сравнительно-сопоставительный анализ экспериментальных групп показал, что с нарастанием нарциссического признака изменяется уровень зависти. Экспериментально установлено, что с нарастанием нарциссического признака изменяется конфигурация взаимосвязей зависти, нарциссиче-ских черт и механизмов регуляции самопредставления. В ЭГ-1 зависть может рассматриваться как защитно-компенсаторный механизм, защищающий респондентов с низким уровнем нарциссизма от сомнений относительно ценности собственной личности и глубокой неуверенности в себе. В ЭГ-2, средний уровень нарциссизма, зависть может рассматриваться как помеха в установлении теплых межличностных отношений. Респондентам этой группы свойственно переживать себя как объект и субъект зависти. Как субъект зависти они испытывают досаду от созерцания чужих успехов, переживают при этом
бессильную ненависть, злобу враждебность, ощущают собственную «малость», ничтожность. Как объект зависти они стремятся окружать себя теми, кто завидует, чтобы в их восхищении как зеркале любоваться своим отражением. Для испытуемых ЭГ-3 характерен высокий уровень нарциссизма, неспособность к рефлексии и эмпатии, которая защищает их от невыносимых конфликтов, да и сами конфликты связаны с завистью.
Таким образом, можно утверждать, что существует взаимосвязь между завистью и нарциссическими проявлениями личности. Также в ходе исследования доказано, что с нарастанием нарциссического признака изменяется качество и конфигурация взаимосвязей между нарциссическими чертами, механизмами регуляции самопредставления и зависти (как аффективного переживания и как черты личности).
Библиографический список
1. Шамшикова, О. А. О некоторых методологических аспектах и концептуальной валидности конструкта «нарциссизм» / О. А. Шамшикова // Психология в вузе. - Москва-Обнинск. - 2005. - №4.
2. Куттер, П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / П. Куттер. - СПБ.: Б.С.К., 2004.
3. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе / Н. Мак-Вильямс. - М.: «Класс», 2006.
4. Кернберг, О.Ф. Тяжелые личностные расстройства / О.Ф. Кернберг. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
5. Клепикова, Н.М. Новый диагностический инструментарий: опросник «Нарциссические черты личности» / Н.М. Клепикова // Философия образования. - 2008. - № 1 (22).
6. Millon, T. DSM Narcissistic Personality Disorder. Historical Reflections and Future Directions / Disorders of Narcissism: Diagnostic, Clinical, and Empirical Implications. Edited by Elsa F. Ronningstam, Ph. D., American Psychiatric Press, Inc. - Washington, DC, 1997.
7. Diagnostic criteria from DSM-IV-TR АРА. Published by the American Psychiatric Association. - Washington, DC. 2000.
8. Короленко, Ц.П. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006.
9. Столороу, Р.Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход / Р. Столороу, Б. Брандшафт, Д. Атвуд. - М.: Когито-Центр, 1999.
10. Deneke, F-W. Die Regulation des Selbsterlebens bei Gesunden, psychosomatischen, psychoneurotischen und alkoholkranken Patienten - ein taxono-mischer Forschungsansatz // Psychotherapie, Psychosomatik und medizinische Psychologie. - 1994.
11. Волобуева, Н.Л. Нарциссическая личностная ориентация взрослых / Н.Л.Волобуева // Аспирантский сборник НГПУ-2001: по материалам научных исследований аспирантов, соискателей, докторантов. - Новосибирск: НГПУ, 2001.
12. Шамшикова, О.А. К вопросу о верификации концепта «нарциссизм» (стандартизация зарубежной методики «Narzissmusinventar» F.W.Deneke, B.Hilgenstock, R.Muller) / О.А. Шамшикова, Н.М. Клепикова // Психологическая диагностика. - 2006. - №1.
13. Бююль, А. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей / А. Бю-юль, П. Цефель. - М.: ДиаСофт, 2005.
14. Кляйн, М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников / М. Кляйн. - СПб.: Б.С.К., 1997.
15. Архангельская, Л.С. Зависть: психологические истоки / Л.С. Архангельская. - М.: Изд-во РГСУ, 2008.
16. Фаулз, Дж. Аристос: Философская эстетика / Дж.Фаулз. - СПб.: Симпозиум, 2003.
17. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М.: Академия, 2001.
18. Муздыбаев, К. Завистливость личности / К. Муздыбаев // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 6.
19. Райкрофт, Ч. Критический словарь психоанализа: пер.с английского Л.В. Тороповой, С.В. Воронина, И.Н. Гвоздева; под.ред. С.М. Черкасова / Ч. Райкрофт. - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.
20. Ва^, S. Narcissistic States and the Therapeutic Process / S. Bach. - Publisher: Jason Aronson.
Статья поступила в редакцию 29.06.09
УДК 159.92З+З1б.7
О.А. Шамшикова, канд. психол. наук, доц. НГПУ, г. Новосибирск, Email: [email protected]
МИФ О НАРЦИССЕ КАК МОДЕЛЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
В статье рассматривается психологическая реальность мифа о Нарциссе, анализируются психологические доминанты нарциссизма - самолюбие и самопознание в контексте многовековой оппозиции толкования его текстов в европейской культуре.
Ключевые слова: нарциссизм, самолюбие, самопознание, возможность и действительность, случайность и необходимость, фантазии, рефлексия, смыслообразование, понимание, переход.
Тема нарциссизма на историческом континууме европейской культуры от Античности до наших дней перманентно воспроизводит себя в мифе о Нарциссе. Мифы не бывают случайными, в глубине каждого из них лежит та психологическая реальность, которая близка и понятна многим поколениям.
Мифологический образ Нарцисса представляет собой удобную модель, раскрывающую универсальную структуру внутриличностных проблем человека. Однако любые попытки исследовать древний миф незамедлительно обнажают извеч-162
ный парадокс: параллельно сосуществующие в европейской культуре его диаметрально противоположные трактовки. Одна из них - от Овидия до З.Фрейда (и его последователей), включая современных философов - тщательно рисует образ самовлюбленного Нарцисса, зачарованного собственным отражением в водной глади ручья. Противоположная традиция европейской культуры, представленная текстами гностицизма, христианского мистицизма и психологами юнгианского толка, воскрешает образ самопознающего Нарцисса, созерцателя, мудреца.