Научная статья на тему 'Личностные особенности старообрядцев'

Личностные особенности старообрядцев Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1066
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / САМООТНОШЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / PERSONALITY TRAITS / SELF-CONSIDERATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черных Надежда Петровна

В статье представлены результаты изучения личностных особенностей старообрядцев, структуры само-отношения и социально-психологической адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality traits of Old Believers

The article presents the results of the study of personality traits of old believers, the structure of self-consideration and socio-psychological adaptation.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности старообрядцев»

ческой группе. Они отчетливо соотносят себя со своей половой принадлежностью, независимо от типа специализации, на котором они обучаются. Также выявлено, что наибольшая часть студентов, принимавших участие в исследовании, имеет позитивную этническую идентичность, т.е. молодой человек с уважением относится к своей культуре и ясно соотносит себя со своим этносом, но также с уважением он относится и к культуре и представителей других этносов. Люди с позитивным типом этнической идентичности могут принимать достижения других этнических групп, но не в ущерб своему народу, своим традициям.

Вопросы полоролевой идентификации приобретают особую актуальность в современных условиях, когда в условиях массовой урбанизации стираются заведенные в обществе нормы поведения женщин и мужчин. И женщины все чаще занимают руководящие посты и показывают себя успешными, как и мужчины.

Литература

1. Актуальные проблемы психологии Байкальской Азии в условиях трансграничья: колл. моногра-

фия / науч. ред. Р.Д. Санжаева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. - 312 с.

2. Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: РОС-СПЭН, 2004. - 336 с.

3. Дагбаева С.Б., Санжаева Р.Д. Ценностные ориентации современных студентов: этнопсихологический аспект.- Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2010.- 182 с.

4. Дугарова Т.Ц. Феноменология этнического самосознания бурят - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012 -246 с.

5. Журавлев Н.Я. Гендерная психология. - М., 2001. - 367 с.

6. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989.- 255 с.

7. Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 424 с.

8. Монсонова А.Р. Этноконфессиональная принадлежность как фактор формирования системы ценностных ориентаций молодежи (Байкальский регион). - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. - 128 с.

9. Осинский И.И. Толерантность в контексте трансформации социальной структуры российского общества // Толерантность как социогуманитарная проблема современности: материалы междунар. науч. конф. - Житомир, 2007. - С. 11-14.

10. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. -М.: Прогресс, 1996. - 342 с.

Мункин Мунко Доржиевич, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]

Гомбожапова Ханда-Цырен Дугаровна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]

Munkin Munko Dorzhievich, postgraduate student, department of age and pedagogical psychology. E-mail: [email protected]

Gombozhapova, candidate of pedagogical sciences, professor of the department of physical education, Buryat State University. E-mail: [email protected]

УДК 159.9 © Н.П. Черных

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРООБРЯДЦЕВ

В статье представлены результаты изучения личностных особенностей старообрядцев, структуры самоотношения и социально-психологической адаптации.

Ключевые слова: личностные особенности, самоотношение, социально-психологическая адаптация.

N.P. Chernykh

PERSONALITY TRAITS OF OLD BELIEVERS

The article presents the results of the study ofpersonality traits of old believers, the structure of self-consideration and socio-psychological adaptation.

Keywords: personality traits, self-consideration, socio-psychological adaptation.

В постоянно меняющемся мире современный человек, чтобы не только выжить, но и полноценно жить в социальном и духовном отноше-

нии, должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, определяет и расстав-

ляет свои ценностные ориентиры, исходя из опыта, мудрости предков, оставленных им в наследство. В связи с чем в настоящее время проводятся многочисленные кросс-культурные исследования в области психологии [3], [4], [6], [7]. Но, несмотря на нарастающую глобализацию, унификацию материальной и духовной культуры, затронувшей население множества стран, представители некоторых этнических сообществ сохраняют и проявляют ценностные ориентации, типичные для данной этнической группы. Примером такого сообщества является старообрядческая община Забайкалья - семей-ские.

