Научная статья на тему 'Взаимосвязь синдрома психического выгорания и ценностных ориентаций педагогов среднего профессионального образования'

Взаимосвязь синдрома психического выгорания и ценностных ориентаций педагогов среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
728
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ "ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ" / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТРЕССОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьяненко М. А., Матеева С. С.

В период модернизации российского образования в обществе возрастает потребность в образовательных реформах, несущих в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и позволяющих сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Изменения возможны, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. Это очень сложная задача и она остается трудно выполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда педагога, увеличивается риск развития синдрома «психического выгорания»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь синдрома психического выгорания и ценностных ориентаций педагогов среднего профессионального образования»

неудовлетворенность в какой-либо сфере не только ее переоценкой, но и возможным перенаправлением активности в сферы, где личность испытывает удовлетворение. Цепочка-иерархия различных психологических и социально-психологических составляющих во взаимосвязи и взаимодетерминации с различными сферами удовлетворенности создает условия для возникновения субъективного благополучия, влияющего на личностные приоритеты субъекта. Под удовлетворенностью Р. М. Шамионов понимает сложное, динамичное социально-психологическое образование, основанное на интеграции когнитивных и эмоционально-волевых процессов, характеризующееся субъективным эмоционально-оценочным отношением и обладающее побудительной силой, способствующей действию, поиску, управлению внутренними и внешними объектами. Оценка личностью уровня своего благополучия основана на социальном сравнении, в ходе которого субъект соотносит результаты своей деятельности и внешнего отношения к нему путем сравнения себя и своего благополучия с другими, путем соотношения благополучности других с собственным благополучием, или же сравнения уровня личного благополучия на различных временных отрезках с активными потребностями и выражает эмоционально-оценочное отношение, которое квалифицируется как определенный уровень благополучия [4, с. 101].

Уникальность субъективного благополучия заключается в том, что механизмы его формирования находятся не только в социальной среде, но, одновременно, во внутреннем мире личности. Субъективное благополучие выступает механизмом регуляции избирательной активности субъекта в разных сферах социальной жизнедеятельности и определяется различными факторами. Cпиcок использованной литературы:

1. Куликов Л. В. Субъективное благополучие личности // Ананьевские чтения, 1997. - С. 162-164.

2. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 479 с.

3. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 440 с.

4. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. - 296 с.

© Алимбаева Р.Т., Мартаева А.У., 2016

УДК 159.9

М.А. Лукьяненко

к.псих.н., доцент ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани С.С. Матеева магистрант 1 курса факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани

ВЗАИМОСВЯЗЬ СИНДРОМА ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В период модернизации российского образования в обществе возрастает потребность в образовательных реформах, несущих в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и позволяющих сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Изменения возможны, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. Это очень сложная задача и она остается трудно

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

выполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда педагога, увеличивается риск развития синдрома «психического выгорания»

Ключевые слова Синдром «психического выгорания», ценностные ориентации, стрессогенные факторы, ценности и смыслы личности.

В настоящее время в социально-экономических сферах общества все большую актуальность приобретает изучение синдрома психического выгорания педагогов. Научно-практический интерес к феномену «психическое выгорание» обусловлен тем, что в современных условиях жизни все чаще возникают негативные последствия, которые появляются в результате недовольства собой, своей профессиональной деятельностью, проявлением психосоматических нарушений, дегуманизация общественных отношений, утрата ранее значимых ценностных ориентаций. Ученные отмечают, что устойчивые стрессогенные факторы способствуют возникновению выгорания. А так же психическое выгорание связано с утратой ценностных ориентаций.

