Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 159.928.22
Личностные особенности одарённых учащихся с разным уровнем психологического
благополучия
Е. Б. Лактионова, И. В. Кондакова, А. С. Тузова
Российский государственный педагогический университет
им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Аннотация.
Ключевые слова:
Для
цитирования:
Дата поступления статьи в редакцию: 22 апреля 2021 г.
Введение. В статье представлены результаты сравнительного анализа личностных характеристик одарённых учащихся с разным уровнем психологического благополучия. Материалы и методы. Использовались методики «Тест жизнестойкости С. Мадди», «Тест-опросник самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, «Тест совладания с трудными ситуациями» Р. Лазаруса и С. Фолкмана, «Тест на определение стиля познания» Д. Колба, Тест «Определение творческих способностей» Х. Зиверта.
Результаты исследования. Для учащихся с высоким уровнем благополучия характерны конструктивные стратегии разрешения проблемных ситуаций, высокий уровень жизнестойкости и позитивное самоотношение. Учащиеся с низким уровнем благополучия характеризуются низкой степенью самопринятия, высокой степенью самообвинения, стремлением избежать решения проблем, отсутствием контроля над собственной жизнью.
Заключение. Результаты исследования показали, что существуют взаимосвязи между психологическим благополучием одарённых учащихся и показателями их жизнестойкости, копинг-стратегиями, самоотношением, стилем познания и креативностью. Выявлено, что учащиеся с разным уровнем благополучия различаются по ряду изучаемых характеристик.
психологическое благополучие, одарённость, специализированные школы, личностные характеристики, жизнестойкость, самоотношение, копинг-стратегии, креативность.
Лактионова Е. Б., Кондакова И. В., Тузова А. С. Личностные особенности одарённых учащихся с разным уровнем психологического благополучия // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 234-246. Б01: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-234-246
Введение
Интерес исследователей к личностным характеристикам одарённых учащихся начал формироваться в последнее десятилетие и был обусловлен востребованностью специализированных программ, адресованных этой категории школьников. В рамках нашего исследования упомянутые характеристики
одарённых учащихся рассматриваются в контексте их психологического благополучия. Отметим, что несмотря на неоспоримую актуальность проблемы психологического благополучия одарённых школьников, количество работ отечественных учёных, по сравнению с зарубежными коллегами, малочисленно. Анализ работ по данной проблематике выявил, что большинство исследований имеет практическую направленность, связанную, прежде всего, с разработкой специфических подходов к обучению, имеющих своей целью ослабление рисков развития эмоциональной и социальной сфер одарённых школьников. Психологические особенности одарённых детей также рассмотрены в ряде работ. Были выявлены специфические черты их социальной адаптации, социализации и личностной идентичности [10; 15]. Доказано, что многие одарённые учащиеся испытывают трудности в коммуникативной сфере как со взрослыми, так и со сверстниками, что может отрицательно влиять на их адаптацию в социуме [14]. Авторами определены проблемы в исследуемых областях и предложены способы их решения для достижения успешной социализации и личностной идентичности, чему также способствует социально-психологическая адаптация учащихся. Выявлено, что одарённые учащиеся чувствительны к оценкам собственной деятельности окружающими, что может оказывать воздействие на уровень их самооценки [3; 14]. При этом уровень самооценки одарённых учащихся взаимосвязан с уровнем психологического благополучия [1], которое, в свою очередь, позволяет обучающимся значимо более успешно решать возникающие перед ними задачи [16].
Результаты проведённого теоретического анализа позволили выделить в качестве ресурсов психологического благополучия одарённых подростков следующие личностные, поведенческие и когнитивные характеристики: жизнестойкость, копинг-страте-гии, самоотношение, креативность и стиль познания [6]. Под понятием «ресурса», следуя методологическим позициям Д. А. Леонтьева, мы понимаем средства, присутствие и достаточность которых помогает достижению цели и поддержанию благополучия, а отсутствие или недостаточность - препятствует ему [7; 8]. Следующий этап исследования был связан с эмпирическим подтверждением взаимосвязи выделенных характеристик с психологическим благополучием одарённых учащихся.
