Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАЦИИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЯ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина А.В.

В статье описаны особенности девиантного поведения подростков, представлен анализ личностных особенностей студентов СПО в соответствии с классификацией. В ходе эмпирического исследования выявлена частота встречаемости типов акцентуации характера среди обучающихся ЧПОУ «Академический колледж».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

3. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р. В. Овчарова. - Москва: Институт психотерапии, 2013. - 324 с.

4. Степанов С. С. Детский мир: советы психолога родителям / С. С. Степанов. - М.: Владос, 2016. - 266 с.

© Мещерякова О.А., 2023

УДК 159.9.07

Фомина А.В.

Магистрант 3 курса ФГБОУ ВО «ЧелГУ» Челябинск, Россия Научный руководитель: Овчинников М.В.

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой специальной и клинической психологии,

Челябинск, Россия

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация

В статье описаны особенности девиантного поведения подростков, представлен анализ личностных особенностей студентов СПО в соответствии с классификацией. В ходе эмпирического исследования выявлена частота встречаемости типов акцентуации характера среди обучающихся ЧПОУ «Академический колледж».

Ключевые слова

Девиации, девиантное поведение, отклоняющееся поведения, акцентуации характера,

подростковый возраст.

Девиантное поведение является «сложным явлением и изучается в рамках нескольких научных дисциплин: социологии, криминологии, психиатрии, психологии, педагогики и других. В психологии девиантное поведение рассматривается как явление, которое характеризует человека» [1]. Авторы выделяют следующие типы девиантного поведения подростков: Отказ посещать учебное заведение, проблемы в межличностных отношениях, конфликтное (агрессивное) отношение к окружающим, нарушение дисциплины, прогулы или отказ посещать учебное заведение, побеги из дома, сквернословие, нарушение ПДД, частые случаи обмана, курение и т.д.

Змановская Е. В. рассматривает виды отклоняющегося поведения, не прибегая к делению по возрастным подгруппам:

1) агрессивное 2) делинквентное 3) зависимое 4) суицидальное

Г. И. Колесникова предлагает относить к подростковым девиациям:

1) суицидальное поведение;

2) делинквентный тип поведения;

3) реакции группирования;

4) «сексуальную распущенность»;

5) побеги (бродяжничество);

6) подростковые аддикции [2].

Т.В. Воробьёва выделяет следующие отклонения: бродяжничество; токсикомания; воровство; депрессия; хамство; самоуничижение; агрессивность; замкнутость; алкоголизация; мелкие хулиганства и другие.

На основании данных личных дел можно говорить о том, что 70% выборки подростков являются представителями неполных семей, тогда как 30% - воспитываются в полных семьях. 42% подростков являются членами многодетной семьи и 55% - малообеспеченных семей. Анализируя данные личных дел, мы можем говорить о том, что 50% подростков распивают спиртные напитки, 5% были замечены в кражах, 10% совершили драки, 10% -бродяжничество.

Исследование поведенческих реакций показало наличие тесной взаимосвязи между акцентуированными чертами характера и стратегиями поведения. Для выявления формы поведенческих отклонений предложена следующая классификация: гипертимический, циклотимический, астеноневротический, ригидный тип, сенситивный, дистимический, педантачный, истероидный, неустойчивый, аффективно-экзальтированный тип [3].

Эмпирическое исследование было организовано на базе ЧПОУ «Академический колледж». Для достижения цели исследования использовались следующие методики: Басса-Дарки, опросник Шмишека, опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел.

Основной задачей инновационной деятельности, проводимой на базе ЧПОУ «Академический колледж», является профилактика и коррекция девиантного поведения у студентов.

В исследовании приняли участие студенты подросткового возраста в диапазоне от 15 до 18 лет в общем количестве 25 человек: 15 мальчиков и 10 девочек. 50% выборки составили подростки, имеющие опыт девиантного поведения. Факт наличия девиантного поведения у подростков подтверждается документацией в личных делах в связи с правонарушениями различного вида (употребление спиртных напитков в общественных местах, побои, кражи).

