СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
Научная статья УДК 316 EDN: MKPELE
doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-11
ФАКТОРЫ И КОМПОНЕНТЫ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Лилия Валерьевна Рожкова1, Валерия Алексеевна Гладилина2
1 2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия
Аннотация. Актуальность и цели. Исследование успеха, его слагаемых и факторов, оказывающих влияние на его достижение, представляется актуальным направлением в силу его становления в качестве лидирующей социальной ценности современности. Жизненный успех связан с постановкой и достижением определенных целей. В его содержание каждый индивид вкладывает свое понимание, что влечет дифференциацию индивидуальных моделей успеха, основанных на разных критериях. Кроме того, на жизненный успех оказывают влияние ряд объективных и субъективных факторов. Цель исследования - анализ представлений современной студенческой молодежи о составляющих жизненного успеха и факторах, оказывающих влияние на постановку и достижение главных жизненных целей. Материалы и методы. Изучение представлений молодежи о факторах и критериях жизненного успеха основано на материалах авторских исследований среди студенческой молодежи вузов г. Пензы и Саратова, а также анализе данных социологических исследований успеха, представленных общероссийскими центрами ВЦИОМ, ФОМ. Результаты. Рассмотрено отношение студенческой молодежи к успеху, выявлено понимание успеха со стороны молодежи, охарактеризованы представления студентов в отношении основных составляющих жизненного и профессионального успеха, а также факторы их достижения и личностные стратегии. Выводы. По результатам исследований установлено, что современные молодые люди рассматривают успех с позиции постановки целей, выбора средств и способов их достижения. В числе основных составляющих жизненного успеха для студентов выступают семья и материальное благополучие. В достижении жизненного успеха важны как субъективные, так и объективные факторы. Это упорный труд, полезные связи, удача. В числе основных качеств успешного человека - целеустремленность и трудолюбие.
Ключевые слова: студенческая молодежь, успех, жизненный успех, профессиональный успех, российские регионы
Для цитирования: Рожкова Л. В., Гладилина В. А. Факторы и компоненты жизненного успеха современной студенческой молодежи // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2024. Т. 12, № 2. С. 107-119. doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-11 EDN: MKPELE
© Рожкова Л. В., Гладилина В. А., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License.
SOCIAL STRUCTURE, SOCIAL INSTITUTIONS AND PROCESSES
Original article
FACTORS AND COMPONENTS OF LIFE SUCCESS AMONG MODERN STUDENT YOUTH
Liliya V. Rozhkova1, Valeria A. Gladilina2
1 2Penza State University, Penza, Russia
Abstract. Background. The study of success, its components and factors influencing its achievement seems to be a relevant direction due to its becoming a leading social value of modern times. Life success is associated with setting and achieving certain goals. Each individual understands its content in his/her own way, which entails differentiation of individual models of success based on different criteria. In addition, a number of objective and subjective factors influence life success. The aim of the study is to analyze ideas of modern students about the components of life success and factors that have an impact on setting and achieving main life goals. Materials and methods. The study of the youth perceptions of factors and criteria of life success is based on the materials of the authors research among university students in Penza and Saratov, as well as on the data from the sociological studies on success presented by the All-Russian Public Opinion Research Centre and the Russian Public Opinion Foundation. Results. The attitude of student youth to success is considered, understanding of success on part of youth is revealed, and students perceptions of the main components of life and professional success, as well as factors of their achievement and personal strategies are characterized. Conclusions. The results of the study reveal that modern youth view success from the perspective of setting goals, choosing means and ways to achieve them. Family status and material welfare are among the main components of life success for students. Both subjective and objective factors are important in achieving life success. These are hard work, useful connections and luck. The main qualities of a successful individual are goal commitment and diligence.
Keywords: student youth, success, life success, professional success, Russian regions
For citation: Rozhkova L.V., Gladilina V.A. Factors and components of life success among modern student youth. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(2):107-119. (In Russ.). doi: 10.21685/2307-95252024-12-2-11
Введение
«Будь успешным!» - это девиз настоящего времени [1]. Успех является компонентом ценностной шкалы, выступает мотивом деятельности, определяет поведение, структурирует жизнь индивидов [1, с. 6-7]. Как справедливо отмечают исследователи, успешность массово распространяется, а неуспешность становится непрестижной [2, с. 120]. По мнению Т. К. Ростовской, Е. А. Князьковой, «понимание жизненного успеха - важнейший маркер ценностных ориентиров человека, позволяющий оценить направленность его действий» [3, c. 84].
В те или иные временные периоды в обществе формируются свои идеалы, модели, компоненты успеха. Последние выступают как формирующие образ успеха и определяются структурой притязаний. Индивиды сопоставляют с идеалами успеха свои личные ресурсы и возможности, предоставляемые обществом, выстраивают жизненные стратегии для достижения
© Rozhkova L.V., Gladilina V.A., 2024. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
успеха [4, а 24]. При этом «...молодежь наиболее энергично воплощает стереотипы жизненного успеха или создает новые» [4, а 24].
