УДК 378
ЛИЧНОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
© 2024
Е.М. Грошева, студент магистратуры
Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)
Ключевые слова: личность; молодежь; студенческая молодежь; внеучебный проект «Живая библиотека». Аннотация. В данной статье затрагиваются проблемы неустойчивости современной молодежи в ее гражданской позиции, непонимание ценности качеств своей личности, неосознанность своей важной роли для общества в настоящее время и в будущем.
Современный мир сейчас претерпевает болезненные общественные трансформации. И человеческая личность проявляется во всей своей ипостаси. Ипостась (др.-греч. то-отатд, тб-отаоеан; - «основа; существование, реальность, действительность; сущность; личность».
Общество и личность - два полноценных субъекта. Есть ли личность без общества? И существует ли общество без личности? И как именно они взаимосвязаны, как зависят от качеств, ценностей, состояния друг друга. Личность - относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности [1]. Личность формируется только благодаря обществу, только благодаря взаимодействию с окружающим миром она впитывает с младенчества то, что ее окружает. Как же она зависит от качества окружающей среды, от ценностей, смыслов и идей, транслируемых обществом? Наполняясь, развивая задатки, заложенные с рождения, личность, благодаря своим способностям оказывает влияние на общество, внося новое, преобразуя его и продолжая. Таким образом, что «вложило» общество в формирующуюся личность, как позаботилось государство о своем гражданине - такую личность-гражданина мы и видим в последующем.
Формирование личности, заложенное в детстве, развивается на протяжении всей жизни. Молодость как особый этап перехода от детства к взрослости представляет собой один из важных промежутков становления человека, его личности. Молодежь - это особая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения с учетом социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания в данном обществе [2]. Согласно ФЗ от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», молодежь, молодые граждане - это группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет [3]. И это самая активная частью социума, за которой будущее, поэтому так важны устремления и помыслы молодежи, формирование ее ценностных смыслов, развитие личности.
Период молодости характеризуется первым столкновением личности с реальностью, требует проявления уже сформированных качеств, а также развития внутренней позиции. В этот период ставится много задач от выбора профессионального пути для самореа-
лизации до поиска партнера для создания семьи и продолжения рода. Это период проб и ошибок, когда юношеский максимализм, стремление выделиться, вместе с еще неустойчивостью психических процессов, свойственных этому возрасту, сталкиваются с результатами деятельности и ответственностью за них.
Механизм процесса становления молодых людей, особенности их сознания, поведения, определения роли и места в обществе привлекали внимание многих ученых, среди них В. Чупров и Ю. Зубок, А.С. Власенко, И.С. Кон, а также О.В. Рудакова, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, Б. Ливехуд, К.А. Абдульханова-Славская, В.С. Мухина, а также Б.Г. Ананьев и Л.С. Выготский, разработавшие комплексный системный подход.
Особое место в системе занимает студенческая молодежь. Основная ее задача - пополнение числа квалифицированных членов общества, специалистов и слоя интеллигенции. Студенчество представляет собой социальную группа со своими особенностями, в рамках которой проходит личностное и социальное становление. Большое значение уделяется собственному мнению, активность и интенсивность общения в этот период способствуют усваиванию социальных норм и ценностей, формируется мировоззрение. Это период, когда идет развитие нравственных и эстетических характеристик, становление характера и его стабилизация, овладение набором социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические и профессионально-трудовые, формируется картина мира.
Всемирная глобализация, сетевая доступность предоставляют массу предложений о легкой и красивой жизни «по сценарию». Очень соблазнительная жизнь манит неокрепшие молодые души, не развивая личность, а лишь поглощая ее энергию. Притязания на комфортную красивую жизнь не формируют устойчивость, а вызывают зависимость. При всей видимости свободы, при малейшем испытании молодой человек не выдерживает и сдается, бежит или требует заботы о себе, обвиняя всех вокруг
Устойчивость - категория зрелой личности вместе с ответственностью, терпимостью, саморазвитием и пониманием картины мира. Принятие своей устойчивой гражданской позиции, понимание своей роли в настоящем и будущем ждет сейчас общество от своих молодых граждан.
Формирование зрелой личности включает целенаправленное воздействие общества на личность (воспитание), создание среды в виде различных институтов,
проектов и активность самой личности в ее непосредственном участии в практической деятельности, самостоятельном отборе и усвоении знаний.
