УДК 159.9.07
Сулейманов Рамиль Фаилович
доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)
Гурьева Екатерина Сергеевна
аспирант кафедры психологии развития и психофизиологии Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)
ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОЛЬНИЧНЫХ КЛОУНОВ
Suleymanov Ramil Failovich
D.Phil. in Psychology, Associate Professor, Head of the General Psychology Department, Kazan Innovative University (IEML)
Gureva Ekaterina Sergeevna
PhD Student, Developmental Psychology and Psychophysiology Department, Kazan Innovative University (IEML)
PERSONAL PREREQUISITES FOR THE ACTIVE SUCCESS OF HOSPITAL CLOWNS
Аннотация:
В статье затронута проблема профессиональной деятельности больничных клоунов. Профессия «больничный клоун» на сегодняшний день еще не получила официального статуса в России, и настоящая работа может явиться обоснованием новой профессии. В исследовании приняли участие больничные клоуны, занимающиеся этой деятельностью более 4 лет, начинающие клоуны-волонтеры, а также медицинские работники, не оказывающие непосредственной терапевтической помощи больным. Общее количество испытуемых -84 человека в возрасте от 22 до 55 лет. Выбор испытуемых обусловлен необходимостью провести сравнительный анализ разных групп участников, выделить профессионально важные качества, умения и знания, непосредственно связанные с успешной деятельностью больничного клоуна. Анализ результатов эмпирического исследования показал, что успешность деятельности больничных клоунов связана с ярко выраженными коммуникативными навыками, стрессоустойчивостью, специфическими профессиональными умениями и знаниями непосредственно в сфере клоунады.
Ключевые слова:
больничный клоун, клоуны-волонтеры, профессионально важные качества, профессиональные умения, профессиональные знания, стрессо-устойчивость, коммуникативные качества, толерантность, командная работа.
Summary:
The problem of professional activity of hospital clowns is mentioned in the article. The "hospital clown" profession has not yet received official status in Russia today, and the present work can be the rationale for a new profession. The study involved hospital clowns engaged in this activity for more than 4 years, beginning clown volunteers, and also medical workers who do not provide direct therapeutic care to patients. The total number of subjects was 84 people aged 22 to 55 years. The choice of subjects is due to the need to conduct a comparative analysis of different groups of participants, to identify professionally important qualities, abilities and knowledge that are directly related to the successful activity of a hospital clown. An analysis of the results of an empirical study showed that the success of hospital clowns is associated with pronounced communicative qualities, stress resistance, specific professional skills and knowledge, directly related to the field of clowning.
Keywords:
hospital clown, volunteer clowns, professionally important qualities, professional skills, professional knowledge, stress resistance, communicative qualities, tolerance, teamwork.
Больничный клоун сегодня реальность, которую мы наблюдаем в нашей жизни. На Западе профессиональные клоуны существуют уже более 35 лет, тогда как в России эта профессия появилась сравнительно недавно, около 15 лет назад. Больничные клоуны выполняют важную роль: они оказывают помощь больным, часто неизлечимым, детям и нередко взрослым. Эта помощь специфическая, связана с поддержкой детей в сложной ситуации. Больничный клоун пока не является официально признанной профессией в России. Недостаточно полно исследована психологическая сторона этой деятельности. Не ясно, что представляет собой профессиональное мастерство больничного клоуна, какие профессионально важные качества и профессиональные умения ему необходимо развивать. В связи с поставленными вопросами было принято решение о создании инструментария, при помощи которого можно изучать деятельность и профессиональное мастерство больничного клоуна.
Поскольку опросник был разработан авторами, логично описать его подробнее.
