Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРСОНАЛА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСПЕШНОЕ КАРЬЕРНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ'

ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРСОНАЛА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСПЕШНОЕ КАРЬЕРНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРСОНАЛА / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бажин А.С., Светайло Р.В., Овчинников А.С.

В статье рассматривается проблема компетентностной оценки персонала организации с целью планирования карьерного роста. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи личностных компетенций персонала, обеспечивающих успешное карьерное продвижение персонала. Даются рекомендации по использованию результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бажин А.С., Светайло Р.В., Овчинников А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРСОНАЛА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСПЕШНОЕ КАРЬЕРНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ»

достижение результата, но для подтверждения или опровержения этого утверждения необходимо провести дополнительные исследования.

Члены гомогенных по ролевому составу команд, в большинстве своём изначально нацелены на стратегию избегания неудач, что, возможно, также повлияло на низкую результативность в первом этапе игры. Гипотеза о том, что гетерогенные по ролевому составу команды более способны к самообучению в процессе деловой игры, чем гомогенные не нашла подтверждения.

Гетерогенные команды не проявляют способность к самообучению на материале деловой игры. Этот факт опровергает гипотезу о том, что гетерогенные команды способны к самообучению. Гомогенные команды проявляют способность к самообучению на материале деловой игры. Этот факт подтверждает гипотезу о том, что гомогенные команды способны к самообучению.

Бажин А. С. доцент

кафедра управления персоналом и экономики труда

Светайло Р.В. магистрант

направление подготовки «Управление персоналом»

Овчинников А.С. магистрант

направление подготовки «Управление персоналом» Дальневосточный федеральный университет

Россия, г. Владивосток ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРСОНАЛА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСПЕШНОЕ КАРЬЕРНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема компетентностной оценки персонала организации с целью планирования карьерного роста. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи личностных компетенций персонала, обеспечивающих успешное карьерное продвижение персонала. Даются рекомендации по использованию результатов исследования.

Ключевые слова: компетенции персонала, карьерный рост, оценка персонала, управление развитием персонала.

Карьера тесно связана с личностью профессионала, его стилем жизни, целями и ценностными ориентирами, личностными особенностями, накопленным опытом. Стоит отметить, что в литературе по психологии труда, особенно зарубежной, особое внимание уделялось профессиональным и деловым компетенциям, связанным с карьерным продвижением в организации. В то время как личностным компетенциям, способствующим карьерному успеху (достижение личностно-значимых целей в карьерном

продвижении, сопровождающееся должностным ростом и профессиональным развитием; субъективное переживание ценности и значимости достигнутого, самореализация и ощущение внутриличностной гармонии), посвящено не так много психологических исследований.

Цель нашего исследования - выявить личностные компетенции персонала, обеспечивающие успешное карьерное продвижение.

В качестве исследовательской гипотезы нами было выдвинуто предположение, что успешное карьерное продвижение связано с высоким уровнем выраженности таких личностных компетенций как самоэффективность, мотивация к карьере, интернальность и эмоциональная стабильность.

По итогам изучения личностных компетенций сотрудников одной торговой компании находящийся в г. Владивостоке, нами получены следующие результаты.

При сравнении самоэффективности в деятельности и в общении у экспериментальной и контрольной групп, были выявлены следующие особенности:

- представители группы А (менеджеры, добившиеся успеха в карьере) обладают высокой самоэффективностью в деятельности (8,3 балла), что существенно выше данного показателя у представителей группы специалистов (группа Б), не ориентированных на управленческую карьеру (5,9 баллов);

- у представителей групп А и Б по показателю самоэффективность в общении явных различий не наблюдается.

Данную особенность можно объяснить тем, что сотрудники, обладающие высокой самоэффективностью в деятельности, в большей степени уверены в своей способности достичь поставленных карьерных целей за счет совершенствования профессиональных и управленческих навыков, освоения эффективных карьерных стратегий. Соответственно именно эти сотрудники более успешно продвигаются по карьерной лестнице в компании. Большинство из этих сотрудников за время работы в компании прошли карьерный путь от рядового специалиста до руководящих должностей.

В то же время представители группы Б (специалисты), обладая низкой самоэффективности в деятельности и средней самоэффективностью в общении в течение всего периода работы в компании так и не осуществили значительного карьерного продвижения.

