Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ'

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТИПЫ И СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОГРАММА ИГРОВЫХ ТРЕНИНГОВ / СЕМЬЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мещерякова О.А.

В данной статье рассматриваются диагностические индивидуальные показатели детскородительских отношений младшего школьного возраста на констатирующем этапе исследования, а именно в методиках на выявления типа родительского отношения к ребёнку, стиля воспитания и выявления взаимоотношения в семье, вызывающая тревогу у ребёнка и его место в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мещерякова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC INDICATORS OF CHILD-PARENT RELATIONS OF PRIMARY SCHOOL AGE AT THE ASCERTAINING STAGE

This article examines the diagnostic individual indicators of child-parent relations of primary school age at the ascertaining stage of the study, namely in the methods for identifying the type of parental attitude to the child, parenting style and identifying relationships in the family that cause anxiety in the child and his place in the family.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ»

гендерные различия, значимость размера и типа школы // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 220-242.

7. Ильин В.П. Психология агрессивного поведения: монография. СПб.: Питер. 2014. 368 с.

8. Карасюк Д.В., Пищёлко А.В., Чижова Е.А. Особенности гендерных проявлений в ситуации буллинга // Вестник науки. 2021. № 12. С. 20-31.

9. Кривцова С.В. Буллинг в школе и сплоченность неравнодушных. М.: ФИРО. 2012. 119 с.

10. Лукашкова И.Л., Ященко А.А. Феномен скулшутинга: причины и профилактика // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. № 2. С. 337-341.

11. Лысова А.В. Телесное наказание детей и насилие в супружеских отношениях россиян // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 4. С. 110-116.

12. Мурадова В.И. Агрессивное поведение современных подростков // Молодой ученый. 2016. № 15. С. 413-415.

13. Распространенность буллинга в среде младших школьников / Волчегорская Е.Ю. [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 8. С. 416-419.

14. Реан А.А., Коновалов И.А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социального-экономического статуса семьи // Национальный психологический журнал. 2019. № 1. С. 23-33.

15. Стародынова С.М., Балыко А.А. Психологические проблемы семейного насилия в отношении детей // Право. Экономика. Психология. 2015. № 3. С. 88-94.

16. Таланов С.Л. Насилие и наказание в семье: опыт социологического анализа // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 132-136.

17. Фролкина А.В. Социально-психологические особенности поведения подростков в ситуации буллинга // Вопросы педагогики. 2021. № 11. С. 417-420.

18. Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. № 2. С. 276-295.

19. Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Залыгаева С.А. Гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2019. № 4. С. 62-71.

20. Янова Н.Г. Психолого-педагогические риски буллинга в образовательной среде // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4. С. 189-197.

© Корытова О.В., 2023

УДК 159.9

Мещерякова О.А.

магистрант 3 курса ЮУрГГПУ г. Челябинск, РФ Научный руководитель: Гольцева Ю. В.,

кандидат педагогических наук, доцент,

ЮУрГГПУ, г. Челябинск

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ

Аннотация

В данной статье рассматриваются диагностические индивидуальные показатели детско-родительских отношений младшего школьного возраста на констатирующем этапе исследования, а

именно в методиках на выявления типа родительского отношения к ребёнку, стиля воспитания и выявления взаимоотношения в семье, вызывающая тревогу у ребёнка и его место в семье.

Ключевые слова

Детско-родительские отношения, типы и стили родительских отношений, младший школьный возраст,

программа игровых тренингов, семья, исследование.

Meshcheryakova O.A.

3rd-year master's student of YUrGGPU, Chelyabinsk, Russia scientific director: Goltseva Yu. V.,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

YUrGGPU, Chelyabinsk

DIAGNOSTIC INDICATORS OF CHILD-PARENT RELATIONS OF PRIMARY SCHOOL AGE

AT THE ASCERTAINING STAGE

Annotation

This article examines the diagnostic individual indicators of child-parent relations of primary school age at the ascertaining stage of the study, namely in the methods for identifying the type of parental attitude to the child, parenting style and identifying relationships in the family that cause anxiety in the child and his place in the family.

Keywords

Child-parent relationships, types and styles of parental relationships, primary school age,

game training program, family, research.

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребёнка и родителя отношения [11].

Начиная со второй половины XX столетия, в западной психологии отмечается увеличение числа исследований, посвященных детско-родительским отношениям, а также методам психологической помощи и коррекции.