Успех в обыденном смысле понимается как достижение чего-либо, а успешность индивида выступает как критерий самооценки и оценки эффективности его жизнедеятельности [5, с. 113]. Он проявляется в разных жизненных сферах.
Жизненный успех представляет собой «ключевой конструкт личности, который определяет ее жизненную траекторию и стратегию» [4, а 24]. Успех Е. В. Реутовым, М. Н. Реутовой, И. В. Шавыриной рассматривается как «.нормативная модель самореализации, основанная на адаптации социально значимых ценностей и предписаний к индивидуальным жизненным целям и возможностям их достижения в конкретных социальных условиях» [6, а 61]. В рамках социологического понимания «жизненный успех» обусловлен способностями индивида и социальной средой. Он рассматривается как «.самоутверждение личности в конкретной среде посредством целедостижения в результате влияния социальной за-данности и имеющихся от природы задатков» [7]. Показателями жизненного успеха выступают достижения, самореализация, самоутверждение индивида в определенной среде. Он связан с постановкой целей и условиями их достижения [8]. С позиции социологического подхода В. Стегний определяет успех в качестве целенаправленной деятельности индивидов для достижения результатов жизнедеятельности (личностных и общественно значимых) [9, с. 38].
Социологи анализируют успех в рамках объективистской и субъективистской парадигм [10]. В первом случае (макросоциологический подход; Э. Дюркгейм, Р. Мертон и др.; имеет большую популярность среди социологов при изучении успеха) упор делается на компонентах и условиях достижения успеха. На макроуровне критерии успеха - профессиональный и статусный рост; ядро успеха - целедостижение, репутация, признание. В рамках второй парадигмы (микросоциологический подход; П. Бергер, Т. Лукман, З. Бауман, У. Бек и др.) успех описывается через понятия «выбор», «стратегия», «конструирование», «действие». В этом подходе значимыми являются «.личностное восприятие успеха, особенности реагирования отдельного субьекта на социальные условия достижения успеха» [2, с. 121].
Анализ социологической литературы показывает, что исследователи чаще всего обращаются к изучению представлений разных социальных групп об успехе, его критериев и факторов [11]. Они отмечают:
- успех невозможен без «активной, деятельной позиции человека и определенного рода мотивации, установки на достижение поставленной цели» [12, а 6];
- успех связан с социальной средой, возможностями для реализации жизненных притязаний личности, а также зависит от индивидуальных качеств и способностей индивида [11, а 157];
- на успех влияют объективные и субъективные факторы [11, 12].
В числе субъективных факторов жизненного успеха можно выделить личностные качества индивидов и их некоторые социальные ресурсы (по В. А. Ядову [13]). К ним также относят личный опыт в достижении успеха, влияние референтных групп [14]. В числе объективных факторов - обстановка в обществе, влияние социальных институтов, доминирующие виды деятельности и др. Анализируя различные факторы успеха и их влияние на его достижение, исследователи выделяют также полезные связи и удачу. Рассматривая такой социальный ресурс, как «наличие обширной цепи межличностных взаимосвязей (=знакомств)», В. А. Ядов отмечает, что он «.подчас в нашем обществе сегодня играет решающую роль, особенно знакомства с "нужными людьми"» [13]. Исследователи также подчеркивают, что сегодня присутствует ситуация подмены категорий «успех» и «удача», что оказывает влияние на установку, где «замещается активно-инициативное созидание социальной реальности (успех) на инертно-иждивенческое ожидание социального "чуда" (удача)» [1, с. 9].
Проведенный В. А. Проходой факторный анализ жизненного успеха по данным опросов «Международной программы социальных исследований» позволил выявить основные группы факторов, модели успеха. Это группа «социально-демографических факторов» (пол,
национальность, вероисповедание); модель «связи - взятки» (экономический и социальный капитал, противоправные практики); модель «образование - труд» (собственные усилия -упорный труд, получение хорошего образования, образование родителей). Была установлена большая распространенность в России в сравнении с другими странами-участницами опроса ISSP модели «связи - взятки», «что может быть связано с условиями, когда образование и труд не обеспечивают существенных преференций» [15].