Создание методики проводилось в несколько этапов. На первом этапе была проанализирована литература, касающаяся деятельности больничного клоуна. Основой для разработки опросника послужили концепции профессионального мастерства применительно к спортивной
деятельности Е.П. Ильина [1] и профессионального мастерства музыканта-инструменталиста Р.Ф. Сулейманова [2]. Также основой явились экспертные оценки специалистов, работающих с больничными клоунами, - аспиранты и кандидаты наук из Москвы, Барнаула и Петрозаводска. Эксперты оценивали формулировку вопросов, исходя из особенностей работы клоунов в больнице и теоретического анализа профессии. В результате было выделено 6 блоков качеств, умений и знаний, которые непосредственно связаны с деятельностью больничного клоуна. Это коммуникативные качества, стрессоустойчивость, профессиональные знания, профессиональные умения, толерантность, командная работа.
Всего во все блоки качеств, умений и знаний предварительно было включено более сотни вопросов, которые были апробированы на большом количестве респондентов. Среди них были как действующие больничные клоуны, так и те, которые уволились по тем или иным причинам. Затем проводился анализ надежности, который позволил исключить неподходящие задания. Окончательный вариант составил 76 вопросов по всей методике.
На втором этапе был проведен факторный анализ, который позволил выделить 6 ортогональных факторов, соответствующих 6 выделенным блокам личностно важных качеств, профессиональных умений и знаний. Таким образом, было получено подтверждение соответствия эмпирических данных теоретической модели профессионального мастерства.
В таблице 1 представлены данные о внутренней согласованности шкал методики, полученные путем вычисления коэффициента альфа Кронбаха, и данные о внутренней однородности, вычисленные с помощью коэффициента Спирмена - Брауна и Гуттмана.
Таблица 1 - Надежность и согласованность блоков профессионально важных
качеств, умений, знаний методики
Шкала Внутренняя согласованность Внутренняя однородность
Коэффициент альфа Кронбаха Коэффициент Спирмена - Брауна Коэффициент Гуттмана
Коммуникативные качества 0,804 0,697 0,695
Стрессоустойчивость 0,851 0,849 0,846
Профессиональные знания 0,734 0,785 0,777
Профессиональные умения 0,876 0,869 0,866
Толерантность 0,877 0,867 0,757
Командная работа 0,702 0,696 0,693
Все шкалы методики 0,906 - -
Как видно из таблицы 1, все значения коэффициента альфа Кронбаха находятся в диапазоне от 0,702 и до 0,876. Это говорит о том, что все шкалы обладают хорошим и приемлемым уровнем внутренней согласованности. Итоговый коэффициент также указывает на это. Значения коэффициентов внутренней однородности находятся в диапазоне от 0,693 до 0,869. Это свидетельствует о допустимом уровне внутренней однородности методики.
Результаты проверки на надежность показали достаточно высокие показатели по всем шкалам, что дает возможность использовать методику для исследования профессионального мастерства больничного клоуна. Таким образом, можно утверждать, что методика выявляет профессионально важные характеристики деятельности больничного клоуна.
Для исследования профессиональной деятельности больничного клоуна были отобраны три группы респондентов. Первую группу (группа I) составили 28 человек - профессиональных больничных клоунов со стажем от 4 лет в возрасте от 22 до 55 лет. Вторую группу (группа II) представляли клоуны-волонтеры из Новосибирска, Набережных Челнов, Минска, Одессы, Кемерова в количестве 28 человек, которые посещают больницы и хосписы в качестве клоунов-волонтеров непродолжительное время. В третью группу (контрольную) (группа III) вошли сотрудники больниц в количестве 28 человек. Это санитарки, нянечки, которые взаимодействуют с детьми, но не оказывают непосредственную терапевтическую помощь как врачи или медицинские сестры. Выбор групп был обусловлен необходимостью провести сравнительный анализ, чтобы выделить те профессионально важные качества, профессиональные знания и умения, которые характеризуют успешность профессиональной деятельности больничных клоунов. Общее количество респондентов составило 84 человека.