При исследования локуса контроля было рассмотрено три основные характеристики (общая интернальность, интернальность в сфере достижений и интернальность в сфере неудач). Анализ указанных психологических характеристик показал, что все они в большей степени выражены у представителей группы А (менеджеры). Высокие значения по общей интернальности у сотрудников, добившихся успехов в карьере,

свидетельствуют о том, что они готовы принимать на себя ответственность за управленческие решения, качество выполнения рабочих заданий и проектов и эффективную работу подчиненных. В то же время именно эти сотрудники отличаются высоким уровнем интернальности в сфере достижений и в сфере неудач, то есть они берут на себя ответственность как в случае значительных профессиональных и карьерных успехов, считая себя субъектами собственной карьеры, так и в ситуации временных затруднений и остановок в карьерном росте.

У специалистов, входящих в группу Б, все три показателя интернальности ниже, чем у представителей группы А, что говорит о их неготовности отвечать за собственный профессиональный рост и карьерное продвижение, стремлении перекладывать на других ответственность в случае ошибок и принижении своего личного вклада в общий успех.

Сравнение различных аспектов мотивации к карьере у участников эмпирического исследования показало, что по двум из трех аспектов карьерной мотивации (карьерный инсайт и карьерная причастность) наблюдаются различия: обе характеристики в большей степени выражены у менеджеров, чем у специалистов. Показатели по карьерному инсайту у менеджеров попадают в область высоких значений, а у специалистов - в область низких. Карьерная устойчивость выражена на среднем уровне у добившихся карьерных успехов менеджеров и у рядовых специалистов.

Подобную картину можно объяснить тем, что менеджеры, сделавшие карьеру в компании обладают точным пониманием своих сильных и слабых сторон в отношении карьеры, могут четко выстроить карьерные цели и карьерные планы. Они готовы разделять цели и ценности компании, в которой работают, проявляя приверженность и высокую мотивацию к профессиональной деятельности именно в данной компании. Сотрудники, входящие в группу Б - специалисты, с низкими показателями по двум из трех аспектов мотивации к карьере (карьерный инсайт и карьерная причастность) отличаются менее выраженным осознанием личностных ресурсов к карьерному росту, их карьерные цели могут быть неадекватными - или сильно заниженными, или завышенными. Эти сотрудники могут не всегда разделять в полной мере цели организации, отдавая приоритет личным целям, которые не связаны с общими задачами развития компании.

Эмоциональная стабильность как личностная компетенция, включающая в себя две составляющие - нейротизм и психотизм, у менеджеров значительно выше, чем у специалистов, соответственно уровень выраженности нейротизма и психотизма у них ниже. Это означает, что сотрудники, работающие на руководящих должностях, отличаются способностью сохранять организованное поведение и ситуативную целенаправленность в обычных и стрессовых ситуациях, а также более адаптивны к внешней среде, склонны к лидерству и общительности, менее напряжены и беспокойны в различных рабочих ситуациях.

Сотрудники, входящие в группу Б, обладают повышенным нейротизмом, то есть эмоционально нестабильны. Эти сотрудники более склонны к чрезмерной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, быстрой смене настроений (лабильности), чувству вины и беспокойства, озабоченности, депрессивным реакциям, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Обладая высоким уровнем нейротизма, они также отличаются неровностью в контактах с людьми, изменчивостью интересов, неуверенностью в себе, выраженной чувствительностью, впечатлительностью, склонностью к

раздражительности.

Результаты по шкале психотизма у менеджеров ниже по сравнению с результатами по этой же психологической характеристике у специалистов. Низкий показатель по психотизму означает большую адекватность социальных реакций, неконфликтность, коммуникативную открытость и способность эффективно выстраивать взаимодействие с ближайшим социальным окружением. Низкий уровень нейротизма и психотизма, определяющий высокую степень выраженность такой личностной компетенции как эмоциональная стабильность, является одной из важных психологических составляющих карьерного успеха.

Проведя сравнительный анализ всех рассматриваемых в эмпирическом исследовании личностных компетенций, были установлены следующие особенности:

- по большинству изучаемых психологических характеристик (8 из 10) установлено различие между менеджерами и специалистами;

- наибольшие различия выявлены по таким психологическим характеристикам как самоэффективность в деятельности, карьерный инсайт и карьерная причастность;

- по таким характеристикам как самоэффективность в общении и карьерная устойчивость значимых различий не наблюдается.

На основании полученных в эмпирическом исследовании данных можно говорить о том, что выдвинутая гипотеза о взаимосвязи успешного карьерного продвижения и уровнем выраженности таких личностных компетенций как самоэффективность, мотивация к карьере и интернальный локус контроля и эмоциональная стабильность, подтвердилась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.