В исследовании была использована классификация девиантного поведения и его объективные критерии, разработанные специалистами факультета юридической психологии и центра экстренной психологической помощи МГППУ: социально-психологическая дезадаптация, первичная девиация, аддиктивное поведение, агрессивное поведение, делинкветное поведение.

Из числа опрошенных у 74% выявлены 2 и более акцентуации характера.

Частота встречаемости того или иного типа акцентуации характера среди обучающихся ЧПОУ «Академический колледж» представлена на рис.1.

■ Нет акцентуации » Есть акцентуация

■ 2 и более акценту ации

24%

f

74%

Рисунок 1 - Выявление акцентуации характера

Частота встречаемости акцентуации у подростков «группы риска» составила 100%. Из них у 32% выявлена 1 акцентуация характера, у 58% 2 и более акцентуации характера. (Рис.2)

■ Нет акцентуации ■ Есть акцентуация

■ 2 и более акцентуации

10%

Рисунок 2 - Представленность акцентуированных учащихся в «группе риска»

Из анализа видно, что наиболее часто встречаются среди учащихся следующие типы акцентуаций: гипертимность (24%), демонстративность (32%), экзальтированность (16%), циклотимность (8%), возбудимость (8%) (таблица 1).

Таблица 1

Тип акцентуации учащихся ЧПОУ «Академический колледж»

№ Тип акцентуации Учащиеся - 25 человек

Кол-во чел. %

1 Гипертимный 6 24

2 Дистимный 1 4

3 Циклотимный 2 8

4 Эмотивность 0 0

5 Демонстративный 8 32

6 Застревающий 1 4

7 Педантичный 0 0

8 Тревожный 1 4

9 Возбудимый 2 8

10 Экзальтированный 4 16

Акцентуации характера влияют на формирование девиантного поведения подростков. У всех учащихся с отклоняющимся поведением выявлена та или иная акцентуация характера.

Уровень враждебности (обида + подозрительность). У 10 человек из 25 испытуемых (40%) уровень враждебности превышает норму. При этом норме (7-10 баллов) соответствуют ответы всего 4-х человек, у остальных - показатели явно занижены. Это может свидетельствовать о нежелании некоторых учащихся выставлять себя в отрицательной позиции.

Средний уровень и умеренная тенденция выявлена у 87% диагностируемых. Выявлена умеренная тенденция давать при заполнении опросника социально-желательные ответы, что подтверждает реальные данные и снижает вероятность представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.

Произведя качественный анализ данных, мы можем говорить о том, что выявлена предрасположенность студентов к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. У данной группы имеется склонность к самоповреждающему поведению и риску.

Анализируя склонность к агрессии и насилию можем говорить о том, что испытуемым характерна агрессивная направленность во взаимоотношениях с другими людьми, тенденция использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки. Студенты обладают слабым контролем эмоциональных реакций. Для большинства студентов характерно наличие делинквентных тенденций и низкий уровень социального контроля.

Таким образом, обобщив изложенное, можно констатировать, что уровень тревожности и агрессивности в исследуемой группе учащихся ЧПОУ «Академический колледж» несколько повышенный. Зная общее состояние тревожности и агрессивности, направленности акцентуаций характера учащихся, педагог может в некоторой степени влиять на их нормализацию. Проанализировав все вышеописанное, мы пришли к выводу, что учащиеся ЧПОУ «Академический колледж» нуждаются в психологической поддержке, чтобы справится с трудностями, возникающими на данном возрастном этапе. Список использованной литературы:

1. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий: их статистика, динамика, систематика. Некоторые общие соображения и данные // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б.Гиппенрейтер, В. Я. Романова.- М.: Изд-воМГУ, 2021.- С. 262-267.

2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 5-е изд, стер. М.: Академия, 2008. 288 с.

3. Личко, А. Е. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. - М., Просвещение, 2020. - 385 с.

© Фомина А.В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.