Результаты сравнения профессиональных больничных клоунов и клоунов-волонтеров представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Сравнительные показатели профессионального мастерства
профессиональных больничных клоунов (группа I) и клоунов-волонтеров < группа II)
Параметры Группа I (средние баллы) Группа II (средние баллы) ^критерий Значимость
Коммуникативные качества
Первый контакт с ребенком 2,96 2,75 2,364 0,024
Работа с детьми 1-3 лет 2,67 2,35 1,950 0,057
Работа со взрослыми 2,42 1,78 4,217 ,000
Работа с паллиативными детьми в хосписе 2,28 1,85 2,112 ,039
Работа с паллиативными взрослыми 2,14 1,57 3,328 ,002
Работа с пожилыми 2,28 1,57 4,330 ,000
Работа с родителями детей, проходящих лечение 2,71 2,35 2,444 ,018
Работа с медицинским и обслуживающим персоналом в больнице или хосписе 2,71 2,39 2,330 ,024
Стрессоустойчивость
Работа в «тяжелых» отделениях больниц 2,60 1,85 4,386 ,000
Работа с партнером, который не по душе 2,10 1,75 2,097 ,041
Работа в реанимации 2,60 1,67 6,232 ,000
Работа с детьми/родителями, знакомыми вне клоунской жизни 2,64 2,03 3,452 ,001
Работа в отделении после смерти одного из пациентов 2,32 1,64 3,767 ,000
Работа с партнером-клоуном, нарушившим дисциплину 2,57 2,14 2,616 ,012
Супервизия работы 2,35 2,00 2,073 ,043
Работа с детьми с открытыми ранами, ожогами, увечьями, после ампутации 2,57 1,85 3,831 ,000
Длительность работы свыше 2-2,5 ч 2,57 1,89 4,020 ,000
Профессиональные (творческие) умения
Подстройки к детям (для начала игры) 2,75 2,50 1,964 ,055
Результаты показали, что по коммуникативным качествам преимущество имеют профессиональные больничные клоуны (р < 0,05; р < 0,01; р < 0,001). Это касается работы как с детьми, так и со взрослыми и пожилыми пациентами. Данные различия можно интерпретировать коротким временем обучения волонтеров, отсутствием или небольшим количеством стажировок в больницах, под присмотром опытных больничных клоунов. По блоку «стрессоустойчивость» также наблюдается превосходство группы профессиональных больничных клоунов (р < 0,05; р < 0,001; р < 0,000). В основном это касается работы в «тяжелых» отделениях больницы, в реанимации, в палатах со смертельным исходом. Клоуны-волонтеры не формируют окончательно образ-защиту, поэтому подвержены стрессу в большей степени. А нерегулярность работы в медицинских учреждениях сказывается на коммуникативных барьерах в работе.
Различий между группами по профессиональным знаниям обнаружено не было. Профессиональные знания касались психологических особенностей детей разного возраста, медицинской терминологии, кодекса больничного клоуна и, что немаловажно, детских песен и стихов.
Также не обнаружено значимых различий по профессиональным умениям, но тенденции наблюдались. Так, по умению вокализировать (петь песни, битбокс, звукоимитировать), а также актерскому мастерству небольшое преимущество (по баллам) имеют профессиональные больничные клоуны по сравнению с клоунами-волонтерами. Умение подстраиваться к детям предполагало настроить детей для начала игры. Профессиональные больничные клоуны также должны владеть пантомимой, навыками декоративно-прикладного творчества, уметь работать с перчаточной куклой, сторителлингом и др.
По толерантности также не обнаружено значимых различий, что свидетельствует о том, что изначально профессией больничного клоуна должны заниматься люди, обладающие толерантностью. Наблюдается лишь тенденция, дающая незначительное преимущество профессиональным клоунам в работе с детьми и родителями, говорящими на другом языке. В данном случае требования, предъявляемые к профессиональному клоуну, заключаются в том, чтобы доступными средствами включиться в общение и игру как с детьми, так и с их родителями.
По командной работе различий также не обнаружено, что говорит о способности клоунов обеих групп работать в команде.
Таким образом, можно констатировать, что профессиональный больничный клоун отличается такими важными качествами, как коммуникация и стрессоустойчивость.