Цель исследования - установить взаимосвязи между показателями психологического благополучия одарённых учащихся и их личностными поведенческими и когнитивными характеристиками.
Материалы и методы
В исследовании участвовали 302 подростка (184 юноши и 118 девушек), обучающиеся 8-10 классов физико-математических и химико-биологических специализированных школ г. Санкт-Петербурга. Средний возраст учащихся - 14,9±1,1 года.
В исследовании использовались методики:
- Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказовой) [9];
- Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) [12];
- Тест совладания с трудными ситуациями (Р. Лазаруса и С. Фолкмана, в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой) [4];
- Тест на определение стиля познания Д. Колба (The Learning Style Inventory) [11];
- Тест «Определение творческих способностей» Х. Зиверта [13].
Для описания эмпирических данных мы выбрали две линии анализа: выявление различий в характеристиках между одарёнными учащимися с разным уровнем психологического благополучия; анализ результатов корреляционного и факторного анализа характеристик одарённых учащихся и показателей их психологического благополучия.
Результаты исследования
Вся выборка одарённых подростков была разделена по уровню психологического благополучия на две группы (с учётом среднего значения благополучия по всей группе и среднеквадратичного отклонения). Средний уровень психологического благополу-
чия составил 355 баллов, о = 7,0. В итоге выявлена группа из 116 подростков с высоким уровнем благополучия (от 362 до 481 балла) и группа из 103 подростков с низким уровнем благополучия (от 239 до 348 баллов) [5]. Для выявления различий между личностными характеристиками подростков с разным уровнем психологического благополучия применялся t-критерий Стьюдента. Рассмотрим полученные результаты. Выраженность различных копинг-стратегий в поведении представлены в табл. 1.
Выявлено, что наиболее используемой стратегией одарённых учащихся с высоким уровнем благополучия является «Планирование решения проблемы», свидетельствующая об аналитическом подходе к решению проблемных ситуаций и о проблемно-фокусированных усилиях по её изменению, что согласуется с данными Т.В. Батухтиной [2]. Наименее используемыми стратегиями являются «Бегство-избегание» и «Дистанцирование». Последняя проявляется в мысленном стремлении отделиться от проблемной ситуации или уменьшить её значимость.
Таблица 1
Показатели копинг-стратегий одарённых учащихся с разным уровнем психологического благополучия
Table 1
Indicators of coping strategies of gifted students with various levels of psychological well-being
Копинг-стратегии Группа с высоким уровнем *±5 Группа с низким уровнем ±5
Конфронтационный копинг 49,41±16,72 49,94±16,80
Дистанцирование 45,15±17,16** 52,75±17,54**
Самоконтроль 58,58±15,72 61,44±17,17
Поиск социальной поддержки 64,40±16,75*** 51,31±19,72***
Принятие ответственности 57,04±18,29* 63,26±21,54*
Бегство-избегание 39,20±16,89*** 52,11±18,85***
Планирование решения проблемы 73,89±16,95*** 58,90±18,63***
Положительная переоценка 62,46±16,31*** 52,07±17,39***
*p<0,05, **p<0,01, ***p<0,001
Для учащихся с низким уровнем благополучия наиболее предпочитаемой стратегией является «Принятие ответственности», свидетельствующая о признании своей роли в возникновении проблемы и ответственности за её решение, с вероятностью перехода в необоснованную самокритику и самообвинение. Наименее используемой стратегией является «Конфронтационный копинг», говорящий о неспособности учащихся к энергичному сопротивлению трудностям и отстаивании собственной точки зрения.
Статистически значимые различия выявлены по 6 стратегиям, с преобладанием у учащихся с высоким уровнем благополучия стратегий «Поиск социальной поддержки», «Планирование решения проблемы» и «Положительная переоценка»; у учащихся с низким уровнем благополучия преобладают стратегии «Дистанцирование», «Принятие ответственности» и «Бегство-избегание».