Исследователь А. Л. Темницкий отмечает, что в современных условиях «инкорпорирование успеха в жизнь российского общества чаще всего обращено к молодежи, ее достижи-тельным стратегиям. Стремление к успеху связывается с удовлетворением потребности в достижениях» [16, с. 123]. Это ориентация на будущее: «вчерашний успех - уже не успех» [17, с. 149]. По мнению А. А. Возьмителя, успех в России связан с «развитием различных видов индивидуализма, в основе которых лежит принцип пользы в отношениях между людьми, достижения собственных целей за счет интересов других людей» [18, с. 69]; «целерациональ-ный индивидуалист» - новый тип успешного человека [18, с. 69]. А. А. Возьмитель отмечает, что карьера, доход и статус составляют стереотипное представление о жизненном успехе. Понятие «успех» «достаточно сильно закрепилось в общественном сознании, особенно среди молодежи» [19, с. 308].
Основная цель исследования - анализ представлений современной студенческой молодежи о составляющих и факторах жизненного успеха.
Материалы и методы
Анализ жизненного успеха молодежи проводится на материалах авторских социологических исследований: опрос студентов ПГУ «Высшее образование как фактор успеха и конструктор будущего студенческой молодежи» (п = 400, 2023 г.; выборка квотная - пол, курс обучения); фокус-группы среди студентов ПГУ «Жизненный успех молодежи» (две группы по 10 человек в каждой, 2024 г.); анкетный опрос студентов вузов г. Пензы и Саратова «Жизненный и профессиональный успех студенческой молодежи» (п = 700, 2024 г.). Также проведен сравнительный анализ результатов авторских исследований с данными социологических опросов, представленных общероссийскими центрами ВЦИОМ, ФОМ.
Результаты
Еще в 2008 г. стали проводиться комплексные исследования ФОМ «Поколение-ХХ1», которые показывают, что студенты являются активной достижительной группой, ближе к образу «молодых сверхактивных профессионалов» («яппи»). Большая часть студентов (80 %) стремится к успеху в карьере (70 % по молодежной выборке). Однако жизненные цели студентов сходны с молодежью в целом. Это счастье, благополучие семьи (39 % студентов и 31 % молодежи), любимая работа с высокой оплатой труда (29 и 33 %), успех и карьерное продвижение (22 и 18 %), материальное благополучие (11 и 8 %)1.
Основываясь на анализе данных ФОМ и дополнив их материалами онлайн-дискуссий со студентами, Л. С. Шилова выделяет основные компоненты успеха молодого поколения 1990-х гг. Она отмечает, что доход, образование, престижная работа все чаще для молодых людей становятся не целями, а средствами достижения качества жизни, обеспечивающего самореализацию, личностный рост, творчество, свободу выбора, гедонизм. Семья занимает важное место среди составляющих успеха. Для молодых людей важна не только профессиональная карьера, но и признание успеха в узком кругу со стороны родных, друзей, коллег. Личная активность - основной фактор успеха [4, с. 36].
Подобные тенденции распространены и среди россиян. Так, по результатам опроса ФОМ (2017 г.), успех составляют счастливая семейная жизнь, хорошая работа, достаток. Вместе с тем 73 % россиян в 2017 г. считали, что в России трудно добиться успеха (79 %
1 О чем мечтает яппи-студент? // «Новое поколение» - проект Фонда Общественное Мнение : сайт. URL: https://fomgeneration.wordpress.com/2008/11/12/о-чем-мечтает-яппи-студент/ (дата обращения: 02.04.2024).
в 2007 г.). По мнению 66 % опрошенных, успех - результат собственных усилий, а не обстоятельств. Успеху мешают лень, инертность (24 %), а также материальные трудности (15 %) и коррупция (11 %)1.
Интересные выводы были получены А. А. Возьмителем по данным исследования 2017 г. «Образ жизни россиян в советской и постсоветской России: сравнительный анализ и оценка изменений». Был установлен рост значимости в поведении молодежи утилитарных, прагматических мотивов (москвичи от 25 до 30 лет, по самооценкам, успешные, состоявшиеся). Однако исследование выявило, что успех молодых москвичей связан как с личной, так и с социальной ответственностью, «.их индивидуализм социален» [20]. Сравнительный анализ групп молодежи, которые добились и не добились успеха, позволил выявить их базовые жизненные программы. Это «выживание» и «успех», которые различаются по статусным (образование, доход, должность) и социально-психологическим (постановка цели, отношение к труду, тип рациональности) характеристикам. Молодые люди с программой «выживание» «являются рабами не только обстоятельств, но и выстроенной ими логики повседневной жизни» [21]. Успешные молодые москвичи реализуют «модель активной адаптации к рыночным условиям на основе осознанного и ответственного выбора, но также конструирование социальной реальности на основе развитого личностного потенциала» [21].