Таким образом, теоретические аспекты проблемы детско-родительских отношений позволили предположить, что стиль и тип родительского отношения оказывает огромное влияние на отношения родителей и детей в младшем школьном возрасте, поэтому целью нашего исследования было выявление стиля воспитания и типа родительского отношения к ребенку.

Экспериментальное исследование осуществлялось в период с 2020-2022гг. на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы Челябинской области.

В исследовании приняло участие 20 детей младшего школьного возраста, из них 10 девочек и 10 мальчиков, а также их родители (мамы) (20 человек).

В ходе исследования нами были использованы следующие психодиагностические методики:

1. Для определения типа родительского отношения нами была выбрана методика родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина.

2. Исследовать внутрисемейные отношения ребенка с родителями позволила методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс и А. Кауфман.

3. Для выявления стиля воспитания, присущего семье нами был выбран тест-опросник «Стили воспитания» по Овчаровой Р.В.

Анализ полученных результатов теста-опросника родительских отношений А. Я. Варга и В. В. Столина на констатирующем этапе до внедрения программы показал следующие данные.

В первой, пятой, шестой, седьмой, 15, 16,17 семье выраженным является V параметр - «Маленький неудачник».

Во второй, четвертой, девятой, одиннадцатой, 18,19,20 семье III параметр - «Симбиоз».

В десятой семье II параметр - «Кооперация».

В третьей и восьмой семье I параметр - «Принятие-ответственность».

В 12, 13,14 семье IV параметр - «Гиперсоциализация».

Таким образом, анализ данных, позволяет сделать вывод о том, что в группе исследуемых на констатирующем этапе, в основном, высокие показатели в III и в V параметре: злость, досада, раздражение, обида. Родитель не доверяет ребёнку и нет уважения.

В исследовании внутрисемейных отношений ребёнка с родителями нам помогла вторая методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и А. Кауфмана.

Результаты по второй методике до внедрения программы.

1. Благоприятная семейная ситуация выявлена у двух детей (10 %) исследуемой группы. Эти дети в семьях, обеспечивающих их эмоционально - психологические потребности.

2. Тревожность в семейных отношениях (отгораживание от внешнего мира) - выявлено у четырёх детей (20 %) исследуемой группы.

3. Конфликтные отношения в семье выявлены у трёх детей (15%) исследуемой группы.

4. Чувство неполноценности в семейной ситуации (нарушения эмоциональных контактов в семье) -выявлено у шести детей (30 %) исследуемой группы.

5. Враждебность в семейной ситуации (агрессия в семейных отношениях) выявлена у пяти детей (25 %) исследуемой группы.

Проанализировав рисунки, мы выявили такие элементы как: была перегородка и большие расстояния между членами семьи, некоторые дети изображали все фигуры маленькими и располагали в нижней части листа, где - то было придано больше внимания мебели, чем членам семьи. В рисунках наблюдали неполного человека, без деталей, даже без основных частей тела, были неэмоционально окрашены, использовалась штриховка.

Следовательно, анализ данных, разрешает сделать вывод, что в исследуемой группе присутствуют высокие показатели в четвертом, пятом и во втором показателях.

Обработка результатов, проведенной методики «Стили воспитания» по Р.В. Овчаровой в исследуемой группе на констатирующем этапе показал следующие результаты.

У 6 человек (30%) преобладает «либеральный стиль», это равнодушие в отношении к ребенку, чувства и стиль поведения не интересует родителей, близкие родственные отношения в семье отсутствуют, каждый сам по себе. Игнорирование ребенка вредит формированию личности.

У 10 человек (50%) исследуемой группы преобладает «авторитарный стиль», характеризуется агрессивностью и постоянным доминированием родителей над ребенком, эмоциональная холодность отношений. Ребенок не имеет право на собственное проявление личности, что негативно влияет на формирование уверенности в себе и собственной ценности.

И только лишь у 4 человек (20%) преобладает «демократический стиль», учитываются интересы ребенка, стоится на партнерских началах. Родители договариваются с помощью убеждений, не используют силы. Ребенок энергичный и активный, у него независимое поведение и он имеет равноправные отношения.