Результаты показывают, что учащимся с высоким уровнем благополучия присущи более адаптивные копинг-стратегии разрешения проблемных ситуаций, проявляющиеся в поиске внешних ресурсов, выработке чёткой стратегии на основе прошлого опыта, объективных условий текущей ситуации и имеющихся ресурсов, а также в переосмыслении любой проблемной ситуации как ситуации роста. Они не пытаются уйти от
решения проблемы или уменьшить её значимость.
Учащиеся с низким уровнем благополучия чаще пытаются уйти от решения проблемной ситуации или уменьшить её значимость вплоть до отрицания, характеризуются повышенной критичностью и стремлением к фантазированию о возможных исходах без попыток их реализации. Также они отличаются высоким уровнем контроля поведения и эмоций, вплоть до их подавления.
Показатели жизнестойкости одарённых учащихся представлены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели жизнестойкости одарённых учащихся с разным уровнем психологического благополучия
Table 2
Indicators of hardiness of gifted students with various levels of psychological
well-being
Показатели жизнестойкости Группа с высоким уровнем '^±5 (баллы) Группа с низким уровнем ±5 (баллы)
Вовлечённость 38,59±7,53*** 25,70±7,49***
Контроль 36,21±10,19*** 25,15±9,62***
Принятие риска 19,50±4,16*** 13,50±4,05***
Жизнестойкость 94,25±17,97*** 64,36±17,72***
***p<0,001
Установлены статистически значимые различия по уровню жизнестойкости между одарёнными учащимися с разным уровнем благополучия - учащиеся с высоким уровнем благополучия более жизнестойки. Они получают удовольствие от собственной деятельности, отстаивают свои позиции и убеждения, рассматривают любую ситуацию как ситуацию развития и получения нового опыта. Можно сказать, что во взаимоотношениях с окружающим миром такие учащиеся выступают в качестве активных, преобразующих субъектов.
Учащиеся с низким уровнем благополучия ощущают себя как бы «вне» жизни, вне происходящих событий, чувствуют свою беспомощность, отсутствие контроля над жизнью, стремятся к привычному комфорту и безопасности в любой ситуации. Во взаимоотношениях с окружающими они не видят возможностей влиять на события собственной жизни.
Показатели самоотношения одарённых учащихся представлены в табл. 3.
Таблица 3
Показатели самоотношения одарённых учащихся с разным уровнем психологического благополучия
Table 3
Self-attitude indicators of gifted students with various levels of psychological
well-being
Показатели самоотношения Группа с высоким уровнем ■v ±5 (баллы) Группа с низким уровнем ±5 (баллы)
Глобальное самоотношение 20,40±5,15*** 17,85±5,16***
Самоуважение 10,78±2,52*** 7,68±2,99***
Аутосимпатия 9,69±2,53*** 6,84±3,12***
Ожидаемое отношение от других 9,43±1,80*** 7,03±2,24***
Самоинтерес 6,32±1,72*** 5,37±1,73***
Самоуверенность 5,14±1,43*** 3,79±1,63***
Отношение других 5,92±1,42*** 4,62±1,74***
Самопринятие 5,36±1,73*** 3,79±1,93***
Саморуководство 4,67±0,98*** 3,86±1,21***
Самообвинение 3,58±1,98*** 4,89±2,05***
Самоинтерес 5,91±1,17*** 4,67±1,49***
Самопонимание 3,76±1,51*** 2,74±1,56***
***p<0,001
Все показатели самоотношения, кроме самообвинения, статистически значимо выше у учащихся с высоким уровнем благополучия. Они относятся к себе положительно, верят в собственные силы, одобряют и доверяют себе, уверены в своей способности заинтересовать других людей и ожидают позитивного отношения к себе.
Учащиеся с низким уровнем благополучия не удовлетворены собой, не верят в свои возможности, фокусируются на своих недостатках, ожидают нейтрального или негативного отношения к себе. Они характеризуются низкой степенью самопринятия и высокой степенью самобвинения в ситуациях неуспеха.
