Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ДЕВИАЦИИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЯ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина А.В.

В статье описаны особенности девиантного поведения студентов, представлен анализ личностных особенностей студентов СПО в соответствии с классификацией. В ходе эмпирического исследования выявлена частота встречаемости типов акцентуации характера среди обучающихся колледжа в г. Челябинск».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фомина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF COLLEGE STUDENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

The article describes the features of deviant behavior of students, presents an analysis of the personal characteristics of students of secondary vocational education in accordance with the classification. In the course of an empirical study, the frequency of occurrence of character accentuation types among college students in Chelyabinsk was revealed."

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

психология (рбусиошоу)

УДК 159.9.07

Фомина А.В.

магистрант 3 курса Челябинский государственный университет (г. Челябинск, Россия)

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация: В статье описаны особенности девиантного поведения студентов, представлен анализ личностных особенностей студентов СПО в соответствии с классификацией. В ходе эмпирического исследования выявлена частота встречаемости типов акцентуации характера среди обучающихся колледжа в г. Челябинск».

Ключевые слова: девиации, девиантное поведение, отклоняющееся поведения, акцентуации характера, подростковый возраст.

Тема профилактики девиантного поведения четко прослеживается в уставных документах колледжа, сопровождающих учебно-воспитательный процесс. Увеличение девиантности в организации среднего профессионального образования может привести к снижению общей дисциплины, увеличению процента исключенных учащихся, качества образовательного процесса [5].

На основании данных личных дел колледжа г. Челябинска мы можем говорить о том, что 70% выборки подростков являются представителями неполных семей, тогда как 30% - воспитываются в полных семьях. 42% подростков являются членами многодетной семьи и 55% - малообеспеченных семей. распивают спиртные напитки, кражи, совершение драк, бродяжничество/прогулы, курение в общественных местах, совершение уголовных преступлений, ранние роды.

Большинство студентов не употребляли и не употребляют наркотики и другие психоактивные вещества (90%). Данная форма девиантного поведения не воспринимается студентами, и респонденты не видят положительных сторон наркомании.

Для измерения 16 личностных факторов - черт личности, черт, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и с самим собой, был проведен тест Кеттелла 16 PF (рассматриваются коммуникативные, эмоциональные и регуляторные черты). Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ результатов рассмотрения коммуникативных,

эмоциональных и регуляторных свойств личности посредством методики Кеттелла 16 PF

Возраст

Шкалы парни девушки

15 16 17 18 15 16 17 18

Коммуникативные свойства

А - общительность 70% 60% 70% 60% 60% 60% 70% 70%

Н - смелость 50% 60% 60% 50% 50% 50% 60% 50%

Е - доминантность 20% 40% 50% 40% 30% 30% 50% 40%

Ь - подозрительность 10% 30% 30% 40% 40% 40% 40% 50%

N - дипломатичность 40% 50% 50% 60% 50% 50% 60% 60%

02 - самостоятельность 30% 30% 40% 50% 40% 50% 60% 50%

Эмоциональные свойства

С - эмоциональная устойчивость 40% 30% 60% 50% 20% 40% 40% 40%

Б - беспечность 70% 70% 50% 50% 60% 60% 50% 40%

Н - смелость в социальных контактах 60% 60% 70% 60% 60% 70% 70% 60%

I - эмоциональная чувствительность 60% 40% 40% 40% 80% 70% 60% 70%

О - тревожность 30% 40% 30% 30% 40% 40% 40% 50%

04 - напряженность 20% 30% 20% 20% 30% 20% 30% 30%

Регуляторные свойства

03 - самодисциплина 40% 30% 50% 50% 50% 50% 60% 70%

О - моральная нормативность 30% 20% 40% 50% 40% 40% 50% 60%

Сочетание коммуникативных свойств, выражающихся в факторах АН характеризующееся более высокими показателями у девушек, соответствует выраженной тенденции к общению, легкости и быстроте установления контактов с незнакомыми и малознакомыми людьми. Учащиеся не способны

168

отстаивать свою позицию при общении с авторитетными людьми. Девиантные подростки из-за неумения держаться в присутствии других эмоционально раздражены, обладают повышенной чувствительностью к угрозе и быстро реагируют на опасность.

Рассматривая результаты, полученные в ходе исследования студентов старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, при помощи дифференциально - диагностического опросника, можно отметить следующее:

1) у испытуемых менее всего выражен высокий уровень склонности преодолению норм и правил - 1 студент (5%), склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - 2 подростка (10%) и делинквентного поведение - 3 подростка (15%);

2) на второй позиции по степени выраженности отклоняющегося поведения находится низкий уровень, а именно преодоление норм и правил 13 студентов (65%), склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 11 студентов (55%);

3) Преобладающим является средний уровень склонности к отклоняющемуся поведению: шкала социальной желательности 14 студентов (70%), склонность к аддиктивному поведению у 11 студентов (55%), склонность к агрессии и насилию 10 студентов (50%), шкала делинквентности у 11 студентов (55%); Дети с низким (ниже 50 Т-баллов) уровнем склонности к отклоняющемуся поведению по шкале установки на социально-желательные ответы не корректируют свои ответы в направлении социальной желательности.

Отмечено также, что студенты с интеллектуальной недостаточностью, не способны длительное время следовать установке на социально-желательные ответы. Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о не выраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о не типичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей, не выраженности склонности к аддиктивному поведению, либо

о хорошем социальном контроле поведенческих реакций или самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений. Низкие показатели по данным шкалам в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белкин А. С. Отклонения в поведении школьников/ А. С.Белкин. - М: Вильямс, 2020. - 163 с.

2. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2019. - 834 с.

3. Бэрон Р. Агрессия.- СПб.: Питер, 2019. - 368 с.

4. Вахремеева, О. А. Меры по профилактике девиантного поведения детей-сирот / О. А. Вахремеева. - URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-35.pdf (дата обращения: 23.02.2020). - Текст: электронный.

5. Волков Ю. Г. Социология молодежи: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 576 с.

6. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. - 388 с.

Fomina A.V.

Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia)

PERSONAL CHARACTERISTICS OF COLLEGE STUDENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Abstract: the article describes the features of deviant behavior of students, presents an analysis of the personal characteristics of students of secondary vocational education in accordance with the classification. In the course of an empirical study, the frequency of occurrence of character accentuation types among college students in Chelyabinsk was revealed."

Keywords: deviations, deviant behavior, deviant behavior, character accentuation, adolescence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.