Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бокова Н.В., Барабанов Р.Е.

Исследование посвящено изучению личностных криминологических и социально-психологических особенностей несовершеннолетних осужденных, совершивших преступления группового характера, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF JUVENILE CONVICTS REGISTERED WITH THE PENITENTIARY INSPECTORATE

This article is devoted to the study of personal criminological and socio-psychological characteristics of juvenile convicts who have committed collective crimes as a gang and who are registered with the Penitentiary Institution.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ»

УДК 159.9

doi:10.52470/2619046Х_2020_1_106

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ

Н.В. Бокова, Р.Е. Барабанов

Аннотация. Исследование посвящено изучению личностных криминологических и социально-психологических особенностей несовершеннолетних осужденных, совершивших преступления группового характера, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции.

Ключевые слова: детская преступность, несовершеннолетние осужденные, правонарушители, личностные характеристики.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF JUVENILE CONVICTS REGISTERED WITH THE PENITENTIARY INSPECTORATE

N.V. Bokova, R.E. Barabanov

Abstract. This article is devoted to the study of personal criminological and socio-psychological characteristics of juvenile convicts who have committed collective crimes as a gang and who are registered with the Penitentiary Institution.

Keywords: juvenile delinquency, juvenile convicts, offenders, personal characteristics.

За последние годы количество преступлений, совершенных несовершеннолетними снизилось, но численность правонарушителей, не достигших совершеннолетия, продолжает оставаться высокой и вызывает беспокойство в обществе [2]. Как отмечают многие специалисты (С.А. Беличева, Е.Г. Дозорцева, Л.О. Пережогин, Н.Ю. Синягина), сокращение количества совершенных преступлений является скорее следствием демографической проблемы, а не улучшения профилактической работы с несовершеннолетними [1]. По материалам уголовной статистики и результатам научных исследований, в 2007 г. около 45 % подростков, состоявших ранее на учете в уголовно-исполнительной инспекции (далее - УИИ), в первые три года после освобождения вновь совершили преступления, а по сведениям 2011 г. эта цифра уже составила 62,3 %. Важно отметить, что примерно половина несовершеннолетних совершает правонарушение в составе группы с целью самоутверждения или оказания поддержки группе [2]. Проявляя гуманное отношение к несовершеннолетним правонарушителям и применяя меры наказания, не связанные с лишением свободы, нередко игнорируют их принадлежность к малой неформальной группе и их зависимость от этой группы. Проблемы функционирования малых групп криминальной направленности с участием несовершеннолетних правонарушителей не получили должного исследования в социальной и юридической психологии, однако индивидуально-профилактическая работа с данными лицами без учета их групповой принадлежности не может дать должного эффекта [3; 4]. На наш взгляд, это одна из причин низкой эффективности воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена отсутствием научных исследований, обобщающих социально-психологический статус, личностные особенности,

ролевую структуру группы и учет данных закономерностей и явлений в процессе ресоциа-лизации осужденных.

Объект исследования: несовершеннолетние осужденные, совершившие преступление группового характера и состоящие на учете в УИИ.

Предмет исследования: личностные характеристики несовершеннолетних осужденных, совершивших преступление группового характера и состоящих на учете в УИИ.

Цель исследования: выявление личностных особенностей несовершеннолетних осужденных, совершивших преступление группового характера и состоящих на учете в УИИ.

Эмпирическая база исследования: несовершеннолетние, совершившие преступление группового характера и состоящие на учете в УИИ.

Категорию обследуемых составили несовершеннолетние, совершившие преступления группового характера, среди которых 93 %, или 56 испытуемых, юноши и 7 %, или 4 испытуемых, девушки. Всего было отобрано 60 испытуемых, которые были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную.

Исследование структуры личности несовершеннолетних экспериментальной и контрольной групп по методике «Я-структурный тест Аммона» (КТА) позволило получить следующие данные.

По всем шкалам теста встречаются низкие, средние и высокие значения уровней развития гуман-функций, но среднегрупповые показатели, в основном, лежат в пределах средних значений.