При изучении преобладающего стиля познания статистически значимых различий между учащимися с разным уровнем благополучия не выявлено. В обеих группах преобладает ассимилирующий стиль познания, для которого характерны высокие значения по шкалам «Рефлексивное наблюдение» и «Абстрактная концептуализация». Учащиеся не склонны к совместному получению информации, предпочитают индивидуальную работу, любят работать с абстрактными идеями и концепциями. Основной акцент делается на логике изложения теории без поиска её практического применения или прикладного использования. В основном пользуются индуктивными методами и стараются обобщить всю имеющуюся и доступную им информацию. В группе с высоким уровнем благополучия значения по шкалам несколько выше, чем в группе с низким уровнем благополучия (см. рис. 1).
Также в группах не выявлено достоверно значимых различий по уровню развития творческих способностей (см. табл. 4). На уровне тенденции у подростков с высоким уровнем благополучия преобладает беглость мышления, находчивость при решении задач, то есть они легко могут находить множество вариантов решения задачи, опираясь на имеющиеся у них знания. У респондентов с низким уровнем благополучия преобладают оригинальность, гибкость мышления, дивергентное мышление и общая креативность, то есть подростки легче могут найти новые, уникальные решения задач,
Рис. 1. Особенности стилей познания одарённых учащихся с разным уровнем психологического благополучия Fig. 1. Features of learning styles of gifted students with various levels of psychological
well-being
Таблица 4
Особенности творческого мышления одарённых учащихся с разным уровнем
психологического благополучия
Table 4
Features of creative thinking of gifted students with various levels of psychological
well-being
Особенности творческого мышления Группа с высоким уровнем Х±Ь (баллы) Группа с низким уровнем (баллы)
Беглость 22,58±5,81 21,39±6,92
Оригинальность 6,38±5,10 7,31±6,82
Находчивость 28,95±9,14 28,70±12,31
Гибкость 12,47±4,77 13,06±5,02
Беглость 1 7,11±2,52 7,65±2,86
Оригинальность 1 3,00±5,74 4,31±8,30
Дивергентное мышление 15,47±8,66 17,37±10,06
Общая оригинальность 9,38±8,47 11,62±11,52
Общая креативность 44,42±14,60 46,07±17,32
Таким образом, учащиеся специализированных школ с разным уровнем благополучия характеризуются единым ассимилирующим стилем познания, не имеют значимых различий по уровню креативности, но различаются по предпочитаемым копинг-стра-тегиям, уровню жизнестойкости и самоотношения. Учащиеся с высоким уровнем благополучия используют более конструктивные стратегии разрешения проблемных ситуаций, обладают позитивным самоотношением и высоким уровнем жизнестойкости.
Далее нами был проведён корреляционный анализ, результаты которого выявили наличие множества взаимосвязей между показателями психологического благополучия и характеристиками одарённых учащихся. В обеих группах было получено около 140 взаимосвязей на 5-процентном уровне достоверности, более 90 - на 1-процентном уровне достоверности и более 50 - на 0,1-процентном уровне достоверности. Большое количество взаимосвязей позволило нам перейти к факторному анализу для проведения качественного анализа взаимосвязей между параметрами.
Результаты факторного анализа (с вращением Varimax raw) характеристик одарённых учащихся с разным уровнем благополучия представлены в табл. 5 и 6.