Проанализировав результаты исследования данной методики, мы видим, что стратегии семейного

воспитания, имеющие положительные характеристики имеют наименьший результат, в то время как стратегии, которые характеризуются как не самые неблагоприятные с точки зрения психики и развития личности ребёнка, имеют достаточно большие результаты.

Таким образом, выяснив, что детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте носят отрицательный характер, нами была составлена программы игровых тренингов, направленную на оптимизацию детско-родительских отношений.

Целью программы стала оптимизация детско-родительских отношений посредством игрового тренинга в младшем школьном возрасте.

Для достижения цели, нами были выдвинуты следующие задачи программы:

- развивать у родителей и детей коммуникативные качества;

- обучить родителей играм взаимодействия с детьми;

- воспитывать умение общаться раскрепощённо и свободно;

- осознать семейные роли и отношения;

- снять психоэмоциональное напряжение.

Данные задачи способствуют формированию гармоничных отношений между родителями и детьми.

Программа рассчитана на 10 занятий, полтора часа с учётом перемены внутри тренинга (10-15 минут), разработана для учителей, педагогов-психологов и направлена на оптимизацию детско-родительских отношений.

В программе учувствуют родители и учащиеся младшего школьного возраста.

При подготовке игрового тренинга в программе было необходимо учитывать ещё и степень информирования:

- профессионализм - оптимизацией детско-родительских отношений могут заниматься лишь специально подготовленные люди, а это педагоги- психологи или преподаватели;

- доступность - получить помощь может любой младший школьник, нуждающийся в ней, и его родители;

- последовательность;

- преемственность - каждый последующий этап является логичным продолжением предыдущего. Для реализации программы нами был предусмотрен ряд этапов, которые будут сменять друг друга

в определенной последовательности.

1.Диагностирующий этап.

Проводятся методики диагностик детско-родительских отношений

Для родителей: тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), «Стили воспитания» (по Овчаровой Р.В.).

Для детей: проективный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и А. Кауфман).

2.Практические занятия для детей и родителей.

2.1 Разминка

2.2 Основная часть

2.3 Рефлексия

3 Завершающий этап

Подтверждение эффективности программы посредством диагностик участников повторно. Список использованной литературы:

1. Варга А. Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников [Текст] / А. Я. Варга. - Москва: Просвещение, 2013. - 180 с.

2. Васильева Е. Н. Ролевая структура детско-родительских отношений: монография / Е. Н. Васильева. - Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. - 196 с.

3. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р. В. Овчарова. - Москва: Институт психотерапии, 2013. - 324 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Степанов С. С. Детский мир: советы психолога родителям / С. С. Степанов. - М.: Владос, 2016. - 266 с.

© Мещерякова О.А., 2023

УДК 159.9.07

Фомина А.В.

Магистрант 3 курса ФГБОУ ВО «ЧелГУ» Челябинск, Россия Научный руководитель: Овчинников М.В.

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой специальной и клинической психологии,

Челябинск, Россия

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация

В статье описаны особенности девиантного поведения подростков, представлен анализ личностных особенностей студентов СПО в соответствии с классификацией. В ходе эмпирического исследования выявлена частота встречаемости типов акцентуации характера среди обучающихся ЧПОУ «Академический колледж».

Ключевые слова

Девиации, девиантное поведение, отклоняющееся поведения, акцентуации характера,

подростковый возраст.

Девиантное поведение является «сложным явлением и изучается в рамках нескольких научных дисциплин: социологии, криминологии, психиатрии, психологии, педагогики и других. В психологии девиантное поведение рассматривается как явление, которое характеризует человека» [1]. Авторы выделяют следующие типы девиантного поведения подростков: Отказ посещать учебное заведение, проблемы в межличностных отношениях, конфликтное (агрессивное) отношение к окружающим, нарушение дисциплины, прогулы или отказ посещать учебное заведение, побеги из дома, сквернословие, нарушение ПДД, частые случаи обмана, курение и т.д.

Змановская Е. В. рассматривает виды отклоняющегося поведения, не прибегая к делению по возрастным подгруппам:

1) агрессивное 2) делинквентное 3) зависимое 4) суицидальное

Г. И. Колесникова предлагает относить к подростковым девиациям:

1) суицидальное поведение;

2) делинквентный тип поведения;

3) реакции группирования;

4) «сексуальную распущенность»;

5) побеги (бродяжничество);

6) подростковые аддикции [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.