Научная статья на тему 'Личностные конструкты как фактор подготовки менеджеров к социально-педагогической деятельности'

Личностные конструкты как фактор подготовки менеджеров к социально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КОНСТРУКТЫ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / MANAGEMENT / SOCIAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY / PERSONAL CONSTRUCTS / INFORMAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доценко Ирина Георгиевна

Активизация информального образования в организации одна из управленческих латентных функций, которая не всегда реализуемая в отечественной практике менеджмента. Отвечая на вопрос: как содействовать продвижению в управление идеи развития личности на рабочем месте, статья предлагает в подготовке будущих менеджеров опираться на их индивидуальное субъективное восприятие реалий и возможностей профессиональной деятельности. Личностные конструкты обучающихся, принятые во внимание преподавателем, становятся локомотивом формирования социально-педагогической деятельности менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To make informal education more active in an organization is one of manager's functions, but a latent function, which is not always realized in domestic practice of management. The article focuses on a question, how to promote an idea of development of the person on a workplace in the practice of management. The author proposes to use the future managers' individual perception of realities as the basis of their professional progress. Personal recognition of the students should be taken into account by the teacher and then become the locomotive to form social pedagogical visions of the managers

Текст научной работы на тему «Личностные конструкты как фактор подготовки менеджеров к социально-педагогической деятельности»

ЛИЧНОСТНЫЕ КОНСТРУКТЫ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.Г. Доценко

Активизация информального образования в организации - одна из управленческих латентных функций, которая не всегда реализуемая в отечественной практике менеджмента. Отвечая на вопрос: как содействовать продвижению в управление идеи развития личности на рабочем месте, - статья предлагает в подготовке будущих менеджеров опираться на их индивидуальное субъективное восприятие реалий и возможностей профессиональной деятельности. Личностные конструкты обучающихся, принятые во внимание преподавателем, становятся локомотивом формирования социально-педагогической деятельности менеджеров.

Ключевые слова: профессиональное образование, менеджмент, социально-педагогическая деятельность, личностные конструкты, информальное образование

Use of Personal Constructs as a Constructive Method to Make Future Managers Ready to their Social-Pedagogical Activity. To make informal education more active in an organization is one of manager's functions, but a latent function, which is not always realized in domestic practice of management. The article focuses on a question, how to promote an idea of development of the person on a workplace in the practice of management. The author proposes to use the future managers' individual perception of realities as the basis of their professional progress. Personal recognition of the students should be taken into account by the teacher and then become the locomotive to form social - pedagogical visions of the managers.

Key words: professional education, management, social-pedagogicalactivity, personal constructs, informal education.

Формирование функциональных компетенций, а именно: умение развивать самоуправление, владение способами организационной деятельности, ведущего к самореализации сотрудни-

ков, - должно предваряться работой на осмысление и принятие будущими ме-неджерамисоциально-педагогических функций. Признание того, что «такая деятельность есть, нужна, и она моя»

приходит к студентам во время учебных занятий через понимание и видение социально-педагогических задач управления (руководства). До введения федеральных образовательных стандартов третьего поколения этому способствовал курс «Психология и педагогика», в рамках нынешних стандартов студентам может быть предложен педагогически-ориентированный курс по выбору.

Необходимость такой дисциплины обоснована тем, что в современной образовательной практике имеет место конвергенция менеджмента и педагогики. Сущностная близость этих наук проявляется и на уровне принципов (личностно ориентированное управление и педагогика), и на уровне технологий (коучинг и педагогическое сопровождение). Цель дисциплины: помочь студентам осознать педагогический потенциал своей профессии, свой педагогический потенциал, осмыслить социально-педагогические функции менеджмента, увидеть перспективы педагогики для себя - как управленца и как представителя социальной группы общества. Пробудить интерес к образовательным действиям, дать представление о конкретных педагогических формах и методах, повлиять на ценности, поскольку социально-педагогическая деятельность детерминирована не столько потребностями, сколько ценностями.