Таблица 5
Факторная структура личностных характеристик одарённых учащихся с низким уровнем благополучия
Table 5
The factor structure of the personal characteristics of gifted students with a low level of well-being
Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
Аутосимпатия 0,81
Ожидаемое отношение от других 0,81
Отношение других 0,73
Оригинальность 0,79
Находчивость 0,80
Дивергентное мышление 0,73
Общая оригинальность 0,88
Общая креативность 0,99
Вовлечённость 0,71
Контроль 0,71
Жизнестойкость 0,81
Конфронтационный копинг -0,70
Дисперсия 15 % 14 % 12 % 10 %
Общая дисперсия для каждой из исследуемых групп составила 51 %. Далее нами была осуществлена содержательная интерпретация полученных данных, на основании которой выявлено 4 фактора в структуре личностных характеристик учащихся с низким уровнем благополучия (табл. 5): «отношение к себе» (15 %), «креативность» (14 %), «жизнестойкость» (12 %) и «стратегия преодоления проблем» (10 %).
В структуре личностных характеристик одарённых учащихся с высоким уровнем благополучия также было выявлено 4 фактора (табл. 6): «креативность» (16 %), «жизнестойкость» (14 %), «самоотношение» (13 %) и «стратегии преодоления проблем» (8%).
Таблица 6
Факторная структура личностных характеристик одарённых учащихся с высоким уровнем благополучия
Table 6
The factor structure of the personal characteristics of gifted students with a high level of well-being
Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
Оригинально сть 0,73
Находчивость 0,81
Гибкость 0,75
Дивергентное мышление 0,78
Общая оригинальность 0,88
Общая креативность 0,98
Вовлеченность 0,72
Контроль 0,72
Жизнестойкость 0,87
Аутосимпатия 0,81
Самоконтроль 0,69
Принятие ответственности 0,70
Дисперсия 16 % 14 % 13 % 8 %
Важно отметить: несмотря на то, что для обеих групп учащихся выделено четыре фактора, имеющие схожее содержание и названия, выявлены существенные различия в факторных структурах исследуемых групп. Для учащихся с высоким уровнем благополучия наиболее важным является креативность, что нашло отражение в одноимённом факторе, содержащем показатели различных свойств мышления. Для учащихся с низким уровнем благополучия самым важным является отношение к себе, проявляющееся в одноимённом факторе, затем креативность. Фактор «самоотношение» у учащихся с высоким уровнем благополучия занимает 3 место и менее содержательно наполнен. Важно отметить, что жизнестойкость наиболее важна для подростков с высоким уровнем благополучия, а копинг-стратегии - для учащихся с
низким уровнем благополучия. Кроме того, факторы, связанные со стратегиями совла-дающего поведения, различаются содержательно, то есть предпочитаемые стратегии решения проблем у учащихся с разным уровнем благополучия отличны, о чём говорилось выше. Так для подростков с высоким уровнем благополучия важны самоконтроль и принятие ответственности, то есть самообладание, сдерживание эмоций, принятие ответственности за решение проблемы. Для подростков с низким уровнем благополучия важна меньшая конфронтация, то есть поиск менее рискованных, агрессивных способов решения ситуации.
Заключение
Подведение итогов проведённого исследования позволяет сделать следующие выводы. Цель исследования достигнута - установлены взаимосвязи между показателями благополучия одарённых учащихся с разным уровнем благополучия и их личностными характеристиками (жизнестойкостью, самоотношением, копинг-стратегиями, стилем познания и креативностью).
Было выявлено, что учащиеся с разным уровнем благополучия различаются практически по всем изучаемым характеристикам, за исключением стиля познания, уровня креативности и копинг-стратегий «Конфронтационный копинг» и «Самоконтроль». Для учащихся с высоким уровнем благополучия характерны более конструктивные стратегии разрешения проблемных ситуаций, позитивное самоотношение и высокий уровень жизнестойкости, во взаимоотношениях с миром они выступают в качестве активных, преобразующих субъектов.
Учащиеся с низким уровнем благополучия характеризуются низкой степенью самопринятия, высокой степенью самобвинения, стремлением любым способом уклониться от решения проблем. Они не видят возможности влиять на события собственной жизни.
Эти данные нашли своё отражение в факторном анализе, который показал практически равную важность креативности и жизнестойкости для одарённых учащихся с высоким уровнем благополучия, и высокую значимость отношений с собой и креативности для учащихся с низким уровнем благополучия.
