Научная статья на тему 'Личностные особенности полных женщин с разными типами нарушений пищевого поведения'

Личностные особенности полных женщин с разными типами нарушений пищевого поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
427
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ОБРАЗ ТЕЛА / АЛЕКСИТИМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каирова М. Т.

В статье обобщаются исследования личностных особенностей полных женщин с разными типами нарушений пищевого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности полных женщин с разными типами нарушений пищевого поведения»

4. Духовно-нравственное состояние, как основа профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий.

ФГОС довольно подробно прописаны общекультурные компетенции выпускников данных социономических направлений. Вариативный подход к формированию общекультурных компетенций позволяет в процессе вузовского обучения формировать духовно-нравственное сознание будущих специалистов.

Основными условия формирования духовно-нравственного сознания являются: создание духовно-нравственной атмосферы, в учебном заведении; знакомство с классическими образцами духовно-нравственной литературы, с дискуссиями и обсуждениями, апеллирующими к эмоциональному миру человека; нравственный пример через образовательно-воспитательную деятельность педагогов; личный опыт участия студента, в благотворительных, добровольческих, волонтерских движениях.

Список литературы:

1. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. - Новосибирск, 1999. - 434 с.

2. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 6-13.

3. Ильичева И.М. Психология духовности: дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. - СПб., 2003. - 450 с.

4. Марьясова Н.В. Духовность в контексте психологического анализа (Личностный аспект): дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - Хабаровск, 2004. - 157 с.

5. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. -2011. - № 3. - С. 103-108.

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛНЫХ ЖЕНЩИН С РАЗНЫМИ ТИПАМИ НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

© Каирова М.Т.*

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

В статье обобщаются исследования личностных особенностей полных женщин с разными типами нарушений пищевого поведения.

Ключевые слова избыточный вес, личностные особенности, образ тела, алекситимические тенденции, психологические защиты, копинг-стратегии, уровень субъективного контроля.

* Аспирант кафедры Педагогики и психологии личностного и профессионального развития.

Избыточный вес является одной из актуальных проблем в сфере поддержания и сохранения здоровья и вызывает обеспокоенность многих специалистов и исследователей. За последнее десятилетие накоплено достаточно эмпирических данных, позволяющих констатировать то, что разные типы нарушений пищевого поведения связаны с личностными особенностями, характеризующими поведенческую неэффективность людей с лишним весом. Из этого следует целесообразность соотношения коррекционных диетологических мероприятий с психологическим сопровождением, направленным на развитие саморегуляции особенностей личности при лишнем весе. В свою очередь, в рамках психологического сопровождения женщин с избыточным весом необходимо учитывать их личностные особенности, определяющие тот или иной тип нарушений пищевого поведения.

Для выявления психологических особенностей женщин мы провели исследование, в котором участвовали 196 женщин от 18 до 56 лет и выделили три группы в зависимости от выраженности вида нарушения пищевого поведения.

В первую группу вошли женщины с низкими показателями ограничительного поведения средними показателями эмоциогенного и высокими экс-тернального типом пищевого поведения. В группу вошло 56 (42 %) человек. Средний возраст выборки составил 24,5 года. Это наиболее молодые участники обучающей программы.

Во вторую группу вошли 54 (40,9 %) женщины со средним показателем ограничительного пищевого поведения, выраженным уровнем эмоциоген-ного поведения и средним уровнем экстернального поведения. Средний возраст выборки составил 36,7 лет.

В третью группу вошли 66 (50 %) женщин, проявившие смешанный вид пищевого поведения: с выраженным уровнем ограничительного, выраженным уровнем эмоциогенного и средним уровнем экстернального пищевого поведения. Средний возраст 47,2 года.

Обращает на себя внимание распределение общей выборки по группам. Основная часть женщин от 18-21 (71,4 %) и 22-30 (66 %) вошли в состав первой группы. Испытуемые чаще реагировали на внешние стимулы пищи (вид, запах), не руководствуясь при этом чувством голода, что характерно для экстернального пищевого поведения. Это может объясняться тем, что в молодом возрасте еще нет особой нужды задумываться о состоянии здоровья и последствиях, которые могут нести неправильные пищевые привычки.

В составе второй превалируют женщины 31-40 лет (50 %). Они чаще переедали в ответ на негативные состояния.

Большая часть женщин 41-50 (53,3 %) вошли в третью группу, демонстрируя смешанное пищевое поведение с выраженным типом эмоциогенного и ограничительного пищевого поведения.

Подобное возрастное распределение в связи с типом пищевого поведения дает основание предположить, что формирование экстернального типа

расстройства пищевого поведения в молодом возрасте может предшествовать развитию эмоциогенного типа расстройства пищевого поведения, когда еда используется не только с гедонистическими целями, а скорее как способ снизить влияние стресса.

В зависимости от уровня образования обнаружилось, что экстернальное пищевое поведение с большей частотой встречается у женщин со средним образованием (58,3 %). Для женщин с высшим образованием характерен смешанный тип пищевого поведения, сочетающий максимальные показатели и эмоциогенного и ограничительного пищевого поведения (48,2 %). Подобное соотношение показателей пищевого поведения согласуется с данными исследований, согласно которым, люди с высшим образованием больше интересуются информацией о вреде избыточного веса и методами его коррекции [Hernandez, 1996].

Студентки ВУЗов значительно чаще демонстрировали экстернальный тип пищевого поведения (70 %). Эти цифры обращают на себя тревожное внимание, и свидетельствует о низком уровне знаний в сфере рационального питания среди молодежи.