По данным ВЦИОМ 2023 г., образ человека успешного отличен в разных возрастных группах, что обусловлено влиянием различных ориентаций и ценностей. Так, в качестве показателя успешности молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет чаще рассматривают достижение целей (22 %) и образование (9 %). Респонденты 25-34 лет, уже имеющие образование и профессию, ставят семью на второе место (10 %). Инициативность и активную жизненную позицию как показатели достижения успеха чаще выделяли молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет (24 % против 16 % россиян). Было выявлено, что пятая часть (21 %) в группе лиц, имеющих незаконченное высшее или высшее образование, считали, что успех невозможен без полезных знакомств2. По данным ВЦИОМ, молодые люди 18-24 лет выделили основные факторы, без которых в России нельзя добиться успеха. Это деньги (26 %; 17 % в целом по выборке), личные связи (23 и 17 % соответственно), образование и ум (17 и 31 %); инициативность и активная жизненная позиция (17 и 16 %)3. Таким образом, получены достаточно интересные данные, связанные с тем, что современные молодые люди значительно ниже, чем россияне, оценивают влияние такого фактора, как образование, для достижения успеха. Подобные данные подтверждаются и материалами авторского исследования 2023 г.: образование не имеет высоких позиций в числе компонентов и условий достижения успеха [22, с. 73].
Разделяя позицию Е. О. Вичужанина, отметим, что успешным является человек, который ставит перед собой цели и умеет их достигать: «своевременно, с минимальными затратами энергии, в гармонии с жизнью и обстоятельствами» [23].
По материалам фокус-групп 2024 г. было выявлено понимание студентами жизненного успеха. Большая часть студентов рассматривают успех как достижение поставленных целей.
Муж., 19 лет
« Успех - это достижение поставленных целей. Это добиться высоких результатов в учебе, в хобби, в работе и личной жизни».
Жен., 19 лет
«Жизненный успех - это когда человек ставит перед собой цели, знает, как их добиться, и добивается своего».
1 Что такое успех. Трудно или легко добиться успеха жителям сегодняшней России // Фонд Общественное Мнение : сайт. URL: https://fom.ru/TSennosti/13865 (дата обращения: 02.04.2024).
2 Русская формула успеха // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) : сайт. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/russkaja-formula-uspekha (дата обращения: 02.04.2024).
3 Там же.
Жен., 18 лет
«Жизненный успех - это достижение своих целей, положительный результат какого-либо действия. Это когда ты в нескольких сферах добился успеха, у тебя все хорошо с семьей, с работой, финансами, все здоровы».
Жен., 19 лет
«Успех - это когда у меня все есть, а если нет - то я знаю, как этого достичь».
Ряд участников фокус-групп считают, что успех состоит в гармонии и спокойной жизни.
Муж., 21 год
«Успех - это гармония с самим собой... все, что ты хотел от жизни, ты и получил... Также успех - это дети, семья. Успех для меня больше духовная составляющая».
Жен., 19 лет
«Жизненный успех - найти гармонию с окружающим миром, спокойно жить».
Иерархия ценностей успеха среди молодежи сходна с общероссийской выборкой ФОМ и ВЦИОМ. По данным опроса 2024 г. , среди основных составляющих успеха на первом месте семья и материальное благополучие (табл. 1). Далее следуют: ценность здоровья и яркие жизненные впечатления. Последнее в целом отражает стремления, обусловленные молодым возрастом, к получению всей палитры жизненных ощущений. Хотя сегодня можно наблюдать повышение уровня гражданской активности со стороны молодежи, общественная полезность, к сожалению, занимает среди факторов ее успеха крайне низкие позиции.
Таблица 1
Понимание студентами жизненного успеха (%, многовариантные ответы, п = 700)
Варианты ответов Проценты
Семейное счастье, гармония в личной жизни 64,3
Успех и благополучие детей 16,9
Долголетие и хорошее здоровье 25,4
Наличие хороших, надежных друзей 17,1
Материальное благополучие 51,7
Интересная работа 12,0
Престижная работа 5,4
Успешная карьера 16,3
Профессиональная самореализация 12,3
Образование, самообразование 6,9
Яркие жизненные впечатления, путешествия 25,1
Быть полезным обществу, оказывать помощь другим людям 7,1
Общественное признание, одобрение окружающих 2,0
Обладание властью 3,7
Достижение известности, популярности 2,6
Тихая, спокойная жизнь, душевный комфорт, гармония 13,4
Жить по правде, совести и справедливости 9,1
Эти данные коррелируют с материалами фокус-групп. Участники дискуссий при описании своего видения жизненного успеха перечисляли сферы, которые для них составляют содержание успеха. Семья составляет основу жизненного успеха молодых людей. Кроме того, некоторые из информантов говорили о достатке и материальном благополучии как составляющих успеха.
Жен., 20 лет
«Для меня жизненный успех - это семья».
Муж., 18 лет
«Жизненный успех - создание семьи, достижение профессионального успеха».
Муж., 19 лет
«Успех в личной жизни - это обзавестись семьей, быть материально обеспеченным».
Муж., 20 лет
«Успех в жизни - это когда ты живешь в достатке, во всех смыслах в достатке, в материальном, в моральном, имеешь хорошее здоровье».