Таблица 1

Среднегрупповые показатели уровней выраженности гуман-функций по методике ISTA в экспериментальной и контрольной группах

Фактор Уровень выраженности (Т-баллы)

Экспериментальная группа Контрольная группа

Агрессия конструктивная 32,6 33,8

Агрессия деструктивная 55,6 55,3

Агрессия дефицитарная 52,1 53,4

Страх конструктивный 46,7 45,5

Страх деструктивный 56,6 58,8

Страх дефицитарный 60,6 60,5

Внешнее Я-отграничение конструктивное 36,4 34,6

Внешнее Я-отграничение деструктивное 61,5 60,9

Внешнее Я-отграничение дефицитарное 45,3 45,5

Внутренее Я-отграничение конструктивное 30,3 28,6

Внутренее Я-отграничение деструктивное 58,5 59,1

Внутреннее Я-отграничение дефицитарное 49,2 48,5

Нарциссизм конструктивный 32,7 32,0

Нарциссизм деструктивный 55,5 54,3

Нарциссизм дефицитарный 60,6 60,7

Сексуальность конструктивная 41,4 42,3

Сексуальность деструктивная 47,3 47,8

Сексуальность дефицитарная 55,3 54,9

Как мы видим из таблицы 1, по шкале конструктивной агрессии (А1) в экспериментальной и контрольной группах выявляются показатели ниже нормы (32,6 и 33,8 т-балла соот-

ветственно). Для несовершеннолетних обеих групп характерно снижение активности и слабо выраженная потребность в изменении жизненных условий и формировании собственных личностно-значимых целей. Способность к ведению продуктивного диалога и конструктивной дискуссии развита недостаточно. Испытуемые склонны к избеганию конфликтов в отношениях из-за страха разорвать их и лишиться симбиотической связи, или из-за неразвитости нужных навыков разрешения конфликтов. У них также неразвита способность к адекватному отреагированию эмоциональных переживаний в межличностных ситуациях.

Условием для недостаточного развития данной я-функции, в соответствии с гуман-струк-турологией Г. Аммона, является враждебное или равнодушное противостояние родительской семьи или первичной группы раскрытию личности детей и познанию ими мира. Вследствие такого отношения важные аспекты Я-структуры личности ребенка не структурируются, не развивается деятельный подход к жизни, подавляется любознательность и здоровое любопытство. Также дети не могут научиться открыто проявлять свои эмоциональные переживания, что не позволяет развиться эмпатическим способностям, сужает круг интересов, подавляет желание к обучению и собственному развитию.

По шкале деструктивной агрессии (А2) в экспериментальной и контрольной группах выявлены показатели чуть выше средней нормы (55,6 и 55,3 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп, вследствие неблагоприятных условий в родительской семье или первичной группе, деформирована нормальная способность к деятельному и активному взаимодействию с окружающим миром. Изначально конструктивная агрессия может очень быстро переформировываться в деструктивную, проявляясь в неадекватных вспышках гнева. Данные испытуемые предпочитают силовое решение проблем, им нравится оскорблять «врага», также могут проявлять мстительность, злопамятность и цинизм.

Условия для формирования данной я-функции создаются, когда родители (в основном это матери) враждебно воспринимают желание ребенка получать жизненный опыт, подавляя его активность. Вследствие этого первичный потенциал активности не может быть реализован в конструктивной форме и проявляется в виде деструкции, направленной ребенком на себя (дети начинают считать свои цели, планы, идеи плохими) или на окружающих.

По шкале дефицитарной агрессии (А3) в экспериментальной и контрольной группах выявлены показатели чуть выше средней нормы (52,1 и 53,4 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп способность к установлению межличностных контактов, теплых человеческих отношений развита в пределах низкой нормы, предметная активность выражена недостаточно, круг интересов неширок, они предпочитают избегать каких-либо конфронтаций, конфликтов, дискуссий и ситуаций «соперничества», если только это не затрагивает значимые личные интересы. Предпочитают жертвовать собственными незначительными интересами, целями и планами, чтобы избежать конфликтов. Неохотно берут на себя какую-либо ответственность и принимают решения. Из-за трудностей с выражением чувств и потребностей в отношении окружающих данные испытуемые склонны замещать реальный диалог мечтами и фантазиями.

