Научная статья на тему 'Личностные предикаты оценки психологической безопасности у сотрудников образовательных организаций'

Личностные предикаты оценки психологической безопасности у сотрудников образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
252
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДИКАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СРЕДОЙ / ПАРАМЕТРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НЕБЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ / PERSONALITY PREDICATES OF PSYCHOLOGICAL SAFETY / PSYCHOLOGICAL SAFETY OF PERSONALITY / PERSONAL COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL SAFETY / INTERPERSONAL COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL SAFETY / SATISFACTION WITH ENVIRONMENT / CHARACTERISTICS OF ENVIRONMENT'S PSYCHOLOGICAL INSECURITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Юлия Ивановна, Фоменко Елена Николаевна

Значительная часть исследований психологической безопасности различных сред включает оценку субъективных и объективных параметров среды в момент взаимодействия личности с ней. В настоящем исследовании рассмотрены личностные предикаты психологической безопасности, формирующиеся на основании оценки личностных, межличностных параметров, параметров удовлетворенности средой, небезопасности и неблагополучия среды, с учетом способности и готовности личности воспринимать различные факторы взаимосвязи субъекта и среды и формировать возможные реакции в отношении параметров, которые являются личностно значимыми и зависимыми. Анализ предполагал выделение личностных, межличностных, физических и организационных характеристик психологической безопасности среды, оценку испытуемыми их значимости, оценку возможности взаимовлияния субъекта и среды по выделенным характеристикам, мотивационную готовность и оценку потенциальной эффективности взаимодействия. Сделаны выводы о том, что наиболее существенными с точки зрения психологической безопасности среды у сотрудников образовательных организаций являются личностные характеристики, обусловливающие устойчивую субъектность и связанные с потребностями самореализации, и межличностные характеристики социальной безопасности, связанные с высокой мотивационной готовностью влиять на указанные параметры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попова Юлия Ивановна, Фоменко Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality predicates of psychological safety in educational personnel

A considerable part of researches on psychological safety of different environments includes an assessment of subjective and objective properties during personality-environment interaction. This research investigates the personality predicates of psychological safety developed when evaluating personal, interpersonal properties, as well as satisfaction with the environment, environment’s insecurity and dysfunctionality, considering personal ability and readiness to perceive different factors of interconnection between personality and environment and respond to person-dependent and significant properties. The analysis was based on identifying personal, interpersonal, material and management characteristics of environment’s psychological safety, the evaluation of their significance, the possible mutual subject-environment influence according to the defined characteristics, the motivational readiness and the estimation of this interaction performance. From the standpoint of environment’s psychological safety, both personal characteristics conducing the balanced subjectivity and relating to the needs for self-implementation and interpersonal characteristics of social safety related to a high motivational readiness to influence the above-mentioned properties are considered the most important for educational personnel.

Текст научной работы на тему «Личностные предикаты оценки психологической безопасности у сотрудников образовательных организаций»

УДК 159.923.37:37.011.31 Попова Юлия Ивановна

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета

Фоменко Елена Николаевна

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета

ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДИКАТЫ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

https://doi.org/10.24158/spp.2017.11.16 Popova Yulia Ivanovna

PhD in Psychology, Associate Professor, Education Science and Psychology Department, Education, Psychology and Communication Science Subdepartment, Kuban State University

Fomenko Elena Nikolaevna

Senior Lecturer, Education Science and Psychology Department, Education, Psychology and Communication Science Subdepartment, Kuban State University

PERSONALITY PREDICATES OF PSYCHOLOGICAL SAFETY IN EDUCATIONAL PERSONNEL

Аннотация:

Значительная часть исследований психологической безопасности различных сред включает оценку субъективных и объективных параметров среды в момент взаимодействия личности с ней. В настоящем исследовании рассмотрены личностные предикаты психологической безопасности, формирующиеся на основании оценки личностных, межличностных параметров, параметров удовлетворенности средой, небезопасности и неблагополучия среды, с учетом способности и готовности личности воспринимать различные факторы взаимосвязи субъекта и среды и формировать возможные реакции в отношении параметров, которые являются личностно значимыми и зависимыми. Анализ предполагал выделение личностных, межличностных, физических и организационных характеристик психологической безопасности среды, оценку испытуемыми их значимости, оценку возможности взаимовлияния субъекта и среды по выделенным характеристикам, мотивационную готовность и оценку потенциальной эффективности взаимодействия. Сделаны выводы о том, что наиболее существенными с точки зрения психологической безопасности среды у сотрудников образовательных организаций являются личностные характеристики, обусловливающие устойчивую субъектность и связанные с потребностями самореализации, и межличностные характеристики социальной безопасности, связанные с высокой мотивационной готовностью влиять на указанные параметры.