Полученные в исследовании результаты могут быть востребованы психологами и педагогами специализированных школ. Использованные методики можно применять для мониторинга благополучия одарённых учащихся. Это позволит существенно дополнить картину представлений об условиях развития интеллектуально одарённых детей в связи с их психологическим благополучием и служить основанием для разработки системы их психологического сопровождения.
Публикация подготовлена при поддержке гранта РФФИ №19-013-00410, «Образовательная среда как фактор психологического благополучия одарённых учащихся подросткового возраста», 2019-2021 гг.
Заявленный вклад авторов
Лактионова Е. Б.: научное руководство, идея статьи, проведение критического анализа теоретических и эмпирических материалов.
Кондакова И. В.: подготовка текста статьи, сбор, анализ и обобщение результатов исследования, оформление текста статьи к публикации.
Тузова А. С.: сбор эмпирических данных исследования.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Список литературы
1. Балаш А. В., Топоева Е. Ю. Особенности психологического благополучия старших подростков с признаками одаренности // Вестник науки и образования. 2020. № 1 (79). С. 101-105. DOI: 10.24411/2312-8089-2020-10104
2. Батухтина Т. В. Психологические ресурсы адаптации к стрессовым ситуациям у творчески одаренных подростков. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 105. С. 145-150.
3. Ермаков П. Н., Дикая Л. А., Кац Е. Б. Психофизиологические и психологические особенности одаренных старшеклассников, испытывающих психологические трудности // Российский психологический журнал. 2009. № 3. Т. 6. С. 10-21.
4. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93-112.
5. Лактионова Е. Б., Баева И. А., Орлова А. В., Кондакова И. В., Тузова А. С. Роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся специализированных и общеобразовательных школ // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 31-41.
6. Лактионова Е. Б., Орлова А. В., Кондакова И. В. Ресурсы психологического благополучия одаренных учащихся в отечественных и зарубежных исследованиях // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 74-84.
7. Леонтьев Д. А., Братусь Б. С. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1. 2002. С. 56-65.
8. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18-37. doi: 10.17223/17267080/62/37
9. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.
10 Мякотина Л. В. Особенности социальной адаптации и социализации творчески
одарённых школьников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. Т. 9. № 4. С. 34-41.
11. Определение вашего стиля познания по методу LSI [Электронный ресурс]: статья Дэвида А. Уэттена в сокращённом и адаптированном переводе. URL: http:// www.http://www.elitarium.ru/stil-obuchenie-informaciya-poznanie-put-issledovanie-opyt-problema-nablyudenie-ehksperimentirovanie-abstraktnaya-rezultat/ (дата обращения: 18.04.2021).
12. Столин В. В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 123-130.
13. Фадеева Е. И., Ясюкевич М. В. От выбора профессии к успеху в жизни: учебное пособие. М. : Перспектива, 2008. 125 с.
14. Щербинина О. С. Особенности взаимоотношений одаренных школьников с микросоциумом в современных образовательных условиях // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 2. С. 17-20.
15. Яшкин М. А., Солобутина М. М. Особенности личностной идентичности и социально-психологической адаптации одаренных подростков // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. № 3. С. 82-86.
16. . Ryff С. D., Keyes С. L. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69 (4). Pp. 719-727.