Интересно и то, что студенты, характеризуя успех, говорили о том, что он не постоянен, может быть в любом возрасте, а его постоянство будет достигнуто тогда, когда «добьешься его пика» (муж., 20 лет).
Согласно результатам опроса среди студентов в 2024 г., в числе основных факторов успеха, по мнению молодежи, упорный труд (табл. 2). Необходимо отметить, что полезные связи, как считают студенты, также важны для успеха. Что касается врожденных способностей индивида, то они занимают третье место в числе факторов, которые оказывают значительное влияние на жизненный успех.
Таблица 2
Оценка степени влияния различных факторов на жизненный успех (%, п = 700)
Насколько, по вашему мнению, жизненный успех зависит от. Полностью зависит Скорее зависит Скорее не зависит Полностью не зависит Затрудняюсь ответить Итого
случайных событий, стечения обстоятельств 12,9 49,4 26,6 3,7 7,4 100
материального положения индивида и его семьи 29,4 52,6 10,9 4,3 2,9 100
системы полезных связей и знакомств 39,1 50,6 5,4 1,4 3,4 100
таланта 35,7 47,7 10,3 3,4 2,9 100
упорного труда 58,3 31,7 5,4 1,7 2,9 100
По результатам опросов студенческой молодежи в разных российских регионах 2010, 2012, 2014 гг., большинство респондентов (80, 77, 81 % соответственно годам) связывают свой успех в жизни с собственными усилиями, а четверть - со случаем, обстоятельствами (24, 23, 25 % соответственно) [11, с. 158]. По результатам исследования 2024 г., собственные усилия все также остаются главным личным ресурсом в достижении успеха (76 %). Второе место занимает хорошее образование (50,6 %). Третье место - продуманные планы на будущее (48 %). Фактор «полезные связи» «уступил» место материальной обеспеченности семьи (18 % против 31,7 %) (табл. 3). В рамках авторского исследования 2023 г. упорный труд также занимал лидирующие позиции. 26,9 % студентов выделяли материальную обеспеченность семьи как фактор успеха, а 33,8 % - хорошее здоровье.
Таким образом, в студенческой молодежной среде присутствует модель «активного» достижения успеха на основе собственных усилий, получения образования, постановки и достижения жизненных целей.
В рамках фокус-групп студенты высказали свое мнение о том, почему один человек может быть успешнее другого. В достижении жизненного успеха важны как субъективные, так и объективные факторы.
Муж., 18 лет
«Один человек может быть трудолюбивее другого, целеустремленней и успешнее. Это определяют его качества. Также должна сопутствовать удача. Кому-то чуть больше везет, кому-то не везет».
Муж., 19 лет
«Это характер, везение и связи. На первом месте стоят связи, везде нужны связи, на втором - везение, а на третьем - характер».
Жен., 19 лет
«Многие говорят о везении. Но, допустим, повезло человеку, но если он не сможет правильно распорядиться этим везением, то это будет мимолетное везение».
Муж., 20 лет
«Один человек может быть успешнее другого, потому что все растут в разных семьях, какие-то более обеспеченные. И еще удача».
Жен., 19 лет
«...у всех нас разные возможности».
Муж., 20 лет
«Факторы, которые определяют успех, - это желание добиться успеха, вера в это и работа на это».
Жен., 18 лет
«Один человек может стать успешнее, чем другой, даже если они имеют одинаковые качества, здесь играют роль такие параметры, как удача, везение, связи».
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Какие условия являются лично для Вас наилучшими для достижения жизненного успеха?», студенты вузов Приволжского федерального округа, %
(составлено по [11, с. 159]; дополнено данными авторского исследования 2024 г.)
Варианты ответов Опрос 2010 г., n = 1254 Опрос 2012 г., n = 638 Опрос 2014 г., n = 381 Опрос 2024 г., n = 700
Собственные усилия, упорный труд 80 77 81 76,0
Наличие хорошего образования 53 62 36 50,6
Материальная обеспеченность семьи 23 20 14 31,7
Протекция влиятельных родственников, знакомых 52 37 50 18,0
Продуманные планы на будущее 39 31 42 48,0
Случай, стечение обстоятельств 24 23 25 30,9
Поддержка друзей - - - 13,1
По результатам опроса 2024 г. , в числе основных качеств успешного человека - целеустремленность и трудолюбие, а также сильная воля и уверенность в себе (табл. 4), что коррелирует с пониманием успеха со стороны студенческой молодежи и факторами его достижения. Подчеркнем, что честность и отзывчивость не входят, по мнению студентов, в число качеств, способствующих достижению успеха.
Подобные данные были получены и по материалам фокус-групповых дискуссий. Именно целеустремленность и трудолюбие важны для успеха.