Несмотря на возрастающий интерес к проблеме «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии, современные научные взгляды не позволяют составить единого представления о сущности «психического выгорания», его детерминантах и закономерностях развития [1]. Анализируя труды А.Г. Асмолова, Б.С.Братуся, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Э. Чудновского, В.А. Ядова и других авторов можно сделать вывод о том, что в обеспечении стрессоустойчивости личности ведущую роль играют ценностные ориентации субъекта. Ценности и смыслы личности служат ориентиром ее поведения в сложных жизненных ситуациях, а также выступают в качестве внутреннего ресурса, позволяющего личности преодолевать трудности на пути к достижению целей в ситуациях кризиса [2]. Неменьшим изменениям подвергается ценностно-смысловая сфера личности (наблюдаются кризис ценностей, внутриличностный конфликт, переживание одиночества, сильная зависимость от работы, разочарование в своих профессиональных идеалах).

Ценностные ориентации педагогов отличаются своей исключительностью в отличии от ценностно-смысловой сферы представителей других профессий. Ее исключительность проявляется в целом комплексе высоких требований к личностным и профессионально важным качествам педагога, а также уровню культуры и профессиональной подготовки.

Ценностно-ориентационная сфера при высоком уровне психического выгорания имеет такие особенности как:

- высокая значимость ценностей, направленных на личный успех, независимость и автономность;

- низкая осмысленность целей в жизни вследствие утраты ощущения контроля над событиями своей жизни;

- высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, неудовлетворенность текущей жизненной ситуацией;

- внутренняя конфликтность, которая проявляется в разрыве между потребностью в достижении значимых ценностей и возможностью такого достижения в реальности;

- снижение творческого потенциала.

Следовательно, обращая внимание на ценностные ориентации педагогов, можно изучить проблематику психическое выгорание и найти пути решения данной проблемы с учетом индивидуальных, личностных особенностей каждого педагога [3].

Существует ряд факторов, выделенных многими исследователями, которые оказывают негативное влияние на личность преподавателя, тем самым приводя к высокому эмоциональному напряжению и стрессу.

Рассмотрим факторы, способствующие психическому выгоранию в педагогической деятельности: - высокие нагрузки в деятельности, сверхурочная работа;

- степень независимости профессионала в своей деятельности и уровень самостоятельности в принятии решения;

- вертикальные и горизонтальные взаимоотношения в коллективе;

- выполнение деятельности при нехватке значимой информации для успешного ее выполнения;

- психологический климат в коллективе учащихся и их отношение к педагогу и учебному процессу;

- постоянная психическая нагрузка;

- самоотверженную помощь, повышенную ответственность за результаты труда, дисбаланс между интеллектуально-энергетическим вкладом и морально-материальным вознаграждением;

- конфликты с «трудными» учащимися;

- сплоченность коллектива, поддержка администрации учреждения, организация рабочего процесса, потребность инновациях;

- личностные характеристики профессионала (самооценка, выносливость, особенности преодоления фрустрирующей ситуации, «локус-контроль» и т. д.);

- возраст и стаж работы;

- нереалистичные ожидания, связанные с профессией и профессиональной успешностью;

- особенности ценностно-смысловой сферы [7].

Выгорание как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляется в профессиях социальной сферы. Выгорание является реакцией на стресс-факторы профессиональной среды, однако можно полагать, что определенные личностные характеристики преподавателей могут являться своеобразным препятствием для возникновения психического выгорания.

Нами было проведено исследование посвященное актуальной проблеме проявления особенностей синдрома «психического выгорания» в профессиональной деятельности педагога.

Цель исследования - выявить взаимосвязь синдрома «психического выгорания» с особенностями ценностных ориентаций у педагогов среднего профессионального образования.

Данное исследование направлено на изучение синдрома «психического выгорания» во взаимосвязи с системой ценностных ориентаций педагогов и с жизненными ситуациями, что предполагает решение следующих задач:

1. Изучить особенности синдрома «психического выгорания» и особенности ценностных ориентаций в соответствии с уровнем выраженности синдрома.

2. Определить взаимосвязь фаз, компонентов синдрома «психического выгорания» и системы ценностей, у группы педагогов среднего профессионального образования.

На первом этапе исследования проводилось изучение синдрома «психического выгорания». На втором этапе исследовались особенности ценностных ориентаций жизненные ориентации в соответствии с уровнем синдрома «психического выгорания».

Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сделать вывод: синдром «психического выгорания» является грозным профессионально обусловленным состоянием, связанным с деструкцией всех психических сфер, нарушениями здоровья и снижением профессиональной продуктивности педагогов. Нами было установлено, что у 2/3 педагогов участвовавших в исследовании, наблюдаются ярко выраженные признаки синдрома «психического выгорания». В структуре синдрома «психического выгорания» доминирует фаза «резистенции», прежде всего это свидетельствует об утрате нравственных чувств и формировании профессиональной защитной стратегии и упрощенного стиля профессионально-педагогической деятельности. Динамика «психического выгорания» характеризуется отрицательно прогрессивным развитием. Характер «выгорания» скачкообразный и увеличивающийся в фазе резистенции и истощения [5].

Анализ литературных источников и результаты собственного эмпирического исследования позволяют отметить, что проблема формирования «психического выгорания» особенно остро просматривается в педагогической профессии.

Деструктивные изменения в личности педагога, под влиянием «психического выгорания», приводят к различным негативным проявлениям: неадекватному избирательному эмоциональному реагированию, личностно-эмоциональной отстраненности, профессиональной стагнации, черствости и лицемерию, шаблонности, трафаретности мышления, эмоционально-нравственной дезориентации и двойному

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

моральному стандарту, что недопустимо и несовместимо с требованиями профессии педагога, основанной на аксиологической и когнитивной (знаниевой) направленности профессионально-педагогической деятельности [4].

Важным аспектом исследования синдрома «психического выгорания» явилось для нас изучение жизненных ориентаций педагогов, выражающихся через различные личностные особенности, которые проявляются в трудных значимых жизненных ситуациях. Отмечается тесная связь синдрома «психического выгорания» с такими личностными особенностями, как объектная ориентация, субъективно-разорванное восприятие жизни, экстернальность, эгоориентация, консерватизм, поведенческая ригидность и инертность[6].

Важно отметить, что ценностно-ориентационная сфера педагогов способна определять дальнейшее профессиональное развитие. Ценности являются хорошим индикатором для отслеживания индивидуального изменения в результате личностно значимых событий. Они в качестве структурного компонента образуют духовность человека. Духовность достигается в процессе развития человека в результате работы над собой. Духовность порождается обращением к собственному внутреннему миру, реализуется в поиске смысла жизни, детерминированном ответственностью за свою, жизнь и потребностью в самоактуализации. Нравственность проявляется через отношения человека к самому себе, к другим людям и миру в целом, что отражается на качестве выполнения профессиональной деятельности. Список использованной литературы:

1. Борисова, М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов / М. В. Борисова. -Ярославль, 2003. - 29 с.

2. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Борисова // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 96-103

3. Буртовая, Н. Б. Личностные и профессиональные предпосылки формирования эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы / Н. Б. Буртовая // Вестник ТГПУ. - 2010. - Выпуск 12 (102).

4. Водопьянова, Н. Е. Психическое «выгорание» / Н. Е. Водопьянова //Мир медицины. - 2003. - № 12 .

5. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

6. Густелева, А. Н. Смысложизненные ориентации учителей с несформированным уровнем эмоционального выгорания. /А.Н. Густелева // Сборник научных статей. - Курск: КГУ, 2007.

7. Казаков, А. Ю., Кузнецова, И. Ю. Исследование ценностно-смысловой сферы и целей профессиональной деятельности педагогических работников системы профессионального образования/ А. Ю. Казаков, И. Ю. Кузнецова // Мир образования - образование в мире. - 2008. - № 4.

© Лукьяненко М.А., Матвеева С.С., 2016

УДК 159.9.072

Л. Ж.Назранова

Аспирант, педагог-психолог ГБОУ Школа №1631 г. Москва, Российская Федерация

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ О ТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация

В данной статье мы бы хотели представить часть результатов нашего исследования специфики межличностных отношений у детей 5-8 лет, которое проводилось в 3-х детских садах города Нальчика КБР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.