Русские старообрядцы - один из примеров уникальных этнических общностей в составе большого этноса. Старообрядцы были вынуждены проживать и близко контактировать с представителями других национальностей в других странах. Социализация в подобных условиях не только не препятствовала, а скорее способствовала формированию более ранней этнической идентичности, осознанию принадлежности к определенной группе, выработке форм и механизмов передачи и сохранения уникальной культуры, психологического склада. Таким образом, исследование личностных особенностей представителей старообрядческой общности является актуальной, но малоизученной в настоящее время проблемой.

Старообрядческая община не только способствовала быстрой адаптации к суровым климатическим условиям и была примером наиболее эффективной формы хозяйствования в данных условиях, но и формировала психологический облик старовера. Отсюда необходимо понимать значимость общинных ценностей в формировании взглядов личности на экономические реалии: отношение к труду, собственности и т.д. Известно, что ценности, традиции, обычаи, нормы, установки представляют собой сложную систему взаимосвязанных между собой элементов, осуществляющих регулирующую функцию жизнедеятельности людей. Они проникают во все сферы жизнедеятельности, проявляются в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов, в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличают представителей данного класса от представителей другого [4].

Разнообразные установки, позиции и взгляды старовера детерминированы общиной, в которой зачастую проходила вся его жизнь. Для старообрядца наиболее характерны следующие веро-

вания, которые заметно отражались на его личностных и социальных реакциях.

1) фанатизм, «твердолобость» в религиозных воззрениях приходили в противоречие с запросами их житейской практики. Защита своих устоев требовала жесткого отношения ко всем инаковерующим, т.е. непризнания их позиций, взглядов, любых социальных установок. Но, несмотря на это, повседневно приходилось вступать в различные контакты с окружающими, что требовало гибкости в социальных отношениях и вызывало «двойственность» личности;

2) неуемная вера в то, что чистотой своих нравов и помыслов, соблюдением древних обычаев и обрядов он сможет обрести достойное место в загробной жизни и даже мертвым будет реально представлен своими поступками и действиями среди единоверцев. В связи с этим у семейских и до настоящего времени покойники играют роль посредников между людьми и небесами;

3) специфическим и благодатным можно назвать отношения старообрядцев к природе, связанные с языческими древними верованиями, в связи с чем многие религиозные праздники были связаны с почитанием природы, ее животного и растительного мира [2].

Исследованием ценностных ориентаций у различных групп русскоязычного населения Бурятии занималась Т. Л. Миронова [6]. В исследовании приняли участие такие группы, как «коренные русские», «гураны» - имеющие и русские, и бурятские корни, «семейские», «западники» - русские, приехавших с Запада, а также буряты. Автором были установлены общие черты и различия в терминальных и инструментальных ценностных ориентациях данных групп, проживающих в Бурятии [6].

Целью нашего исследования является изучение социально-психологической адаптации и личностных особенностей подростков из старообрядческой среды.

Особое внимание в данном исследовании уделяется изучению личностных особенностей и социально-психологической адаптации семей-ских.

Исследование проводилось в селах Барыкино и Харитоново Тарбагатайского района. В исследовании приняли участие 60 человек в возрасте 35-50 лет, из которых 20 человек - представители мужского пола и 40 человек - представители женского пола.

Для выявления личностных особенностей се-мейских был использован следующий методический инструментарий:

1) 16-факторный опросник Кеттелла;

2) Методика исследования самоотношения Пантилеева - Столина;

3) Методика исследования социально-психологической адаптации Даймонда - Роджерса.

Для математической обработки данных использовался коэффициент корреляции Пирсона.

На основании полученных данных по методике Даймонда - Роджерса группу старообряд-

цев можно охарактеризовать следующим образом: по интегральному показателю «Адаптация» группа характеризуется как имеющая повышенные адаптивные способности, т.е. в группе старообрядцев в большей степени присутствуют респонденты с высокими и нормальными адаптивными способностями. Также большинство староверов имеют высокий интегральный показатель самопринятия и внутреннего контроля (рис. 1).