Сравним между собой профессиональных больничных клоунов и сотрудников больниц (см. таблицу 3). Для сотрудников больниц некоторые формулировки в опроснике были заменены, ввиду того что они не являются клоунами (к примеру, «коллега» вместо «партнер-клоун», «должностные инструкции» вместо «кодекс больничного клоуна»). Замена не повлияла на смысловую нагрузку вопросов.
Таблица 3 - Сравнительные показатели профессионального мастерства профессиональных больничных клоунов (группа I) и сотрудников больницы (группа III)
Параметры Группа I (средние баллы) Группа III (средние баллы) t-критерий Значимость
Комм уникативные качества
Работа одновременно с несколькими детьми (от 5 человек) 2,39 2,71 -1,957 ,057
Работа с детьми от 7 до 12 лет 2,85 2,60 2,162 ,036
Работа с паллиативными взрослыми 2,14 1,50 3,204 ,002
Работа с родителями детей, проходящих лечение 2,71 2,42 1,930 ,059
Работа с медицинским и обслуживающим персоналом в больнице или хосписе 2,71 2,96 -2,660 ,012
Стрессоустойчивость
Работа с коллегой, который не по душе 2,10 2,60 -3,125 ,003
Работа в реанимации 2,60 1,78 4,315 ,000
Работа с детьми/родителями, знакомыми вне клоунской жизни 2,64 2,92 -2,729 ,009
Работа с сиротами и отказниками, находящимися в отделениях больниц на лечении 2,60 2,92 -2,496 ,017
Длительность работы свыше 2-2,5 ч 2,57 1,89 4,455 ,000
Проф Ьессиональные знания
Медицинская терминология 1,85 2,78 -5,994 ,000
Кодекс больничного клоуна / должностные инструкции сотрудников 2,32 2,89 -4,086 ,000
Видео и сайты о работе коллег других стран, их опыт в работе с детьми и взрослыми 1,85 2,32 -2,631 ,011
Правила и распорядок медицинского учреждения 2,35 2,96 -4,003 ,000
Профессиональные (творческие) умения
Вокал (владение голосом - песни, битбокс, звукоимитация) 2,14 1,39 4,386 ,000
Фокусы 1,42 1,03 3,142 ,004
Жонглирование 1,46 1,03 3,157 ,004
Работа с перчаточной куклой 2,35 1,57 4,683 ,000
Актерское мастерство 2,64 1,64 5,118 ,000
Пантомима 2,10 1,28 5,266 ,000
Декоративно-прикладное творчество 2,10 1,67 2,196 ,032
Конферанс 2,42 1,71 3,962 ,000
Создание игровой истории 2,57 1,71 5,196 ,000
Сторителлинг 2,21 1,17 8,657 ,000
Использование предметов в палате для создания игровой ситуации 2,71 2,10 5,762 ,000
Подстройки к детям (для начала взаимодействия) 2,75 2,07 6,999 ,000
Толерантность
Работа с детьми и родителями, говорящими на другом языке 2,64 1,82 4,758 ,000
Командная работа
Работа в коллективе 2,67 2,92 -1,987 ,054
Общение на семинарах и мастер-классах 2,71 2,92 -2,141 ,038
Взаимодействие на форуме с другими коллегами 2,78 2,96 -2,060 ,046
Коллективный выход на мероприятие, связанное с профессиональной деятельностью 2,85 2,96 -1,406 ,167
По коммуникативным качествам профессиональные больничные клоуны имеют преимущество перед сотрудниками больницы в работе с детьми, их родителями (р < 0,05), с паллиативными взрослыми (р < 0,01), но уступают в работе с медицинским персоналом (р < 0,05). Также им лучше удается взаимодействовать с большим количеством детей.
Отметим особенность работы больничного клоуна - он всегда работает в паре с другим клоуном, поэтому работа тет-а-тет с ребенком не так часто происходит в палатах.
Также обратим внимание на то, что в палате чаще всего от 1 до 4 детей - это комфортное количество для работы пары клоунов. Группа детей более 5 человек для клоунов сложна: они не всегда могут урегулировать их строго, как сотрудники больницы, призвав к порядку и дисциплине, - для этого придется снять нос и выйти из образа.