Ключевые слова:

личностные предикаты психологической безопасности, психологическая безопасность личности, личностные компоненты психологической безопасности личности, межличностные компоненты психологической безопасности, удовлетворенность средой, параметры психологической небезопасности среды.

Summary:

A considerable part of researches on psychological safety of different environments includes an assessment of subjective and objective properties during personality-environment interaction. This research investigates the personality predicates of psychological safety developed when evaluating personal, interpersonal properties, as well as satisfaction with the environment, environment's insecurity and dysfunctional-ity, considering personal ability and readiness to perceive different factors of interconnection between personality and environment and respond to person-dependent and significant properties. The analysis was based on identifying personal, interpersonal, material and management characteristics of environment's psychological safety, the evaluation of their significance, the possible mutual subject-environment influence according to the defined characteristics, the motivational readiness and the estimation of this interaction performance. From the standpoint of environment's psycho-logical safety, both personal characteristics conducing the balanced subjectivity and relating to the needs for self-implementation and interpersonal characteristics of social safety related to a high motivational readiness to influence the above-mentioned properties are considered the most important for educational personnel.

Keywords:

personality predicates of psychological safety, psychological safety of personality, personal components of psychological safety, interpersonal components of psychological safety, satisfaction with environment, characteristics of environment's psychological insecurity.

Целью исследования являлось обоснование возможности оценки способности личности к формированию и поддержанию ощущения защищенности в условиях образовательной среды на примере специалистов сферы образования. Объектом выступили личностные компоненты психологической безопасности личности, предметом - личностные предикаты создания и поддержа-

ния ощущения психологической безопасности. Актуальность исследования подтверждается интересом к вопросам психологической безопасности личности [1] и подходам к формированию психологически безопасных и комфортных сред, в том числе образовательных [2].

Новизна исследования заключается в обосновании возможности оценки способности личности к формированию и поддержанию ощущения защищенности с помощью комплекса психологических характеристик, направленных на оценку параметров безопасности, выявление среди них параметров, открытых для взаимодействия, формирование достаточного уровня мотиваци-онной готовности, на основании изучения таких характеристик, как устойчивость личности в среде, способность к оценке социально-психологического климата, удовлетворенность базовых потребностей и потребностей высшего порядка, параметры психологических защит.

Обзор литературы по проблеме психологической безопасности личности показывает, что к оценке данного понятия можно подходить с позиций оценки как средовой безопасности, так и личностного ощущения защищенности и психологического комфорта [3]. Оценка субъективной психологической безопасности среды раскрывается через понятия субъективного благополучия, автономности, свободы [4]. Рассматривается оценка образовательной среды как внеличностного проектируемого конструкта [5]. Высказываются положения о том, что профессиональная подготовка педагогов должна также ориентироваться на развитие умений проектирования, оценки и мониторинга безопасной образовательной среды [6]. Также уже достаточно обоснованным является положение о возможности и необходимости целенаправленного формирования психологической безопасности образовательных сред [7].

Значительное количество научных работ, посвященных проблематике психологической безопасности образовательных сред, подчеркивает актуальность данного вопроса, но не все работы предлагают практические способы применения результатов исследований для проектирования или оценки образовательных сред или практические меры создания и поддержания личностного ощущения безопасности для субъектов этих сред [8]. Таким образом, рассмотрение личностных предикатов формирования и поддержания психологической безопасности личности на примере сотрудников образовательных организаций может быть использовано для расширения возможностей оценки психологической безопасности образовательных сред с субъектных позиций и для понимания направлений воздействия на среду в целях корректировки ее потенциала психологической безопасности.

