Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПЕДАГОГА КАК ГАРАНТИЯ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПЕДАГОГА КАК ГАРАНТИЯ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SWOT- АНАЛИЗ / PERSONAL RESOURCES / PROFESSIONAL ACTIVITIES / SWOT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вяткина Лада Брониславовна, Бородина Наталия Николаевна

В статье дается анализ теоретических основ развития личностных ресурсов педагога. Выделяются компоненты эмпирических свойств личности, выраженность которых влияет на организацию собственной деятельности и повышения благополучия личности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL RESOURCES OF THE TEACHER AS A GUARANTEE OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY

The article provides an analysis of the theoretical foundations of the development of personal resources of the teacher. The components of the empirical properties of the personality, the severity of which affects the organization of their own activities and improve the well-being of the teacher’s personality, are highlighted.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПЕДАГОГА КАК ГАРАНТИЯ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК:159.9

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПЕДАГОГА КАК ГАРАНТИЯ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кандидат психологических наук, доцент Вяткина Лада Брониславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогическийуниверситет» (г. Пермь)

педагог-психолог Бородина Наталия Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Конструктор успеха» (г. Пермь)

Постановка проблемы. Современное парадигмальное пространство предполагает вариативность образовательных ориентаций, большинство которых приоритетное направление отдают вопросам саморазвития личности и построению траектории индивидуального маршрута обучающегося в зависимости от степени выраженности его возможности, склонности и способности [1].

На современном этапе психолого-педагогической науки особо актуальным становится проблема психологического благополучия и психического стресса, которые неразрывно колеруют с понятием ресурсы психики. Традиционно ресурсы понимаются как физические и духовные возможности человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов стратегии поведения для предотвращения или купирования стресса» [3]. В исследованиях К. Муздыбаева доказано, что ресурсы могут быть определены как социальная потребность человека в общении, взаимодействии с другими людьми и установлении межличностных отношений на основе жизненных ценностей, морально-нравственных и духовных убеждений и социально-желательных форм поведения. На наш взгляд наиболее убедительным и объективным является позиция Н.Э. Водопьяновой, которая определяет понятие ресурсов как внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие структуры, которые человек актуализирует доя адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям, это средство (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией, включающие в себя эмоционально-волевые, личностно- мотивационные, познавательные, поведенческие структуры, обеспечивающие человеку высокую степень адаптации к стрессовым ситуациям, связанные с профессиональной деятельностью и жизненным опытом [5].

Изложение основного материала исследования. В зарубежной психологии достаточно распространен ресурсный подход С. Хобфолла, который имеет интегрированный характер, включающий в себя характеристики разноуровневых свойств индивидуальности: психофизиологические, психодинамические, личностные, социально-психические. Психические и физические состояния определяются волевыми, эмоциональными и энергетическими характеристиками, которые необходимы для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей [6].

Личностные ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречии личности с жизненной средой, преодолевая неблагоприятные жизненные обстоятельства посредствам трансформации ценностно-смыслового изменения личности, направляя и создавая основу для самореализации. Иначе личностные ресурсы выступают как система интеграция характеристик личности, позволяющая преодолевать трудные жизненные ситуации, актуализирующая и проявляющаяся в процессах самодетерминации личности. Особо актуальным в исследовании личностных ресурсов является изучение концептуальных основ психологической структуры, феноменологических механизмов и динамических характеристик. В педагогической психологии рассматривается широкий спектр вопросов или проблем, связанные с профессиональной деятельностью педагога, основными показателям которой считаются применение инновационных техник и технологий, педагогического такта и педагогической культуры, социокультурной и педагогической компетентности, стремление к профессиональному саморазвитию, яркой выраженности эмпатических тенденций, профессиональной культуры общения.

В Федеральном законе об образовании особый акцент делается на развитие личностного потенциала педагога, который понимается как комплекс образований, включающие в себя параметры различной направленности. Исследования В.В. Бойко, P.M. Рахимовой были направлены на выявление данных переменных. По данным исследователей наиболее важными являются:

• толерантность;

• лояльность;

• стрессоустойчивость;

• самооценка;

• самоконтроль;

• оптимизм;

• резилентность;

• жизнестойкость.

Данные параметры определяют наличествующий уровень выраженности психомоторных, эмоционально волевых, социально-нормативных и личностных характеристик педагога, а также умение переживать ситуации, фрустрации, стремление к применению здоровосберегающих техник, готовность к поиску инновационных приемов оценивания профессиональных и жизненных ситуаций, актуализации индивидуальных особенностей [8].

Одним из эффективных средств выявления личностных ресурсов в настоящее время является SWOT -АНАЛИЗ. Данный анализ способствует изучению сильных и слабых сторон в деятельности педагога с целью приспособления их к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды, дает структурированное описание ситуации, для принятий решений. SWOT-анализ - прекрасный способ нащупать точку отсчета и изучения себя. Он позволит посмотреть правде в глаза, пусть иногда и неприятной. SWOT дает возможность фокусироваться на сильных сторонах, минимизировать слабые, избегать угроз и пользоваться представившимися возможностями.