160 140 120 100 80 60 40 20 0

I III ■ ■lililí ..П1 lili

cS° <? ¿o* „<0* > ¿ ¿ ^

У «/ ^ ¿f

////// ^ ^

JTЖ

Х<Р KÍ-'

S? > ^

/V

r

I среднее эмпир среднее норма

Рис. 1. Выраженность показателей СПА у старообрядцев

Интегральный показатель «Адаптация» имеет статистически значимую прямую зависимость с такими параметрами, как «Принятие себя» (р<0,01), «Эмоциональный комфорт» (р<0,01), «Внутренний контроль» (р<0,01), «Доминирование» (р<0,01) и «Лживость» (р<0,01). На основании вышеизложенного следует вывод, что уровень адаптированноости семейских зависит от степени самооценки и удовлетворенности своими характеристиками, от определенности в своем эмоциональном отношении к происходящей действительности, от внутреннего контроля, а также от стремлений к лидерству и руководству в решении задач.

Результаты исследования по методике Кеттелла показали наличие у более 75% респондентов высоких значений по шкалам общительности, моральной нормативности, подозрительности, дипломатичности, тревожности и самодисциплины. В свою очередь, низкие значения были получены по шкале «Восприимчивость к новому». Полученные данные свидетельствуют о выраженности в личностной сфере старообрядцев таких коммуникативных свойств, как общительность, подозрительность и дипломатичность. В группу регуляторных свойств семей-ских входят факторы самодисциплина и мо-

ральная ответственность. Среди эмоциональных свойств была выявлена тревожность (рис. 2).

Таким образом, личность семейского характеризуется с одной стороны, как готового к сотрудничеству, приветливого, выдержанного, решительного, ответственного, всегда готового к действию, упорного в достижении цели, дисциплинированного, точного в выполнении социальных требований, контролирующего собственные эмоции и заботящегося за свою репутацию. А с другой стороны, к личностным особенностям старообрядцев можно отнести: замкнутость, задумчивость, твердость, раздражительность, направленность на «себя», независимость, боязливость, неуверенность и тревожность. Низкие показатели такого интеллектуального свойства, как восприимчивость к новому, указывают на стремление к поддержке установленных понятий, норм, принципов, традиций, сомнение в новых идеях, а также отрицание необходимости перемен. Это еще раз подтверждает мнение ученых о негативном отношении староверов к каким-либо нововведениям, непризнании других позиций, взглядов, а также об устойчивости собственных установок, «твердо-лобости и фанатизме».

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

I I

ШКАЛЫ

м

си Ц2 аз сн

Рис. 2. Профиль личности старообрядца

Примечание: где А - общительность, В - интеллектуальность, С - эмоциональная устойчивость, Е - доминантность, F - беспечность, G - моральная нормативность, Н - смелость в социальных контактах, I - эмоциональная чувствительность, L - подозрительность, М - мечтательность, N - дипломатичность, О - тревожность, Q1 - восприимчивость к новому, Q2 - самостоятельность, Q3 - самодисциплина, Q4 - напряженность

Корреляционный анализ по общему массиву данных по методикам Кеттелла и Даймонда-Роджерса показал связь между личностными

особенностями и параметрами социально-психологической адаптации (табл. 1).

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа личностных свойств и параметров социально-психологической адаптации

Парамет] ры СПА

Личностные свойства Принятие других Эмоцион. комфорт Внутренний контроль Доминирование Лживость Адаптация

Общительность -0,35045441*** 0,517205803**** 0,33362852*** -0,32497286** 0,03621999 -0,58018215****

Моральная нормативность -0,16859432 0,336178465*** 0,38174122*** -0,02774787 -0,00294701 -0,13914607

Подозрительность 0,608021569**** -0,08619646 0,36958336*** 0,341749441*** -0,03028765 0,002802666

Дипломатичность -0,19203263 -0,34706795*** 0,3163496*** 0,212414564 0,038967064 -0,24219058*