Больничные клоуны уступают сотрудникам больницы по таким параметрам стрессоустой-чивости, как работа с напарником, который не по душе, работа со знакомыми детьми и их родителями. Оба эти параметра связаны с внешней ситуацией, которая вне образа клоуна, т. е. с человеческими факторами, которые могут «выбивать» из клоунского образа и вредить работе. Ввиду того что сотрудники больницы работают вне образа и роли, они меньше подвержены изменениям своего поведения под действием этих факторов.
Больничные клоуны уступают медицинским сотрудникам по таким профессиональным знаниям, как «знание медицинской терминологии», «знание должностной инструкции», «знание правил и распорядка медицинского учреждения», что в целом объяснимо: сотрудники медицинского учреждения более дисциплинированы в этих знаниях, это предписано инструкцией, тогда как клоуны только становятся частью коллектива больницы и не всегда заинтересованы в освоении медицинских знаний.
По профессиональным умениям профессиональные клоуны практически по всем параметрам превосходят работников больницы, и это естественно, так как обусловлено разными профессиональными обязанностями. И больничные клоуны, и сотрудники больницы продемонстрировали ярко выраженную толерантность, за исключением отношения к детям и родителям, говорящим на другом языке. Клоунам легче найти общий язык с ними, так как в их арсенале множество различных приемов и способов, позволяющих взаимодействовать.
Несколько неожиданно, что по выраженности качеств блока «командная работа» профессиональные больничные клоуны уступили сотрудникам больницы. Сотрудники больницы выполняют свою работу, обусловленную инструкциями и не требующую творческого подхода. Взаимодействовать для них важно для облегчения работы. Больничные же клоуны по сравнению с сотрудниками больницы склонны к соперничеству, творчеству. По сути, они демонстрируют артистическое искусство клоунады. Им хочется быть первыми, востребованными.
Теперь рассмотрим сравнительные характеристики клоунов-волонтеров и сотрудников больниц (см. таблицу 4).
Таблица 4 - Сравнительные показатели профессионального мастерства клоунов-волонтеров (группа II) и сотрудников больницы (группа
Параметры Группа II (средние баллы) Группа III (средние баллы) ^критерий Значимость
1 2 3 4 5
Коммуникативные качества
Первый контакт с ребенком 2,75 2,96 -2,364 ,024
Работа с детьми в холле, фойе больниц 2,28 2,85 -3,417 ,001
Работа с детьми 1-3 лет 2,35 2,82 -3,139 ,003
Работа со взрослыми 1,78 2,57 -4,114 ,000
Работа с медицинским и обслуживающим персоналом в больнице или хосписе 2,39 2,96 -5,667 ,000
Работа с партнером 2,75 2,96 -2,364 ,024
Стрессоустойчивость
Работа в «тяжелых» отделениях больниц 1,85 2,32 -2,204 ,032
Работа с коллегой, который не по душе 1,75 2,60 -5,905 ,000
Работа с кричащими детьми 1,89 2,28 -2,519 ,015
Работа с детьми, которые боятся врачей/клоунов 2,07 2,53 -2,943 ,005
Работа с детьми/родителями, знакомыми вне рабочей жизни 2,03 2,92 -5,659 ,000
Работа в отделении после смерти одного из пациентов 1,64 2,35 -3,326 ,002
Работа с коллегой, нарушившим дисциплину 2,14 2,67 -3,333 ,002
Супервизия работы 2,00 2,46 -2,931 ,005
Работа с сиротами и отказниками, находящимися в отделениях больниц на лечении 2,42 2,92 -4,200 ,000
Профессиональные знания
Медицинская терминология 1,75 2,78 -7,127 ,000
Продолжение таблицы 4
1 2 3 4 5
Кодекс больничного клоуна / должностные инструкции сотрудников 2,42 2,89 -3,470 ,001
Правила и распорядок медицинского учреждения 2,46 2,96 -3,980 ,000
Профессиональные (творческие) умения
Вокал (владение голосом - песни, битбокс, звукоимитация) 1,82 1,39 2,719 ,009
Фокусы 1,35 1,03 2,618 ,013
Жонглирование 1,46 1,03 3,412 ,002
Работа с перчаточной куклой 2,17 1,57 3,341 ,002