Для разностороннего развития студентов, формирования их личности, развития творческого потенциала и самостоятельности создаются внеучебные проекты. Внеучебный проект «Живая библиотека» Поволжской академии Святителя Алексия является такой средой. Среди студентов - участников библиотечного проекта нами было проведено пилотажное исследование, итогами которого мы поделимся.
Двадцать студентов, из них трое юношей и семнадцать девушек (с 1 по 4 курс) приняли участие в исследовании личностных ориентиров. Студенты следующих профилей: «История и право», «Музыкальное образование», «Отечественная филология», «Зарубежная филология», «Изобразительное искусство».
Цель исследования - выявить сильные качества личности студентов, качества личности, которые ценятся в других, приоритеты при выборе специальности, а также то, какую литературу читают, как часто и с чем связан выбор.
При исследовании использовался метод анкетирования. Были предложены вопросы с возможностью выбора ответа или внесения своего варианта ответа. Приведем пример.
Что повлияло на Ваш выбор специальности? а - способности
б - востребованность на рынке труда в - интересно
Кану ю литературу читают
■
1
■■ 1 1
наивен чэп Пои меб-чнн ^ТЦН
Рис. 1
г - другое (Ваш вариант) Общий результат ответов: 15 - интересно; 11 - способности; 5 - востребованность на рынке труда.
На вопрос о том, какие сильные качества личности студенты могут выделить у себя, большинство выделило доброту - 10%, ответственность - 10%, эмпатичность -8%, целеустремленность - 7%, креативность - 5%. В меньшей степени были выделены такие качества личности, как понимание, справедливость, коммуникабельность, любознательность, искренность, чувство юмора, честность, трудолюбие, внимательность, оптимизм, совестливость, уверенность, открытость, отзывчивость, ораторство, воля, терпение.
На вопрос, какие качества личности студенты ценят в других людях, большинство также выбрало доброту -15%, затем честность - 11%, открытость - 7%, искренность - 7%, ответственность - 6%. В меньшей степени выделились такие качества, как чувство юмора, уверенность, понимание, справедливость, целеустремленность, общительность, позитивность. И меньше всего обратили внимание на взаимопомощь, образованность, эмпатичность, смелость, поддержку, бескорыстность, верность, пунктуальность, терпение, отзывчивость, скромность.
Вопрос: какую литературу Вы читаете (рисунок 1)? а - учебную б - познавательную в - художественную г - другое
Общий результат ответов: 17 - художественную; 8 -познавательную; 7 - учебную; 1 - другое.
На вопрос, с чем связан выбор произведений, большинство студентов ответило, что это чаще всего - интересная тема либо сюжет, затем выбор идет согласно учебной программе и по рекомендации значимых других людей.
Как часто Вы читаете (рисунок 2)? а - ежедневно б - от случая к случаю в - крайне редко г - не читаю совсем
Общий результат ответов: 11 - от случая к случаю; 6 - ежедневно; 4 - крайне редко.
Рис. 2
Таким образом, мы видим, что основные качества 3. личности, которые выделяют студенты, - это доброта, ответственность, честность, эмпатичность и открытость. Такие ценные качества, как любовь, преданность, милосердие, не были затронуты, к сожалению. Основ- 4. ным движущим мотивом на данном этапе является интерес к источнику выбора. Внеучебная деятельность 5. опирается на чтение художественной литературы.
Одна из основных задач общества - помогать нашей молодежи развивать личность, формировать 6. свою систему ценностей, обретать верные смыслы и становиться устойчивыми в своем выборе, своей гражданской позиции. 7.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 8.
1. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. URL: https://philosophica.ru/mironov 9.
2. Большой энциклопедический словарь. URL: https:// gufo.me/
О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2020 г № 489-ФЗ. URL: https://rg.ru/documents/2021/01/11/molodez-dok.html
Баксанский О.Е. Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные. М., 2009. Баксанский О.Е., Скоробогатова А.В. Психологические особенности развития личности в период молодости // Образовательные технологии. 2020. № 77. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для вузов. М.: Смысл, 2007. 523 с. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМОПресс, 2020. 1008 с.
Ильин Е. Психология взрослости. СПб: Питер, 2012. С. 312.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2004. 121 с.
© 2024
PERSONAL ORIENTATIONS OF MODERN STUDENT YOUTH
E.M. Grosheva, graduate student
St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)
Keywords: personality; youth; student youth; extracurricular project «Living Library».
Abstract. This article touches upon the problem of instability of modern youth in their civic position, lack of understanding of the value of their personality qualities, lack of awareness of their important role for society at present and in the future.