Тревожность 0,414979652**** 0,396639199*** 0,2646785 0,177350453 0,049120892 0,007738001

Самодисциплина 0,354231914*** -0,20505622 0,42595593**** 0,320178197** 0,076011431 -0,13144252

Примечание: * - р<0,10, ** - р<0,05, *** - р<0,01, **** - р<0,001

Была выявлена зависимость между отдельными личностными особенностями и параметрами социально-психологической адаптации. На высоком уровне достоверности (при р<0,001) были выявлены корреляции между эмоциональным комфортом и общительностью, принятием других и подозрительностью, принятием других и тревожностью, внутренним контролем и самодисциплиной, а также между адаптацией и общительностью.

На основании обработки данных по методике Пантилеева - Столина можно выделить следующее:

- высокие показатели (8-10 стенов) были выявлены по шкалам «Саморуководство» и «Самопринятие»;

- по шкалам «Закрытость», «Самоуважение», «Отраженное самоотношение», «Самоценность», «Самопривязанность» и «Внутренняя конфликтность» имеются средние показатели (4-7 стенов);

- низкие показатели (1-3 стена) выявлены по шкале «Самообвинение» (рис. 3).

ШКАЛЫ

Рис. 3. Структура самоотношения старообрядца

Высокие значения по шкале «Саморуководство» говорят о том, что для семейского собственная личность является регулятором достижений и успехов. Переживание собственного «Я» как внутреннего стержня, координирующего свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими, контроль над собственными эмоциональными реакциями и переживаниями.

Шкала «Самопринятие» указывает на склонность старообрядца воспринимать все стороны своего «Я», ощущение симпатии к себе и ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считаются продолжением достоинств. В целом восприятие себя - положительное.

Низкие значения шкалы по шкале «Самообвинение» свидетельствуют о тенденции к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Обвинение в таком случае переносится на окружающих.

Средние значения по другим шкалам позволяют говорить о следующих особенностях представителя старообрядческой общности:

- избирательное отношение к себе, преодоление некоторых психологических защит при актуализации других;

- сохранение в привычных для себя ситуациях работоспособности, уверенности в себе, ориентации на успех, а при появлении трудностей -снижение уверенности в себе, нарастание тревоги и беспокойства;

- положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки, другие личностные проявления способны вызывать раздражение и непринятие;

- склонность высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность; высокая ригидность я-концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя.

- ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования. Помехой для самораскрытия является высокий уровень личностной тревожности, предрасположенность воспринимать окружающий мир как угрожающий самооценке.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что старообрядцы обладают определенными личностными особенностями, которые имеют связь как с параметрами социально-психологической адаптации, так и со структурой их самоотношения.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Болонев Ф.Ф. Семейские. - Улан-Удэ, 1992. -224 с.

2. Винокуров М.А., Карнышев А.Д. Введение в экономическую этнопсихологию. - Иркутск: Изд-во БГУ ЭП, 2007. - С. 213-214.

3. Дугарова Т.Ц. Феноменология этнического самосознания бурят. - Улан-Удэ, 2012. - 284 с.

4. Карнышев А.Д. Взаимодействие религиозных и психолого-экономических установок в традициях и инновациях старообрядчества // Журнал институциональных исследований. - 2011. - № 4. - С. 59-70.

5. Карнышев А.Д., Помуран А.Д. Этнопсихология старообрядчества. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. - С. 61-76.

6. Миронова Т.Л. Особенности ценностных ори-ентаций у русскоязычного населения Бурятии // Кросс-культурные исследования: теория, методоло-

гия, практика / под ред. Т.Ц. Дугаровой. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2013. -Вып. 1. - С. 100-111.

7. Монсонова А.Р. Этноконфессиональная принадлежность как фактор формирования системы цен-

ностных ориентаций молодежи. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010. - С. 7577.

Черных Надежда Петровна, аспирант кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета. Е-mail: [email protected]

Chernykh Nadezhda Petrovna, postgraduate student, department of general and social psychology, Buryat State University. Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.