Условием формирования данной я-функции, так же, как и в случае с деструктивной агрессией, является запрет родительской семьи или первичной группы на реализацию потенциала активности. Ребенок лишается возможности использовать врожденной конструктивной предрасположенностью к активному игровому взаимодействию с окружающими миром. Запрет, в основном, исходит от матерей и связан или с эмоциональным отвержением ребенка или с чрезмерной с ним индентификацией.

По шкале конструктивного страха (С1) в экспериментальной и контрольной группах выявлены показатели чуть ниже средней нормы (47,6 и 45,5 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп способность выдерживать переживания, связанные с тревогой

без потери интеграции, целостности и идентичности, выражена умеренно. Они не всегда могут использовать тревогу для решения адаптационных задач и действовать в реальном мире, ощущая его действительные опасности, случайности, непредсказуемость и вероятность неблагоприятного развития событий. Незнакомые и личностно затрагивающие ситуации могут восприниматься ими как излишне угрожающие или, наоборот, как неопасные. При этом проявляется тенденция к недостаточно гибкой эмоциональной регуляции поведения и недостаточно выраженная возможность в угрожающих ситуациях обращаться за помощью и принимать ее от других, что свидетельствует о формировании личности ребенка в условиях неблагоприятного симбиоза в родительской семье или первичной группе.

По шкале деструктивного страха (С2) в экспериментальной и контрольной группах выявлены показатели выше средней нормы (56,6 и 58,8 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп недостаточно развита функция гибкой регуляции уровня активности, необходимая для интеграции психической жизни личности. Они, в основном, преувеличивают уровень трудностей, проблем, реальных угроз, неожиданности их пугают. Также данные испытуемые проявляют недостаточную организованность в ситуации опасности, чрезмерно реагируют на это эмоционально, теряются и суетятся. Они испытывают затруднения в установлении новых отношений, особенно доверительных, способность обращаться за помощью и поддержкой развита недостаточно.

Условием для формирования данной я-функуии являются нарушения в отношениях матери и ребенка. Враждебное отношение матери подавляет недостаточно сильное Я ребенка и препятствует нормальной интеграции его жизненного опыта. Вследствие этого тормозится развитие способности адекватно оценивать уровень реальной опасности, то есть нарушается формирование регуляторного компонента тревоги.

По шкале дефицитарного страха (С3) в экспериментальной и контрольной группах выявлены показатели чуть выше нормы (60,6 и 60,5 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп могут возникать трудности в интерперсональных контактах. Отношения, устанавливаемые ими, не имеют достаточной глубины. Данным испытуемым недоступно истинное соучастие и сопереживание, они склонны к рискованным поступкам, игнорированию неприятных последствий и проявляют тенденцию к эмоциональному обесцениванию важных событий, предметов и отношений. Также у них может проявляться склонность к поиску экстремальных ситуаций, употреблению алкоголя, психотропных веществ или наркотиков.

Условием для формирования данной я-функции является безучастное отношение матери в раннем возрасте. В таких условиях страхи и опасения, испытываемые матерью по отношению к ребенку, не транслируются ему. Навык понимания опасности через восприятие ребенком эмоциональных состояний матери отсутствует. Но впоследствии ребенок все равно сталкивается со страхом, и это становится психотравмирующей для него ситуацией и запускает патогенное развитие сигнального компонента тревоги.

По шкале конструктивного внешнего Я-ограничения (01) в экспериментальной и контрольной группах выявлены показатели ниже средней нормы (36,4 и 34,6 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп недостаточно развита способность к контролю межличностной дистанции, могут наблюдаться трудности при установлении оптимальных интерперсональных контактов. Способность к рациональному использованию имеющихся сил, ресурсов и времени также развита недостаточно для эффективной постановки и отстаивании личностно значимых целей, задач, согласующихся с наличным контекстом интерперсональных отношений. Также наблюдается слабая опора на эмоциональный опыт, связанный с объектными взаимодействиями и затруднения в расширении и интеграции новых впечатлений.