Среди психологических особенностей мы выделили характеристики образа тела - индивидуальный образ, объединяющий физические, но и физиологические, социальные и психологические компоненты. Наиболее нарушенный образ тела демонстрируют женщины с выраженным эмоциоген-ным и смешанным пищевым поведением. Это может быть связано с возрастным диапазоном выделенных групп - 31-40 и 41-50 лет. Большинство женщин набирают вес именно в этот период.

У женщин с выраженным эмоциогенным пищевым поведением наблюдается алекситимические тенденции. Это может означать, что данная группа женщин, испытывая эмоциональный дискомфорт, с трудом может определять собственные чувства и вербализовывать их, что служит пусковым механизмом к перееданию. Ранее проведенные нами исследования показали, что алекситимические тенденции несут у данной категории женщин скорее функцию защитного характера, как механизм подавления негативных чувств.

Исследование психологических защит обнаружило использование деза-даптивных психологических защит «регрессия» и «замещение» у женщин с выраженным экстернальным и смешаныым пищевым поведением. Это может быть связано с возрастными особенностями вышеописанных групп. Для первой группы характерен возраст 21-30 лет - период становления личности, когда необходимо решать ряд важных жизненных задач, связанных с профессиональным становлением и вхождением в трудовой коллектив, а также созданием семьи и рождением детей. И все это в постоянно меняющихся социальных условиях и нестабильной экономической ситуации. Во вторую группу вошли женщины старшего возраста (50 лет и более). Для данного возрастного периода важным является адаптация к посттрудовому

существованию, выходу на пенсию. Появляется много свободного времени, которое из союзника порою превращается во врага, порождая чувство скуки и одиночества. Часто при этом возникают трудности в адаптации к новым изменившимся социальным условиям, особенно если принимать во внимание снижение лабильности и скорости протекания психических процессов, ухудшение памяти, физического состояния. «Регрессия» проявляется в возврате к более ранним формам поведения и чаще выражается в беспомощности, зависимости. Данная психологическая защита в структуре защитных механизмов может проявляться в переживании неспособности справиться с ситуацией и ощущением собственной беспомощности перед обстоятельствами, в том числе и в отношении пищевого поведения. При этом может доминировать мотивация избегания, стремление к уходу от разрешения личностных и ситуационных конфликтов [Василюк, 1984]. Именно поэтому, ответственность за снижение веса чаще перекладывается на ведущего (преподавателя, психолога, врача или психотерапевта) или различные диеты и прочие методы снижения веса. Защитой от неприемлемых агрессивных побуждений является и механизм «замещения». Он характеризуется тем, что враждебность, изначально направленная на один объект, перенаправляется на более безопасный (например, на еду или зависимых лиц). Данный механизм может проявляться в уходе от конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

При изучении копинг-стратегий у женщин с экстернальным типом нарушения пищевого поведения наиболее выраженным копингом оказалась «конфронтация». Для данной группы характерны более низкие значения такого адаптивного копинга, как «планирование». Для женщин с эмоциогенным и смешанным пищевым поведением наиболее выраженным оказался копинг «самоконтроль». Данная копинг-стратегия, рассматриваемая обычно как адаптивная по нашим представлениям используется в этом случае неконструктивно, лишь с целью контролировать эмоции, не позволяя выводить их в зону осознавания, не принимая их в себе, а подавляя. Вследствие этого может развиваться стремление уходить от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблемы.

Изучение уровня субъективного контроля показало низкую выраженность общей интернальности у женщин с выраженным экстернальным пищевым поведением. Это может означать, что ответственность за события жизни переносится ими на внешние события, при этом собственные ресурсы недооцениваются, а фактор везения-невезения переоценивается. Подобное распределения контроля приводит к снижению активной деятельности по изменению своего состояния и активных попыток совладания с неблагоприятными жизненными событиями, пассивности и зависимости от внешних обстоятельств. В сочетании с выраженным психологическим механизмом «регрессии», выделенным ранее у данной группы женщин, это может вести к формированию экзистенциальной защиты по типу «иллюзии конеч-

ного спасителя», описанной И. Ялом (2000). Также женщины с выраженным экстернальным и смешанным пищевым поведением имеют низкие значениями интернальности в области неудач то есть воспринимают происходящие с ними жизненные события, в том числе и травматические, как субъективно неконтролируемые.

Таким образом, при построении программ сопровождения женщин с избыточным весом необходимо учитывать их личностные особенности, что будет вести к более значимым результатам в процессе снижения и сохранения достигнутого веса.

Список литературы:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984.

2. Васильева О.С. Психология здоровья человека. - М., 2001.

3. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. - 1023 с.

4. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. - СПб.: Питер, 2000.

5. Hernandez L., Bartley G, Hoebel Ph. Basic mechanisms of feeding and weight regulation // In: Obesity / Ed. by J.E. Blundell et al. - Philadelphia, 1996. -P. 25-47.

ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ

АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ1

© Калинина Р.Р.*

Псковский государственный университет, г. Псков

Статья посвящена проблеме подготовки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни как одной из сторон социальной адаптации, рассматриваются различные психолого-педагогические подходы к решению данной проблемы; в качестве наиболее благоприятных условий для подготовки к семейной жизни рассматривается такая форма устройства детей-сирот, как Детская деревня - SOS.

Ключевые слова: социальная адаптация, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подготовка к семейной жизни, опыт семейной жизни, образ семьи, нарушения развития, формирование личности, социально-педагогическая среда.

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-16-60002.

* Доцент кафедры Общей и социальной психологии, кандидат психологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.