Выводы. Таким образом можно сделать общие выводы о том, что профессиональная деятельность педагога предъявляет не только требования к личностным, поведенческим и профессиональным

характеристикам, но и обуславливает психическую составляющую, которая базируются на личностных ресурсах.

Аннотация. В статье дается анализ теоретических основ развития личностных ресурсов педагога. Выделяются компоненты эмпирических свойств личности, выраженность которых влияет на организацию собственной деятельности и повышения благополучия личности педагога.

Ключевые слова: личностные ресурсы, профессиональная деятельность, SWOT- анализ.

Annotation. The article provides an analysis of the theoretical foundations of the development of personal resources of the teacher. The components of the empirical properties of the personality, the severity of which affects the organization of their own activities and improve the well-being of the teacher's personality, are highlighted.

Keywords: personal resources, professional activities, SWOT analysis.

Литература:

1. Асмолов В.Г. Личность как предмет психологического исследования. М. 1984

2. Богданов С.А., Вяткина Л.Б. Индивидуальный стиль деятельности как фактор развития профессиональных способностей педагога. Пермь, 2017

3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса. // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 2.

4. Калашникова С. А. Личностные ресурсы и психологическое здоровье человека: соотношение содержание понятий // Гуманитарный вектор. — 2011. — №2. — С. 185-189.

5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009.

6. Иванова Т.Ю. Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия. М.: изд-во МГУ, 2016

7. Логинова М.В. Жизнестойкость, как внутренний ключевой ресурс личности. Вестник Московского университета МВД России. -2009. - №6

8. Никифорова Г.С. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Питер, 2005

УДК:376

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РЕФЛЕКСИВНОМ ДИАЛОГЕ

доктор педагогических наук, доцент Давыдова Галина Ивановна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательногоучреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Современный этап развития образования характеризуется целым комплексом проблем, что обусловливает необходимость преобразования всех уровней образовательных структур, в том числе высшей школы. При этом разрешение проблем, существующих в учебно-воспитательном процессе, может осуществляться не только и не столько традиционными методами, но и путем психологической поддержки педагогических инноваций, совершенствования приемов и методов обучения, воспитания и развития личности будущих педагогов-психологов, в том числе на технологическом уровне.

Решению таких задач способствует идеология и технология рефлексивного диалога в образовательном процессе вуза, как поворот к совершенно иному типу социокультурного наследования, сама принципиальная возможность которого определяется как «терапевтическая парадигма познания» [3]. Этот существенный с точки зрения позитивного подхода в науке «поворот» связан с интересом к субъектности человека, воплощающий в себе непосредственное внимание к жизненной направленности личности.

Рефлексивный компонент в терапевтической парадигме обнаруживает себя там, где главным должно стать не усвоение прежних рецептов, а подготовка личности к овладению творческими методами деятельности и взаимодействия с содержанием познания и практики, которых раньше не существовало, то есть с содержанием высокой степени неопределенности.

Изложение основного материала исследования. Идея рефлексивного диалога связана с феноменологической психологией Карла Роджерса, утверждающей, что качество личных отношений, выступающих как «качественные человеческие отношения» это единственный фактор, способствующий развитию других в качестве независимых индивидов [5].

В разработанной модели социорефлексики получила развитие концепция оптимального взаимодействия личности с партнером по общению, связанного с познавательной направленностью личности [1], [4].

В структуре направленности личности выделяется Образ Я, характеризующийся степенью идентичности личности на индивидуальном, социальном и культурном уровне, а также Я - концепция, соответствующая социально-значимым отношениям личности, связанная с самооценкой, социальной рефлексией, особенностями взаимодействий с другими - значимыми и не очень незначимыми людьми. Оптимальным, в данном случае, типом взаимодействия выступает адекватное и самоорганизующее отношение личности к себе, а также осмысленно-познавательное отношение к окружающему миру. Типы взаимодействия, соответствующие уровню направленности, характеризуются позицией субъекта по отношению к конфликтным моментам взаимодействия: бегством, отрицанием или выступающим как принятие «вызова» в ситуации неопределенности.

Направленность, рассматриваемая нами как пристрастность отношений индивида, характеризующаяся, в том числе, бессловесными действиями, определяется уровнем мобилизации самооценки субъекта, степенью его готовности к взаимодействию. Так, нами выделяются 7 градиентов оптимальной готовности к взаимодействию: "0"- полное отсутствие готовности, так называемое, формальное поведение; "-1", "-2", "-3" -характеризует снижение градиента готовности (соответствует переживанию индивида "не очень хочу", "совсем не желаю", " оставьте меня в покое"). С повышением градиента готовности дело обстоит следующим образом: "+1" - "хочу с вами работать"; "+2" - привносит некоторую лихорадочность, тревожность в ситуации неопределенности («активизм»); "+3" - панические речевые интеракции в связи с восприятием ситуации как опасной (конфликтной) для самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.