Условием для формирования данной я-функции является смена симбиотического слияния в родительской семье или первичной группе на конструктивную автономию. Когда

ребенок понимает границы, отделяющие его Я от не-Я. Отсутствие этих условий нарушает развитие способности вступать в контакты без угрозы нарушения личностных границ и прекращать некомфортное общения, не испытывая впоследствии чувство вины.

По шкале деструктивного внешнего Я-ограничения (02) в экспериментальной и контрольной группах выявлены показатели чуть выше нормы (61,5 и 60,9 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп выявляется тенденция к избирательному взаимодействию с окружающими, к избеганию контактов и нежеланию вступать в «диалог», стремление не показывать собственные переживания и чувства. Способность к совместному поиску компромиссов не развита, чужая эмоциональная экспрессия вызывает неприязнь, проблемы окружающих затрагивают слабо, и также слабо проявляется желание поделиться собственными проблемами. Наблюдаются признаки выстраивания барьера в коммуникации с внешним миром.

Условием для формирования данной я-функции является запрет со стороны матери или первичной группы на развитие ребенка в собственных, комфортных для него границах, и навязывание ему жестко заданных границ. Генерализованный запрет на проявление активности ребенка при исследовании внешнего мира заставляет его закрыться от общения.

По шкале дефицитарного внешнего Я-ограничения (03) в экспериментальной и контрольной группах выявлены показатели чуть ниже средней нормы (45,3 и 45,5 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп недостаточно развита способность устанавливать и контролировать межличностную дистанцию, что может проявляться в зависимости от требований, установок и норм окружающих. Они склонны ориентироваться на внешние критерии и оценки, хотя собственное мнение тоже учитывают. У данных испытуемых недостаточно развиты способность рефлексировать, отслеживать и отстаивать собственные интересы, потребности, цели, и способность четко отделять свои чувства и переживания от чувств и переживаний других. Принятие самостоятельных решений затруднено и влечет за собой появление сомнений в их правильности. Также у обследуемых могут возникать затруднения в ограничении потребностей других, им сложно отказывать в просьбах и говорить «нет».

Условием для формирования данной я-функции является равнодушное отношение матери к личности ребенка и восприятие его как часть ее самой.

По шкале конструктивного внутреннего Я-ограничения (0*1) в экспериментальной и контрольной группах выявлен выявлены показатели ниже нормы (30,3 и 28,6 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп наблюдается рассогласованность эмоционального опыта, недостаточный баланс внутреннего и внешнего, мыслей и чувств, эмоций и действий. Переживание чувства времени нарушено, возможность гибко контролировать эмоциональные и телесные процессы развита слабо, отсутствует последовательность в объяснении собственных потребностей. Восприятие и описание различающихся психических состояний недифференцированы, способность к продуктивной психической концентрации развита слабо.

Данная я-функция формируется, прежде всего, в отношениях матери и ребенка. Давление со стороны матери или первичной группы, негативное, или даже враждебное, отношение нарушает процесс формирования способности ребенка отделять фантазии и мечты от реальности, осознавать свои чувства и проявлять их, регулировать эмоции и дифференцировать различные телесные состояния, соотнося их с актуальной ситуацией.

По шкале деструктивного внутреннего Я-ограничения (0*2) в экспериментальной и контрольной группах выявлены показатели выше средней нормы, близкие к высоким (58,5 и 59,1 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп выявляется некоторая диссоциация сознательного и бессознательного, прошлого, настоящего и будущего. Это может

вносить дисбаланс в мысли и чувства, эмоции и действия. Действительность воспринимается, в основном рационально, интуитивные и чувственные решения зачастую отвергаются. Также у данных испытуемых наблюдается рассогласованность телесной и душевной жизни, они стараются вербализировать чувственные образы, фантазии и мечты.