Методология проведения исследования предполагала выделение параметров психологической безопасности среды на основании анализа психолого-педагогической литературы, теоретических и практических исследований по данному вопросу и их разделение на внеличностные характеристики среды, воздействующие на субъект, и параметры взаимодействия субъекта со средой, включающие его личностные диспозиции, реакции, мотивацию, характеристики субъект-ности и пр. В результате был сформирован опросный лист, где участникам исследования предлагалось оценить предложенные характеристики психологической безопасности среды: личностные, межличностные, параметры удовлетворенности средой, параметры небезопасности среды - по шкале от 0 до 10 баллов. Анализировались восприятие их как важных с точки зрения психологической безопасности, их личностная значимость, мотивационная готовность влиять на указанные параметры и особенности проявления. На основании анализа этих субъективных оценок делались выводы о том, какие параметры психологической безопасности среды являются наиболее значимыми для сотрудников образовательных сред, какие они считают наиболее управляемыми, в отношении каких готовы действовать и каким образом.

В качестве предиката рассматривалась установленная с помощью критерия х2 Пирсона согласованность (при р < 0,05) между высокой оценкой важности определенного параметра психологической безопасности среды, его высокой личностной значимостью и выраженной мотива-ционной готовностью взаимодействовать с этим параметром. Как высокие, выраженные и значимые рассматривались оценки в 7-10 баллов. Также был произведен подсчет, у скольких испытуемых отмечены высокие оценки по указанным параметрам (в %). Это позволило выявить личностные предикаты психологической безопасности образовательных сред - направления, виды и типы возможных реакций в отношении параметров психологической безопасности среды, которые являются личностно зависимыми с точки зрения взаимосвязи субъекта и среды. Анализ проводился отдельно по каждой группе параметров: личностных, межличностных, удовлетворенности средой, небезопасности среды. В исследовании приняло участие 76 человек.

В качестве личностных предикатов рассматривался комплекс следующих характеристик: способность личности опознавать психологические и физические параметры психологической безопасности среды; формировать и осознавать отношение к этим параметрам; оценивать их личностную значимость и возможности взаимодействия личности со средой по данным параметрам; осознавать свою готовность ситуативно или постоянно воздействовать на указанный параметр или ряд параметров.

Вместе данные характеристики образуют комплекс когнитивно-эмоциональных проак-тивно-реактивных параметров, обусловливающих способность личности оценивать среду, в которой она находится, с точки зрения психологической безопасности. В результате подобной оценки формируются ощущение среды как психологически безопасной, открытой и понятной для оценки и взаимодействия или небезопасной, закрытой, включающей сложно оцениваемые и нерегулируемые параметры, а также понимание потенциальных направлений и средств взаимных воздействия и влияния личности и среды.

Сформированность, инструментальность и устойчивость данных типов реакций указывает на их интегрированность в личностный строй, что в свою очередь подтверждает положение о том, что субъект среды в определенной степени имеет возможность управлять ее психологической безопасностью, ориентируясь при этом на собственные оценки по выделенным параметрам.

В результате анализа и систематизации данных о способности специалистов системы образования опознавать психологические и физические параметры психологической безопасности среды, оценивать их и возможности реагирования было выявлено следующее.

Среди личностных компонентов психологической безопасности личности в среде как наиболее важные испытуемым представляются умения контролировать себя, управлять своим поведением, устанавливать межличностные отношения, уверенность в своих силах, удовлетворенность собой, самоуверенность, наличие позитивного опыта решения проблем. Именно на эти параметры испытуемые в первую очередь обращают внимание при оценке психологической безопасности среды. Выраженные на уровне выше среднего, они предопределяют личностную готовность взаимодействовать со средой как с психологически безопасной или небезопасной, тем самым являются предикатами оценки степени ее безопасности (взаимосвязь выявлена у 70 % испытуемых).

Менее значимыми и вовлеченными в процесс оценки психологической безопасности среды стали умение отвечать на вызов, склонность к эмпатии, эмоциональная грамотность - уровень выраженности этих качеств не влияет на способность личности оценивать безопасность среды или возможность влияния на нее (выявлено у 25 % испытуемых).

Среди межличностных факторов психологической безопасности наиболее важной испытуемым представляется направленность на достижение коллективных целей, высокое качество межличностных отношений, возможность управлять межличностными процессами - их оценке уделяется особое внимание, в их отношении существует готовность взаимодействовать со средой, но только при условии достаточного удовлетворения ряда потребностей (выявлено у 62 % испытуемых). В качестве важных дополнительных параметров удовлетворенности испытуемые отмечают конструктивное руководство и возможность самореализации. Они оцениваются как важные с точки зрения психологической безопасности среды, но менее открытые для непосредственного воздействия испытуемых (выявлено у 30 % испытуемых).