D0I:10.1037/0022-3514.69.4.719
References
1. Balash A.V., Topoyeva E.Yu. Osobennosti psikhologicheskogo blagopoluchiya starshi-kh podrostkov s priznakami odarennosti [Specific features of psychological well-being of older teenagers with signs of gift]// Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of Science and Education], 2020. no. 1 (79), pp. 101-105 (in Russian) DOI: 10.24411/2312-8089-2020-10104
2. Batukhtina T.V. Psikhologicheskiye resursy adaptatsii k stressovym situatsiyam u tvorcheski odarennykh podrostkov [Psychological resources of creatively gifted teenagers' adaptation to stressful situation]//Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogichesk-ogo universiteta im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 2009. no. 105, pp. 145-150 (in Russian)
3. Ermakov P.N., Dikaya L.A., Kats E.B. Psikhofiziologicheskiye i psikhologicheskiye osobennosti odarennykh starsheklassnikov, ispytyvayushchikh psikhologicheskiye trudnosti [Psycho-physiological and psychological features of gifted senior pupils having psychological difficulties] // Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal [Russian psychological journal], 2009. no. 3, pp. 10-21 (in Russian, in English)
4. Kryukova T.L., Kuftyak Ye.V. Oprosnik sposobov sovladaniya (adaptatsiya metodiki WCQ) [Questionnaire of coping methods (adaptation of the WCQ methodology)]//Zhurnal prakticheskogo psikhologa//Journal of Practical Psychologist], 2007. no. 3, pp. 93-112 (in Russian)
5. Laktionova E.B., Baeva I.A., Orlova A.V., Kondakova I.V., Tuzova A.S. Rol' obrazo-vatel'noy sredy v psikhologicheskom blagopoluchii uchashchikhsya spetsializirovannykh i obshcheobrazovatel'nykh shkol [The role of the educational environment in psychological well-being of students of specialized and general education schools] // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena // Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 2020. no. 197, pp. 31-41 (in Russian)
6. Laktionova E.B., Orlova A.V., Kondakova I.V. Resursy psikhologicheskogo blagop-oluchiya odarennykh uchashchikhsya v otechestvennykh i zarubezhnykh issledovaniyakh [Resources of psychological well-being of gifted students in domestic and foreign studies] // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 2020. no.197, pp. 74-84 (in Russian)
7. Leont'yev D.A. Lichnostnoye v lichnosti: lichnostnyy potentsial kak osnova samode-terminatsii [Personal in personality: personal potential as the basis for self-determination] // Uch. zap. kafedry obshchey psikhologii MGU im. M.V. Lomonosova. Vyp. 1 / Pod red. B.S. Bratusya, D.A. Leont'yeva [Scientific notes of Department of General Psychology, M.V Lomonosov Moscow State University. Issue 1 / ed. by B.S. Bratus', D.A. Leontyev]. 2002. pp. 56-65 (in Russian)
8. Leont'yev D.A. Samoregulyatsiya, resursy i lichnostnyy potentsial [Autoregulation, resources, and personality potential] // Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Journal of Psychology], 2016. no. 62, pp. 18-37 (in Russian) DOI: 10.17223/17267080/62/37
9. Leont'yev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestoykosti [Hardiness survey]. Moscow: Publ. Smysl, 2006. 63 p. (in Russian)
10. Myakotina L.V. Osobennosti sotsial'noy adaptatsii i sotsializatsii tvorcheski odarennykh shkol'nikov [Specific features of social adaptation and socialization of creatively gifted schoolchildren] // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obra-zovaniye. Pedagogicheskiye nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical Sciences], 2017. no. 9(4), pp. 34-41 (in Russian)
11. Opredeleniye vashego stilya poznaniya po metodu LSI: Stat'ya v sokrashchennom i adaptirovannom perevode [Determination of your learning style according to the LSI method. Article by David A. Wetten in an abridged and adapted translation]. Available at: http://www.