Муж., 18 лет
«Трудолюбие, целеустремленность и жизнестойкость».
Муж., 20 лет
«Целеустремленность. Это тот человек, который всего добился сам. Также многое зависит от предприимчивости человека».
Жен., 19 лет
«Основные качества успешного человека - целеустремленность и ум, чтобы правильно все организовать».
Жен., 18 лет
«Целеустремленность, уверенность в себе и в своем деле, умение работать с людьми, умение слушать».
Следует также отметить, что для некоторых студентов личностные качества и объективные условия неотделимы друг от друга для достижения успеха. Были выделены и такие качества, как смекалка и проворность.
Муж., 21 год
«Везение, смекалка, проворность, знакомства. Это должен быть суетной человек, чтобы он искал разные пути решения, а не только «вкалывал». Если их проранжировать, то самое главное - это везение, второе - смекалистость, третье - проворность».
Ряд информантов в рамках фокус-групп отметили такое качество, как готовность рисковать.
Жен., 20 лет
«Успешный человек - тот, который не боится рисковать, не сдается при неудачах».
Жен., 19 лет
«Успешный человек должен не бояться идти на риски. Также должен быть трудолюбивым».
По мнению большей части студентов (73,3 %), для достижения успеха в жизни нужно рисковать (рис. 1).
Таблица 4
Основные качества успешного человека (%, многовариантные ответы, п = 700)
Варианты ответов Проценты
Целеустремленность 62,9
Настойчивость 14,3
Предприимчивость 10,3
Трудолюбие 36,9
Сильная воля 32,3
Харизматичность 20,9
Креативность 12,6
Адаптивность, гибкость 20,3
Уверенность в себе 30,3
Честолюбие 1,7
Отзывчивость 3,7
Хитрость 7,1
Честность 7,1
Коммуникабельность 16,9
Наглость 3,4
Житейская мудрость 2,6
Оптимизм 8,0
Обаяние 3,4
18,0%
да
нет
I затрудняюсь ответить
Рис. 1. Согласие с утверждением: «Для достижения успеха в жизни нужно рисковать,
это дает шанс» (%, п = 660)
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать ряд основных выводов. В рамках социологического подхода успех рассматривается через призму объективных и субъективных факторов, исследователи обращаются к изучению представлений разных социальных групп об успехе и его критериях. Успешный человек, по мнению молодежи, ставит перед собой цели и их достигает. Иерархия ценностей успеха среди молодых людей и россиян в целом сходна. Это семья и материальное благополучие. Такой компонент успеха, как оказание пользы обществу, окружающим людям, практически не значим для современной молодежи. В достижении жизненного успеха важны как субъективные, так и объективные факторы. По мнению студенческой молодежи, в числе главных факторов, от которых зависит успех, -упорный труд, система полезных связей и способности индивидов. Определяя факторы успеха, которые лично для молодых людей являются значимыми, также лидируют собственные усилия, далее следует наличие хорошего образования, что обусловлено особенностями выборки и остается практически неизменным на протяжении последних десяти лет, по данным авторских исследований. В числе основных качеств успешного человека - целеустремленность и трудолюбие, а такие качества, как честность и отзывчивость, не входят в число тех, которые способны принести успех.
1. Лики успеха : монография / О. В. Григорьева, Е. Л. Яковлева, М. А. Зайченко [и др.] ; под ред. О. В. Григорьевой, Е. Л. Яковлевой. Казань : Познание, 2014. 216 с. ЕБ№ иСУР8Б
2. Коган Е. А. Успешный человек глазами будущих инженеров // Человеческий капитал. 2020. № 3 (135). С. 120-127. аок 10.25629/НС.2020.03.13 ЕБ№ ББАНШ
3. Ростовская Т. К., Князькова Е. А. Система ценностей и жизненный успех: взгляд разных поколений // Социальная политика и социология. 2020. Т. 19, № 1 (134). С. 81-89. ёо1: 10.17922/20713665-2020-19-1-81-89 ЕБ№ 0Т1дУ2
4. Шилова Л. С. Образ успеха и жизненные стратегии молодежи // Вестник Омского университета. Серия: Социология. 2008. № 1-2. С. 24-36. ЕБ№
5. Конюхова Т. В., Конюхова Е. Т. Изучение проблемы успеха и успешности личности в контексте междисциплинарного подхода // Известия Томского политехнического университета. 2009. Т. 34, № 6. С. 112-116. ЕБ№ К^№МБ0Р
6. Реутов Е. В., Реутова М. Н., Шавырина И. В. Жизненный успех и шансы на его достижение в представлениях жителей российской провинции // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 61-71. аок 10.31857/8013216250009480-1 ЕБ№ ШЬСОК