Условием для формирования данной я-фукции является равнодушное отношение матери или семьи ребенка к его постоянно меняющейся структуре потребностей. Отсутствие опыта гармоничного интерперсонального взаимодействия нарушает формирование единого психического пространства, что влечет за собой обособление отдельных его частей.

По шкале дефицитарного внутреннего Я-ограничения (0*3) в экспериментальной и контрольной группах выявлены показатели чуть ниже средней нормы (49,2 и 48,5 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп умеренно выражена сформирован-ность внутренней границы «Я». У них могут возникать трудности с концентрацией усилий и регуляцией телесных процессов. В поведении преобладает импульсивность и слабость эмоционального контроля, а поступки и принимаемые решения взвешиваются ими только в случае личной заинтересованности.

Формирование данной я-функции происходит в условиях, когда родительская семья, прежде всего мать, не могут создать условия для формирования у ребенка навыков совладания с собственными потребностями. Вследствие этого ребенок не учится различать собственные состояния и отделять их от связанных с ними внешних объектов, ситуаций и отношений.

По шкале конструктивного нарциссизма (Н1) в экспериментальной и контрольной группах выявлены показатели чуть ниже нормы (32,7 и 32,0 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп выявляется неуверенность в себе, несамостоятельность и зависимость. Чужие оценки и критику могут воспринимать достаточно болезненно, нетерпимы к собственным слабостям и недостаткам других, имеют узкий круг интересов и испытывают дискомфорт из-за слабости эмоционального контроля и отсутствия полноценного коммуникативного опыта. Коммуникативные трудности у данных испытуемых проявляются в неспособности поддерживать теплые доверительные отношения. И даже установив такие отношения, они начинают отказываться от собственных целей и предпочтений, что неизменно приводит к дискомфорту и желанию отношения разорвать.

Условием для формирования данной я-функции является непредвзятое, дружественное, принимающее отношение к ребенку в родительской семье или первичной группе. Равнодушное, отвергающее отношение формирует у ребенка негативное отношение к себе как к личности, к собственным чувствам, мыслям, телесным процессам и поступкам.

По шкале деструктивного нарциссизма (Н2) в экспериментальной и контрольной группах выявлены показатели в пределах средней нормы (55,5 и 54,3 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп выявляется умеренно развитая способность реалистично оценивать, ощущать и воспринимать себя. Отношение к себе нестабильно, что проявляется в недооценке или переоценке себя. С одной стороны присутствуют фантазии величия, с другой - идеи малоценности. Невозможность стабилизации отношения к себе обусловлена затруднениями в межличностных отношениях.

Формируется данная я-функция в условиях отсутствия нежно-заботливого отношения к личности ребенка, в основном, во взаимодействии матери и ребенка. Переживание ребенком обид, страхов, разочарований, запретов, отказов и фрустраций нарушает процесс формирования способности личности ребенка реалистично воспринимать, ощущать и оценивать себя.

По шкале дефицитарного нарциссизма (Н3) в экспериментальной и контрольной группах выявлены показатели выше нормы (60,6 и 60,7 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп слабо выражена способность формировать целостное отношение к себе и развивать дифференцированное представление о собственной личности. У них пре-

обладает неуверенность в себе, в своих возможностях и силах. Они, в основном, пассивны, пессимистичны, зависимы и конформны. Из-за неуверенности в себе у них преобладает стремление к симбиотическому слиянию, но способность к подлинным человеческим контактам развита слабо.

Формируется данная я-функция в холодных, безразличных и равнодушных отношения в родительской семье к личности и потребностям ребенка. При этом страдают именно духовные потребности, материальные потребности могут при этом удовлетворятся полностью. Но уход и забота о растущем ребенке при этом формальны и личностно безучастны. Именно дефицит заботы, нежности и любви нарушает развитие у ребенка Я-идентичности и способности выстраивать собственные границы и выделять себя.