Однако педагогическая дисциплина, обладающая столь большими возможностями для любого направления профессиональной подготовки, несет в себе риски эти возможности не раскрыть. Во-первых, не все разделы данной науки практически интересны представителям других профессий. Во-вторых, «педагогика» - один из курсов,

в процессе изучения которого студенты наиболее часто попадают в ловушку хиндсайта. Эффект, так названный современными психологами, еще С.И.Гессен описывал применительно к педагогике: всякий, кто занимается воспитанием, «преследует какую-то цель, бессознательно ему известную, но большей частью не проверенную им критически. <.. .> Неведомо откуда получил он эту цель: скорее всего из окружающего его духовного воздуха, из миросозерцания той среды, в которой он живет чаще всего не по своей воле, и домашней философии, которую он безотчетно усвоил. Над целями образования мы не задумываемся именно потому, что эти цели представляются нам слишком очевидными. Они слишком близки нам, обманывают нас своей видимой несомненностью» [1].

Мы пришли к необходимости, с одной стороны, преподавать студентам педагогические технологии, уже освоенные менеджментом и проектировать перспективные социально-педагогические действия, отвечающие современным реалиям, с другой стороны, опираться в процессе обучения на индивидуальное субъективное восприятие управленческой практики, на интуицию и личные аналогии студентов. Согласно индивидуальной психологии А. Адлера, люди ведут себя в соответствии со своими собственными убеждениями, независимо от того, являются они объективными или нет. Аналогичны выводы когнитивной психологии Дж. Келли: «Человек судит о своем мире с помощью понятных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Приспособление не всегда является удачным. Тем не менее, без таких систем мир будет пред-

ставлять собой нечто настолько недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его»[2]. Именно эти «понятные системы или модели» Келли определил как личностные конструкты - идеи, которые человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт; устойчивый способ, которым человек осмысливает те или иные аспекты действительности. Сходно с теорией личностных конструктов положение К. Роджерса о том, что субъективные восприятия и переживания не только представляют собой личную реальность человека, но также образуют основу для его действий.

Базируясь на названных концепциях, рассмотрим проблему подготовки менеджеров по формированию их профессионального сознания, под которым понимается «совокупность представленных в сознании человека (в его рефлексивной психике) знаний об особенностях профессиональной деятельности» [3]. Результатом освоения студентами - будущими менеджерами педагогически-ориентированных дисциплин должно стать понимание непосредственной связи управления и образования, готовность содействовать самоосуществлению сотрудников.

Стремление человека позитивно влиять на культуру сообщества и социума в целом может проявляться под

Характеристика студенческих групп,

разными лозунгами, в зависимости от личностных конструктов. Личностные конструкты в нашем исследовании -это и повод для педагогического сопровождения (основание для структурирования учебного материала и выбора методов обучения) студентов, и показатель изменения видения социально-педагогических функций менеджмента. Видение как мотивационная единица отражает взгляды менеджеров на перспективы развития организаций, собственной деятельности и профессиональной роли. Социально-педагогическое видение демонстрирует, что менеджер признает за каждым человеком право использовать свой труд для самосовершенствования, готов привлекать работников к прямому участию в руководстве, обучать их методам эффективного общения и поведения в коллективе, стимулировать активность в решении трудных профессиональных и личностных вопросов [4].

Рассмотрим первоначальное видение и его последующее изменение на примере работы со студентами специальностей «менеджмент организации» и «управление персоналом». Исследование проводилось со студентами заочного отделения Уральского государственного педагогического университета. Сложность подготовки студентов заочного отделения связана с тем, что они уже работают (см. табл. 1), и

Таблица 1.

в которых проводилось анкетирование

Сфера деятельности студентов -менеджеров (до получения диплома) Образование Социальная сфера Бизнес, торговля Строительство, производство Итого:

Количество, чел 7

24 70 2

103

позиции их самоосуществления и личностного роста.