Среди факторов удовлетворенности средой наиболее важными и значимыми стали потребность в социальной безопасности, чувство личной состоятельности, потребность в принадлежности и межличностных связях, в самоуважении и экономической безопасности. Готовность взаимодействия со средой для удовлетворения данных потребностей наиболее высока, значительный уровень их удовлетворенности позволяет личности оценивать среду как психологически комфортную, открытую для взаимодействия (выявлено у 57 % испытуемых). При неудовлетворенности указанных потребностей отмечается оценка среды как небезопасной и некомфортной, которая также сводится к вниманию к определенным характеристикам среды.

Среди параметров небезопасности среды в первую очередь испытуемые обращают внимание на социальную изоляцию, необоснованные требования, плохое руководство, поддержание постоянного напряжения в коллективе, пренебрежение мнением и критику. В отношении указанных параметров существуют настороженность, готовность их замечать, избегать или пресекать (выявлено у 53 % испытуемых).

При возникновении признаков психологического неблагополучия среды в качестве психологических защит испытуемые оценивают как наиболее применимые механизмы рационализации, вытеснения, эмоциональный контроль, разнообразные техники саморегуляции. Эти параметры косвенно относятся к предикатам оценки безопасности среды и отражают как качество и содержание неблагополучия, так и личностную оценку, а также выбор наиболее приемлемого способа сбросить возникающее напряжение (выявлено у 57 % испытуемых).

На основании проведенного исследования можно заключить, что личностные предикаты психологической безопасности сотрудников сферы образования заключаются в наличии у них развитых на среднем и выше среднего уровнях личностных компонентов психологической безопасности личности (развитый самоконтроль, уверенность в своих силах, умение устанавливать межличностные отношения), умения оценивать качество межличностных отношений, потребно-

сти в социальной безопасности, чувстве личной состоятельности, что сопровождается мотива-ционной готовностью осуществлять оценку взаимодействия со средой, выражать свое отношение к этим параметрам, занимать позицию, характеризующуюся высокой готовностью действовать для поддержания и реализации условий, обеспечивающих психологическую безопасность.

Ссылки:

1. Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве // Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). С. 48-59 ; Кисляков П.А. Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 5 (13) ; Wanless Sh.B. The Role of Psychological Safety in Human Development // Research in Human Development. Vol. 13, no. 1. P. 6-14. https://doi.org/10.1080/15427609.2016.1141283.

2. Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 128. С. 27-39 ; Богомягкова О.Н. Психологическая безопасность образовательного пространства вуза // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2013. № 1. С. 60-67 ; Долгова В.И., Кондратьева О.А. Безопасность личности как вектор развития субъекта психолого-педагогического образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 3. С. 43-45 ; Лю-сова О.В. Психологическая безопасность образовательной среды и субъективное благополучие обучающихся // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11. Естественные науки. 2015. № 2 (12). С. 132-140. http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu11.2015.2.16 ; Молокостова А.М., Якиманская И.С. Социально-психологические аспекты безопасности образовательной среды и субъективное благополучие специалистов помогающих профессий // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 2 (177). С. 189-193.

3. Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С. Указ. соч. ; Кисляков П.А. Указ. соч. ; Молокостова А.М., Якиманская И.С. Указ. соч. ; Wanless Sh.B. Op. cit.

4. Ежевская Т.И. Автономность как личностный ресурс информационно-психологической безопасности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 5 (40). С. 132-136 ; Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, № 3. С. 70-75 ; Люсова О.В. Указ. соч. ; Молокостова А.М., Якиманская И.С. Указ. соч. ; Мохова С.Ю. Идентичность и идентификация как составляющие информационно-психологической безопасности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 5 (52). С. 86-90 ; Pacheco D.C., Moniz A.I., Caldeira S.N. Silence in Organizations and Psychological Safety: A Literature Review // European Scientific Journal. Special edition. 2015. August. P. 293-308.

5. Баева И.А. Указ. соч. ; Богомягкова О.Н. Указ. соч.

6. Долгова В.И., Кондратьева О.А. Указ. соч. ; Молокостова А.М., Якиманская И.С. Указ. соч.

7. Баева И.А. Указ. соч. ; Богомягкова О.Н. Указ. соч. ; Долгова В.И., Кондратьева О.А. Указ. соч.

8. Wanless Sh.B. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.