elitarium.ru/stil-obuchenie-informaciya-poznanie-put-issledovanie-opyt-problema-nably-udenie-ehksperimentirovanie-abstraktnaya-rezultat/ (accessed: 18.04.2021) (in Russian)
12. Stolin V.V., Pantileyev S.R. Oprosnik samootnosheniya // Praktikum po psikhodi-agnostike: Psikhodiagnosticheskiye materialy [Self-attitude questionnaire // Workshop on Psychodiagnostics: Psychodiagnostic materials]. Moscow, 1988. pp. 123-130 (in Russian)
13. Fadeyeva E.I., Yasyukevich M.V. Ot vybora professii k uspekhu v zhizni: uchebnoye posobiye [From choosing a profession to success in life: a study guide]. Moscow: Publ. Educational Center "Perspektiva", 2008. 125 p. (in Russian)
14. Shcherbinina O.S. Osobennosti vzaimootnosheniy odarennykh shkol'nikov s mikro-sotsiumom v sovremennykh obrazovatel'nykh usloviyakh [Features of the relationship of gifted schoolchildren with the microsociium in modern educational conditions]//Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsioki-netika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics],
2018. no. 24 (2), pp. 17-20 (in Russian)
15. Yashkin M.A., Solobutina M.M. Osobennosti lichnostnoy identichnosti i sotsi-al'no-psikhologicheskoy adaptatsii odarennykh podrostkov [Specific features of personal identity and socio-psychological adaptation of gifted adolescents // Meditsina. Sotsiologiya. Filosofiya. Prikladnyye issledovaniya [Medicine. Sociology. Philosophy. Applied Research],
2019. no. 3, pp. 82-86 (in Russian)
16. Ryff C., Keyes C. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69 (4). pp. 719-727. DOI: http://dx.doi. org/10.1037/0022-3514.69.4.719
Personal Characteristics of Gifted Students with Various Levels of Psychological Well-Being
Elena B. Laktionova, Irina V. Kondakova, Aleksandra S. Tuzova
Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Abstract. Introduction. The paper presents the results of the comparative analysis of the personal characteristics of students with various levels ofpsychological well-being. Materials and Methods. The study relies on the following methods: Maddi's Hardiness survey, V.V. Stolin and S.R Panteleev's Self-attitude test questionnaire, R Lazarus and S. Folkman's Test for coping with difficult situations, Kolb's Learning style inventory, and H. Sievert's Test to identify creative abilities.
Results. Students with a high level of psychological well-being are characterized by constructive strategies for resolving problem situations, a high level of hardiness, and a positive self-attitude. Students with a low level of psychological well-being are characterized by a low degree of self-acceptance, a high degree of self-blame, a desire to avoid solving problems, and a lack of control over their own lives.
Conclusion. The findings indicate that there are relationships between the psychological well-being of gifted students and indicators of their hardiness, coping strategies, self-attitude, learning style, and creativity. The study has revealed that students with different levels of psychological well-being differ in some of the studied characteristics.
Keywords: psychological well-being, giftedness, specialized schools, personal characteristics, hardiness, self-attitude, coping strategies, creativity.
Елена Борисовна Лактионова
доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии развития и образования
ОЯСЮ https://orcid.org/ 0000-0002-7863-1414
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48
тел.: +7 (812) 3150725 e-mail: [email protected]
Elena B. Laktionova
Doctor of Sciences (Psychology), Associate Professor, Head of Department of Developmental and Educational Psychology
ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-7863-1414
Herzen State Pedagogical University of Russia
48 Moika, Embankment (Naberezhnaya reki Moyki), Saint-Petersburg, Russia, 191186
tel.: +7 (812) 3150725 e-mail: [email protected]
Ирина Владимировна Кондакова
кандидат психологически наук, доцент кафедры психологии развития
и образования
ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-6320-5757
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48
тел.: +7 (812)3150725
e-mail: [email protected]
Irina V. Kondakova
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor of Department of of Developmental and Educational Psychology
ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-6320-5757
Herzen State Pedagogical University of Russia
48 Moika, Embankment (Naberezhnaya reki Moyki), Saint-Petersburg, Russia, 191186
tel.: +7 (812) 3150725
e-mail: [email protected]
Александра Сергеевна Тузова
ассистент кафедры психологии развития и образования
ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-6830-5543
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48
тел.: +7 (812) 3150725
e-mail: [email protected]
Aleksandra S. Tuzova
Second-Year Post-Graduate Student of Department of Developmental and Educational Psychology
ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-6830-5543
Herzen State Pedagogical University of Russia
48 Moika, Embankment (Naberezhnaya reki Moyki), Saint-Petersburg, Russia, 191186
tel.: +7 (812) 3150725
e-mail: [email protected]