7. Галюк А. Д. Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06. Екатеринбург, 2004. 22 с. ЕБ№ КНУКМХ
Список литературы
8. Рожкова Л. В., Тугускина Г. Н., Супиков В. Н., Сеидов Ш. Г. Образование как фактор жизненного и профессионального успеха россиян // Социодинамика. 2021. № 10. С. 9-26. doi: 10.25136/2409-7144.2021.10.36629 EDN: FWEDIS
9. Стегний В. Н. Жизненный успех в представлении студентов технического вуза в условиях цифровизации и пандемии СОУГО-19 // Власть. 2023. Т. 31, № 3. С. 38-43. doi: 10.31171/vlast.v31i3.9620 EDN: SMQKLZ
10. Горенко О. Н. Жизненный успех как социальная проблема: объективистские и субъективистские подходы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5-1. С. 26-28. EDN: SGNSNB
11. Маршак А. Л., Рожкова Л. В. Жизненный успех в представлениях российской молодежи // Социологические исследования. 2015. № 8 (376). С. 157-160. EDN: UFZJOB
12. Ядова М. А. Успех как социологическая категория: введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11, Социология. 2020. № 2. С. 6-8. doi: 10.31249/rsoc/2020.02.01 EDN: ZCRVVN
13. Ядов В. А. Социальный ресурс индивидов и групп как их капитал: возможность применения универсальной методологии исследования реального расслоения в российском обществе // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса : сб. тр. конф. / под ред. Т. И. Заславской. М. : МВШСЭН, 2001. С. 310-319. EDN: WEEFLD
14. Основные факторы формирования представлений студентов о жизненном успехе в современном мире / Г. К. Асан, Г. Д. Жетписбаева, З. С. Абишева [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1-4. С. 513-515. EDN: VOAEZP
15. Прохода В. А. Образование как фактор жизненного успеха в представлении россиян // Человек. 2023. Т. 34, № 1. С. 112-129. doi: 10.31857/S023620070024833-3 EDN: GEKUPF
16. Темницкий А. Л. Ценности жизненного успеха и их воплощение у работающего населения России // Вестник Института социологии. 2018. № 9 (3). С. 121-142. doi: 10.19181/vis.2018.26.3.529 EDN: YWAGXZ
17. Бевзенко Л. Жизненный успех, ценность, стили жизни // Социология: теория, методы, маркетинг. 2007. № 4. С. 132-251.
18. Возьмитель А. А. Объективные и субъективные характеристики успеха постсоветской молодёжи // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12, № 4. С. 67-86. doi: 10.19181/vis.2021.12.4.751 EDN: ISPLUP
19. Темницкий А. Л. Роль сбалансированности работы и семьи в достижении жизненного успеха у наемных работников России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 3 (151). С. 306-323. doi: 10.14515/monitoring.2019.3.1717 EDN: JCRLZQ
20. Возьмитель А. А. Социальные и социально-психологические характеристики успеха в современной России // Социальное время. 2018. № 2 (14). С. 67-74. doi: 10.15350/2410-0773.2018.2.67 EDN: YNPVIL
21. Возьмитель А. А. Слагаемые и характер успеха современной столичной молодежи // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. Т. 11, № 4. С. 19. doi: 10.15862/21SCSK420 EDN: CMNDCZ
22. Гладилина В. А. Влияние высшего образования на жизненный успех студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 3 (67). С. 65-76. doi: 10.21685/2072-3016-2023-3-5 EDN: RCBIJC
23. Вичужанин Е. О. Феномен понятия «успех» в современном российском обществе // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2016. Т. 7, № 1. С. 9. EDN: ZNGVHH
References
1. Grigoreva O.V., Yakovleva E.L., Zaychenko M.A. et al. Liki uspekha: monografiya = Faces of success: monograph. Kazan: Poznanie, 2014:216. (In Russ.)
2. Kogan E.A. A successful individual through the eyes of future engineers. Chelovecheskiy kapital = Human Capital. 2020;(3):120-127. (In Russ.). doi: 10.25629/HC.2020.03.13
3. Rostovskaya T.K., Knyazkova E.A. System of values and life success: view of different generations. Sotsialnaya politika i sotsiologiya = Social Policy and Social Studies. 2020;19(1):81-89. (In Russ.). doi: 10.17922/2071-3665-2020-19-1-81-89
4. Shilova L.S. Success image and life strategies of youth. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Sotsiologiya = Bulletin of Omsk University. Series: Sociology. 2008;(1-2):24-36. (In Russ.)
5. Konyukhova T.V., Konyukhova E.T. Studying the problem of success and personal success in the context of an interdisciplinary approach. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta = Proceedings of Tomsk Polytechnic University. 2009;34(6): 112—116. (In Russ.)