По шкале конструктивной сексуальности ^1) в экспериментальной и контрольной группах выявлены показатели ниже средней нормы (41,4 и 42,3 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп выявляется умеренно развитая возможность получать взаимное удовольствие от сексуального взаимодействия. Несмотря на то, что партнер воспринимается несколько эгоцентрично, понимание, что нельзя использовать партнера только для удовлетворения собственных сексуальных желаний, присутствует. В сексуальных отношениях данных испытуемых также выявляются ригидные сексуальные стереотипы и признаки фик-сированности на определенных сексуальных ролях. Обследуемые не склонны к эротической игре и эротическому фантазированию, у них недостаточно развита способность наслаждаться разнообразием переживаний в сексуальных ситуациях и умение объяснять свои желания партнеру и понимать его желания и эмоции.

Формируется данная я-функция в условиях достаточно развитых конструктивных я-функций, которые обеспечивают устойчивые границы Я. Нарушения в развитии конструктивной сексуальности возникают в условиях враждебного или равнодушного отношения в родительской семье, в отсутствии помощи и поддержки в момент, когда ребенку необходимо развивать навыки гибко ограничивать себя, осознавать свои страхи и другие эмоции, и при проявлении интереса к своей телесности и сексуальности.

По шкале деструктивной сексуальности ^2) в экспериментальной и контрольной группах выявлены показатели чуть ниже средней нормы (47,3 и 47,8 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп выявляется умеренно развитая и отделенная от Я-идентичности сексуальность. Это может проявляться в преследовании функцией сексуальности своих собственных автономных целей, несогласующихся с другими проявлениями «Я». Данные испытуемые обладают недостаточно развитой способностью к глубоким интимным взаимоотношениям, или они осознанно не желают таких отношений из-за страха или неуверенности в собственной нужности. Вследствие этого обследуемые предпочитают придавать отношениям обезличенный отчужденных характер.

Условием для формирования данной я-функции является игнорирование телесных потребностей и чувствительности ребенка в родительской семье. Отношение к ребенку может быть враждебным или искаженным, когда поведение ребенка эротизируется вне зависимости от его реальных желаний. В основе такого отношения лежит недостаток умения родителей, прежде всего матери, устанавливать границы близости в соответствии с потребностями другого, несвобода от сексуальных предрассудков или непринятие ребенка, возможно даже неосознаваемое.

По шкале дефицитарной сексуальности ^3) в экспериментальной и контрольной группах выявлены показатели в пределах средней нормы (55,3 и 54,9 т-балла соответственно). У несовершеннолетних обеих групп сексуальная активность проявляется умеренно. Они способны испытывать радость от собственного тела и говорить о своих желаниях другим, но реальные сексуальные контакты обследуемые предпочитают заменять фантазиями. Так

как неуверенность в себе, отсутствие опыта и страх отвержения мешает проявлять сексуальную активность.

Формируется данная я-функция в условиях недостатка положительного и доставляющего телесное удовольствие взаимодействия с матерью. Безразличное отношение к телесным проявлениям ребенка, отсутствие ласки, нежного тактильного контакта порождает страх покинутости и невысокую оценку не только своего телесного образа и сексуальной привлекательности, но склонность занижать сексуальную привлекательность других.

Таким образом, у испытуемых экспериментальной и контрольной групп наиболее выраженными, выше нормы, являются следующие гуман-функции: дефицитарный страх, деструктивное внешнее Я-ограничение и дефицитарный нарциссизм. Наименее выражены, ниже нормы, следующие гуман-функции: конструктивная агрессия, конструктивное внешнее Я-ограничение, конструктивное внутреннее Я-ограничение и конструктивный нарциссизм. Остальные гуман-функции развиты в пределах нормы (рисунок 1).

100 90 80

А1 А2 АЗ С1 С2 СЗ 01 02 03 0*1 0*2 0*3 Н1 Н2 НЗ Э1 Э2 ЭЗ

□ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Обозначение шкал:

А1 Агрессия конструктивная 0*1 Внутренее Я-отграничение конструктивное

А2 Агрессия деструктивная 0*2 Внутренее Я-отграничение деструктивное

А3 Агрессия дефицитарная 0*3 Внутреннее Я-отграничение дефицитарное

С1 Страх конструктивный Н1 Нарциссизм конструктивный

С2 Страх деструктивный Н2 Нарциссизм деструктивный

С3 Страх дефицитарный Н3 Нарциссизм дефицитарный

01 Внешнее Я-отграничение конструктивное S1 Сексуальность конструктивная

02 Внешнее Я-отграничение деструктивное S2 Сексуальность деструктивная

03 Внешнее Я-отграничение дефицитарное S3 Сексуальность дефицитарная

Рисунок 1. Среднегрупповые показатели уровней выраженности гуман-функций по методике КТА в экспериментальной и контрольной группах

Таким образом, исследование структуры личности несовершеннолетних правонарушителей при помощи теста КТА показало, что испытуемые обеих групп обнаруживают более низкий уровень развития конструктивных гуман-функций в сочетании с более высоким уровнем развития деструктивных и дефицитарных гуман-функций. Это свидетельствует о нарушениях в формировании Я-идентичности.

На основании этого и согласно концепции Г. Аммона, можно сделать вывод о том, что обменные энергетические процессы между родительской семьей (особенно в первичном симбиозе «мать-ребенок») и испытуемыми были негативными, деструктивно влияли на развитие Я-идентичности и препятствовали формированию психологически здоровой личности. Вследствие этого у несовершеннолетних обеих групп обнаруживаются признаки несформированности или расщепленности Я-идентичности, они предпочитают клишированные социальные роли, в зависимости от деструктивного или дефицитарного развития Я-идентичности могут проявлять разрушительные или сдерживающие программы поведения, активное или пассивное манипулятивное поведение и дезорганизующий или демобилизующий тип поведения в стрессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При анализе данных методики КТА обнаруживаются различия в уровне выраженности гуман-функций в экспериментальной и контрольной группах. Для оценки их достоверности нами был применен математический Ц-критерий Манна-Уитни. Расчет критерия не выявил достоверных различий между группами (таблица 2).

Таблица 2

Данные расчета ^критерия Манна-Уитни по результатам методики ISTA

Фактор Критические значения: ид01 = 292; иоо5 = 338

Результат Достоверность

Агрессия конструктивная 420 не достоверно

Агрессия деструктивная 441 не достоверно

Агрессия дефицитарная 408 не достоверно

Страх конструктивный 421,5 не достоверно

Страх деструктивный 404,5 не достоверно

Страх дефицитарный 450 не достоверно

Внешнее Я-отграничение конструктивное 397,5 не достоверно

Внешнее Я-отграничение деструктивное 432 не достоверно

Внешнее Я-отграничение дефицитарное 450 не достоверно

Внутренее Я-отграничение конструктивное 411,5 не достоверно

Внутренее Я-отграничение деструктивное 443 не достоверно

Внутреннее Я-отграничение дефицитарное 429,5 не достоверно

Нарциссизм конструктивный 425,5 не достоверно

Нарциссизм деструктивный 425,5 не достоверно

Нарциссизм дефицитарный 444 не достоверно

Сексуальность конструктивная 433,5 не достоверно

Сексуальность деструктивная 438,5 не достоверно

Сексуальность дефицитарная 443 не достоверно

Библиографический список

1. АзароваЛ.А. Психология девиантного поведения: учебно-методический комплекс. Минск, 2009.

2. Аминов Д.И., Гладких В.И., Голодняк А.Ю. Особенности криминогенной детерминации преступлений, совершаемых подростками из маргинальной среды // Российский следователь. 2003. № 3.

3. БарабановР.Е., Дергачев А.В., КостюшинаВ., ЧистовскийД.И. Организация работы специалистов социально-психологической службы образовательного учреждения с детьми группы риска // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2020. № 2.

4. Барабанов Р.Е., Дергачев А.В., Костюшина Е.В. Социально-психолого-педагогический консилиум как форма организации взаимодействия участников социально-психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего // Преемственность в образовании. 2020. № 25 (03).

Н.В. Бокова

начальник отдела психологического обеспечения

ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по г. Москве

koroleva.natalia2010@gmail.com

Р.Е. Барабанов

руководитель Научно-консультативного центра

практической психологии «<Концепт» E-mail: pacmich@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.