На вводном занятии по дисциплине «Психология и педагогика», которая преподавалась на первом курсе, студенты отвечали на вопрос: «Какие педагогические действия свойственны менеджеру?» Ответы студентов по поводу педагогических действий менеджеров сгруппированы в блоки и приведены вместе с примерами ответов в таблице 2.

Результаты опроса показали, что видение педагогических функций менеджмента обучающимися на управленческих специальностях студентами есть уже на начальной стадии обучения. Однако оно фрагментарно и вне-временно. В основном, педагогические действия менеджеров студенты связывают с влиянием на сотрудников с целью повышения эффективности работы организации. Однако встречается и понимание образования как безусловной цели: «воздействие на поведение людей с точки зрения культуры»,идифференци рование педагогических функций. (Для последнего случая показательный будет ответ: «обучение работника непосредственно на рабочем месте; построение на рабочем месте единого коллектива; обучение рабочего трудовой дисциплине»).

Выход на социально-педагогические функции менеджмента реже встречается в «до-теоретическом узрении» (термин А.Ф. Лосева) студентов, чем обучение персонала и воспитание. Хотя 26% ответов так или иначе связаны с педагогическим потенциалом общения. Уточнить, соотносят ли студенты общение с информальным образованием, позволяет дискуссия. При обсуждении в малых группах вопроса: «Почему «общение и взаимопонимание» можно отнести к педагогическим действиям?»

- получаем следующие дополнения:

- «отношения между менеджером и подчиненным, наказания и поощрения определяют производительность труда»;

- «сотрудники нуждаются во внимании и понимании. В каждой ситуации к сотрудникам нужно подходить индивидуально и детально, делать все, чтобы они могли комфортно себя чувствовать»;

- «сотрудники страдают от субъективизма руководителя, особенно на малом предприятии»;

- «сотрудники должны чувствовать харизму руководителя, уважать его»;

- «в организации не должно быть угнетенной атмосферы. Корпоративная культура влияет на сотрудников предприятия».

- «взаимоотношения в коллективе играют немаловажную роль. Поддержка в трудной ситуации должна присутствовать в любом коллективе. И каждый человек должен стремиться сделать лучше себя и других».

Приведенное здесь обсуждение показывает, что студенты видят роль общения на уровне «Хоторнских экспериментов» (благоприятный микроклимат и внимание к сотрудникам способствует повышению производительности труда). Но и такое видение - основа для углубления понимания, для выхода на разговор о том, что общение - основа не только комфорта, но и образования в организации.

Изучение личностных конструктов, проявившихся в ходе первого опроса, позволяет расставить соответствующие акценты в учебном курсе, уделить больше внимания социальной педагогике и теориям развития личности. В группах, где проводился представленные здесь результаты опроса, студенты выполняли ряд самостоятельных заданий, в которых сопоставляли находки педагогов

Таблица 2.

Видение студентами педагогических действий менеджеров до начала изучения педагогически ориентированных курсов

Примеры личностных конструктов, проявившихся при анкетировании студентов Педагогические функции менеджмента, которым соответствуют личностные конструкты студентов Доля студентов, предложивших подобный ответ, чел. (%)

«Обучение персонала навыкам работы, познанию нового», «развитие знаний у уже работающих», «обучение новым методам» Обучение персонала 37 (35%)

«Наставлять на правильный путь», «поддержание порядка в коллективе», «воспитание дисциплины, порядка», «повышение моральных качеств работника», «подача примера коллегам», воспитание: «лояльности и терпимости», «чувства ответственности за качество исполнения своих должностных обязанностей» Воспитание (речь идет о формировании определенных, необходимых для функционирования организации, свойств личности либо норм жизни коллектива) 37(35%)