Игры с большой аудиторией детей 2,25 1,75 2,671 ,010
Актерское мастерство 2,35 1,64 3,536 ,001
Пантомима 2,21 1,28 6,299 ,000
Декоративно-прикладное творчество 2,14 1,67 2,204 ,032
Конферанс 2,32 1,71 3,420 ,001
Создание игровой истории 2,39 1,71 4,350 ,000
Сторителлинг 2,03 1,17 5,134 ,000
Использование предметов в палате для создания игровой ситуации 2,50 2,10 2,728 ,010
Подстройки к детям (для начала взаимодействия) 2,50 2,07 3,959 ,000
Толерантность
Работа с детьми и родителями, говорящими на другом языке 2,35 1,82 2,859 ,006
Командная работа
Работа в коллективе 2,57 2,92 -2,754 ,009
Взаимодействие на форуме с другими коллегами 2,75 2,96 -2,364 ,024
Общение на административные темы с другими сотрудниками 2,53 2,82 -2,024 ,049
Сотрудники больниц превосходят клоунов-волонтеров по коммуникативным качествам в работе с детьми и взрослыми, их родителями, медицинским обслуживающим персоналом, а также по качествам стрессоустойчивости. Данные различия можно объяснить тем, что сотрудники больницы работают в условиях медицинского учреждения ежедневно, тогда как клоуны-волонтеры приходят в больницу 1-2 раза в месяц. Недостаточной является и продолжительность обучения волонтеров на этапе их подготовки. Однако клоуны-волонтеры имеют вполне объяснимое преимущество над сотрудниками больницы в сфере творческих умений и игровых подстроек к детям.
По толерантности обе группы испытуемых показали достаточно высокий уровень выраженности, что свидетельствует об их профессиональной пригодности. Однако по общению с детьми и их родителями, говорящими на другом языке, преимущество за клоунами, владеющими различными приемами и способами общения с людьми.
В командной работе сотрудники больницы показали преимущество над клоунами-волонтерами. Эти различия объясняются тем, что в своей работе сотрудники больницы чаще взаимодействуют с коллегами непосредственно. Большинство задач в их деятельности связано со слаженной работой большой группы людей, тогда как клоуны работают преимущественно в паре и очень редко в тройке или в клоунском коллективе.
Таким образом, клоуны-волонтеры, имея небольшой опыт работы со специфичными детьми, испытывают затруднения во взаимодействии с ними, а также не отличаются высокой стрессоустойчивостью. Они не работают в большом коллективе и поэтому в командной работе уступают сотрудникам больницы. Вместе с тем их профессиональные умения ярко проявились в непосредственной работе с детьми и их родителями, что обусловлено спецификой работы.
Подводя итоги исследования, отметим следующее. У успешного профессионального клоуна должны быть ярко выражены коммуникативные качества, они должны обладать высокой стрессоустойчивостью, профессиональными умениями, знаниями, касающимися непосредственно специфики их работы. Работа в команде, учитывая специфику взаимодействия клоунов в дуэте, видимо, исключает необходимость работы в большом коллективе.
Разработанная методика может продуктивно использоваться для оценки профессионального мастерства больничных клоунов. Вместе с тем отметим, что профессия больничного клоуна связана с творческими возможностями, которые также влияют на успешность их профессиональной деятельности и на которые необходимо обратить особое внимание в дальнейших исследованиях.
Ссылки:
1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания : учебное пособие. М., 1987. 237 с.
2. Сулейманов Р.Ф. Психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста. Казань, 2010. 328 с.
References:
Ilyin, EP 1987, Psychology of Physical Education, Moscow, 237 p., (in Russian).
Suleymanov, RF 2010, Psychology of Professional Skill of an Instrumental Musician, Kazan, 328 p., (in Russian).
Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Дубина Юлия Юрьевна