6. Reutov E.V., Reutova M.N., Shavyrina I.V. Life success and chances of achieving it in the views of residents of the Russian province. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. 2020;(6):61-71. (In Russ.). doi: 10.31857/S013216250009480-1
7. Galyuk A.D. Features of youth ideas about life success in modern Russia. PhD abstract. Ekaterinburg, 2004:22. (In Russ.)
8. Rozhkova L.V., Tuguskina G.N., Supikov V.N., Seidov Sh.G. Education as a factor in life and professional success of the Russians. Sotsiodinamika = Sociodynamics. 2021;(10):9-26. (In Russ.). doi: 10.25136/2409-7144.2021.10.36629
9. Stegniy V.N. Life success as imagined by students of a technical university in the context of digi-talization and COVID-19 pandemic. Vlast = Power. 2023;31(3):38-43. (In Russ.). doi: 10.31171/vlast.v31i3.9620
10. Gorenko O.N. Success in life as a social problem: objectivist and subjectivist approaches. Gumani-tarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki = Humanities, Social and Economic Sciences and Social Sciences. 2014;(5-1):26-28. (In Russ.)
11. Marshak A.L., Rozhkova L.V. Life success in the views of Russian youth. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. 2015;(8): 157-160. (In Russ.)
12. Yadova M.A. Success as a sociological category: introduction to the thematic section. Sotsialnye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 11, Sotsiologiya = Social Sciences and Humanities. Domestic and foreign literature. Series 11, Sociology. 2020;(2):6-8. (In Russ.). doi: 10.31249/rsoc/2020.02.01
13. Yadov V.A. Social resource of individuals and groups as their capital: \ possibility of using a universal methodology for studying real stratification in Russian society. Kto i kuda stremitsya vesti Rossiyu? Aktory makro-, mezo- i mikrourovney sovremennogo transformatsionnogo protsessa: sb. tr. konf. = Who Is Trying To Lead Russia and Where? Actors of Macro-, Meso- And Microlevels of the Modern Transformation Process: Conference Proceedings. Moscow: MVShSEN. 2001:310-319. (In Russ.)
14. Asan G.K., Zhetpisbaeva G.D., Abisheva Z.S. et al. Main factors in the formation of students ideas about life success in the modern world. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledo-vaniy = International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016;(1-4):513-515. (In Russ.)
15. Prokhoda V.A. Education as a factor of life success as perceived by the Russians. Chelovek = Human. 2023;34(1): 112-129. (In Russ.). doi: 10.31857/S023620070024833-3
16. Temnitskii A.L. Values of life success and their implementation among the working population of Russia. Vestnik Instituta sotsiologii = Bulletin of the Institute of Sociology. 2018;(9): 121-142. (In Russ.). doi: 10.19181/vis.2018.26.3.529
17. Bevzenko L. Life success, value, life styles. Sotsiologiya: teoriya, metody, marketing = Sociology: Theory, Methods, Marketing. 2007;(4):132-251. (In Russ.)
18. Vozmitel A.A. Objective and subjective characteristics of success among post-Soviet youth. Vestnik Instituta sotsiologii = Bulletin of the Institute of Sociology. 2021;12(4):67-86. (In Russ.). doi: 10.19181/vis.2021.12.4.751
19. Temnitskiy A.L. Role of work-family balance in achieving life success among hired workers in Russia. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsialnye peremeny = Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2019;(3):306-323. (In Russ.). doi: 10.14515/monitoring.2019.3.1717
20. Vozmitel A.A. Social and social and psychological characteristics of success in modern Russia. Sotsialnoe vremya = Social Time. 2018;(2):67-74. (In Russ.). doi: 10.15350/2410-0773.2018.2.67
21. Vozmitel A.A. Components and nature of success among modern metropolitan youth. Mir nauki. Sotsiologiya, filologiya, kulturologiya = World of Science. Social Studies, Linguistics, Cultural Studies. 2020;11(4): 19. (In Russ.). doi: 10.15862/21SCSK420
22. Gladilina V.A. Influence of higher education on life success among students. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University Proceedings. Volga Region. Social Sciences. 2023;(3):65-76. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3016-2023-3-5
23. Vichuzhanin E.O. Phenomenon of the concept of "success" in modern Russian society. Mir nauki. Sotsiologiya, filologiya, kulturologiya = World of Science. Social Studies, Linguistics, Cultural Studies. 2016;7(1):9. (In Russ.)
Информация об авторах / Information about the authors
Л. В. Рожкова - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии, экономической теории и международных процессов, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.
В. А. Гладилина - аспирант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.
L.V. Rozhkova - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Head of the Department of Sociology, Economic Theory and International Processes, Penza State University, 40 Krasnaya street, Penza, 440026. V.A. Gladilina - Postgraduate student, Penza State University, 40 Krasnaya street, Penza, 440026.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests
Поступила в редакцию / Received 12.04.2024
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 06.05.2024 Принята к публикации / Accepted 30.05.2024