«Воспитание коллективных традиций», «воздействие на поведение людей с точки зрения культуры», «воспитание личных качеств в человеке», «работа с людьми внутри коллектива» Выращивание ценностей и культуры организации. Сюда относится то, что называют работой на «культурный образец групповой жизни» (термин А. Шютца [5, 192]) 6 (6%)

«Создание благоприятных условий для работы», «общение и взаимопонимание» «уважение и сотрудничество» Создание условий для общения и взаимопонимания как элемент активизации инфор-мального образования 27(26%)

«Самовоспитание менеджера и сотрудников», «помочь в решении проблем»,«условия для независимости, самостоятельности в принятии решений» Содействие самообразованию, поддержка сотрудника, наставничество 16 (15%)

«Для лучшего развития предприятий сотрудникам нужно предоставлять определенную свободу действий»,«привлекать сотрудников к управлению», «давать ответственные поручения» Развитие самоуправления 3 (3%)

«Проведение больших семинаров», «организация проектных групп», «проведение деловых игр» Организационные формы, продуцирующие знания 3(3%)

«Сотрудничество предприятия со школой», «воспитание клиентов» Внешнее образовательное взаимодействие 2(2%)

Примечание. Сумма долей превышает 100%, поскольку некоторые респонденты указали несколько видов педагогических действий.

ХХ века по организации жизни детей с организацией трудовой жизни сотрудников учреждений и предприятий.

Подобные учебные задания меняют видение социально-педагогической деятельности менеджеров. Однако зафиксировать изменение личностных конструктов и привести процентное соотношение на большой выборке не представляется возможным. Связано это с тем, что студенты выполняют работы, пользуясь литературными источниками, кроме того процесс обучения неизменно заканчивается процедурой оценивания, что влечет за собой прагматичную опору студентов не на собственное, а на «книжное» мнение. Личностные конструкты проявляются в спонтанных ответах.

Личностные конструкты можно наблюдать по ходу дискуссии или эмоционально-окрашенной индивидуальной творческой деятельности. Поэтому в качестве сопоставления результатов входного опроса и итогового контроля мы приводим отдельные высказывания, отражающие изменения видения после «погружения» в педагогические системы. Во время дискуссия на тему: «В каком случае возможны саморазвитие и самоосуществление человека в фирме или на предприятии» прозвучали ответы(приводим их без дифференцирования по каким либо основаниям) в таких формулировках: «если есть общение в коллективе, наставничество, уважение»; «благодаря поддержке трудовых династий, общие собрания, профессиональные выставки и конкурсы»; «дана возможность людям почувствовать себя нужными и испытать гордость за свои умения»; «учитываются индивидуальные особенности при распределении работ»; «информирование обо всем, что происходит в организации»; «когда преодолены барьеры между руководством

и подчиненными»; «человек должен видеть себя в системе производственного процесса. Для этого нужно знакомить сотрудников со всем производством, с его историей и традициями, с другими предприятиями этой системы».

Приведенные здесь высказывания показывают, что каждую из них можно продолжить новым вопросом: «как это обеспечить»; и этот вопрос, к которому студенты уже проявляют интерес, следует раскрывать теоретически или в проектировочном режиме.

Рефлексивно-методический анализ самой технологии обучения, опирающейся на личностные конструкты, дает студентам возможность прочувствовать особенности информального образования, в данном случае, организованного в русле официального педагогического процесса. В своей дальнейшей профессиональной деятельности будущие менеджеры смогут использовать в работе с «неявным знанием» в организации не только знание о нем, но свой собственный опыт участия в аналогичных процессах.

Литература:

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.

2. Хьелл Л., Зиглер, Д. Теории личности. - СПб.: Питер - Пресс, 1997. - 608 с.

3. Корниенко, А.Ф. Профессиональное сознание и профессиональная компетентность личности // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 2. - С. 114 - 123.

4. Доценко И.Г. Развитие социально-педагогического потенциала будущих ме-неджеров//Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2011. - №5. - С.55 - 63.

5. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. - М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2003 - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.